• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 357 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шилина М. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 3. С. 78-87.

В статье рассматриваются актуальные правовые вопросы межгосударственного экономического взаимодействия в рамках евразийских межгосударственных механизмов экономического сотрудничества и интеграции. В частности, исследуются международно-правовые аспекты сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в транспортно-логистической сфере. Значимость создания транспортной инфраструктуры в рамках данной международной организации обусловливается функционированием и динамичным развитием ШОС в сложных геополитических и геоэкономических реалиях.

Автором исследуются основные международно-правовые документы ШОС, касающиеся сферы транспорта; также анализируется новейший эмпирический материал по данной тематике. Выявляются особенности и недостатки в правовом регулировании транспортно-логистической деятельности на пространстве ШОС.

Автор, рассматривая актуальную проблему сопряжения современных евразийских механизмов межгосударственного взаимодействия с точки зрения создания и развития эффективной транспортной инфраструктуры, заключает, что в рамках ШОС могут эффективно реализовываться новейшие транспортные инициативы Китая и России. Сопряжение таких евразийских интеграционных проектов как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и «Экономический пояс Великого шелкового пути» (ЭПВШП) с помощью ШОС как институционально оформленной международной организации и эффективной площадки для выработки согласованных решений предполагается оптимальным. Совмещение данных механизмов в перспективе позволит создать новую модель экономического сотрудничества. Основой для практической реализации сопряжения евразийских интеграционных механизмов видится строительство и модернизация трансконтинентальных транспортных магистралей.

Автором рассматриваются механизмы международно-правового регулирования железнодорожного транспорта в рамках ШОС; впервые выявляются основные препятствия и даются рекомендации для эффективного функционирования железнодорожного сообщения.

Также исследуется международно-правовое регулирование автомобильного сообщения на пространстве ШОС. Изучается существующая правовая база осуществления международных автомобильных перевозок, проводится анализ Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что  разработанное в рамках ШОС международно-правовое регулирование межгосударственного взаимодействия в транспортно-логистической сфере позволяет эффективно развивать современную транспортную инфраструктуру, формирование которой влечет интенсификацию сотрудничества государств ШОС в иных областях и будет способствовать развитию экономической интеграции государств евразийского континента.

Добавлено: 2 ноября 2015
Статья
Клементьев А. П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 122-131.

Предметом настоящей статьи является процесс гармонизации правового регулирования ликвидационного неттинга и важнейшие международные стандарты в рассматриваемой области. Ликвидационный неттинг широко используемый на международных рынках способ прекращения обязательств по ряду финансовых сделок. Императивные нормы законодательства о банкротстве многих стран затрудняют осуществление ликвидационного неттинга, что приводит к необходимости принятия национальных законов, направленных на признание и юридическую защиту ликвидационного неттинга. При поддержке международных органов в области регулирования финансовых рынков были приняты международные стандарты в области гармонизации законодательства о ликвидационном неттинге. Основной задачей таких документов является формулирование модельных норм и принципов для использования законодателями и регуляторами в своей деятельности. Первым из таких актов стал Модельный закон о неттинге, разработанный и опубликованный Международной ассоциацией по свопам и деривативам в 1996 г. Впоследствии она опубликовала обновленные модельные акты о неттинге в 2002 и 2006 гг. На протяжении восьми лет модельные законы Ассоциации оставались единственными стандартами в рассматриваемой области и были использованы при принятии законов о неттинге в нескольких важнейших юрисдикциях. В дальнейшем в процессе гармонизации приняли участие авторитетные международные организации в области унификации частного права. Для упорядочения отношений по ликвидационному неттингу были приняты Руководство по вопросам несостоятельности ЮНСИТРАЛ (2004) и Принципы осуществления ликвидационного неттинга УНИДРУА (2013). Все рассматриваемые стандарты объединяет сфера применения (финансовые контракты) и направленность на ограничение некоторых институтов конкурсного права, таких как запрет зачета накануне и в процессе банкротства, право на оспаривание и отказ от исполнения сделок, а также установление моратория на прекращение обязательств. При этом наиболее предпочтительным для использования законодателями и регуляторами являются Принципы УНИДРУА, поскольку данный документ учитывает интересы всех сторон отношений по неттингу, а также последние тенденции в области правового регулирования финансовых рынков и восстановления платежеспособности финансовых институтов.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Касаткина А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2. С. 171-185.

