• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 171 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Капустин Б. Г. Логос. 2020. Т. 30. № 5 (138). С. 165-225.

Победа Дональда Трампа в 2016 году была воспринята значительной частью общественности и многими политологами как проявление, или резкое углубление, кризиса западной (американской) демократии. Стремление понять природу этого кризиса и найти пути его преодоления привело к фундаментальному переосмыслению ряда «основоположений» мейнстримной демократической теории. В статье на основе прежде всего получившей сильный резонанс в США недавней книги Стивена Левицкого и Дэниеля Зиблатта «Как умирают демократии» проводится анализ таких метаморфоз демократической теории и предлагается их критика. Суть ее заключается в том, что теоретики оппозиции Трампу пытаются обновить и скорректировать существующую демократическую теорию, оставаясь в рамках элитистской политической культуры и даже еще более акцентируя ее элитистские признаки и свойства. Характер и логика элитистского ответа на «популистский» вызов Трампа сами по себе нуждаются в углубленном объяснении, обеспечить который теория политической культуры не способна. Чтобы его найти, автор статьи обращается к более фундаментальным понятиям фетиша и фетишизма, на основе которых или в качестве производных от которых разрабатываются понятия политического фетишизма и, более специфическим образом, демократического фетишизма. Заимствуя определенные элементы концепции демократического фетишизма у Алена Бадью, автор тем не менее дистанцируется от нее в том плане, что, во-первых, не считает демократический фетишизм сугубо «негативным» явлением современной политики (вернее, по Бадью, ее аполитичной дегенерации), во-вторых, стремится различить два вида демократического фетишизма - народный и элитистский. Именно от характера и динамики связей между ними во многом зависит «судьба демократии» (во всяком случае, на Западе), включая развитие (и саму природу) того, что сегодня называют «кризисом демократии».

Добавлено: 10 декабря 2020
Статья
Румянцева М. В. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 151-164.

Статья является изложением доклада, прочитанного на радио «Свободный Берлин» в 1983 году. Статья вышла в сборнике «Скепсис и согласие». Доклады сборника во многом являются продолжением и детализацией позиции, впервые сформулированной автором в работе «Отказ от принципиальностей». Доклад «В защиту способности к одиночеству» рассчитан на широкую аудиторию, основные оппоненты в нем не называются. Имплицитным образом, тем не менее, здесь ведется полемика с коммуникативной теорией Юргена Хабермаса и культур-критической позицией Теодора Адорно. Иронизируя над популярной критикой культуры, согласно которой модерн «обрекает» человека на одиночество, автор подчеркивает, что беда современной культуры состоит не в одиночестве, а в отсутствии способности к одиночеству.

В первой части статьи автор рассматривает социокультурные предпосылки, вследствие которых одиночество является неизбежным явлением в эпоху модерна. Во второй части он описывает способы, с помощью которых современные горожане пытаются спастись от одиночества, а также акцентирует внимание на том, что попытки подобного спасения могут привести к прямо противоположным результатам. В третьей части представлена подробная аргументация в защиту основного тезиса данной работы: одиночество есть необходимое следствие буржуазного мира модерна. С ним бесполезно бороться. Напротив, с одиночеством необходимо согласиться, по крайней мере в той мере, в какой оно позволяет выработать дистанцию, необходимую для трезвой оценки действительности. Этот вывод отражается в четвертой, заключительной части статьи, где автор указывает на феномены, которые принципиально не могут избавить от одиночества, но способствуют формированию культуры способности к одиночеству, которая по определению является культурой модерна. 

Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Румянцева М. В. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 165-180.

В статье рассматривается интеллектуальная биография одного из наиболее заметных полемистов и философов Германии второй половины XX века, Одо Маркварда. С историко-философской точки зрения исследователи относят Маркварда к школе Иоахима Риттера, который известен, прежде всего, как издатель и редактор «Исторического словаря философии». Сам Марквард указывает на то, что его обращение к философии Риттера было связано со студенческими волнениями 1968 года, и как следствие, с формированием аффирмативной позиции по отношению к модерну. До этого периода Марквард симпатизировал критически относящейся к модерну Франкфуртской школе и писал едкие эпиграммы в адрес философии Риттера. Но после событий 1968 года такие философы как Теодор Адорно и Юрген Хабермас становятся основными оппонентами Маркварда, а «философия раздвоения» Риттера, в частности его теория компенсации, - объектом его постоянных рефлексий и полемическим оружием против попытки поставить под сомнение основы сложившегося на территории послевоенной ФРГ либерально-демократического общества.

