• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ефанов А. А. Информационное общество. 2020. № 1. С. 49-56.

В статье анализируется принятый в 2019 году так называемый «Закон о фейковых новостях». Автором обосновываются его основные методологические коллизии. Указывается на непроработанность законопроекта на уровне оперирования категорией «фейк». Автор применяет концепт псевдо-новости как  дискретно существующей разновидности новости, структурно и формально соответствующей новостному посланию, но содержательно противоречащей главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности), в рамках которой выделяются два типа: фейк и постправда. Обращается внимание, что если фейк является следствием непреднамеренности действий медиаконтролеров (погоня за сенсацией, низкий уровень профессионализма, проявляющийся в отсутствии навыков верификации фактологических данных), то постправда представляет собой результат спланированности техник, конечной целью которых становится осознанная дезинформация аудитории. Исходя из непосредственно текста «Закона о фейковых новостях» и той риторики, которой сопровождалось его обсуждение парламентариями, под недостоверным информационным сообщением, способным нарушить общественный порядок и призвать людей к экстремистской деятельности, скрывается понятие не фейка как такового, а именно постправды. Постправда, приобретающая легитимный дискурс, способна породить массовые беспорядки и осуществлять манипулирование сознанием. Эти два в корне противоположных понятия в тексте документа подменяются друг другом, и со стороны авторов законопроекта им не уделяется должного методологического внимания. Прогнозируется, что принятый закон обусловит возникновение трансформационных процессов как в медиаиндустрии (переопределение акторов медиапространства), так и в социальной структуре российского общества (на уровне медиапрактик, политических ориентаций и проч.).

Добавлено: 21 июля 2020
Статья
Вербилович О. Е. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 253-266.

Автор анализирует теории публичной сферы и публичного скандала, открывая перспективы исследований коммуникативных ситуаций трансгрессии привычных норм и форматов разговора про инвалидность. Выбранные кейсы публичных скандалов позволяют проиллюстрировать значимые изменения форматов и содержания дискуссий про инвалидность в заданный период (2008—2017 гг.), а также служат своеобразным «моментальным снимком» возможных комбинаций традиционных и интернет-медиа в  ситуации информационных всплесков вокруг обсуждаемых норм публичности. Опираясь на выбранные теоретические ресурсы и сравнительный анализ кейсов, автор строит типологию публичных скандалов вокруг инвалидности, а также объясняет репертуар реакций публики на открывающиеся этические дилеммы. Предложенный аналитический подход может быть применен как в исследованиях инвалидности, так и в исследованиях медиа, технологических и социальных функций публичных скандалов.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Ивановская Н. Б. Реклама: теория и практика. 2021. № 2. С. 150-159.

Не так давно цитата легендарного рекламиста Дж. Уонамейкера часто использовалась при планировании рекламного бюджета: «Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую, вот только не знаю, какая именно». Сегодня мы уже не можем позволить себе этого не знать. У нас на службе целый арсенал специализированных инструментов для оценки эффективности рекламы: эконометрическое моделирование, сквозная аналитика, программатик-закупки. О том, как именно они работают, идет речь в статье.

Добавлено: 9 сентября 2021
Статья
Хорн А. К. Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 160-182.

В нарративе сериала «Игра престолов» (ИП) известные элементы медиапродуктов на тему фэнтези удачно смешиваются с новыми формами и связываются с эмоциональным режимом, который своей базовой (культурно-)пессимистической окраской прямо отсылает к эмоциональной культуре современных обществ. Культурный пессимизм проистекает из комплексных проблемных ситуаций в Европе и Америке, формирующих контекст возникновения сериала, и позволяет заглянуть в социальное и политическое подсознание этих обществ. В статье предпринимается попытка выявить их путем исследования действий и мотивации персонажей сериала, а также драматургических средств и социальных рамок действия. Анализ показывает, что ИП можно читать как форму культурной переработки опыта социальных и политических потрясений в европейских и американском обществах. Культурный пессимизм оказывается рецептом успеха этого сериального формата, но в конечном счете мало что может противопоставить деструктивности доминирующих в культуре настроений.

Добавлено: 3 апреля 2020
Статья
Казун А. Д., Казун А. П. Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 90-104.

