• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кондратьев М. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 2-24.

Статья выстроена в логике ответов автора на выступления А.В. Лоргуса, В.И. Слободчикова, В.М. Розина, прозвучавшие в дискуссии «Психология — с религией или без нее?». При этом рассматриваются как неприемлемые смешивание «христиански ориентированными» психологами понятий «душа» и «духовность», а также «примирительно-успокаивающая» позиция профессионального философа по поводу полемики о предметном поле психологии. Отмечается также и нежелание участников дискуссии в ее рамках всерьез обсуждать вопросы, касающиеся достаточно агрессивных попыток церкви прорваться в сферу современного светского российского образования.

Добавлено: 28 июня 2013
Статья
Shmelev I. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No. 2. P. 133-149.
Добавлено: 15 января 2016
Статья
Штроо В. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 1. С. 151-157.

Организационная действительность имеет как рациональные, так и иррациональные основы, организационное поведение человека регулируется не только сознательными, но и бессознательными процессами. Развитие организации, происходящее вслед за изменениями окружающей среды, неразрывно связано с необходимостью организационных изменений. Если они не учитывают особенностей существующей организационной культуры, то она сопротивляется настолько сильно, что это может привести к распаду организации. Следовательно, категория групповой (организационной) психологической защиты становится неотъемлемой категорией социально-психологического подхода к анализу всего комплекса проблем реальной практики организационных изменений.

Добавлено: 26 апреля 2015
Статья
Волкова Д. Э., Орлов А. Б., Орлова Н. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 89-119.

В статье с опорой на философскую и психологическую зарубежную и отечественную традиции рассматриваются три формы опосредования: знаковая, метафорическая и символическая; анализируется их связь со становлением субъектных смысловых структур человека, а также их роль и место в психотерапевтическом процессе. Вы деляются, дифференцируются и описываются знаковые, метафорические и символические способы выражения внутренних содержаний клиента в процессе психотерапии, показывается связь способов опосредования с трехаспектной структурой субъектности, выделяемой в триалогическом подходе.

Добавлено: 14 января 2011
Статья
Сидоренков А. В., Сальникова Е. С., Штроо В. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. С. 551-561.

Цель исследования — изучить связи трех уровней идентичности (групповой, микрогрупповой и межличностной) по трем компонентам в каждом (когнитивному, аффективному и поведенческому) со вкладом работников в деятельность производственных групп. Выборка включала 302 сотрудников из 35 малых производственных групп в организациях с разным профилем деятельности. Для сбора эмпирических данных были использованы «Опросник межличностной идентичности», «Опросник микрогрупповой и групповой идентичности» и «Субшкала вклада в деятельность» из «Опросника лидерства, вклада и стиля межличностного поведения». Указанные методики включены в компьютерную технологию «Групповой профиль — Универсал», посредством которой проводилось обследование участников. Для анализа полученных данных использовался регрессионный анализ. Обнаружено, что предиктором вклада работников в деятельность группы является групповая идентичность по трем компонентам, а также межличностная и микрогрупповая идентичность по аффективному компоненту. Более сильным предиктором (по количеству компонентов идентичности и значимости связи) является групповая идентичность. Среди трех компонентов наиболее представленным в выявленных связях оказался аффективный компонент. Сделано предположение, что связи трех уровней идентичности со вкладом работников могут создавать взаимный компенсаторный эффект. Другими словами, ослабление одного уровня идентичности (по одному или нескольким компонентам) может компенсироваться наличием или даже усилением другого уровня идентичности, тем самым поддерживая организационное поведение на высоком уровне. Обозначена перспектива исследования, которая заключается в выявлении промежуточных переменных в связи между переменными (уровнями и компонентами) идентичности сотрудников и их вкладом в группу.

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Спиридонов В. Ф., Абисалова Е. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 122-130.