В политических координатах в связи с данной аффирмативной по отношению к модерну позицией исследователи относят философию Маркварда к либеральному консерватизму. Характерное для Маркварда подчеркивание роли истории становления современных либеральных институтов объясняется теми радикальными сломами, которые пережили представители этого, если выражаться терминологией Гельмута Шельски, «скептического поколения». Крайняя политизация повседневности во времена национал-социализма, вторая мировая война, крах Третьего Рейха, опыт радикальной дезориентации сформировали его скептическую философию, которая насторожено относится к любой идеологии, к любому суждению, претендующему на абсолютную истинность. Задачей скептика, согласно Маркварду, является не поиск теории, которая бы смогла «примирить» конфликтующие точки зрения, но сохранение конфликта между ними, то есть сохранения принципа разделения властей, если под властью понимать не только политический институт, но и суждения, теории, концепции, оказывающие влияние на позицию отдельного индивида. Данная статья подготовлена в рамках проекта 2016 года Лаборатории исследований культуры Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.  

Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Ямпольская А. В. Логос. 2016. Т. 26. № 1. С. 74-78.

Статья посвящена научным и личным взаимоотношениям между Гуссерлем и Финком, а также влиянию Финка на французскую феноменологию. В работе проблематизируется понятие "верного ученика" внутри феноменологической традиции: означает ли "верность" отсутствие критики по отношению к трудам основоположника, или, напротив, такую критику до определенной степени предполагает? А если да, то до какой именно степени?

Добавлено: 22 июня 2016
Статья
Левченко Я. С. Логос. 2017. № 5. С. 25-44.

В статье прослеживаются пути фор- мирования агрессивной риторики в советской литературной критике 1920-х годов на примере дискуссий вокруг ленинградской ветви формальной школы. Эти процессы сви- детельствуют о том, что опыт войны и революции легитимирует любые формы оскорбления и уничтожения оппонента, превращает травлю в мейнстрим и кладет предел дискуссии об идеях, переключая ее в область межгрупповой конкуренции и борьбы за власть, как символическую, так и материальную. В свою очередь, литературная критика также переходит на личности, апеллируя к ритуальным формулам, но используя методы нового гегемона. В отношении так называемых фор- малистов эти дискурсивные маневры проявляются с особой яркостью, поскольку направлены в адрес идеологического врага, приговоренного к уничтожению. 

 

Контрастный дуализм в противопоставлении своего и чужого, по сей день характерный для русского языкового поведения, проявляется здесь в принципиальной неготовности к компромиссу со стороны торжествующего класса. Великодушие оказалось не под силу большевикам после победы революции. Их тактика состояла в культивации ненависти, сталкивании различных групп между собой под лозунгом классовой борьбы с целью дальнейшей зачистки и/или абсорбции любых явлений, расходящихся с генеральной линией. Первичной мотивировкой закручивания гаек была обстановка гражданской войны. Затем она сменилась требованием особой бдительности в период вынужденного реванша буржуазии. Концептуализация НЭПа носила не только хозяйственно-экономический, но и неизбежно культурный характер, и пролетариат был просто обязан чувствовать угрозу со стороны уцелевших угнетателей, чье сознание оставалось тем же, что и до революции. Наконец, объявленный долгожданным отказ от временных культурно-экономических мер легитимирует новый виток агрессивной риторики, что усиливает внутренний кризис «попутчиков» советской культуры и позволяет покончить с ними на рубеже 1920–1930-х годов. 

 

Добавлено: 4 января 2018
Статья
Мартынов К. К. Логос. 2012. № 2. С. 19-28.

Статья посвящена анализу феномену «интернет-революции» как смены политического режима, реализованной посредством различных форм сетевого активизма (события Арабской весны, российские волнения конца 2011—начала 2012 гг.). Почему интернет считается магической силой, способной разрушать авторитарные правительства по всему миру? Представлена критика подобной folk-политологии, предполагающей идентичность политической мобилизации и  сетевой активности. Реальная роль интернета в актуальной политике рассматривается, исходя из внутренней эволюции сети, ее проникновения в повседневную жизнь обывателей. Современные социальные сети генерируют новые типы локальных городских сообществ и становятся фоном для политических изменений, предлагая новую культуру публичности.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Дмитриев А. Н. Логос. 2013. № 1. С. 41-64.

