• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 144 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ишанов С. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 1. С. 176-187.

В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных феномену уединения. Производится дифференциация терминов «уединение» и «одиночество». Предлагаются три подхода к пониманию одиночества — как негативного состояния, экзистенциальной данности и комплексного переживания, которое может быть и негативным, и позитивным. А также два подхода к определению термина «уединение» — как объективной ситуации и феномена внутреннего мира личности. Обсуждаются дальнейшие перспективы исследования феномена уединения, например определение понятия «продуктивное уединение» и его личностных предпосылок, которые помогают проживать уединение конструктивным образом.

Добавлено: 24 июля 2020
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1(77). С. 142-154.

В статье анализируются основные направления зарубежной философии в  связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские  трактовки  смысла эксплицируются с учетом  трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития философских трактовок смысла: от аналитической семантики и неокантианства через герменевтику, феноменологию, философию жизни и культуры до экзистенциализма и персонализма. В связи с этим кратко обозначено воздействие новейшей зарубежной философской мысли ХIХ-ХХ вв. на анализ смысла в русской философии ХХ в. и на  его изучение во взаимосвязи с рефлексией в современной отечественной психологии, в т.ч. в контексте психолого-акмеологического обеспечения гуманизации  образования.

Добавлено: 20 декабря 2014
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 2. С. 280-297.

В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и психологов (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, М. М. Рубинштейн, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский и др.). Показано значение достижений в изучении смысла и рефлексии для общей психологии личности и педагогической психологии развития индивидуальности в современном инновационном образовании.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Козлова М. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2007. № 4 (52).
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Лебедева Н. М. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. № 3(59). С. 58-68.

Базовые ценности культуры расходятся с представлением о том, в какой стране и как хотят жить большинство наших современников, встает вопрос о совмещении этих ценностей с выбранной траекторией развития, о том, в какой мере есть в наших ценностях и нашем психологическом складе те черты и идеалы, к которым направлено ныне развитие общества, и как добиться того, чтобы они работали на индивидуальное и коллективное процветание (в том числе и материальное)? В этой статье авторы попробовали, хотя бы в первом приближении, рассмотреть эти проблемы, опираясь не только на мнения писателей и философов, но и на данные современной науки - этнической и кросс-культурной психологии. В статье рассматривается понятие национального характера, русский национальный характер анализируется с точки зрения русских и иностранных писателей и философов. Приводятся результаты исследований динамики ценностей русских на рубеже XXI в. по методологии Шварца в России и за рубежом. Сравниваются ценности россиян с ценностями представителей стран Западной и Восточной Европы и Китая. Анализируются результаты исследований влияния ценностей на экономические установки и отношение к инновациям в России.

 

Добавлено: 15 ноября 2012
Статья
Галкина Е. В., Орлов А. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. № 3. С. 256-271.

В рамках холистической традиции в психологии (от Я. Х. Смэтса до К. Р. Роджерса) рассматривается проблема ценностей человека. Анализируются организмические психологические концепции. Особое внимание уделяется ключевым понятиям теоретической концепции К. Р. Роджерса — ценностной системе и ценностному процессу. Обсуждаются особенности ситуаций, активизирующих либо ценностную систему, либо организмический ценностный процесс человека в качестве различных ориентиров процесса самоисследования.

Добавлено: 4 февраля 2020
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2.
Добавлено: 25 декабря 2010
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 2(70). С. 231-247.

Анализируется взаимодействие человекознания и техникознания в психологическом обеспечении развития личности посредством рефлетехнологий проектирования, формирования, организации и регуляции деятельности в социокультурном пространстве общества. С позиций научной школы рефлексивной методологии, психологии, акмеологии и педагогики творчества характеризуются социокультурные, философско-методологические, историко-научные предпосылки, психолого-акмеологические, технико-педагогические основы и рефлексивные психотехнологии формирования профессионально-знаниевых компетенций и развития мышления и личности в дистанционном образовании.

Добавлено: 19 марта 2014
Статья
Самоненко И. Ю., Самоненко Ю. А., Жильцова О. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. С. 157-167.