В статье рассматривается дискуссия в российской прессе о деятельности Д.Трампа во время избирательной кампании и в течение полугода после ее завершения. Авторы провели количественный анализ публикаций о Дональде Трампе в 500 журналах и 250 крупнейших федеральных газетах России. Источником данных относительно тона новостных сообщений об американском президенте послужила база “Медиалогия”, на основе которой делается вывод, что образ Трампа не был однозначно позитивным, как об этом писали некоторые зарубежные исследования. Опираясь на теорию сетевой повестки и базу печатной прессы “Интегрум”, авторы проанализировали контекст, в котором упоминался Д. Трамп за месяц до выборов, в месяц после выборов и в июне 2017 г., непосредственно перед его первой встречей с Владимиром Путиным. На базе анализа сетевых повесток в российской федеральной прессе можно сделать вывод, что во время выборов Трамп представлялся российскими СМИ не как фаворит гонки, а как противник Хиллари Клинтон и критик американской политики последних лет. В этом контексте его вероятный проигрыш позволил бы российским СМИ усилить негативное впечатление россиян от американских выборов. Однако после объявления результатов выборов российские СМИ поменяли тактику и начали писать о Трампе как о друге России, что было связано с надеждами на отмену политических и экономических санкций. Политика Трампа не оправдала ожиданий россиян, и уже с начала 2017 г. о нем стало выходить больше негативных, чем позитивных публикаций. Окончательно позитивный образ Трампа разрушился после начала американских военных действий в Сирии и введения новых санкций против России. В июне 2017 г. Дональд Трамп все чаще упоминался федеральными газетами в контексте таких вопросов, как хакерские атаки и протесты. 

Добавлено: 23 января 2019
Статья
Васильев А. М., Исаев Л. М., Коротаев А. В. и др. Азия и Африка сегодня. 2018. № 12. С. 3-10.

В статье рассматриваются медиастратегии «Исламского государства» (ИГ). Авторы приходят к выводу, что «мягкая сила» ИГ основывается на трех составляющих: культура, политическая идеология и внешняя политика. Источниками «мягкой силы» являются компоненты ее привлекательности для потребителя, т.е. те элементы и образы, которые позволяют заинтересованному и применяющему «мягкую силу» добиться контроля над потребителем. За время своего существования ИГ смогло превратиться в раскрученный и привлекательный «мировой бренд», умело инструментализи- руя информационные и внешнеполитические стратегии.

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Кукулин И. В. Russian Literature. 2020. Т. 116. С. 41-66.

Исследователи информационного общества – такие, как Мануэль Кастельс – говоря об Интернете и социальных медиа, обращают внимание прежде всего на их модернизационный и эмансипаторный потенциал. Однако в недавнее время теоретики стали больше обращать внимание на парадоксальный консервирующий эффект социальных медиа, проявляющийся, в частности, в формировании «пузырей», описанных Эли Паризером – замкнутых кластеров, внутри которых циркулируют одни и те же мнения и оценки. В этой статье показано, как «пузыри» способствуют одновременно интенсификации эстетических инноваций в поэзии и консервации архаических типов поэтической коммуникации – сегодня, когда социальные медиа стали значимым пространством публикации стихов. Дивергенция, «разбегание» инновативных и консервативных типов письма усиливает гетерохронность (Ungleichzeitigkeit, термин немецкого философа Эрнста Блоха) литературного пространства. В статье предложен эскизный очерк теории, соединяющий понятия гетерохронности, «пузырей» и «персонального времени» (“Eigenzeit”, термин философа Хельги Новотны) в анализе публикаций в русском Интернете 2000—2017 гг.

Добавлено: 2 октября 2020
Статья
Колозариди П. В. Социология власти. 2018. Т. 30. № 3. С. 69-92.

Статья посвящена анализу специфики интернет-исследований (Internet Studies) как междисциплинарного направления социальных наук, которое сочетает в себе академический и прикладной элементы. Автор показывает, что эволюцию этого направления целесообразно изучать через историю организаций, занимающихся проблемами взаимосвязи интернета и общества. В первой части статьи предложена периодизация истории направления, разграничивающая его зарождение, институционализацию и разделение на новые исследовательские «сферы»: цифровые исследования, онлайн-исследования, исследований данных. Вторая часть статьи рассматривает специфику знания, которое производится в интернет-исследованиях. На материалах исторического анализа и интервью автор устанавливает, что в данном случае нельзя говорить о «научном знании» с единой теоретической базой и жесткими дисциплинарными границами. Ключевым свойством интернетисследований оказывается совпадение предмета и объекта, и сами исследователи считают свою деятельность со-производством интернета через производство знания о нем. Таким образом, речь о знании, которое в большей степени связано с объектом своего исследования, чем с дисциплинами, чьи теоретические или методологические ресурсы привлекаются. Автор предлагает понятие «исследовательского знания», которое не является научным, не претендует на дисциплинарное развитие, «совпадает» внутри и вне исследовательской организации. В заключение автор демонстрирует, что интернет-исследования можно понимать как способ получения социального знания, связанного с конкретными видом изменений, а именно — с социально-техническими трансформациями, обусловленными интернетом

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Колозариди П. В., Макушева М. О. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 1-11.

