• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 194 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2014. № 3. С. 54-83.
Современность – особенно в ее российских условиях – имеет дело с серьезным цивилизационным вызовом, который в интеллектуальном плане предстает поиском нового типа рациональности, выходящего за рамки ее целевой и ценностной моделей, строящегося на основании меры и гармонии свободы как ответственности.
Добавлено: 28 декабря 2014
Статья
Горин Н. И., Нещадин А. А., Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2016. № 1. С. 21-38.

Настало время, в целях подгонки системы образования к совре- менным, а главное и будущим требованиям экономики, рассортиро- вать имеющиеся у нас государственные и негосударственные вузы и определить, что в наличии имеется весьма незначительное количество действительно конкурентноспособных университетов, небольшое ко- личество ведущих высших отраслевых школ и остальные вузы, которые не попадают под эти определения и могут называться региональными и которые в первую очередь должны быть реформированы – не столь- ко с учетом пресловутой «экономической эффективности», сколько с учетом ориентации на потребности региональной экономики. При этом государство может себе позволить финансировать подготовку в таких вузах только тех специалистов и в таких объемах, которые дей- ствительно востребованы в регионе.

Добавлено: 4 декабря 2016
Статья
Тульчинский Г. Л., Горин Н. И., Нещадин А. А. Философские науки. 2016. № 2. С. 22-35.

Реформа системы высшего образования в России давно созрела и перезре- ла. Она ведется преимущественно как оптимизация по сугубо экономиче- ским критериям. Данная работа содержит эскиз действий, которые способ- ны скорректировать преобразования в связи с ориентацией университетов на реальный рынок труда. Такая корректировка содержит ряд существен- ных шагов, направленных на создание глубокого социального партнерства государства, бизнеса и академического сообщества.

Добавлено: 4 декабря 2016
Статья
Доронина А. А. Философские науки. 2020. Т. 63. № 6. С. 65-81.

Статья посвящена философскому анализу творчества И.А. Бунина и В.И. Иванова с точки зрения их оценки истории России, русской культуры, литературы и языка. Выявляется сближение и расхождение позиции Ивана Бунина и Вячеслава Иванова по отношению к событиям русской революции. В работе делается попытка показать особое положение, которое занимает творчество И.А. Бунина и В.И. Иванова в литературе Серебряного века, а также отношение поэтов друг к другу. Отдельное внимание уделяется критике в адрес поэтов со стороны их современников. В статье рассматривается специфика восприятия В.И. Ивановым и И.А. Буниным русской революции 1917 года в рамках их идейно-художественных и социально-политических представлений, проясняются критерии эстетической и этической оценки революционных событий. Особое внимание уделено трактовке Ивановым глубинных причин революции: кризиса индивидуализма и стремления к новой органической эпохе. В статье также обсуждаются отношение писателей к орфографической реформе 1918 года, особенности понимания Ивановым и Буниным языка и его значения для нации, а также основные выводы, к которым приходят В.И. Иванов и И.А. Бунин в своих интерпретациях революционных изменений в стране. Автор приходит к выводу, что образ России, ее культуры и революции имеет в художественном мироощущении В.И. Иванова и И.А. Бунина важные отличия, ввиду несовпадения их экзистенциальных позиций в отношении религии, мистики, социального и политического устройства страны, а также задач и целей искусства.

Добавлено: 28 сентября 2020
Статья
Кантор В. К. Философские науки. 2010. № 3. С. 117-124.

