• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 354 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Гетьман-Павлова И. В., Варей-Соммьер П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 140-168.

В статье анализируются правоприменительный опыт, законодательство и доктрина Франции и России по вопросу отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений по основанию противоречия такого признания и исполнения публичному порядку. Проводится разграничение категорий «внутренний публичный порядок» и «международный публичный порядок». Основными методами исследования являются сравнительный анализ и сравнительное правоведение. Статья затрагивает проблемы материального публичного порядка. Сделан вывод, что определение данной категории представляет собой серьезную проблему. В сравнении с этим категорию «процессуальный публичный порядок» определить несколько легче. Судебная практика не дает определения материального публичного порядка, но можно отметить принцип, на котором он основан – «система принципов и ценностей, составляющая национальный публичный порядок, не может не признаваться даже в международных делах». Во французском законодательстве и судебной практике прямо закреплено понятие «международный публичный порядок», и при признании и исполнении иностранных арбитражных решений он понимается уже, нежели «внутренний публичный порядок». В российском законодательстве понятие «международный публичный порядок» прямо не закреплено, но из анализа соответствующих правовых норм можно сделать вывод, что при признании и исполнении иностранных арбитражных решений имеется в виду не просто «публичный порядок Российской Федерации», а публичный порядок с учетом международных обязательств Российской Федерации и характера отношений, осложненных иностранным элементом. В исследовании сделаны следующие выводы. Необходимо провести четкую границу между внутренним правом Франции и международным арбитражным правом, потому что в процессе проверки иностранного арбитражного решения судья не может в рамках контроля соответствия этого решения международному публичному порядку отклонить экзекватуру из-за неправильного применения норм внутреннего публичного порядка. Простое нарушение арбитражным решением французского публичного порядка не является достаточным для признания его противоречащим международному публичному порядку. В российском законодательстве, регламентирующем вопросы признания и исполнения иностранных арбитражных решений, необходимо прямо закрепить понятие «международный публичный порядок». Под ним предлагается понимать фундаментальные правовые принципы, обладающие высшей императивностью, универсальностью, особой общественной значимостью и составляющие основу экономической, политической, правовой системы с учетом международных обязательств Российской Федерации и характера отношений, связанных с иностранным правопорядком.

Добавлено: 3 марта 2015
Статья
Клевченкова М. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 88-102.
Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Гальперин М. Л. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 1. С. 44-56.

В статье рассматриваются вопросы ответственности в гражданском процессуальном праве с точки зрения теории и методологии современной юридической науки, предлагается новый взгляд на систему юридической ответственности и место в такой системе гражданской процессуаль- ной ответственности. Механизм процессуальной ответственности раскрывается через категорию «неуважение к суду».

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Юмашев Ю. М. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 1. С. 100-111.

