• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 3. С. 37-57.

В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции  рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального  (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии.

Добавлено: 26 ноября 2012
Статья
Белянин А. В., Колесникова Д. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 42-66.

В работе рассматривается проблема уверенности человека в принятых решениях. Исследования, посвященные калибрации прогнозов (соотношению частоты фактически правильных ответов c оценками уверенности человека в их правильности), продемонстрировали наличие эффекта «избыточной уверенности»: люди склонны завышать вероятность того, что их ответы или предсказания верны. Авторы предположили, что оценка уверенности человека в принятом решении и точность калибрации зависят от метода измерения уверенности. В эксперименте принимали участие школьники (N=50) и студенты (N=36). Они отвечали на вопросы на общую эрудицию, определяя степень своей уверенности в ответах по стандартной шкале, вербально оценивая уверенность в выбранном варианте, или же по дуплексной шкале, когда оценивается уверенность как в выбранном, так и в отвергнутом варианте. В заключение участники делали  ставки на то, что выбранные ими альтернативы окажутся правильными. Результаты исследования подтвердили поставленные гипотезы,  в частности, наличие эффекта «избыточной уверенности» на российской выборке, причем она оказалась ниже в условиях дуплексных шкал. Мы объясняем это явление остаточной неопределенностью, которая не снимается при сравнении двух вариантов ответа в отличие от стандартной шкалы, где внимание респондента концентрируется на одном, выбранном им варианте. Кроме того, зависимость между уровнями уверенности и качеством прогноза оказалась линейной убывающей в случае стандартной шкалы и параболической — в случае дуплексной шкалы. Таким образом, если респондент испытывает большие сомнения в выбранном варианте, то повышение уверенности в ответе по дуплексной шкале в среднем приводит к увеличению вероятности того, что ответ будет правильным, тогда как если респондент полагает, что он знает ответ, его уверенность чаще оказывается избыточной вне зависимости от способа ее измерения. Наконец, мы выяснили, что ставки служат более надежным предсказателем качества прогноза, чем вербальные оценки для тех случаев, когда принятые решения были рациональными, а уровни уверенности – непротиворечивыми.

Добавлено: 18 марта 2014
Статья
Щебетенко С. А., Тютикова Е. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 122-141.

Изучалась опосредующая роль установок на черты личности во взаимосвязи соответствующих черт с отношением к живописи. Установки на черты личности представляют собой валентные оценки определенной личностной характеристики, варьирующиеся в диапазоне от отрицательных до положительных. Особое внимание уделялось роли установок на открытость опыту – черты, ранее неоднократно показывавшей свой вклад в позитивное отношение к искусству. 110 участников в возрасте от 20 до 30 лет изучали 20 репродукций картин, относящихся к пяти различным направлениям живописи. Для 14 из 20 репродукций посредством эксплораторного факторного анализа были получены две переменные, характеризовавшие отношение участников исследования к условно традиционной (гиперреализм, реализм, импрессионизм) и условно элитарной, или ментальной (сюрреализм, абстракционизм) живописи. В то время как три черты личности коррелировали с отношением к традиционной живописи, установки на все пять черт были ее существенными предикторами. Напротив, лишь открытость опыту и установка на эту черту коррелировали с отношением к условно элитарной живописи. Размеры полученных эффектов свидетельствуют о том, что установки на черты могут быть более надежными предикторами отношения к произведениям искусства, чем собственно черты. Более того, в соответствии с гипотезой, положительная установка на открытость опыту элиминировала прямой эффект открытости как черты на отношение к традиционным, и отчасти – к элитарным, жанрам. Апостериорно было обнаружено, что схожий опосредующий эффект в контексте традиционной живописи воспроизводился применительно к экстраверсии, доброжелательности и установкам на эти черты личности. Авторы предполагают, что открытость опыту является уникальным личностным предиктором в том случае, когда речь идет о художественных продуктах, существенно отклоняющихся от перцептивного опыта, в данном случае – в виде элитарной/ментальной живописи. Обсуждаются перспективы и ограничения исследования.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Штроо В. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 58-59.
Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Орлов А. Б. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 81-101.

