• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сахаров А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 85-96.

Данная статья посвящена рассмотрению позиций Канады по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих Канаде на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся тематик содействия международному развитию, «зеленого роста», а также осуществления структурных реформ.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Киртон Д. Д., Брэхт К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

Авторы статьи рассматривают тенденции развития и уровни неравенства в Канаде. Несмотря на то, что Канада достаточно успешно решает проблему неравенства, в обществе высока социальная мобильность, распределение доходов среди населения остается несправедливым: рост доходов 1% богатейшего населения растет на  протяжении последних десятилетий, а рост доходов малоимущих падает. Кроме того, неравенство в Канаде растет быстрее, чем в США и других странах ОЭСР. Неравенство в стране зафиксировано среди отдельных граждан, городов и регионов. Авторы отмечают, что в атлантических регионах наименее развито неравенство по сравнению с наиболее богатыми ресурсами провинциями, такими как Альберта.Неравенство доходов также растет в крупнейших городах Канады: Ванкувере, Торонто и Монреале. Была выявлена корреляция между уровнем неравенства доходов и продолжительностью жизни. Особенно резко неравенство доходов проявляется между коренными канадцами (индейцами) и другими жителями Канады. У коренных канадцев меньше возможностей трудоустройства, часто они не могут обеспечить свои базовые потребности.

Причинами неравенства были названы различия в оплате квалифицированных и неквалифицированных работников, сдвиги в структуре рынка труда.

Неравенство, по мнению авторов, может быть преодолено за счет создания большего количества рабочих мест; роста инвестиций в образование, в том числе непрерывное образование; реформирования системы выплаты социальных пособий и налоговой системы; расширения доступа наиболее уязвимых групп населения к качественным социальным услугам: здравоохранению, образованию; социальному обеспечению.

 

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 97-108.

Китай занимает лидирующие позиции в мире по темпам экономического развития, численности населения и ряду других важнейших социально-экономических показателей. В то же время, в стране остается нерешенным целый комплекс проблем, присущих развивающимся странам.

В результате практически все глобальные риски с точки зрения властей КНР имеют высокую степень актуальности. Принятие мер в отношении них рассматривается, с одной стороны, как способ укрепления позиций страны в мире, с другой, – как инструмент внутреннего развития, дающий возможность поддержания высоких темпов роста.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Ван И. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В статье рассматриваются тенденции и причины неравенства доходов в Китае, влияние различных форм неравенства на развитие экономики Китая. Представлены рекомендации по борьбе с неравенством в Китае.

Несмотря на то, что экономика Китая интенсивно развивается, и, в целом, доход жителей страны растет, значения коэффициента Джини остается высоким. Авторы выделяют для анализа несколько форм неравенства, прежде всего региональное, гендерное, неравенство между различными отраслями экономики и неравенство между классами. Рост неравенства негативно сказывается на экономике Китая, уменьшая внутренний спрос и  затрудняя оптимизацию структуры экономики. В качестве мер по преодолению неравенства рекомендуется создание системы, в которой доминирует распределение доходов в зависимости от затраченного труда, но при этом существуют различные способы распределения доходов; усиление контроля правительства за проведением социальных реформ и изменение дуалистической сельско-городской структуры экономики. В качестве инструментов сокращения неравенства могут быть использованы механизмы налоговых льгот, развитие чувства социальной ответственности предпринимателей.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 6. С. 4-8.
Статья освещает приоритетные направления будущего развития молодежной политики в Европе и за ее пределами, рассмотренные в рамках 8й Международной конференции министров, ответственных за молодежную политику, стран-членов Совета Европы. Анализируется Повестка 2020, принятая министрами в рамках конференции и содержащая комплекс политических мер и шагов, необходимых для развития молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы. А также рассматриваются основные инструменты молодежной политики, направленные на эффективность реализации будущей молодежной политики и опирающиеся на принципы многостороннего сотрудничества и взаимодействия и со-управления молодежной сферой в соответствии с ключевыми демократическими ценностями.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Бирюкова О. В., Данильцев А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14. № 1.

