• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 169 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Мохов С. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. С. 171-187.

В исследованиях на русском языке смерть как проблема присутствует только в философских и литературоведческих работах, что объясняется сильной национальной философской школой от Н. Бердяева и Н. Федорова и вплоть до русской танатологической школы 1990-х гг. В социологическом и антропологическом фокусе исследования смерти и умирания ведутся только в строгом эмпирическом ключе, без серьезных теоретизирований. Многие из классических антропологических подходов остаются неизвестными русскоязычному читателю, например, работы Р. Герца, не переведенные на русский язык и практически не используемые исследователями. Таким образом, в российской научной дискуссии существует серьезный пробел, заключающийся в отсутствии обобщающих обзоров исследований смерти в социальной теории.

В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотрения подобного генезиса идей. Автор описывает ключевые направления и теоретические проблемы — от ранних эволюционистов до методологического кризиса 1960-х гг. Автор последовательно рассматривает первые исследования мортальных представлений, предпринятые Дж. Лаббоком, Дж.Ф. Мак-Леннаном, Л.Г. Морганом, а также Э. Тейлором и Дж. Фрейзером. Затем переходит к трем ключевым направлениям: французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Р. Герц, М. Мосс); британский функционализм (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун) и теория «обрядов перехода» А. ван Геннепа.

Методологический кризис, возникший при переходе от изучения смерти в далеких первобытных сообществах к изучению в современных сообществах и связанный с этическими и эпистемологическими проблемами, рассматривается в рамках ключевых статей Дж. Фабиана и Р. Росальдо. В заключение выдвигается предположение о значительной роли исторической антропологии в разрешении данного кризиса. 

Добавлено: 31 мая 2016
Статья
Масловский М. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 6. С. 75-86.

В статье рассматриваются основные подходы к изучению советского общества в современной исторической социологии. Характеризуются особенности анализа советской системы в работах И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Манна. Особо выделяется анализ обществ советского типа в работах Й. Арнасона. Концепция Арнасона рассматривается в контексте веберовской традиции в исторической социологии,

Добавлено: 12 декабря 2014
Статья
Кулева М. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 1. С. 110-124.

Опыт западных исследований говорит о значительной доли неопределенности и риска, присущих творческому труду. Однако, распределение рисков оказывается связано со структурными и институциональными факторами: возрастом, гендером, этничностью, социальным классом, конкретной сферой деятельности и так далее. Основным исследовательским вопросом, раскрываемым в данной статье, являются особенности влияния образовательного бэкграунда на развитие креативных карьер. В частности, фокусом статьи являются пути профессионализации молодых художников Санкт-Петербурга, выпускников двух разных типов образовательных институций, концептуализированных как «классические/модернистские» и «современные». Эмпирическая база исследования - 15 глубинных интервью и 10 сеансов включенного наблюдения. Принадлежа к разным парадигмам визуального искусства, два типа учебных заведений развивают в молодых художниках различные компетенции и навыки, готовя их к соответствующим реалиям профессиональной жизни. В частности, основой профессиональной подготовки в «классическом/модернистском» вузе становится совершенствование художественной техники c помощью выполнения предзаданных упражнений. В «современных» образовательных учреждениях делается акцент на приобретение студентами компетенций нематериального художественного производства: навыков написания текстов о своих работах, обсуждения их концепции и ее актуальности, изучении истории и теории современного искусства. Результаты исследования показывают, что образовательный бэкграунд в значительной степени определяет точки профессионального старта двух художников и их способы адаптации к художественному рынку. 

Добавлено: 13 октября 2015
Статья
Масловский М. В., Масловская Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 3. С. 47-58.
Добавлено: 6 апреля 2014
Статья
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 4. С. 144-163.

В статье на материалах качественных интервью и анализа документов рассматриваются условия развития образовательных программ по социальной антропологии в России. Показано, что появление программ высшего образования по этой специальности в России в начале 1990-х гг. обусловило развитие нескольких идеологий подготовки и поля конкурентной борьбы различных агентов. Изучение дискуссии по стандартам образования позволяет реконструировать институциальную динамику, приведшую к кризису университетской программы подготовки по социальной антропологии. В аналитической перспективе социологии знания рассмотрены такие факторы развития специальности, как наследие интеллектуальных традиций, идеологический и бюрократический контроль высшего образования, конфликт агентов, заинтересованных в монополизации поля. Представлена типология образовательных программ, реализующих государственный стандарт по социальной антропологии в различных вузах России, построенная по основаниям «универсальное/ локальное», «чистая наука/прикладная ориентация».

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Ярская-Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17. № 4. С. 41-61.

