• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 126-130.
Статья обращается к рассмотрению возможности применения механизма Европейского Союза в качестве модели для развития глобальных институтов. Подчеркивая уникальность интеграционного механизма ЕС, опирающегося на использование механизма принятия решений, при котором учитываются интересы разных по величине и политическому весу стран-членов, автор раскрывает базовые принципы действия данного механизма. Рассматриваются возможные варианты внедрения некоторых элементов ЕС в практику ведущих международных организаций. Оцениваются негативные и положительные последствия от формирования, использования и укрепления наднациональных элементов в международном регулировании, прежде всего, в экономической сфере. Поднимается вопрос о том, какие формы международного экономического регулирования в рамках международных организаций наиболее эффективны – традиционные межгосударственные или наднациональные. Раскрываются причины популярности ЕС как организации среди европейских стран.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 3. С. 12-23.
В статье рассматривается механизм принятия решений в ЕС как уникальный инструмент европейской интеграции. Механизм принятия решений имеет исключительное значение для функционирования структуры ЕС. Вниманию читателей будут предложены основные достижения ЕС по выработке этого механизма, отдельные элементы которого могут быть применимы в самых разных сферах - в экономике и политике, в науке и образовании, и даже в обычных взаимоотношениях между людьми.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 3. С. 12-23.

В статье рассматривается механизм принятия решений в ЕС как уникальный инструмент европейской интеграции. Механизм принятия решений имеет исключительное значение для функционирования структуры ЕС. Вниманию читателей будут предложены основные достижения ЕС по выработке этого механизма, отдельные элементы которого могут быть применимы в самых разных сферах - в экономике и политике, в науке и образовании, и даже в обычных взаимоотношениях между людьми.

Добавлено: 17 октября 2012
Статья
ван Вухт Ф., Вестерхайден Д. Ф. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 9-33.

Представляем Вашему вниманию перевод статьи «Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования», опубликованной в журнале Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР «Управление и политика в высшем образовании» в 2010 г.

Авторы статьи анализируют необходимость разработки новых инструментов транспарентности в сфере высшего образования, которые могли бы информировать стэйкхолдеров о качестве университетов. Сначала вниманию читателей предлагается общий обзор концепции инструментов обеспечения прозрачности и характеристика тех инструментов, которые доступны и используются сегодня. Далее осуществляется критический анализ методологий существующих инструментов транспарентности. Особое внимание авторы статьи уделяют проблеме надежности источников данных для оценки транспарентности, рискам, ввязанным с использованием таблиц лиг в качестве инструмента транспарентности, а также трудностям применения композитных индикаторов. В заключении авторы предлагают использовать многомерное ранжирование как новый принцип обеспечения транспарентности.

Добавлено: 21 мая 2012
Статья
Аржанова И. В., Перфильева О. В., Заварыкина Л. В. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 8-30.

Представляем вашему вниманию проект модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разработанную и апробированную в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. Апробация разработанного подхода состоялась в 2012 году, участниками эксперимента стали более 100 российских вузов.

Добавлено: 11 апреля 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 7-17.

В статье предложена модель обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя  для формирования  предложений к повестке дня в неформальных институтах, таких как «двадцатка», «восьмерка» и БРИКС.

В предложенной модели эффективность председательства рассматривается как результат способности председателя обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) баланс внутреннего спроса (собственных приоритетов и интересов) и внешнего спроса (проблемы глобального управления и приоритеты стран-партнеров по институту); 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствие выбранной роли страны- председателя (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.

Модель может быть использована как при планировании и подготовке председательства, так и при последующей оценке его эффективности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели «спрос-предложение»»), проект .№12-03-00563.

Добавлено: 14 января 2013
Статья
Киртон Дж. Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В предлагаемой Вашему вниманию статье представлен перевод второй главы книги Джона Киртона «Управление «двадцатки» в глобализированном мире». Перевод выполнен и публикуется на русском языке с согласия автора.

Автор анализирует феномен «Группы двадцати», привлекая различные теории международных отношений: реализм, либеральный институционализм, политическую экономию Грамши, конструктивизм. Делается вывод о том, что ни одна из этих классических теорий в полной мере не объясняет особый способ управления, реализуемой «Группой двадцати».

