• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 155 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Максимова А. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII. № 2. С. 118-146.

Цель статьи – проанализировать, какие концептуальные подходы распространены в исследованиях музеев и как они развивались. Понимание того, что такое музей, каковы его функции и эффекты не является фиксированным и неизменным, а предметная область музейных исследований разнородна с точки зрения дисциплин, предпосылок, методов и подходов. Трансформации в культурной сфере, отдельные кейсы и выдающиеся научные работы влияли на то, как концептуализируется музей. В статье на основании анализа литературы доказывается, что в академических работах преобладает структурный подход, связанный с пониманием музея как локуса отношений власти и часто опирающийся на понятия, введенные Мишелем Фуко. Отношения власти в существующих исследованиях рассматриваются в трех аспектах: с точки зрения дисциплинирования населения, производства знания или репрезентаций, а также воспроизводства неравенства. Тем не менее, утверждается, что существует движение в сторону рассмотрения агентности, поэтому также есть способы постановки исследовательских вопросов, выдвигающих на первый план фигуру актора и анализ его действий и реакций. Эти два альтернативных способа концептуализации, через отношения власти и структурные или институциональные свойства музеев и через агентность и повседневные социальные феномены, выявляются на материалах трех тематических направлений анализа: музейной «материальности», процессов производства представлений и коммуникации. В результате охарактеризованы трансформации в социальных науках и музейном деле и формулируются новые исследовательские вопросы, актуальные с точки зрения изменяющейся музейной практики и современных теоретических подходов в социальной науке.

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Вельцель К. П., Инглхарт Р. Ф., Александер Э. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 4 (63). С. 12-43.

Ключевая тенденция современности — эмансипация человечества, обретение простыми людьми контроля над собственной жизнью. Эта тенденция очевидна в расширении прав человека, как общих, так и групповых. Существует множество доказательств того, что расширение прав сопутствует подъему эмансипативных ценностей. Но что именно является причиной, а что следствием, или же оба явления вызваны «третьими» причинами, остается невыясненным. Пытаясь решить этот вопрос, мы используем лонгитюдные данные Всемирного опроса ценностей, анализируя реципрокную систему динамических регрессий в обоих каузальных направлениях, контролируя «третьи» причины, включая развитие, глобализацию и диффузию. Мы находим, что эмансипативные ценности и права человека возрастают во взаимно усиливающемся цикле. После запуска этого цикла его внутренняя динамика уже не объясняется внешними причинами. Внутри цикла более сильные связи идут от ценностей к правам. Это соответствует логике эмансипации человечества, процесса, придающего людям и их ценностям качества субъекта истории.

Добавлено: 22 января 2013
Статья
Корбут А. М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 6. С. 27-43.

Рассматривается проблема недовольства машиной, получившая в литературе название «гнев на компьютеры». Традиционная трактовка проблемы заключается в обращении к психологии пользователя, который реагирует на определенные сбои в работе машины, мешающие достижению поставленной цели. Предполагается, что реакция на эти сбои выражается в виде высказываний и физических действий, адресованных к машине как к живому существу. Недо- вольство машиной, таким образом, считается следствием антропоморфизации техники. Показано, что дело обстоит прямо противоположным образом: гнев на компьютеры свидетельствует о том, что люди выстраивают взаимодействие с ком- пьютерами как с механизмами, непохожими на людей. В подтверждение этого тезиса приводятся данные взаимодействия абонентов с телефонным роботом, демонстрирующие, что, если рассматривать недовольство машиной как интер- акционный феномен, тогда становится видно, что пользователи не воспринимают машину как партнера по взаимодействию, аналогичного человеку. Главное отли- чие человеко-машинного взаимодействия заключается в том, что пользователи в этом случае выражают негодование так, как они не делают при взаимодействии с другими людьми: они отказываются от соблюдения вежливости, прямо форму- лируют необходимые действия и превращают свои высказывания в команды. Тен- денция к «командному» способу взаимодействия с машиной (в противопо- ложность «просительному» способу побуждения других людей к исполнению определенных действий) свидетельствует о том, что пользователей фрустрирует не невозможность достижения цели, а сбой в организации взаимодействия с ма- шиной как машиной. То, что при выражении своего недовольства пользователи обращаются к машине так, будто она является человеком, объясняется тем, что используются привычные способы демонстрации неудовольствия во взаимодей- ствии в условиях, когда выражение недовольства не является самостоятельным действием, а сопровождает попытки диагностировать или исправить возникшую проблему.