Статья посвящена рассмотрению социальной сплоченности как научной категории. С опорой на труды классиков социологии и современных ученых авторы статьи раскрывают разные смысловые грани этой категории, показывая сплоченность как приверженность общему благу  или механизм конфликтов между группами, как выгоду или ресурс взаимопонимания, как стратегический приоритет социальной политики или дискурсивный конструкт национализма. За каждым  из таких условных наименований подразумеваются теоретические идеи, которые позволяют раскрыть те или иные основы социального порядка, условия и механизмы сплоченности, а также проследить их связи с идеологиями, доктринами или  стратегиями социальной политики. В статье представлена систематизация аналитических подходов и предложен ряд идей  относительно изучения разнообразных оснований и форм социальной сплоченности в современном российском обществе. Предложено концептуализировать сплоченность в следующих взаимосвязанных измерениях: во-первых, как системные усилия основных акторов, направляющие и ресурсно обеспечивающие благополучие населения и социальную интеграцию при помощи институциальной базы, в том числе учреждений и организаций, проводящих эту политику на практике. При этом социальная  сплоченность выступает одновременно и целью, и средством такой политики. Во-вторых, как степень распространенности ценностей сплоченности в обществе, что, в свою очередь во многом обусловлено стратегиями конструирования, или символического производства сплоченности, в частности, в дискурсивном пространстве СМИ и массовой культуре. В-третьих, через механизмы общенациональной и внутригрупповой мобилизации,  формирования публичной сферы по проблемам сплоченности, доверия и инклюзии. 

Добавлено: 16 декабря 2014
Статья
Москалева С. М., Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 4. С. 103-120.

В статье рассмотрены возможности и ограничения реализации проектов в области улучшения качества городской среды, предлагаемых гражданскими и экспертными группами Санкт-Петербурга. Авторы анализируют процессы социального конструирования участниками групп внешних социально-политических условий, а также комбинации доступных им ресурсов. Эмпирической основой исследования служит серия полуструктурированных интервью (N=14) с членами трех общественных объединений в Санкт-Петербурге, вовлеченных в создание и продвижение проектов, направленных на трансформацию городских публичных пространств. Авторы приходят к выводам, что при реализации своих проектов группы сталкиваются с множественными ограничениями, определяемыми структурой политических возможностей. К их числу относятся недостаточное количество союзников-лоббистов; низкая информационная осведомленность групп о программах планирования бюджета города; постоянная ротация чиновников, принимающих решения о судьбе городского пространства; барьеры, определяющиеся существующим законодательством; бюрократические преграды; низкая заинтересованность в проектах представителей бизнеса и др. Между тем, немногочисленными благоприятными условиями воплощения проектов выступают персонификация контактов с представителями законодательной и исполнительной власти, а также наличие профессиональных и иных ресурсов групп. В контексте описанных социально-политических условий группы могут рассчитывать на весьма скудный репертуар возможностей осуществления проектов: это, в частности, отсрочка реализации проектов, причиной которой становится долгий процесс включения проектов в адресные программы и городской бюджет; частичная реализация; трансформация или дробление большого проекта на части.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Жидкевич Н. Н. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 1. С. 73-89.

Феномен нового отходничества – внутренней временной трудовой миграции – получает все большее распространение в современной России. Однако вследствие своей «незаметности» данное явление редко становится объектом изучения. В данной статье в дополнение к имеющимся результатам приводится комплексный социальный портрет отходника, полученный путем качественного исследования (основные методы – наблюдение и интервью) в 15 российских регионах. На основе 141 глубинного неструктурированного интервью с трудовыми мигрантами и членами их семей и 209 интервью с прочими местными жителями, оценивавшими отходников со стороны, описываются и анализируются социальные характеристики отходников. Выявляются трудовые мотивы отходников и особенности характера, способствующие выбору индивидом отходничества как модели жизнеобеспечения. Приводятся типичные демографические характеристики (пол, возраст, образование, состояние здоровья). Раскрывается специфика трудовой деятельности отходника (направления миграции, профессиональный состав, режим работы) и определяемые ею экономическое и бытовое состояние домохозяйства (распоряжение финансами, состояние дома и участка, проведение свободного времени) и статус в местном обществе. Полученные результаты позволяют фиксировать в социальном профиле современных отходников тенденции, допускающие выделение отходника как особого социального типа. Отходник предстает индивидом с активной жизненной позицией, высоко мотивированным к труду, сочетающим стремление к достойному уровню жизни с умением приспосабливаться к напряженным условиям труда и быта в отрыве от дома и семьи. Особый, рассредоточенный образ жизни, связанные с ним социальные проблемы и сопутствующее материальное благополучие отличают отходника от прочих жителей российской провинции.

Добавлено: 9 июня 2016
Статья
Суркова И. Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 4. С. 164-180.