Международная торговля на сегодняшний день является одним из основных видов международного сотрудничества, развитию которого сейчас уделяется особое внимание. Морской транспорт значительно поспособствовал развитию международной торговли, поскольку основной объем всех международных межконтинентальных перевозок приходится именно на морские суда. Представляется вполне логичным, что правовое регулирование такого древнего и активно развивающегося института характеризуется сложностью, наличием огромного количества коллизий национальных и международных правовых норм. Ранее принятые правовые акты в сфере международных морских перевозок грузов не способны учесть все вопросы и тонкости, возникающие в ходе активного развития морской торговли. Автором рассматривается основная проблема правового регулирования международных морских перевозок грузов: отсутствие единообразия в источниках международного частного морского права. Целью данного исследования является изучение становления и развития основных международных соглашений, посвященных регулированию морских перевозок грузов. Особое внимание уделяется таким вопросам, как сфера применения конвенций, ответственность перевозчика, основные транспортные документы, вопросы подсудности. В статье с помощью сравнительного метода исследования проведен детальный анализ норм конвенций, регулирующих международные морские перевозки грузов. Анализ содержания норм показал, что на сегодняшний день правовое регулирование международных морских перевозок грузов основывается на четырех документах: Гаагские правила 1924 года, Гаага-Висбийские правила 1968 года, Гамбургские правила 1978 года и Роттердамские правила 2008 года. До принятия Роттердамских правил основным действующим правовым актом являлись Гаага-Висбийские правила, представляющие собой доработанный вариант Гаагских правил, в то время как Гамбургские правила не получили широкого применения, несмотря на сравнительную их прогрессивность. Сделан вывод, что, несмотря на неполноту и несовременность Гаага-Висбийских правил, многие перевозчики, особенно крупные мультимодальные линии, уже отработали механизмы взаимоотношений со своей клиентурой путем создания проформ собственных коносаментов. Поэтому странно ожидать, что вновь изданные Роттердамские правила смогут быстро завоевать позиции на поприще регулирования морских перевозок, главным образом потому, что менять устоявшийся режим правового регулирования, особенно крупным перевозчикам, достаточно трудоемко.

Добавлено: 25 августа 2016
Статья
Гетьман-Павлова И. В., Варей-Соммьер П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 140-168.

В статье анализируются правоприменительный опыт, законодательство и доктрина Франции и России по вопросу отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений по основанию противоречия такого признания и исполнения публичному порядку. Проводится разграничение категорий «внутренний публичный порядок» и «международный публичный порядок». Основными методами исследования являются сравнительный анализ и сравнительное правоведение. Статья затрагивает проблемы материального публичного порядка. Сделан вывод, что определение данной категории представляет собой серьезную проблему. В сравнении с этим категорию «процессуальный публичный порядок» определить несколько легче. Судебная практика не дает определения материального публичного порядка, но можно отметить принцип, на котором он основан – «система принципов и ценностей, составляющая национальный публичный порядок, не может не признаваться даже в международных делах». Во французском законодательстве и судебной практике прямо закреплено понятие «международный публичный порядок», и при признании и исполнении иностранных арбитражных решений он понимается уже, нежели «внутренний публичный порядок». В российском законодательстве понятие «международный публичный порядок» прямо не закреплено, но из анализа соответствующих правовых норм можно сделать вывод, что при признании и исполнении иностранных арбитражных решений имеется в виду не просто «публичный порядок Российской Федерации», а публичный порядок с учетом международных обязательств Российской Федерации и характера отношений, осложненных иностранным элементом. В исследовании сделаны следующие выводы. Необходимо провести четкую границу между внутренним правом Франции и международным арбитражным правом, потому что в процессе проверки иностранного арбитражного решения судья не может в рамках контроля соответствия этого решения международному публичному порядку отклонить экзекватуру из-за неправильного применения норм внутреннего публичного порядка. Простое нарушение арбитражным решением французского публичного порядка не является достаточным для признания его противоречащим международному публичному порядку. В российском законодательстве, регламентирующем вопросы признания и исполнения иностранных арбитражных решений, необходимо прямо закрепить понятие «международный публичный порядок». Под ним предлагается понимать фундаментальные правовые принципы, обладающие высшей императивностью, универсальностью, особой общественной значимостью и составляющие основу экономической, политической, правовой системы с учетом международных обязательств Российской Федерации и характера отношений, связанных с иностранным правопорядком.

