• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 206 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Мандрикова Е. Ю. Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 54-62.
Добавлено: 2 ноября 2010
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 72-82.
Добавлено: 9 марта 2011
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 1996.

Не так уж много событий, происходивших в науке XX в., будут волновать ученых в веке XXI. К числу таких событий с минимальным риском ошибиться можно отнести теории Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна и Ж. Пиаже, столетие которых в этом году отмечает психологический мир. Настоящая статья посвящена первому из них.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Международного фонда фундаментальных исследований и Российской академии образования.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 154-158.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Пермогорский М. С., Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 3-14.

Рассматривается современное состояние проблемы принятия решений о превосходстве и предпочтительности одних альтернатив по сравнению с другими. Обсуждается нетранзитивность отношений превосходства: первый объект превосходит второй в определенном отношении (по определенному признаку), второй превосходит третий, а третий превосходит первый). Анализируются две широкие группы теорий, отражающие диаметрально противоположные взгляды на существование подобных отношений и рациональность нетранзитивных предпочтений. Доказывается, что понимание нетранзитивности отношений превосходства – не менее важная линия когнитивного развития, чем понимание транзитивности, и изучаться они должны во взаимной дополнительности. Ставится задача изучения индивидуальных различий познавательных установок в отношении транзитивности/нетранзитивности превосходства и индивидуальных особенностей решения соответствующих задач.

Добавлено: 9 октября 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 52-55.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Гулевич О. А., Спиридонов В. Ф., Безменова И. К. и др. Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 121-128.

В статье рассматривается влияние оценки справедливости организационных решений на идентификацию с организацией.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Егорова П. А., Осин Е. Н., Кедрова Н. Б. и др. Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 22-33.
Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2.
Добавлено: 23 сентября 2010
Статья
Ениколопов С. Н., Ясная В. А. Вопросы психологии. 2007. № 7. С. 25-47.
Соавтор С.Н.Ениколопов
Добавлено: 18 ноября 2010
Статья
Евдокименко А. С. Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 158-166.

Анализируется соотношение двух направлений в психологии переговоров: индук­тивного, использующего метод анализа единичного случая для создания теоретиче­ских моделей, и дедуктивного, опирающегося на теоретические модели для форми­рования практических рекомендаций. Оба подхода ориентированы на решение двух проблем: поиска эффективного метода исследования и сближения теории и практики. Рассмотрены исследования И.В. Зартмана (представителя индуктивного направления) и Д. Друкмана (представителя дедуктивного направления), показана возможность сближения двух методологически разных направлений.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 24-33.

В структуре позитивного мышления, позволяющего индивиду воспринимать мир и себя самого конструктивно, оптимистично, гибко и реалистично, выделяются три составляющие: позитивные представления о себе, оптимистическая интерпретация прошлого и текущего жизненного опыта и позитивные ожидания от будущего. Проведенное исследование позволило показать, что диспозиционный оптимизм, оптимистический атрибутивный стиль и позитивные представления о себе являются относительно независимыми, хотя и взаимосвязанными сторонами позитивного мышления. Позитивное мышление обнаруживает надежные и значимые связи с субъективным благополучием и успеваемостью школьников. При анализе взаимосвязей оптимистического атрибутивного стиля с успешностью деятельности необходимо разделять оптимистический атрибутивный стиль по отношению к позитивным и негативным ситуациям, поскольку только первый тип ситуаций обнаруживает надежные связи с успешностью учебной деятельности.

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Самоненко И. Ю., Самоненко Ю. А., Жильцова О. А. Вопросы психологии. 2013. Т. 5. С. 81-93.

В статье рассматриваются содержание и методы основного общего и полного среднего образования. В работе представлены результаты исследования группы специалистов МГУ имени М.В. Ломоносова, на протяжении последних десятилетий занятых разработкой проблем совершенствования образования на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов.

Добавлено: 28 сентября 2018
Статья
Коновалов И. А. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 152-165.

Представлен обзор основных подходов к пониманию текста в зарубежной психологии и их приложения к изучению работы с учебным текстом. Рассматриваются итоги исследований по таким направлениям, как понимание при обучении чтению, выявление зависимости понимания текста от объективных (уровень сложности и связности текста) и субъективных (компетенции читателя) характеристик. Прикладной проблемой, в рамках которой рассматриваются основные результаты исследований, является создание учебных текстов.

Добавлено: 5 сентября 2017
Статья
Щербакова О., Образцова В., Грабовая Е. и др. Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 92-102.

