• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 101 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кряжков В. А. Вопросы правоведения. 2013. № 1. С. 54-71.

В статье во взаимосвязи с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике и международными документами по данному региону анализируется состояние законодательства о северных народах, а также формулируются предложения по его совершенствованию.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Курбатов А. Я. Вопросы правоведения. 2012. № 3. С. 44-64.

В статье доказывается, что справедливость является общесоциальной ценностью и конституционной декларацией и не может быть признана общеправовым принципом. Соответственно это понятие нельзя использовать в иных правовых процедурах, кроме конституционного и законодательного процесса, за исключением строго определенных случаев, когда речь идет об исполнении нормативно закрепленных отдельных требований, составляющих его содержание, и оно не может пользоваться приоритетом по отношению к принципам конституционности и законности.

Добавлено: 28 ноября 2012
Статья
Клепоносова М. В. Вопросы правоведения. 2013. № 4. С. 266-283.

         В статье  в очередной раз подтверждается тезис о том, что сам по себе рынок инвестиций был и остаётся одним из наиболее динамичных и сложных с точки зрения правового регулирования в современной экономике. Характерной чертой инвестиционного законодательства можно считать и то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность.  Полноценными участниками инвестиционной деятельности, справедливо было бы считать  институциональных инвесторов.  Их в свою очередь можно охарактеризовать как финансовые институты, аккумулирующие временно свободные денежные средства индивидуальных инвесторов (вкладчиков, акционеров) и осуществляющие инвестиционную деятельность. На рынке инвестиций коллективные инвесторы выполняют роль своеобразного посредника между индивидуальным инвестором и объектом инвестирования (организатором инвестирования). В статье рассматриваются различные аспекты коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг.  Особое внимание уделяется характеристике правового статуса основных субъектов инвестиционной деятельности,  раскрываются особенности разграничения форм и субъектов коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг. Более подробно дана характеристика правого статуса таких категорий  коллективных инвесторов как кредитные организации,  негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды (паевые и акционерные), а также общие фонды банковского управления. В зависимости от предмета деятельности, среди институциональных инвесторов в статье выделяются две группы. К первой группе отнесены инвесторы, которые осуществляют кроме инвестиционной, еще и иные виды деятельности, - универсальные инвесторы. К  этой категории   отнесены коммерческие банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг - брокеры и управляющие. Вторую группу составляют инвесторы, не осуществляющие иных, кроме инвестиционной, видов деятельности, - специализированные инвесторы. К ним относятся акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Анализ правовых основ деятельности так называемых институциональных участников рынка инвестиций показал необходимость установления понятийной ясности. Во избежание продолжения дискуссий и неоднозначного толкования предлагается законодательно закрепить понятие коллективного инвестирования, определить формы и субъекты данной деятельности, их правовой статус.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Панченко П. Н. Вопросы правоведения. 2015. № 3(31). С. 49-65.

 Анализируются виды теневой экономики, получившие в последние годы наиболее широкое распространение и покрывшие собой не только легальную экономику, но и политику, государство, право, культуру, образование, науку, здравоохранение и т.д. Особый акцент делается на взаимосвязи между различными видами теневых явлений, что позволяет выделить среди них те, которые обусловливают другие подобные явления, и сфокусировать на них первостепенное теоритическое и практическое внимание

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Панченко П. Н. Вопросы правоведения. 2012. № 1 (13). С. 63-85.

Анализируются нормы законодательства о преступлениях в сфере экономики, практика их применения, а также тенденции развития данных норм и данной практики. На этой основе и с учетом задач повышения экономической эффективности уголовного законодательства раскрываются резервы совершенствования его норм, в т.ч. с более широким использованием потенциала норм других отраслей законодательства. Обосновывается вывод о необходимости формирования на расширяющемся евразийском экономическом пространстве единых правовых принципов. Обращается внимание на возрастание многообразия экономических преступлений, что требует анализа их взаимосвязи и учета в практической правоохранительной деятельности. Показана связь экономической преступности с преступностью должностной, экологической, иной, выделена группа преступлений, отличающихся повышенным криминогенным потенциалом. Предлагаются меры по совершенствованию порядка регистрации и систематизации экономической преступности.

Добавлено: 27 февраля 2013
Статья
Панченко П. Н. Вопросы правоведения. 2011. № 4. С. 36-53.