По состоянию на 2018 год интернет в качестве исследователь­ ского объекта напоминает подростка, который уже обрёл самостоятельность и понимает, что взаимодействует с дру­ гими, но хочет решительно изменить всю систему, чтобы найти в  ней ме­ сто. По крайней мере, именно такое впечатление об интернете— как о не­ уклюжем, толком непонятом, но  ам­ бициозном объекте, возникает, когда читаешь материалы, посвящённые столкновению классических подходов социальных наук и исследований, свя­ занных с интернетом. В этом номере журнала Мониторинг общественного мнения мы предлагаем посмотреть на разные сценарии взаимодействия интернет-исследований и  классиче­ ских подходов социальных наук. Наш фокус— не на методологии (это отдель­ ная и важная тема), а на интернете как объекте и проблеме. Мы обратимся к интернет-исследованиям, которые как международно признанная меж­ дисциплинарная область, аккумули­ руют знание, связанное с интернетом как социальным явлением. В  роли социальных наук в данном случае— социология и антропология. Вместе с ними интернетом занимаются другие междисциплинарные направления— медиа-исследования, исследования науки и технологий (STS), социальная география и так далее.

Добавлено: 26 апреля 2018
Статья
Лысенко Е. Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2017. Т. 10. № 4. С. 410-424.

Несмотря на свою высокую популярность в последнее время, феномен интернет-мемов все еще остается малоизученным, особенно не хватает эмпирических данных. В статье представлены результаты разведывательного исследования отношения молодежи к интернет-мемам, а именно результаты и анализ фокус-группового интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 22 лет. Интернет-мем определяется как использующийся в коммуникации знак, имеющий устойчивую форму, которая содержит изменяющийся концепт. Интернет-мем может выполнять функции интеграции, трансляции, репрезентации, информирования, а также эмоциональную и контактоустанавливающую (фатическую). Именно эмоциональная, фатическая и функция интеграции являются наиболее важными функциями мема для молодежи. Мемы используются для отделения «своих» от «чужих», пользователи мемов делят их на «локальные» и «общие». Для описания эмоциий, вызванных мемами, молодые люди пользуются особым языком, содержащим большое количество гипербол и особых слов, которые сами по себе являются мемами. Интернет-мемы привлекают к себе внимание в большом потоке информации, тем не менее их использование в маркетинговых коммуникациях раздражает молодежь, поскольку молодые люди ожидают получить от мема искренние эмоции. Дальнейшее изучение явления интернет-мемов представляет интерес в контексте коммуникации в малых группах и сообществах по интересам. Другие перспективы исследования данного феномена связаны с изучением лингвистического аспекта языка самоописания мемов и эмоций, которые они вызывают, а также социального смысла интернет-мемов и формы их распространения. Библиогр. 18 назв. Ил. 1.

Добавлено: 19 июля 2019
Статья
Евстафьев Д. Г., Манойло А. В. Дипломатическая служба. 2021. № 4. С. 318-331.

Несмотря на существенное изменение баланса инструментов на платформу «гибридных войн», вызванное глобальными трансформациями, информационное воздействие остается ее сердцевиной и наиболее отработанным, апробированным элементом системы в целом. В рамках инструментария информационного воздействия методы классической пропаганды всегда играли существенную роль. Даже сейчас, когда в большей степени используются возможности информационно-политических манипуляций, пропагандистское воздействие остается важным инструментом управления глобальными и субглобальными политическими и информационными процессами. Но новая политическая и технологическая среда предъявляет существенные иные требования к моделям и форматному обеспечению пропагандистской деятельности, несоблюдение которых привело уже сейчас к существенному ослаблению статуса пропаганды, в том числе и государственной в системе межгосударственной конкуренции и конкуренции между государствами и негосударственными (корпоративными и социальными) структурами. Это показало исследования целого ряда важных кейсов последнего времени. В дальнейшем требования к новому качеству пропагандистской деятельности будут только усложняться, причем как с точки зрения технологического обеспечения, так и с точки зрения интеграции пропагандистских действий в глобальный и региональный информационный и общественно-политический контекст

Добавлено: 19 августа 2021
Статья
Денисова А. С. Труды по интеллектуальной собственности. 2019. Т. 33. № 1-2. С. 83-113.

