Статья посвящена главным итогам прошедшей третейской реформы как в части последних изменений законодательства, так и в отношении актуальных тенденций судебной практики. На основе зарубежного опыта, глобальных трендов в области международного арбитража определяются ключевые направления развития соответствующей сферы в России.
В статье на основе актуальной практики ЕСПЧ анализируются подходы к сбору и оценке доказательств международными судами. Делается вывод о том, что существующая практика предельно гибкого отношения к доказыванию, использование разного рода презумпций и стандарта “beyond reasonable doubt” несет серьезные риски для системы международного правосудия, прежде всего при рассмотрении жалоб на массовые нарушения прав человека, в том числе в рамках межгосударственных дел. Решение возникших проблем возможно только в ходе диалога наднациональных и национальных юрисдикций, восприятие международными трибуналами подходов, давно выработанных национальными судами.
После кризиса 2008 года, начавшегося как глобальный финансовый кризис банковского сектора и превратившегося в бюджетный кризис в государствах – участниках Европейского Союза, стратегия спасения банков за счёт государственной помощи подверглась критике. Негативная оценка действий наднациональных и национальных властей связана с отсутствием координации действий по предотвращению последствий банкротства банков и их подразделений в различных странах и растратой бюджетных средств на компенсацию потерь недобросовестных менеджеров финансовых организаций. С целью стабилизации банковского сектора государств – участников ЕС было принято решение создать Европейский банковский союз.
Одной из основ Европейского банковского союза является санация и урегулирование несостоятельности финансовых институтов посредством новой стратегии – «bail-in», при которой в случае возникновения сложностей у банка потери компенсируются за счёт средств самого банка и его кредиторов. В рамках настоящей статьи рассматриваются достоинства и недостатки стратегии «bail-in», а также даётся анализ преимуществ и недочётов её предшественницы – стратегии “bail-out”. Актуальность поднимаемой проблемы обусловлена необходимостью анализа причин финансового кризиса 2008 года с целью предотвращения в дальнейшем их негативного воздействия на банковский сектор ЕС. Кроме того, сравнение достоинств и недостатков стратегий спасения банков, применяемых в ЕС, может быть полезно для целей их внедрения в банковское регулирование России. Основным методом, применяемым в исследовании, является
сравнительно-правовой. Наравне с ним использовались аналитический и эмпирический методы.
Статья содержит анализ различных точек зрения, представленных в зарубежной доктрине, относительно достоинств и недостатков стратегий спасения банков. В ней рассматриваются проблемы правового и экономического характера, связанные с оздоровлением банков и предотвращением их банкротства как в рамках одного государства, так и в нескольких странах. Статья разделена на две части, первая из которых посвящена анализу достоинств и недостатков стратегии «bail-out», а также детальному рассмотрению урегулирования несостоятельности банковской группы Fortis в рамках данной стратегии. Во второй части статьи рассматриваются достоинства и недостатки стратегии «bail-in», в том числе в процессе её имплементации в национальные системы государств – участников ЕС. В заключении делаются выводы относительно эффективности методов спасения банков в ЕС.
В статье автор обращается к теме стандартов доказывания. Условно выделены три мифа, которые обычно связаны со стандартами доказывания. Изучая мифы, предлагается исследовать стандарты доказывания в зарубежном процессе. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что этот институт стран общего права не дальше от истины, чем внутреннее убеждение, и не столь объективен, как его принято воспринимать.
В эпоху цифровой революции все острее встают вопросы правовой природы прав на цифровой контент и всечаще говорят о появлении новой категории гражданских прав. Автор, однако, считает, что с точки зрения практики цифровые права полезно разобрать сквозь призму классической дихотомии абсолютных и относительных прав, и проводит такой анализ на примере продукции широко известного производителя мобильных устройстви цифровых приложений к ним. В результате своих рассуждений автор приходит к выводу, что, несмотря на всю кажущуюся сложность, точку (критерий) разграничения абсолютных и относительных прав на цифровой контент все же можно определить: таковой является возможность распоряжения этим контентом без помощи контрагента по договору, который это право предоставил.
Ключевые слова: дихотомия абсолютных и относительных прав, цифровые права, цифровой контент, исключительные права
Как известно,современное гражданское законодательство позволяет учитывать фактор недобросовестного поведения и отказывать в защите прав,если лицо им злоупотребляет. Однако до сих пор спорным является вопрос, применимы ли последствия злоупотребления правом к случаям,когда причиной несвоевременного обращения в суд стали действия другой стороны. Авторы размышляют о том, как должен поступить суд,получивший заявление об истечении исковой давности от стороны,злонамеренно препятствовавшей реализации права истца на защиту.