В статье речь идет о формировании Европейским союзом (ЕС) общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты - гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, призванные данную политику реализовать. Анализируются Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие пространство свободы, безопасности и права, шенгенские соглашения, соответствующие акты вторичного права ЕС. Что касается гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС, здесь подчеркивается его морально-этическая суть - уважение человеческого достоинства. Охранительные меры направлены прежде всего на борьбу с нелегальной иммиграцией. В заключении автор приходит к выводу, что в гуманитарной сфере ЕС действует более эффективно, чем в охранительной.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Юмашев Ю. М. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 1. С. 100-111.
Добавлено: 11 января 2012
Статья
Ромашев Ю. С., Остроухов Н. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 149-165.
Возрастающая миграция населения является одной из наиболее актуальных современных международных проблем. Государства прилагают большие усилия в противодействии нелегальной миграции, оказании помощи лицам, ищущим убежища. Наиболее сложно эта задача решается на море. В статье раскрывается содержание международного сотрудничества, показывается роль международного права в этой области. Анализируются особенности борьбы с нелегальной миграцией в пределах различных морских пространств — во внутренних водах, территориальном море и в открытом море. Уделено внимание вопросам международного сотрудничества по оказанию помощи беженцам и иным мигрантам, терпящим бедствие или оказавшимся в опасности на море. Показаны международно-правовые и организационные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, предлагаются отдельные пути их решения. По мнению авторов, деятельность государств в отношении мигрантов должна осуществляться в соответствии с их правовым статусом и ситуацией, в которой они находятся. В любом случае статус мигрантов следует определять не в море, а на берегу. В ситуации, если каким-либо лицам грозит гибель, то помощь необходимо оказывать всем нуждающимся вне зависимости от правового статуса спасаемых лиц. В отношении организаторов нелегальной миграции непременно должны применяться меры уголовной и иной ответственности, предусмотренные законодательством государств и их международными обязательствами. Необходимо, чтобы нормы международного права, рекомендации международных организаций и международных органов, занимающихся проблемами миграции, были реализованы на национальном уровне путем совершенствования соответствующих законов. Также важны разработка и совершенствование подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно посвященных вопросам противодействия нелегальной миграции на море, мерам, предпринимаемым в отношении беженцев и иных лиц, ищущих убежище, при их нахождении на судах, терпящих бедствие. При этом следует разрешить проблему отношения государств к мигрантам, находящимся на плавучих средствах, не соответствующих требованиям безопасности мореплавания, т.е. потенциально находящихся в опасности.
Добавлено: 10 апреля 2016
Статья
Кашанин А. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 114-124.
В работе исследуются проблемы эффективности авторско-правовой охраны произведений с незначительным уровнем творческого характера на материале практики французских судов. На основе анализа дисфункций, возникающих при включении таких произведений в число объектов авторского права, сформулированы выводы о пределах эффективности механизма континентального авторского права.
Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Батусова Е. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 132-143.

В статье рассмотрены три модели правового регулирования коллективных увольнений в зарубежных странах. Для них характерны как общие, так и особенные признаки. К общим относятся: закре- пление критериев коллективных увольнений; предварительные консультации с профсоюзами или иными представительными органами работников; уведомление государственного органа о предстоящем коллективном увольнении; уведомление профсоюза о предстоящем коллективном увольнении; предложение работнику имеющихся у работодателя вакансий в порядке перевода и возмож- ности пройти переобучение. В свою очередь, особенности определяются объемом гарантий для работников в области коллективных увольнений и варьируются от минимальных до максимальных. Для законодательства стран первой модели характерен акцент на интересы работодателя в сфере правового регулирования коллективных увольнений. Это проявляется в отсутствии законодательно установленных прав на преимущественное оставление на работе и права на повторный наем на работу. Данное обстоятельство существенно ослабляет защиту увольняемых работников, что приводит к росту социальной напряженности. Для нормативных правовых актов стран второй модели свойственно закрепление максимального количества гарантий в процессе коллективных увольнений: преимущественное право на оставление на работе для отдельных категорий работ- ников и право на повторный наем на работу. Подобный подход имеет целью максимальную защиту трудовых прав работников в процессе коллективных увольнений. Законодательство стран третьей модели испытало на себе влияние двух концепций — гибкости и жесткости в правовом регули- ровании коллективных увольнений. Это проявилось в том, что оно закрепляет как гарантии для работников, так и для работодателей. Уровень гарантий для работников в сфере коллективных увольнений выше, чем в нормативных правовых актах стран первой модели, но ниже, чем в зако- нодательстве стран второй модели. Можно сделать вывод, что трудовое законодательство о кол- лективных увольнениях в зарубежных странах находится в постоянной динамике и имеет целью достижение баланса интересов работников, работодателей и государства.

Добавлено: 9 июля 2017
Статья
Салыгин Е. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 12-35.