Статья является эпилогом книги «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки, которая посвящена творчеству Ф. М. Достоевского в несколько неожиданном аспекте. Автор рассматривает романы писателя как высказывание своего рода библейского пророка, посланца Бога, обличающего пороки и недостатки своих современников. Достоевского пугала судьба страны, которая порой казалась ему (особенно в «Бесах») оставленной Богом, страны, где торжествует нечисть, а правда и добро бессильны. Петербург тогда был своего рода центром всеевропейских противоречий. И из этого центра выступил русский пророк, который, обличая и бичуя, вопреки своей любимой идее о «народе-богоносце», понуждал свой народ стать не банальным народом-богоносцем (когда, как у Ницше, народ имеет своего особого национального бога), а богоизбранным народом, подчиняющимся законам, данным христианским — наднациональным — Богом, народом, способным жить по Божьим заповедям. Эта сверхзадача Достоевского произвела впечатление на европейских мыслителей и писателей, назвавших его властителем дум XX столетия, когда в Европу пришли сходные проблемы в эпоху восстания масс. Понятно, что воздействие таких произведений, как романы До­стоевского, требует длительного исторического времени. Даже за одно столетие они не усваиваются. Но это и обещает им долгую жизнь. Автор показывает, что творчество Достоевского сохранило для мира от забвения смыслы и предчувствия петербургской России.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Кантор В. К. Философские науки. 2010. № 3. С. 117-124.
Добавлено: 9 июля 2010
Статья
Ищенко Н. И. Философские науки. 2013. № 7. С. 65-78.

Работа посвящена сравнительному анализу экзистенциально-онтологических концепций М. Хайдеггера и Х. Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В ней утверждается, что, в отличие от учения о человеческом существовании М. Хайдеггера, согласно которому раскрытию смысла бытия должен предшествовать анализ априорных структур экзистенции, философская антропология Х. Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование всего миропонимания в доэмпирической антропологии как в теоретическом учении о «бытии-сознании». Согласно Плеснеру, философия человека невозможна без философии природы, поскольку способ существования человека можно постиг- нуть только как способ бытия природного существа. На этом основании предметом философии, по Плеснеру, должна выступать не теоретическая, а «живая», или природная, экзистенция.

Добавлено: 13 ноября 2013
Статья
Розов М. А. Философские науки. 2008. № 3. С. 21-34.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2013. № 1. С. 24-38.

На основе ранее предложенной ценностно-нормативной модели социогенеза предлагается систематизация представлений о политической культуре, политических идеологиях, а также методика построения профилей политических культур и их динамики.

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Селиверстов В. В. Философские науки. 2019. № 1. С. 106-120.

Данная статья посвящена анализу понятия Sachverhalt в австрийской философской традиции XIX века. В частности, речь идёт о текстах Бернарда Больцано, Рудольфа Лотце, Юлиуса Бергмана, Франца Брентано, Карла Штумпфа, Антона Марти и Алексиуса Майнонга. Включение понятия Sachverhalt, или положения вещей, или со-бытия в обширные философские дискуссии связано с работами Л. Витгенштейна. Менее известны исследования на эту тему феноменолога  Адольфа Райнаха. Райнах критикует предшествующие теории суждения, в том числе те, которые строились на оценке, утверждении или отрицании отдельного предмета, в то время как введение понятия Sachverhalt позволяет решить ряд логических противоречий, возникающих перед теорией суждения. Ключевой вопрос данного исследования – существовала ли единая традиция использования  понятия Sachverhalt до концепций Райнаха и Витгенштейна? Мы встречаем этот термин у Лотце и Штумпфа, но какое место он занимает в их концепциях? Решает ли он те задачи, о которых пишет Райнах? В данном исследовании я собираюсь ответить на вопрос, насколько справедлива критика Райнаха, а также проанализировать различные теории суждения в австрийской философии, чтобы определить, возможно ли вообще говорить о Sachverhalt как единой сущности, объединяющей концепции всех авторов в австрийской традиции.

Добавлено: 14 апреля 2018
Статья
Сохань И. В. Философские науки. 2013. № 10. С. 140-152.

В статье рассматриваются два базовых философских подхода к анализу пищи и гастрономической культуры. Анализ Порфирия базируется на системе бинарных дефиниций — голод/аппетит, страдание/наслаждение, тело/душа, грязь/чистота.  Э.Левинас  рассматривает пищу как превращение иного в тождественное, трапезу как сопричастность, еду как опыт искренности существования. Эти два концепта задают методологические рамки для анализа современной гастрономической культуры. 

Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2010. № 1. С. 51-72.
Добавлено: 22 февраля 2011
Статья
Ерохина Ю. В. Философские науки. 2019. Т. 62. № 3. С. 77-96.

Статья посвящена анализу выдвинутого Г. Хезлитом тезиса о том, что юриспруденция разработала такие методы и принципы решения правовых проблем, которые могут также служить руководством при решении этических проблем. В статье критически рассматривается аргументация этого тезиса Г. Хезлитом и Л. Игером, определяется влияние утилитаристских идей И. Бентама на становление системы взглядов Г. Хезлита. Не будучи юристом, Г. Хезлит в работе «Основания морали» обратил внимание на то, что право влияет на мораль. В этической концепции Г. Хезлита особая роль в формировании моральных правил отводится судебному прецеденту. Г. Хезлит проводит аналогию между формированием общих правил в сфере морали и в сфере права. С помощью формулы выработки моральных правил, предложенной Г. Хезлитом, в статье рассматривается ситуация с трех позиций (субъекта действия, объекта действия и беспристрастного наблюдателя), анализируется пример из судебной практики. Несмотря на то, что Л. Игер развивает идеи Г. Хезлита, он использует иную аргументацию при обосновании основного тезиса. Законы с необходимостью должны провозглашать нормы морали, считает Л. Игер. Однако аргументы Г. Хезлита и Л. Игера необходимо рассматривать критически, что и сделали некоторые исследователи. В качестве дополнительного аргумента при обосновании тезиса предлагается использовать механизм согласительных процедур в качестве модели решения этических проблем. Делается вывод, что основной тезис состоятелен, но требует дополнительной аргументации и осмысления со стороны философов права.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Шалагинов Д. С. Философские науки. 2015. № 5. С. 67-79.
В статье проанализирована проблема единства/множества в современных онтологических построениях. Основное содержание работы посвящено рассмотрению модусов трансформации единства в так называемых нестабильных онтологиях на примере концепций представителей онтологии избытка (Ж. Делёз, А. Негри, П. Вирно).
Добавлено: 21 апреля 2016
Статья
Кондорсе Ж. Философские науки. 2015. № 9. С. 141-152.
В предлагаемом тексте раскрываются взгляды Ж.А. Кондорсе – французского философа-просветителя, математика и социолога, знаменитого писателя и политического деятеля – на общественное образование. Автор рассматривает общественное образование как долг общества перед гражданами. Он считает общественное образование средством для установления равенства прав людей и недопущения подчинения, поскольку, по его мнению, образовательное неравенство является одним из основных источников тирании
Добавлено: 6 апреля 2015
Статья
Карпенко И. А. Философские науки. 2020. Т. 63. № 2. С. 63-82.

Статья посвящена проблеме интерпретации следствий многомировых концепций современной физики, связанных с подходами к созданию «теории всего», а также зависимости сознания от конкретной физической реальности. В качестве отправных объектов анализа берутся сценарий хаотической инфляции и модель струнного ландшафта. Рассматриваемые многомировые концепции предполагают существование множества (возможно, бесконечного) вселенных с различными фундаментальными принципами (законами природы), управляющих физикой той или иной реальности. Исследование опирается на следующие методы: герменевтический (анализ и интерпретация источников), метод компаративистики (сопоставление концепций в их историческом развитии), диалектический метод (анализ концепций в различных интерпретациях), метод формальных переводов (заключается в переводе одной формальной теории на язык другой, более простой, что позволяет упростить описание), метод научного моделирования (построение теоретических моделей, адекватно отражающих содержание физических теорий). В ходе анализа специфики физических теорий (критериев и требований к ним), претендующих на описание множества всех возможных миров, оказывается под вопросом применимость эксперимента и статус математического доказательства. В контексте проблемы описания возможных миров обсуждается вопрос о «невозможных» мирах и вероятных способах их определения в целях установления пределов такого описания. Главным результатом исследования является обоснование (на основе оригинальной критики солипсизма) того, что каждому типу мира должна соответствовать определенная структура сознания, заданная базовыми физическими принципами исходной реальности (и, вероятно, другая математика). Это, вероятно, означает, что может не существовать единой «теории всего», включающей все возможные математические и физические фундаментальные структуры, т.к. каждая из них обусловливает специфический тип сознания (там, где оно возможно).