Объяснить способ управления «Группы двадцати» можно с помощью модели централизованного управления, которая опирается на модель концерта примерно равных по потенциалу держав «Группы восьми» и на концепции теории международных отношений школ реализма, либерального институционализма, политической экономии Грамши, конструктивизма, комплексных адаптивных систем, клубов и сетей.

Особенностью «Группы двадцати» является то, что она представляет собой особый тип клуба, определяемый системной важностью всех его членов в мире, где наличие связей между ними, равно как и их относительные возможности являются центральной характеристикой системы.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Михневич С. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 1. С. 80-117.

В статье рассматриваются ключевые особенности развития Институтов Конфуция (ИК) и Классов Конфуция (КК) как инструментов распространения «мягкой силы» Китая на примере макрорегиона Боль- шой Восточной Азии.

В первой части статьи рассматриваются связи между политикой «мягкой силы» и эволюцией су- ществующей системы международных отношений. Отмечается значение «мягкой силы» для предотвра- щения эрозии государственного суверенитета. Также в данной части статьи рассматриваются модели распространения «мягкой силы» и официальные подходы КНР к разрешению данного вопроса.

Следующая часть статьи посвящена рассмотрению основных принципов и особенностей организа- ции системы ИК и КК, а также ключевых задач их развития. Анализируется влияние Штаб-квартиры Институтов Конфуция на их развитие и повседневное функционирование.

Далее рассматриваются основные функции ИК и КК, включающие как организацию образователь- ного процесса, так и разрешение ряда иных задач по распространению «мягкой силы» Китая.

Затем мы анализируем действующие механизмы финансирования ИК и КК, анализируем основные методы работы ИК и КК, а также причины их высокой эффективности.

В завершающей части статьи рассматривается существующее положение вещей с распростране- нием ИК и КК в Большой Восточной Азии и США, отмечаются имеющиеся сложности и достигнутые успехи.

В Заключении кратко суммируются достигнутые результаты исследования и выделяются ключевые особенности и аспекты развития сети ИК и КК.

Добавлено: 30 сентября 2015
Статья
Ланьшина Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 28-58.
В статье представлен анализ политики «мягкой силы» Германии. Согласно отчету федерального прави- тельства Германии о внешней политике страны в области культуры за 2010–2011 гг., «внешняя политика  в области образования и культуры является несущей опорой немецкой внешней политики» [Auswärtiges  Amt, 2011]. Эта установка в значительной степени характеризует повестку дня многих субъектов «мяг- кой силы». В Германии сложилась уникальная система реализации политики «мягкой силы». Среди исполни- телей преобладают негосударственные организации, включая близкие политическим партиям фонды.  Основными источниками финансирования деятельности этих организаций являются федеральный и регио - нальные бюджеты, их собственные доходы, членские взносы, пожертвования. В основном работа данных  организаций сосредоточена в таких областях, как наука, культура, образование, экономические отноше- ния и международное развитие. Их главными целями являются популяризация немецкого языка и культу- ры, распространение демократических ценностей, развитие научных и экономических связей, выгодное  международное позиционирование немецких товаров, услуг и образовательных учреждений. Несмотря на  то, что в реализации политики «мягкой силы» принимают участие множество различных организаций,  автор признает ее целостной, скоординированной и достаточно открытой. Также «мягкая сила» Герма- нии регулярно получает высокие оценки в международных рейтингах и исследованиях. В статье приводится анализ действий основных субъектов «мягкой силы» Германии в следующих де- сяти странах мира: Казахстан, Украина, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия,  Монголия, Вьетнам, Бразилия. Среди указанных стран наибольшее присутствие Германии наблюдается  в Бразилии, сотрудничество с которой признается автором многосторонним, сложным и наиболее раз- витым. Также достаточно большую значимость для Германии представляют Украина, Вьетнам и Ка- захстан; наименее значимыми являются Монголия, Армения и Азербайджан. Для последних трех стран  многие программы и механизмы сотрудничества пока остаются недоступными. В целом в последние годы  прослеживается рост интереса Германии к выбранным для исследования странам.
Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Нагорнов В. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2.

