• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 278 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 1. С. 56-60.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Юрлова Мария Дмитриевна Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 223-237.

Данная статья посвящена анализу некоторых важных понятий политической философии ("авторитет", "свобода") в интерпретации Ханны Аренд. Исследуются ее представления о кризисе (интеллектуальном и политическом) современного ей общества, его причины и возможные пути выхода, которые могут предложить теоретики политической мысли. 

Добавлено: 14 ноября 2016
Статья
Шевский Д. С. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 89-110.

В статье рассматриваются возможности применения макросоциологии к анализу за- кономерностей распада государств. Показано, что конечной точкой распада является полная делегитимация власти и режима в целом. Один из важнейших факторов этого процесса — наличие сильного конфликта элит, который блокирует возможности их коалиции для подавления массового недовольства. Конфликт элит, вызываемый не- хваткой как символических, так и материальных ресурсов, имеет своим истоком два различных обстоятельства. Первое было определено как геополитическое напряже- ние государства, когда оно вынуждено тратить значительную часть ресурсов на охра- ну и поддержание порядка на своих территориях и для захвата новых, второй — как «деградация» и перепроизводство элит. Для наглядной демонстрации этих процессов рассмотрены конкретные исторические примеры (Новое царство Древнего Египта и Кхмерская империя). Ответ на причины расхождения в динамике автор видит в раз- личиях в политической организации, когда элиты либо жестко контролируются го- сударством, либо способны ему противостоять. Предполагаемые ответы на причины разных типов институционального положения элиты связаны с уровнем бюрократи- ческой развитости государства и доминирующим типом вооружения.

Добавлено: 12 декабря 2017
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 9-32.

Статья посвящена исследовательской программе Мишеля Фуко в рамках исторической социологии полиции, а также ее структурным проблемам и перспективам для рамочной теории Модерна.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Попов В. А. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1 (25).
Добавлено: 13 июня 2011
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 19-39.

Статья является продолжением статьи «Мобильность и солидарность.  Статья первая». Солидарность рассматривается прежде всего с точки зрения сопо- лагаемого смысла, дополнительного мотива, сопутствующего основной мотивации  взаимодействия и, при истощении первоначального мотива, замещающего этот  мотив. Примером такого мотива в простых взаимодействиях является верность.  Верность делает возможной индукцию ожидаемого поведения партнеров. Другим  видом связи, имеющим отношение к солидарности, является гражданская дружба,  описанная, в частности, Аристотелем.  Однако дружба предполагает слишком узкий  и слишком специфический круг общения, она может быть лишь прототипом позд- нейшей солидарности. C ней конкурируют и часто вытесняют религиозная этика  братской любви и этика воинского братства.  Чем более они свободны от «порядков  мира» (М. Вебер), тем больше приближаются к типу чистой солидарности. Другим  видом чистой солидарности может считаться обмен дарами, однако дарение в со- временном обществом обладает лишь ограниченным потенциалом универсально- сти. Важнейшим феноменом современного мобильного общества является чистая  совместность, в которой солидарность присутствует как вмененный мотив, один из  принятого словаря мотивов, post hoc привлекаемых для объяснения того, почему  держатся вместе те, кого не принуждают к этому ни власть, ни деньги, ни привер- женность ценностям

Добавлено: 28 января 2013
Статья
Куракин Д. Ю. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 56-74.

В работе представлен очерк дюркгеймианской культурсоциологии тела как особой исследовательской перспективы анализа телесности. Бурное развитие, которое переживают социологические, философские и междисциплинарные исследования телесности в последние четверть века, во многом обусловлено тем, что тело, по не вполне проясненным причинам, становится ареной событий особой значимости, свидетельствующих о тех изменениях, которые в наибольшей степени характеризуют специфику современности. Проблемы биоэтики, качественные изменения стиля жизни и широкое распространение радикально новых форм заботы о теле, новые смыслы спорта, трансформации в сфере сексуальности и специфические виды насилия — эти и другие события и тенденции формируют особые «анклавы» телесности и масштабные сдвиги в представлении о естественном в сфере тела. Мы исходим из предположения, что фундаментальной причиной повышения роли телесности в процессах изменения социальной жизни является то, что тело в современности остается наиболее стабильным, устойчивым и общезначимым локусом фрагментирующегося и принимающего все более изменчивые формы сакрального. Если это предположение верно, культурсоциология, опирающаяся на дюркгеймианскую теорию сакрального, обладает определенным эпистемическим приоритетом в сфере исследований телесности, который может быть реализован в дальнейших исследованиях. В этом смысле данная работа выступает в качестве «сигнальной» статьи, обозначающей поле для дальнейших рассуждений и приглашающей к исследованию. В работе очерчены предварительные контуры, располагающие культурсоциологию тела в пространстве современной социологической теории, предложены некоторые перспективные направления исследований, постановки проблем и гипотезы.

