• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 190 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Дорошенко М. Е., Скрипкин К. Г. Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 44-57.

В настоящее время правительства ряда стран, включая Россию, рассматривают продвижение открытого программного обеспечения (Open Source) как важный инструмент политики по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В нашей стране с 2010 г. реализуется инициатива по созданию Национальной программной платформы, ориентированной на развитие приложений на основе Open Source и их принудительное внедрение в органах государственного управления. В статье оценивается эффективность государственной политики в области программного обеспечения открытого типа и приводятся рекомендации по ее совершенствованию.

Анализируя специфику функционирования рынка программного обеспечения, сопоставляя сильные и слабые стороны его двух основных типов — проприетарного («закрытого») и открытого, а также возможных «крайних» политических позиций в отношении последнего (прямое стимулирование либо полное самоустранение государства от регулирования выбора пользователей), авторы заключают, что ни один ультимативный подход не является бесспорным. Необходимо принимать во внимание развитие не только самого программного обеспечения, но и всего комплекса комплементарных ему активов, обусловливающих экономический эффект от инноваций. Только совместная работа поставщиков и потребителей над внедрением новых технологий (соизобретение) рождает синергию, являющуюся ключевым условием эффективного использования информационных технологий в экономике и развития собственно сектора ИКТ в целом. Следовательно, протекционизм (стимулирование производителя за счет ограничения потребительского выбора) принципиально не согласуется со спецификой данного сектора, а принудительный переход на новое программное обеспечение приведет к значительным потерям в плане связанных с этим издержек переключения и упущенных выгод от сетевых эффектов. В то же время косвенные меры, в частности информирование пользователей и поддержка распространения открытых стандартов, скорее расширяют выбор клиентов, снижая издержки переключения с одного программного обеспечения на другое. Именно такие механизмы не просто совместимы со спецификой рассматриваемого рынка, но и позволяют извлекать из нее максимум пользы, как для производителей, так и для потребителей.

Добавлено: 30 марта 2013
Статья
Завьялова Е. К., Алсуфьев А. И., Краковецкая И. В. и др. Форсайт. 2018. Т. 12. № 3. С. 43-52.

Статья международного авторского коллектива посвящена анализу механизмов и инструментов, используемых китайскими компаниями для повышения собственной инновационной активности. На примере модели инновационной экосистемы страны, основных ее подсистем и связей между ними рассмот­рена роль обучения и развития человеческих ресурсов в трансформации национальной экономики в глобальный центр инноваций. Авторы анализируют основные вызовы эффективному управлению человеческими ресурсами и различным практикам подготовки персонала в инновационно-активных компаниях Китая, связанные с уровнем развития среды и социально-экономических институтов.

Источником эмпирических данных для исследования послужили структурированные интервью о практиках обучения и развития человеческих ресурсов в 60 средних и крупных инновационно-активных компаниях Китая и экономические показатели инновационной активности. Анализ позволил разделить компании выборки на четыре кластера: «Инноваторы», «Лидеры обучения», «Звезды» и «Отстающие», в зависимости от используемого подхода к совершенствованию профессиональных навыков персонала. Кластеры различаются по количественным и качественным параметрам повышения квалификации сотрудников и показателям инновационной активности компаний. Полученные результаты доказывают наличие взаимосвязи между подходами к обучению и развитию персонала и результатами инновационной деятельности и доказывают эффективность подобного инструментария управления в инновационно-активных компаниях.

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Куценко Е. С. Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 6-15.

Дискуссии о целесообразности и степени вмешательства государства в процессы формирования и развития кластеров не утратили своей актуальности. С одной стороны, случаев планомерного успешного создания кластера «с нуля» в последние десятилетия встречается немного. С другой — еще сложнее привести примеры кластеров, сформировавшихся без какого-либо участия государства. Показано, что для ответа на обозначенный вопрос эмпирических свидетельств недостаточно и требуется теоретический анализ. Факты, свидетельствующие о неудачах политики тех или иных стран в отдельные периоды, не являются основанием для принципиального отказа от регулирующих инициатив. Автор выделяет и детально анализирует два основных типа провалов рынка, связанных с формированием и развитием кластеров: несоответствие территориального размещения производительных сил существующим центростремительным и центробежным агломерационным эффектам (положительным и отрицательным внешним экономиям); а также недопроизводство положительной внешней экономии, отражающееся на результатах хозяйственной деятельности локализованных игроков. В статье также определены вероятные причины снижения эффективности кластерной политики государства (провалы государства); проанализированы наиболее очевидные риски, возникающие при ее реализации. Доказывается, что эффективная кластерная политика должна быть нацелена на преодоление провалов рынка, а процедуры и алгоритмы ее имплементации — провалов государства.