Добавлено: 31 мая 2020
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2017. № 7. С. 33-44.

Понятие воли – одно из наиболее распространенных в современных гуманитарных и социальных науках. Вместе с тем его использование испытывает до сих пор серьезные проблемы уточнения содержания и операционализации. В данной работе рассматривается дискурс воли в современной политической науке и нейропсихологии. Это позволяет систематизировать основные компоненты тематизации воли, а также проследить важные следствия такой систематизации для методологии науки, права и морали. Главный вывод заключается в совместимости каузальной детерминации и свободы воли. Их совместимость основывается на фундаментальной роли ответственности, которая обеспечивается социально-культурными практиками. Социализация вырывает личность из естественных причинноследственных связей, замыкает их на личность, превращая ее в causa sui – посредством воспитания, образования, наказаний и поощрений. Сознание и свобода являются эпифеноменом культуры. Первичным фактором является ответственность. Тем самым, с помощью рефлекторного механизма диспозициональная природа мотивации получает закрепление в нейрофизиологичких процессах. В заключение подчеркивается, что междисциплинарный характер концепта воли является примером соотношения нарративов объяснения в естественных и гуманитарных науках.

Добавлено: 20 ноября 2017
Статья
Рябушкина Т. М. Философские науки. 2015. № 6. С. 72-86.

Цель данной статьи – исследовать разделяемый большинством феноменологов (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, Д. Захави) взгляд на сознание, который опирается на идею о существовании пререфлексивного самосознания и может быть назван одноуровневым отчетом о сознании, сопоставив этот отчет с так называемой «теорией мысли высшего порядка» (HOT-теорией), которая, в свою очередь, стремится прояснить структуру сознательных метальных состояний. В свете проведенного анализа, автор пытается разрешить трудности указанных направлений мысли путем обращения к исследованию досознательного процесса познания как необходимого условия возможности сознания.

Добавлено: 14 марта 2015
Статья
Хоружий С. С. Философские науки. 2008. № 2. С. 10-31.
Добавлено: 7 ноября 2008
Статья
Мишура А. С. Философские науки. 2019. Т. 62. № 10. С. 102-120.

Цель данной статьи – обнаружить противоречие, которое ведет к возникновению проблемы удачи в либертарианских теориях свободы воли. Статья разделена на три части. В первой части кратко формулируются основные принципы либертарианского подхода к пониманию свободы воли, выделяются ценности, мотивирующие сторонников данного подхода. Разделяются два понимания ценности автономного агента: причинная автономия и субстанциальная автономия, каждая из которых представляется значимой для либертарианского понимания свободы воли. В контексте данных ценностей осмысляется различие между ключевыми направлениями метафизического либертарианства в современной философии. Во второй части анализируются основные версии аргументов от удачи, а также защитные стратегии либертарианцев в отношении данных аргументов. Кроме того, демонстрируется, какие преимущества имеет позиция компатибилизма в контексте проблемы удачи. В третьей части эксплицируется противоречие, которое обуславливает возникновение проблемы удачи в либертарианских теориях. Демонстрируется, что приписывание моральной ответственности либертарианскому агенту приводит к противоречиям, поскольку индетерминизм исключает возможность с необходимостью переходить от суждения о поступке, к суждению о моральной ответственности личности, которая его совершила.

Добавлено: 26 ноября 2019
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2015. № 10. С. 61-78.

В работе представлен генезис одного из ключевых концептов философии личности, а именно понятия Другого. Анализ проведен с опорой на два ключевых подхода к этой теме – философский и психологический. В рамках первого подхода главным героем настоящей статьи является Г. Гегель, а в рамках второго – Ж. Лакан.

Добавлено: 29 марта 2015