• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 354 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Энгельгардт А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 136-145.

В статье показывается, что понятийная характеристика компьютерной информации в УК, с одной стороны, расширяется. Её действующее легальное определение теперь не связано с определенными средствами хранения информации и обнаруживается во все большем числе технических устройств. Это расширяет сферу уголовно-правовой оценки действий с компьютерной информацией. Во вторых, компьютерная информация как предмет определенного преступления обладает набором индивидуализирующих её признаков. В ст. 273 УК она представлена: а) в виде программы или иной информации; б) которые имеют целевое назначение (уничтожить, блокировать или нейтрализовать средства защиты иной информации); в) когда на это отсутствует необходимая санкция. Отдельные из указанных признаков еще недостаточно исследованы.

Добавлено: 10 марта 2015
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 40-57.

В статье изложены основные положения Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов (г. Роттердам, 23 сентября 2009 г.); охарактеризованы особенности действующих правовых режимов ответственности за несохранность груза при морской перевозке и показана необходимость их унифицированного правового регулирования. В статье подчеркивается, насколько расширена сфера действия новой Конвенции по сравнению с ныне действующими и какую ответственность несет перевозчик за несохранность груза и задержку его сдачи. Приведено различие между оборотными и необоротными транспортными документами, а также охарактеризована транспортная электронная запись как альтернатива «бумажному» письменному документу. Статья заканчивается изложением вопросов исковой давности, юрисдикции и арбитража.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Графский В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 3-13.

Статья посвящена крупной доктринальной проблеме, находящейся на стыке теории права и государства и конституционного права. Автор исследует содержание и толкование терминов «конституционализм», «мнимый конституционализм», «конституционное государство», «политическая конституция», «правление законов» в различные эпохи и в разных странах. Раскрыт вклад правоведов России и стран зарубежья в изучение данной проблематики. Отмечена развивающаяся в современной отечественной и зарубежной науке тенденция к изучению конституционного права во взаимодействии с административным и финансовым правом.

Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Гаджиев Г. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 3-16.

Частью правового концептуального пространства является конститу-ционно-правовое концептуальное пространство. Онтологическая структура конституционного права состоит из трех слоев – принципы права, позитивное конституционное право, традиции и сложившаяся практика. В третьем слое можно выделить также конституционно-правовую этику. Конституционно-правовой концептуализм является разновидностью юридического позитивизма. Необходимо учитывать ограниченность концептуализма в праве, не преувеличивать значение знаково-символической концептуальной реальности в виде текста Конституции Российской Федерации.Частью правового концептуального пространства является конститу-ционно-правовое концептуальное пространство. Онтологическая структура конституционного права состоит из трех слоев – принципы права, позитивное конституционное право, традиции и сложившаяся практика. В третьем слое можно выделить также конституционно-правовую этику. Конституционно-правовой концептуализм является разновидностью юридического позитивизма. Необходимо учитывать ограниченность концептуализма в праве, не преувеличивать значение знаково-символической концептуальной реальности в виде текста Конституции Российской Федерации.

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Краснов М. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 3. С. 62-80.

В статье рассматриваются вопросы, какие публично-властные институты и в каком режиме участвуют в выработке экономической политики, насколько процесс выработки этой политики регулируется законодательством и насколько вообще целесообразно его регулировать. Автор также рассматривает желательные и существующие в современной российской действительности условия выработки экономической политики и возможности соблюдения требования преемственности.

Добавлено: 13 ноября 2012
Статья
Гайнуллина Илюза Роландовна Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 3. С. 119-130.