В статье обосновывается недопустимость как чрезмерного, так и недостаточного использования уголовно-правовых мер в противодействии преступлениям, формулируются выводы относительно обеспечения той «золотой середины» в данном вопросе, которая могла бы в максимальной мере способствовать правопорядку, намечены пути совершенствования уголовного и смежного с ним законодательства, формирования в рамках тенденций либерализации и прагматизации уголовной политики его современного содержания. Предлагается, в частности, с учетом принципа справедливости отчетливее проводить в данном законодательстве линию на дифференциацию наказания.

Добавлено: 21 сентября 2012
Статья
Касаткина А. С. Вопросы правоведения. 2013. № 3. С. 385-406.

Настоящая статья посвящена анализу основных положений нового Регламента Европейского союза № 650/2012 от 4 июля 2012 г. «О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании». Анализ данных положений позволяет говорить об упорядочении правил в соответствующей области, в первую очередь в том, что касается процедур, связанных с оплатой долгов наследователя за счет наследственного имущества. Отныне между странами Евросоюза, в какой бы стране не находилось имущество, выбор компетентной юрисдикции и права, применимого к наследованию, будет, по умолчанию, определяться исключительно местом постоянного проживания наследодателя. В то же самое время, при желании, граждане ЕС имеют возможность указать в завещании на применение к наследственным процедурам закона государства своего гражданства.

Добавлено: 4 ноября 2013
Статья
Щербович А. А. Вопросы правоведения. 2016. № 4. С. 44-54.

Открытость и прозрачность Интернета – непременное условие для развития нормальных взаимоотношений между странами. В некоторой степени с помощью Интернета, безусловно, размываются границы между государствами. Это – общемировая тенденция, которая имеет исключительно положительное влияние, как на международную повестку дня, так и на ситуацию в области прав человека внутри одной страны. Трудность в практическом разграничении национальных сегментов Интернета без ущерба его функциональности подтверждает невозможность регулирования Интернета исключительно нормами национального законодательства. Поэтому следует говорить о невозможности суверенизации национальных сегментов Интернета.

Добавлено: 16 марта 2017
Статья
Блохин П. Д. Вопросы правоведения. 2014. № 4. С. 374-406.

В отечественной и зарубежной литературе многократно указывалось на авторитет Федерального Конституционного суда Германии, большую степень его самостоятельности и независимости, ставилось в пример высокое качество его решений по тем или иным делам. При этом в тени оставались и остаются те организационные, психологические и процессуальные факторы, которые способствуют этому. Между тем, совершенно очевидно, что эффективность конституционного судопроизводства обусловлена многими явлениями, такими как: пропускная способность суда, внутренняя и внешняя автономия судьи, характер взаимодействия между судьей и чиновником аппарата суда и т.д. Настоящая статья представляет собой попытку восполнить этот дефицит информации и с позиции социологического, психологического анализа взглянуть на то, как наилучшим образом может быть устроен столь сложный организм, как орган судебного конституционного контроля. При этом особое внимание уделяется тем элементам этого организма, которые являются особенными для правовой системы ФРГ и представляют интерес для российского исследователя. К числу таких особенностей автор относит, прежде всего, наличие специальных судейских составов из трех судей для предварительного рассмотрения конституционных жалоб и кабинетную модель организации аппарата суда, при которой основная нагрузка ложится не на специальное подразделение вроде секретариата суда, а на офисы (аппараты) каждого из судей. Указанные особенности в целом характеризуются автором как децентрализация судопроизводства. Отдельная часть исследования посвящена месту и роли чиновников суда (судебных клерков) в осуществлении судопроизводства. Между тем, указанные особенности устройства немецкого Конституционного суда имеют как свои очевидные преимущества, так и явные недостатки, анализу которых посвящена большая часть настоящей статьи. В связи с этим автор опирается не только на юридические труды, но и на изыскания в области социологии, статистические сведения, работы по судебному администрированию (кейс-менеджменту).

Добавлено: 4 марта 2015
Статья
Тедеев А. А. Вопросы правоведения. 2010. № 1.
Добавлено: 14 января 2011
Статья
Шельменков В. Н. Вопросы правоведения. 2015. № 11. С. 341-356.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с правовым регулированием систем правовой информации, определены основные направления правовых систем и их роли в международном масштабе, проведена классификация систем правовой информации. На основе анализа законодательства сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

Добавлено: 6 октября 2015
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Вопросы правоведения. 2013. № 5. С. 485-514.

Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».

Добавлено: 4 февраля 2014
Статья
Шаблинский И. Г. Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 146-160.