Вначале не визитная карточка, но эпиграф к ее построению из Н. Некрасова: "...Важен в поэме стиль, отвечающий теме". Тематика кафедральной поэмы хорошо известна коллегам из публикаций: «Я», «Жизнь», «Отношения», «Экзистенция», «Триалог», «Мультисубъектность» etc. Вопрос — в стиле. Мы посоветовались и решили: будет правильно показать, чтó есть кафедра психологии личности, побудив друг друга вступить в диалог. Такой диалог раскроет «тему» полнее, чем описание наших успехов и достижений.  

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Зинченко В. П., Чернышев Б. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 65-65.
Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Леонтьев Д. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 58-63.

В статье разводится значение для психологии веры как важнейшего психологического феномена, религии как культурной формы «духовной навигации» (В.М. Розин) и церкви как социального института. Подчеркивается психологическое различие «внешней», декларативной, и «внутренней», глубинной религиозности и роль психологии в определении меры подлинности религиозных ориентаций.

Добавлено: 27 июня 2013
Статья
Бочавер А. А., Хломов К. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178-191.
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального кон- текста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки технологий изучения и профилактики буллинга в России.
Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Осаволюк Е. Ю., Кургинян С. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 128-144.

Флексибильность рассматривается как специфическая способность личности, позволяющая ей организовывать свою познавательную деятельность и интеллектуальное поведение в зависимости от изменившихся условий. Несмотря на разработанность данного конструкта в разных контекстах его проявления, до сих пор в когнитивных исследованиях отсутствует его общее операциональное определение. Целью настоящего исследования является изучение существующих теоретических взглядов на проблему когнитивной флексибильности личности и определение их вклада в разработку способов ее измерения в практике оказания психологической помощи. В кратком обзоре отечественных и зарубежных когнитивных исследований обобщены представления о когнитивной флексибильности как ментальной способности, характеризующей умение индивида преобразовывать когнитивные установки в ответ на изменяющиеся условия его жизнедеятельности. Показано, что существует дефицит русскоязычных терминов, охватывающих описание исследуемого феномена, кроме того, он не находит должного рассмотрения относительно содержания и форм проявления в поведении человека, главным образом интеллектуального поведения. В зарубежных когнитивных исследованиях понятие «флексибильность» имеет широкое распространение. К нему обращаются при изучении познавательных способностей или умений. Для его операционального определения исследователи в большинстве дефиниций исходят из понимания флексибильности как существенного свойства когнитивной системы личности. Однако, чем собственно является это свойство, не раскрыто. В рамках настоящего обзора предложен подход к изучению флексибильности личности как специфической способности когнитивной системы и свойства различных познавательных процессов. При таком подходе способности определяются как свойства функциональной системы, реализующей конкретные психические функции. В ходе обзора процедур и методов измерения когнитивной флексибильности показано, что ввиду отсутствия операционального определения данного конструкта выбор инструментария, как правило, зависит от целей и задач исследования. Рассмотрены два вида основного инструментария, к которому обращаются исследователи: когнитивные пробы и опросники. Показана их пригодность в условиях оказания психологической помощи с целью проведения диагностики уровня выраженности когнитивной флексибильности, необходимого для перехода к адаптивному поведению.

Добавлено: 26 марта 2018
Статья
Смирнова О. Ю., Серкин В. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 210-222.

В статье описана процедура разработки семантического дифференциала (СД) «Волевой человек», которая состоит из семи этапов. Семантический дифференциал представляет собой бланковую методику, которая обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными опросниками. Метод СД позволяет респонденту оценить степень выраженности качеств и характеристик оцениваемого понятия («мои волевые качества»), что создает возможность бо̀льшей дифференциации ответов. Кроме того, СД «Волевой человек» предоставляет возможность максимального охвата многообразия семантического пространства понятия воли как одного из трудно описываемых и многоликих психологических феноменов. На основе анализа релевантной психологической и философской литературы, а также словарных источников был выделен первый набор дескрипторов. Благодаря полученным результатам свободного ассоциативного эксперимента (численность испытуемых 102 человека), метода определения понятия (посредством обращения к экспертному мнению специалистов-психологов) был сформулирован второй набор дескрипторов (1-3 этап разработки СД). Результатом четвертого этапа разработки СД стало появление первичного бланка СД «Волевой человек» на основе построения первичной матрицы результатов оценивания посредством работы с группой (67 человек), которая обрабатывалась с помощью процедур выделения семантических универсалий групповой оценки и факторного анализа (пятый этап). В результате проведенной работы предлагается рабочий вариант семантического дифференциала для оценки волевых характеристик (качеств) человека. Соблюдение структуры семантической оценки доказывает конструктную валидность предлагаемого бланка. Инструментом оценки содержательной валидности выступает метод семантической реконструкции. Разработанная методика может быть использована в исследовательской деятельности, в консультативной и психотерапевтической практике в качестве диагностического инструментария, а также для самопознания и саморазвития.