Статья посвящена использованию метода прогнозного моделирования в праве. Описываются основные подходы к моделированию, раскрываются его признаки, виды. Указываются основные направления моделирования, сложившиеся в праве. Автор отмечает, что в теории права моделирование, как правило, отождествляется с абстрагированием, а правовые модели - с правовыми абстракциями, отражающими обобщенные свойства исследуемых явлений и процессов. Отождествление моделирования и абстрагирования, с одной стороны, и распространенное в юриспруденции узкое, догматическое понимание права как системы юридических понятий, с другой стороны, препятствует развитию теории правового моделирования. Правовые моделирование в теории права не выходит за рамки создания абстрактных юридических понятий. Предлагается использовать социологический подход, подразумевающий под правом социальные факты. Только в таком случае перед теорией права могут открыться возможности в области правового моделирования реальных правовых процессов на основе эмпирических данных и числовых значений. Наиболее перспективным направлением может стать прогнозное моделирование действия нормативных правовых актов. Отмечается, что ключевую роль в прогнозном моделировании правового поведения играет поведенческий фактор, а в индивидуальном и групповом правовом поведении преобладают мотивы и иные побудительные причины, в значительной мере получившие объяснение в экономической теории рационального выбора. Построение модели правового поведения должно основываться на системном подходе, подразумевающем взаимное действие норм с иными социальными регуляторами, что выражается в категории «институт». Институты, в свою очередь, должны рассматриваться в более широкой перспективе как элементы общественного устройства. Для этого требуется модель всего современного российского общества, устройства его социально-экономической и политической системы. За основу предлагается взять теорию общества ограниченного доступа, описанную Д. Нортом, Дж. Уоллисом и Б. Вайнгастом.

В заключении раскрывается понятие прогнозного правового моделирования, прогнозной правовой модели, определяются предмет, объект и технология прогнозного правового моделирования, включающая в себя ряд стадий: 1) подготовительный этап; 2) постановка проблем моделирования; 3) определение целей, задач и предмета правового моделирования; 4) создание концептуальной модели; 5) создание рабочей математической моделиия; 6) исследование модели в имитационном режиме, верификация; 7) документальное оформление результатов правового моделирования.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Гаджиев Г. А., Войниканис Е. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. С. 24-48.

Развитие робототехники с использованием искусственного интеллекта цифровую эпоху приобретает новый масштаб и новое качество, что приводит к возникновению как социально-экономических, так и юридических проблем. Особенно актуальной в данном контексте является проблема правосубъектности роботов, которые способны осуществлять самостоятельные действия и адаптироваться к окружающей среде. Резолюция Европарламента о гражданско-правовых нормах, касающихся робототехники (2017) свидетельствует, что проблема имеет не только научное, но и практическое, прикладное значение. В правовой науке истолкование понятия «лицо» различается в зависимости от правопонимания. С точки зрения «узко-реалистического» понимания права робот не может признаваться субъектом права. Напротив, согласно подходу к юридическому миру как к особой и самодостаточной реальности, вопрос о правосубъектности робота является вопрос прагматическим. В статье анализируется история формирования юридического понятия лица и его роль в юридическом концепте мира. Для римских юристов понятие лица (persona) означало, в первую очередь, «маску», т.е. ту или иную социальную функцию человека. При этом юридическое понятие лица и понятие человеческой личности никогда не отождествлялись. Напротив, для европейского права, которое испытывало сильное воздействие философских концепций, характерна проблема смешения понятий лица и человеческой личности. Некритическое восприятие неправовых идей и теорий может стать препятствием для развития права. Только сохраняя свою идентичность, право может играть активную роль в развитии экономики и общества в целом. Таким образом, вопрос о правосубъектности роботов должен решаться на основе всестороннего анализа возможных (экономических и социальных) издержек и выгод. Признание робота субъектом права связано, в первую очередь, с необходимостью более эффективного распределения ответственности. При этом распределение имущественной ответственности направлено на решение не только экономической, но и собственно юридической проблемы, связанной с обеспечением баланса интересов и адаптации права к изменениям социальной реальности. Гибкость и эластичность гражданско-правовых понятий позволяет сделать вывод, чтовыбор конкретной модели правосубъектности и распределения ответственности будетзависеть от запросов практики.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Нагорная И. И. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2. С. 223-234.

