• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 199 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Медушевский А. Н. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 3. С. 113-139.

Статья посвящена анализу вклада популизма как фе- номена общественных настроений в динамику новейших конституцион- ных преобразований в Восточной Европе, на постсоветском пространстве и в России. Проведенное автором исследование показывает, что во всех странах рассмотренного ареала популизм дал толчок процессам конститу- ционной ретрадиционализации, затронувшим такие сферы, как междуна- родное и национальное право, конституционная идентичность, суверенитет, формы правления, конституционное правосудие. Механизмы конституционной ретрадиционализации, которые задей- ствует популизм, повсюду связаны с отказом от принципов идеологическо- го плюрализма и политической нейтральности конституционного правосу- дия. Но используемые в разных странах методы варьируют, охватывая весь спектр технологий конституционной ревизии — от «консервативной рево- люции» путем созыва конституанты или проведения национального рефе- рендума до изменения преамбул конституций, внесения конституционных поправок, судебного толкования, а также широкого набора экстраконсти- туционных механизмов. Выбор конкретной технологии или их комбинации определяется уровнем социальной поддержки популистских сил и степенью их контроля над властными институтами. Функции восточноевропейского, постсоветского и российского по- пулизма различны: в первом случае это способ аккумуляции протеста про- тив несовершенных институтов, во втором — форма борьбы за установ- ление правил игры, в третьем — мобилизация в поддержку действующего режима, средство его легитимации. В Восточной Европе конституционный популизм служит инструментом достижения власти, в постсоветском реги- оне — ее перераспределения, в России — сохранения. Отталкиваясь от этих различий, автор выделяет три варианта конституционного популизма — «демократический» (Восточная Европа), «олигархический» (постсоветский регион) и «плебисцитарный», контролируемый и направляемый самой вла- стью (Россия).

Добавлено: 7 января 2019
Статья
Мусихин Г. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2009. № 4. С. 40-53.
Добавлено: 14 марта 2010
Статья
Гельман В. Я. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2001. № 4. С. 65-94.
Добавлено: 24 ноября 2013
Статья
Туманова А. С. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2020. № 1. С. 192-201.

Публикуемый материал представляет собой размышление о монографии К.А.Соловьева «Политическая система Российской империи в 1881–1905 гг.: проблема законотворчества». Будучи посвящена повседневности политического процесса в позднеимперской России, книга, по сути, содержит в себе политический анализ, опрокинутый в прошлое. Новаторство Соловьева состоит прежде всего в отходе от устоявшейся трактовки политической истории как изложения развертывающихся в хронологическом порядке событий и в переносе центра внимания с законодательных актов и лиц, игравших главную роль в их подготовке, на институты – не собственно учреждения, но модели их функционирования, формальные и неформальные практики, определявшие сферу их политической активности и механизмы взаимодействия.

Монография Соловьева повествует о силе и слабости самодержавно-бюрократической модели управления. По своей фундаментальности, масштабности поставленных научных проблем, глубине источниковедческого анализа и стилю исторического письма это исследование может считаться образцовым. Вместе с тем оно позволяет выйти на широкий круг актуальных сегодня вопросов: существует ли публичное поле политики при автократическом режиме? что такое законность при абсолютной монархии? как работают механизмы обратной связи между властью и обществом? как действует система сдержек и противовесов в самодержавном государстве? кто, помимо государственных учреждений, участвует в законотворчестве? представляет ли бюрократия государство и насколько она солидарна с государственной властью? в чем причина устойчивости «бюрократической империи» и в чем ее уязвимость?

Добавлено: 19 февраля 2020
Статья
Макаркин А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 1 (92). С. 41-59.