Добавлено: 3 марта 2015
Статья
Клевченкова М. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 88-102.
Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Гальперин М. Л. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 1. С. 44-56.

В статье рассматриваются вопросы ответственности в гражданском процессуальном праве с точки зрения теории и методологии современной юридической науки, предлагается новый взгляд на систему юридической ответственности и место в такой системе гражданской процессуаль- ной ответственности. Механизм процессуальной ответственности раскрывается через категорию «неуважение к суду».

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Юмашев Ю. М. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 1. С. 100-111.

В статье речь идет о формировании Европейским союзом (ЕС) общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты - гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, призванные данную политику реализовать. Анализируются Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие пространство свободы, безопасности и права, шенгенские соглашения, соответствующие акты вторичного права ЕС. Что касается гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС, здесь подчеркивается его морально-этическая суть - уважение человеческого достоинства. Охранительные меры направлены прежде всего на борьбу с нелегальной иммиграцией. В заключении автор приходит к выводу, что в гуманитарной сфере ЕС действует более эффективно, чем в охранительной.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Юмашев Ю. М. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 1. С. 100-111.
Добавлено: 11 января 2012
Статья
Ромашев Ю. С., Остроухов Н. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 149-165.
Возрастающая миграция населения является одной из наиболее актуальных современных международных проблем. Государства прилагают большие усилия в противодействии нелегальной миграции, оказании помощи лицам, ищущим убежища. Наиболее сложно эта задача решается на море. В статье раскрывается содержание международного сотрудничества, показывается роль международного права в этой области. Анализируются особенности борьбы с нелегальной миграцией в пределах различных морских пространств — во внутренних водах, территориальном море и в открытом море. Уделено внимание вопросам международного сотрудничества по оказанию помощи беженцам и иным мигрантам, терпящим бедствие или оказавшимся в опасности на море. Показаны международно-правовые и организационные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, предлагаются отдельные пути их решения. По мнению авторов, деятельность государств в отношении мигрантов должна осуществляться в соответствии с их правовым статусом и ситуацией, в которой они находятся. В любом случае статус мигрантов следует определять не в море, а на берегу. В ситуации, если каким-либо лицам грозит гибель, то помощь необходимо оказывать всем нуждающимся вне зависимости от правового статуса спасаемых лиц. В отношении организаторов нелегальной миграции непременно должны применяться меры уголовной и иной ответственности, предусмотренные законодательством государств и их международными обязательствами. Необходимо, чтобы нормы международного права, рекомендации международных организаций и международных органов, занимающихся проблемами миграции, были реализованы на национальном уровне путем совершенствования соответствующих законов. Также важны разработка и совершенствование подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно посвященных вопросам противодействия нелегальной миграции на море, мерам, предпринимаемым в отношении беженцев и иных лиц, ищущих убежище, при их нахождении на судах, терпящих бедствие. При этом следует разрешить проблему отношения государств к мигрантам, находящимся на плавучих средствах, не соответствующих требованиям безопасности мореплавания, т.е. потенциально находящихся в опасности.
Добавлено: 10 апреля 2016
Статья
Кашанин А. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 114-124.
В работе исследуются проблемы эффективности авторско-правовой охраны произведений с незначительным уровнем творческого характера на материале практики французских судов. На основе анализа дисфункций, возникающих при включении таких произведений в число объектов авторского права, сформулированы выводы о пределах эффективности механизма континентального авторского права.
Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Батусова Е. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 132-143.

