• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 174 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Афанасов Н. Б., Павлов А. В. Логос. 2015. Т. 25. № 6. С. 44-67.

Данная статья посвящена исследованию политической философии Марсилия Падуанского в её политико-теологическом аспекте. Поскольку, Марсилия Падуанского принято считать одним из первых представителей светской политической философии, особый интерес представляет теологический её компонент, который часто упускается из виду, но который, с точки зрения авторов, является принципиально важным для понимания политической философии Марсилия Падуанского. Отталкиваясь от воззрений Шмитта на предмет политической теологии, авторы статьи проводят анализ воззрений Марсилия Падуанского с точки зрения этой перспективы.

Добавлено: 29 февраля 2016
Статья
Мартынов К. К. Логос. 2014. № 4 (100). С. 73-87.

В статье обсуждается амбивалентный феномен селфи - автопортретов, снятых на цифровую камеру и опубликованных в Сети. Утверждается, что селфи представляет собой новый язык самоописания общества, который интерпретируется в зависимости от идеологических предпосылок авторов. Селфи представлены как фактор демократизации медиа, но также и как инструмент возможной деперсонализации и коммодификации пользователей Сети. Это обсуждается, в частности, в контексте дискуссий феминисток о роли селфи.

Добавлено: 22 января 2015
Статья
Глущенко И. В. Логос. 2015. Т. 25. № 1 (103). С. 23-40.

Статья посвящена анализу содержания жалобных книг, заполнявшихся в вагонах-ресторанах советских железных дорог начала 1930-х годов. Относительная эмансипация работников сферы услуг привела к возникновению антагонизма между клиентами и персоналом, когда работник общепита рассматривался потребителем не как посредник при получении необходимых благ, а как препятствие, которое следует преодолеть. Обе стороны вооружались друг против друга различными инструкциями, нормативными документами, пособиями, брошюрами. Одни оттачивали мастерство в писании жалоб, другие — совершенствовали формулировки ответов и модели поведения. Жалобы выявляют бытовые проблемы, а также гастрономические пристрастия и привычки некоторых категорий пассажиров, а также показывают, что они считают допустимым, а что — нет. Жалобы пишут в-основном представители формирующегося городского среднего класса: низовой советской бюрократии, мелкие и крупные начальники, военные. Жалобы сами по себе становятся важным источником по истории повседневности и социальной истории. По ним можно реконструировать некоторые правила коммуникации между клиентом и обслуживющим персоналом, и те идеологические аргументы, которые люди формулировали самостоятельно, пытаясь привлечь внимание властей. Автор утверждает, что массовое распространение такого жанра, как жалоба, было одним из побочных эффектов всеобщей грамотности, а борьба за справедливость придала этому идеологическое наполнение.

В статье использованы не публиковавшиеся ранее материалы Наркомата снабжения, а также документы, пособия и брошюры 1930-40-х годов, посвященные обслуживанию на железных дорогах и регламентирующие нормы написания жалоб.     

Добавлено: 4 июня 2015
Статья
Воскобойников О. С. Логос. 2014. № 99. С. 279-288.

"Сколько тел у короля?" представляет собой небольшое эссе с элементами рецензии, посвященное Эрнсту Канторовичу, одному из крупнейших медиевистов двадцатого века. Оно написано в связи с выходом в свет долгожданного русского перевода его знаменитой книги "Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии". Автор предлагает свой взгляд на место Канторовича в истории медиевистики и гуманитарных знаний в прошлом столетии и сегодня.

Добавлено: 23 июля 2014
Статья
Ганжа А. Г. Логос. 2014. № 2 (98). С. 123-155.

В статье анализируется становление языка сталинской культурной политики на материале музыкально-идеологического дискурса 1920-х — 1950-х годов. Автор предпринимает попытку дистанцироваться от ждановского нарратива о борьбе двух направлений в советской музыке, до сих пор доминирующего в историко-музыковедческих исследованиях. Идеологические определения, используемые для характеристики композиторского творчества, — такие, как «формализм», «натурализм», «реакционность», «космополитизм», «правдивость», «искренность», «простота», «народность», «партийность», — интерпретируются в новой, этической перспективе. Показано, что обвинения в формализме со стороны музыкальных идеологов — от РАПМ до Жданова и его последователей — в действительности апеллируют к парадоксальной этической норме, главным признаком следования которой является непоколебимая внутренняя уверенность композитора в том, что он ей следует. Имеет значение не следование норме само по себе, но отношение композитора к следованию норме и к отступлению от нормы. Именно это отношение конституирует композиторский этос.

