• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Суслова С. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 72-89.

В статье анализируется специфика функционирования квази-рынка социальных услуг в российских регионах в контексте участия неприбыльных организаций. В основе исследования лежит изучение информации о составе участников конкурсов на оказание социальных услуг в восьми российских регионах, содержащейся в протоколах рассмотрения заявок. Сравниваются возможности участия в конкурсах, активность НКО на этом квази-рынке в разных регионах, а также их конкурентоспособность по отношению к коммерческим и государственным и муниципальным организациям. В результате сравнительного анализа выявлена значительная разница в размерах региональных квази-рынков (количестве конкурсов). Другим важным отличием является перечень социальных услуг, на которые местные власти предъявляют спрос и который является важным фактором участия НКО. Наиболее активны неприбыльные организации там, где осуществляются госзакупки услуг, составляющих основное содержание их деятельности. Выделены три варианта поведения частных некоммерческих организаций на квази-рынке: 1) НКО относительно активно участвуют в конкурсах и по ряду направлений способны конкурировать с бизнесом и государственными организациями; 2) НКО относительно активны, но конкурируют только с представителями своего сектора; 3) НКО относительно неактивны в этой сфере деятельности. Результаты исследования могут иметь значимость с точки зрения роста вовлеченности организаций гражданского общества в социальное обслуживание в свете изменений законодательства, регламентирующего государственные закупки.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Бойков Д. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 125-130.

Настоящая статья основана на эмпирических исследованиях, проведенных в период 2008-2010 гг. в рамках исследовательских проектов Проектно-учебной лаборатории муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в муниципальных образованиях Краснодарского края, Тверской, Костромской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областей. В ходе исследования была зафиксирована несбалансированность муниципальной территориальной структуры, особенно четко проявившаяся в городских округах. В статье рассмотрен такой феномен территориальной структуры, как территориальные формы, не зависящие от географических районов и субъектов РФ. Дана характеристика существующим формам городских округов, а также сделан прогноз относительно возможных перспектив их развития.

Добавлено: 18 сентября 2012
Статья
Бойков Д. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 125-130.
Настоящая статья основана на эмпирических исследованиях, проведенных в период 2008–2010 гг. в рамках исследовательских проектов Проектно-учебной лаборатории муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в муниципальных образованиях Краснодарского края, Тверской, Костромской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областей. В ходе исследования была зафиксирована несбалансированность муниципальной территориальной структуры, особенно четко проявившаяся в городских округах. В статье рассмотрен такой феномен территориальной структуры, как территориальные формы, не зависящие от географических районов и субъектов РФ. Дана характеристика существующим формам городских округов, а также сделан прогноз относительно возможных перспектив их развития.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Кашанин А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 19-36.

В работе сделана попытка указать на некоторые факторы, связанные с механизмом правового регулирования, ограничивающие возможности использования централизованных методов в праве и, шире, в социальном управлении. Речь идет в первую очередь о факторах, определяющих неизбежную неопределенность правовых предписаний и неустранимость усмотрения правоприменителя.

Базовая гипотеза, положенная в основу работы, заключается в том, что создание защитного пояса вокруг дедуктивной модели правоприменения, непризнание неизбежной неопределенности права и усмотрения правоприменителя определяет вытеснение (прежде всего, в российском юридическом дискурсе) соответствующей темы из сферы теоретической рефлексии, включая теорию юридической аргументации. Это оказывает непосредственное влияние на практику, маскируя наличие у правоприменителя выбора между несколькими вариантами решений по конкретному делу, и, соответственно, освобождая его от необходимости публично мотивировать свой выбор. Поэтому попытки поддержать иллюзию дедуктивного выведения индивидуальных правоприменительных решений из общих норм, расширяя сферу произвольного осуществления дискреционных полномочий, в действительности приводят к обратным результатам –  непоследовательности и произвольности судебной и административной практики, снижению роли механизмов социального управления, основанных на применении общих правил. Соответственно, попытка форсировать использование централизованных методов правового регулирования в государственном управлении наталкивается на ряд внутренних ограничений, связанных с имманентной для права неопределенностью.

