• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 216 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
ван дер Веер Р., Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 88-104.

Седьмая и последняя глава главного труда Л.С. Выготского «Мышление и речь» (1934), по- священная отношениям мысли и слова, обычно рассматривается как его итоговое слово в психологии. Несмотря на то, что эта глава стала знаменитой, ее структура до сих пор редко подвергалась тщательному анализу, в том числе текстологическому. В настоящей статье исследуется структура аргументации седьмой главы и раскрываются ранее не вы- явленные источники цитирования, которые Л.С. Выготский использовал для подкрепле- ния своей точки зрения. Обсуждаются немаркированные фрагменты из лингвистических трудов Ф. Полана, К. Фосслера, Р. Шиллинга, Л.П. Якубинского, идентифицированы источ- ники цитирования, проведена сверка соответствующих цитат (в частности, даны ссылки на 25 текстовых фрагментов из работы Л.П. Якубинского «О диалогической речи»). Выд- вигаются три связанные между собой гипотезы относительно обстоятельств подготовки рукописи «Мышления и речи» к печати, которые могли обусловить особенности ее соста- ва, а именно: 1) по причине тяжелой болезни и скоропостижной смерти Л.С. Выготского в июне 1934 г. работа над книгой прервалась и итоговая глава не была подготовлена им к печати; 2) в основу монографии лег уже имевшийся материал, наработанный в 1929–1932 гг. и скомпонованный в книгу с целью срочной публикации в связи с планирующимся присвоением Л.С. Выготскому степени доктора наук без защиты диссертации в условиях смягчения правил присвоения ученых степеней и званий в 1934 г.; 3) редакторы книги не смогли провести необходимую работу по идентификации ссылок и цитат в черновике рукописи и удалили знаки цитирования там, где не удалось найти источник.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.

В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи и ошибки эволюции, и привлекаемые для их интерпретации представления о преадаптации к непредсказуемому будущему из фона исследований превращаются в фигуру. На основе этих фактов обосновывается гипотеза о преадаптации к неопределенности как стратегии навигации развивающихся систем. Доказывается, что именно преадаптация к неопределенности представляет собой ключевой инструмент порождения избыточности биологического, когнитивного, социального и психологического разнообразия. Процесс эволюции, понимаемый как решение разных классов задач на неопределенность, связывается с двумя взаимодополняющими режимами динамики исторических изменений: режимом адаптивной «эволюции трендов», обусловливающим устойчивость и специализацию видотипичных и социотипичных форм поведения; режимом преадаптивной «эволюции бунта», обеспечивающим предспециализацию, универсальную готовность к изменениям и порождающим новые формы жизни. Гипотеза о преадаптации к неопределенности является первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающего ее с науками, которые изучают непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 70-71.

Марксов анализ превращенных форм в интерпретации М.К. Мамардашвили применяется к анализу понятия "архетип"

Добавлено: 8 ноября 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119-135.

Представления Л.С. Выготского о смысловом поле рассматриваются в контексте его полемики с В. Келером, К. Коффкой и К. Левином. Понятие смыслового поля как семантического плана обобщения обсуждается на материале исследований, проведенных научной группой Л.С. Выготского в 1932–1935 гг., данное понятие сопоставляется с другими категориями культурно-исторической психологии (мера общности понятий, предметная отнесенность, смысл). Схематически описан генезис смыслового поля, показаны связи между процессами его развития и распада, обозначена его роль в развитии свободного осмысленного действия.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Ле С. Т., Горбунова Е. С. Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 1-10.