В статье рассматриваются государственная система «мягкой силы» и порядок реализации политики влияния Франции. Актуальность анализа определяется растущей значимостью инструментов культурно­гуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений. Французский опыт обеспечения государственных интересов с помощью ресурсов «мягкой силы» демонстрирует способность добиваться результатов путем формирования международного имиджа страны как миротворца, кото­рый утверждает универсальные ценности демократии, учитывающие традиции каждой страны при­сутствия. Кэ д'Орсэ мобилизует «мягкую силу» внешней политики Франции, чтобы укрепить влияние и утвердить роль страны в качестве ведущей державы, признавая при этом необходимость обновления дипломатических методов для глобального продвижения французских ценностей.

Автором изучены основные действия Франции по пяти направлениям политики «мягкой силы»: куль­тура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии; содействие международ­ному развитию. В статье обсуждаются механизмы международного культурно-гуманитарного сотруд­ничества Франции, инструменты их применения, существующие нормативные документы. Несмотря на децентрализованное устройство реализации французской политики «мягкой силы», выделены оптималь­ные инструменты, которые структурированы в систему взаимосвязанных между собой форм организации работы по основным сферам влияния. Схема взаимодействия основных французских организаций, ответ­ственных за международное культурное, научное и техническое сотрудничество, продемонстрирована на примерах семи стран СНГ, Вьетнама, Бразилии, Монголии.

На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений «мягкой силы» обеспечивает влияние и продвижение национальных ценностей Франции. Самыми действенными проявлениями «мягкой силы» Франции являются ее язык и культура, а феномен Франкофонии – самым явным из ее выражений. 

Добавлено: 5 декабря 2014
Статья
Королев В. А., Кудрявцева С. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 190-208.
В Японии применение инструментария «мягкой силы» лежит в русле заимствования оправдавшего себя зарубежного опыта, дополненного национальной спецификой и ориентированного в конечном счете на интересы национального бизнеса. В статье рассмотрен опыт Японии по организации использования «мягкой силы» по конкретным направлениям: в сфере культуры и продвижения языка, сотрудничества в области образования, а также участия в программах и проектах официальной помощи развитию. Анализ проводился с использованием доступных документов официальных органов Японии. Актуальность статьи состоит в подробном исследовании основных институтов реализации японского потенциала «мягкой силы», в частности Японского фонда, который осуществляет программы обмена в области культуры и искусства, преподавание японского языка за рубежом, поддержку исследований по Японии и интеллектуальные обмены; японских центров, пропагандирующих вклад Японии в содействие развитию, а также занимающихся подготовкой кадров для бизнеса в принимающих странах; проекта "Cool Japan", направленного на поддержку внешней экспансии японских предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в так называемых творческих отраслях. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на историческое и цивилизационное отличие Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве важного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Более того, обогащенные национальными традициями методы использования «мягкой силы» позволяют говорить о нетривиальных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии, убеждения, а не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству.
Добавлено: 1 апреля 2015
Статья
Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 10-21.
В статье представлен анализ действия наднационального механизма регулирования экономических и политических отношений государств. Автор отмечает неоднозначность передачи национальными государствами функций регулирования на наднациональный уровень, в том числе и международным организациям: несмотря на то, что государства кажутся «пострадавшими» в таком процессе, на самом деле они возвращают себе контроль над теми сферами экономической деятельности, которые уже вышли за пределы национальных границ. Создание наднационального механизма регулирования свидетельствует о реальном процессе интеграции, что иллюстрируется на примере ЕС.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Берг Э. Дж., Остри Дж. Д. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 4. С. 44-66.

