• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 198 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Чепуренко А. Ю. Форсайт. 2017. Т. 11. № 3. С. 11-24.

В фокусе статьи — деловая активность населения постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Цель предпринятого автором исследования состоит в выявлении условий и особенностей ведения бизнеса в этих государствах через анализ предпринимательской активности в каждом из них (или в нескольких) с учетом их социетальных и экономических характеристик. Источником эмпирических данных послужили результаты «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). На основе ряда ключевых показателей последнего за 2011 г. по соответствующим странам ЦВЕ вкупе с сильными и слабыми сторонами существующих подходов к классификации была предложена новая типология предпринимательских экосистем. Автор распределяет их по двум «осям» — качества деловой активности в стране (высокое, среднее, ниже среднего) и ее условий (благоприятные, средние, ниже средних). Результатом становится кластеризация стран ЦВЕ по типам экосистем предпринимательства, где в худший кластер попадает Босния и Герцеговина, в лучший — Чехия. Россия заняла место в кластере со средними показателями по обеим осям. Полученные результаты могут оказаться полезны при разработке различных вариантов политики содействия предпринимательству и поддержки малого бизнеса, отказывающейся от общих схем в пользу учета ресурсов и ограничений каждого из выделенных типов экосистем бизнеса.

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Чепуренко А. Ю. Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. С. 6-8.

Вступительная статья приглашенного редактора раскрывает сущность понятия «предпринимательская экосистема» (ПЭ), ее основные составляющие, и обозначает основные направления исследований ПЭ с акцентом на страны с переходной экономикой, представленные в статьях специального выпуска.

Добавлено: 2 марта 2020
Статья
Вишневский К. О., Карасев О. И. Форсайт. 2010. Т. 4. № 2. С. 58-67.
В последние десятилетия в экономически развитых странах получили широкое распространение Форсайт-исследования, направленные на определение перспективных направлений научно-технологического и инновационного развития в сфере новых материалов. В статье рассматриваются итоги ряда зарубежных Форсайт-проектов в данной области, в числе которых японский Дельфи, немецкий и британский Форсайты. Особое внимание уделено опыту Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ–ВШЭ, в частности результатам реализованного при его участии научно-технологического Форсайта России до 2025 г. Представлен обзор дорожных карт, посвященных сектору новых материалов. Предметом более детального анализа является будущее углеродных волокон ­ — одной из наиболее многообещающих групп материалов, находящей широкое применение в аэрокосмической отрасли, атомной энергетике, строительстве и других секторах экономики.
Добавлено: 29 июня 2012
Статья
Гершман М. А. Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 28-43.

Повышение результативности инновационной деятельности в реальном секторе российской экономики — давно назревшая необходимость. С 2010 г. власти проводят политику «принуждения к инновациям» крупнейших компаний с государственным участием посредством разработки и реализации программ инновационного развития (ПИР). Основными ожидаемыми эффектами видятся ускорение модернизации экономики и дополнительный спрос на инновации.

В статье представлен анализ результатов мониторинга научно-технической и инновационной деятельности крупнейших отечественных государственных компаний в связи с реализацией ими ПИР. Оцениваются промежуточные итоги государственных инициатив по стимулированию инноваций в соответствующем сегменте предпринимательского сектора. Автором отмечаются негативные эффекты избыточного «принуждения к инновациям», а также приводятся рекомендации по совершенствованию политики в рассматриваемой сфере.

Проведенные мониторинговые наблюдения свидетельствуют, что реальным приоритетом для большинства компаний остается модернизация основных фондов путем приобретения современных машин и оборудования. Технологические заимствования, наряду с инвестированием в исследования и разработки, существенно преобладают над другими возможными механизмами инновационного развития, включая поддержку малых и средних предприятий, обучение и подготовку персонала, кооперацию с другими субъектами инновационной системы в рамках технологических платформ, венчурное финансирование. Результаты инновационной деятельности группы госкомпаний, реализующих ПИР, в целом сопоставимы со среднероссийскими; в то же время полученные данные не позволяют оценить направления реализации патентных стратегий обследованных компаний и уровень новизны произведенной и экспортированной ими инновационной продукции.