В работе также систематизируется аргументация тезиса о неизбежной неопределенности правовых предписаний и наличии у правоприменителя определенной автономии при принятии индивидуальных решений независимо от содержания правовых предписаний. В частности, анализируются такие факторы, как неопределенность языка правового предписания, намеренная неопределенность закона (использование «каучуковых» норм, оценочных понятий, принципов), неполнота и противоречивость закона, усмотрение в определении фактического состава и квалификации конкретного случая, дисфункции права, противоречие фактических результатов целям закона, неизбежность исключений из общих правил, неопределенность правил толкования правовых предписаний и восполнения пробелов. К числу причин расширения сферы административного усмотрения следует отнести рост сферы государственного регулирования и расширение перераспределительных практик, изменение характера решаемых задач, рост требований к эффективности их решения, технологизация процессов выработки решений, специализация уполномоченных ведомств, повышение росли специалистов в соответствующих областях, ограниченность ресурсов, инкременталистский стиль принятия решений и другие.

Добавлено: 31 января 2014
Статья
Краснов М. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1. С. 197-200.
Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Валиева Дж. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 103-114.

В статье рассматриваются негативные проблемы финансовой политики муниципальных образований, обусловленные внешними, нефинансовыми причинами. На основе эмпирических исследований, проведенных автором, выделены основные нефинансовые причины, ведущие к неэффективному управлению финансами на муниципальном уровне: (1) особенности сложившейся системы реальных взаимоотношений между государственными и муниципальными властями; (2) негативное влияние личностных характеристик главы муниципалитета на качество управления; (3) отсутствие у муниципальных чиновников стимулов к наращиванию доходной базы. В заключение предложены механизмы оптимизации и повышения эффективности муниципальной финансовой политики.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 83-104.

Внедрение инновационного для России подхода к организации рынка социальных услуг за бюджетный счет с участием негосударственных поставщиков теоретически обосновано в рамках концепций становления смешанных систем производства общественных благ. Ключевым компонентом обоснования является демонстрация сравнительных преимуществ некоммерческих организаций в роли поставщиков социальных услуг в сопоставлении с выполнением аналогичных функций государственными учреждениями или коммерческими организациями. Однако более точной оценка перспектив российских НКО на формирующемся рынке поставщиков социальных услуг за бюджетный счет будет, несомненно, при учете данных анализа сравнительных недостатков НКО, фокусирующихся на данной деятельности. Цель статьи состоит в изучении институционально обусловленных слабостей российских некоммерческих поставщиков социальных услуг за бюджетный счет. Начав с рассмотрения наиболее существенных сравнительных недостатков, обусловленных спецификой финансово-экономической базы НКО, авторы проводят верификацию положения о присущей НКО недостаточности уровня профессионализма при оказании социальных услуг и формулируют ряд рекомендаций относительно того, каким образом государство и некоммерческий сектор могли бы компенсировать институциональные слабости НКО в интересах использования инновационного потенциала НКО в решении задач социальной политики. Для тестирования на российском материале ряда теоретических положений, выработанных при анализе зарубежного опыта участия НКО в предоставлении социальных услуг, используются эмпирические данные, собранные Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Добавлено: 17 июля 2017
Статья
Двуреченских В., Чегринец Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 125-139.

Федеральное законодательство предоставляет лишь минимальное и недостаточное регулирование правового статуса и деятельности региональных контрольно-счетных органов в России. В связи с этим основное развитие правовогорегулирования государственного аудита и региональных контрольно-счетных органов происходит в России на региональном уровне. Настоящая статья описывает процесс принятия и основные положения нового Закона города Москвы «О Контрольно-счетной палате Москвы», включая задачии полномочия этого органа, его независимость и подотчетность, виды его деятельности и процесс ее планирования.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Черепанова Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 110-113.

27 сентября 2012 г. в Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ) прошел семинар, в рамках которого был представлен проект федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти», разработанный в Институте правовых исследований с учетом предложений сотрудников факультета права в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также представители федеральных министерств. Вели семинар проректор НИУ ВШЭ А.В. Клименко и директор Института правовых исследований НИУ ВШЭ Ю.А. Тихомиров.

Добавлено: 3 апреля 2013
Статья
Шаститко А. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 38-59.