В статье рассмотрены три модели правового регулирования коллективных увольнений в зарубежных странах. Для них характерны как общие, так и особенные признаки. К общим относятся: закре- пление критериев коллективных увольнений; предварительные консультации с профсоюзами или иными представительными органами работников; уведомление государственного органа о предстоящем коллективном увольнении; уведомление профсоюза о предстоящем коллективном увольнении; предложение работнику имеющихся у работодателя вакансий в порядке перевода и возмож- ности пройти переобучение. В свою очередь, особенности определяются объемом гарантий для работников в области коллективных увольнений и варьируются от минимальных до максимальных. Для законодательства стран первой модели характерен акцент на интересы работодателя в сфере правового регулирования коллективных увольнений. Это проявляется в отсутствии законодательно установленных прав на преимущественное оставление на работе и права на повторный наем на работу. Данное обстоятельство существенно ослабляет защиту увольняемых работников, что приводит к росту социальной напряженности. Для нормативных правовых актов стран второй модели свойственно закрепление максимального количества гарантий в процессе коллективных увольнений: преимущественное право на оставление на работе для отдельных категорий работ- ников и право на повторный наем на работу. Подобный подход имеет целью максимальную защиту трудовых прав работников в процессе коллективных увольнений. Законодательство стран третьей модели испытало на себе влияние двух концепций — гибкости и жесткости в правовом регули- ровании коллективных увольнений. Это проявилось в том, что оно закрепляет как гарантии для работников, так и для работодателей. Уровень гарантий для работников в сфере коллективных увольнений выше, чем в нормативных правовых актах стран первой модели, но ниже, чем в зако- нодательстве стран второй модели. Можно сделать вывод, что трудовое законодательство о кол- лективных увольнениях в зарубежных странах находится в постоянной динамике и имеет целью достижение баланса интересов работников, работодателей и государства.

Добавлено: 9 июля 2017
Статья
Салыгин Е. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 12-35.

Статья посвящена использованию метода прогнозного моделирования в праве. Описываются основные подходы к моделированию, раскрываются его признаки, виды. Указываются основные направления моделирования, сложившиеся в праве. Автор отмечает, что в теории права моделирование, как правило, отождествляется с абстрагированием, а правовые модели - с правовыми абстракциями, отражающими обобщенные свойства исследуемых явлений и процессов. Отождествление моделирования и абстрагирования, с одной стороны, и распространенное в юриспруденции узкое, догматическое понимание права как системы юридических понятий, с другой стороны, препятствует развитию теории правового моделирования. Правовые моделирование в теории права не выходит за рамки создания абстрактных юридических понятий. Предлагается использовать социологический подход, подразумевающий под правом социальные факты. Только в таком случае перед теорией права могут открыться возможности в области правового моделирования реальных правовых процессов на основе эмпирических данных и числовых значений. Наиболее перспективным направлением может стать прогнозное моделирование действия нормативных правовых актов. Отмечается, что ключевую роль в прогнозном моделировании правового поведения играет поведенческий фактор, а в индивидуальном и групповом правовом поведении преобладают мотивы и иные побудительные причины, в значительной мере получившие объяснение в экономической теории рационального выбора. Построение модели правового поведения должно основываться на системном подходе, подразумевающем взаимное действие норм с иными социальными регуляторами, что выражается в категории «институт». Институты, в свою очередь, должны рассматриваться в более широкой перспективе как элементы общественного устройства. Для этого требуется модель всего современного российского общества, устройства его социально-экономической и политической системы. За основу предлагается взять теорию общества ограниченного доступа, описанную Д. Нортом, Дж. Уоллисом и Б. Вайнгастом.

В заключении раскрывается понятие прогнозного правового моделирования, прогнозной правовой модели, определяются предмет, объект и технология прогнозного правового моделирования, включающая в себя ряд стадий: 1) подготовительный этап; 2) постановка проблем моделирования; 3) определение целей, задач и предмета правового моделирования; 4) создание концептуальной модели; 5) создание рабочей математической моделиия; 6) исследование модели в имитационном режиме, верификация; 7) документальное оформление результатов правового моделирования.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Гаджиев Г. А., Войниканис Е. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. С. 24-48.

