• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 297 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рикер П. Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 25-43.

Статья является одной из наиболее значимых для теоретической социологии работ классика философии Поля Рикера. После публикации в журналах «Social Research» и «New Literary History» Рикер делает данный текст важной составляющей своего более позднего монументального труда - книги «Du texte à l'action» (1986), в которой он завершает исследование текстуальных характеристик действия и связи между герменевтикой и социальными науками. В статье проблематизируются основополагающие черты объекта социальных наук - осмысленного действия. Рикер выдвигает тезис, согласно которому осмысленное действие обнаруживает в себе свойства текста. При научном рассмотрении предикат действия «ориентированное по смыслу» можно заменить на предикат «читаемое». Это сопоставление открывает перед социальными науками возможности использования герменевтических методов, оказывающихся весьма продуктивными при решении эпистемологических проблем. Выстраивая свой аргумент, Рикер использует разнообразные философские ресурсы: от теорий дискурса и теории речевых актов до поствитгенштейнианской аналитической философии и структурной антропологии.

Добавлено: 24 сентября 2012
Статья
Кара-Мурза А. А. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 262-283.

Настоящая статья посвящена анализу самобытной «социологии Москвы» русского философа и социолога Федора Августовича Степуна (1884–1965), который родился, учился и долгие годы жил в Москве, вплоть до своей высылки большевистским режимом из Советской России в 1922 году. На большом фактическом материале автор показывает, как творческие переживания москвича Степуна были связаны с двумя разными периодами жизни Москвы — «до» и «после» Революции 1917 года. Москва перед Первой мировой войной — излюбленная тема Степуна-мемуариста. В отличие от многих авторов, называвших те годы «потерянным временем» для России, Степун, напротив, чрезвычайно высоко ценил тот период за его социальный динамизм и многообразное культурное творчество. Коренной москвич, Степун был воодушевлен быстрым предвоенным ростом старой столицы и неоднократно объявлял предвоенную Москву «золотым периодом» русской культуры. В этом он разделял идеи своих друзей по эмиграции Г. П. Федотова и В. В. Вейдле о том, что «просвещенная Россия» является «лучшей Европой». Особое место в статье отводится анализу отношения Степуна — аналитика и мемуариста — к радикальному преобразованию «метафизического ландшафта» Москвы после революции, которую Степун называет «экзистенциальным переворотом», сломавшим все привычные человеческие «идентичности». Согласно Степуну, большевистский переворот произвел буквально тектонический сдвиг человеческого бытия, не только выбив миллионы людей из привычных контекстов существования, но и до предела оголив все первичные, «экзистенциальные», смыслы человеческого существования.

Добавлено: 2 июля 2018
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 229-239.
Добавлено: 29 января 2013
Статья
Турчик А. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 164-175.

Обзор посвящен одной из современных тенденций в области конверсационного анализа — изучению мультимодального взаимодействия. В основе обзора — материалы международной конференции по конверсационному анализу (ICCA-10), посвященной мультимодальному взаимодействию. Автор повествует об темах, затронутых в ходе обсуждений на секциях, а также об основных направлениях исследований в области изучения мультимодального взаимодействия.

Добавлено: 31 октября 2012
Статья
Турчик А. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 25.
Добавлено: 14 июня 2011
Статья
Пугачева М. Г. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 1. С. 100-118.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Юрлова Мария Дмитриевна Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 169-176.

Данная статья посвящена политической биографии одного из важнейших представителей славянофильской мысли - И. С. Аксакова. В статье анализируются его общесивенно- политические взгляды, теоретические и практические проекты, посвященные реформированию государственного устройства Российской Империи, а также воззрения на церковь и общество. 

Добавлено: 14 ноября 2016
Статья
Каспэ И. М. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 41-69.

В статье исследуется «утопическая рецепция» – то есть возникновение и  воспроизводство коллективных представлений об утопическом. Речь прежде всего идет о визуальном опыте, об «утопическом взгляде», под которым понимается особый социальный навык воспринимать и интерпретировать пространство, присваивая ему статус утопии. Так, определенная инерция зрения побуждает связывать визуальные материалы, относящиеся к десятилетиям социализма, с медийным конструктом «советской утопии». При этом особенно распространены две модели  описания пространства, которые автор статьи условно определяет как «тоталитарное пространство» и «странное пространство». В статье подробно рассматриваются эти модели «утопического взгляда»: первая предполагает повышенную рационализацию и семиотизацию пространственных представлений, вторая – культивируемый смысловой сбой и аффективность; в первом случае пространство характеризуется при помощи метафоры текста, во втором – при помощи метафор сна или памяти. Опираясь на семиотический и, одновременно, пространственный анализ классических утопий, предложенный Луи Мареном, автор показывает, что пространство, увиденное «утопическим взглядом», перестает быть социальным: оборотной стороной конструирования идеального общества парадоксальным образом является блокировка любых интерсубъективных отношений.

Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3.
Добавлено: 16 декабря 2010
Статья
Троцук И. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1. С. 242-258.

Рецензия на книгу: Сонтаг С. (2013). О фотографии / Пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем. 272 с.

Добавлено: 22 января 2017
Статья
Хестанов Р. З., Сувалко А. С. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 4. С. 164-185.

В центре внимания статьи - самобытные представления большевиков, а затем и советской номенклатуры о культуре. Хронологически наше исследование охватывает первые годы становления советских государственных учреждений, так называемые ленинский, затем сталинский периоды руководства, и завершается началом периода, который часто называют «Оттепелью». Чтобы ухватить концептуальные и доктринальные мотивы строительства советских культурных и государственных институтов, в качестве главного источника мы использовали стенографические отчеты партийных съездов. Культура придавала политической доктрине концептуальную целостность, связывая между собой представления о государстве, руководстве и управлении, коммунизме и труде. Анализ наших источников свидетельствует о наличии вполне определенной траектории культурной политики: 1) рождение большевистского культурного проекта, 2) материализация его в учреждениях советской государственности, 3) нормализация созданных государственных структур и, наконец, 4) бюрократизация и маргинализация культурного вопроса. Мы ввели понятие «культурного фундаментализма», чтобы подчеркнуть особенность культурного проекта большевиков, в котором выразился радикальный и утопический антиэтатизм, предполагавший компенсацию культурой «отмирающей» государственности. Внутренняя логика развития культурного проекта привела, однако, к парадоксальному результату – к созданию тотального социального государства. Если нам удастся подчеркнуть центральную и стратегическую значимость концепта культуры в строительстве новой социалистической государственности, мы будем считать решенной свою главную задачу.

Добавлено: 26 ноября 2019
Статья
Михайловский А. В. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 62-86.

Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного кризиса университета. Статья представляет собой герменевтическое чтение первой записи «Черных тетрадей» Хайдеггера («Размышления II–VI», октябрь 1931 г.), в ходе которого реконструируется «эзотерическая инициатива», соотносимая с критикой чтения и письма у Ф. Ницше и притчей о пещере Платона. Для интерпретации привлекаются параллельные места из курса лекций «О существе истины» 1931/32 и 33/34 гг., а также корреспонденций Хайдеггера с Элизабет Блохманн и братом Фрицем Хайдеггером, охватывающие период 1930-х – 1940-х гг. Анализируется устройство самого сообщения Хайдеггера и выделяются фундаментальные константы опыта жизни и мысли, делающие возможным не только знание истины бытия, но и пребывание в ней: одиночество (Einsamkeit), живая корреляция мысли и бытия, которая выражается в интенсивности и сердечности переживания (Innigkeit) и настойчивости пребывания в бытии (Inständigkeit im Seyn), а также молчание (Schweigen) и собранность (Sammlung).

В заключение представлены три пары противоположностей, на которых основывается хайдеггеровская трактовка истины: 1) истина как правильность (adaequatio intellectus ad rem) vs. истина-алетейя (Unverborgenheit), 2) многие vs. одинокие (сообщество одиночек) как «адресат» истины, 3) публичность vs. Innigkeit как «пространство» пребывания истины.

Добавлено: 11 июля 2018
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 1. С. 71-85.
Добавлено: 7 июля 2009
Статья
Соколов П. В. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 1. С. 83-100.