История новой украинской автокефалии в очередной раз показывает утопичность идеи универсального православия, основанного на строгом соблюдении евангельских принципов. Хотя официально их отстаивают все участники нынешнего церковного конфликта, на практике никто из них этим принципам не следует. Место универсализма занимают конкурирующие между собой версии национализма, дающие Церквям дополнительную легитимацию во все более секуляризирующихся обществах, уделяющих мало внимания церковной догматике, но при этом сохранивших архаичные черты. Ключевым фактором мировой православной политики является многолетнее соперничество Русской и Константинопольской церквей, во многом связанное с конкуренцией двух национальных идей — российской и греческой. Этот фактор стал причиной одностороннего предоставления Константинопольской церковью автокефалии Православной церкви Украины. Украинское автокефалистское движение изначально основано на демонстративном отталкивании от Москвы и носит антиимперский политизированный характер. Константинопольский универсализм, за которым скрывается многовековой национализм, привел к парадоксальному результату — Вселенский патриархат легитимировал создание национальной Церкви, ориентированной на максимальное ослабление своего главного конкурента. И это несмотря на то, что в состав Православной церкви Украины не вошла крупнейшая в стране по числу приходов Украинская праволавная церковь, являющаяся составной частью Московского патриархата.

Добавлено: 25 марта 2019
Статья
Забаев И. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2008. № 1. С. 95-113.
Добавлено: 6 октября 2012
Статья
Туровский Р. Ф. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2009. № 2. С. 72-89.

Переход к назначению губернаторов стал переломным моментом в российской региональной политике, обозначив движение к рецентрализации. Существует расхожее мнение, что после отказа от выборов губернаторов отношения между центром и регионами в России полностью утратили федеративный характер. На наш взгляд, это не совсем верно, поскольку отдельные элементы федеративных отношений все-таки сохранились, в частности — разграничение полномочий между центром и регионами, являющееся важнейшим принципом федерализма. Однако ясно, что централизация власти значительно усилилась и, главное, была фактически признана как региональными элитами, так и обществом, что, в свою очередь, наглядно продемонстрировало, насколько слабы предпосылки для федерализации России ввиду элитизма отечественной политики и доминирования в ней принципов иерархии.

Добавлено: 2 февраля 2010
Статья
Зудин А. Ю. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2006. № 2.
Добавлено: 14 декабря 2010
Статья
Туровский Р. Ф. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 2. С. 23-50.

В статье анализируются процессы электоральной консолидации вокруг инкумбентов, а также оппозиционных кандидатов на президентских выборах в России. На основе сравнительного анализа парламентских и президентских кампаний, объединенных в шесть электоральных циклов, автор выявляет сдвиги в явке и голосовании за кандидатов на выборах президента по сравнению с предшествующими выборами депутатов Госдумы. Проведенное им исследование демонстрирует, что практически все значимые кандидаты на выборах президента опираются на электорат определенной партии – обычно той, от которой кандидат выдвигается (единственное важное исключение из этого правила – голосование за П.Грудинина на выборах 2018 г.). Исследование также показывает, что рост явки на выборах президента работает на инкумбента (кроме Б.Ельцина в 1996 г.), хотя в отдельных случаях он может способствовать и повышению результата сильного оппозиционера (Г.Зюганов в 1996 г.) или совершенно нового кандидата (М.Прохоров в 2012 г.). Изучив перетоки голосов между парламентскими и президентскими выборами, автор приходит к выводу, что инкумбент, как правило, способен привлекать на свою сторону политически амбивалентный электорат, а также, в зависимости от политического контекста, избирателей из различных партийных кластеров – сторонников «Справедливой России», ЛДПР, либеральных партий и (на уровне отдельных регионов) КПРФ. Оппозиционные кандидаты имеют для этого гораздо более ограниченные возможности либо не имеют их вообще. Выявленные тенденции трактуются автором в качестве проявлений стратегического голосования, основанного на рациональном выборе избирателей в пользу инкумбента.

Добавлено: 2 ноября 2018
Статья
Карпов А. В., Вольский В. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2011. № 2. С. 162-174.

В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.

Добавлено: 24 июня 2011
Статья
Григорьев И. С. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 2. С. 39-49.

