• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 194 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Декальчук А. А. Философские науки. 2013. № 8/2013. С. 39-50.

В статье анализируется то, какое влияние послевоенная философская мысль оказала на социальные науки и, в особенности, на политическую науку и теорию международных отношений. Выбрав в качестве фокуса своего анализа теорию секьюритизации Оле Вейвера, мы на этом примере не только демонстрируем, как современные политологи-международники, создавая собственные теории, заимствуют посылки философских концепций (в данном случае речь идет о теории речевых актов Джона Остина), но и предлагаем объяснение того, почему при таком заимствовании возникают неточности в трактовке Вейвером концепции речевых актов Остина.

Добавлено: 23 октября 2013
Статья
Генисаретский О. И. Философские науки. 2008. № 2. С. 101-119.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Генисаретский О. И. Философские науки. 2008. № 2. С. 101-119.
Добавлено: 7 ноября 2008
Статья
Герасимов С. В. Философские науки. 2013. № 12. С. 91-102.
В статье делается попытка определить взаимную связь между верой, знанием, религией и разумом в современной постсекулярной философии. Предлагается анализировать природные явления с точки зрения роста количества и качества связей в системе. Это выяснение поможет моделировать развитие человека и че- ловечества в условиях современного кризиса. Важно наблюдать процессы с мак- симально возможным периодом
Добавлено: 27 июня 2014
Статья
Столярова О. Е. Философские науки. 2010. № 11. С. 78-87.

В статье исследуется противостояние классической и неклассической эпистемологии. Первая принимает за образец рациональности классическое естествознание с его стремлением к построению необходимой формально-логической конструкции из чувственных данных, тогда как вторая оперирует расширенным понятием когнитивного (рационального), допуская смыслопорождающее воздействие социальных (случайных) факторов на научную теорию. Автор считает утверждение о несоизмеримости двух эпистемологии поспешным.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2019. Т. 62. № 4. С. 25-43.

В статье автор анализирует концепцию религиозных оснований культуры и власти как проблему русского политического сознания. В работе выявляются принципы взаимодействия между религиозной и политической традициями Российской империи в начале ХХ в. Автор рассматривает случай «Барградского проекта» как уникальный пример подобного взаимовлияния, раскрывая его значение в политической истории поздней Российской империи. Анализируемый философско-политический сюжет дает возможность проследить внутренние взаимосвязи между религиозными установками и политическим воображением русских монархических кругов и определить специфику религиозно-политического самосознания русской власти, ее механизмы отбора идей, символов и образов национальной политической, религиозной и художественной культуры в последний период существования Российской империи. С нашей точки зрения, наиболее продуктивным является совмещение культурно-исторического и философско-исторического подходов как в ходе изучения истории «Барградского проекта», так и для обсуждения проблем русской политической культуры. В статье исследуются политические условия деятельности и духовно-культурные цели Барградского комитета в реализации «Барградского проекта» в итальянском Бари и Санкт-Петербурге в 1910-е гг. Применяя методологию философско-исторического анализа, автор обсуждает религиозные концепты русской политической культуры на примере деятельности Барградского комитета и его попытки затормозить деградацию российского самодержавия. Основной акцент сделан на политико-философской стороне анализа, а также на вопросе о возможных способах интеграции результатов философскоисторических исследований в контекст современных дискуссий по проблеме политических альтернатив российской истории. 

Добавлено: 31 августа 2020
Статья
Нещадин А. А., Люсый А., Согомонов Ю. и др. Философские науки. 2009. № 3.
Добавлено: 18 марта 2010
Статья
Тульчинский Г. Л., Черняк М. А., Ульяновский А. В. Философские науки. 2008. № 10. С. 109-121.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
А.М. Руткевич Философские науки. 2016. № 2. С. 45-49.