Добавлено: 19 апреля 2020
Статья
Тарасенко А. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 3. С. 115-139.

Объект представленного анализа — региональные особенности реформирования государственной системы заботы о детях, оставшихся без попечения родителей. На теоретическом уровне реформа рассматривается как процесс деинституционализации, трансформирующий объем и содержание деятельности государственных и негосударственных институтов. Основная цель анализа состоит в том, чтобы определить условия инерции деинституционализации. Первая часть статьи посвящена описанию зарубежных и российских исследований с целью сформулировать предположения о факторах, способствующих или тормозящих реформу институциональных форм заботы о детях. По результатам обзора сформулированы три основных предположения о влиянии уровня социально-экономического развития, консервативной и/или инновационной идеологии в отношении заботы о детях, а также роли некоммерческих организаций и ассоциаций заинтересованных граждан. Вторая часть посвящена обзору статистических данных о масштабах сокращения государственных учреждений и особенностях привлечения негосударственных организаций (некоммерческих организаций и частным компаний). Так, продемонстрирована положительная динамика сокращения государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей. На основе анализа удалось определить, что в большинстве регионов забота о детях относится к ведомству, отвечающему за социальное обслуживание. По результатам анализа удалось выделить три основных типа негосударственных объединений, привлекаемых для оказания услуг детям, живущим вне кровной семьи, а также потенциальным приемным родителям. В российских регионах такую помощь наравне с государственными учреждениями оказывают деревни SOS, ассоциации приемных родителей, а также организации, аффилированные с Русской православной церковью (РПЦ). В третьей части представлен подробный анализ двух регионов, где сохранилось наибольшее количество детских домов (Ульяновская и Амурская области) с целью проверить часть выдвинутых предположений о социально-экономических и политических факторах деинституционализации.

Добавлено: 1 ноября 2018
Статья
Ледяева О. М., Ледяев В. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5. № 4. С. 164-177.
Добавлено: 30 июня 2009
Статья
Корнейчук Б. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. № 1. С. 211-216.

Проанализированы взгляды автора на идеологические и политические аспектов экономических реформ в России в период с 1861 года до начала сталинской индустриализации. Показано, что автор рассматривает идеологию патернализма в качестве важнейшего негативного фактора развития российской экономики, критически оценивает сталинскую индустриализацию и предостерегает от марксистской экономической политики новой индустриализации. Однако проблемы демократизации автором  не рассмотрены, он делает акцент на дилемме «план или рынок», но не уделяет внимания базовой дилемме «демократия или тоталитаризм».

Добавлено: 16 мая 2014
Статья
Савинская О. Б. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 115-129.

Статья основана на результатах исследования, предполагающего разработку инструментария родительской оценки качества услуг муниципального детского сада, который необходим как часть комплексной оценки качества образовательных услуг при принятии обоснованных управленческих решений. Актуальность исследования связана с расширением типов хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги дошкольного образования, появлением негосударственных детских садов, возрастанием конкуренции, в том числе и внутри государственного (муниципального) сектора. В статье подчеркивается значимость института дошкольного образования, его комплексная роль в реализации принципов социального государства: он выполняет не только образовательную (обучающую и воспитательную), но и социальную функцию, оказывая государственную поддержку семьям с детьми. Этот тезис раскрыт в описании теоретических подходов, где подчеркивается значимость образовательных услуг полного дня, которые позволяют родителям дошкольников реализовывать свое право на труд, социализирующая роль детского сада, определяющая первые базовые ценности, формируемые у ребенка. Исследование основано на применение качественных методов. Эмпирическая база исследования – 30 глубинных интервью с родителями. Результаты исследования показывают, что родители понимают услугу, предоставляемую детским сада как комплексную, направленную прежде всего на дневное воспитание ребенка в особо организованном образовательном пространстве, осуществляемую профессиональными воспитателями. В сложном воспитательном процессе наибольшую ценность для родителей предоставляет возможность «научиться общаться», решать конфликты мирным путем и находить компромиссы, соотносить свое поведение с близкими окружающими – сверстниками. Вторым важным аспектом ценности воспитания в детском саду выступает развитие навыков самостоятельности, а также связанный с ним навык инициативности. Вместе с этим, профессионализм воспитателя видится в умении создать позитивный эмоциональный климат, атмосферу открытости как для проявлений индивидуализации ребенка, так и для комфортного общения с родителями.