Традиционно креативность понимается как стабильное свойство личности или познавательной сферы, неподверженное целенаправленному изменению в экспериментальных условиях. Проведенное с помощью семантического прайминга исследование показало ошибочность подобных представлений в отношении вербальной креативности. Использование в качестве праймов редких и частотных ответов на тест использования предметов Гилфорда привело к статистически значимым различиям по оригинальности ответов между группами испытуемых, получивших разные праймы. Причем прайминг повышал не частоту использования подсказанных категорий, а оригинальность ответов испытуемых. Возможные объяснения опираются на общие механизмы организации семантической памяти и на феномен ситуативной активации стереотипов.

Добавлено: 14 января 2013
Статья
Спиридонов В. Ф. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 122-130.

Традиционно креативность понимается как стабильное свойство личности или познавательной сферы, неподверженное целенаправленному изменению в экспериментальных условиях. Проведенное с помощью семантического прайминга исследование показало ошибочность подобных представлений в отношении вербальной креативности. Использование в качестве праймов редких и частотных ответов на тест использования предметов Гилфорда привело к статистически значимым различиям по оригинальности ответов между группами испытуемых, получивших разные праймы. Причем прайминг повышал не частоту использования подсказанных категорий, а оригинальность ответов испытуемых. Возможные объяснения опираются на общие механизмы организации семантической памяти и на феномен ситуативной активации стереотипов

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Осин Е. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91-110.

В статье представлены результаты разработки методики «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (ШПАНА) на основе англоязычной методики PANAS. Кросс-культурная эквивалентность краткой версии методики из 20 утверждений проверялась с помощью мультигруппового конфирматорного факторного анализа с использованием данных англоязычной (N = 450) и русскоязычной (N = 475) выборок. Показана сопоставимость двух методик на уровне эквивалентности единицы измерения. Методика ШПАНА показывает высокую надежность и предсказуемые связи с другими шкалами субъективного благополучия. Обсуждаются культурные и гендерные различия в показателях негативного и позитивного аффекта. Представлены также данные о латентной структуре набора из 57 русскоязычных дескрипторов эмоций, сопоставимого с расширенной версией методики PANAS-X.

Добавлено: 17 января 2013
Статья
Улановский А. М., Матюхина А. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 55-73.

Статья посвящена проблематике религиозных переживаний. Обсуждаются направления современных исследований в области психологии религии. Дан анализ проблем исключительности/ординарности религиозных переживаний, их подобия/различия у представителей разных религий, их связи с религиозным дискурсом. Показаны специфика и преимущества феноменологических исследований религиозности, ориентированных на анализ субъективных самоотчетов испытуемых и литературных свидетельств. Представлено исследование переживаний кришнаитов, связанных с их религиозным обращением, повседневной жизнью, духовной практикой, соблюдением религиозных обязательств. В рамках исследования демонстрируется связь между спецификой религиозных переживаний испытуемых и особенностями их религиозного дискурса.

Добавлено: 13 марта 2013
Статья
Кошелева Н. В., Осин Е. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 135-143.

В статье рассматривается проблема связи имплицитных представлений о верующих и атеистах с демографическими и мировоззренческими характеристиками носителей этих представлений. Описано исследование, посвященное изучению этой связи на выборке студентов (N=216) с использованием методики «24 добродетели», опирающейся на концепцию личностных достоинств (К. Петерсон и М. Селигман). Обнаружены значимые различия между представлениями студентов о верующем и атеисте, а также связи содержания этих представлений с гендером и мировоззрением студентов. Склонность верить в сверхъестественное определяла степень содержательного соответствия представлений студентов о верующем и атеисте с их представлениями об идеале и о себе. Результаты ставят вопрос о взаимозависимости между развитием у субъекта определенных типов мировоззрения и его имплицитных представлений о людях, которым эти типы присущи.

Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 89-106.

Выявлены межкультурные различия в имплицитных теориях инновативности: у русских более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа и Тувы – социальные (N=804). С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на личный опыт инноваций через установки по отношению к инновациям. Влияние имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской) и не является значимым в более модернизированной (русской) культуре. Установки по отношению к инновациям влияют на опыт инноваций по всех трех культурах.