Добавлено: 10 июля 2020
Статья
Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 82-118.

В статье охарактеризованы основные направления и результаты исследований копинг-стратегий, а также представлены результаты 3 серий исследования проведённого на выборке из 590 испытуемых и посвящённого русскоязычной адаптации методики COPE (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Результаты свидетельствуют о надёжности, а также структурной, конвергентной и дискриминантной валидности методики: структура опросника подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа, а копинг-стратегии показывают предсказуемые связи с показателями субъективного благополучия, саморегуляции и личностных ресурсов. Выявлены гендерные и возрастные различия в использовании копинг-стратегий, показаны связи копинг-стратегий с успешностью учебной деятельности, эффективностью саморегуляции и психологическим благополучием в ситуации ограниченных возможностей здоровья.

Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Улановский А. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 59-80.
Статья посвящена анализу методологии коучинга как области развивающих практик и профессии. Обсуждаются вопросы общего состояния дел, оснований, источников идей и интервенций коучинга, его связи с психологией и психотерапией, современными исследованиями. Осмысляются некоторые популярные представления и модели коучинга, идея «доказательных практик», а также психологические теории и модели, имеющие прикладное значение и объяснительный потенциал. Центральное место отведено анализу и разработке одного из базовых подходов – коучингу позитивной психологии. Раскрывается его специфика и тематические области работы с клиентом: позитивность, поток, сильные стороны, временная перспектива, удовольствия, внутренняя мотивация, самоэффективность.
Добавлено: 11 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 150-176.

В статье представлен вариант психолого-социологической проекции предмета критической психологии, которым видится не человек как данность, но человек как процесс становления. Драма целостной субъектности человека рассмотрена в логике развития мира деятельностей в материальном производстве. Задана исходная оппозиция в решении проблемы личности и деятельности. Традиционный психологический подход к этой проблеме противопоставлен деятельностному подходу, который, однако, реализуется в статье не в привычной логике фило- или онтогенеза психики человека, но в логике ее социогенеза, предполагающей рассмотрение процесса современного мира деятельностей. Обсуждается противоположность статического и динамического (исторического) анализа мира деятельностей, рассматриваемого в качестве важнейшей детерминанты процессов развития и формирования личности. Представлены основные этапы становления материального производства: ремесло, мануфактура, машинное и автоматизированное производство. Показано, что данная эволюция материального производства неразрывно связана с распадом целостной трудовой деятельности человека, отчуждением человека от этой деятельности и расщеплением его жизнедеятельности на сферу труда и сферу досуга. Намечены основные тенденции в развитии мира деятельностей: генез труда и вытеснение человека из этого труда. Рассмотрены также две различные формы реализации этих противоречивых тенденций в современном мире: отчуждение труда и преодоление отчуждения труда как различные психолого-социологические условия личностного развития. Будущее мира деятельностей видится в сокращении рабочего времени в материальном производстве, в предоставлении людям возможностей для аутентичной реализации и интеграции их целостной субъектности в сфере свободного времени и тем самым намечается экзистенциальный и социальный выход из "кризиса" противостояния двух идеологических парадигм XX в.: "бесконечного тупика капитализма или бесконечного возрождения "тупикового" социализма.

Добавлено: 26 июня 2013
Статья
Щебетенко С. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 698-716.