Добавлено: 16 ноября 2012
Статья
Nissen V., Lezina T., Saltan A. Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12. No. 3. P. 53-61.

Бизнес-модели многих современных компаний находятся в сильной зависимости от применяемых методов управления информационными технологиями (ИТ). В развитых странах управление ИТ за последнее десятилетие трансформировалось из функции поддержки бизнеса в инструмент повышения эффективности и (по крайней мере, в некоторых случаях) драйвера бизнес-инноваций и цифровой трансформации. В отличие от развитых государств, мало что известно о роли ИТ в компаниях стран с переходной экономикой, таких как Россия. Исторические, политические и географические особенности многих сфер жизни российского общества привели к возникновению концепции особого «русского пути». Но насколько правомерно говорить об особом пути в ИТ-менеджменте?

Авторы статьи ставят задачу изучить особенности ИТ-менеджмента и оценить его роль в цифровой трансформации крупных российских компаний, которые осознают необходимость подобных изменений. Полученные результаты позволяют не только лучше понять ситуацию с применением методов управления ИТ в российском бизнесе, но и определить возможные тенденции и препятствия на пути его цифровой трансформации, которые могут оказаться актуальными для компаний всех стран с переходной или развивающейся экономикой.

Добавлено: 21 июня 2019
Статья
Гохберг Л. М., Сагиева Г. С. Форсайт. 2007. № 1. С. 44-53.

В предлагаемой статье представлен анализ библиометрических индикаторов, предназначенных для оценки результатов и качества деятельности прежде всего в области фундаментальных наук, изучения масштабов, структуры и динамики создаваемых научных знаний. При этом использована библиометрическая информация реферативной базы данных компании Thomson ISI (ранее Institute of Scientific Information - ISI), которая существует с 1963 года и, начиная с 1985 года, охватывает публикации порядка 5 тыс. ведущих научных журналов мира в области естественных (Science Citation Index - SCI) и общественных (Social Science Citation Index - SSCI) наук с классификацией по соответствующим отраслям. Несмотря на ряд недостатков, о которых подробнее будет сказано ниже, базы данных SCI/SSCI являются наиболее полным и надежным библиометрическим инструментом измерения результатов научной деятельности в отдельных странах и межстрановых сопоставлений, так как содержат не только стандартные библиографические данные мирового потока публикаций, но и проиндексированную пристатейную библиографию.

Добавлено: 16 января 2013
Статья
Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В., Кузык М. Г. и др. Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 6-23.

В статье рассматриваются практические проблемы и противоречия реализации промышленной политики в России в 2000-е гг., ее позитивные и негативные стороны, эволюция подходов к реализации, в результате которой, в частности, происходит сближение инновационной и промышленной повесток. Авторы называют ключевые заинтересованные группы, взаимодействие которых определяет конфигурацию промышленной политики. Анализируются два свежих примера — из области автомобилестроения и из наноидустрии, на основе системного сопоставления которых предпринята попытка концептуализации лучших практик. Сформулированы уроки, значимые для выстраивания новой технологической промышленной политики:

Мировой опыт свидетельствует, что требования к промышленной политике и ее возможности существенно меняются с течением времени. На уровне отдельной страны и на каждом этапе развития требуются новые идеи и решения, а повторить успех состоявшихся лидеров крайне сложно. Положительные примеры реализации промышленной политики связаны с ориентацией на мировой рынок, обеспечением глобальной конкурентоспособности, привлечением иностранных инвесторов. В отсутствие четких, свободных условий входа/выхода для основных акторов и вовлеченности иностранных партнеров распространяются такие явления, как симуляция успехов, информационная асимметрия, укореняются противоположные представления об экономической ситуации среди представителей общества и системы государственного управления. Корректное измерение накопленного научно-технологического потенциала имеет принципиальное значение для технологической промышленной политики. Многие данные в этой сфере оказываются недостоверными, поскольку не учитывают изменений потребностей бизнеса в технологиях. Использование советского материально-технического наследия иногда становится политическим императивом, препятствующим развитию инновационного потенциала страны и межстрановой технологической кооперации. Отрицательное отношение к той или иной политике не должно накладывать табу на изучение соответствующих вопросов. Мнимое отсутствие в России промышленной политики на протяжении долгого времени привело к тому, что качество ее разработки и реализации, а также культура исследований остаются на довольно низком уровне.