В данном материале представлен анализ связей между неравенством доходов и экономическим ростом. Связь между неравенством доходов и экономическим ростом носит комплексный характер. Некоторые аспекты неравенства являются неотъемлемыми элементами эффективного функционирования рыночной экономики и создают стимулы, необходимые для инвестиций и роста. Однако неравенство также может служить препятствием для роста, например, создавая риск кризисной ситуации или трудности инвестирования в образование. Фактические данные также неоднозначны: согласно одним средний уровень роста в долгосрочной перспективе выше, при условии более высокого изначального показателя равенства; согласно другим повышение равенства в настоящий момент имеет тенденцию к снижению темпов роста в ближайшей перспективе. Как правило, эмпирические исследования роста и неравенстване учитывают ключевую особенность процесса роста в развивающихся странах: а именно, отсутствие устойчивости. Доходы на душу населения, как правило, растут не постоянно на протяжении десятилетий. Напротив, периоды быстрого роста перемежаются периодами спада и стагнации – взлетами, падениями и стабильными периодами роста. Привязка распределения доходов к долгосрочному среднему показателю роста может не учитывать этот факт. Более актуальным для многих стран является вопрос: каким образом распределение доходов связано с резкими перерывами в процессе роста? В данном исследовании особое внимание уделяется продолжительности периодов роста, определяемых как интервал между началом экономического роста и его завершением, а также связи между его продолжительностью, политикой и страновыми особенностями, в том числе распределением доходов. Оказывается, что многим, даже самым бедным странам в последние годы удавалось стимулировать высокие темпы роста на протяжении нескольких лет. Намного реже странам удается поддерживать рост, и именно это отличает успешные государства с быстрыми темпами роста от отстающих экономик. Возникает вопрос: что определяет продолжительность периодов роста, и какую роль в отношении продолжительности играет неравенство доходов? Авторы считают, что более длительные периоды роста связаны с более равным распределением доходов. Например, сокращение разрыва в уровне доходов между странами Латинской Америки и развивающимися азиатскими странами на одну вторую, более чем удвоит ожидаемую продолжительность периода роста. Обычно неравенство изменяется очень медленно, однако, подобное улучшение распределения доходов в течение периода роста имело место в ряде стран из анализируемой выборки. Неравенство имеет значение, даже когда принимаются во внимание другие факторы продолжительности роста – внешние потрясения, изначальный доход, институциональное качество, открытость торговли, макроэкономическая стабильность. Главный вывод, сформулированный на основе полученных результатов, заключается в том, что увеличивающееся неравенство может сократить продолжительность периода роста. В то же время недостаточно продуманные попытки снизить неравенство могут резко изменить стимулы и тем самым подорвать рост. Однако могут быть реализованы «беспроигрышные» политические меры, такие как, например, повышение адресности субсидий, улучшение экономических возможностей для бедных, активная политика в отношении рынка труда, способствующая росту занятости. Когда существуют компромиссы между потенциальным краткосрочным воздействием проводимой политики на рост и распределение доходов, факты, представленные в данном исследовании, не являются решающими. Однако проведенный анализ может склонить часу весов к точке зрения, что внимание к проблеме неравенства может принести значительные долгосрочные выгоды для роста. В более длительной перспективе сокращение неравенства и устойчивый рост могут стать двумя сторонами одной медали.

Добавлено: 27 ноября 2013
Статья
Вишневская Н. Т. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 1. С. 71-83.

В середине 90-х годов Секретариатом ОЭСР были разработаны рекомендации по реформированию рынка труда. Статья содержит подробный анализ основных направлений реформ в странах – участницах. Активность отдельных стран по либерализации институтов рынка труда существенно различается. При этом лишь несколько стран (Дания, Финляндия и Нидерланды) провели комплексную ревизию институтов рынка труда, тогда как в большинстве стран ОЭСР реформа носила избирательный характер. Основное внимание было уделено реформированию активных программ занятости и налоговой системы. В то же время законодательство о защите занятости и система формирования заработной платы оказались практически вне зоны реформирования. Более того, либерализация одних институтов рынка труда зачастую соседствовала с ужесточением других.

Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 21-41.
В статье представлен анализ результатов саммита «Группы двадцати» в Лос-Кабосе. Автором рассматривается несколько аспектов. Первое, сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, долгосрочных задач глобального управления и задач, требующих безотлагательных действий; преемственности и инновационности повестки дня. Второе, организация взаимодействия с партнерами по «двадцатке», другими странами, международными и региональными организациями, представителями гражданского общества, бизнес сообщества, экспертными организациями и академическими институтами, как в ходе подготовки, так и во время проведения саммита. Третье, качество реализации функций глобального управления, прежде всего, последовательное исполнение принятых решений и прозрачность оценки достигнутых результатов. Эти три измерения выбраны для оценки, поскольку они имеют безусловное значение для повышения эффективности и легитимности «двадцатки». В целом саммит в Лос-Кабосе оценивается как успешный. По каждому из трех аспектов оценки отмечаются достижения и неудачи. Председательству удалось обеспечить баланс национальных интересов и интересов партнеров, инновационности и преемственности повестки дня. Мексиканское председательство включило свои ключевые приоритеты в повестку дня саммита. По приоритету зеленого роста новых прорывных решений не принято. По туризму и управлению рисками катастроф сформулированы несколько пунктов, определяющих дальнейшие направления действий, но фактически нет обязательств. Наиболее полно проработан «новый» приоритет по расширению доступа к финансовым услугам и финансовой грамотности. В части организации взаимодействия с партнерами сильной стороной стала активная работа председательства с международными организациями; включение в программу новых форматов: встреч министров торговли, министров туризма; подготовка рабочей группой предложений по международной финансовой архитектуре; продвижение приоритетов Мексиканского председательства на многочисленных многосторонних форумах; интеграция в консультации стран Латинской Америки; создание возможностей для двусторонних встреч лидеров в ходе саммита. Однако значительный экспертный и организационный потенциал международных институтов не был полностью востребован. «Двадцатка» не смогла «переварить» подготовленные материалы и сформированные предложения. Предложения экспертного сообщества и гражданского общества также не нашли отражения в документах саммита. По реализации функций глобального управления саммит в Лос-Кабосе стал самым сбалансированным за всю историю «Группы двадцати». Значительно внимание было отведено реализации принятых решений, сделан еще один шаг по созданию механизмов самоотчетности. Автор считает, что эта работа должна быть продолжена, в том числе в рамках Российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 году. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.
Добавлено: 11 октября 2012
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 2. С. 5-29.
В статье представлен анализ развития механизмов глобального регулирования банковского сегмента финансового сектора мировой экономики. Особое внимание уделено процессам, начавшимся в данной сфере в период мирового финансового и экономического кризиса на фоне активизации деятельности ключевых международных институтов. Целью исследования является выявление и анализ происходящих изменений в системе глобального регулирования банковского сегмента, дающие возможность определить вероятные пути ее дальнейшей эволюции. Рассмотрены реформы в четырех приоритетных областях: новые стандарты банковского капитала и ликвидности (Базельские стандарты), практики компенсационных выплат, стресс-тестирование, бухгалтерский учет и оценка справедливой стоимости компаний. Анализ этих реформ свидетельствует о том, что эффективность разработки и внедрения новых механизмов глобального регулирования в этих областях банковского сегмента неодинакова. Причиной этого является недостаточная и несвоевременная активность международных финансовых и экономических институтов, а также неисполнение вырабатываемых ими рекомендаций на страновом уровне. Мониторинг и анализ трудностей, с которыми сталкивается выработка и внедрение новых регуляторных механизмов в рассматриваемой сфере, позволяет спрогнозировать пути и сроки дальнейшего развития глобального регулирования банковского сегмента финансового сектора мировой экономики. В статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.
Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 40-60.
В статье представлен анализ развития механизмов глобального регулирования небанковского сегмента финансового сектора экономики. С начала мирового финансового и экономического кризиса в этой сфере произошли значительные изменения, обусловленные активизацией деятельности ключевых международных институтов. Целью исследования был мониторинг и анализ этих изменений, дающие возможность определить вероятные пути дальнейшего развития системы глобального регулирования. Рассматривались реформы по пяти направлениям: рынок внебиржевых производных финансовых инструментов, хедж-фонды, кредитно-рейтинговые агентства, Международные стандарты финансовой отчетности, системно значимые финансовые институты. Проведенный анализ свидетельствует, что в каждой из рассматриваемых областей небанковского сегмента разработка и внедрение новых механизмов сталкиваются с определенными трудностями. Тщательное рассмотрение и понимание причин этих трудностей, которые кроются как в недостаточных или несвоевременных действиях международных институтов, так и в ненадлежащем исполнении рекомендаций по использованию разрабатываемых инструментов на страновом уровне, позволяет сделать прогноз о том, по какому пути и в какие сроки будет происходить развитие глобального регулирования небанковского сегмента финансового сектора экономики. В данной статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Ефремова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 216-219.
В эссе представлена характеристика ситуации, сложившаяся к началу XXI в. в мировом сообществе в отношении содействия международному развитию (СМР), подчеркивается ответственность каждой страны за достижение целей развития тысячелетия. Россия как одна из крупнейших экономик мира должна активно участвовать в СМР. Однако на данном этапе национальная система СМР находится лишь на стадии формирования. В статье оцениваются основные проблемы, достижения и перспективы России как активного участника СМР.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Морозкина А. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 2. С. 89-105.