По оценке автора, эффект от организационных преобразований и вложенных инвестиций может проявиться в течение ближайшего десятилетия. Однако значительно более существенную роль в повышении конечной результативности будут играть качество менеджмента компаний, лояльность работников к организационным изменениям и корпоративная культура, поддерживающая инновации. Среди предлагаемых автором мер по совершенствованию государственной политики: дифференциация стимулирующих мер с учетом организационной специфики; содействие развитию кооперации между государственными компаниями и другими акторами (малыми инновационными фирмами, университетами, и др.); согласование инновационных стратегий с различными направлениями корпоративной политики, а также интеграция ПИР в дорожные карты технологического развития секторов, рынков, регионов.

Добавлено: 30 марта 2013
Статья
Андреев Е. М., Жданов Д. А. Форсайт. 2007. № 3. С. 49-52.

В данной статье анализируется взаимосвязь продолжительности жизни и уровня образования населения. В статье отмечается, что, к сожалению, данные о смертности населения России в зависимости от уровня образования фрагментарны, и ее динамику невозможно проследить на протяжении достаточно длительного периода. В своем исследовании авторы рассматривают наиболее образованную часть населения России, рассматривая динамику смертности, научной элиты.

Добавлено: 21 июня 2017
Статья
Проскурякова Л. Н., Гстраунталер Т. Форсайт. 2010. № 3. С. 4-17.

The authors take a macro-perspective of post-crisis innovations in extractive industries of Brazil, Russia and South Africa, drawing a comparison with Canada. The economies of these countries will most likely depend on the extraction of natural resources in the near and even mid-term future. Therefore innovative activity of extractive industries will help cutting down costs in times of economic turbulences as well as acquiring certain competitive advantage during the recovery and the stage of renewed growth. The paper has also shown that there are not many differences in the innovation policy instruments used in developed countries vs. fast growing economies. It is their synergy, governance, targeted design and application that make up for all the differences. All four countries that were studied emphasized the overarching R&D-related policy goals and indicators, like a certain GDP percentage of R&D expenditure. However, it seems that in fast growing economies, the necessary fine-tuning of policy tools together with structural reforms are more successfully realized in developed countries. Following the available sources, only Canada succeeded to properly put in place the framework economic conditions, like structural adjustment of S&T sector, effective governance structure for S&T sector, competition and SME policies, lowering administrative barriers and corruption.

Добавлено: 18 октября 2010
Статья
Заиченко С. А. Форсайт. 2007. № 1(1). С. 30-33.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Дорошенко М. Е., Скрипкин К. Г. Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 44-57.

В настоящее время правительства ряда стран, включая Россию, рассматривают продвижение открытого программного обеспечения (Open Source) как важный инструмент политики по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В нашей стране с 2010 г. реализуется инициатива по созданию Национальной программной платформы, ориентированной на развитие приложений на основе Open Source и их принудительное внедрение в органах государственного управления. В статье оценивается эффективность государственной политики в области программного обеспечения открытого типа и приводятся рекомендации по ее совершенствованию.