 

Добавлено: 15 марта 2015
Статья
Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Погребняк Е. В. и др. Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 6-23.

В статье рассматриваются практические проблемы и противоречия реализации промышленной политики в России в 2000-е гг., ее позитивные и негативные стороны, эволюция подходов к реализации, в результате которой, в частности, происходит сближение инновационной и промышленной повесток. Авторы называют ключевые заинтересованные группы, взаимодействие которых определяет конфигурацию промышленной политики. Анализируются два свежих примера — из области автомобилестроения и из наноидустрии, на основе системного сопоставления которых предпринята попытка концептуализации лучших практик. Сформулированы уроки, значимые для выстраивания новой технологической промышленной политики:

Мировой опыт свидетельствует, что требования к промышленной политике и ее возможности существенно меняются с течением времени. На уровне отдельной страны и на каждом этапе развития требуются новые идеи и решения, а повторить успех состоявшихся лидеров крайне сложно. Положительные примеры реализации промышленной политики связаны с ориентацией на мировой рынок, обеспечением глобальной конкурентоспособности, привлечением иностранных инвесторов. В отсутствие четких, свободных условий входа/выхода для основных акторов и вовлеченности иностранных партнеров распространяются такие явления, как симуляция успехов, информационная асимметрия, укореняются противоположные представления об экономической ситуации среди представителей общества и системы государственного управления. Корректное измерение накопленного научно-технологического потенциала имеет принципиальное значение для технологической промышленной политики. Многие данные в этой сфере оказываются недостоверными, поскольку не учитывают изменений потребностей бизнеса в технологиях. Использование советского материально-технического наследия иногда становится политическим императивом, препятствующим развитию инновационного потенциала страны и межстрановой технологической кооперации. Отрицательное отношение к той или иной политике не должно накладывать табу на изучение соответствующих вопросов. Мнимое отсутствие в России промышленной политики на протяжении долгого времени привело к тому, что качество ее разработки и реализации, а также культура исследований остаются на довольно низком уровне.

 

Добавлено: 12 января 2015
Статья
Дорошенко М. Е., Суслов А. Б. Форсайт. 2008. Т. 2. № 2. С. 18-35.

В предыдущих публикациях автор и его коллеги рассматривали текущее состояние сектора интеллектуальных услуг и очертили контуры его будущего развития. Новые обследования, проведенные Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ в 2007 г., позволили сформировать более развернутую картину этих перспектив.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Майлз Я. Д. Форсайт. 2011. Т. 5. № 2. С. 4-15.
В статье представлен обзор научных работ, посвященных инновационной деятельности в сфере услуг. Выделяется ряд подходов, в разное время доминировавших среди исследователей. Рост инноваций в сервисной индустрии привел к тому, что наиболее ранний — «традиционный» — подход практически утратил свое влияние. В настоящее время большинство исследователей придерживаются одной из двух концепций: ассимиляционизма или демаркационизма. Первая предполагает, что к сервисным инновациям применимы инструменты оценки и политики, характерные для обрабатывающей промышленности; вторая акцентируется на специфических характеристиках индустрии услуг, ее сторонники настаивают на введении специальных оценочных методов и политических мер. По мнению автора, наиболее перспективен синтетический подход, сочетающий черты двух указанных концепций. Он облегчит оценку инновационных процессов, позволит учесть экономические тренды, которые могут упускаться из виду частными подходами, разработать комплексные программы подготовки кадров и многостороннюю инновационную политику.
Добавлено: 28 июня 2012
Статья
Добрякова М. С., Котельникова З. В. Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 6-19.

При подготовке стратегических документов, описывающих приоритеты развития науки и технологий, часто недооценивается роль социального контекста научно-технологических разработок. В статье рассматриваются возможности социальных наук для более глубокого контекстного анализа при формулировании приоритетов и, как следствие, повышения эффективности внедрения перспективных технологий. Методологической основой анализа послужила концепция социального конструирования технологий (SCOT).

