• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 146 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5. С. 158-167.

В статье обсуждаются трансформации притязаний акторов разного уровня (частных лиц, инвесторов, городской администрации, государства) на владение и распоряжение городскими территориями, а также их использование и контроль над ними в условиях перехода от советского общества к постсоветскому обществу потребления. Эти процессы рассматриваются на примере конфликта вокруг масштабного сноса кооперативных гаражных построек в Санкт-Петербурге, развернувшегося в 2006-2011 гг.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Каплун В. Л., Юхневич Е. П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № № 1 (66). С. 140-163.

В данной работе стриптиз рассматривается одновременно как особая культурная сцена и как специфическое ремесло, появляющееся в России в 1990-е годы. Задачей исследования было дать  этнографическое описание повседневного  мира танцовщиц и танцовщиков стриптиза. Последние рассматриваются здесь как своего рода «племя», живущее в своей особой символической и инструментальной  вселенной.  Методологический принцип «с точки зрения туземца», на который мы опирались в исследовании, отсылает к «интерпретативной антропологии» К. Гирца, даже если  авторы статьи предлагают относиться с осторожностью к гирцевскому использованию концепции «насыщенного описания» (thick description), предложенной Г. Райлом.

В 1990-е годы в России интенсивно идет процесс трансформации системы моральных ценностей и институтов, характерных для позднесоветской повседневности. Этот процесс, среди прочего, делает возможным и появление стриптиза как составной части массовой индустрии развлечений в российских мегаполисах. В мире стриптиза, как в капле воды, отражаются  характерные для разных сегментов современного российского общества новые гендерные идентичности, а также новые формы моральных проблематизаций и коммерциализации телесности.

Добавлено: 16 мая 2013
Статья
Богданова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 1. С. 86-96.

В статье ставится проблема использования категории доверия при описании экономических отношений, в частности, между клиентами и банками. В качестве аппарата анализа предлагается использование структуры доверия, предложенной П.Штомпкой. Основное внимание обращается на анализ воспринимаемой клиентами надежности банка как первичного объекта доверия, а также роль вторичных объектов в формировании доверительных ожиданий по отношению к финансовому институту. Подчеркивается необходимость реализации доверительных ожиданий в поручении банку финансовых средств как индикатора доверия.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Акифьева Р. Н., Андреева Ю. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 1. С. 128-148.

В статье представлены результаты исследования различий в структурированной и неструктурированной активности школьников, а также причин, которые эти различия определяют. Эмпирическая базой исследования послужили данные опроса в форме сочинений (208 сочинений) и интервью (20 интервью), проведенных в 2013 - 2014 годах в гимназии и двух общеобразовательных школах «спального» района Санкт-Петербурга. В ходе исследования мы отвечали на следующие вопросы: Какие отличия существуют между структурированными активностями детей из разных школ и внутри одной школы? Как эти отличия соотносятся с ресурсами, которыми обладают школьники и возможностями, предоставляемыми школами?

Мы делаем вывод, что структурированная активность школьников может определяться спецификой школьной среды, а также восприятием себя и своих возможностей. Школы выступают не только в качестве площадок, предоставляющих разные виды и количество дополнительных занятий и других форм внеучебной активности. Они транслируют разные подходы к реализации внеучебных программ. Старшеклассники из разных школ по-разному объясняют выбор досуговых практик, проявляя различные специфические особенности в восприятие себя и в том, на кого они возлагают ответственность за сложившуюся ситуацию. Эти особенности можно проинтепретировать в терминах самооценки и локуса контроля. Обнаруженные различия в ответах школьников, на наш взгляд, не имеют классовую природу. Хотя школьники по образованию матери распределены по школам неравномерно, внутри школ наблюдается больше стилевых сходств в ответах, чем между школами.

Добавлено: 28 февраля 2017
Статья
Шкаратан О. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 3. С. 43-66.
Добавлено: 3 марта 2011
Статья
Костенко В. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 3. С. 62-76.