Развитие робототехники с использованием искусственного интеллекта цифровую эпоху приобретает новый масштаб и новое качество, что приводит к возникновению как социально-экономических, так и юридических проблем. Особенно актуальной в данном контексте является проблема правосубъектности роботов, которые способны осуществлять самостоятельные действия и адаптироваться к окружающей среде. Резолюция Европарламента о гражданско-правовых нормах, касающихся робототехники (2017) свидетельствует, что проблема имеет не только научное, но и практическое, прикладное значение. В правовой науке истолкование понятия «лицо» различается в зависимости от правопонимания. С точки зрения «узко-реалистического» понимания права робот не может признаваться субъектом права. Напротив, согласно подходу к юридическому миру как к особой и самодостаточной реальности, вопрос о правосубъектности робота является вопрос прагматическим. В статье анализируется история формирования юридического понятия лица и его роль в юридическом концепте мира. Для римских юристов понятие лица (persona) означало, в первую очередь, «маску», т.е. ту или иную социальную функцию человека. При этом юридическое понятие лица и понятие человеческой личности никогда не отождествлялись. Напротив, для европейского права, которое испытывало сильное воздействие философских концепций, характерна проблема смешения понятий лица и человеческой личности. Некритическое восприятие неправовых идей и теорий может стать препятствием для развития права. Только сохраняя свою идентичность, право может играть активную роль в развитии экономики и общества в целом. Таким образом, вопрос о правосубъектности роботов должен решаться на основе всестороннего анализа возможных (экономических и социальных) издержек и выгод. Признание робота субъектом права связано, в первую очередь, с необходимостью более эффективного распределения ответственности. При этом распределение имущественной ответственности направлено на решение не только экономической, но и собственно юридической проблемы, связанной с обеспечением баланса интересов и адаптации права к изменениям социальной реальности. Гибкость и эластичность гражданско-правовых понятий позволяет сделать вывод, чтовыбор конкретной модели правосубъектности и распределения ответственности будетзависеть от запросов практики.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Нагорная И. И. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2. С. 223-234.

В статье исследуется доктрина смягчающих обстоятельств, зародившаяся в странах Африканского Содружества Наций. Причиной ее возникновения стало существование в странах, следующих традиции общего права, обязательного наказания в виде смертной казни за тяжкое убийство инекоторые иные преступления. Доктрина предполагает возможность избежать смертной казни при наличии обстоятельств, уменьшающих моральную упречность деяния, которая отнюдь не тождественна вине в уголовно-правовом смысле. Анализируются обстоятельства, признаваемые африканскими судами как снижающие моральную упречность содеянного. Рассматривается критика доктрины, приведшая к ее отмене или модификации в различных странах. Указывается наее изъяны: возложение бремени доказывания смягчающих обстоятельств на подсудимого; необходимость признавать свою вину, чтобы избежать смертной казни; невозможность учесть обстоятельства, не существовавшие на момент совершения преступления (раскаяние, ухудшившеесяздоровье и т.п.). Это приводит к выводу, что сегодня наиболее приемлемой представляется полная отмена обязательной смертной казни. Рассматривается значение понятия моральной упречности для российской уголовно-правовой мысли. Обосновывается вывод, что данная категория лежит воснове осознания общественной опасности «традиционных» преступлений (убийство, разбой, изнасилование и т.п.). При этом основой осознания общественной опасности сравнительно новых уголовно-правовых запретов, в том числе в экономической сфере, является понимание неуголовной противоправности содеянного. Недобросовестность и моральная упречность рассматриваются как предпосылки вины. Получая юридическое закрепление в нормах уголовного закона, они дают возможность установить степень вины субъекта в рамках одной и той же формы вины. Речь идето смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах по УК Российской Федерации. Смягчающие обстоятельства могут быть как связаны со степенью вины субъекта, так и не связаны с ней. В первом случае они являются отражением принципа справедливости, во втором — соображений милосердия. Отягчающие вину обстоятельства должны быть связаны со степенью вины субъекта (или с рецидивом). И справедливость, и милосердие должны получить адекватное отражение в нормах уголовного закона. Возвращение к понятию моральной упречности и недобросовестности необходимо при оценке существующих уголовно-правовых норм и при формулировании новых.