Целью исследования было изучение того, являются ли черты личности предиктором истощения выборки, происходящего в исследовании с двумя волнами сбора данных как частном случае лонгитюда. Методологически проблема решалась в терминах пятифакторной теории личности (McCrae, Costa, 2013). Исследование проводилось в два этапа. На этапе 1 студентов приглашали принять участие в психологическом исследовании, проводившемся в учебной аудитории, где они выполняли основной набор тестов. На этапе 2 участники дистанционно заполняли вопросник и 277 из 1030 участников выслали файл с выполненным тестом исследователю по электронной почте. Доброжелательность, добросовестность и интроверсия предсказывали, что участник продолжит исследование на втором этапе. Посредством логистического регрессионного анализа оценивался вклад в эти эффекты рефлексивных характерных адаптаций – мета-черт и установок на черты. Мета-черты представляют собой суждения индивида о том, как его черты личности воспринимаются значимыми другими, в данном случае ― родителями. Установки на черты представляют собой валентные (положительные/отрицательные) оценки данной черты индивидом без прямого отнесения к своей личности. Рефлексивные характерные адаптации вносили инкрементный вклад в вероятность участия в этапе 2, в то время как вклад собственно черт личности был элиминирован. Истощение выборки предсказывалось несколькими мета-чертами, а также установками на несколько черт личности. Амбивалентная роль мета-черт и установок на черты обсуждается в терминах рефлексивно-импульсивной модели Ф. Штрака и Р. Дойча. Была эмпирически поддержана модель, при которой черты личности (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность) производят непрямые эффекты на истощение выборки, опосредованные рефлексивными характерными адаптациями. В целом небольшие размеры коэффициентов детерминации означают, что вклад личностных характеристик в истощение выборки следует отнести к разряду малых, но существенных.

Добавлено: 25 сентября 2018
Статья
Будинайте Г. Л., Геронимус И. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 2.

В Ориентированной на решение краткосрочной терапии, как и других конструктивистских психотерапевтических подходах, задача направленной работы с эмоциями клиента не ставится. Психотерапевтические техники для реализации такой задачи отсутствуют. В связи с этим, время от времени поднимается вопрос о необходимости включить в Ориентированную на решение краткосрочную терапию интервенции, направленные непосредственно на эмоции клиента, в дополнение  к интервенциям, направленным на мысли и поведение.

В статье анализируются теоретические предпосылки классических терапевтических направлений, которые  с аналитических, структуралистских позиций утверждают необходимость специальной психотерапевтической работы с эмоциями клиента.

Приводится обзор теоретических концепций, сформировавшихся в XX - XXI вв. в рамках философии, психологии, социологии и культурологии, в которых пересматривается традиционный взгляд на эмоции, представленный академической психологией и классической психотерапией.

Формулируются основные принципы построения психотерапевтического взаимодействия, основанные на теоретических предпосылках пост-неклассической рациональности. Раскрывается их существенные методологические отличия от классических. Эти предпосылки снимают вопрос о необходимости специальной  работы  с эмоциями как нерелевантный для  конструктивистских подходов, и собственно, для ОРКТ

 

-

Добавлено: 4 февраля 2019
Статья
Валуева Е. А., Ушаков Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 29-40.

Согласно структурно-динамической теории Д.В. Ушакова, культурная востребованность когнитивных функций влечет за собой особенности распределения интеллектуального потенциала в разные виды деятельности. В работе проверяются предсказания структурно-динамической теории о том, что более релевантные культуре (т.е. наиболее часто практикуемые субъектами и признаваемые наиболее ценными в данной культуре) когнитивные способности: 1) являются наиболее нагруженными по генеральному фактору интеллекта, 2) имеют наиболее высокую генетическую детерминацию. В эмпирическом исследовании были получены оценки культурной релевантности (ценности и частотности) 12 субтестов теста Векслера. Эти оценки были сопоставлены с литературными данными о генетической и средовой составляющих субтестов. Полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы: оценки ценности и частотности положительно коррелировали с нагрузками по генеральному фактору g и с показателями наследуемости субтестов. Обсуждаются альтернативные интерпретации полученных данных.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Селюгина П. Б., Овчинникова Ю. Г. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 153-161.

В статье представлен обзор высказываний об идентичности в философии. Проанализированы традиции понимания идентичности как внутреннего тождества и как соответствия условиям культуры. Рассмотрено развитие этих взглядов в рамках психологического знания. Выделены дихотомические характеристики «внутренняя сущность — согласованность с социальными ценностями», «единство постоянства и изменчивости», «проблема целостности и адаптации», которые отражают сущность идентичности. Рассмотрены особенности развития идентичности в первой и второй половине жизни.

Добавлено: 3 августа 2012
Статья
Белянин А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 106-128.