Добавлено: 9 сентября 2011
Статья
Рикер П. Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 25-43.

Статья является одной из наиболее значимых для теоретической социологии работ классика философии Поля Рикера. После публикации в журналах «Social Research» и «New Literary History» Рикер делает данный текст важной составляющей своего более позднего монументального труда - книги «Du texte à l'action» (1986), в которой он завершает исследование текстуальных характеристик действия и связи между герменевтикой и социальными науками. В статье проблематизируются основополагающие черты объекта социальных наук - осмысленного действия. Рикер выдвигает тезис, согласно которому осмысленное действие обнаруживает в себе свойства текста. При научном рассмотрении предикат действия «ориентированное по смыслу» можно заменить на предикат «читаемое». Это сопоставление открывает перед социальными науками возможности использования герменевтических методов, оказывающихся весьма продуктивными при решении эпистемологических проблем. Выстраивая свой аргумент, Рикер использует разнообразные философские ресурсы: от теорий дискурса и теории речевых актов до поствитгенштейнианской аналитической философии и структурной антропологии.

Добавлено: 24 сентября 2012
Статья
Кара-Мурза А. А. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 262-283.

Настоящая статья посвящена анализу самобытной «социологии Москвы» русского философа и социолога Федора Августовича Степуна (1884–1965), который родился, учился и долгие годы жил в Москве, вплоть до своей высылки большевистским режимом из Советской России в 1922 году. На большом фактическом материале автор показывает, как творческие переживания москвича Степуна были связаны с двумя разными периодами жизни Москвы — «до» и «после» Революции 1917 года. Москва перед Первой мировой войной — излюбленная тема Степуна-мемуариста. В отличие от многих авторов, называвших те годы «потерянным временем» для России, Степун, напротив, чрезвычайно высоко ценил тот период за его социальный динамизм и многообразное культурное творчество. Коренной москвич, Степун был воодушевлен быстрым предвоенным ростом старой столицы и неоднократно объявлял предвоенную Москву «золотым периодом» русской культуры. В этом он разделял идеи своих друзей по эмиграции Г. П. Федотова и В. В. Вейдле о том, что «просвещенная Россия» является «лучшей Европой». Особое место в статье отводится анализу отношения Степуна — аналитика и мемуариста — к радикальному преобразованию «метафизического ландшафта» Москвы после революции, которую Степун называет «экзистенциальным переворотом», сломавшим все привычные человеческие «идентичности». Согласно Степуну, большевистский переворот произвел буквально тектонический сдвиг человеческого бытия, не только выбив миллионы людей из привычных контекстов существования, но и до предела оголив все первичные, «экзистенциальные», смыслы человеческого существования.

Добавлено: 2 июля 2018
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 229-239.
Добавлено: 29 января 2013
Статья
Турчик А. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 1-2. С. 164-175.

Обзор посвящен одной из современных тенденций в области конверсационного анализа — изучению мультимодального взаимодействия. В основе обзора — материалы международной конференции по конверсационному анализу (ICCA-10), посвященной мультимодальному взаимодействию. Автор повествует об темах, затронутых в ходе обсуждений на секциях, а также об основных направлениях исследований в области изучения мультимодального взаимодействия.

Добавлено: 31 октября 2012
Статья
Турчик А. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 25.
Добавлено: 14 июня 2011
Статья
Пугачева М. Г. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 1. С. 100-118.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Юрлова Мария Дмитриевна Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 169-176.

Данная статья посвящена политической биографии одного из важнейших представителей славянофильской мысли - И. С. Аксакова. В статье анализируются его общесивенно- политические взгляды, теоретические и практические проекты, посвященные реформированию государственного устройства Российской Империи, а также воззрения на церковь и общество. 

Добавлено: 14 ноября 2016
Статья
Каспэ И. М. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 41-69.