Добавлено: 18 июля 2016
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 4. С. 40-51.
Добавлено: 15 января 2010
Статья
Панченко П. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 48-62.

В статье рассматриваются предложенные Президентом Российской Федерации направления реформирования действующего уголовного законодательства с учетом осуществления стратегии модернизации страны. Особое внимание уделяется предложениям по либерализации уголовной политики в сфере противодействия налоговым преступлениям. Аргументируется вывод о необходимости такого же подхода и в отношении законодательства о других экономических преступлениях при сохранении сформировавшегося в последние годы достаточно жесткого подхода в отношении иных преступлений (в особенности насильственных).

Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Гетьман-Павлова И. В., Варей-Соммьер П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 22-42.

В статье анализируются проблемы отказа в признании и принудительном исполнении иностранных арбитражных решений по причине нарушения сверхимперативных норм права страны места исполнения решения. Авторы анализируют, в какой степени должны быть нарушены подобные нормы, чтобы это могло быть правомерным основанием для отказа в признании и исполнении иностранного решения. Исследование проводится на основе анализа французской и российской судебной практики. В первой части статьи авторы разграничивают понятия «сверхимперативные нормы» и «публичный порядок», утверждая их как два различных правовых института, две различные правовые категории, имеющие смежный характер. Механизм действия сверхимперативных норм существенно отличается от оговорки о публичном порядке. Оговорка о публичном порядке действует в случае нарушения либо угрозы нарушения фундаментальных правовых принципов, обладающих высшей императивностью, универсальностью, особой общественной значимостью и составляют основу экономической, политической, правовой системы государства с учетом его международных обязательств. Сверхимперативные нормы (нормы непосредственного применения) – это нормы, которые вследствие указания в них самих или ввиду их особой значения для прав и интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. Сверхимперативные нормы часто называют «международными императивными нормами», «нормами непосредственного применения» и «законами международного публичного порядка», указывая на их обязательный характер и связь с публичным порядком. Кассационный суд Франции не включает сверхимперативные нормы страны суда в международный публичный порядок. Российская судебная практика включает сверхимперативные нормы страны суда в понятие «публичный порядок Российской Федерации». Во второй части статьи анализируется, может ли «простое» нарушение сверхимперативной нормы права страны места исполнения решения приравниваться к нарушению публичного порядка. Сделан вывод, что «простое» нарушение таких норм не рассматривается как нарушение публичного порядка ни во Франции, ни в России. Отказ в выдаче экзекватуры может иметь место лишь в том случае, если нарушение сверхимперативной нормы носит «очевидный, реальный и конкретный характер» и квалифицируется как «простое» нарушение международного публичного порядка. Авторы подчеркивают, что такой подход может привести к неоправданному расширению сферы применения оговорки о публичном порядке.

Добавлено: 27 мая 2015
Статья
Лукьянова Е. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 180-193.