Добавлено: 9 апреля 2015
Статья
Коновалов И. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII. № 1. С. 193-224.

 Эдварду Томпсону принадлежит одна из самых важных работ, затрагивающих вопрос истоков формирования темпорального сознания индустриального капитализма. Томпсон показывал, с каким трудом происходил процесс опривычивания нового отношения ко времени и формирования необходимой для воспроизводства капиталистических отношений темпоральной субъективности. В то же время современные преобразования в экономической организации и социальной жизни ставят под вопрос устоявшиеся способы обращения со временем. Возвращение к работе Томпсона и ее рецепции позволит лучше понять современные трансформации, в том числе задать вопрос о том, действительно ли мы сейчас наблюдаем исторический разрыв в режимах темпоральности. Статья имеет характер обзорно-аналитической работы, в которой сделана попытка эксплицировать концептуальные ресурсы Томпсона, а также показать дискуссии вокруг его работы. Этот анализ осуществляется посредством 1) экспликации томпсоновской критики экономизма и осуществляемого им ухода от экономической онтологии в сторону социологической связи между стоимостью и временем, 2) рассмотрения концептуализации перехода от «ориентации на задачу» к «ориентации на время» и линейной / нелинейной логики этого перехода, 3) критического рассмотрения различных элементов и каузальных связей, способствующих формированию темпоральной субъективности, 4) сопоставления тезисов Томпсона с современными текстами, которые постулируют трансформации организации труда и говорят о формировании соответствующего ему отношения ко времени.

Добавлено: 18 июня 2019
Статья
Инясевский С. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 3. С. 76-99.

Ключевая проблема социально-экономической ситуации постсоветской России состоит в том, что ее будущее, перспективы развития эффективной постиндустриальной экономики во многом зависят от успешного формирования социально-профессиональной группы менеджеров. В настоящей статье основное внимание сосредоточено на анализе социально-экономических характеристик российских менеджеров, исследовании динамики их социально-профессионального статуса, а также положения в сфере занятости. Эмпирическая база исследования - материалы представительных опросов населения России, проведенных под руководством профессора О.И. Шкаратана в январе 1994 г., ноябре 2002 г. и декабре 2006 г., а также Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения 2006 г. Использованы также материалы глубинных интервью с московскими представителями социально-профессиональной группы менеджеров (2005-2008 гг.).

Добавлено: 24 сентября 2012
Статья
Собирай Е. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 1. С. 207-212.
Добавлено: 10 октября 2011
Статья
Чернова Ж. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 1. С. 103-122.

Статья посвящена сравнительному анализу семейных политик государств всеобщего благосостояния в отношении отцовства. Используя такие понятия, как родительство и отцовство, автор анализирует, насколько семейная политика различных стран является «дружественной» мужчинам. Современная семейная политика западноевропейских стран включает определенный набор поддержек, адресованных мужчинам в связи с рождением ребенка. На примере такой меры, как отпуск по уходу за ребенком, автор показывает, что семейная политика формирует различные модели отцовства. В заключение делается вывод о том, что гендерный анализ семейной политики государств всеобщего благосостояния наряду с изучением позиции женщин, имеющих детей, должен включать изучение отцов, обладающих определенными правами и обязанностями.

Добавлено: 22 августа 2012
Статья
Сафонова М. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. XIII. № 3(52). С. 83-110.

Методы сетевого анализа используются в этой статье для создания карты локального академического сообщества. Затем собранные в ходе опроса данные о связях между социологами используются как путеводитель при реконструкции сетевой истории петербургской социологии, а также как система независимых переменных при объяснении различий между «естественными зонами» сообщества. Таким образом указывается на некоторые точки конвергенции между подходами Чикагской школы социальной экологии и современным сетевым анализом.

 

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Рыков Ю. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4. С. 144-156.