В статье исследуется «утопическая рецепция» – то есть возникновение и  воспроизводство коллективных представлений об утопическом. Речь прежде всего идет о визуальном опыте, об «утопическом взгляде», под которым понимается особый социальный навык воспринимать и интерпретировать пространство, присваивая ему статус утопии. Так, определенная инерция зрения побуждает связывать визуальные материалы, относящиеся к десятилетиям социализма, с медийным конструктом «советской утопии». При этом особенно распространены две модели  описания пространства, которые автор статьи условно определяет как «тоталитарное пространство» и «странное пространство». В статье подробно рассматриваются эти модели «утопического взгляда»: первая предполагает повышенную рационализацию и семиотизацию пространственных представлений, вторая – культивируемый смысловой сбой и аффективность; в первом случае пространство характеризуется при помощи метафоры текста, во втором – при помощи метафор сна или памяти. Опираясь на семиотический и, одновременно, пространственный анализ классических утопий, предложенный Луи Мареном, автор показывает, что пространство, увиденное «утопическим взглядом», перестает быть социальным: оборотной стороной конструирования идеального общества парадоксальным образом является блокировка любых интерсубъективных отношений.

Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3.
Добавлено: 16 декабря 2010
Статья
Троцук И. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1. С. 242-258.

Рецензия на книгу: Сонтаг С. (2013). О фотографии / Пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем. 272 с.

Добавлено: 22 января 2017
Статья
Михайловский А. В. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 62-86.

Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного кризиса университета. Статья представляет собой герменевтическое чтение первой записи «Черных тетрадей» Хайдеггера («Размышления II–VI», октябрь 1931 г.), в ходе которого реконструируется «эзотерическая инициатива», соотносимая с критикой чтения и письма у Ф. Ницше и притчей о пещере Платона. Для интерпретации привлекаются параллельные места из курса лекций «О существе истины» 1931/32 и 33/34 гг., а также корреспонденций Хайдеггера с Элизабет Блохманн и братом Фрицем Хайдеггером, охватывающие период 1930-х – 1940-х гг. Анализируется устройство самого сообщения Хайдеггера и выделяются фундаментальные константы опыта жизни и мысли, делающие возможным не только знание истины бытия, но и пребывание в ней: одиночество (Einsamkeit), живая корреляция мысли и бытия, которая выражается в интенсивности и сердечности переживания (Innigkeit) и настойчивости пребывания в бытии (Inständigkeit im Seyn), а также молчание (Schweigen) и собранность (Sammlung).

В заключение представлены три пары противоположностей, на которых основывается хайдеггеровская трактовка истины: 1) истина как правильность (adaequatio intellectus ad rem) vs. истина-алетейя (Unverborgenheit), 2) многие vs. одинокие (сообщество одиночек) как «адресат» истины, 3) публичность vs. Innigkeit как «пространство» пребывания истины.

Добавлено: 11 июля 2018
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 1. С. 71-85.
Добавлено: 7 июля 2009
Статья
Соколов П. В. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 1. С. 83-100.

Статья посвящена исследованию статуса и функций медицинского («эмбриологического») аргумента в трактате нидерландских политических писателей Питера и Йохана Де ла Куров «Рассуждения о государстве, или О политическом равновесии» (1660 г.). В начале второй книги трактата Де ла Куры, не довольствуясь объяснением причин естественного состояния у Томаса Гоббса, предлагают собственную интерпретацию этого явления: травмы (indrukselen), получаемые зародышем в момент зачатия и в период беременности. В фокусе внимания автора статьи — именно эта необычная инверсия общих мест, связанных с обстоятельствами зачатия, а также оригинальное сопряжение политических и медицинских аргументов у знаменитых представителей нидерландского республиканизма. Предметом рассмотрения сделались контексты, объясняющие привлечение этого «аномального» аргумента для объяснения генезиса естественного состояния: труды медиков — сторонников картезианской и гарвеевской эмбриологии (А. Дезинг); популярные медицинские сочинения (Я. Катс, Й. ван Бевервейк); политические трактаты, содержащие медицинские аргументы (Р. Камберленд). Результатом исследования стал вывод об амбивалентности «политического республиканизма» у Де ла Куров: сохраняя по инерции в своем составе элементы этико-риторической парадигмы (парресия, идея «древней батавской свободы»), их политическая философия не может последовательно мыслить отношения между биологическим и социальным порядком, героическим этосом и «благодетельным насилием».

Добавлено: 21 октября 2017