Добавлено: 20 сентября 2014
Статья
Глущенко И. В. Логос. 2014. № 2(98). С. 156-166.

Анализируя различные подходы к изучению повседневности, автор обращает внимание на ценность литературных текстов в качестве источника, не только обогащающими нас знаниями о быте прошлого, но и демонстрирующими отношение совеременников в тем или иным явлениям.  В качестве парадоксального примера выбрана сказка советского детского писателя Л. Лагина "Старик Хоттабыч". Автор также выявлет параллели между "Стариком Хоттабычем" и другими извкестнейшими сатирическими произведениями советской литературы: "Двенадцатью стульями" и "Золотым теленком" И.Ильфа и Е. Петрова. 

Добавлено: 3 июня 2014
Статья
Кильдюшов О. В. Логос. 2013. Т. 95. № 5. С. 264-272.
Рецензия на Майк О’Махоуни. Спорт в СССР: физическая культура — визуальная культура / Пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 296 с.
Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Маяцкий М. А. Логос. 2011. № 83. С. 120-130.
Добавлено: 20 февраля 2012
Статья
Павлов А. В., Ермолина А. Логос. 2007. № 6.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Кильдюшов О. В. Логос. 2013. Т. 95. № 5. С. 43-60.
В статье рассматриваются проблемы институционализации философии спорта в России как отдельной отрасли социально-научного знания. Вначале на ряде примеров из личного опыта автора демонстрируется отторжение многими представителями русского интеллектуального сообщества спорта как «легитимного» предмета теоретической рефлексии. Далее дается общая оценка дискурсивной ситуации, связанной с научно-теоретическим анализом спорта в современной России, включая краткое описание советского наследия в этой сфере. В основном разделе обсуждаются перспективы утверждения философии спорта в качестве академической дисциплины, прежде всего в институциональном и эвристическом аспекте. В заключение делается вывод об эвристической ценности философского анализа спорта как уникальной социально-теоретической оптики, релевантной и для общей теории Модерна.
Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Рондарев А. В. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 119-149.

В статье рассматриваются философские, исторические и музыкально-теоретические взгляды композитора Владимира Мартынова, сопоставленные с проблематиками музыкального минимализма, с которым Мартынов традиционно ассоциируется и чьими методами в своем творчестве активно пользуется. В центре внимания настоящей работы находится категория времени, которая занимает важное место в концепции Мартынова, а в музыке минимализма подвергается радикальному переосмыслению, в силу этого формируя особые процедурные предписания и особый подход к музыкальным структурам. Статья поднимает вопрос о том, насколько философские, теоретические, технические и социальные аспекты минимализма соотносятся с мартыновской концепцией «конца времени композиторов». Первая ее часть посвящена рассмотрению историко-философской концепции Мартынова, представляющей собой попытку описать историю музыки через ряд диспозиций, определяющих музыкальную структуру и роль автора в ее создании: рассмотрены три предложенные Мартыновым формы существования музыки («музыка ритуала», «музыка композиторов» и богослужебное пение), названы источники концепции и проведен анализ соответствия интерпретации Мартынова описанным в источниках проблематикам. Во второй части излагается история возникновения музыкального минимализма в Америке, описываются предпосылки появления этого стиля и проблематизируется центральный для этого течения вопрос — вопрос репрезентации в музыке минимализма «не-телеологического» времени и связанные с этой формой репрезентации импликации и следствия, как методологические, так и социально-идеологические. Наконец, в третьей части сделана попытка соотнести музыку Владимира Мартынова с методом минимализма и выявить, в какой мере отход от проблематик, обусловивших появление данного стиля, определяет как форму музыки композитора, так и его историко-философские воззрения.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Павлов А. В. Логос. 2013. № 3 (93). С. 139-154.

Автор показывает, каким образом зомби — один из знаковых персонажей современной массовой культуры — через пространство больших экранов, музыкальной сцены и комиксов в итоге попали на телеэкраны, окончательно закрепив за собой славу. В статье рассматривается краткая история зомби в американском кинематографе, эволюция образа, а также его ключевые характеристики. Автор обращается к разным политическим и социально-­философским интерпретациям зомби и приходит к выводу, что если раньше живые мертвецы были метафорой, раскрывающей те или иные общественные проблемы, то сегодня зомби репрезентируют именно себя. Много внимания уделяется Дж. Ромеро, одному из первопроходцев жанра. Сквозь мифологию, заложенную Ромеро, автор пытается взглянуть на сериалы «Ходячие мертвецы», «Во плоти» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд».

