• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 184 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Самоненко И. Ю., Самоненко Ю. А., Жильцова О. А. Вопросы психологии. 2013. Т. 5. С. 81-93.

В статье рассматриваются содержание и методы основного общего и полного среднего образования. В работе представлены результаты исследования группы специалистов МГУ имени М.В. Ломоносова, на протяжении последних десятилетий занятых разработкой проблем совершенствования образования на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов.

Добавлено: 28 сентября 2018
Статья
Коновалов И. А. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 152-165.

Представлен обзор основных подходов к пониманию текста в зарубежной психологии и их приложения к изучению работы с учебным текстом. Рассматриваются итоги исследований по таким направлениям, как понимание при обучении чтению, выявление зависимости понимания текста от объективных (уровень сложности и связности текста) и субъективных (компетенции читателя) характеристик. Прикладной проблемой, в рамках которой рассматриваются основные результаты исследований, является создание учебных текстов.

Добавлено: 5 сентября 2017
Статья
Щербакова О., Образцова В., Грабовая Е. и др. Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 92-102.

Статья посвящена сравнительному анализу полноты понимания юмора здоровыми людьми (N = 39) и пациентами, страдающими психическими заболеваниями (N = 31): шизофренией и шизотипическими расстройствами (N = 19) и аффективными расстройствами (N = 12). Испытуемым предъявлялся набор из семи вербальных шуток, по которым индивидуально проводилось глубинное полуструктурированное интервью, направленное на выявление уровней когнитивного и эмоционального понимания респондентом каждой шутки. Оцен- ка протоколов интервью проводилась независимо четырьмя экспертами-психологами по пяти уровням когнитивного понимания: (1) фрагментарное псевдопонимание, (2) псевдопонимание, (3) диффузное понимание, (4) неполное понимание, (5) полное понимание, а также трем уровням эмоционального понимания: (1) отсутствие эмоционального контакта: а) полное эмоциональное слияние с героем шутки, б) абсолютная невозможность эмоционально присоединиться к герою шутки; (2) частичное отождествление; (3) произвольно регулируемое частичное отождествление. Результаты показали удовлетворительный уровень согласованности экспертных оценок в обеих группах испытуемых, что подтверждает пригодность выбранной исследовательской методики для использования как на здоровой, так и на клинической выборках. Полученные данные свидетельствуют о том, что неполное понимание юмора является распространенным среди психически здоровых людей. В то же время для пациентов с психическими заболеваниями характерно значимое снижение как когнитивного, так и эмоционального компонентов понимания юмора. Выявлены различия между подгруппами шизофрении и аффективных расстройств. Показано, что когнитивный и эмоциональный компоненты понимания юмора при психических заболеваниях связаны между собой в меньшей степени, чем у здоровых людей, что может приводить к их взаимной декомпенсации при понимании юмора. Перспективным направлением дальнейшей работы является проведение качественного анализа различий в уровнях когнитивного и эмоционального понимания юмора и стратегиях реконструкции смысла шуток между здоровыми испытуемыми и пациентами, страдающими психическими заболеваниями.

Добавлено: 1 ноября 2018
Статья
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 80-91.

Анализируется значение понятия «фактор» в работах А.Р. Лурия и его последователей. Определяются связи этого понятия и основных теоретических задач нейропсихологии. На основе сравнения вариантов трактовок понятия «фактор» делается вывод о наиболее адекватной из них.

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.

В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи и ошибки эволюции, и привлекаемые для их интерпретации представления о преадаптации к непредсказуемому будущему из фона исследований превращаются в фигуру. На основе этих фактов обосновывается гипотеза о преадаптации к неопределенности как стратегии навигации развивающихся систем. Доказывается, что именно преадаптация к неопределенности представляет собой ключевой инструмент порождения избыточности биологического, когнитивного, социального и психологического разнообразия. Процесс эволюции, понимаемый как решение разных классов задач на неопределенность, связывается с двумя взаимодополняющими режимами динамики исторических изменений: режимом адаптивной «эволюции трендов», обусловливающим устойчивость и специализацию видотипичных и социотипичных форм поведения; режимом преадаптивной «эволюции бунта», обеспечивающим предспециализацию, универсальную готовность к изменениям и порождающим новые формы жизни. Гипотеза о преадаптации к неопределенности является первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающего ее с науками, которые изучают непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 3-16.
Добавлено: 4 июля 2019
Статья
Петровский В. А. Вопросы психологии. 1985. № 4.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16-26.
Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Орлов А. Б., Ковалев Г. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 171-173.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Мельникова О. Т., Фетисова Е. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 130-137.

Изложены результаты эмпирического исследования отношения подростков к телевидению и Интернету. Рассматривается специфика использования вербальных и графических проективных методик в качественном исследовании. На основе триангуляции результатов делаются выводы об инструментальной валидности графической методики «Дом» и вербальных методик «Персонификация» и «Планета». Рассматриваются возрастные особенности проведения качественных исследований с подростками.

 

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Иванова Н. Л. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-101.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 163-165.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 110-111.
Добавлено: 19 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Орлова Л. В. Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-32.

В статье сформулировано определение страха, построена иерархическая трехуровневая типология страхов, описана классификация детских страхов. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных детских страхов соответственно. Игровая терапия и арт-терапия представлены как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные внушенные страхи, арт-терапевтические упражнения представляют собой более эффективное психокоррекционное (контрсуггестивное) средство, нежели упражнения игровой терапии.

Добавлено: 16 апреля 2011
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 3-19.
Добавлено: 21 марта 2010
Статья
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Шапиро А. З. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 62-66.
Добавлено: 18 декабря 2013
Статья
Семенов И. Н. Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 180-181.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Петренко В. Ф. Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 56-72.
Добавлено: 5 мая 2009