Целью данной статьи является описательный анализ американской социальной политики в отношении военнослужащих — участников Вьетнамской войны. Работа включает в себя три раздела: описание  протестных движений и борьбы за признание статуса ветеранов Вьетнамской войны; изучение проблем проявления и последствий боевого  синдрома; экспертиза американского законодательства в отношении социальной защиты участников Вьетнамской войны. Признание  посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в качестве болезни позволило осуществлять реабилитационные программы, способствующие более эффективному интегрированию бывших военных в мирное социальное пространство. Меры социальной поддержки комбатантов в США основаны на реализации программ по льготному обеспечению образовательных потребностей, групповому страхованию жизни, медицинской реабилитации не только по причине увечий, но и в связи с последствиями применения гербицидов. В США ведется активная работа по проведению таких программ, как помощь в поиске сослуживцев, обеспечение жильем для бездомных ветеранов Вьетнамской войны, реабилитация после возвращения из исправительных учреждений, использование круглосуточного телефона доверия.

Добавлено: 24 апреля 2013
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 2. С. 139-153.
Статья посвящена рассмотрению основных положений теории социального обмена, получивших реализацию в зарубежных исследованиях трудовых отношений. Представлены теоретические модели этапов становления и развития отношений обмена работника и работодателя, дается анализ их социально-экономических и социокультурных факторов. Специальное внимание уделено проблеме баланса обменных отношений в сфере труда. Систематизированы результаты большого количества эмпирических исследований последствий исполнения либо нарушения «психологических контрактов» в организациях. Проведенный анализ позволяет авторам делать вывод о большом и пока недооценённом потенциале теории социального обмена для изучения трудовых отношений.
Добавлено: 20 августа 2014
Статья
Абрамова Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 3. С. 83-103.

Предметом рассмотрения является проблема определения непрерывного образования. Представлен обзор «концептуальной сферы» (conceptual space) понятия непрерывного образования. Делается вывод о том, что концепция непрерывного образования рождена эпохой глобализации (информационная революция, глобальный рынок труда, демографическая ситуация) и в академической литературе нет единого определения «непрерывного образования».

Добавлено: 27 октября 2018
Статья
Нефедова А. И., Фурсов К. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 6. С. 150-171.
Добавлено: 16 декабря 2019
Статья
Соколов М. М., Соколова Н. А., Сафонова М. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3. С. 116-135.

В статье анализируется база данных, покрывающая всех читателей, пользовавшихся абонементом санкт-петербургской городской сети библиотек в 2014 г. База позволяет соотнести параметры читателей (пол, возраст, образование, тип занятости) с тем, какие книги они выбирают. В этой статье мы анализируем пространство художественных вкусов на примере 200 наиболее популярных авторов. Данные позволяют получить частичное подтверждение «тезису гомологии» Бурдье: существуют системы вкусов, значимо коррелирующие с формальным уровнем образования, и произведения могут быть расположены в иерархии в зависимости от того, каков средний образовательный уровень и характер занятости (физический-нефизический труд) их читателей, с Фаулзом наверху и «мужским» и «женским» детективами и «фантастическим боевиком» внизу. При этом эффекты статусной культуры накладываются на эффекты генерации (фантастика заменяет детективы в младших поколениях), гендера (оппозиция мужского и женского прослеживается в низкостатусной, но не в высокостатусной литературе) и биографического цикла. Специфика чтения меняется с возрастом, от детской литературы (также поляризованной по статусным основаниям) через школьную программу к точке дивергенции во «взрослом» чтении. За счет использования библиотечных BigData мы можем увидеть проблематичность традиционной для социологии культурного потребления практики построения иерархии «жанров»: в отличие от поджанров, конвенциональные жанры слабо поляризуют культурное потребление.

Добавлено: 16 ноября 2016
Статья
Ходоренко Д. К. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. С. 57-79.

Здоровье с понижением социального статуса заметно ухудшается — в обществе складываются устойчивые социальные неравенства. Статья посвящена важной проблеме в современных исследованиях неравенств в здоровье — проверке предположения, согласно которому самочувствие человека зависит от статуса родительской семьи и на эту зависимость может влиять достигнутое им самим положение в обществе. Различные комбинации статусов индивида и его родителей, свидетельствующие о восходящей, нисходящей мобильности или стабильности, могут по разному сказываться на здоровье, способствуя закреплению или преодолению неравенств. Анализ статусных интеракций в их влиянии на самочувствие участников Европейского социального исследования (ESS 2012, 29 стран, репрезентативные национальные выборки) осуществлялся статистическими методами двухуровневого линейного моделирования. Результаты показывают, что высокое образование родителей, как и самих респондентов, способствует более высокой оценке ими своего здоровья. Повышение образовательного статуса ведет к улучшению самочувствия выходцев из любых общественных слоев, однако такая зависимость проступает с особой отчетливостью для тех, кто рос в наименее благополучных семьях. Негативным эффектам для здоровья от нисходящей мобильности противодействует в определенной мере высокое общественное положение родителей.