Речь в статье идет об изменениях в понимании университетской традиции в советскую и постсоветскую эпоху - от попыток абсолютного разрыва с прошлым до новых идей "великой связи времен" отечественной университетской истории.

Добавлено: 12 июня 2013
Статья
Каплун Виктор Логос. 2019. Т. 29. № 2. С. 179-220.

«Gouvernementalité» (англ.: "governmentality" ), неологизм, впервые использованный Мишелем Фуко в 1978 году, сегодня входит в число основных понятий социальных наук. Этим термином обозначают разработанную Фуко новую перспективу понимания и анализа феномена «власти» - и, конкретно, разного типа отношений власти, характерных для разного типа культур и политических сообществ. Эта перспектива стала методологической основой для развившегося в последние десятилетия междисциплинарного исследовательского поля, обозначаемого в англоязычных социальных науках как Governmentality Studies. Она, среди прочего, предполагает новый взгляд на генеалогию и специфику современных обществ и современного государства, где «власть» - в отличии от традиционных парадигм в политической философии - уже не мыслится через «государство». В то же время, российские социальные науки сегодня во многом лишены возможности использовать предложенные Фуко концептуальные инструменты и методы исследования, и одним из барьеров здесь оказывается проблема перевода.

В статье: 1) Резюмируется разработанный Фуко общий исследовательский подход к феномену власти, к которому отсылает понятие gouvernementalité; 2) Фукианская аналитика власти сопоставляется с традиционными парадигмами в политической философии; 3) Демонстрируется, как понятие gouvernementalité используется в исследованиях Фуко разных лет, посвященных теме отношений власти и проблематике морального субъекта; 4) Характеризуется специфика раннего периода становления англоязычных Governmentality Studies; 5) Показывается, что имеющиеся на данный момент русские переводы основных работ Фуко, в которых используется понятие gouvernementalité, не просто очень приблизительны, но что они в значительной степени представляют собой то, что по-французски называется «contresens», - интерпретация, по смыслу противоположная оригиналу; в своей совокупности они не столько открывают, сколько закрывают для русскоязычного читателя фукианскую исследовательскую перспективу.

Добавлено: 12 марта 2019
Статья
Глухов А. А. Логос. 2011. № 4. С. 101-120.

В статье рассматривается вопрос о практической осуществимости платоновского Каллиполиса с учетом результатов недавних исследований греческой колонизации и «культурной поэтики». «Государство» - один из ряда колонизационных проектов, предлагаемых афинскими интеллектуалами в IV в. Участники диалога знакомы с колониальной практикой, Сократ дает краткие, но исчерпывающие указания о сценарии «повторной колонизации». Энигматическую реплику о полисе, которого «нет на земле», следует толковать в контексте легендарных историй об основаниях колоний.

Добавлено: 22 апреля 2013
Статья
Чернявская А. С. Логос. 2014. № 1 (97). С. 237-239.

Книгу Рене Жирара «Критика из подполья», вышедшую в «Новом литературном обозрении», можно назвать своеобразной археологией мышления автора. Она является сборником эссе философа, написанных в разное время в начале его карьеры — в то время, когда он занимался преимущественно литературной критикой. Как признается сам Жирар, он поражен преемственностью между этими ранними текстами и теми, что появились относительно недавно. Для исследователей его творчества в этом нет ничего удивительного. Как достаточно точно выразился на этот счет историк культуры Александр Эткинд, Жирар, автор многих книг, в действительности лишь продолжает писать свое единственное сочинение. Рене Жирар — член Французской академии, профессор Стэндфордского университета и почетный доктор других университетов. Его вклад в науку общепризнан. Однако ответ на вопрос о том, что с практической точки зрения представляет собой его интеллектуальное наследие, менее очевиден, чем это может показаться. С одной стороны, существует соблазн признать за Жираром роль обличителя и бунтаря, критикующего общество насилия. Однако, с другой стороны, с той же убедительностью Жирар может выступать как консерватор: он не принимает современную академическую культуру «поствсего», возвращаясь к идеалам модерна.

Добавлено: 30 марта 2015
Статья
Юдин Г. Б. Логос. 2016. Т. 26. № 1. С. 108-114.

