• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 144 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Осипова А. О., Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. Т. 78. № 2. С. 173-186.

Целью данного исследования является теоретическое и практическое обоснование эффективности новых способов символического опосредования самопознания, сфокусированного на проблемной ситуации жизни. Изучается рефлексия жизненной проблемы, осуществляемая с помощью дискурсивно-логических средств, а также символических «фигур», «ландшафтов» и «интерьеров». Обращение с символами артикулируется в текстах личности о возможностях разрешения проблемной ситуации.  Результатами исследования являются: модель символа-слова; модель индивидуальности символа; модель жизненных функций самопознания с акцентами на функции индивидуализации и проблематизации; анализ индивидуального случая символического опосредования рефлексии жизненной проблемы; типология форм самопознания по основанию продуктивности разных способов его опосредования. Дается обоснование гипотезы о развивающем потенциале различных категорий символов в целостном осмыслении «хронотопа», «действующих лиц» и «героя» проблемной ситуации жизни. Намечаются перспективы применения результатов исследования в практике индивидуального психологического консультирования.

Добавлено: 2 октября 2014
Статья
Паукова А. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 4. С. 177-183.

В статье рассматривается проблема снижения популярности чтения через призму стратегий взаимодействия личности с информацией. Описываются актуальные тренды и перспективы "книжной культуры". Подвергаются анализу концептуализации способов совладания человека с информацаионной избыточностью. Ставится вопрос о соотношении возможного и действительного в жизни современной личности. 

Добавлено: 5 февраля 2015
Статья
Шумский В. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1 . С. 44-55.
Добавлено: 20 апреля 2011
Статья
Леонтьев Д. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 104-117.

В статье на основании исследований последнего времени дан развернутый теооретический анализ проблемы смысла и смыслообразования. Особое внимание уделено таким проблемам как соотношение семиотического и экзистенциального в смыслообразовании, структурное определение смысла в терминах связности и связанности, роль культурных контекстов в смыслообразовании, а также динамика смыслов и трансформации жизненного опыта и психологические подходы к фасилитации смыслообразования и коррекции ригидных смысловых ориентаций.

 

Добавлено: 30 января 2014
Статья
Решетко С. А., Багратиони К. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. № 2(82). С. 278-286.

В статье рассматривается современное состояние психологических исследований проблемы табакокурения. Рассмотрения данного вопроса проводится на трех уровнях изучения:  макросоциальном, микросоциальном и личностном. Рассмотрены факторы, способствующие началу табакокурения. Представлены социально-психологические характеристики личности, влияющие на процесс инициации табакокурения. 

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. Т. 86. № 2. С. 123-137.

В статье приведены результаты исследования жизненных потенциалов личности, связанных с ее способностью к порождению и воссозданию представлений. Разработана модель возможностей сознательных и бессознательных образов и образных процессов, основанная на теоретической экспликации релевантных философско-психологических идей, а также герменевтике литературных текстов, содержащих описания «критических случаев» представлений. В модели систематизированы специфические возможности, присущие конкретным формам образов, а также отдельным видам образной активности в аспекте их генеза и операционального состава. Исследование ориентировано на обоснование новых перспектив практики развития и саморазвития образной сферы личности.

Добавлено: 24 ноября 2016
Статья
Абульханова К. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
Добавлено: 4 октября 2011
Статья
Колпачников В. В. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 3(95). С. 104-113.

В статье анализируются и проясняются важнейшие для теории личности человекоцентрированного подхода Карла Роджерса понятия «тенденция к актуализации» и «тенденция к самоактуализации»,  рассматриваются варианты их возможного соотношения. Показано, что эти тенденции могут как противоречить друг другу, будучи направлены на различные цели, так и совпадать или гармонично сочетаться, образуя в последнем случае так называемую аутентичную самоактуализацию.  Рассматриваются психологические последствия для человека как совпадения, так и несовпадения указанных тенденций. Приведены примеры, показывающие полезность категорий «тенденция к актуализации» и «тенденция к самоактуализации» как для понимания и анализа жизнедеятельности современного человека, так и для содействия человеку в решении психологических проблем и проживании аутентичной жизни в условиях трудного и сложного жизненного мира.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Цой Л. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2. С. 96-108.