Статья является попыткой анализа трансформации взаимоотношений государства и общества в современной России. В ней анализируется реакция населения на пять наиболее резонансных изме­нений российского законодательства, принятых в 2012-2013 гг.: ужесточение санкций за участие в публичных мероприятиях, введение понятия некоммерческой организации — иностранного агента, ограничение свободы дискуссии в средствах массовой информации и сети Интернет, расширение понятия запрещенной политической деятельности. Поправки в законодательство стали ответом на резко возросшую с зимы 2011-2012 гг. общественную активность граждан. Каждый из рассма­триваемых законов стал предметом жесткой критики со стороны общества, а их применение было фактически блокировано.
Общественная экспертиза подтвердила наличие у всех них схожих дефектов, касающихся как со­держания закона (подмена его предмета и законодательного целеполагания), так и процедуры его принятия (крайняя поспешность, голосование без необходимого обсуждения, с нарушением правил и принципов законодательного процесса). Законы принимали «по конкретному случаю» — ad hoc. Это делает все пять актов сомнительно конституционными и влекущими нарушение конституцион­ных прав граждан. Кроме того, они вступают в противоречие с международными обязательствами, взятыми на себя Россией. Всем рассматриваемым актам присуща правовая неопределенность (не­ясность, двусмысленность изложения нормативного материала). Наконец, все анализируемые нор­мативные акты в той или иной степени нарушают системность и непротиворечивость российского законодательства. Ответом общества на неадекватное правовое регулирование стало осознанное гражданское неповиновение.
В связи с этим особенно важен анализ причин сложившейся ситуации, которая в данном случае кроется в порядке проведения выборов и подсчета голосов. Происходит отрицательный отбор при формировании депутатского корпуса: его персональный состав зависит от степени лояльности его большинства к Президенту и исполнительной власти. Отсюда берут начало депрофессионализа­ция законотворческой деятельности российского парламента и снижение его компетентности, а также крайне низкий уровень оценки деятельности парламента обществом.

Добавлено: 26 марта 2015
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 4-20.

Объектом исследования настоящей статьи является теория международного частного права, разработанная в труде немецкого ученого XVII века Жана Николя Гертиуса. В статье анализируются его основные доктринальные построения, правила разрешения конфликтов законов, их значение и актуальность для современного МЧП. Фигура Жана Николя Гертиуса занимает центральное место в немецкой теории статутов. Способы разрешения конфликтов разнонациональных законов, предложенные этим ученым, предопределили развитие немецких коллизионных доктрин XIX–XX веков; разработанные им практические решения закреплены в современном законодательстве и судебной практике. Однако конфликтная теория Гертиуса противоречива, отличается двойственностью, жизненные примеры не вписываются в жесткие теоретические категории. В статье сделан вывод, что при всей критике теоретических построений Гертиуса необходимо признать его весомую положительную роль в развитии доктрины МЧП. Он обогатил терминологический аппарат МЧП, впервые предложив термины «коллизии законов», «коллизионное право», которые восприняты судебной практикой, законодательством и доктриной большинства стран мира. Три правила Гертиуса – это, по существу, три варианта иностранного элемента (субъект, объект, факт), которые нужно выявить и оценить с точки зрения выбора компетентного законодательства. Сконструированные им 63 казуса охватывают право лиц, деликты, наследование, имущественные права супругов, контракты, процесс – т.е. все сферы, в которых могут возникнуть конфликты законов. В своей диссертации Гертиус практически исчерпывающим образом отразил все потенциальные коллизионные ситуации. Он подтвердил «классическое» понимание смешанных статутов как законов о форме юридических действий; утверждал обязанность применения иностранного права; указывал на необходимость унификации местных законов для ликвидации интерлокальных коллизий. Все эти результаты обладают высокой значимостью и, несмотря на то, что в своей теории «Гертиус является жертвой различных, порой несовместимых влияний», его практический такт практически всегда помогал ему находить правильные коллизионные решения.

Добавлено: 2 апреля 2016
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 12-20.

Статья посвящена знаменитому французскому ученому Бертрану д’Ар-жантре (1519—1590 гг.), который в литературе международного частного права считается основоположником «классической» теории статутов. В работах д’Аржантре впервые было сформулировано деление всех законов на личные, реальные и смешанные статуты. В то же время ученому не удалось выработать каких-либо универсальных критериев для разрешения проблем конфликтного права. Его теория не отличается целостностью и последовательностью. Несмотря на это, впоследствии концепция д’Аржантре была востребована в законодательстве многих стран Западной Европы XVIII—XIX вв.

Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Полдников Д. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 64-80.

В статье исследуется научная доктрина ius commune как формальный источник права Западной Европы XIV–XVIII вв.: дается определение, проводится различие между доктриной и смежными понятиями, анализируются причины ее возникновения, приобретения и утраты нормативного значения, выявляется преемственность и существенные отличия по сравнению с современной концепцией научной доктрины стран континентальной Европы.

 

Добавлено: 2 мая 2013