Анализируя специфику функционирования рынка программного обеспечения, сопоставляя сильные и слабые стороны его двух основных типов — проприетарного («закрытого») и открытого, а также возможных «крайних» политических позиций в отношении последнего (прямое стимулирование либо полное самоустранение государства от регулирования выбора пользователей), авторы заключают, что ни один ультимативный подход не является бесспорным. Необходимо принимать во внимание развитие не только самого программного обеспечения, но и всего комплекса комплементарных ему активов, обусловливающих экономический эффект от инноваций. Только совместная работа поставщиков и потребителей над внедрением новых технологий (соизобретение) рождает синергию, являющуюся ключевым условием эффективного использования информационных технологий в экономике и развития собственно сектора ИКТ в целом. Следовательно, протекционизм (стимулирование производителя за счет ограничения потребительского выбора) принципиально не согласуется со спецификой данного сектора, а принудительный переход на новое программное обеспечение приведет к значительным потерям в плане связанных с этим издержек переключения и упущенных выгод от сетевых эффектов. В то же время косвенные меры, в частности информирование пользователей и поддержка распространения открытых стандартов, скорее расширяют выбор клиентов, снижая издержки переключения с одного программного обеспечения на другое. Именно такие механизмы не просто совместимы со спецификой рассматриваемого рынка, но и позволяют извлекать из нее максимум пользы, как для производителей, так и для потребителей.

Добавлено: 30 марта 2013
Статья
Завьялова Е. К., Алсуфьев А. И., Краковецкая И. В. и др. Форсайт. 2018. Т. 12. № 3. С. 43-52.

Статья международного авторского коллектива посвящена анализу механизмов и инструментов, используемых китайскими компаниями для повышения собственной инновационной активности. На примере модели инновационной экосистемы страны, основных ее подсистем и связей между ними рассмот­рена роль обучения и развития человеческих ресурсов в трансформации национальной экономики в глобальный центр инноваций. Авторы анализируют основные вызовы эффективному управлению человеческими ресурсами и различным практикам подготовки персонала в инновационно-активных компаниях Китая, связанные с уровнем развития среды и социально-экономических институтов.

Источником эмпирических данных для исследования послужили структурированные интервью о практиках обучения и развития человеческих ресурсов в 60 средних и крупных инновационно-активных компаниях Китая и экономические показатели инновационной активности. Анализ позволил разделить компании выборки на четыре кластера: «Инноваторы», «Лидеры обучения», «Звезды» и «Отстающие», в зависимости от используемого подхода к совершенствованию профессиональных навыков персонала. Кластеры различаются по количественным и качественным параметрам повышения квалификации сотрудников и показателям инновационной активности компаний. Полученные результаты доказывают наличие взаимосвязи между подходами к обучению и развитию персонала и результатами инновационной деятельности и доказывают эффективность подобного инструментария управления в инновационно-активных компаниях.

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Куценко Е. С. Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 6-15.

Дискуссии о целесообразности и степени вмешательства государства в процессы формирования и развития кластеров не утратили своей актуальности. С одной стороны, случаев планомерного успешного создания кластера «с нуля» в последние десятилетия встречается немного. С другой — еще сложнее привести примеры кластеров, сформировавшихся без какого-либо участия государства. Показано, что для ответа на обозначенный вопрос эмпирических свидетельств недостаточно и требуется теоретический анализ. Факты, свидетельствующие о неудачах политики тех или иных стран в отдельные периоды, не являются основанием для принципиального отказа от регулирующих инициатив. Автор выделяет и детально анализирует два основных типа провалов рынка, связанных с формированием и развитием кластеров: несоответствие территориального размещения производительных сил существующим центростремительным и центробежным агломерационным эффектам (положительным и отрицательным внешним экономиям); а также недопроизводство положительной внешней экономии, отражающееся на результатах хозяйственной деятельности локализованных игроков. В статье также определены вероятные причины снижения эффективности кластерной политики государства (провалы государства); проанализированы наиболее очевидные риски, возникающие при ее реализации. Доказывается, что эффективная кластерная политика должна быть нацелена на преодоление провалов рынка, а процедуры и алгоритмы ее имплементации — провалов государства.

Добавлено: 16 ноября 2012
Статья
Nissen V., Lezina T., Saltan A. Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12. No. 3. P. 53-61.