В статье дается анализ психологического содержания понятия «человеческий фактор», обосновывается целесообразность выделения в его содержании субъектной составляющей. Именно она развертывается в систему характеристик, в первую очередь определяющих эффективность трудовой и учебной деятельности. Состав этих характеристик устанавливается при сравнении двух генетически связанных структур социальных образований. Первая структура отражает объективную диспозицию функций участников коллективного труда. Другая, уподобленная первой, представляет собой структуру «внутренней» активности человека, выступающей в идеальной, психической форме. Данное утверждение является основной идеей, развиваемой в настоящей работе эргатической концепции субъекта. Ее основные положения хорошо согласуются с постулатами системно-деятельностного и культурно-исторического подходов к пониманию закономерностей становления и развития психики. Базовые положения этой концепции могут быть использованы для разработки моделей, решающих ряд организационных проблем, в которых человеческий, а точнее, субъективный фактор может оказать положительное влияние на повышение эффективности работы команды. Таким образом создаются благоприятные условия и для развития самого субъекта-индивида трудовой и учебной деятельности.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 4 (92). С. 11-21.
Добавлено: 20 февраля 2018
Статья
Семенов И. Н., Давыдова Г. И. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. № 4. С. 149-159.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Чукарина А. А., Шумский В. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 3 (95). С. 266-278.

В статье предлагается использовать конструкт «экзистенциальная исполненность», понимаемый как реализованность выделенных А. Лэнгле четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций (ФМ) в качестве обобщенного критерия личностной взрослости. В теоретической ­части статьи критерии личностной взрослости, предложенные разными авторами, систематизируются в соответствии с концепцией четырех ФМ. Количественное исследование (N = 3 677) продемонстрировало умеренные положительные корреляции показателей экзистенциальной исполненности с самоконтролем и системной рефлексией. В количественно-качественном исследовании (N = 53), выполненном на основе модифицированной методики «Линия жизни» В. В. Нурковой, выявлено, что наибольший вклад в процесс личностного взросления в возрасте до 23 лет вносят события, связанные с формированием способности выдерживать и принимать условия и ограничения жизни (1-я ФМ) и с формированием структуры Я, проявляющейся в способности быть аутентичным (3-я ФМ). Наибольшее количество позитивных событий, влияющих на личностное взросление, происходит в возрасте 18—23 лет, наибольшее количество негативных событий, препятствующих взрослению, происходит в возрасте до 12 лет. Необходимы дальнейшие исследования с привлечением групп респондентов старше 40 лет.

Добавлено: 14 октября 2018
Статья
Хохлачева А. В., Станковская Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. № 1. С. 142-152.

Эмоциональная близость является одним из предикторов устойчивости и удовлетворенности романтическими отношениями. Несмотря на большое количество исследований феномена, в литературе недостаточно полно раскрыта интерсубъективная перспектива его понимания как элемента дорефлексивной общности, «мы» пары. В частности, немного работ посвящено динамике Я, обеспечивающей этот особый вид переживания связанности между людьми. Опираясь на концепцию отражённой субъектности В. А. Петровского и на принципы новой персонологии (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко), в статье эмоциональная близость рассматривается как особое переживание общности с другими, достигаемое посредством взаимной представленности (инобытия, которому я не хочу противиться). В соответствии с уровнями отражённой субъектности описываются три уровня близости, а также раскрываются важные аспекты, конституирующие феномен (риск, аутентичное выражение эмоций, чередование открытости и отграничения в отношениях).

Добавлено: 13 августа 2019
Статья
Шмелев И. М. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 84. № 4. С. 111-123.

В статье рассматривается проблема совладания человека с трудными жизненными ситуациями. Принимая в расчет критику «постулата сообразности” – адаптивности психических процессов и поведенческих актов индивида, – автор анализирует основные подходы к исследованию совладания на примере бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой терапии и гештальт-терапии. Проблема состоит в примирении, с одной стороны, целевой установки индивида на адаптацию, и с другой - его устремленности к выходу за пределы ситуации. В контексте мультисубъектного подхода В.А. Петровского представлена попытка развернутого решения этой проблемы. Показано, как посредством овладевающего поведения (что подразумевает “надситуативную” позицию личности)  открываются новые возможности для разрешения трудной жизненной ситуации (через что нужно совершить переход, чтобы проникнуть в мир “по ту сторону” знаемого). Представлены различные варианты развертки активности субъекта – новые модели адаптивных и неадаптивных форм поведения. В психологический дискурс вводится новое понятие, - эмоциональный “флаттер” (“болтанка”) – что означает состояние повышенной напряженности и нестабильности, в связи с неизвестностью позитивного или негативного исхода ситуации. Идея прохождения эмоционального флаттера рассматривается в качестве “психологического орудия” (Л.С.Выготский) овладевающего поведения.