В повестке дня демократической реформации 1989-1990 гг. вопрос о смене избирательной системы стоял едва ли не первым. Суть его по выражению Солженицына состояла в том, чтобы от «мартышечьих» выборов советского образца перейти к свободным, с реальной конкуренцией партий. (В ту пору обратный процесс трудно было себе и представить). Ни у кого тогда не вызывал особых сомнений и ключевой смысл данной реформы: свободные выборы - одна из гарантий от произвола политиков, стремящихся находиться у власти неограниченно долго. Данная гарантия, впрочем, бесполезна без подключения, как минимум, двух других: свободы деятельности СМИ и свободы политических партий. О взаимосвязи и взаимодействии этих условий российские избиратели получили представления уже в 1990 году - в ходе первых сопровождавшихся политической борьбой выборов в российский парламент.

Добавлено: 21 сентября 2012
Статья
Почекаев Р. Ю. Вопросы правоведения. 2015. № 6. С. 299-321.

В 1873 г. Хивинское ханство попало под протекторат Российской империи. Учитывая особенности международной политической обстановки, имперские власти не имели возможности создать на его территории собственное политическое представительство, поэтому контроль за ситуацией в ханстве осуществлял начальник ближайшей к нему административно-территориальной единицы Российской империи – Амударьинского военного отдела. В статье предпринимается попытка проанализировать статус этого чиновника в русско-хивинских отношениях 1870–1910-х гг., его роль в реализации российской правовой политики в Центральной Азии, а также механизмы влияния на правовое развитие и самого Хивинского ханства.

Добавлено: 20 марта 2016
Статья
Почекаев Р. Ю. Вопросы правоведения. 2016. № 3. С. 200-215.

В статье рассматриваются экономические меры ограничительного характера, которые Российская империя вводила против Хивинского ханства в связи с обострением отношений в 1754, 1836 и 1858 гг. Автор анализирует условия, послужившие основанием для их введения, правовое основание, а также оценивает степень их эффективности.

Добавлено: 26 февраля 2017
Статья
Мазаев В. Д. Вопросы правоведения. 2016. № 4(38). С. 31-44.
В статье рассматривается роль экспертно-аналитических органов парламента как инструмента обеспечения самостоятельности и независимости в приня- тии решений, дается краткая сравнительная характеристика аналитических структур Государственной Думы и Верховного Совета РФ. Проводится ана- лиз воздействия ситуации доминирования одной политической фракции, поддерживающей правительство, на степень самостоятельности аналитиче- ской работы парламента. Приводятся предложения по повышению эксперт- ного потенциала парламента, в том числе, по созданию единого Парламент- ского центра. Предлагается особое внимание уделить формированию эконо- мического аналитического центра при парламенте России. В качестве приме- ра приводится деятельность Высшего экономического Совета при Президиу- ме Верховного Совет РФ и Социального и экономического Совета Франции
Добавлено: 13 марта 2017
Статья
Сиземова О. Б. Вопросы правоведения. 2014. № 3. С. 251-273.

На основе анализа подходов к понятию и признакам юридических фактов автором определена их специфика и значение в механизме правового регулирования банковской деятельности и межбанковских расчетов. В частности, автором обоснован вывод о наличии признаков системности в совокупности фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение. Системе присуща строгая иерархия, определенная последовательность накопления и особые связи между обстоятельствами, что придает юридическим фактам способность влиять на достижение целей, имеющих экономико-правовое значение. Кроме того, автор показал обязательное присутствие в системе так называемых расчетных юридических фактов, что свидетельствует о предпринимательском, финансово-экономическом характере регулируемых отношений, определяющем природу, построение и движение правового механизма на всех стадиях (этапах). Далее, исходя из классификации юридических фактов по волевому признаку, показано значение действий и событий в механизме правового регулирования межбанковских расчетов. С этой целью дан анализ фактов снижения ликвидности кредитных организаций, отзыва у них лицензии (разрешения) Банка России на осуществление банковских операций, финансово-банковских кризисов и иных фактических обстоятельств, имеющих юридические последствия в банковской сфере. В целом автором отмечено, что на каждой стадии механизма правового регулирования юридические факты имеют свои особенности. И наконец, автор исследовал значение юридических фактов на первой стадии правового механизма межбанковских расчетов - стадии формирования средств нормативного характера. В этой связи показано значение в механизме правового регулирования межбанковских расчетов норм «мягкого права», содержащихся в Принципах Базельского комитета по банковскому надзору, документах Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, модельных законах, стандартах, рекомендациях ассоциаций и союзов кредитных организаций, платежных систем. Автором показана важность и целесообразность такого подхода на современном этапе мирового общественного развития, характеризующегося активизацией глобализационных процессов и перманентными финансовыми кризисами.

Добавлено: 29 сентября 2014