В статье рассматривается проблема ответственности контролирующих лиц коммерческой корпорации перед кредиторами за принятие чрезмерного предпринимательского риска при угрозе несостоятельности. Применяя методы экономического анализа права, автор приходит к выводу, что в общем случае контролирующее лицо должно отвечать перед кредиторами должника только за те действия, которые совершаются им с намерением причинить вред кредиторам.
Статья посвящена объективной оценке делового суждения. Анализируются понятия разумности и добросовест- ности действий руководителя в интересах организации. Автор приходит к выводу, что чем выше степень неопределенности, тем больше отношения между организацией и руководителем принимают игровой характер. В связи с усложнением экономической системы, в том числе вследствие резкого увеличения масштаба и скорости обмена информацией, использование традиционных правовых инструментов крайне ограничено.
Статья посвящена проблемам трансграничной несостоятельности и несостоятель-
ности трансграничных групп компаний, которые станут предметом обсуждения на
ПМЮФ. На примерах крупнейших мировых банкротств вскрываются те пробле-
мы и сложности, которые возникают и у законодателей, и у правоприменителей
при соприкосновении с несостоятельностью, осложненной иностранным элемен-
том. Автор подчеркивает, что отсутствие правовой базы не исключает Россию
из сферы действия таких мировых тенденций, как унификация и конкуренция
регулирования в сфере несостоятельности. Перед отечественным юридическим
сообществом остро стоит задача исследовать институт трансграничной несосто-
ятельности, в особенности зарубежный опыт в данной сфере, с целью предло-
жить законодателю возможные варианты решения проблемы. Законодатель же
находится у черты, за которой создание им специальных правил регулирования
рассматриваемых правоотношений становится просто необходимым.
Попытка установления во Франции налога для богатых — одна из самых популярных тем европейской и российской прессы. Правительственная инициатива (не реализованная вследствие критического отношения французского Конституционного собрания к проработке соответствующего законопроекта) привела к отказу от французского гражданства ряда знаменитостей, доходы которых подпадают под драконовскую ставку. В России вопрос о введении повышенных налогов как на доходы состоятельных граждан, так и на имущество, относящееся к категории роскоши, тоже поднимался неоднократно. Сегодня в России действует одна из самых низких ставок подоходного налога в мире — 13%, однако взимается она со всего валового дохода, вне зависимости от социального статуса плательщика и прочих факторов, учитываемых при формировании прогрессивной шкалы налогообложения в зарубежных странах. Нуждается ли Россия в реформировании существующей системы налогообложения доходов физических лиц?
В статье раскрываются возможные направления совершенствования положений законодательства о персональных данных с целью снятия необоснованных барьеров для использования технологий Больших данных с учетом рисков, которые данные технологии создают для защиты неприкосновенности частной жизни граждан: рисков утечки, неправомерного использования, обработки неточных данных и дискриминации. При этом критически анализируются высказываемые на различных площадках предложения по расширению возможностей по сбору и обработке общедоступных пользовательских данных в сети Интернет и выведению таких отношений за пределы правового режима персональных данных. Обосновывается необходимость адекватной защиты прав субъектов персональных данных при использовании таких данных агрегаторами, поскольку пользовательские данные являются продолжением личности субъекта и неконтролируемое их использование в коммерческих целях может повлечь утрату доверия к онлайн-сервисам в целом и «диктатуру данных».
С момента принятия программы «Цифровая экономика» прошло уже почти два года. Тем не менее тексты подготовленных законопроектов, касающиеся регулирования данных как ключевого актива цифровой экономики, показывают, что комплексного подхода к регулированию пока так и не выработано. Вместо него доминирует фрагментарный и местами хаотичный подход, накладывающий «заплатки» на существующее законодательство и корректирующий отдельные перегибы правоприменительной практики. В то же время масштабное использование данных в общественной жизни порождает не только новые бизнес-модели и инновационные решения, но и новые риски, которые не могут быть адекватно минимизированы с использованием существующих правовых инструментов, разработанных в свое время с прицелом на аналоговые офлайн-отношения. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о подготовке концепции регулирования данных в условиях цифровой экономики и отражении в ней ключевых принципов, которые целесообразно было бы положить в основу регулирования данных. На основании анализа зарубежного опыта и обсуждений проблематики регулирования данных на различных площадках автором предпринята попытка обозначить и обосновать такие принципы.
Несмотря на длительное существование в России подразделения Международной организации уголовной полиции, его деятельность и правовой статус изучены недостаточно. Предлагаемая вниманию читателей статья позволяет ознакомиться с историей создания и правовыми основами функционирования данного органа.