В статье даётся ответ на вопрос о том, почему провалился первый российский проект конституционного правосудия. Для этого предлагается простая теория, позволяющая предсказывать институциональные характеристики создаваемого конституционного суда и его будущие взаимоотношения с правительством, исходя из конфигурации создающих его элит и того, каковы их перспективы удержания власти. Против этой теории проверяется случай России. Отклонения от предсказаний теории объясняются тем, что всякий раз параллельно игре с судом элиты вели другие, более важные игры, которые отвлекали их внимание и заставляли делать неоптимальные ходы. Соответственно, достижение критической массы таких неоптимальных ходов на этапе создания конституционного суда в 1991-1992 годах (проявившихся, с одной стороны, в создании излишне широких и недетализированных институциональных рамок функционирования суда и, с другой стороны, в сомнительной политике назначения судей) и привело к провалу проекта в целом.

 

Добавлено: 15 июня 2013
Статья
Хайкин С. Р., Попов Н. П. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2012. № 4(67). С. 169-185.

На основании материалов комплексного социологического исследования «Общественное мнение и эффективность политики государства на Северном Кавказе», проведенного в 2011 г. Институтом социального маркетинга, в статье рассматриваются ключевые проблемы Северокавказского региона и отражение их в сознании местных жителей. Согласно заключению авторов, Кавказ бурлит и создает сложности остальной России потому, что это район «интегрального» социально-экономического бедствия и острых этноконфессиональных противоречий, преодоление которых требует существенного повышения эффективности государственной политики и приведения ее в соответствие с реальными запросами и нуждами населения.

Добавлено: 7 декабря 2012
Статья
Барсукова С. Ю., Дюфи К. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2016. № 3. С. 71-89.

В России концепция продовольственной безопасности была утверждена в начале 2010 г. указом президента РФ Дмитрия Медведева. Случилось это после десятилетия, ассоциируемого с ростом и процветанием, чему способствовали высокие цены на нефть и низкая сравнительная база 1990-х годов. Как объяснить парадоксальное запаздывание России с обращением к концепту продовольственной безопасности? В чем состоит специфика его российской интерпретации? В каком политическом и экономическом контексте эволюционировал смысл этого понятия в России? Каков репертуар действий по реализации продовольственной безопасности в РФ? В настоящей статье мы постараемся раскрыть особенности российского толкования универсального концепта продовольственной безопасности, его контраст с либеральной традицией и инструментальную роль в нарастании протекционизма, закрытости российской экономики. Эмпирическую основу исследования составила серия экспертных интервью, проведенных в Москве осенью 2015 г. Было собрано около 30 интервью с экономистами-аграриями, фермерами, представителями сельскохозяйственных профсоюзов и аграрных ассоциаций, чиновниками сельских администраций и региональных министерств.

Добавлено: 30 сентября 2016
Статья
Коротаев А. В., Шульгин С. Г., Слинько Е. В. и др. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2016. № 3. С. 31-51.

Эмпирические тесты с использованием баз данных CNTS и Freedom House в общем и целом подтвердили наличие U-образной зависимости между типом режима и уровнем социально-политической нестабильности (консолидированные демократии и последовательные автократии более устойчивы, нежели промежуточные режимы). Вместе с тем проведенное исследование позволило выявить целый ряд важных деталей.

1. U-образная зависимость уровня социально-политической нестабильности от типа режима, как правило, отличается выраженной асимметрией.

2. Характер этой асимметрии может меняться со временем.

3. После окончания холодной войны U-образная зависимость между типом режима и уровнем социально-политической нестабильности заметно ослабла и претерпела существенные изменения. Если в 1973—1991 гг. наиболее высокий уровень социально-политической нестабильности демонстрировали неконсолидированные демократии, то в 1992—2012 гг. он стал характерен скорее для непоследовательных автократий.