Статья представляет собой детальный анализ ст. 124 Конституции Российской Федерации. В ра- боте исследуются вопросы законодательного регулирования порядка финансирования судов из федерального бюджета, рассматриваются причины несоответствия положений федерального за- конодательства Конституции Российской Федерации в части, касающейся материального обеспе- чения судебной системы, изучается проблема количественного и качественного определения объ- ема финансирования судебной системы, обеспечивающего ее независимость, транспарентность и открытость. Проблема достаточности финансирования судов анализируется в тесной взаимосвязи с принципом независимости судебной власти, ставится вопрос о необходимости законодательно- го закрепления перечня государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осущест- влять материальное обеспечение судебной системы. Особое внимание уделено изучению опыта ведущих стран мира в вопросах бюджетного финансирования судебной власти. На примере за- конодательства США, Японии, Нидерландов, Литовской республики продемонстрирована модель финансирования судов на основе отдельного бюджета, формируемого органами судебной власти самостоятельно, описана процедура согласования судебных расходов с органами исполнительной власти, гарантирующая права и законные интересы судов. В заключение автор формулирует пред- ложения по совершенствованию законодательства, приходит к выводу о необходимости приня- тия федерального закона, подробно регламентирующего все вопросы финансового обеспечения судебной власти с целью создания в России независимого, открытого и саморегулируемого суда, ориентированного на высокий результат. На необходимость принятия отдельного федерального за- кона, регулирующего вопросы финансирования судебной системы, указывает ст. 124 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что финансирование судов производится в соответствии с федеральным законом. В статье сформулированы ключевые разделы предлагаемого закона, ко- торые призваны закрепить источники финансирования судебной власти; процедуру составления судебного бюджета; структуру бюджета суда и его основные показатели; порядок согласования бюджета судебной власти с Правительством Российской Федерации; контроль за расходованием бюджетных средств органами судебной власти. Автор предлагает три основных параметра, состав- ляющие бюджет суда, а также определяет перечень государственных органов, обладающих правом получать средства из бюджета и распределять их между судами.

Добавлено: 27 октября 2016
Статья
Сюкияйнен Л. Р. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205-222.

Статья посвящена анализу положений конституций арабских стран, касающихся статуса шариата как источника законодательства, и практики их толкования органами конституционного контроля. Конституции практически всех указанных стран провозглашают ислам государственной религией. Такой принцип арабские правоведы понимают неодинаково. Преобладает точка зрения, согласно которой закрепление роли шариата в правовой системе требует его конституционного признания в качестве источника законодательства. Данный статус шариата отражен в арабских конституциях в различных формах. Некоторые из них предусматривают, что шариат является главным источником законодательства, используя в арабском оригинале текста конституции термин «главный источник» грамматически в неопределенном состоянии. В отдельных странах сложилась судебная практика толкования таких статей конституции при рассмотрении исков о конституционности законодательства, противоречащего шариату. Федеральный верховный суд ОАЭ пришел к выводу, что конституционное положение о шариате как главном источнике законодательства обращено к законодательной власти, а не к суду. Поэтому шариат следует понимать в качестве материального (исторического) источника права. В то же время, ссылаясь на данное предписание конституции вместе с положениями законодательства о судах, орган конституционного контроля ОАЭ обосновал возможность прямого применения норм шариата как формального (юридического) источника права. Египет накопил собственный опыт конституционного закрепления статуса шариата. Конституция 1971 г. первоначально определяла принципы шариата как главный источник законодательства, но после внесения в нее изменений по итогам референдума 1980 г. стала квалифицировать данные принципы в качестве ведущего источника законодательства. Верховный конституционный суд Египта пришел к выводу, что данное положение конституции обращено к законодателю, а противоречащие шариату законы, принятые до изменения конституции, продолжают действовать и являются конституционными, поскольку во время их принятия шариат не был признан ведущим источником законодательства. Своеобразием отличается роль шариата как источника права в правовых системах Саудовской Аравии и Ливии. В целом место шариата в правовом развитии современных арабских стран зависит от многих факторов. Однако его конкретная роль определяется преимущественно законодателем, в первую очередь на конституционном уровне.