Международная торговля находится в постоянном развитии, что приводит к необходимости выработки адекватных ответов со стороны международных экономических институтов, участвующих в ее регулировании. Авторы приходят к выводу, что инициативы международных организаций в области глобального регулирования электронной торговли значительно отстают от практики. Несмотря на динамичное развитие цифровой экономики, международным институтам пока не удается выработать механизмы контроля на многостороннем уровне за отдельными ее элементами. Поэтому сегодня ВТО и ряд других организаций стоят перед необходимостью выработки новых механизмов для регулирования торговли в условиях цифровизации. От этого будут, во многом, зависеть не только новые правила торговой политики, но и судьба самих этих организаций, их расстановка в иерархии влияния международных институтов.

Показано, что странам удается более комплексно регулировать различные аспекты электронной коммерции на двустороннем и плюрилатеральном уровнях. Использование положений о цифровой торговле, разрабатываемых в рамках региональных торговых соглашений и в плюрилатеральном формате, а также сотрудничество стран на других площадках (АТЭС, ОЭСР, «Группе двадцати») может оказать содействие в создании будущих соглашений ВТО, регулирующих цифровую торговлю.

Добавлено: 17 марта 2019
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 100-114.

В статье представлена методология комплексного исследования по оценке роли вузов в региональном развитии, адаптированная для изучения опыта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в содействии развитию регионов Дальневосточного федерального округа. В целях исследования для систематизации и последующей оценке опыта СВФУ в содействии региональному развитию были выделены три ключевых направления, в которых роль университета может быть наиболее заметна: инновационное, научно-образовательное и социо-культурное развитие. Данные направления соответствуют функциям, которые призваны выполнять федеральные университеты, и соотносимы с основными направлениями, в которых также ожидается прогресс регионов Дальневосточного федерального округа. В ходе исследования был проведен анализ состояния социально-экономического развития территории ДВФО и реализации Программы развития СВФУ, осуществлен синтез результатов, сформулированы предложения по проведению оценки потенциала вуза в развитии территории. В целях исследования разработан инструментарий для анализа результатов Программы развития университета с точки зрения эффективности полученных результатов для достижения целей развития территории ДВФО. Полученные результаты носят прикладной характер и могут быть использованы для разработки концепции позиционирования университета как агента инновационного развития территории, развития «платформы взаимодействия» университета с региональными стейкхолдерами для содействия развитию территории; внесения корректив в будущие этапы программы развития с более точным учетом потребностей территории на основе выявленных конкурентных преимуществ университета в научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в части реализации университетом совей социальной функции. Проведенное исследование закладывает основу для дальнейшего изучения потенциала университета в продвижении своих возможностей для более эффективного содействия развитию территории. Исследование проведено в рамках проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научнообоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», выполняемого в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г., реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ совместно с Институтом перспективных технологий в образовании СВФУ.

Добавлено: 24 июля 2013
Статья
Бордачев Т. В., Пятачкова А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 3. С. 33-51.

Последние два-три года стали временем небывалого по масштабам всплеска интереса к евразийской тематике. Российская инициатива создания Большой Евразии, которая видится как основная концептуальная рамка для продвижения различных проектов сотрудничества в регионе, часто критикуется за отсутствие конкретного наполнения по ее реализации. Учитывая растущее число региональных инициатив, в том числе со стороны Китая и Индии, России необходимо не только сформулировать привлекательную идею, но и показать ее востребованность и эффективность. Концепция Большой Евразии, несмотря на отсутствие для ее реализации объективных исторически сложившихся условий, может стать рациональным практическим воплощением широкого спектра приоритетов развития и обеспечения безопасности для широкой группы стран региона. Проблема исследования заключается в отсутствии объективных исторических предпосылок создания Большой Евразии при наличии широкого спектра субъективных причин. В начале статьи анализируются предпосылки возникновения Большой Евразии, а также различные способы восприятия и  политической интерпретации евразийского пространства. В  силу исторических причин проекты по консолидации Евразии в основном оставались на бумаге, однако текущие региональные и глобальные тренды создают подходящие условия для их воплощения на практике. В исследовании проводится анализ содержательного наполнения евразийской интеграции и  возможных форматов сотрудничества. Особый акцент сделан на  вопросах безопасности, экономическом взаимодействии, а также развитии институтов на евразийском пространстве. Подчеркивается необходимость реформы ОБСЕ с целью приближения ее деятельности к текущим геополитическим условиям. Также рассматриваются перспективы развития ШОС и ее роль в Большой Евразии. Отдельное внимание уделяется отношениям с потенциальными участниками Большой Евразии (включая европейские страны) и внерегиональными акторами, а также использованию опыта европейской интеграции для развития евразийского пространства. Подчеркивается необходимость большего внимания к вопросу государственного суверенитета при взаимодействии в рамках ЕАЭС (по аналогии с европейским опытом представителей и  экспертных групп), а также укрепления институционального потенциала ЕАЭС.