В качестве наглядного примера стратегического документа, определяющего приоритеты разработок в сфере науки и технологий, выбран перечень критических технологий Российской Федерации. Авторами выделены разработки с наиболее высоким потенциалом «социальной укорененности», реализовать которые в полной мере позволит лишь понимание сопряженных с ними социальных отношений. Они делятся на четыре группы («кластера»): биомедицина и здоровье; энергетика; экология; транспорт.Для каждого «кластера» обозначены социальные группы, которые окажутся затронутыми соответствующими технологиями, возможные противоречия в их интересах и форматы взаимодействия. Показаны направления социологических исследований, позволяющие глубже понять актуальный контекст, в рамках которого будут создаваться и внедряться новые технологии, чтобы оптимизировать усилия по их распространению.

Авторы приходят к выводу, что многие перспективные технологии, имеющие материальную форму, окажутся более эффективными, если их внедрение и, возможно, элементы разработки будут сопровождаться (а в ряде случаев — и предваряться) результатами соответствующих исследований в области гуманитарных и социальных наук. В этом смысле предлагается ввести в оборот понятие «социальной укорененности технологий» и учитывать его как значимый фактор, служащий залогом успешности внедрения, а порой — и самой конфигурации технологии.

Добавлено: 29 апреля 2015
Статья
Щербак А. Н. Форсайт. 2013. № 4. С. 6-15.

Для большинства стран модернизация в той или иной форме является важной составляющей политической повестки. Политики и эксперты стоят перед необходимостью объяснить ее неодинаковые траектории в разных экономиках, успехи одних и неудачи других, выявить факторы, составляющие успешные кейсы. При этом пристальное внимание уделяется изучению связи модернизации с системой ценностей, в частности с толерантностью. Тезис о значимом позитивном влиянии последней на модернизацию (понимаемую в узком смысле — как экономическую и технологическую) и роль связующего механизма — политических институтов — стал предметом эмпирического тестирования в рамках данной статьи. Теоретической основой исследования являются культурно-модернизационный подход Р. Инглхарта и концепция «креативного класса» Р. Флориды. В работе использованы сведения по 58 странам за 1996–2008 гг. Их источником послужили результаты проекта World Values Survey (WVS), а также базы данных «World Development Indicators» и «Worldwide Governance Indicators», принадлежащие Всемирному банку.

Анализ подтвердил существование сильной связи между толерантностью и модернизацией, причем именно повышение толерантности обусловливает успешный переход к постиндустриальной (инновационной) экономике. Данный процесс связывается с появлением особого социального класса — креативного. Толерантность, измеряемая отношением к гендерному равенству, этническим и сексуальным меньшинствам, оказывается важным условием для создания комфортной среды его обитания.

Исследование показало, что существуют различные пути к экономической модернизации, в зависимости от уровня социальной толерантности. Постиндустриальная экономика требует формирования общества, основанного на ценностях самовыражения. Некоторые страны, однако, пытаются построить ее в обход данного условия, хотя вероятность достижения успеха в этом случае довольно мала. Подобная «догоняющая» модель ассоциируется с низким уровнем толерантности и развития политических институтов. Последние также имеют значение, являясь, по всей видимости, каузальным механизмом, обеспечивающим взаимосвязь между толерантностью и успешной модернизацией. Прежде всего, это касается верховенства права и контроля коррупции. Институты — ключевой элемент в «толерантной» модели модернизации, гарантирующий креативному классу поддержание открытости, разнообразия, защиты его интересов, в том числе права на идентичность. «Догоняющие» стратегии, напротив, отводят ценностям и политическим институтам второстепенную роль, делая ставку на инвестиции.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Иванов Д. С., Симачев Ю. В., Кузык М. Г. Форсайт. 2012. Т. 6. № 2. С. 18-41.
Российская инновационная политика в последние годы заметно активизировалась — повышается восприимчивость лиц, принимающих решения, к инновациям, обсуждаются пути их поддержки, развивается инструментальное, институциональное и ресурсное обеспечение. Тем не менее, пока не найдено эффективных рычагов влияния на бизнес, в котором новаторская активность проявляется локально, что не создает предпосылки для изменения общей макроэкономической ситуации. Опираясь на результаты анкетного опроса руководителей 602 российских промышленных предприятий, проведенного осенью 2011 г.,авторыанализируют влияние стимулирующих механизмов на инновационную деятельность бизнеса, оценивают его «запрос» на содержание государственной политики. Выявлен ряд сдерживающих факторов, препятствующих развитию инноваций в российских компаниях, прежде всего — нестабильный деловой климат и внутренняя бюрократизация бизнес-процессов. Для повышения мотивированности значительным потенциалом обладают усиление конкуренции, совершенствование системы госзакупок, ужесточение технических стандартов. Позитивную роль господдержки отметили руководители более половины предприятий-новаторов. Она в большей степени ориентирована на успешных игроков, нежели на аутсайдеров. Максимальным «охватом» характеризуются налоговые льготы. Применяемые инструменты способствуют преимущественно расширению инновационной деятельности, а не ее «старту». Их результативность в значительной степени ограничивается качеством администрирования. Среди важнейших задач — обеспечение стабильности регулирования, создание инвестиционно привлекательной среды, что позволит расширить круг предприятий-новаторов. Эти меры целесообразно сочетать с поддержкой инновационных проектов, ориентированных на демонстрационные эффекты, и относительно молодых фирм, нуждающихся в распределении рисков. Логичен выбор большинства компаний в пользу политики импортозамещения, так как они еще не обладают достаточным потенциалом для экспорта высокотехнологичной продукции. Подобные механизмы не должны ограничивать конкуренцию с зарубежными игроками: в противном случае резко снижается мотивация отечественных производителей к инновациям и ухудшаются условия для технологических заимствований и адаптаций.
Добавлено: 2 января 2013
Статья
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Форсайт. 2011. Т. 5. № 4. С. 8-30.