Статья посвящена исследованию социальной самоорганизации. В ней раскрывается социальный аспект самоорганизации, приводятся примеры, показаны две консенсуальные модели согласия и две формы самоорганизации в обществе, выявляются существенные различия между организацией и самоорганизацией. Подробно описывается конструктивная функция конфликта в социологии, педагогике и психологии, объясняется специфика самоорганизации на уровне развития личности, роль кризисов и конфликтов в процессе развития личности.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 69-82.

Спозиций персонологии и рефлексивной психологии анализируется проблематика развития целеобразования и самоотношения человека посредством рефлексии к собственной индивидуальности. Характеризуется феноменология самообщения человека как предпосылка рефлексивного развития целеобразования и самоотношения творческой индивидуальности. Процесс формирования продуктивного самоотношения к собственной индивидуальности рассматривается на материале рефлексивно-психологического анализа жизнетворчества выдающегося писателя-мыслителя М. М.Зощенко.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Леонтьев Д. А., Тараненко О. А., Калашникова О. Э. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 3. С. 190-201.

В статье рассматриваются смысловые аспекты психологического кризиса и суицидального поведения. Новый методический инструмент (Опросник источников смысла Т. Шнелл позволил рассматривать осмысленность жизни и кризис смысла не как полюса одной шкалы, а как два сравнительно независимых измерения. На выборке 148 пациентов отделения кризисной психиатрической помощи были проанализированы связи осмысленности жизни и кризиса смысла с другими характеристиками осмысленности и психологического благополучия. С помощью кластерного анализа выделены три паттерна осмысленности, характеризующихся различными сочетаниями осмысленности и кризиса смысла. Были установлены закономерности сочетания паттернов осмысленности с клинической симптоматикой, относящейся к суицидальному поведению, и выявлено, что паттерны осмысленности оказываются более диагностичны, чем данные клинического анамнеза.

Добавлено: 29 октября 2019
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 83. № 3. С. 161-173.

Данная статья посвящена раскрытию идеи отношения личности к оппозициям в качестве «жизненной способности» (К.А. Абульханова) субъекта. В статье намечаются варианты решения трех методологических проблем. Во-первых, это проблема «связи личности с жизнью» (Е.Б. Старовойтенко), осуществляемой посредством субъектного отношения к оппозициям. Во-вторых, это проблема становления субъекта в его отношении к оппозициям. И, в-третьих, это проблема соотнесения идеи жизненной способности относиться к оппозициям и идеи многоуровневой организации субъекта. В статье предложены способы эмпирического изучения когнитивного отношения к оппозициям и представлен анализ индивидуальных случаев по авторской методике «Задачник оппозиций».

Добавлено: 5 ноября 2015
Статья
Станковская Е. Б., Обидина О. Е. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 4. С. 236-246.

Субъективная витальность как переживание энергии, доступной личности для осуществления себя в мире, является не только одним из важных элементов субъективного благополучия, но и ресурсом для профессиональной деятельности. В статье представлены результаты сравнения уровня субъективной витальности у психологов-консультантов (N=249) различных направлений. Как показало проведенное нами исследование, представители нарративного подхода, экзистенциального анализа, гештальт-подхода, транзактного анализа, человеко-центрированного подхода, психоанализа не различаются по уровню субъективной витальности; также не были установлены значимые взаимодействия витальности с полом и стажем работы психологом-консультантом. Однако обнаружились интересные данные о связи количества консультаций в неделю и направления. Так, у представителей человеко-центрированного и нарративного подходов, проводящих наибольшее количество консультаций в неделю, отмечается наиболее высокий уровень диспозиционной витальности, в то время как у специалистов, практикующих экзистенциальный подход, - напротив, наименьший. В других группах значимых связей между интенсивностью практики и уровнем субъективной витальности обнаружено не было.