 

Добавлено: 21 февраля 2016
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2006. № 1. С. 76-84.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 4(72). С. 261-275.

В работе выделяются и кратко характеризуются основные этапы столетней истории Психологического института (НИИОППП/ ПИ РАО), в социокульутрном контексте которых развивалась психология рефлексии. Анализируются методологические проблемы периодизации институциональной эволюции психологии и предлагается их решение, адекватное логике стадиально-предметного развития психологической науки в социокультурных условиях России ХХ в.   Показана конструктивность сотрудничества ученых ПИ РАО и основных  гуманитарных институций (МГУ, АПН СССР, Комиссия по логике и психологии мышления АПН РСФСР, ММК, Секция «Психология творчества» РПО, Научный Совет по философии образования при Президиуме  РАО) в психологических и междисциплинарных исследованиях рефлексии. Охарактеризована ведущая роль ПИ РАО в  качестве ведущего  научного центра психологического изучения рефлексивных процессов в российской науке ХХ в.

 

Добавлено: 21 марта 2014
Статья
Пермогорский М. С. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015.

Рассматривается проблема овладения логическим приемами, в частности, правилом транзитивности. Проверяется предположение о существовании эффекта установки при решении задач на понимание транзитивности отношений, когда в результате обучения люди начинают применять правило транзитивности по отношению к ситуациям, на которые оно не распространяется. Результаты проведенного исследования показывают, что до 70% людей допускают ошибки при решении «нетранзитивных» задач (объективные отношения между объектами задачи таковы, что А>B>C>A), поскольку следуют правилу транзитивности. Полученные данные позволяют подтвердить выдвинутое предположение.

Добавлено: 4 сентября 2014
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № №3. С. 35-49.

Данное исследование выполнено в контексте общей персонологии как интегрального направления современной психологии личности. Расширенный контекст персонологического исследования позволил акцентировать те аспекты Я-неизвестного, которые не представлены в классических психоаналитических, когнитивных, нарративных, поведенческих подходах к личности. Автором предлагается способ решения поставленной проблемы, состоящий, во-первых, в выборе тех психологических моделей «Я», где Я-неизвестное приобретает множество определений и потенциалов раскрытия. Во-вторых, Я-неизвестное исследуется как существенная сторона субъекта той фундаментальной активности, какой являются отношения к значимостям, в частности, отношения  к себе и к Другому. В-третьих, обосновываются возможности рефлексии личности в поиске себя-неизвестного при реализации данных отношений. В-четвертых, рефлексивный поиск Я-неизвестного рассматривается как обусловленный рядом свойств Я, а также свойствами, укорененными во внесознательной сфере личности, в частности, ее психологическими защитами. Основными результатами исследования являются: разработанная теоретическая модель поиска Я-неизвестного в контексте отношений личности к себе и к Другому; применение данной модели при построении вопросов рефлексивного интервью, нацеленного на поиск Я-неизвестного; эмпирическое определение связи процессов и эффектов данного поиска со свойствами Я и психологическими защитами. На выборке 40 респондентов показано, что поиску Я-неизвестного в контексте отношений к Другому и к себе благоприятствуют следующие свойства Я: диалогичность Я в аспектах внутреннего диалога и внутреннего конфликта; самоактуализация в аспектах самоуважения и спонтанности; рефлексивность Я как способность к самопознанию, ориентированному на самоисследование-в-отношениях. Поиску Я-неизвестного препятствуют: синергия как исключение жизненных оппозиций и такие психологические защиты, как регрессия, замещение и рационализация

Добавлено: 6 сентября 2018