Статья посвящена исследованию статуса и функций медицинского («эмбриологического») аргумента в трактате нидерландских политических писателей Питера и Йохана Де ла Куров «Рассуждения о государстве, или О политическом равновесии» (1660 г.). В начале второй книги трактата Де ла Куры, не довольствуясь объяснением причин естественного состояния у Томаса Гоббса, предлагают собственную интерпретацию этого явления: травмы (indrukselen), получаемые зародышем в момент зачатия и в период беременности. В фокусе внимания автора статьи — именно эта необычная инверсия общих мест, связанных с обстоятельствами зачатия, а также оригинальное сопряжение политических и медицинских аргументов у знаменитых представителей нидерландского республиканизма. Предметом рассмотрения сделались контексты, объясняющие привлечение этого «аномального» аргумента для объяснения генезиса естественного состояния: труды медиков — сторонников картезианской и гарвеевской эмбриологии (А. Дезинг); популярные медицинские сочинения (Я. Катс, Й. ван Бевервейк); политические трактаты, содержащие медицинские аргументы (Р. Камберленд). Результатом исследования стал вывод об амбивалентности «политического республиканизма» у Де ла Куров: сохраняя по инерции в своем составе элементы этико-риторической парадигмы (парресия, идея «древней батавской свободы»), их политическая философия не может последовательно мыслить отношения между биологическим и социальным порядком, героическим этосом и «благодетельным насилием».

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Марей А. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 2. С. 237-246.

Рецензия посвящена книге мадридского политолога и философа Далмацио Негро "Введение в историю форм государства".

Добавлено: 14 сентября 2014
Статья
Куракин А. А. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 177-181.

Рецензия на книгу: Radkau J. (2014). The age of ecology: A global history. Cambridge: Polity Press.

Добавлено: 17 июля 2015
Статья
Сосна Н. Н. Социологическое обозрение. 2013. № 2. С. 172 -176.

Рассматрены некоторые темы, связанные с выходом на русском языке перевода монографии П.Вирно "Грамматика множества": амбивалентность понятия "множества", изменение экономических характеристик, проблема использования базовых спообностей человека

Добавлено: 27 октября 2013
Статья
Ним Е. Г. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 409-427.

В книге Ника Коулдри и Андреаса Хеппа «Медийное конструирование реальности», изданной Polity Press, представлена попытка пересмотра классики социальной теории, а именно феноменологии Бергера и Лукмана. Спустя полвека после выхода «Социального конструирования реальности» два известных медиисследователя вновь задают вопросы о том, как создается и познается социальный мир – глубоко медиатизированный мир, где социальное все больше укореняется в технологической инфраструктуре цифровых коммуникаций. Всепроникающая медиатизация социальной жизни трансформирует все ее сегменты, как на микро-, так и на макроуровне. Алгоритмы социальных медиа и других компьютерных систем квантифицируют и автоматизируют социальные процессы, прежде имеющие качественный характер. Формирование личной и коллективной идентичности, динамика организаций и социальный порядок в целом испытывают беспрецедентное давление «медиа-мультиверса». Для понимания такого мира социальная теория должна осуществить ревизию своих подходов и базовых понятий. По мнению авторов, классическая оптика Бергера и Лукмана здесь не вполне пригодна. Коулдри и Хепп развивают материалистическую феноменологию, акцентирующую роль медиатехнологий в построении социального мира. При этом сам социальный мир они рассматривают как сложную сеть фигураций, используя и адаптируя идеи Норберта Элиаса. Их работа имеет выраженный критический характер: авторов тревожит, что относительная автономия социальной жизни начинает подчиняться императивам технологических систем, обусловленным коммерческими интересами их разработчиков. Приходит время, когда социальное не конструируется в повседневных человеческих взаимодействиях, а производится посредством различных медиаплатформ. Эти платформы – теперь наш доступ к социальному миру и его пространство. Так наступил ли конец социального конструирования реальности? А вместе с ним и социального конструкционизма?

Добавлено: 29 августа 2017
Статья
Гофман А. Б. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 148-151.

Особенности личности и творчества российского социолога Александра Дмитриевича Ковалева (1940-2011)

Добавлено: 28 января 2013
Статья
Степанцов П. М. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 129-150.

Вопросы, затрагиваемые в рецензии на недавно вышедшую книгу Фила Хатчинсона, Руперта Рида и Веса Шэррока «Нет такой вещи, как социальная наука», относятся к философии методологии социальных наук: какого рода исследовательские проблемы могут быть изучены социологией, может ли социология изучать социальный мир как эмпирический и к чему приведет отношение социологов к предмету собственного изучения как к эмпирическому? Прослеживается, как авторы книги, опираясь на философию социальных наук Питера Уинча, критикуют проект социологии как эмпирического предприятия. Далее идет критическое обсуждение их собственного проекта социологии.

Добавлено: 3 октября 2012