В статье исследуется доктрина смягчающих обстоятельств, зародившаяся в странах Африканского Содружества Наций. Причиной ее возникновения стало существование в странах, следующих традиции общего права, обязательного наказания в виде смертной казни за тяжкое убийство инекоторые иные преступления. Доктрина предполагает возможность избежать смертной казни при наличии обстоятельств, уменьшающих моральную упречность деяния, которая отнюдь не тождественна вине в уголовно-правовом смысле. Анализируются обстоятельства, признаваемые африканскими судами как снижающие моральную упречность содеянного. Рассматривается критика доктрины, приведшая к ее отмене или модификации в различных странах. Указывается наее изъяны: возложение бремени доказывания смягчающих обстоятельств на подсудимого; необходимость признавать свою вину, чтобы избежать смертной казни; невозможность учесть обстоятельства, не существовавшие на момент совершения преступления (раскаяние, ухудшившеесяздоровье и т.п.). Это приводит к выводу, что сегодня наиболее приемлемой представляется полная отмена обязательной смертной казни. Рассматривается значение понятия моральной упречности для российской уголовно-правовой мысли. Обосновывается вывод, что данная категория лежит воснове осознания общественной опасности «традиционных» преступлений (убийство, разбой, изнасилование и т.п.). При этом основой осознания общественной опасности сравнительно новых уголовно-правовых запретов, в том числе в экономической сфере, является понимание неуголовной противоправности содеянного. Недобросовестность и моральная упречность рассматриваются как предпосылки вины. Получая юридическое закрепление в нормах уголовного закона, они дают возможность установить степень вины субъекта в рамках одной и той же формы вины. Речь идето смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах по УК Российской Федерации. Смягчающие обстоятельства могут быть как связаны со степенью вины субъекта, так и не связаны с ней. В первом случае они являются отражением принципа справедливости, во втором — соображений милосердия. Отягчающие вину обстоятельства должны быть связаны со степенью вины субъекта (или с рецидивом). И справедливость, и милосердие должны получить адекватное отражение в нормах уголовного закона. Возвращение к понятию моральной упречности и недобросовестности необходимо при оценке существующих уголовно-правовых норм и при формулировании новых.

Добавлено: 18 июля 2016
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 4. С. 40-51.
Добавлено: 15 января 2010
Статья
Панченко П. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 48-62.

В статье рассматриваются предложенные Президентом Российской Федерации направления реформирования действующего уголовного законодательства с учетом осуществления стратегии модернизации страны. Особое внимание уделяется предложениям по либерализации уголовной политики в сфере противодействия налоговым преступлениям. Аргументируется вывод о необходимости такого же подхода и в отношении законодательства о других экономических преступлениях при сохранении сформировавшегося в последние годы достаточно жесткого подхода в отношении иных преступлений (в особенности насильственных).

Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Гетьман-Павлова И. В., Варей-Соммьер П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 22-42.

В статье анализируются проблемы отказа в признании и принудительном исполнении иностранных арбитражных решений по причине нарушения сверхимперативных норм права страны места исполнения решения. Авторы анализируют, в какой степени должны быть нарушены подобные нормы, чтобы это могло быть правомерным основанием для отказа в признании и исполнении иностранного решения. Исследование проводится на основе анализа французской и российской судебной практики. В первой части статьи авторы разграничивают понятия «сверхимперативные нормы» и «публичный порядок», утверждая их как два различных правовых института, две различные правовые категории, имеющие смежный характер. Механизм действия сверхимперативных норм существенно отличается от оговорки о публичном порядке. Оговорка о публичном порядке действует в случае нарушения либо угрозы нарушения фундаментальных правовых принципов, обладающих высшей императивностью, универсальностью, особой общественной значимостью и составляют основу экономической, политической, правовой системы государства с учетом его международных обязательств. Сверхимперативные нормы (нормы непосредственного применения) – это нормы, которые вследствие указания в них самих или ввиду их особой значения для прав и интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. Сверхимперативные нормы часто называют «международными императивными нормами», «нормами непосредственного применения» и «законами международного публичного порядка», указывая на их обязательный характер и связь с публичным порядком. Кассационный суд Франции не включает сверхимперативные нормы страны суда в международный публичный порядок. Российская судебная практика включает сверхимперативные нормы страны суда в понятие «публичный порядок Российской Федерации». Во второй части статьи анализируется, может ли «простое» нарушение сверхимперативной нормы права страны места исполнения решения приравниваться к нарушению публичного порядка. Сделан вывод, что «простое» нарушение таких норм не рассматривается как нарушение публичного порядка ни во Франции, ни в России. Отказ в выдаче экзекватуры может иметь место лишь в том случае, если нарушение сверхимперативной нормы носит «очевидный, реальный и конкретный характер» и квалифицируется как «простое» нарушение международного публичного порядка. Авторы подчеркивают, что такой подход может привести к неоправданному расширению сферы применения оговорки о публичном порядке.