Добавлено: 25 октября 2013
Статья
Гебауэр Г. Логос. 2013. Т. 95. № 5.

В статье анализируется характерный для эпохи Модерна процесс формирования человеческого тела посредством технических аппаратов. В развитие тезиса В. Беньямина, рассматривается механизм производства визуальных образов, заменяющих собственно тело, а также проблематизируется наивный взгляд на «естественность» телесных образов, например, в спорте и рекламе. Подчеркивается технологический характер телесности, присутствующей в СМИ, при этом обсуждаются принципы функционирования аппаратов, создающих тело: модельность образа, его серийность и т. д. Навязываемый в медийных образах концепт уникальной личности, отличной от «обычной», рассматривается как средство манипуляции сознанием людей в маркетинговых целях.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Ганжа А. Г. Логос. 2014. № 3 (99). С. 41-66.

Автор интерпретирует историю «советского» как историю нарастания и обострения рефлексии коллективной погруженности в темпоральное. Стадия окончательной кристаллизации «советских» музыкально-поэтических смыслов приходится на период «оттепели». В этот период советская песня, сущностно соотносящая себя со временем, обретает подлинную всеобщность и цельность, начинает играть роль субстанции «советского» как такового. 

Добавлено: 20 сентября 2014
Статья
Шрничек Н. Логос. 2018. Т. 28. № 2. С. 87-102.

Интервью с одним из авторов "Манифеста акселерационизма" Ником Шрничеком. 

Добавлено: 7 октября 2018
Статья
Ло Дж. Логос. 2018. № 5. С. 169-202.

Опираясь на исторические данные о португальской морской экспансии в XV и XVI веках, автор показывает, что для понимания становления, функционирования и распада технологических систем необходим подход, в основе которого будет лежать понятие гетерогенной инженерии. Гетерогенная инженерия предполагает, что при создании технологических систем происходит ассоциирование и канализация разнородных сущностей и сил, как человеческих, так и нечеловеческих. Тем самым открывается возможность анализировать, как в существовании той или иной системы на равных участвуют самые разные факторы: природные, социальные, экономические и технические. В случае португальского мореплавания успех выстроенной системы был обусловлен ассоциациями между конструкцией кораблей, навигационными навыками мореплавателей, навигационным оборудованием и пушками, особенностями мысов, океанических течений и ветров и системой государственного обучения и регулирования, которые позволили создать стабильную и мощную сеть, обеспечившую португальцам доминирование в Атлантическом и Тихом океанах. Строительство технологической системы тем самым представляет собой процесс разрешения конфликтов между гетерогенными элементами, ассоциации между которыми должны выдерживать столкновение с враждебными силами и сущностями - как физическими (например, океаны), так и социальными (например, мусульмане). Системной подход, предлагаемый автором, демонстрирует, во-первых, что при анализе технологических систем необходимо использовать принцип обобщенной симметрии, гласящий, что один и тот же тип анализа должен применяться ко всем компонентам системы - как людям, так и нет. И во-вторых, что акторов следует понимать как сущности, оказывающие различимое влияние на другие сущности.

Добавлено: 19 января 2019
Статья
Рождественская Е. Ю. Логос. 2015. Т. 25. № 3. С. 197-223.

В статье автор анализирует/отталкивается от арт-объекта, который был создан на основе всероссийского конкурса арт-концепций с темой «Национальная идея России». Объект визуального анализа содержит динамичную политическую репрезентацию: объединение образов державного яблока и традиционной куклы-неваляшки создает эффект динамики, провоцирующей вместе со слоганом «Попробуй, завали!» на агрессивную контр-игру со зрителем. Объектом текстуального анализа стали 458 арт-концепций, участвовавших в конкурсе и продемонстрировавших значимый для понимания национальной идеи в России спектр содержательных референций: государственные символы, семья и дети, христианские символы, анималистские образы, антропоцентричные образы, мораль, гуманитарные ценности, либеральные ценности (2.4% от общего числа идей), экологические ценности, идея возрождения и патриотизм. Отдельный этап сфокусирован на отобранных арт-концепциях, представляющих собой нарратив (N 130). Интерпретация их нарративного ядра фокусирует на изменении, преображении, освобождении, физических усилиях, славной гибели, спасении и надежде. В целом, арт-объект отражает важное условие современной медиа-презентации – идею конфликта, пространства идеологического столкновения. Использование виртуального аутсорсинга для организации конкурса арт-концепций идей как медийной технологии также позволяет авторам ориентироваться на контуры коллективной идентичности россиян, обнаруженной столь необычным способом. Но заявленная авторами скульптуры и конкурса национальная объединительная идея как «мысль, которая придает нам сил для улучшения жизни», оказывается визуально агрессивной, а содержательно –довольно традиционной.