Рассматривается один из феноменов, наблюдаемых при решении задачи зрительного поиска, – асимметрия зрительного поиска, которая состоит в том, что поиск стимула типа А среди дистракторов типа Б может быть более быстрым и более эффективным, чем поиск Б среди А; при этом, как правило, различие между стимулом типа А и стимулом типа Б состоит в наличии базового признака у одного из этих стимулов. На данный момент выделено уже более десятка различных базовых признаков (ориентация, цвет, форма и т.п.). До сих пор остается открытым вопрос о том, является ли новизна таким базовым признаком, который приводит к асимметрии зрительного поиска. При экспериментальном исследовании, в ходе которого испытуемые решали классическую задачу зрительного поиска, а в качестве стимулов выступали схематичные изображения домов, было обнаружено, что объекты, обладающие признаком новизны (инвертированные изображения) среди знакомых (изображения в нормальном положении), находятся испытуемыми медленнее, чем знакомые объекты среди новых; это противоречит некоторым из полученных ранее данных на других стимулах. Необходимы дальнейшие исследования данного вопроса, в частности, анализ таких факторов, как разная ориентация элементов изображения, возможное разбиение на составляющие геометрические фигуры, роль базового признака глубины.

Добавлено: 17 октября 2018
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 3-16.

Обсуждаются подходы к объективной нетранзитивности превосходства, или, метафорически, принципу «камень, ножницы, бумага» (А превосходит, конкурентоспособнее B, B – C, C – A) в нескольких научных областях (математике, биологии, экономике и теории принятия решений), которые сделали нетранзитивность превосходства объектом специальной рефлексии. Анализируются разные варианты отношения к нетранзитивности, а также напряженности ее проблематизации. Представлены различные соотношения между мейнстримом в той или иной области и «инакомыслием» в ней (противостоянием доминирующим там установкам). Предлагается два возможных, связанных друг с другом и заведомо не исчерпывающих объяснения описываемого положения дел: 1) специфика уровней реальности, изучаемых в той или иной научной области; 2) специфика базовых положений (аксиоматики), сложившаяся в силу не только специфики изучаемой реальности, но и особенностей развития области, связанных с закономерностями социологии и психологии научного знания. Можно грубо обозначить 4 уровня сложности нетранзитивности: а) простая комбинаторная нетранзитивность объектов, которые не взаимодействуют между собой; б) простая интерактивная нетранзитивность объектов, которые взаимодействуют между собой, но без качественных изменений; в) интерактивная нетранзитивность с качественными преобразованиями объектов – участников взаимодействий; г) ризомная нетранзитивность (от метафоры ризомы – корневища), обусловленная множественными связами и взаимодействиями участвующих сложных систем с их качественными преобразованиями. Классическая аксиома транзитивности превосходства (если A>B и B>C, то A>C) вводилась на основе таких представлений о мире, которые задним числом кажутся наивными в своей претензии на универсальность. Дальнейшее развитие наук было сопряжено с обнаружением и конструированием примеров, которые, в терминах И. Лакатоса, выглядели «монстрами» для теорий, положивших в свою основу данную аксиому. Но для других теорий объективная нетранзитивность – не «монстр» и не «гадкий утенок», а один из «лебедей», попадающий в поле научной рефлексии при отказе от упрощенной ньютонианской модели мира как абсолютной.

Добавлено: 4 июля 2019
Статья
Петровский В. А. Вопросы психологии. 1985. № 4.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89-106.

 Исследуется развитие взглядов Л.С. Выготского на проблему свободы и их взаимосвязь с учением Б. Спинозы и марксизмом. Показано, что на смену представлениям о свободе как произвольности в «инструментальной психологии» (1927–1929) приходит модель свободного осмысленного действия, предложенная Л.С. Выготским в теории динамических смысловых систем (1932–1934) и включающая переработанные положения спинозизма, марксизма и динамической психологии К. Левина. Обсуждаются архивные документы, а также экспериментальные исследования научной группы Л.С. Выготского, посвященныеутрате свободы поведения в процессе распада личности.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16-26.
Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Орлов А. Б., Ковалев Г. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 171-173.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Кургинян С. С., Шадриков В. Д. Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 84-98.

