• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 200 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Мельникова О. Т., Фетисова Е. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 130-137.

Изложены результаты эмпирического исследования отношения подростков к телевидению и Интернету. Рассматривается специфика использования вербальных и графических проективных методик в качественном исследовании. На основе триангуляции результатов делаются выводы об инструментальной валидности графической методики «Дом» и вербальных методик «Персонификация» и «Планета». Рассматриваются возрастные особенности проведения качественных исследований с подростками.

 

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 125-142.

Статья представляет собой комментарии к работе Л.С. Выготского «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти»), отражающей результаты эксперимента, проведенного им в Гомеле в конце 1923 г. Исследование является ранее неизвестной эмпирической частью доклада «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», с которым Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 г. В комментариях анализируются связи между эмпирической и теоретической частями исследования, дается историко-методологическая оценка его значимости. Показано, что оно может считаться прообразом методики двойной стимуляции и содержит ряд положений, впоследствии вошедших в преобразованном виде в теоретическое ядро концепции Л.С. Выготского.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Иванова Н. Л. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-101.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 101-113.

Вопрос о природе психозов рассматривается с привлечением теоретических положений культурно-исторической психологии, лакановского и экзистенциального анализа. Обсу- ждается высказанная в разное время Л.С. Выготским, Ж. Лаканом и Л. Бинсвангером ги- потеза о том, что в основе психоза лежит утрата способности человека к свободному по- ведению. Эта утрата становится причиной ряда экзистенциальных проявлений психоза, которые в данной статье выделены как его характерные черты, а именно: нарушение гра- ниц Я и мира, обеднение мотивационной иерархии, трансформация системно-смыслово- го строения сознания, распад высших аффектов и связей человека с реальностью, обора- чивание отношения «вещь – слово». Намечены рамки обсуждения роли внутренней речи в процессе бредообразования, ее экстериоризации и превращения из носителя мысли в средство механического компенсаторного удержания единства личности в психозе. Под- черкивается необходимость психологического исследования связи событийности, свобо- ды и речи для построения обобщенной теории психозов.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 163-165.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 110-111.
Добавлено: 19 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Орлова Л. В. Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-32.

В статье сформулировано определение страха, построена иерархическая трехуровневая типология страхов, описана классификация детских страхов. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных детских страхов соответственно. Игровая терапия и арт-терапия представлены как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные внушенные страхи, арт-терапевтические упражнения представляют собой более эффективное психокоррекционное (контрсуггестивное) средство, нежели упражнения игровой терапии.

Добавлено: 16 апреля 2011
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 3-19.
Добавлено: 21 марта 2010
Статья
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Шапиро А. З. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 62-66.
Добавлено: 18 декабря 2013
Статья
Семенов И. Н. Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 180-181.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Петренко В. Ф. Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 56-72.
Добавлено: 5 мая 2009
Статья
Мельникова М. С., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 91-97.

В статье бсуждаются результаты эмпирического исследования, проведенного с опорой на авторскую схему процедуры биологической обратной связи. Две инструкции, задающие различные установки на отношение к внутреннему опыту, были использованы для моделирования направлений «ценения» и «оценки», противоположных по своему психологическому содержанию. Установлено, что при ценении внутреннего опыта, процедура биологической обратной связи обладает рядом психотерапевтических эффектов. Полученный результат обосновывает целесообразность использования биологической обратной связи для научного изучения процесса психотерапевтических изменений.

Добавлено: 14 декабря 2015
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 117-121.

Представлен комментарий "случая Джен", рассматриваются нюансы характеристик клиентоцентрированной психотерапевтической работы, основное внимание уделяется психотерапевтической позиции К. Роджерса, преисполненной безусловного позитивного принятия и эмпатического понимания клиентки, а также конгруэнтного самовыражения. Автор полагает, что "супервизия" мастера психотерапии возможна лишь при соблюдении "супервизором" позиции вненаходимости.

Добавлено: 18 февраля 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49-55.

Формулируется подход к анализу личностного развития в терминах развития самодетерминации на базе интеграции активности и саморегуляции, имеющих разные генетические корни и предпосылки. Проведенное исследование обнаружило в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации, четыре теоретически предсказанных соотношения активности и саморегуляции, по-разному связанных с самоотношением и родительским отношением, которые задают основание для типологии личности.

Добавлено: 6 августа 2013
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132-139.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 27-34.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Масленкова О. И., Тюменева Ю. А., Мовчан Е. В. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 134-144.

Разрабатывается и эмпирически проверяется теоретическая модель продуктивной аналогии, которая лучше соответствует процессам создания новых научных и технических идей, чем широко распространенная модель мышления по аналогии. Предполагается, что структура продуктивной аналогии включает (1) кодирование актуальной задачи: ее ключевых элементов и отношений между ними, (2) сканирование фоновой информации или долговременной памяти в поисках ситуаций или задач или их элементов, аналогичных таковым в текущей задаче, (3) сопоставление найденных аналогов с текущей задачей с целью подбора наиболее подходящего, (4) решение и оценку. Показывается, что мышление по аналогии, которое измеряется классическими четырехкомпонентными задачами (а : b :: c : d), хотя и включает процессы сопоставления аналогий, не может репрезентировать реальный процесс поиска решения из-за наличия вариантов ответа, блокирующих сканирование фоновой информации, и влияет на кодирование исходных отношений. Обосновывается необходимость учитывать в числе процессов, вовлеченных в создание продуктивной аналогии, кодирование структуры задачи и сканирование фоновой информации. Эксперимент проводился на выборке студентов ( n = 98). Проверялись три регрессионные модели: 1) только с традиционно измеряемым сопоставлением аналогов; 2) со сканированием фоновой информации; 3) с кодированием структуры задачи. Показано, что учет в модели продуктивной аналогии процессов сканирования и кодирования задачи приводил к значимому росту в доле объясненной дисперсии в успешности генерации продуктивной аналогии. Показано также, что рост объяснительной способности этой модели не связан просто с добавлением в нее новых когнитивных измерений. Дополнительно обнаружено, что семантически далекие продуктивные аналогии генерировались чаще, чем близкие, но среди правильных аналогий близких было больше, чем далеких. Результаты подтверждают валидность теоретической модели продуктивной аналогии, но поднимают и вопросы, связанные с дальнейшим улучшением этой модели, прежде всего за счет включения в нее процессов переструктурирования исходной задачи.

Добавлено: 19 сентября 2019
Статья
Штроо В. А., Меланьина А. А. Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 70-83.

Анализируются аспекты системы референтных отношений в группе, которые характеризуют эту систему как фактор организационных изменений. Описывается эмпирическое исследование, целью которого является установление связи между особенностями референтных отношений в организации и эффективностью организационных изменений. Основным выводом исследования является подтверждение предположения о том, что изменения в организации, осуществляемые референтными лидерами,  требуют меньше времени, характеризуются более интенсивным использованием выделяемых ресурсов и сопровождаются высокой степенью удовлетворенности сотрудников организации этими изменениями.

Добавлено: 23 января 2013