В статье представлены итоги работы экспертной группы №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» по корректировке «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г.». Участниками группы проведен детальный анализ ситуации в российской инновационной сфере и сформулированы рекомендации по выбору стратегических приоритетов государственной политики, а также конкретных инструментов регулирования, которые могут быть реализованы в самом ближайшем будущем. В отношении текущей ситуации среди ключевых вызовов выделены: усиливающаяся зависимость России от внешней конъюнктуры, растущие социально-экономические риски, сложности с адекватным реагированием на быстроменяющиеся глобальные тренды, серьезные разрывы между основными субъектами инновационной системы, неравный доступ различных социальных групп к новым технологиям и инновациям. К наиболее существенным позитивным трендам отнесены: введение новых инструментов регулирования, постепенное расширение круга игроков в инновационной сфере, рост бюджетного финансирования исследований и разработок. Предложены три возможных сценария развития событий: инерционный, предполагающий низкие темпы экономического роста при сохранении сырьевой ориентации экономики; прогрессорский, предусматривающий форсированное встраивание в глобальные процессы, и переход к постиндустриальной модели; а также умеренный, обладающий наибольшей вероятностью реализации. Реализация того или иного сценария зависит от политического выбора на ключевых развилках в таких областях, как законодательство, регулирование, наука, и ряд других. Например, в сфере образования предстоит сделать выбор между «мягкой» адаптацией существующих образовательных программ в соответствии с меняющимися потребностями экономики и усилением акцента на развитии специальных профессиональных компетенций. Сформулированы базовые направления перспективной инновационной политики: переход от фокусирования на поддержке отдельных инновационных проектов, соответствующих жестко установленным технологическим приоритетам, к стимулированию массовых инноваций во всех секторах экономики, включая низкотехнологичные; секторальная дифференциация приоритетов, критериев, инструментов политики; сбалансированная поддержка инноваций в высоко- и низкотехнологичных секторах; отказ от жесткой иерархии в управлении в пользу децентрализации, наделения регионов, институтов развития, бизнес-ассоциаций и других субъектов более широкими полномочиями; поддержка сетевой кооперации на всех уровнях; усиление ориентации на результат при принятии решений; обеспечение баланса тематических и функциональных приоритетов политики в целях ликвидации возможных провалов в инновационном цикле. Подчеркнута важность акцентов на социальных эффектах инновационной политики, поддержке креативного класса, подготовке предпринимателей, менеджеров и профессионалов для инновационной сферы и экономики в целом.

Добавлено: 13 ноября 2013
Статья
Ратай Т. В., Мартынова С. В. Форсайт. 2009. Т. 3. № 4. С. 36-43.
Работа посвящена проблеме влияния мирового финансово-экономического кризиса на сферу науки, анализу текущего состояния и тенденций развития научно-технического потенциала России. Авторы отмечают, что в России произошло снижение ключевых показателей научно-технического потенциала и предпринимательского сектора науки, однако считают, что кризис является еще и новым коридором возможностей.
Добавлено: 30 июня 2012
Статья
Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Форсайт. 2009. Т. 3. № 4. С. 44-55.
В статье анализируются тенденции развития ИКТ в России на основе данных статистики информационного общества. Авторы рассматривают факторы развития ИКТ, затраты на этот вид технологий и результативность их использования. Наряду с положительными тенденциями, такими как появление новых форм оказания услуг и привнесение организационных инноваций в процессы производства, статья также освещает и проблемы, возникающие при использовании ИКТ на практике.
Добавлено: 30 июня 2012
Статья
Саритас О. Форсайт. 2013. Т. 7. № 1. С. 6-13.

