• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 144 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Савенкова И., Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2007. № 2. С. 203-217.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. № 3. С. 109-125.

В статье рассматриваются и обобщаются достижения взаимодействия – в контексте развития инновационного образования – таких новых направлений человескознания, как  рефлексивная психология, рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика. Анализируются классические и современные подходы к рефлексивно-психологическому изучению и акеолого-педагогическому  развитию различных элементов понятийной и рефлексивной культуры личности учащихся и педагогов на основных ступенях непрерывного образования: дошкольного, среднего, досугово-дополнительного, высшего, профессионально-дополнительного. Показана конструктивная взаимодополнительность компетентностной и рефлексивной парадигм в модернизации современного образования на материале гимназического и профессионального учебно-воспитательного процесса.

Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. № 4. С. 81-97.

Проблематика образовательной среды впервые комплексно анализируется с междисциплинарных позиций взаимодействия рефлексивной психологии, рефлексивной педагогики, рефлеакмеологии в методологическом, историко научном, теоретическом, методическом, организационном и практическом аспектах. Методологически вводится понятие «рефлексивно-развивающая образовательная среда», которое составляет - с системой других рефлексивно научных понятий - теоретическую основу разработки рефлетехнологий изучения и активизации интеллектуально-творческого и личностно-профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования. Предлагается типология рефлексивно-образовательных сред в целях развития мышления и самосознания человека

Добавлено: 19 марта 2014
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. № 3. С. 276-299.

В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых и разработке историко- философских корней и теоретико-методологических основ психологической науки. Показана продуктивность его творческого взаимодействия с рядом крупных российских психологов и философов (С.Л.Рубинштенй, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов, Я.А.Пономарев, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Б.М.Кедров, С.Р.Микулинский, Н.И.Родный, В.А.Штофф, Э.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев и др.). Рассмотрено развитие инновационных идей М.Г.Ярошевского в созданной им научной школе историков и теоретиков психологии, а также науковедов социальной психологии научного творчества.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2007. Т. 52. № 4. С. 209-219.

Перспективной стратегией развития отечественной персонологии выступает разработка культурно-психологического подхода к личности. Одной из его версий является научное направление, названное нами культурная психология личности. В контексте данного направления подчеркивается значение тех культур, где идеи «личности» и «индивидуальности» исторически приобрели высочайшую ценность, воплощаясь в способах жизни людей, в философии, искусстве, литературе, гуманитарных науках и психологических теориях личности. Такой культурой является европейская культура с ее неотъемлемой русской составляющей. Важнейшие особенности культурной динамики и становления персонализма в Европе были обобщены Э. Гуссерлем. Это непрерывное обращение к проблемам духа, интеллекта, общества, человека, творчества, а также попытки связать их в целостные мировоззренческие системы, центрированные на «индивиде» и «индивидуальной личности». В поступательном движении к разрешению данных проблем культура порождала «бесконечные идеи», направляющие практическую жизнь и волю европейцев.

 

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 3. С. 287-299.

Исследовательской целью статьи является изучение обширной и разнообразной научной деятельности крупного современного российского философа, действительного члена АПСН, доктора философских наук, профессора В. М. Розина. Множеством своих фундаментальных трудов он внес существенный и разносторонний вклад в методологию, культурологию, искусствознание, техникознание, человекознание, в том числе в психологию и педагогику.

Добавлено: 20 ноября 2017
Статья
Репецкий Ю., Семенов И. Н., Сидорова А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2001. № 2. С. 177-186.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Мир психологии. Научно-методический журнал. 1996. № 3. С. 167-186.
Добавлено: 12 октября 2011
Статья
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 2. С. 230-241.

В статье обосновывается влияние противоречий на различные сферы жизни личности: реализацию ее жизненных отношений, мыслительную жизнь, самопознание и событийное наполнение жизни. Делается заключение, что в динамике жизни противоречия определяют изменение личностных значимостей, развитие знания о значимых объектах, формирование новых Я-позиций по отношению к жизни, поиск и расширение жизненных границ.

 

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Семенов И. Н., Двоеглазова М. Ю. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2. С. 131-143.
Добавлено: 18 октября 2011
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2. С. 131-143.
Добавлено: 18 октября 2011
Статья
Семенов И. Н., Двоеглазова М. Ю. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2. С. 131-143.

В статье с системно-методологических и рефлексивно-психологических позиций анализируется проблематика самоорганизации и развития личности в образовании. Изучается роль рефлексии в самоорганизации личности студентов, дифференцируются различные уровни личностной рефлексии и характеризуется их взаимодействие как системообразующий фактор самоорганизации сознания личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Рассматриваются диагностико-развивающие рефлетехнологии активизации и самоорганизации личности учащихся-студентов в процессе профессионального образования средствами рефледиалога и рефлеполилога.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Байрамян Р. М. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 100. № 4. С. 125-136.

Специфика адаптации к новым социальным условиям младшего школьного возраста предполагает необходимость определения содержания трудных жизненных ситуаций (ТЖС) при соответствии и несоответствии повседневным правилам, входящим в нормативную ситуацию данного возраста. Целью исследования является определение ТЖС детей младшего школьного возраста, проявляющихся на разных уровнях соответствия правилам в школьной среде, выявляя при этом соотнесенность наиболее типичных правил младших школьников с нормативной ситуацией данного возраста. Для определения актуальных трудных жизненных ситуаций был составлен чек-лист. Результаты исследования отвечают на вопрос: какие ТЖС могут возникнуть, когда ребенок конгруэнтен предъявляемым ему правилам и когда не конгруэнтен? Посредством однофакторного дисперсионного анализа было получено распределение выявленных трудных жизненных ситуаций на разных уровнях соответствия правилам в младшем школьном возрасте. На основании полученных результатов делается вывод о том, что ТЖС детей младшего школьного возраста имеют различия и специфическое проявление при низком, среднем и высоком уровне соответствия правилам нормативной ситуации.