Статья посвящена поиску ответов на вопрос, будет ли Новый банк развития способствовать повышению роли группы БРИКС в глобальной финансовой архитектуре и развитию стран-членов. На основе сравнения с ключевыми многосторонними институтами развития (Всемирный банк, Азиатский, Африканский и Межамериканский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития) и национальными банками развития стран БРИКС делается вывод о том, что цель создаваемого банка по мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в некоторой степени дублирует работу существующих институтов. Однако создаваемый Банк может дополнить их функции и стать значимым институтом развития для стран-членов, в первую очередь путем реализации именно многосторонних проектов стран БРИКС в указанных областях. Также в статье анализируется текущая роль стран БРИКС в мировой финансовой архитектуре и потенциал ее повышения, который заложен в Новом банке развития. Во-первых, в новом финансовом институте страны БРИКС будут совместно определять размер и направление финансовой помощи третьим странам, а во-вторых, страны БРИКС смогут самостоятельно определять условия предоставления кредитов, в отличие от Бреттон-Вудских институтов, в которых роль стран БРИКС не соответствует их положению в мировой экономике. Делается вывод о том, что страны БРИКС с созданием банка создали потенциал изменения текущей системы финансирования развития, в частности, условий предоставления финансирования и контроля результатов и, таким образом, повышения роли стран БРИКС в глобальной финансовой архитектуре.

Добавлено: 10 ноября 2015
Статья
Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 99-109.
В статье рассматриваются вопросы повестки дня «Группы восьми» и «Группы двадцати», относящиеся к сфере безопасности. Эта сфера является одной из наиболее важных среди приоритетов «Группы восьми» в последнее десятилетие и включает в себя широкий круг вопросов, таких как нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование различных региональные проблем, борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков и др. В то же время «Группа двадцати» пока рассматривала только вопросы безопасности, связанные с экономической повесткой дня: борьбу с коррупцией и финансированием терроризма. На основе анализа документов института делается вывод, что «Группа восьми» обладает возможностью гибко реагировать на вопросы в сфере безопасности, когда возникает такая необходимость. «Группы двадцати» в силу боле широкого и разнообразного состава не имеет необходимой гибкости. Вопросы безопасности являются и будут оставаться одним из основных приоритетов повестки дня «Группы восьми». Если «Группа двадцати» будет включать эти вопросы и ценности в повестку дня, скорее всего, это произойдет при лидирующей роли стран-членов «Группы восьми».
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Меликян А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 7-8. С. 71-84.
В сентябре 2008 года были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике. Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного сравнительного межстранового исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 году по заказу Федерального агентства по образованию. Мы представляем нашим читателям первый аналитический материал из серии материалов, подготовленных в рамках проекта на основе анализа результатов проекта ОЭСР. Неслучайно этот материал посвящен теме качества образования, поскольку именно обеспечение качества образования, в том чисел высшего образования на различных уровнях (международном, национальном, институциональном) сегодня становится одним из основных направлений текущей аналитической работы Директората ОЭСР по образованию, что обусловлено растущими масштабами, диверсификацией систем высшего образования и усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг. В публикуемом материале, в том числе, представлена оценка возможностей использования рекомендаций ОЭСР в части обеспечения качества высшего образования для развития образования в России.
Добавлено: 1 октября 2012