В статье рассматривается структура виртуальных сообществ, существующих в онлайн социальной сети «ВКонтакте», в перспективе проблемы социального неравенства и темы «цифрового разрыва». Анализ структуры онлайн-групп, релевантных тематике ВИЧ/СПИД, показывает, что вопреки инфраструктурным факторам сетевого веб-сервиса и солидаризирующему (консолидирующему) императиву сообществ, иерархия участников выстраивается вокруг двух ключевых ресурсов – внимания и социального капитала. Эти ресурсы распределены крайне неравномерно, согласно степенному закону, что приводит к значительной дифференциации пользователей. Таким образом, социальное неравенство проявляется в онлайн-сообществах в форме сетевого неравенства. С точки зрения концепции «цифрового разрыва», сетевое неравенство может быть интерпретировано как третий, более глубокий, уровень цифрового разрыва общества.

Добавлено: 2 ноября 2015
Статья
Ребязина В. А., Владимиров Ю. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 5 (58). С. 280-292.

 

Одной из форм организации бизнеса, основанной на межфирменном взаимодействии компаний, являются сети. Своеобразие и технологические особенности информационных и коммуникационных услуг порождают новые формы межфирменного взаимодействия в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поэтому анализ специфики сетевого взаимодействия в данной сфере является актуальной задачей. Цель статьи — определить роль сетевого взаимодействия в развитии российских ИКТ-компаний, а также выявить существующие на практике формы сетевого взаимодействия ИКТ-компаний.
Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Шкурко А. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 4. С. 41-57.

В ряде социальных исследований подчеркивается ситуативная природа поведения и познания. Контингентность действия и мышления заставляет обращаться к окружению при объяснении поведения. Однако такой подход, объясняя ситуативную обусловленность поведения, не способен объяснить структурные особенности и распространенность самих ситуаций. Существование устойчивых социальных образований может быть представлено как множество связанных ситуаций, определяемых через противопоставление не агенту, а действию или, точнее, решению задачи. Решение задач – дискретная и специфичная активность, которую можно непосредственно соотнести с социальными функциями на социетальном уровне. Изучение ситуаций решения задач предполагает идентификацию задач, являющихся конститутивными для того или иного вида деятельности или социального института, выявление и анализ релевантных элементов ситуации, определяющих решение задач, и анализ всего множества ситуаций как элемента социальной системы. Рассматривается логика применения такого подхода на примере института науки.

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Мохов С. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. С. 171-187.

В исследованиях на русском языке смерть как проблема присутствует только в философских и литературоведческих работах, что объясняется сильной национальной философской школой от Н. Бердяева и Н. Федорова и вплоть до русской танатологической школы 1990-х гг. В социологическом и антропологическом фокусе исследования смерти и умирания ведутся только в строгом эмпирическом ключе, без серьезных теоретизирований. Многие из классических антропологических подходов остаются неизвестными русскоязычному читателю, например, работы Р. Герца, не переведенные на русский язык и практически не используемые исследователями. Таким образом, в российской научной дискуссии существует серьезный пробел, заключающийся в отсутствии обобщающих обзоров исследований смерти в социальной теории.

В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотрения подобного генезиса идей. Автор описывает ключевые направления и теоретические проблемы — от ранних эволюционистов до методологического кризиса 1960-х гг. Автор последовательно рассматривает первые исследования мортальных представлений, предпринятые Дж. Лаббоком, Дж.Ф. Мак-Леннаном, Л.Г. Морганом, а также Э. Тейлором и Дж. Фрейзером. Затем переходит к трем ключевым направлениям: французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Р. Герц, М. Мосс); британский функционализм (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун) и теория «обрядов перехода» А. ван Геннепа.

Методологический кризис, возникший при переходе от изучения смерти в далеких первобытных сообществах к изучению в современных сообществах и связанный с этическими и эпистемологическими проблемами, рассматривается в рамках ключевых статей Дж. Фабиана и Р. Росальдо. В заключение выдвигается предположение о значительной роли исторической антропологии в разрешении данного кризиса. 

Добавлено: 31 мая 2016
Статья
Масловский М. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 6. С. 75-86.