Добавлено: 28 ноября 2016
Статья
Старовойтенко Е. Б., Дербенева А. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 83. № 3. С. 148-160.

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование, предлагающее вариант решения проблемы диалогических предпосылок развития Я личности и способов ее социального позиционирования. Концептуальным подходом к раскрытию проблемы стало моделирование отношения Я – Другой, где Другой выступает значимым «Собеседником», вовлеченным личностью в речевые диалоги с собой, что способствует субъектному участию Другого в ее саморазвитии и жизни среди других людей. Результатами исследования выступила теоретическая модель речевого диалога Я – Другой, герменевтика феномена «Собеседника» в научном и культурном контекстах, эмпирическое обоснование связей осознанной субъектной активности Собеседников (реального, воображаемого, идеального, тайного, Я-сам) с общим стремлением личности к другим, ее социальной адаптацией, занятием авторитетной позиции в обществе, позитивной оценкой уединения, рефлексивностью и исполненностью в собственной жизни.

Добавлено: 11 декабря 2015
Статья
Бабулина Л. В. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2007. № 1 (49) . С. 68-78.
Добавлено: 4 февраля 2010
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 2.
Добавлено: 12 мая 2010
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. Т. -. № 2. С. 37-59.
В статье анализуруются медисциплинарные и психологические аспекты изучения проблематики определения и развития человеческого капитала с методологически ъхпозиций системного и рефлексивного подходов в современном человекознании. Исходя из этого прелагается концептуальная модель рефлекисвно-психологической тратковки развития чкеловечсеского капитала и презентируются прецеденты ее реализации в профессионлаьном образовании
Добавлено: 25 октября 2010
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 2. С. 37-51.

В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как системообразующий фактор профессионально-инновационной деятельности в современном социальном пространстве. На основе анализа философских основ психологии творчества теоретически строится концептуальная модель рефлексивности творчества, а также рассматриваются прецеденты его психолого-педагогического развития в среднем и высшем образовании при рефлексивно-психологическом обеспечении.

 

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 3. С. 7-24.

В статье анализируются историко-научные и философско-методологические предпосылки изучения рефлексии в процессе эволюции человекознания, дифференцируются ключевые этапы и направления рефлексивной психологии самости и творчества, а также впервые обобщаются ее теоретические основы для трансдисциплинарного взаимодействия со смежными науками и прикладного использования в социальной практике управления и образования.

Добавлено: 25 февраля 2019
Статья
Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 100. № 4. С. 36-47.

В статье авторы, опираясь на ряд исследований, проведенных в последние годы на российских подростках из разных регионов страны, делают попытку воссоздания многомерной картины взросления современного подростка. В ней учитываются: 1) характеристики основных институтов социализации: семьи и школы; 2) склонность к вовлеченности в деструктивные формы поведения, такие как агрессивное поведение и травля (школьный буллинг); 3) особенности социальной перцепции и ценностных ориентаций современных подростков (представлений о семье, родителях и других значимых фигурах, присутствующих в окружающем подростка социуме).

Добавлено: 6 августа 2020
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 82. № 2. С. 145-153.

Данная работа посвящена раскрытию потенциалов рефлексии в работе с воспоминанием неизвестного. В тексте предложена структура значимой жизненной ситуации, реконструированная из текстов Ж.П. Сартра и развернутая в контексте воспоминания личности о ситуации. «Неизвестное» в ситуации раскрывается через идеи об «имплицитном» С.Л. Рубинштейна. В работе предложена авторская методика «Моя значимая ситуация», актуализирующая воспоминание личности о значимой жизненной ситуации и моделирующая ее рефлексию. Также представлен анализ индивидуального случая.

Добавлено: 10 марта 2015