Бизнес-модели многих современных компаний находятся в сильной зависимости от применяемых методов управления информационными технологиями (ИТ). В развитых странах управление ИТ за последнее десятилетие трансформировалось из функции поддержки бизнеса в инструмент повышения эффективности и (по крайней мере, в некоторых случаях) драйвера бизнес-инноваций и цифровой трансформации. В отличие от развитых государств, мало что известно о роли ИТ в компаниях стран с переходной экономикой, таких как Россия. Исторические, политические и географические особенности многих сфер жизни российского общества привели к возникновению концепции особого «русского пути». Но насколько правомерно говорить об особом пути в ИТ-менеджменте?

Авторы статьи ставят задачу изучить особенности ИТ-менеджмента и оценить его роль в цифровой трансформации крупных российских компаний, которые осознают необходимость подобных изменений. Полученные результаты позволяют не только лучше понять ситуацию с применением методов управления ИТ в российском бизнесе, но и определить возможные тенденции и препятствия на пути его цифровой трансформации, которые могут оказаться актуальными для компаний всех стран с переходной или развивающейся экономикой.

Добавлено: 21 июня 2019
Статья
Гохберг Л. М., Сагиева Г. С. Форсайт. 2007. № 1. С. 44-53.

В предлагаемой статье представлен анализ библиометрических индикаторов, предназначенных для оценки результатов и качества деятельности прежде всего в области фундаментальных наук, изучения масштабов, структуры и динамики создаваемых научных знаний. При этом использована библиометрическая информация реферативной базы данных компании Thomson ISI (ранее Institute of Scientific Information - ISI), которая существует с 1963 года и, начиная с 1985 года, охватывает публикации порядка 5 тыс. ведущих научных журналов мира в области естественных (Science Citation Index - SCI) и общественных (Social Science Citation Index - SSCI) наук с классификацией по соответствующим отраслям. Несмотря на ряд недостатков, о которых подробнее будет сказано ниже, базы данных SCI/SSCI являются наиболее полным и надежным библиометрическим инструментом измерения результатов научной деятельности в отдельных странах и межстрановых сопоставлений, так как содержат не только стандартные библиографические данные мирового потока публикаций, но и проиндексированную пристатейную библиографию.

Добавлено: 16 января 2013
Статья
Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В., Кузык М. Г. и др. Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 6-23.

В статье рассматриваются практические проблемы и противоречия реализации промышленной политики в России в 2000-е гг., ее позитивные и негативные стороны, эволюция подходов к реализации, в результате которой, в частности, происходит сближение инновационной и промышленной повесток. Авторы называют ключевые заинтересованные группы, взаимодействие которых определяет конфигурацию промышленной политики. Анализируются два свежих примера — из области автомобилестроения и из наноидустрии, на основе системного сопоставления которых предпринята попытка концептуализации лучших практик. Сформулированы уроки, значимые для выстраивания новой технологической промышленной политики:

Мировой опыт свидетельствует, что требования к промышленной политике и ее возможности существенно меняются с течением времени. На уровне отдельной страны и на каждом этапе развития требуются новые идеи и решения, а повторить успех состоявшихся лидеров крайне сложно. Положительные примеры реализации промышленной политики связаны с ориентацией на мировой рынок, обеспечением глобальной конкурентоспособности, привлечением иностранных инвесторов. В отсутствие четких, свободных условий входа/выхода для основных акторов и вовлеченности иностранных партнеров распространяются такие явления, как симуляция успехов, информационная асимметрия, укореняются противоположные представления об экономической ситуации среди представителей общества и системы государственного управления. Корректное измерение накопленного научно-технологического потенциала имеет принципиальное значение для технологической промышленной политики. Многие данные в этой сфере оказываются недостоверными, поскольку не учитывают изменений потребностей бизнеса в технологиях. Использование советского материально-технического наследия иногда становится политическим императивом, препятствующим развитию инновационного потенциала страны и межстрановой технологической кооперации. Отрицательное отношение к той или иной политике не должно накладывать табу на изучение соответствующих вопросов. Мнимое отсутствие в России промышленной политики на протяжении долгого времени привело к тому, что качество ее разработки и реализации, а также культура исследований остаются на довольно низком уровне.