Добавлено: 12 мая 2012
Статья
Шадриков В. Д., Мушин А. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 145-157.

С позиции авторского понимания мысли как потребнострно-эмоционально-содержательной субстанции, отражающей связь вещи и ее признака, рассматривается процесс порождения предметных мыслей. На основе данных проведенного экспериментального исследования доказывается, что процесс мыслетворчества носит ярко выраженный индивидуальный характер. Это проявляется как в количестве выделяемых мыслей-признаков, связанных с одним и тем же предметом, так и в качественном своеобразии выделяемых мыслей-признаков.

Добавлено: 11 декабря 2014
Статья
Татарко А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 71-88.

Проанализирована феноменология социально-психологического капитала, рассматриваемого в качестве ресурса психологических отношений, на основе которого формируется социальный капитал. Проведен кросс-культурный анализ влияния ценностных ориентаций на социально-психологический капитал. На примере представителей трех этнических групп (русские, n=103; чеченцы, n=100; ингуши, n=109) показано, что, хотя влияние индивидуальных ценностей на социально-психологический капитал подчинено ясной логике, оно может иметь культурную специфику. Ценности Выхода за пределы собственного «Я» (Благожелательность, Универсализм) оказывают позитивное влияние на социально-психологический капитал поликультурного общества, а ценности Самоутверждения – негативное. Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на гражданскую идентичность, но отрицательно на воспринимаемый социальный капитал. Ценности Сохранения позитивно влияют на гражданскую (российскую) идентичность у представителей этнической группы ингушей.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Антонова Н. В., Дятлова А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 59-68.

В статье рассматривается имидж как социально-психологический феномен, представлена авторская модель формирования имиджа, доказывается связь ииджа и идентичности личности.

Добавлено: 24 декабря 2012
Статья
Спиридонов В. Ф., Лифанова С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 54-63.

Выполнено экспериментальное сравнение предсказаний двух конкурирующих теоретических моделей, по-разному объясняющих процесс решения задачи «9 точек». Первая из них опирается на понятие инсайта (скачкообразное переструктурирование репрезентации задачи, которое приводит к нахождению ответа), вторая постулирует пошаговое приближение к цели и отрицает существование резких изменений репрезентации в ходе решения. Экспериментально изучались ментальные операторы – процедуры, обеспечивающие последовательное приближение к цели, описанные в теории задачного пространства Ньюэлла и Саймона. Было показано, что названные операторы не имеют ключевого значения для решения задачи «9 точек». Получены аргументы в пользу классического понимания инсайта.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Татарко А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 216-231.

 

Современный мир характеризуется активными миграционными процессами, и различные страны реагируют на эту реальность по-разному. Одни страны более открыты к мигрантам, другие – менее. В социальных науках изучались различные эффекты интеграционной миг- рационной политики, прежде всего для мигрантов. Связь интеграционной миграционной политики с установками этнического большинства изучена меньше. Есть данные, показы- вающие, что мультикультурная политика общества и политика, направленная на интегра- цию мигрантов, связана с позитивными установками по отношению к мигрантам и снижением воспринимаемой угрозы. С другой стороны, есть данные, указывающие на то, что открытая иммиграционная политика общества может встречать сопротивление со сто- роны представителей принимающего населения. Опираясь на данные европейских стран, мы рассмотрели связь восьми показателей иммиграционной политики, составляющих индекс интеграционной политики в отношении мигрантов (MIPEX), с тремя переменны- ми, характеризующими отношение к мигрантам и миграции в целом (допустимость мигра- ции, польза миграции, институциональная поддержка миграции). В исследовании нами использовались данные индекса интеграционной миграционной политики (MIPEX) за 2014 г., а также показатели отношения к мигрантам в 17 европейских странах по данным Европейского социального исследования (ESS) (всего более 30 000 респондентов) за 2016 г. Такой дизайн позволил нам разнести во времени причину (иммиграционную политику) и возможное следствие (отношение к мигрантам). Из данных ESS мы выбирали только результаты ответов представителей этнического большинства. Для обработки использова- лось многоуровневое моделирование структурными уравнениями в программе MPLUS. Результаты исследования показали неоднозначность связи как всего индекса MIPEX, так и его составляющих с различными представлениями принимающего населения о мигран- тах и миграции. В работе обсуждается, какие из аспектов интеграционной политики (на примере европейских данных) в отношении мигрантов имеют позитивные, а какие – нега- тивные связи с отношением принимающего населения к мигрантам.  