Рассматриваются и сравниваются подходы современной экономической науки и психологии к анализу индивидуального поведения, прежде всего в контексте современных теорий выбора в условиях риска. При кажущемся формальном различии между этими науками у них обнаруживается немало общих черт, охватывающих как экспериментальные методы, так и рационалистические теоретические подходы к осмыслению и описанию человеческого поведения. Это проявляется, в частности, в использовании одинаковых логических схем, в построении теорий выбора и доказательстве теорем представления, принятых в русле исследовательской программы «эвристик и смещений» А. Тверски и Д. Канемана. В последние годы активнее развивается альтернативная программа, переносящая акцент на описание процедур и условий выбора в русле концепции ограниченной рациональности Г. Саймона. Однако и тот, и другой подход рассматривают человеческую деятельность как сознательную и целесообразно-рационалистическую, упуская из виду самое существенное содержание человеческой природы — творческий характер его деятельности, не сводимой к априорно заданным правилам, но формирующейся в зависимости от контекста и социально-культурной среды. С теориями контекстно-зависимого поведения, учитывающими широкий класс социокультурных факторов, влияющих на принимаемые решения, и будет связан дальнейший прогресс в науках о человеке.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 60-64.

Статья знакомит с научной и учебной деятельностью Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного Института НИУ ВШЭ 

Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Коджа Е. А., Лебедева Н. М., Галяпина В. Н. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 250-268.

В статье рассматриваются межкультурные отношения в Крыму – одном из поликультурных регионов России. Целью исследования являлась проверка трех гипотез межкультурных отношений: мультикультурализма, интеграции и контакта. Участниками исследования стали 195 русских, составляющих этническое большинство в Крыму, а также представители этнических меньшинств – 196 крымских татар и 196 украинцев. Для проверки гипотез использовался путевой анализ. Дополнительно были проведены 25 интервью с представителями трех этнических групп для более глубокого анализа результатов количественного исследования. Результаты исследования показали, что гипотеза мультикультурализма подтвердилась частично: у русских и украинцев воспринимаемая безопасность значимо позитивно связана с поддержкой мультикультурной идеологии и предпочтением интеграции, у крымских татар – только с поддержкой мультикультурной идеологии; взаимосвязи безопасности и толерантности в трех выборках не обнаружено. Гипотеза контакта также подтвердилась частично: у русских межкультурные дружеские контакты значимо позитивно связаны с их установками на толерантность, у украинцев – с предпочтением стратегии интеграции; у татар – и с установками на толерантность, и с предпочтением стратегии интеграции. Гипотеза интеграции подтвердилась полностью: предпочтение интеграции позитивно взаимосвязано с удовлетворенностью жизнью и самоуважением. Однако предпочтение сепарации также имеет значимую позитивную взаимосвязь с самоуважением у крымских татар и с удовлетворенностью жизнью у представителей всех трех групп. Полученные результаты рассматриваются через призму социокультурного и исторического контекста межэтнических отношений в Крыму.

Добавлено: 24 августа 2019
Статья
Дубров Д. И., Татарко А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 299-309.

Исследование посвящено рассмотрению трансмиссии индивидуальных ценностей, в частности влияния социально-культурного контекста проживания (городская и сельская среда) на сходство и различие ценностей подростков и их родителей. Методом исследования являлся социально-психологический опрос. В качестве инструментария использовался опросник индивидуальных ценностей Ш. Шварца (PVQ-R). В ходе исследования были опрошены представители двух поколений россиян: родители и подростки из 91 семьи в Москве и 62 семьи в сельской местности (n=306 человек). При математико-статистической обработке данных использовались: t-критерий Стьюдента, внутриклассовая корреляция и множественный дисперсионный анализ. В результате исследования установлено, что внутрисемейное сходство в выраженности ценностей, входящих в блоки «Открытость изменениям», «Самоутверждение» и «Самопреодоление» несколько выше в семьях, проживающих в городе, чем в семьях, проживающих в селе, а сходство ценностей блока «Сохранение» выше в семьях, проживающих в селе. Также установлено, что ценности подростков более сходны с ценностями сверстников, чем с ценностями родителей, как в городском, так и в сельском социумах. Но при этом, были выявлены ценностные различия между городскими и сельскими семьями. Наибольшие различия наблюдались по ценностному блоку «Самопреодоление». В семьях, проживающих в городе сходство по данному ценностному блоку выше, чем в семьях, проживающих в сельской местности. В обеих выборках наблюдались два варианта трансмиссии ценностей: от родителей к детям и влияние ценностей друзей-сверстников, а также социально-культурного контекста (места проживания). В городском социуме лучше передаются ценности блока «Самопреодоление», а в сельском – ценности блока «Сохранение».

Добавлено: 11 мая 2016