 

Добавлено: 15 марта 2015
Статья
Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Погребняк Е. В. и др. Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 6-23.

В статье рассматриваются практические проблемы и противоречия реализации промышленной политики в России в 2000-е гг., ее позитивные и негативные стороны, эволюция подходов к реализации, в результате которой, в частности, происходит сближение инновационной и промышленной повесток. Авторы называют ключевые заинтересованные группы, взаимодействие которых определяет конфигурацию промышленной политики. Анализируются два свежих примера — из области автомобилестроения и из наноидустрии, на основе системного сопоставления которых предпринята попытка концептуализации лучших практик. Сформулированы уроки, значимые для выстраивания новой технологической промышленной политики:

Мировой опыт свидетельствует, что требования к промышленной политике и ее возможности существенно меняются с течением времени. На уровне отдельной страны и на каждом этапе развития требуются новые идеи и решения, а повторить успех состоявшихся лидеров крайне сложно. Положительные примеры реализации промышленной политики связаны с ориентацией на мировой рынок, обеспечением глобальной конкурентоспособности, привлечением иностранных инвесторов. В отсутствие четких, свободных условий входа/выхода для основных акторов и вовлеченности иностранных партнеров распространяются такие явления, как симуляция успехов, информационная асимметрия, укореняются противоположные представления об экономической ситуации среди представителей общества и системы государственного управления. Корректное измерение накопленного научно-технологического потенциала имеет принципиальное значение для технологической промышленной политики. Многие данные в этой сфере оказываются недостоверными, поскольку не учитывают изменений потребностей бизнеса в технологиях. Использование советского материально-технического наследия иногда становится политическим императивом, препятствующим развитию инновационного потенциала страны и межстрановой технологической кооперации. Отрицательное отношение к той или иной политике не должно накладывать табу на изучение соответствующих вопросов. Мнимое отсутствие в России промышленной политики на протяжении долгого времени привело к тому, что качество ее разработки и реализации, а также культура исследований остаются на довольно низком уровне.

 

Добавлено: 12 января 2015
Статья
Дорошенко М. Е., Суслов А. Б. Форсайт. 2008. Т. 2. № 2. С. 18-35.

В предыдущих публикациях автор и его коллеги рассматривали текущее состояние сектора интеллектуальных услуг и очертили контуры его будущего развития. Новые обследования, проведенные Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ в 2007 г., позволили сформировать более развернутую картину этих перспектив.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Майлз Я. Д. Форсайт. 2011. Т. 5. № 2. С. 4-15.
В статье представлен обзор научных работ, посвященных инновационной деятельности в сфере услуг. Выделяется ряд подходов, в разное время доминировавших среди исследователей. Рост инноваций в сервисной индустрии привел к тому, что наиболее ранний — «традиционный» — подход практически утратил свое влияние. В настоящее время большинство исследователей придерживаются одной из двух концепций: ассимиляционизма или демаркационизма. Первая предполагает, что к сервисным инновациям применимы инструменты оценки и политики, характерные для обрабатывающей промышленности; вторая акцентируется на специфических характеристиках индустрии услуг, ее сторонники настаивают на введении специальных оценочных методов и политических мер. По мнению автора, наиболее перспективен синтетический подход, сочетающий черты двух указанных концепций. Он облегчит оценку инновационных процессов, позволит учесть экономические тренды, которые могут упускаться из виду частными подходами, разработать комплексные программы подготовки кадров и многостороннюю инновационную политику.
Добавлено: 28 июня 2012
Статья
Добрякова М. С., Котельникова З. В. Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 6-19.