Добавлено: 19 октября 2018
Статья
Медведев С. А., Томашов И. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 21-28.

В статье анализируется концепция глобальных общественных благ и предлагаются рекомендации по международному сотрудничеству с целью их создания и сохранения.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Братерский М. В., Скриба А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 2. С. 130-144.

Данная статья рассматривает место «мягкой силы» во внешней политике США как в плане теории, так и конкретного внешнеполитического механизма. Отмечается, что в последние два десятилетия «мягкая сила» стала более востребованным инструментом в международных отношениях, так как по разным при­чинам использование «жесткой силы» сегодня имеет множество ограничений.

Авторы выделяют в «мягкой силе» ее пассивную (имманентную стране) и активную (деятельную) составляющие, и представляют свою точку зрения на природу и особенности применения «мягкой силы». По их мнению, применение мягкой силы носит более долгосрочный и менее оперативный характер, ею трудно управлять, и она не предназначена для решения конкретных внешнеполитических вопросов. Вме­сте с тем «мягкая сила» выгодно отличается от «жесткой силы» тем, что при успехе она приводит к более долговременным и надежным результатам.

Статья показывает, что в последние десять лет «мягкая сила» используется США более интен­сивно и осознанно. США всегда обладали существенной пассивной «мягкой силой», а также проводили активные мероприятия по распространению американского мировоззрения и созданию за рубежом благо­приятного образа своей страны, но особое внимание политике применения «мягкой силы» стало уделяться в США с началом «войны с терроризмом» после известных террористических актов. В настоящее время правительственные ведомства США заняты созданием координации усилий различных агентств по при­менению «мягкой» и «жесткой» силы.

Подчеркивается, что особенно интенсивно инструменты американской «мягкой силы» применя­ются на постсоветском пространстве, так как общественно-политическая жизнь в этом регионе все еще характеризуется определенным идейным и ценностным вакуумом, который и стараются заполнить США.

В этой связи подчеркивается, что России следует знакомиться с опытом США и использовать его не столько для противостояния «мягкой силе» США, сколько для проецирования собственного влияния на постсоветское пространство.

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 5. С. 13-16.
Первая половина 2007 г. в ЕС знаменательна не только празднованием 50-летия Римских договоров. В этот период в ЕС произошел ряд важных, весьма различных по своему характеру, но закономерных событий. Торжества по поводу 20-летия программы «Эрасмус», в которой ежегодно принимает участие около 150 тыс. человек, прошли почти одновременно с началом реализации новой программы действий ЕС по обучению в течение всей жизни, пришедшей на смену программе «Сократес». Бюджет семилетней программы в период с января 2007 г. по декабрь 2013 г. составит 6970 млн евро.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 2. С. 4-5.
50-летие Римских договоров, отмечавшееся 25 марта 2007 г. странами-членами ЕС, сопровождалось размышлениями о достижениях и будущем Европейского союза. Осмысление процессов, происходящих в ЕС в настоящее время, и целей ближайшего десятилетия политиками, исследователями, журналистами породило множество противоречивых оценок и прогнозов о будущих сценариях развития ЕС.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Нагорнов В. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 68-91.

Авторы статьи исследуют усилия российской власти по осуществлению модернизации в нескольких взаимосвязанных областях: технологической, экономической и политической. В работе анализируются механизмы, применяемые для технологической модернизации и реформирования политической системы. В статье также изучается роль партнерств с международными организациями в содействии процессам модернизации.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Конышев В. Н., Сергунин А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 3. С. 27-36.

Ресурсы международных организаций создают для России серьезные возможности для развития сотрудничества в Арктике как сегодня, так и в обозримом будущем. Наиболее полезными являются Арктический совет (АС) и Со- вет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). При этом АС должен быть реформирован таким образом, чтобы он превратился в ключевую международную организацию региона, принимающую обязательные для исполнения решения. СБЕР позволяет улучшать дву- и многостороннее сотрудничество на региональном уровне (включая сферу «мягкой» безопасности), а также развивать арктические районы России. Единственным исключением сле- дует считать НАТО, чьи действия в Арктике имеют явно антироссийский характер.