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Коротаев А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2016. № 3. С. 31-52.
Эмпирические тесты с использованием баз данных CNTS и Freedom House в общем и целом подтвердили наличие U-образной за- висимости между типом режима и уровнем социально-политической нестабильности (консолидированные демократии и последовательные автократии более устойчивы, нежели промежуточные режимы). Вместе с тем проведенное исследование позволило выявить целый ряд важных деталей. 1. U-образная зависимость уровня социально-политической неста- бильности от типа режима, как правило, отличается выраженной асимметрией. 2. Характер этой асимметрии может меняться со временем. 3. После окончания холодной войны U-образная зависимость между типом режима и уровнем социально-политической нестабильно- сти заметно ослабла и претерпела существенные изменения. Если в 1973—1991 гг. наиболее высокий уровень социально-политической нестабильности демонстрировали неконсолидированные демокра- тии, то в 1992—2012 гг. он стал характерен скорее для непоследова- тельных автократий.
Добавлено: 15 октября 2016
Статья
Каспэ С. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2015. № 3. С. 6-36.

Продолжая серию своих исследований проблематики политической формы, С.И.Каспэ обращается к теме автономного субъекта – то есть того, кто эту форму производит и устанавливает. Вскрывая внутреннюю контингентность обоих понятий, прочно вошедших в язык политической философии и политической науки, автор показывает, что распространенные в России упования на автономию субъекта как на лучшее средство исправления политической формы безосновательны. «Неавтономные субъекты в автономном политическом» – таково то состояние, к которому, по мнению С.И.Каспэ, следует двигаться российскому обществу.

Добавлено: 3 ноября 2015
Статья
Никовская Л. И., Якимец В. Н. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2007. № 1. С. 30-51.

Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором. Авторы анализируют состояние, динамику и перспективы публичной политики в России. В статье используются данные сравнительного исследования, проведенного в ряде регионов. По мнению Л.Никовской и В.Якимца, в последние годы публичная политика, как и публичная сфера в целом, оказались в ситуации медленного, но настойчивого "замораживания", причиной которого стало выстраивание так называемой "управляемой демократии". Авторы пытаются доказать, что современной России нужен иной тип политического развития, который в большей степени апеллировал бы не к директивной мобилизации, а к солидарному партнерству.

Добавлено: 23 августа 2013
Статья
Каспэ С. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2016. № 2. С. 6-32.

Продолжая серию статей, посвященных проблематике политической формы, С.Каспэ на этот раз обращается к теме демократии. Автор полагает, что «неуничтожимым остатком» этого сущностно оспариваемого и потому растяжимого концепта (и проекта), той его фундаментальной характеристикой, которая остается неизменной при всех наружных трансформациях, следует считать пустоту центра (в шилзовской трактовке термина): «Никто… не может представить себя единственным выразителем и транслятором демократических ценностей, единственным распорядителем и управителем демократических институтов, единственным пророком демократической трансценденции». Корни этого нормативного представления обнаруживаются в области политической теологии; основные (но не единственные) средства его практической реализации – разделение властей и многопартийность. Именно их совместное действие превращает демократию в несовершенный, но все же довольно эффективный способ защиты от политического зла.

Добавлено: 24 июля 2016
Статья
Вольский В. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2012. № 3. С. 168-179.
В статье исследуется вклад в теорию голосования английского математика Ч.Л.Доджсона, получившего широкую известность как автор сказок «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также ряда других литературных произведений, опубликованных под псевдонимом Льюис Кэрролл. Работы Доджсона в области теории голосования интересны в нескольких отношениях. Во-первых, их автор критически проанализировал ряд распространенных процедур голосования, наглядно продемонстрировав, что их использование способно порождать парадоксальные ситуации, когда избирается кандидат, которого здравый смысл отказывается признавать лучшим. Во-вторых, ничего не зная о трудах предшественников, он разработал процедуры голосования, основанные на сумме рангов и попарном сравнении кандидатов, и установил возможность возникновения циклов. В-третьих, он предложил принципиально новый подход к определению победителя в попарном сравнении кандидатов, введя понятие степени превосходства одного кандидата над другим. На этом понятии базируется процедура голосования, которая носит имя Доджсона.
Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Исаев Л. М., Зеленев Е. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. Т. 95. № 4. С. 111-131.
Добавлено: 4 декабря 2019