В данной работе рассматривается история изучения миграции в мире, начиная с Чикагской школы (1910-1920-е годы) и заканчивая современными тенденциями развития миграционной теории. Описывается история развития теории ассимиляции, концепция «плавильного котла», а также ее критика, появившаяся в 1960-е годы. Рассматриваются пересмотренная теория ассимиляции (Верба, Ни, Моравска) и теория сегментной ассимиляции (Портес, Румбо, Жу, Уотерс), являющиеся позднейшими разработками в данном направлении. В статье приводятся также основные европейские теоретические парадигмы миграции: мультикультурализм и транснационализм (Глик Шиллер, Фонер, Вертовец). Помимо этого указывается на противоречия американского и европейского подходов в исследованиях миграции по некоторым аспектам, таким как влияние религиозности на успешность интеграции (Фонер, Альба, Ван Туберген). Эта статья ставит своей целью рассмотреть только западноевропейские и американские теории миграции. Российские исследования, берущие начало в ранней советской социологии 1960-х годов и активно продолжающиеся до сих пор, не попали в рамку данной работы и только кратко перечислены в конце статьи. Это связано с тем, что изучение миграции в России остается эмпирически ориентированным, а также с тем, что российские литературные источники хорошо известны отечественному социологическому сообществу, и то время как наблюдается некоторый дефицит знания о современном положении дел в теории миграции в мире, который данная статья призвана в некоторой мере восполнить. 

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Долгов А. Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 2. С. 32-44.

В 1940-1960-е гг. Питирим Сорокин опубликовал ряд работ, затрагивающих изучение проблематики альтруизма. Исследования феноменов неэгоистического поведения в поздний период творчества П.А. Сорокина приобрели статус комплексного проекта в рамках Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма. Работа исследовательского Центра была направлена на возрождение интереса социальных наук к изу чению таких явлений, как альтруизм, мораль, ценности и социальная солидарность, и решение актуальных социально-политических проблем. П.А. Сорокин концептуализировал и операционализировал понятие «альтруизм», используя интегральный подход. Он проанализировал феномен неэгоистического поведения на микро-, мезо- и макроуровнях, обращая внимание на биологические, психологические, социальные и культурные элементы данного явления. На основе своих исследований П. Сорокин сделал следующий шаг, разработав программу социокультурных преобразований. Комплексное и последовательное реформирование, ориентированное на альтруизацию межличностных и межгрупповых взаимоотношений, по мнению социолога, должно затронуть личность, общество и культуру. В данной статье теория альтруизма П.А. Сорокина анализируется в контексте глобальных проблем. В исследованиях Сорокина устойчивое мирное развитие будущего связано с формированием общечеловеческой солидарности, в основе которой лежит универсальный альтруизм. Только благодаря неограниченному альтруизму, по мнению социолога, можно предотвратить глобальные конфликты, остановить тоталитарные и авторитарные тенденции и заложить основы стабильного развития. Однако на пути реализации глобальной альтруизации, как считал социолог, лежит система государств, формирующих внегрупповой антагонизм. В работе рассматриваются способы решения данной проблемы, отмечается актуальность идей П.А. Сорокина.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Покровский Н. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 4. С. 152-161.

Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и Россия отнюдь не является исключением в этом отношении. Причем речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, т. е. о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

Добавлено: 15 октября 2013
Статья
Сохань И. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5 (58). С. 251-260.
Добавлено: 3 сентября 2011
Статья
Сохань И. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 260-269.

Гастрономические практики потребления являются одним из главных способов формирования телесной идентичности человека, маркером его культурного и социального статуса. Специфика пищи как материального носителя символов и знаков, усваиваемых на уровне наиболее непосредственного телесного опыта, определяет ее потребление в качестве сложной системы коммуникативных связей. Актуальная сегодня практика потребления пищи в форме фаст-фуд регистрирует новые формы и способы не только гастрономических коммуникаций, но и отношений человека и власти, нового гендерного порядка - можно утверждать, что именно в формате фаст-фуд, «мак-пище», впервые символическое содержание еды преодолело и поглотило ее физический и технический аспекты.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Девятко И. Ф. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 5. С. 50-58.
В статье обсуждается взаимосвязь творчества П. Бурдье с некоторыми ключевыми темами современной философии языка, общей теории значения и логической семантики. Автор предлагает некоторые уточнения к сформулированной Бурдье позиции в вопросе о соотношении "внутренней" и "внешней лингвистики" в проекте структурной лингвистики, предложенном Ф. де Соссюром. Также выдвигаются некоторые критические аргументы, относящиеся к разработанному Бурдье проекту "новой политэкономии языка". На примере современной двумерной семантики рассматривается возможность применения введенного Бурдье понятия "лингвистического габитуса" для описания актуального горизонта речевой компетенции говорящего.
Добавлено: 4 сентября 2008
Статья
Желнина А. А., Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 1. С. 162-192.