Представлены результаты исследования, в ходе которого изучалось порождение предметных мыслей с опорой на умственные операции, обеспечивающие развертывание указанного процесса. Теоретической основой данной работы являются представления о ментальной способности индивида к порождению мысли, характеризующей его интеллект. Суть предлагаемого подхода заключается в изучении мыслительной деятельности через исследование процессов порождения мыслей и работе с ними посредством умственных операций. В экспериментальном исследовании на примере изучения лиц (на студенческой выборке, N = 50), находящихся в разных условиях решения ментальной задачи по продуцированию предметных мыслей и различающихся в уровне интеллектуального развития, определен состав умственных операций, показана продуктивность обращения к ним в континууме развертывания мыслительной деятельности и описан способ практического овладения ими. Результаты исследования демонстрируют, что увеличение продуктивности порождения предметных мыслей происходит за счет актов абстрагирования и опосредования. Установлено, что продуктивность порождения мыслей проявляется как тенденция выделения функциональных свойств мыслимого объекта за счет абстрагирования от его свойств со стороны их личностной значимости для мыслящего в начале его мыслительной деятельности и опосредования ими в середине и конце этого процесса. Важным следствием из полученных результатов является обнаруженный в конце мыслительного процесса статистически достоверный эффект взаимного влияния условий обращения к умственным операциям и уровня интеллектуального развития на продуктивность порождения мыслей. От него зависит специфика практического применения определенной операции при развертывании мыслительной деятельности. Результаты исследования позволяют лучше понять, как происходит научение мышлению посредством практического овладения умственными операциями в ходе решения конкретной ментальной задачи.

Добавлено: 9 января 2020
Статья
Мельникова О. Т., Фетисова Е. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 130-137.

Изложены результаты эмпирического исследования отношения подростков к телевидению и Интернету. Рассматривается специфика использования вербальных и графических проективных методик в качественном исследовании. На основе триангуляции результатов делаются выводы об инструментальной валидности графической методики «Дом» и вербальных методик «Персонификация» и «Планета». Рассматриваются возрастные особенности проведения качественных исследований с подростками.

 

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 125-142.

Статья представляет собой комментарии к работе Л.С. Выготского «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти»), отражающей результаты эксперимента, проведенного им в Гомеле в конце 1923 г. Исследование является ранее неизвестной эмпирической частью доклада «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», с которым Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 г. В комментариях анализируются связи между эмпирической и теоретической частями исследования, дается историко-методологическая оценка его значимости. Показано, что оно может считаться прообразом методики двойной стимуляции и содержит ряд положений, впоследствии вошедших в преобразованном виде в теоретическое ядро концепции Л.С. Выготского.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Иванова Н. Л. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-101.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 101-113.

Вопрос о природе психозов рассматривается с привлечением теоретических положений культурно-исторической психологии, лакановского и экзистенциального анализа. Обсу- ждается высказанная в разное время Л.С. Выготским, Ж. Лаканом и Л. Бинсвангером ги- потеза о том, что в основе психоза лежит утрата способности человека к свободному по- ведению. Эта утрата становится причиной ряда экзистенциальных проявлений психоза, которые в данной статье выделены как его характерные черты, а именно: нарушение гра- ниц Я и мира, обеднение мотивационной иерархии, трансформация системно-смыслово- го строения сознания, распад высших аффектов и связей человека с реальностью, обора- чивание отношения «вещь – слово». Намечены рамки обсуждения роли внутренней речи в процессе бредообразования, ее экстериоризации и превращения из носителя мысли в средство механического компенсаторного удержания единства личности в психозе. Под- черкивается необходимость психологического исследования связи событийности, свобо- ды и речи для построения обобщенной теории психозов.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 163-165.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 110-111.
Добавлено: 19 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Орлова Л. В. Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-32.

В статье сформулировано определение страха, построена иерархическая трехуровневая типология страхов, описана классификация детских страхов. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных детских страхов соответственно. Игровая терапия и арт-терапия представлены как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные внушенные страхи, арт-терапевтические упражнения представляют собой более эффективное психокоррекционное (контрсуггестивное) средство, нежели упражнения игровой терапии.

Добавлено: 16 апреля 2011
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 3-19.
Добавлено: 21 марта 2010
Статья
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
Добавлено: 26 марта 2013