Добавлено: 15 июля 2020
Статья
Савинова И. А., Штроо В. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 3 (103). С. 173-184.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение роли ценностей высококвалифицированных специалистов при выборе организации для трудоустройства. Исследование было реализовано на основе смешанного дизайна с использованием качественных и количественных методов сбора и обработки эмпирических данных. Итоги проведенного исследования позволили выделить и охарактеризовать иерархическую структуру ценностей и категориальную модель предпочтений высококвалифицированных специалистов. Показано, что ценности, являющиеся ориентирами HR-брендирования организации на рынке труда, имеют существенные различия у разных групп высококвалифицированных специалистов. Представлены детали того, как внутренняя кластерная структура ценностных типов связана с комплексами организационных предпочтений, которые также образуют иерархию и детерминируют итоговый выбор потенциального сотрудника в пользу трудоустройства в конкретной организации. Полученные результаты предназначены для практического применения в целях улучшения качества подбора сотрудников.

Добавлено: 8 октября 2020
Статья
Родионова Н. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2004. № 3.
Добавлено: 1 декабря 2008
Статья
Леонтьев Д. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 2. С. 16-27.

В статье дается исторический анализ двух основных подходов к пониманию механизмов саморегуляции и самоорганизации живых систем, разработанных в отечественной науке, - физиологии активности Н. А. Бернштейна и теории функциональной системы П. К. Анохина. Показано их сходство между собой и близостьсистемно кибернетическим моделям саморегуляции, разрабатывавшимся на Западе в 1940-1960-е г

Добавлено: 24 мая 2013
Статья
Болотова А. К., Кузема О. В. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 95-105.

Проблема личностной представленности человека в межличностных отношениях не стала еще предметом научных разработок в отечественной психологии. При этом феномен самораскрытия может рассматриваться на разных уровнях - от социально-психологического до индивидуально-личностного, где субъектом открытости будет выступать как отдельный человек и свойства его индивидуальности, так и социальная организация. На уровне межличностных отношений самораскрытие есть проявление индивидуальности в ее готовности к диалогу-общению, к открытому и доверительному взаимодействию с Другим. В практическом плане решение этих проблем может выступать как социальный заказ представителей тех профессий, где межличностные отношения являются значимым фактором продуктивности профессиональной деятельности.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Станковская Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 3. С. 68-75.

Самооценка и самоценность личности вызывает устойчивый интерес психологов. В статье самоценность личности рассматривается в контексте культурных предписаний, межличностных отношений и собственной активности личности, направленной на утверждение себя. Основной акцент делается на экспликации противоречий между сознательными усилиями личности по достижению самоуважения и уверенности в себе и неосознаваемыми решениями, блокирующими этот процесс.

Добавлено: 28 ноября 2016
Статья
Хачатурова М. Р., Федорова А. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. № 2 (82). С. 287-298.

В условиях работы современных российских организаций проблема влияния стресса на эффективность работы сотрудников продолжает оставаться актуальной. Ситуация оценки может представлять особый вид стрессора, к которому сотрудники зачастую не готовы. Стрессовые воздействия в большинстве своем пагубно сказываются на эффективности деятельности, снижая уровень креативности. В то же время нельзя не отметить мотивирующее действие, которое эустресс способен оказывать на креативность личности. В нашем исследовании проверялась гипотеза о том, что эустресс повышает креативность, если перед ним следует положительное аффективное воздействие. В качестве экспериментальной базы выступили 300 сотрудников организаций (189 мужчин и 111 женщин),  возраст - от 27 до 65 лет. Было проведено экспериментальное исследование с использованием методик Д.Гилфорда и теста от компании «Google». В зависимости от типа экспериментальной группы на испытуемого оказывалось определенное стрессовое и аффективное воздействие. Результаты исследования показали негативное влияние эустресса на креативность личности в ситуации оценивания. Негативное воздействие эустресса на креативность может быть сглажено благодаря типу стрессора. Тип стрессора оказывает влияние на креативность сотрудника. Ограничение личной зоны приводит к повышению креативности при предварительном положительном аффективном воздействии, а негативные комментарии и ограничение времени являются слишком сильным стрессором и не приводят к повышению уровня креативности. На основе полученных результатов может быть сформулирован ряд практических рекомендаций для формирования стрессоустойчивости сотрудников.

Добавлено: 26 ноября 2015
Статья
Петровский В. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. № 1(57). С. 25-43.
Добавлено: 2 февраля 2010
Статья
Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 1. С. 75-88.

В статье анализируются представления просоциальных и асоциальных подростков о семье. Особенности представлений о семье рассматриваются как состоящие из выделения наиболее значимого члена семьи, специфики отношения к своей семье, оцениваемой через призму го- товности респондентов в будущем создать семью, похожую на родительскую. Анализируются представления просоциальных и асоциальных подростков о нормах, принятых в обществе в от- ношении семьи и деторождения. Данные приводятся в контексте половой принадлежности ис- пытуемых, состава семьи и наличия/отсутствия проявлений девиантного поведения.Получен- ные результаты актуальны в рамках существующих тенденций современного родительства.

Добавлено: 17 сентября 2018