Предпринята попытка анализа академической дискуссии вокруг локального активизма в современной России в области оспаривания городских территорий, а также выявления специфики российского городского активизма в международном контексте. Авторы отказываются от традиционного описания российских городских процессов в «постсоветской» и «постсоциалистической» риторике и сопоставляют результаты российских исследований с тем, как городской локальный активизм описывается и теоретизируется в городах глобального Севера и глобального Юга. На основании проведенного исследования, авторы предлагают новое понятие «гражданские инфраструктуры», наиболее релевантное для анализа городского локального активизма, а также различают «формальные» и «неформальные» гражданские инфраструктуры. Под формальными гражданскими инфраструктурами понимаются юридически закрепленные инструменты участия, доступные гражданам, такие как голосование, участие в добровольных организациях, муниципальное самоуправление, самоорганизация и кооперация собственников жилья, партиципаторное бюджетирование. Неформальные гражданские инфраструктуры включают в себя неформальные объединения, сети знакомых и друзей, а также мировоззрения и идеи обычных горожан, ориентированные на создание и поддержание некоего общего блага. Авторы следуют общему определению инфраструктуры как совокупности технологий и практик, обеспечивающих функционирование системы, в данном случае системы гражданского участия в городском управлении. Авторы приходят к выводу, что в ходе постепенно увеличивающихся драматических случаев оспаривания городского пространства в современной России парадоксальным образом развиваются неформальные гражданские инфраструктуры. Все более выраженными становятся мировоззрение, субъектность и политизированность горожан, готовых принимать активное участие в судьбе своих городов. В то же время формальные гражданские инфраструктуры не предоставляют гражданам адекватных возможностей для такого участия. На основе «стратегической интеракционной перспективы» авторы предлагают комплексную модель изучения городского локального активизма в России, чувствительную к взаимодействию игроков, вовлеченных в процессы трансформации городских территорий, и интеграции формальных и неформальных гражданских инфраструктур, которые могли бы выступить в качестве основы успешного функционирования гражданского общества и эффективного решения городских конфликтов.

Добавлено: 4 мая 2019
Статья
Котельникова З. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 373-385.

Розничные сети являются новым феноменом для российских реалий. Возникновение этой популяции повлекло фундаментальные изменения в организации экономики, в особенности в функционировании рынков поставщиков и потребителей. В фокусе статьи находятся межфирменные отношения торговых сетей и их поставщиков. В ней показано, что в розничной торговле широко практикуется отношенческий обмен, а основным институтом, регламентирующим экономические взаимодействия деловых партнеров, является лояльность. Тем не менее, компании-поставщики в большей степени ориентированы на построение укорененных связей, чем их визави. В качестве значимых факторов, способствующих распространенности укорененных отношений, выступают надежность контрагентов, выбор контрагентов на основе отношенческих критериев, наличие инвестиций в отношения и др.

Добавлено: 10 июля 2012
Статья
Вахштайн В. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 2. С. 59-84.

В статье предпринята попытка проанализировать природу социологической классики как феномена «повседневного обихода науки». Некоторые эффекты, возникающие в результате классикализации, интерпретации и реинтерпретации отдельных социологических текстов (а также повышения / понижения символического статуса их авторов), описаны на примере случая «неудобной классичности» - работ Ирвинга Гофмана. Для анализа этих эффектов автор использует категориальный аппарат, предложенный И. Гофманом в теории фреймов.

Добавлено: 14 сентября 2012
Статья
Акопов С. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 6. С. 1-25.

Статья посвящена анализу четырех оснований идентификации индивидов с макрополитическими сообществами на уровне цивилизаций и проблеме политического суверенитета в контексте теории множественных модернов.

Особенности цивилизационной модели идентификации на уровне «Мы-сообществa» заключаются в том, что ее структурирующим основанием выступает принцип «сакральной вертикали». В виде локально закрепленного «ядра» цивилизации выступают носители особых сакральных идей и культурных практик, которые совпадают с «трансцендентным назначением человечества» и противопоставляются, либо тем, кто не обладает такими практиками вовсе, либо обладающим ими в меньшей степени («лимитрофы»).

Значимыми «Другими» в цивилизационной модели выступают как «иные» цивилизационные сообщества, с которыми налаживаются трансцивилизационные взаимодействия (например, в концепциях Ш.Эйзенштадта и Й.Арансона), так и «чужие» цивилизации – потенциальные «враги» в контексте «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон).

В зависимости от выбранных оснований для конструирования цивилизационной идентификации используются разные аспекты коллективной политической памяти. Например, в этноцентрическом варианте больший упор делается на коллективный страданиях и победах «ядрового» народа цивилизации. В имперском варианте В.Кантора потенциальными героями или жертвами могут становиться примеры так называемых «русских европейцев». В национально-цивилизационном варианте В.Пантинa будут делаться попытки одновременно опереться на более широкий репертуар коллективной политической памяти, включая ее евразийскую составляющую.