Добавлено: 27 мая 2015
Статья
Лукьянова Е. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 180-193.

Статья является попыткой анализа трансформации взаимоотношений государства и общества в современной России. В ней анализируется реакция населения на пять наиболее резонансных изме­нений российского законодательства, принятых в 2012-2013 гг.: ужесточение санкций за участие в публичных мероприятиях, введение понятия некоммерческой организации — иностранного агента, ограничение свободы дискуссии в средствах массовой информации и сети Интернет, расширение понятия запрещенной политической деятельности. Поправки в законодательство стали ответом на резко возросшую с зимы 2011-2012 гг. общественную активность граждан. Каждый из рассма­триваемых законов стал предметом жесткой критики со стороны общества, а их применение было фактически блокировано.
Общественная экспертиза подтвердила наличие у всех них схожих дефектов, касающихся как со­держания закона (подмена его предмета и законодательного целеполагания), так и процедуры его принятия (крайняя поспешность, голосование без необходимого обсуждения, с нарушением правил и принципов законодательного процесса). Законы принимали «по конкретному случаю» — ad hoc. Это делает все пять актов сомнительно конституционными и влекущими нарушение конституцион­ных прав граждан. Кроме того, они вступают в противоречие с международными обязательствами, взятыми на себя Россией. Всем рассматриваемым актам присуща правовая неопределенность (не­ясность, двусмысленность изложения нормативного материала). Наконец, все анализируемые нор­мативные акты в той или иной степени нарушают системность и непротиворечивость российского законодательства. Ответом общества на неадекватное правовое регулирование стало осознанное гражданское неповиновение.
В связи с этим особенно важен анализ причин сложившейся ситуации, которая в данном случае кроется в порядке проведения выборов и подсчета голосов. Происходит отрицательный отбор при формировании депутатского корпуса: его персональный состав зависит от степени лояльности его большинства к Президенту и исполнительной власти. Отсюда берут начало депрофессионализа­ция законотворческой деятельности российского парламента и снижение его компетентности, а также крайне низкий уровень оценки деятельности парламента обществом.

Добавлено: 26 марта 2015
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 4-20.

Объектом исследования настоящей статьи является теория международного частного права, разработанная в труде немецкого ученого XVII века Жана Николя Гертиуса. В статье анализируются его основные доктринальные построения, правила разрешения конфликтов законов, их значение и актуальность для современного МЧП. Фигура Жана Николя Гертиуса занимает центральное место в немецкой теории статутов. Способы разрешения конфликтов разнонациональных законов, предложенные этим ученым, предопределили развитие немецких коллизионных доктрин XIX–XX веков; разработанные им практические решения закреплены в современном законодательстве и судебной практике. Однако конфликтная теория Гертиуса противоречива, отличается двойственностью, жизненные примеры не вписываются в жесткие теоретические категории. В статье сделан вывод, что при всей критике теоретических построений Гертиуса необходимо признать его весомую положительную роль в развитии доктрины МЧП. Он обогатил терминологический аппарат МЧП, впервые предложив термины «коллизии законов», «коллизионное право», которые восприняты судебной практикой, законодательством и доктриной большинства стран мира. Три правила Гертиуса – это, по существу, три варианта иностранного элемента (субъект, объект, факт), которые нужно выявить и оценить с точки зрения выбора компетентного законодательства. Сконструированные им 63 казуса охватывают право лиц, деликты, наследование, имущественные права супругов, контракты, процесс – т.е. все сферы, в которых могут возникнуть конфликты законов. В своей диссертации Гертиус практически исчерпывающим образом отразил все потенциальные коллизионные ситуации. Он подтвердил «классическое» понимание смешанных статутов как законов о форме юридических действий; утверждал обязанность применения иностранного права; указывал на необходимость унификации местных законов для ликвидации интерлокальных коллизий. Все эти результаты обладают высокой значимостью и, несмотря на то, что в своей теории «Гертиус является жертвой различных, порой несовместимых влияний», его практический такт практически всегда помогал ему находить правильные коллизионные решения.