Взаимоотношения человека с миром высоких технологий, еще недавно выглядевшие фантастикой, постепенно обретают реальные черты, становясь предметом активных экспертных дискуссий. Отдельные специалисты указывают на то, что в будущем машины смогут опередить человека в интеллектуальном развитии и стать новым доминирующим видом. Вместе с тем не стоят на месте разработки, направленные на совершенствование физических и умственных характеристик человека, помогающие ему сохранить конкурентоспособность по отношению к созданным им технологиям. Они носят междисциплинарный характер, опираясь, прежде всего, на достижения в области медицины, фармакологии, нутрициологии, мобильных коммуникаций, нейро- и когнитивных наук.

В статье рассматриваются примеры таких разработок; анализируется их вклад в расширение функциональных возможностей человека, определяющий облик трудовой деятельности в будущем. Затрагиваются этические вопросы и риски, связанные с внедрением подобных технологий, прежде всего, возникновение социального разрыва между их пользователями и людьми, не имеющими к ним доступа. Перечислены некоторые маловероятные события, которые могут привести к неожиданным последствиям и потрясениям в будущем — от захвата машинами доминантных позиций до появления человека со сверхспособностями, который, переселившись в виртуальную среду, сможет управлять реальностью. Автор констатирует необходимость кардинального переосмысления в подобных условиях устоявшихся представлений о личности человека, персональной ответственности, обязательствах людей друг перед другом, что определит выработку новых поведенческих моделей.

Добавлено: 30 марта 2013
Статья
Митрова Т. А., Кулагин В. А., Грушевенко Д. А. и др. Форсайт. 2015. Т. 9. № 4. С. 18-30.

Проблема прогнозирования рынка моторных топлив в последние годы приобретает особую значимость в связи с развитием технологий и ужесточением межтопливнойьконкуренции в транспортном секторе, что в будущем может радикально преобразовать нефтяной, газовый и электроэнергетический рынки. Возникает потребность в разработке усовершенствованных методик прогнозирования, позволяющих учитывать меняющиеся рыночные факторы, прежде всего новые технологии. В статье исследуется проблематика прогнозирования спроса на жидкие топлива в условиях неопределенности, связанной с будущим технологическим развитием автотранспорта. Технологии, воздействующие на этот спрос, классифицированы по характеру их влияния: разработки, направленные на повышение  энергоэффективности традиционных автомобилей, а также драйверы межтопливной конкуренции с прямыми и непрямыми субститутами нефтепродуктов. Для решения проблемы ограниченности исходной информации в методику включены инструменты кластеризации для группирования стран по определенным признакам. Экономико-математический инструментарий с оптимизационными блоками обеспечивает комплексные расчеты, моделирующие рынок жидких топлив и оценивающие его взаимозависимость с рынками других энергоресурсов. Сформированная система прогнозирования может служить инструментарием для оценки будущего влияния технологических инноваций на развитие нефтяной отрасли при проведении Форсайт-исследований.

Добавлено: 20 января 2016
Статья
Медовников Д. С., Розмирович С. Д. Форсайт. 2011. Т. 5. № 1. С. 26-39.
В статье рассматривается перспективный механизм управления инновационным развитием — «технологические коридоры», нацеленные на повышение технологического уровня выпускаемой продукции, что, в конечном счете, может оказать существенное влияние на качество жизни. Исследование позволило выявить перспективы технического регулирования и очертить контуры потенциальных коридоров для ряда секторов. На примере пилотного для России технологического коридора для производителей автомобильного топлива авторы анализируют барьеры, сдерживающие активное внедрение рассматриваемого инструмента инновационной политики.
Добавлено: 27 июня 2012
Статья
Рудник П. Б. Форсайт. 2011. Т. 5. № 1. С. 16-25.
В статье анализируется роль технологических платформ как эффективного механизма развития взаимодействия между основными субъектами национальной инновационной системы. Представлен европейский опыт создания и функционирования технологических платформ, анализируются возможности его адаптации к российскому контексту и препятствующие этому факторы.
Добавлено: 26 июня 2012