Цель работы – показать экономические основания и ограничения применения скидки с базового штрафа в размере одной восьмой для компании, нарушившей требования антимонопольного законодательства, но при этом разработавшей и применявшей программу по соблюдению его требований. Была поставлена задача раскрыть то, какую роль играет корпоративная комплаенс-программа в формировании достоверного обязательства со стороны компании. Для этого были рассмотрены и проанализированы ситуации по созданию стимулов для компаний не совершать антиконкурентных действий, а также объяснены сдерживающие свойства правовой системы и применимости правила сравнительной небрежности. В результате исследования предложены элементы модели, отражающей возможности не только добросовестного взаимодействия с применением комплаенс-программы, но и оппортунистического поведения, в том числе со стороны антимонопольного органа, а также показано, что наличие антимонопольной комплаенс-программы не гарантирует равновесия с характеристиками минимального контроля со стороны антимонопольного органа.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 114-122.

В статье использованы результаты исследований человеческого капитала в области публичного управления, полученные в ходе выполнения проекта «Человеческие ресурсы в государственном и муниципальном управлении: стратегии и технологии развития», выполненного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013 г., грант № 13-05-0018. На основе этих разработок, заключающихся в установлении соотношения двух подходов к изучению управления человеческими ресурсами в публичном секторе, в настоящей работе представлен анализ идей, относящихся к современным тенденциям развития ВПО в области ГМУ. Проведен также критический анализ современных европейских трендов развития ГМУ, обсуждавшихся на 6-й конференции трансевропейского диалога. (Потсдамский университет, 6–8 февраля 2013 г.).

Добавлено: 3 апреля 2013
Статья
Якобсон Л. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 5-6.
Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 116-121.
Добавлено: 4 марта 2011
Статья
Сунгуров А. Ю., Дубровский Д. В., Карягин М. Е. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2. С. 7-31.

Создание множества общественных консультативных органов – одно из по- следствий административной реформы в России. Однако их реальное влияние на формирование политических курсов незначительно. В статье для исследова- ния возможных причин сложившейся ситуации рассматривается деятельность таких организаций в Санкт-Петербурге. Для этого была проанализирована пра- вовая база более сорока общественно-консультативных совещательных органов при губернаторе города, городской администрации и ее комитетах. Представ- лена описательная статистика их состава и индекс оценки их открытости. Были проведены интервью с представителями семи консультативных органов и соответствующих органов администрации города. В результате исследования раскрыты некоторые ключевые проблемы в деятельности этих консуль- тативных организаций, заключающиеся, в том числе, в отсутствии влияния членов советов на текущую повестку, в отсутствии обратной связи со сто- роны властей, в недостатке открытости этих совещательных органов. Было выдвинуто предположение о том, что одними из ключевых причин таких про- блем могут быть сбои в коммуникации и несбалансированность составов кон- сультативных организаций, в том числе преобладание статусных лиц среди их членов.

Добавлено: 30 сентября 2020
Статья
Ефремов С. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 195-222.

В последнее время увеличивается количество государственных программ предостав- ления субсидий социально ориентированным НКО (СОНКО) и, как следствие, растет по- требность в оценке их результатов. Органы власти, осуществляющие субсидирование НКО, не выработали единого подхода к учету софинансирования как фактора государственной поддержки и результативности НКО. В данной статье на примере конкурсов Минэконом- развития России на предоставление субсидий СОНКО в 2011–2012 гг. исследуется, как госу- дарственное финансирование влияет на привлечение НКО средств из различных источников софинансирования, а также то, как привлекаемое софинансирование связано с количественно измеряемыми результатами деятельности организации.

В основе исследования лежат конкурирующие теории лестера Саламона и Ричарда Штайнберга о привлечении и вытеснении, соответственно, частного финансирования государственным. На основе обработки отчетов организаций, получивших субсидии, и проведенного корреляционного анализа установлено, что государственное финанси- рование СОНКО в целом положительно связано с внешним софинансированием (стиму- лирует его), в особенности от других НКО, коммерческих организаций, других органов власти, граждан, зарубежных организаций. Софинансирование, получаемое от россий- ских НКО, российских граждан, иностранных и международных организаций, а также из «президентских грантов», положительно связано с результатами деятельности ор- ганизаций. характер (обусловленность) зависимости подлежит дальнейшему исследова- нию. В целом сделан вывод о достаточно высоком уровне результативности организа- ций, получивших федеральную субсидию. 