В статье представлен анализ информационно-правового статуса телевизионного ведущего в условиях трансформации правового регулирования современного отечественного телевидения. Автор формирует функциональную классификацию современных телевизионных ведущих на российском телевидении и на ее основе анализирует статусы телеведущего и журналиста на предмет их идентичности в понимании законодательства о массовых коммуникациях в Российской Федерации.

Добавлено: 31 января 2018
Статья
Евстафьев Д. Г., Манойло А. В. Электронный научно-образовательный журнал "История". 2021. Т. 12. № 6.

Развитие глобальной конкуренции в многоуровневом формате на платформе «гибридных войн» заставляет оценить перспективы эволюции такой их составной части, как «информационные войны». Информационные войны в течение длительного времени остаются интегрирующей платформой воздействия на социальные системы стран-конкурентов, причем возможности как деструктивного воздействия, так и конструирования чуждых, враждебных социо-информационных общностей многократно усиливаются технологиями цифровых интегрированных коммуникаций. В этих условиях принципиальной задачей становится рассмотрение развития технологий информационных войн в исторической преемственности и с учетом не только эволюции технологий информационного общества, но и его социально-политического содержания и наполнения. Стратегический смысл эволюции американских подходов к информационным войнам в политической и военно-политической стратегии состоит в максимальной адаптации доктринальных решений к текущим политическим и военно-политическим потребностям. 

Добавлено: 17 августа 2021
Статья
Евстафьев Д. Г. Гражданин.Выборы. Власть. 2019. № 2. С. 98-110.

Современные глобальные трансформации и возрастающая степень дестабилизирующего вмешательства во внутренние дела суверенных государств со стороны стран, относящих себя к «коллективному Западу» на фоне возросшей в связи с появлением и глобальным распространением цифровых интегрированных коммуникаций степени манипулятивности и интрузивности в политические и социально-экономические процессы, ставят вопрос о возникающих для России новых рисках. Причем, как с ракурса ее текущей политики на мировой арене, так и с точки зрения возможности осуществления социальной модернизации внутри страны. Ключевым риском следует считать возможность подрыва легитимности России как государства и устойчивости ее социально-политической системы в силу целенаправленной политики США и их сателлитов по размыванию принципов государственного суверенитета через манипуляции, направленные на использование как средства делегитимизации внутренних социальных проблем и раскола в обществе.

Добавлено: 13 июня 2019
Статья
Ефанов А. А. Информационное общество. 2018. № 3. С. 41-46.

В статье проводится научное осмысление «breaking news» как особого формата информационных программ на телевидении. Композиционно информационные телепрограммы в формате «breaking news» строятся по принципу нарратива. В своих дискурсивных стратегиях журналисты сочетают прямое «жесткое» информирование и риторику скорби. Результаты авторского онлайн-опроса «”Breaking news”: феномен медиавосприятия» (n=400) подтвердили, что наибольшую обеспокоенность и тревожность у аудитории вызывают новости о чрезвычайных происшествиях. При этом информацию о них респонденты стремятся получать посредством телевидения. Что касается социальных эффектов от новостей в формате «breaking news», большинство опрошенных описывали свои реакции как ужас. Подобные сильные реакции возникают в результате оперирования технологией инфофриллинга.

Добавлено: 17 февраля 2019
Статья
Ефанов А. А. Журналист. Социальные коммуникации. 2018. № 1 (29). С. 127-134.

В статье концептуализируется понятие инфофриллинга как доминирующей технологии репрезентации новостей, заключающейся в злоупотреблении ярким, зрелищным, «трешевым» видеорядом. Данная технология позволяет резко, «стрессово» привлекать внимание аудитории, формировать устойчивый интерес к контенту, провоцируя аффективные реакции индивидов и тем самым обуславливая процесс медиаманипулирования. Из всех аудиовизуальных СМИ инфофриллинг в наибольшей степени присущ именно телевидению, поскольку, в отличие от Интернета, телевизионные продукты (особенно информационные программы основных федеральных телеканалов) исключают альтернативу для своих потребителей, тем самым погружая в «навязанный» мир «пугающих» образов, неожиданных действий и опасных событий.

Добавлено: 17 сентября 2018
Статья
Штейнман М. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 198-205.

Рецензия на новую книгу Святослава Каспэ "Политическая форма и политическое зло" (2016)

Добавлено: 15 июля 2018
Статья
Латышева А. Н. Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 1. С. 7-20.