Добавлено: 27 декабря 2016
Статья
Шаталов А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 57-74.
Добавлено: 7 сентября 2010
Статья
Шаталов А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 57-74.
Контроль и запись переговоров — процессуальная новация, некогда вызвавшая самый широкий резонанс как среди практических работников, так и в научной среде.
Добавлено: 16 октября 2012
Статья
Леонтьева Е. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 122-140.
Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена продолжающимся в научной среде обсуждением проекта изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации. Новая для российского права модель единого объекта недвижимости, предлагаемая в ст. 130 проекта, получила наиболее полное обоснование и развитие в германском гражданском праве. Изучение германского опыта позволит оценить преимущества предлагаемого законодательного решения и понять особенности применения конструкции единого объекта при совершении сделок с недвижимыми вещами.
Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Берзинь О. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 4. С. 133-143.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием метода моделирования в криминалистике и использованием моделей для целей криминалистических исследований. Исследуются криминалистические особенности моделирования преступной деятельности в рамках криминалистической характеристики преступлений. Обосновывается необходимость разработки комплексной характеристики преступлений и формирования криминалистических моделей преступной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.
Добавлено: 24 октября 2012
Статья
Шаталов А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 1. С. 65-72.

В статье исследуется криминалистическое обеспечение, являющееся не- пременным условием надлежащей организации расследования преступлений, совершенных с целью незаконного корпоративного захвата. Четко обозначив в этом ракурсе основные направления криминалистического обеспечения, автор предлагает понимать под ним комплекс мероприятий организационного, правового, информационного и иного характера, специально предназначенных для обучения и внедрения криминалистических знаний (рекомендаций), средств и методик в деятельность следственных, оперативно-розыскных и экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Сотрудники данных подразделений обязаны заниматься выявлением, предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, совершаемых с целью незаконного корпоративного захвата.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Олейник О. М. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 4. С. 51-63.

В статье рассматриваются общетеоретические проблемы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Основной проблемой в данном случае является неопределенность понятия «вид деятельности» в его соотношении с предметом лицензирования. Общетеоретические проблемы проиллюстрированы практическими примерами, связанными с лицензированием розничной продажи алкоголя в магазинах беспошлинной торговли. Анализируется соотношение различных видов государственного контроля, в частности лицензирования и таможенного контроля.

Добавлено: 24 января 2013
Статья
Павловская О. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 67-80.

В  статье предпринята попытка проанализировать правовые аспекты материальной поддержки самозанятости безработных граждан и некоторые, требующие детального рассмотрения, вопросы правоприменительной практики по обозначенной в настоящей статье теме.

Добавлено: 13 марта 2015
Статья
Резник Р. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4. С. 165-173.

Бурное развитие технологий обуславливает углубление глобализационных процессов, в частности экстенсивный рост электронной коммерции, которая по определению имеет международный характер. Созданная Интернетом возможность приобретать дистанционным способом товары, отсутствующие на местном рынке, ведет к развитию трансграничной розничной торговли. С юридической точки зрения одной из основных проблем данного явления становится защита прав потребителей в трансграничном аспекте. Международное частное право предлагает потребителям защиту трех видов: процессуальную, коллизионную и материально-правовую. Первостепенное значение имеет решение вопроса о международной подсудности: суд какой страны правомочен рассматривать спор, вытекающий из трансграничного договора с участием потребителя? Особый статус потребителя как экономически более слабой стороны не позволяет обойтись общими нормами о подсудности. Право Европейского Союза, a также правопорядки многих стран других регионов планеты содержат специальные процессуальные нормы, которые на основе определенных принципов устанавливают юрисдикцию суда того или иного государства по рассмотрению споров из договоров с участием потребителя. В России подобное регулирование отсутствует. Таким образом, российская система защиты прав потребителя в трансграничном аспекте лишена важнейшего элемента. Для цели выработки рекомендаций по совершенствованию российского международного частного права в статье рассматривается содержание отдельных статей Регламента «Брюссель I» — основополагающего акта ЕС в сфере регулирования международной подсудности, a также исследованы доктринальные позиции зарубежных ученых. В статье сделан вывод о необходимости ограничения автономии воли сторон при установлении подсудности споров из договоров с участием потребителя. В основу решения юрисдикционного вопроса может быть положен, как и в европейском праве, критерий нацеленной деятельности, который способствует решению ряда спорных вопросов. В то же время данный критерий порождает новые теоретические и практические проблемы, которые к настоящему времени не нашли решения в доктрине и законодательстве, — это собственно определение «направленной деятельности», a также пределы «предпринимательской или профессиональной» деятельности, которые необходимо знать для установления статуса потребителя.