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5. С. 45-49.

В статье рассматривается участие международных организаций в саммите "Группы восьми"; в Тояко в 2008 г. Основное внимание в анализе уделяется оценке вклада международных организаций в результаты саммита, формату взаимодействия международных организаций с "Группой восьми"; конкретным мандатам, переданным международным организациям мандаты в рамках форума "Восьмерки"; 2008 года.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Андронова И. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 6. С. 34-54.
За более чем шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, ее экономическая политика подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны. Что позволило МВФ за столь небольшой срок превратиться в ведущую международную финансовую организацию – субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом?
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Железов Б. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 6. С. 28-38.
Развитие как национальной системы образования, так и международного образовательного сотрудничества на основе проектного подхода, ориентированного на достижение определенных результатов, растущий объем ресурсов, выделяемых на реализацию образовательных проектов, делают актуальным также вопрос об эффективности систем мониторинга и оценки. В статье представлен краткий обзор истории развития мониторинга систем образования, а также обзор систем мониторинга и оценки наиболее крупных проектов, реализуемых международными организациями Европы в сфере образования, в большинстве которых Россия принимает участие. В заключении приведены наиболее общие параметры мониторинга, которые можно считать базовыми для всех образовательных проектов.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Сафонкина Е. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 109-124.

С момента становления «Группы двадцати» как полноценного актора системы глобального управления, Мексика активно участвует в деятельности этого международного института. Председательство страны в «двадцатке» в 2012 г. позволило Мексике реализовать свои национальные приоритеты по ключевым проблемам глобального управления, а также продолжить диалог с партнерами по «двадцатке» в рамках традиционной повестки дня института. В данной статье представлен анализ позиций Мексики по основным проблемам глобального управления. Анализ осуществлен на основе документов «Группы двадцати» и национальных документов (законов, национальных программ, заявлений президента страны и т.д.). В результате были выявлены ключевые приоритеты Мексики, которые в значительной степени определяют ее позицию в «Группе двадцати» и других международных институтах.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Сберро С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена проблемам неравенства в Мексике. Несмотря на интенсивный экономический рост экономики, мексиканское общество остается одним из самых неравных. По данным Национального совета по оценке социального развития 51% населения Мексики являются бедными. Мексика остается страной с одними из самых высоких показателей неравенства в Латинской Америке.

Автором статьи рассматриваются социальные меры по сокращению неравенства, предпринимаемые в пост-революционной Мексике (1940 – 1990гг.) и новые либеральные программы.

Меры по созданию «государства всеобщего благосостояния», предпринимаемые правительством Мексики в период 1940-1990 гг., в целом привели к повышению уровня жизни населения, увеличили доступность образования и здравоохранения, но не сократили бедность. Также в этот период рос разрыв между сельским и городским населением. После кризиса 80-ых годов страна перешла к либерализации экономики. Для сокращения неравенства были запущены программы социальной поддержки уязвимых групп населения: индейцев, женщин, пожилых людей. Однако, несмотря на энтузиазм Правительства, и относительно неплохие экономические показатели бедность не удалось искоренить до конца.

Делается вывод о том, что либерализация торговли и усиление глобализации не могут решить проблемы неравенства доходов населения и правительству Мексики необходимо проводить государственную политику, где предусмотрены меры по обеспечению равенства возможностей.

Добавлено: 21 сентября 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 14-20.
В статье представлена методология разработанная для проведения исследования роли Европейского союза как коллективного участника процессов глобального управления. В качестве аналитической парадигмы был адаптирован функциональный подход, предложенный Джоном Киртоном для оценки деятельности «Группы семи/восьми» и ее роли в глобальном управлении. Используя этот подход, в работе была предпринята попытка проанализировать и измерить вклад ЕС в реализацию основных целей глобального управления: политическое управление на национальном уровне, обсуждение, определение направлений дальнейших действий, принятие решений, реализация решений и развитие глобального управления. Вышеуказанные шесть функций были адаптированы для того, чтобы отразить особый характер ЕС как коллективного члена «Группы восьми».
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 34-69.

В статье раскрывается содержание проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ. Приводятся основные положения методологии сравнительного анализа глобальных, национальных и специализированных рейтингов, выполняемого в рамках проекта для выработки элементов модельной методологии ранжирования российских вузов с учетом международного и российского опыта.

Добавлено: 15 мая 2012