• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 209 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.

В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи и ошибки эволюции, и привлекаемые для их интерпретации представления о преадаптации к непредсказуемому будущему из фона исследований превращаются в фигуру. На основе этих фактов обосновывается гипотеза о преадаптации к неопределенности как стратегии навигации развивающихся систем. Доказывается, что именно преадаптация к неопределенности представляет собой ключевой инструмент порождения избыточности биологического, когнитивного, социального и психологического разнообразия. Процесс эволюции, понимаемый как решение разных классов задач на неопределенность, связывается с двумя взаимодополняющими режимами динамики исторических изменений: режимом адаптивной «эволюции трендов», обусловливающим устойчивость и специализацию видотипичных и социотипичных форм поведения; режимом преадаптивной «эволюции бунта», обеспечивающим предспециализацию, универсальную готовность к изменениям и порождающим новые формы жизни. Гипотеза о преадаптации к неопределенности является первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающего ее с науками, которые изучают непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 70-71.

Марксов анализ превращенных форм в интерпретации М.К. Мамардашвили применяется к анализу понятия "архетип"

Добавлено: 8 ноября 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119-135.

Представления Л.С. Выготского о смысловом поле рассматриваются в контексте его полемики с В. Келером, К. Коффкой и К. Левином. Понятие смыслового поля как семантического плана обобщения обсуждается на материале исследований, проведенных научной группой Л.С. Выготского в 1932–1935 гг., данное понятие сопоставляется с другими категориями культурно-исторической психологии (мера общности понятий, предметная отнесенность, смысл). Схематически описан генезис смыслового поля, показаны связи между процессами его развития и распада, обозначена его роль в развитии свободного осмысленного действия.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 3-16.

Обсуждаются подходы к объективной нетранзитивности превосходства, или, метафорически, принципу «камень, ножницы, бумага» (А превосходит, конкурентоспособнее B, B – C, C – A) в нескольких научных областях (математике, биологии, экономике и теории принятия решений), которые сделали нетранзитивность превосходства объектом специальной рефлексии. Анализируются разные варианты отношения к нетранзитивности, а также напряженности ее проблематизации. Представлены различные соотношения между мейнстримом в той или иной области и «инакомыслием» в ней (противостоянием доминирующим там установкам). Предлагается два возможных, связанных друг с другом и заведомо не исчерпывающих объяснения описываемого положения дел: 1) специфика уровней реальности, изучаемых в той или иной научной области; 2) специфика базовых положений (аксиоматики), сложившаяся в силу не только специфики изучаемой реальности, но и особенностей развития области, связанных с закономерностями социологии и психологии научного знания. Можно грубо обозначить 4 уровня сложности нетранзитивности: а) простая комбинаторная нетранзитивность объектов, которые не взаимодействуют между собой; б) простая интерактивная нетранзитивность объектов, которые взаимодействуют между собой, но без качественных изменений; в) интерактивная нетранзитивность с качественными преобразованиями объектов – участников взаимодействий; г) ризомная нетранзитивность (от метафоры ризомы – корневища), обусловленная множественными связами и взаимодействиями участвующих сложных систем с их качественными преобразованиями. Классическая аксиома транзитивности превосходства (если A>B и B>C, то A>C) вводилась на основе таких представлений о мире, которые задним числом кажутся наивными в своей претензии на универсальность. Дальнейшее развитие наук было сопряжено с обнаружением и конструированием примеров, которые, в терминах И. Лакатоса, выглядели «монстрами» для теорий, положивших в свою основу данную аксиому. Но для других теорий объективная нетранзитивность – не «монстр» и не «гадкий утенок», а один из «лебедей», попадающий в поле научной рефлексии при отказе от упрощенной ньютонианской модели мира как абсолютной.

Добавлено: 4 июля 2019
Статья
Петровский В. А. Вопросы психологии. 1985. № 4.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89-106.

 Исследуется развитие взглядов Л.С. Выготского на проблему свободы и их взаимосвязь с учением Б. Спинозы и марксизмом. Показано, что на смену представлениям о свободе как произвольности в «инструментальной психологии» (1927–1929) приходит модель свободного осмысленного действия, предложенная Л.С. Выготским в теории динамических смысловых систем (1932–1934) и включающая переработанные положения спинозизма, марксизма и динамической психологии К. Левина. Обсуждаются архивные документы, а также экспериментальные исследования научной группы Л.С. Выготского, посвященныеутрате свободы поведения в процессе распада личности.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16-26.
Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Орлов А. Б., Ковалев Г. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 171-173.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Мельникова О. Т., Фетисова Е. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 130-137.

Изложены результаты эмпирического исследования отношения подростков к телевидению и Интернету. Рассматривается специфика использования вербальных и графических проективных методик в качественном исследовании. На основе триангуляции результатов делаются выводы об инструментальной валидности графической методики «Дом» и вербальных методик «Персонификация» и «Планета». Рассматриваются возрастные особенности проведения качественных исследований с подростками.

 

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 125-142.

Статья представляет собой комментарии к работе Л.С. Выготского «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти»), отражающей результаты эксперимента, проведенного им в Гомеле в конце 1923 г. Исследование является ранее неизвестной эмпирической частью доклада «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», с которым Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 г. В комментариях анализируются связи между эмпирической и теоретической частями исследования, дается историко-методологическая оценка его значимости. Показано, что оно может считаться прообразом методики двойной стимуляции и содержит ряд положений, впоследствии вошедших в преобразованном виде в теоретическое ядро концепции Л.С. Выготского.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Иванова Н. Л. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-101.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 101-113.

Вопрос о природе психозов рассматривается с привлечением теоретических положений культурно-исторической психологии, лакановского и экзистенциального анализа. Обсу- ждается высказанная в разное время Л.С. Выготским, Ж. Лаканом и Л. Бинсвангером ги- потеза о том, что в основе психоза лежит утрата способности человека к свободному по- ведению. Эта утрата становится причиной ряда экзистенциальных проявлений психоза, которые в данной статье выделены как его характерные черты, а именно: нарушение гра- ниц Я и мира, обеднение мотивационной иерархии, трансформация системно-смыслово- го строения сознания, распад высших аффектов и связей человека с реальностью, обора- чивание отношения «вещь – слово». Намечены рамки обсуждения роли внутренней речи в процессе бредообразования, ее экстериоризации и превращения из носителя мысли в средство механического компенсаторного удержания единства личности в психозе. Под- черкивается необходимость психологического исследования связи событийности, свобо- ды и речи для построения обобщенной теории психозов.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 163-165.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 110-111.
Добавлено: 19 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Орлова Л. В. Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-32.

В статье сформулировано определение страха, построена иерархическая трехуровневая типология страхов, описана классификация детских страхов. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных детских страхов соответственно. Игровая терапия и арт-терапия представлены как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные внушенные страхи, арт-терапевтические упражнения представляют собой более эффективное психокоррекционное (контрсуггестивное) средство, нежели упражнения игровой терапии.

Добавлено: 16 апреля 2011
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 3-19.
Добавлено: 21 марта 2010
Статья
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Шапиро А. З. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 62-66.
Добавлено: 18 декабря 2013
Статья
Семенов И. Н. Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 180-181.
Добавлено: 26 марта 2013