Добавлено: 16 января 2016
Статья
Иванов Э. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 4. С. 112-125.

В статье анализируются угрозы международной безопасности со стороны международных террористических организаций, основные подходы к борьбе с их преступной деятельностью на национальном и международном уровнях. Автор предлагает собственную концепцию ответственности международных террористических организаций по международному уголовному праву и создания Международного трибунала по преступлениям международных террористических организаций.

Добавлено: 24 января 2013
Статья
Шахмаметьев А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 104-117.

В последние годы расширяется спектр предметов, предлагаемых для изучения и научной разработки студентам юридических факультетов университетов и высших учебных заведений. В значительной свой массе вновь вводимые дисциплины и научные направления охватывают относительно небольшой круг проблем, связанных с основными, «базовыми» курсами. Профессиональная ориентация юридического образования и науки, переход к новому формату подготовки кадров в высших учебных заведениях также требует диверсификации специальных предметов. В статье предлагается кратко отметить потенциал курса «Международное налоговое право» в качестве научной и учебной дисциплины

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Шилина М. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 3. С. 78-87.

В статье рассматриваются актуальные правовые вопросы межгосударственного экономического взаимодействия в рамках евразийских межгосударственных механизмов экономического сотрудничества и интеграции. В частности, исследуются международно-правовые аспекты сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в транспортно-логистической сфере. Значимость создания транспортной инфраструктуры в рамках данной международной организации обусловливается функционированием и динамичным развитием ШОС в сложных геополитических и геоэкономических реалиях.

Автором исследуются основные международно-правовые документы ШОС, касающиеся сферы транспорта; также анализируется новейший эмпирический материал по данной тематике. Выявляются особенности и недостатки в правовом регулировании транспортно-логистической деятельности на пространстве ШОС.

Автор, рассматривая актуальную проблему сопряжения современных евразийских механизмов межгосударственного взаимодействия с точки зрения создания и развития эффективной транспортной инфраструктуры, заключает, что в рамках ШОС могут эффективно реализовываться новейшие транспортные инициативы Китая и России. Сопряжение таких евразийских интеграционных проектов как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и «Экономический пояс Великого шелкового пути» (ЭПВШП) с помощью ШОС как институционально оформленной международной организации и эффективной площадки для выработки согласованных решений предполагается оптимальным. Совмещение данных механизмов в перспективе позволит создать новую модель экономического сотрудничества. Основой для практической реализации сопряжения евразийских интеграционных механизмов видится строительство и модернизация трансконтинентальных транспортных магистралей.

Автором рассматриваются механизмы международно-правового регулирования железнодорожного транспорта в рамках ШОС; впервые выявляются основные препятствия и даются рекомендации для эффективного функционирования железнодорожного сообщения.

Также исследуется международно-правовое регулирование автомобильного сообщения на пространстве ШОС. Изучается существующая правовая база осуществления международных автомобильных перевозок, проводится анализ Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что  разработанное в рамках ШОС международно-правовое регулирование межгосударственного взаимодействия в транспортно-логистической сфере позволяет эффективно развивать современную транспортную инфраструктуру, формирование которой влечет интенсификацию сотрудничества государств ШОС в иных областях и будет способствовать развитию экономической интеграции государств евразийского континента.

Добавлено: 2 ноября 2015
Статья
Клементьев А. П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 122-131.