 

Добавлено: 3 июля 2014
Статья
Барабашев А. Г., Киндрась А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 7-27.

Произведено сравнение эффективности двух федеральных программ реформирования государственной службы России (2003–2007 и 2009–2013 гг.). Обоснованы утверждения:

1) существующие международные рейтинги, оценивающие эффективность государственного управления, не предназначены для выявления эффективности реформирования государственной службы;

2) эффективность реформирования государственной службы можно оценить только в том случае, если реформы проводятся с помощью программно-целевого метода;

3) система показателей эффективности, разработанная для второй федеральной программы реформирования государственной службы России, применима для оценки иных программно-целевых реформ государственной службы;

4) в сопоставимых показателях эффективности первая федеральная программа менее эффективна, чем вторая.

Общий вывод статьи: программно-целевой метод реформирования государственной службы дает возможность измерять динамику реформирования в объективных показателях, выявлять прогрессивные изменения государственной службы. Эти изменения для одной отдельно взятой программы реформирования не видны, возможен даже локальный регресс в рамках одной программы, но каждая новая программа, как совокупность мероприятий реформирования, способствует совершенствованию государственной службы, повышению ее профессионализации и открытости.

Добавлено: 9 июня 2014
Статья
Ревякин С. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 94-113.

В статье рассматриваются теоретические подходы к оценке эффективности проектов электронного участия, предлагаются критерии и методика такой оценки, а также представлены результаты исследования общественной значимости выносимых на обсуждение вопросов платформы «Активный гражданин». Анализ проводился на основе опубликованных отчетов платформы «Активный гражданин»  за 2014-2016 гг. Данное исследование представляет собой попытку, с одной стороны, отреагировать на вызовы российской реальности – рост числа электронных платформ (и, соответственно, затрат) при недостаточной, по мнению граждан, общественной значимости обсуждаемых вопросов, а с другой – развить современный методический аппарат оценки эффективности проектов общественного участия, проводимых с помощью электронных технологий. По итогам проведенного анализа делается вывод о том, что для обеспечения эффективности электронных платформ участия граждан в государственном управлении следует обращать внимание не только на их технические параметры и применяемые виды общественного участия (информирование, консультирование, диалог), но и на общественную значимость обсуждаемых вопросов. Сочетание этих трех факторов является необходимым условием обеспечения эффективности платформ. Показатели технических возможностей, степени общественного участия, а также общественной значимости обсуждаемых вопросов помогут оценить эффективность платформ электронного участия и использоваться в практике их оценки и сравнительного анализа на государственном уровне.

Добавлено: 25 марта 2020
Статья
Кнутов А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 104-123.

Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.

Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.

В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.

Добавлено: 20 июля 2015
Статья
Зайцева Т. В., Мишина Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 30-41.

Для поиска и отбора персонала на вакантные должности работодатель располагает достаточно широким арсеналом средств, позволяющих определить кандидатов, наиболее соответствующих потребностям организации. Одним из них является психологическое тестирование, являющееся процессом сбора информации о психологических особенностях человека с помощью применения психологических тестов. В статье определяются основные правила и условия проведения психологического тестирования и делается вывод о том, что введение тестирования личностных качеств государственных гражданских служащих при проведении конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и зачислении в кадровый резерв возможно лишь в качестве допустимой, но не обязательной меры.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Бычков Д. Г., Александрова А. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 177-184.
Данная статья стремится заострить внимание на наиболее уязвимых с точки зрения соответствия существующих форм взаимодействия власти и бизнеса на местном уровне критериям эффективности бизнеса и целеполаганию экономической деяесли не исправить сложившуюся и существующую по инерции практику отношений, то хотя бы не допустить их воспроизводства в компаниях, вновь создающихся или возникающих в результате процессов реструктуризации.тельности. Авторы рассчитывают, что это поможет если не исправить сложившуюся и существующую по инерции практику отношений, то хотя бы не допустить их воспроизводства в компаниях, вновь создающихся или возникающих в результате процессов реструктуризации.
Добавлено: 3 октября 2012