Добавлено: 4 ноября 2019
Статья
Титаев К. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 3. С. 187-193.
Добавлено: 30 сентября 2011
Статья
Е.В. Казарцева Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII. № 4. С. 122-135.

Статья посвящена проблеме адаптации русскоязычной молодежи Германии. На материале, собранном в конце 2007 - начале 2008 гг. в Берлине, описываются и анализируются 4 вида стратегий аккультурации иммигрантов в возрасте от 16 до 27 лет: ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация.

Добавлено: 15 сентября 2014
Статья
Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5. С. 158-167.

В статье обсуждаются трансформации притязаний акторов разного уровня (частных лиц, инвесторов, городской администрации, государства) на владение и распоряжение городскими территориями, а также их использование и контроль над ними в условиях перехода от советского общества к постсоветскому обществу потребления. Эти процессы рассматриваются на примере конфликта вокруг масштабного сноса кооперативных гаражных построек в Санкт-Петербурге, развернувшегося в 2006-2011 гг.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Каплун В. Л., Юхневич Е. П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № № 1 (66). С. 140-163.

В данной работе стриптиз рассматривается одновременно как особая культурная сцена и как специфическое ремесло, появляющееся в России в 1990-е годы. Задачей исследования было дать  этнографическое описание повседневного  мира танцовщиц и танцовщиков стриптиза. Последние рассматриваются здесь как своего рода «племя», живущее в своей особой символической и инструментальной  вселенной.  Методологический принцип «с точки зрения туземца», на который мы опирались в исследовании, отсылает к «интерпретативной антропологии» К. Гирца, даже если  авторы статьи предлагают относиться с осторожностью к гирцевскому использованию концепции «насыщенного описания» (thick description), предложенной Г. Райлом.

В 1990-е годы в России интенсивно идет процесс трансформации системы моральных ценностей и институтов, характерных для позднесоветской повседневности. Этот процесс, среди прочего, делает возможным и появление стриптиза как составной части массовой индустрии развлечений в российских мегаполисах. В мире стриптиза, как в капле воды, отражаются  характерные для разных сегментов современного российского общества новые гендерные идентичности, а также новые формы моральных проблематизаций и коммерциализации телесности.

Добавлено: 16 мая 2013
Статья
Богданова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 1. С. 86-96.

В статье ставится проблема использования категории доверия при описании экономических отношений, в частности, между клиентами и банками. В качестве аппарата анализа предлагается использование структуры доверия, предложенной П.Штомпкой. Основное внимание обращается на анализ воспринимаемой клиентами надежности банка как первичного объекта доверия, а также роль вторичных объектов в формировании доверительных ожиданий по отношению к финансовому институту. Подчеркивается необходимость реализации доверительных ожиданий в поручении банку финансовых средств как индикатора доверия.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Акифьева Р. Н., Андреева Ю. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 1. С. 128-148.

В статье представлены результаты исследования различий в структурированной и неструктурированной активности школьников, а также причин, которые эти различия определяют. Эмпирическая базой исследования послужили данные опроса в форме сочинений (208 сочинений) и интервью (20 интервью), проведенных в 2013 - 2014 годах в гимназии и двух общеобразовательных школах «спального» района Санкт-Петербурга. В ходе исследования мы отвечали на следующие вопросы: Какие отличия существуют между структурированными активностями детей из разных школ и внутри одной школы? Как эти отличия соотносятся с ресурсами, которыми обладают школьники и возможностями, предоставляемыми школами?

Мы делаем вывод, что структурированная активность школьников может определяться спецификой школьной среды, а также восприятием себя и своих возможностей. Школы выступают не только в качестве площадок, предоставляющих разные виды и количество дополнительных занятий и других форм внеучебной активности. Они транслируют разные подходы к реализации внеучебных программ. Старшеклассники из разных школ по-разному объясняют выбор досуговых практик, проявляя различные специфические особенности в восприятие себя и в том, на кого они возлагают ответственность за сложившуюся ситуацию. Эти особенности можно проинтепретировать в терминах самооценки и локуса контроля. Обнаруженные различия в ответах школьников, на наш взгляд, не имеют классовую природу. Хотя школьники по образованию матери распределены по школам неравномерно, внутри школ наблюдается больше стилевых сходств в ответах, чем между школами.

Добавлено: 28 февраля 2017
Статья
Шкаратан О. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 3. С. 43-66.
Добавлено: 3 марта 2011