Статья посвящена сравнительному анализу полноты понимания юмора здоровыми людьми (N = 39) и пациентами, страдающими психическими заболеваниями (N = 31): шизофренией и шизотипическими расстройствами (N = 19) и аффективными расстройствами (N = 12). Испытуемым предъявлялся набор из семи вербальных шуток, по которым индивидуально проводилось глубинное полуструктурированное интервью, направленное на выявление уровней когнитивного и эмоционального понимания респондентом каждой шутки. Оцен- ка протоколов интервью проводилась независимо четырьмя экспертами-психологами по пяти уровням когнитивного понимания: (1) фрагментарное псевдопонимание, (2) псевдопонимание, (3) диффузное понимание, (4) неполное понимание, (5) полное понимание, а также трем уровням эмоционального понимания: (1) отсутствие эмоционального контакта: а) полное эмоциональное слияние с героем шутки, б) абсолютная невозможность эмоционально присоединиться к герою шутки; (2) частичное отождествление; (3) произвольно регулируемое частичное отождествление. Результаты показали удовлетворительный уровень согласованности экспертных оценок в обеих группах испытуемых, что подтверждает пригодность выбранной исследовательской методики для использования как на здоровой, так и на клинической выборках. Полученные данные свидетельствуют о том, что неполное понимание юмора является распространенным среди психически здоровых людей. В то же время для пациентов с психическими заболеваниями характерно значимое снижение как когнитивного, так и эмоционального компонентов понимания юмора. Выявлены различия между подгруппами шизофрении и аффективных расстройств. Показано, что когнитивный и эмоциональный компоненты понимания юмора при психических заболеваниях связаны между собой в меньшей степени, чем у здоровых людей, что может приводить к их взаимной декомпенсации при понимании юмора. Перспективным направлением дальнейшей работы является проведение качественного анализа различий в уровнях когнитивного и эмоционального понимания юмора и стратегиях реконструкции смысла шуток между здоровыми испытуемыми и пациентами, страдающими психическими заболеваниями.

Добавлено: 1 ноября 2018
Статья
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 80-91.

Анализируется значение понятия «фактор» в работах А.Р. Лурия и его последователей. Определяются связи этого понятия и основных теоретических задач нейропсихологии. На основе сравнения вариантов трактовок понятия «фактор» делается вывод о наиболее адекватной из них.

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
ван дер Веер Р., Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 88-104.

Седьмая и последняя глава главного труда Л.С. Выготского «Мышление и речь» (1934), по- священная отношениям мысли и слова, обычно рассматривается как его итоговое слово в психологии. Несмотря на то, что эта глава стала знаменитой, ее структура до сих пор редко подвергалась тщательному анализу, в том числе текстологическому. В настоящей статье исследуется структура аргументации седьмой главы и раскрываются ранее не вы- явленные источники цитирования, которые Л.С. Выготский использовал для подкрепле- ния своей точки зрения. Обсуждаются немаркированные фрагменты из лингвистических трудов Ф. Полана, К. Фосслера, Р. Шиллинга, Л.П. Якубинского, идентифицированы источ- ники цитирования, проведена сверка соответствующих цитат (в частности, даны ссылки на 25 текстовых фрагментов из работы Л.П. Якубинского «О диалогической речи»). Выд- вигаются три связанные между собой гипотезы относительно обстоятельств подготовки рукописи «Мышления и речи» к печати, которые могли обусловить особенности ее соста- ва, а именно: 1) по причине тяжелой болезни и скоропостижной смерти Л.С. Выготского в июне 1934 г. работа над книгой прервалась и итоговая глава не была подготовлена им к печати; 2) в основу монографии лег уже имевшийся материал, наработанный в 1929–1932 гг. и скомпонованный в книгу с целью срочной публикации в связи с планирующимся присвоением Л.С. Выготскому степени доктора наук без защиты диссертации в условиях смягчения правил присвоения ученых степеней и званий в 1934 г.; 3) редакторы книги не смогли провести необходимую работу по идентификации ссылок и цитат в черновике рукописи и удалили знаки цитирования там, где не удалось найти источник.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.

В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи и ошибки эволюции, и привлекаемые для их интерпретации представления о преадаптации к непредсказуемому будущему из фона исследований превращаются в фигуру. На основе этих фактов обосновывается гипотеза о преадаптации к неопределенности как стратегии навигации развивающихся систем. Доказывается, что именно преадаптация к неопределенности представляет собой ключевой инструмент порождения избыточности биологического, когнитивного, социального и психологического разнообразия. Процесс эволюции, понимаемый как решение разных классов задач на неопределенность, связывается с двумя взаимодополняющими режимами динамики исторических изменений: режимом адаптивной «эволюции трендов», обусловливающим устойчивость и специализацию видотипичных и социотипичных форм поведения; режимом преадаптивной «эволюции бунта», обеспечивающим предспециализацию, универсальную готовность к изменениям и порождающим новые формы жизни. Гипотеза о преадаптации к неопределенности является первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающего ее с науками, которые изучают непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 70-71.

Марксов анализ превращенных форм в интерпретации М.К. Мамардашвили применяется к анализу понятия "архетип"

Добавлено: 8 ноября 2019