Предметом настоящей статьи является процесс гармонизации правового регулирования ликвидационного неттинга и важнейшие международные стандарты в рассматриваемой области. Ликвидационный неттинг широко используемый на международных рынках способ прекращения обязательств по ряду финансовых сделок. Императивные нормы законодательства о банкротстве многих стран затрудняют осуществление ликвидационного неттинга, что приводит к необходимости принятия национальных законов, направленных на признание и юридическую защиту ликвидационного неттинга. При поддержке международных органов в области регулирования финансовых рынков были приняты международные стандарты в области гармонизации законодательства о ликвидационном неттинге. Основной задачей таких документов является формулирование модельных норм и принципов для использования законодателями и регуляторами в своей деятельности. Первым из таких актов стал Модельный закон о неттинге, разработанный и опубликованный Международной ассоциацией по свопам и деривативам в 1996 г. Впоследствии она опубликовала обновленные модельные акты о неттинге в 2002 и 2006 гг. На протяжении восьми лет модельные законы Ассоциации оставались единственными стандартами в рассматриваемой области и были использованы при принятии законов о неттинге в нескольких важнейших юрисдикциях. В дальнейшем в процессе гармонизации приняли участие авторитетные международные организации в области унификации частного права. Для упорядочения отношений по ликвидационному неттингу были приняты Руководство по вопросам несостоятельности ЮНСИТРАЛ (2004) и Принципы осуществления ликвидационного неттинга УНИДРУА (2013). Все рассматриваемые стандарты объединяет сфера применения (финансовые контракты) и направленность на ограничение некоторых институтов конкурсного права, таких как запрет зачета накануне и в процессе банкротства, право на оспаривание и отказ от исполнения сделок, а также установление моратория на прекращение обязательств. При этом наиболее предпочтительным для использования законодателями и регуляторами являются Принципы УНИДРУА, поскольку данный документ учитывает интересы всех сторон отношений по неттингу, а также последние тенденции в области правового регулирования финансовых рынков и восстановления платежеспособности финансовых институтов.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Касаткина А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2. С. 171-185.

Международная торговля на сегодняшний день является одним из основных видов международного сотрудничества, развитию которого сейчас уделяется особое внимание. Морской транспорт значительно поспособствовал развитию международной торговли, поскольку основной объем всех международных межконтинентальных перевозок приходится именно на морские суда. Представляется вполне логичным, что правовое регулирование такого древнего и активно развивающегося института характеризуется сложностью, наличием огромного количества коллизий национальных и международных правовых норм. Ранее принятые правовые акты в сфере международных морских перевозок грузов не способны учесть все вопросы и тонкости, возникающие в ходе активного развития морской торговли. Автором рассматривается основная проблема правового регулирования международных морских перевозок грузов: отсутствие единообразия в источниках международного частного морского права. Целью данного исследования является изучение становления и развития основных международных соглашений, посвященных регулированию морских перевозок грузов. Особое внимание уделяется таким вопросам, как сфера применения конвенций, ответственность перевозчика, основные транспортные документы, вопросы подсудности. В статье с помощью сравнительного метода исследования проведен детальный анализ норм конвенций, регулирующих международные морские перевозки грузов. Анализ содержания норм показал, что на сегодняшний день правовое регулирование международных морских перевозок грузов основывается на четырех документах: Гаагские правила 1924 года, Гаага-Висбийские правила 1968 года, Гамбургские правила 1978 года и Роттердамские правила 2008 года. До принятия Роттердамских правил основным действующим правовым актом являлись Гаага-Висбийские правила, представляющие собой доработанный вариант Гаагских правил, в то время как Гамбургские правила не получили широкого применения, несмотря на сравнительную их прогрессивность. Сделан вывод, что, несмотря на неполноту и несовременность Гаага-Висбийских правил, многие перевозчики, особенно крупные мультимодальные линии, уже отработали механизмы взаимоотношений со своей клиентурой путем создания проформ собственных коносаментов. Поэтому странно ожидать, что вновь изданные Роттердамские правила смогут быстро завоевать позиции на поприще регулирования морских перевозок, главным образом потому, что менять устоявшийся режим правового регулирования, особенно крупным перевозчикам, достаточно трудоемко.

Добавлено: 25 августа 2016