В статье рассматриваются основные подходы к изучению советского общества в современной исторической социологии. Характеризуются особенности анализа советской системы в работах И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Манна. Особо выделяется анализ обществ советского типа в работах Й. Арнасона. Концепция Арнасона рассматривается в контексте веберовской традиции в исторической социологии,

Добавлено: 12 декабря 2014
Статья
Кулева М. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 1. С. 110-124.

Опыт западных исследований говорит о значительной доли неопределенности и риска, присущих творческому труду. Однако, распределение рисков оказывается связано со структурными и институциональными факторами: возрастом, гендером, этничностью, социальным классом, конкретной сферой деятельности и так далее. Основным исследовательским вопросом, раскрываемым в данной статье, являются особенности влияния образовательного бэкграунда на развитие креативных карьер. В частности, фокусом статьи являются пути профессионализации молодых художников Санкт-Петербурга, выпускников двух разных типов образовательных институций, концептуализированных как «классические/модернистские» и «современные». Эмпирическая база исследования - 15 глубинных интервью и 10 сеансов включенного наблюдения. Принадлежа к разным парадигмам визуального искусства, два типа учебных заведений развивают в молодых художниках различные компетенции и навыки, готовя их к соответствующим реалиям профессиональной жизни. В частности, основой профессиональной подготовки в «классическом/модернистском» вузе становится совершенствование художественной техники c помощью выполнения предзаданных упражнений. В «современных» образовательных учреждениях делается акцент на приобретение студентами компетенций нематериального художественного производства: навыков написания текстов о своих работах, обсуждения их концепции и ее актуальности, изучении истории и теории современного искусства. Результаты исследования показывают, что образовательный бэкграунд в значительной степени определяет точки профессионального старта двух художников и их способы адаптации к художественному рынку. 

Добавлено: 13 октября 2015
Статья
Масловский М. В., Масловская Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 3. С. 47-58.
Добавлено: 6 апреля 2014
Статья
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 4. С. 144-163.

В статье на материалах качественных интервью и анализа документов рассматриваются условия развития образовательных программ по социальной антропологии в России. Показано, что появление программ высшего образования по этой специальности в России в начале 1990-х гг. обусловило развитие нескольких идеологий подготовки и поля конкурентной борьбы различных агентов. Изучение дискуссии по стандартам образования позволяет реконструировать институциальную динамику, приведшую к кризису университетской программы подготовки по социальной антропологии. В аналитической перспективе социологии знания рассмотрены такие факторы развития специальности, как наследие интеллектуальных традиций, идеологический и бюрократический контроль высшего образования, конфликт агентов, заинтересованных в монополизации поля. Представлена типология образовательных программ, реализующих государственный стандарт по социальной антропологии в различных вузах России, построенная по основаниям «универсальное/ локальное», «чистая наука/прикладная ориентация».

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Ярская-Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17. № 4. С. 41-61.

Статья посвящена рассмотрению социальной сплоченности как научной категории. С опорой на труды классиков социологии и современных ученых авторы статьи раскрывают разные смысловые грани этой категории, показывая сплоченность как приверженность общему благу  или механизм конфликтов между группами, как выгоду или ресурс взаимопонимания, как стратегический приоритет социальной политики или дискурсивный конструкт национализма. За каждым  из таких условных наименований подразумеваются теоретические идеи, которые позволяют раскрыть те или иные основы социального порядка, условия и механизмы сплоченности, а также проследить их связи с идеологиями, доктринами или  стратегиями социальной политики. В статье представлена систематизация аналитических подходов и предложен ряд идей  относительно изучения разнообразных оснований и форм социальной сплоченности в современном российском обществе. Предложено концептуализировать сплоченность в следующих взаимосвязанных измерениях: во-первых, как системные усилия основных акторов, направляющие и ресурсно обеспечивающие благополучие населения и социальную интеграцию при помощи институциальной базы, в том числе учреждений и организаций, проводящих эту политику на практике. При этом социальная  сплоченность выступает одновременно и целью, и средством такой политики. Во-вторых, как степень распространенности ценностей сплоченности в обществе, что, в свою очередь во многом обусловлено стратегиями конструирования, или символического производства сплоченности, в частности, в дискурсивном пространстве СМИ и массовой культуре. В-третьих, через механизмы общенациональной и внутригрупповой мобилизации,  формирования публичной сферы по проблемам сплоченности, доверия и инклюзии. 

Добавлено: 16 декабря 2014