Вступительная статья к разделу, посвящённому вопросам духовных истоков и развития Римского католицизма

Добавлено: 15 июня 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2010. № 3. С. 70-81.
Добавлено: 22 февраля 2011
Статья
Михайловский А. В. Философские науки. 2013. № 7. С. 79-95.

Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.

Добавлено: 31 октября 2013
Статья
Иванченко Г. В. Философские науки. 2008. № 8. С. 48-59.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Иванченко Г. В. Философские науки. 2008. № 8. С. 48-58.
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2008. № 8. С. 29-31.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Куманьков А. Д. Философские науки. 2017. № 3. С. 38-52.

Статья посвящена реконструкции образа Первой мировой войны, запечатлённого С.Л. Франком. Автор предлагает для выявления целостной идеи Великой войны в представлении Франка обратиться не только к его публицистике военного периода, но и к крупным социально-политическим работам 20-40-х годов прошлого столетия. Особое внимание в статье уделяется полемике Франка с неославянофилами. Решение проблеме оправдания войны Франк находил в моральной сфере, полагая, что столь крупный вооружённый конфликт может быть оправдан только как сражение за высокие религиозно-нравственные идеалы. Подобный подход основывается как на этической перспективе рассмотрения войны, так и на характерной для Франка метафизике всеединства. Неспособностью сохранить приверженность идеалам правды и справедливости, неготовностью служить общему делу всего человечества Франк объясняет поражение России.

Добавлено: 16 октября 2015
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2013. № 9. С. 79-89.

Т.Н. Грановский, один из самых выдающихся русских историков, оказал значительное влияние на интеллектуальную историю России и Европы. В статье автор анализирует интеллектуальное наследие историка, его философию истории и культуры, комментирует некоторые аспекты формирования европейских культурно-политических идеалов в российском историческом контексте.

Добавлено: 11 декабря 2013
Статья
Ильин И. Ю. Философские науки. 2019. Т. 62. С. 40-55.

В статье рассматриваются взгляды С.Н. Булгакова на русскую литературу в свете его оценки религиозных воззрений выдающихся представителей национальной словесности. На протяжении религиозно-философского периода своего творчества Булгаков часто выступал в роли литературного критика, не столько давая оценку отдельным произведениям, сколько обсуждая творчество того или иного писателя в мировоззренческом ключе. При этом в своих размышлениях Булгаков исходит из тезиса, что вера является неотъемлемым элементом миросозерцания всех ключевых авторов национальной литературы. Данное убеждение во многом обусловлено философской судьбой самого Булгакова, вернувшегося в лоно Православия. Философ размышляет о конфликте художника и религиозной личности, разворачивающемся в душе писателя. В этом, несомненно, можно увидеть отголоски его собственного опыта. Говоря о национальной литературе, Булгаков подчеркивает, что этическое в ней доминирует над эстетическим, а главным ее занятием является постановка и решение моральных проблем – область, которой на Западе занималась философия в собственном смысле этого слова. Главенство этики вытекает из национальных черт русского человека (в полной мере присущих и отечественным писателям), который привык задаваться метафизическими вопросами. Отсюда и внимание, уделяемое русскими писателями метафизике, а также выражение их собственных духовных исканий устами их героев.

Добавлено: 10 июня 2019
Статья
Щюс К. Философские науки. 2012. № 10. С. 136-148.

Статья посвящена исследованию по философии образования в XVIII веке

Добавлено: 13 декабря 2013
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2008. № 10. С. 37-38.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2013. № 5. С. 54-65.

Современное общество массового потребления утрачивает иерархическую структуру ценностей. Современность представляет собой имманентный самодостаточный мир, в котором накапливается разнообразие без образа будущего. Это вызывает поиски трансцендентного, которое неизбывно присуще человеческому бытию. Именно это объясняет постсекуляризм современности, который выражается в «возвращении религии», фундаментализме, политическом радикализме. Речь идет о серьезном цивилизационном вызове.

Добавлено: 21 ноября 2013