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Филиппов А. Ф. Логос. 2006. № 5(56). С. 104-117.
Добавлено: 1 декабря 2010
Статья
Сувалко А. С. Логос. 2015. Т. 25. № 3 (105). С. 162-176.

В статье обсуждается сериал Girls (HBO, 2012-), а именно отношение двадцатилетних молодых людей к работе, полученному образованию, а также — социальная функция денег. Последние годы в академической среде стало хорошим тоном ссылаться на последние продукты массовой культуры, однако обсуждение и анализ сериалов в отличие кино все еще остается предметом для аудиторных практик, не отрефлексированных в научных журналах. Автор предпринимает попытку проанализировать сериал с обращением к современным теоретическим текстам, поднимающим проблемы нематериального труда, борьбы за права работников нематериального труда и вопрос необходимости гуманитарного образования в XXI веке. Помимо обращения к теоретической литературе, в статье проводятся параллели с сериалами «Как это делается в Америке» (How to Make it in America, HBO, 2010- 2011) и «Бесстыдники» (Shameless, Showtime, 2011-), затрагивающими схожие проблемные поля. В настоящей работе подробно анализируются высказывания героев сериала в контексте обсуждения трудовых отношений, полученной специализации в колледже или университете, инвестируемых родственниками средств в человеческий капитал студентов и выпускников образовательных учреждений и т.д. Подобные вопросы кажутся автору достойными обсуждения в силу их актуализации и постановки поколением двадцатилетних посредством сериальной формы на кабельном телевидении. Сериал снят при непосредственном участии Лены Данэм, молодой сценаристки, режиссера и главной героини Girls. Предлагаемый в статье подход выводит дискуссию о сериалах за рамки обсуждения сюжетных линий и актерской игры.

Добавлено: 15 июня 2015
Статья
Панченко Д. В. Логос. 2019. Т. 29. № 6. С. 199-214.

«Записки охотника» открываются сопоставлением жизненных укладов двух соседних уездов: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах» и т. п. Тургеневская зарисовка зиждется, конечно же, на личных впечатлениях автора, а ее стержневая мысль – губительная роль барщины в противоположность относительно свободному состоянию оброчных мужиков – была им основательно продумана. Вместе с тем есть основания считать, что впечатления и убеждения, выраженные здесь Тургеневым, оформились не без влияния литературного образца – а именно главы о рабстве в «De la démocratie en Amérique» Алексиса де Токвиля, где присутствует сходная мысль и используется аналогичный художественный прием, а именно противопоставляются два американских штата, расположенных по разным берегам реки, в одном из которых разрешено иметь рабов, а в другом – запрещено. Сам Токвиль не был первым, кто воспользовался образом реки, разделяющей два соседних, но экономически разных мира: этот прием встречается уже у Артура Юнга. При всей близости позиций Токвиля и Тургенева первый, будучи исследователем, сосредоточен на экономической несостоятельности рабовладельческого общества и его разрушительном влиянии на самих людей, живущих за счет подневольного труда, тогда как Тургенев, писатель, показывает в «Записках охотника», как крепостнический уклад калечит судьбы зависимых людей.

Добавлено: 3 марта 2020
Статья
Шельски Г. Логос. 2013. № 1. С. 65-86.

Статья посвящена вопросу о том, дает ли современный университет образование в гумбольдтовском смысле. Автор восстанавливает контекст деятельности Гумбольдта, напоминая, что ему противостояла преимущественно идея профессионализации. Согласно Шельски, неслучайно, что в связи с Гумбольдтом все упоминают «свободу», но редко кто «уединение» (второе важное понятие его программы). Раскрывает социально-политическое, образовательное и научное измерение этого понятия. Именно уединение служит гарантией свободе — от прямого обслуживания производственных и общественных интересов.

Добавлено: 15 декабря 2013