При подготовке стратегических документов, описывающих приоритеты развития науки и технологий, часто недооценивается роль социального контекста научно-технологических разработок. В статье рассматриваются возможности социальных наук для более глубокого контекстного анализа при формулировании приоритетов и, как следствие, повышения эффективности внедрения перспективных технологий. Методологической основой анализа послужила концепция социального конструирования технологий (SCOT).

В качестве наглядного примера стратегического документа, определяющего приоритеты разработок в сфере науки и технологий, выбран перечень критических технологий Российской Федерации. Авторами выделены разработки с наиболее высоким потенциалом «социальной укорененности», реализовать которые в полной мере позволит лишь понимание сопряженных с ними социальных отношений. Они делятся на четыре группы («кластера»): биомедицина и здоровье; энергетика; экология; транспорт.Для каждого «кластера» обозначены социальные группы, которые окажутся затронутыми соответствующими технологиями, возможные противоречия в их интересах и форматы взаимодействия. Показаны направления социологических исследований, позволяющие глубже понять актуальный контекст, в рамках которого будут создаваться и внедряться новые технологии, чтобы оптимизировать усилия по их распространению.

Авторы приходят к выводу, что многие перспективные технологии, имеющие материальную форму, окажутся более эффективными, если их внедрение и, возможно, элементы разработки будут сопровождаться (а в ряде случаев — и предваряться) результатами соответствующих исследований в области гуманитарных и социальных наук. В этом смысле предлагается ввести в оборот понятие «социальной укорененности технологий» и учитывать его как значимый фактор, служащий залогом успешности внедрения, а порой — и самой конфигурации технологии.

Добавлено: 29 апреля 2015
Статья
Щербак А. Н. Форсайт. 2013. № 4. С. 6-15.

Для большинства стран модернизация в той или иной форме является важной составляющей политической повестки. Политики и эксперты стоят перед необходимостью объяснить ее неодинаковые траектории в разных экономиках, успехи одних и неудачи других, выявить факторы, составляющие успешные кейсы. При этом пристальное внимание уделяется изучению связи модернизации с системой ценностей, в частности с толерантностью. Тезис о значимом позитивном влиянии последней на модернизацию (понимаемую в узком смысле — как экономическую и технологическую) и роль связующего механизма — политических институтов — стал предметом эмпирического тестирования в рамках данной статьи. Теоретической основой исследования являются культурно-модернизационный подход Р. Инглхарта и концепция «креативного класса» Р. Флориды. В работе использованы сведения по 58 странам за 1996–2008 гг. Их источником послужили результаты проекта World Values Survey (WVS), а также базы данных «World Development Indicators» и «Worldwide Governance Indicators», принадлежащие Всемирному банку.

Анализ подтвердил существование сильной связи между толерантностью и модернизацией, причем именно повышение толерантности обусловливает успешный переход к постиндустриальной (инновационной) экономике. Данный процесс связывается с появлением особого социального класса — креативного. Толерантность, измеряемая отношением к гендерному равенству, этническим и сексуальным меньшинствам, оказывается важным условием для создания комфортной среды его обитания.

Исследование показало, что существуют различные пути к экономической модернизации, в зависимости от уровня социальной толерантности. Постиндустриальная экономика требует формирования общества, основанного на ценностях самовыражения. Некоторые страны, однако, пытаются построить ее в обход данного условия, хотя вероятность достижения успеха в этом случае довольно мала. Подобная «догоняющая» модель ассоциируется с низким уровнем толерантности и развития политических институтов. Последние также имеют значение, являясь, по всей видимости, каузальным механизмом, обеспечивающим взаимосвязь между толерантностью и успешной модернизацией. Прежде всего, это касается верховенства права и контроля коррупции. Институты — ключевой элемент в «толерантной» модели модернизации, гарантирующий креативному классу поддержание открытости, разнообразия, защиты его интересов, в том числе права на идентичность. «Догоняющие» стратегии, напротив, отводят ценностям и политическим институтам второстепенную роль, делая ставку на инвестиции.

Добавлено: 15 ноября 2013