Добавлено: 23 октября 2019
Статья
Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 10-21.

В нашем исследовании, выполненном на выборке n=116 взрослых испытуемых из группы условной нормы, измерялся вербальный, флюидный и общий интеллект. Участники исследования проходили Айова-тест в русскоязычном варианте компьютеризированного стандарта условий IGT, разработанного Р. Грасманом и Е. Вагенмейкерсом.На основе регрессионного анализа показано, что предиктором успешности выборов в IGT (по зависимой переменной накопленное предпочтение «хороших» колод) выступает общий интеллект; причем в трех последних блоках игры. Вербальный IQ также стал положительным предиктором предпочтений «хороших» колод в блоке 4. Однако интеллект он не является предиктором на самом первом этапе игровой ситуации, когда она максимально неопределенная, и когнитивные ориентиры еще не выявлены. Полученные в нашем исследовании результаты отражают динамику компонентов принятия решения, связанных с изменением ориентировки в условиях IGT и изменением регуляции со стороны интеллекта.

Добавлено: 13 января 2018
Статья
Титов Р. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 138-147.

В статье описываются введенные в теории самодетерминации конструкты автономной и контролируемой, т.е. глубоко и поверхностно интернализированной мотивации, и их применение к области религии. Исследования подтверждают общие выводы, например, что одна и та же деятельность в зависимости от мотивации может иметь противоположные последствия для психологического благополучия человека, и затрагивают специфические для религии вопросы – буквальный и символический подходы к вере, экстремизм.

В эмпирической части статьи представлены данные апробации русскоязычной версии опросника автономной и контролируемой мотивации в области религии (Интрел).

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Ясин Е. Г. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 25-36.

В статье перед обществоведами ставится задача изучения роли культуры в развитии разных стран и цивилизаций и высказывается убеждение, что научные исследования в области влияния институтов, культуры, ценностей на развитие инновационной экономики могут способствовать лучшему обоснованию политики государства и созданию благоприятной атмосферы для реализации творческого потенциала россиян. Предлагается схематическая модель культуры, усвоенной индивидом на трех уровнях: 1) общественные мнения и настроения; 2) представления и установки; 3) ценности. На основе работ Г. Хофстеда, Р. Инглхарта и Ш. Шварца предлагаются 4 возможных оси измерения культур: индивидуализм - коллективизм; свобода (равноправие) - иерархия (порядок); открытость изменениям - консерватизм (традиционность); самореализация (достижительность) - гармония (равновесие).

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4. С. 135-143.

В статье приводятся результаты исследования на российской выборке относительно нового социально(психологического конструкта «социальные аксиомы». Исследование показало, что универсальная структура социальных аксиом, полученная М. Бондом и К. Леунгом в кросс(культурных исследованиях, воспроизводится на российской выборке с некоторыми изменениями и имеет свою специфику. Дополнительно авторами выявлен ряд взаимосвязей социальных аксиом с социально-экономическими и социально(политическими представлениями россиян.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 37-57.

Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров  такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции  рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального  (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. Цель исследования: выделить основные (представленные на факультете) подходы к изучению рефлексии,  эсплицировать их концептуальные основы и охарактеризовать теоретико-экспериментальные достижения.

Добавлено: 19 марта 2014