Добавлено: 2 апреля 2016
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 12-20.

Статья посвящена знаменитому французскому ученому Бертрану д’Ар-жантре (1519—1590 гг.), который в литературе международного частного права считается основоположником «классической» теории статутов. В работах д’Аржантре впервые было сформулировано деление всех законов на личные, реальные и смешанные статуты. В то же время ученому не удалось выработать каких-либо универсальных критериев для разрешения проблем конфликтного права. Его теория не отличается целостностью и последовательностью. Несмотря на это, впоследствии концепция д’Аржантре была востребована в законодательстве многих стран Западной Европы XVIII—XIX вв.

Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Полдников Д. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 64-80.

В статье исследуется научная доктрина ius commune как формальный источник права Западной Европы XIV–XVIII вв.: дается определение, проводится различие между доктриной и смежными понятиями, анализируются причины ее возникновения, приобретения и утраты нормативного значения, выявляется преемственность и существенные отличия по сравнению с современной концепцией научной доктрины стран континентальной Европы.

 

Добавлено: 2 мая 2013
Статья
Петухова Е. П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1.

В статье изложены подходы к определению национального достояния, дано сравнение с подобными правовыми категориями, описаны случаи использования термина «национальное достояние» в нормативных правовых актах, проанализировано правовое содержание режима национального достояния на примере природных ресурсов.

Добавлено: 7 ноября 2013
Статья
Сивицкий В. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 4. С. 191-194.

Представленный текст является рецензией на книгу Н.С.Бондаря "Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии" (Серия "Библиотечка судебного конституционализма. Вып. 3, М., 2013)

Добавлено: 23 апреля 2014
Статья
Цай К. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 103-111.

Статья посвящена рассмотрению проблемы расширения российской уголовно-правовой юрисдикции посредством принятия Федерального закона от 05.05.2014 г. № 91-ФЗ «О применении поло-жений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В рамках указанного нормативного правового акта законодатель отказался от традиционного дифференцированного закрепления правил действия уголовного закона во времени и пространстве, объединив их в тексте единой коллизионной нормы. В истории уголовного права нашей страны,равно как и в современной законодательной практике зарубежных государств, отсутствуют аналоги приведенного решения, что в совокупности с некорректной юридико-технической регламентацией привело к двоякому толкованию коллизионной нормы ст. 2 указанного Федерального закона. Судебная практика применяет рассматриваемое предписание исключительно в контекстеобратной силы уголовного закона, каких-либо упоминаний о территориальном юрисдикционномаспекте судебные решения не содержат. Такое толкование видится не совсем точным в связи с не-возможностью применения к правоотношениям, относящимся к предмету Закона, правил ст. 11 и12 УК РФ. Другими словами, действие УК РФ в отрыве от рассматриваемого Федерального законане распространяется на деяния, совершенные на территориях Республики Крым и города Сева-стополя до 18.03.2014 г. В связи с этим более приемлемым является основанное на анализе клас-сических структур нормативных предписаний, устанавливающих пределы действия уголовного за-кона, доктринальное понимание нормы ст. 2 как дуалистической пространственно-темпоральнойколлизионной нормы. Автор подвергает критике законодательную регламентацию ст. 2 в связи снедостатками ее юридической техники, существенными внутренними концептуальными противоречиями, несогласованностью избранного законодателем дуалистического подхода с классически-ми постулатами российской уголовно-правовой юрисдикционной теории. На основании анализа от-ечественной доктрины, российского и зарубежного законодательства, а также судебной практикивыработана авторская модель ст. 2 Федерального закона № 91-ФЗ.

Добавлено: 2 мая 2016