В плане политического пространства изначальная размытость границ в цивилизационной модели, организованной по территориальному принципу от ядра к периферии, может способствовать проявлению геополитического стремления к расширению границ политического пространства в сторону «государств-лимитрофов». Относительно гибкая привязка к географической территории (при обязательном сохранении «ядра») и присутствие устремлений к расширению территории отличает цивилизационную модель от модели нации и способствует формированию особого типа границ - «рубежей».

Добавлено: 16 апреля 2018
Статья
Сабирова Г. А., Андреева Ю. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 72. № 1. С. 170-189.

В фокусе данной статьи вопросы адаптации детей мигрантов в условиях большого города. В статье рассматриваются и проблематизируются социальные и культурные границы, с которыми сталкивается подросток-трансмигрант. А также описывается роль дружеской компании в пересечении, преодолении и нивелировании этих границ.

Добавлено: 15 декабря 2013
Статья
Качанов Ю. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 4. С. 40-52.

Присутствие «социальной группы предпринимателей» соединяет реальность эмпирических фактов с «идеальным» теории. Поскольку теория «экономической социологии» не свободна от оценки, постольку в пределах присутствия устраняется различие социального факта и политической ценности: оно становится и средством дескрипции социального факта («социальная группа предпринимателей»), и его политической оценкой (апологией «реформ»). Предпонятия, имеющие политическое происхождение — вот fundamentum inconcussum присутствия «предпринимателей» в «экономической социологии». На деле, однако, без политических предпочтений обойтись нельзя. Поэтому следует критиковать «экономическую социологию» не зато, что она совершает некий политический выбор, а за то, что она этот выбор, во-первых, не объективирует, скрывает под покровом «естественной социологической установки», и, во-вторых, проецирует в онтологию социальной теории.

Добавлено: 3 октября 2013
Статья
Ненько А. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XV. № 5. С. 377-393.

В данной статье рассматривается роль эмоционального взаимодействия в  конституировании сети акторов, осуществляющих интеллектуальную деятельность.  Эмоциональное взаимодействие представлено как значимое условие структурирования  связей и узлов сети знания, а также динамики изменения сетевой конфигурации. На  основании анализа социологических и психологических концепций эмоций и  эмоционального взаимодействия автор статьи предлагает собственную типологизацию  эффектов эмоционального взаимодействия применительно к контексту сетей знания.  Эмоциональное взаимодействия имеет следующие эффекты, которые рассмотрены  детально: развитие когнитивной психодинамики сети знания и смысловое соотнесение  ее акторов в ходе межличностных взаимодействий; оптимизация паттернов  взаимодействия; конструирование символической и материальной среды существования  сети.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Курске В. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 1. С. 160-177.

В статье представлены актуальные данные о ключевых характери стиках этнической идентичности российских немцев. Собран материал о сложившейся у этой этнической группы языковой ситуации, о роли немецкого языка как маркера идентичности. Нами проанализированы механизмы воспроизводства и преемственности немецкой идентичности. Благодаря хорошо разработанному инструментарию и детальной анкете получены сведения о когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах этнической идентичности немцев России.

Добавлено: 23 ноября 2011
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Казарцева Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 113-127.

Работа основана на данных опросов и интервью иноэтничных школьников Санкт-Петербурга и Московской области (1428 анкет и 43 интервью с детьми из семей мигрантов из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии), которые показывают вариативность манифестаций этнической идентичности подростков. Описано четыре формы самоидентификации: моноэтническая, биэтническая, надэтническая и отказ от этнической принадлежности. Интервью дают возможность установить, что подростки используют как примордиалистские, так и конструктивистские обоснования выбора идентичности. Отказ от презентации себя в терминах этнической идентичности свидетельствует о конфликте идентичностей. Русскую идентичность выбирают 18 % подростков из семей Средней Азии и Кавказа. Семья и школа выступают как локальные социальные среды, преломляющие и актуализующие структурные условия принимающего сообщества. Подросток строит свою идентичность, используя ресурсы, предоставляемые семьей (родной язык, культурные практики, история семьи) и школой (полиэтническая среда общения, русский язык). Выбор идентичности зависит также от положения этнической группы в принимающем сообществе. Наличие сильных и успешных диаспор, таких как армянская и азербайджанская, способствует идентификации с этими этносами детей, родившихся в Петербурге. Русскую идентичность чаще выбирают подростки национальных групп, диаспоры которых появились в Петербурге относительно недавно (таджики, узбеки). Надэтнические идентичности, такие как «кавказцы» или «мусульмане», складываются в полиэтнических школах и позволяют подросткам вариативно проводить новые границы между группами. Среди представителей малочисленных этнических групп также чаще проявляется тенденция использования надэтнических категорий для самоидентификации.

Добавлено: 29 ноября 2016