В статье дано определение краудфандинга и показано, как он может быть использован для решения социальных и культурных проблем сельских территорий. В академической литературе краудфандинг рассматривается, преимущественно, как новый бизнес-инструмент и способ привлечения инвестиций. Однако бÓльшая часть проектов, которые создаются на краудфандинговых площадках, связаны с культурными и социальными инициативами. В статье изучается распространение социальных краудфандинговых проектов; дается ответ на вопрос, являются ли они более или менее успешными, чем проекты на других площадках; а также рассматривается география проектов, чтобы понять, не является ли это явление сугубо столичным. В качестве объекта изучения выбраны социальные краудфандинговые проекты, связанные с поддержкой сел. Эта тема оказалась достаточно востребованной на крауд-площадках, и при этом не связанной напрямую с основными пользователями краудфандинга – жителями крупных городов. Изучение проектов этой тематики позволяет показать, как краудфандинг может работать для привлечения финансирования к местным инициативам. Для исследования отобраны более двухсот проектов, стартовавших с 2012 по 2017 гг. на платформах Boomstarter и Planeta.ru. Поиск осуществлялся по ключевым словам: «село», «сельский», «деревня», «деревенский». Проекты, связанные с поддержкой сел, показывают более высокий процент успешности, чем в среднем по платформам, в рамках выборки нет заведомо более или менее успешных тематик, а их география охватывает 54 субъекта из 85. Анализ показал, что успешно реализовать проект данной направленности возможно в различных тематиках, в разных регионах. Благодаря краудфандингу местный проект может получить финансирование от максимально широкого круга лиц, никак не связанных с регионом. Это даёт краудфандингу преимущество над другими инструментами, например, над Программой поддержки местных инициатив (ППМИ).

Добавлено: 17 мая 2020
Статья
Артюшина Е. В. Информационное общество. 2019. № 1-2. С. 61-68.

Статья содержит результаты исследования по изучению отношения потребителей к автоматизации коммуникации на рынке телекоммуникационных услуг.  Выделено четыре варианта взаимодействия потребителя и компании. Сформирована и на основе результатов исследования подтверждена нулевая гипотеза о том, что потребители не удовлетворены практикой внедрения автоответчиков при обращении в службу поддержки клиентов. Определен процент успешного решения проблемы потребителя существующей в настоящее время системой коммуникации. Выделена готовность целевого рынка сообщать в компанию свои предложения, и определены удобные каналы взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы российскими телекоммуникационными компаниями.

Добавлено: 24 сентября 2019
Статья
Ефанов А. А. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 40-44.

В статье осуществляется теоретическое обоснование дуалистического подхода к медиаобразованию – сочетание социогуманитарного и технико-технологического блоков. Доказывается, что представленный подход является продуктивным как при подготовке будущих специалистов в сфере медиа, так и при переподготовке профессионалов, а также при реализации медиаобразовательной программы в средней и высшей школе.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Черненко Ю. А. Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 1. С. 184-210.

Статья посвящена нарративному анализу женских образов в трех сериалах, рассказывающих о политической жизни США - «Политиканы», «Мадам госсекретарь» и «Карточный домик». Они выбраны в связи с указанием на возможное спонсирование со стороны Клинтон. Актуальность изучения отражений политической реальности в экранных искусствах возрастает с учетом растущей значимости концепции медиатизации политики. Основываясь на подходах к медиатизации и ее эффектам, а также выстраивая свою теорию на фундаменте российских исследователей сюжетов из области литературоведения и американских исследователей сторителлинга из области коммуникации, автор дает краткий обзор взаимодействия экранов и историй на протяжении развития человеческого общества. Такой подход позволяет проводить анализ экранных реальностей с учетом эффектов, которые оказывает на зрителя сторителлинг. Проведенный нарративный анализ женских образов в указанных американских сериалах о политике позволяет отметить сильное укрепление феминистской повестки в современной западной экранной культуре. Автор выводит и анализирует те черты героинь сериалов, которые позволяют сделать вывод об их сходстве с героиней американской политической реальности Хиллари Клинтон. В числе этих сходств такие как политический опыт в качестве госсекретаря, муж - бывший президент (и соответствующий этому опыт в качестве первой леди), предпочтение женщинам в качестве помощниц в штабе, а также общие черты стиля Хиллари Клинтон. Поскольку анализ фигуры главной героини не- возможен без анализа комплекса персонажей сериала, некоторые выводы касаются и общих черт политической реальности, отраженной в экранных культурах - к их числу можно отнести рассмотрение образов России и Исламского Халифата как политических оппонентов США в сериале «Карточный Домик».

Добавлено: 19 сентября 2018