Элементы критики Гуссерля» — текст, который содержит в себе загадку. В последние годы жизни Гуссерль настойчиво подчеркивал, что именно Финк лучше всех понимает его мысль, и фактически сделал Финка своим соавтором. «Шестая картезианская медитация», результат совместной работы Гуссерля и Финка, тесно переплетается с текстами поздних рукописей Гуссерля, которые лишь в последнее время становятся доступны широкому читателю. Почему же Финк так резко критикует своего учителя всего через два года после его смерти? Тезисы Финка столь явно направлены на тотальное отвержение философии Гуссерля, что выглядят почти как признание Гуссерля в крахе собственного проекта — признание, которое самому Гуссерлю оказалось не под силу.

Добавлено: 27 мая 2016
Статья
Мишура А. С. Логос. 2016. Т. 26. № 5. С. 19-58.

В статье описывается актуальное состояние дебатов по проблеме свободы воли в современной философии, а также рассматриваются метафизические основания данной дискуссии. В первой части работы дается критический обзор наиболее влиятельных позиций: компатибилизма, либертарианства и жесткого инкомпатибилизма. При рассмотрении компатибилизма автором очерчиваются границы применимости гипотетического анализа Дж. Мура. Далее обсуждаются проблемы психологического компатибилизма, отождествляющего свободу с определенным устройством психики агента. Затем автором кратко фиксируются основные проблемы традиционного агент-каузального либертарианства: трудность включения субстанции агента в натуралистическую онтологию и проблема связи субстанций в рамках картезианского дуализма. Затем формулируется новизна либертарианской теории изначальной ответственности Р. Кейна, а также указываются её центральные проблемы: растворение действительности агента в метафизике индетерминистически связанных событий и проблема удачи. Жесткий инкомпатибилизм критикуется в отношении методических оснований своей позитивной программы: анализа социальных последствий отказа от веры в свободу воли.  

            Во второй части работы проводится анализ теоретических предпосылок современных дебатов о проблеме свободы воли. Во-первых, автор рассматривает основания доктрины каузального детерминизма в рамках «объективистской» и «субъективистской» стратегий её защиты. В отношении объективистской стратегии указывается на отсутствие убедительных естественнонаучных оснований для принятия доктрины каузального детерминизма, а также на метафизические трудности, связанные с онтологизацией причинности. Кроме того, проводится анализ аргументов против свободы воли со стороны экспериментальных исследований мозга и демонстрируется их неудовлетворительность. Относительно субъективистской стратегии обоснования детерминизма указывается несовместимость каузального детерминизма с практическим мышлением. Для иллюстрации несовместимости приводятся парадокс предсказания и картезианская очевидность выбора. Для прояснения интуиций, мотивирующих либертарианский проект свободы воли, предлагается рассмотреть нестандартные варианты либертарианских теорий: «жесткое либертарианство свободы», которое устраняет связь свободы и ответственности, а также «аскетическое либертарианство свободы», которое противопоставляет свободу и ответственность.

Добавлено: 13 июня 2016
Статья
Куренной В. А. Логос. 2014. № 4. С. 105-146.
В центре работы находится проблема дискуссии в современной философии и ее результативности. Обосновываются два основных тезиса: 1) полемика в философии ведет к исчезновению плохо обоснованных или не реализовавших стратегию защиты позиций и целых ис- следовательских программ; 2) наличие несовместимых по базовым допущениям философских программ оказывает стимулирующее воздействие на интенсивность их разработки, то есть является фактором продуктивной профессиональной конкуренции. Анализируются две ключевые полемики конца XIX — первой трети XX века: критика Г. Эббингаузом философской программы «дескриптивной психологии» В. Дильтея и односторонняя полемика М. Шлика с проектом феноменологической философии и работами Э. Гуссерля.
Добавлено: 10 марта 2015
Статья
Колозариди П. В., Яблоков И. А., Амирян Т. Логос. 2017. Т. 27. № 4. С. 11-22.

Откуда берутся теории заговора — вопрос, который тревожит и тех, кто в них верит, и тех, кто относится к ним в высшей степени скептически. Есть надежда, что академические исследования могут объяснить происхождение этого феномена. Как исследователи данного феномена, какие основные вопросы вы перед собой ставите? И вообще откуда берутся теории заговора?

Добавлено: 18 марта 2019
Статья
Лёвит К. Логос. 2012. Т. 89. № 5. С. 115-142.
В статье критически анализируется децизионизм Карла Шмитта. На ряде примеров доказывается «полемический» характер его основных понятий,являвшихся результатом сознательного оппортунизма этого «крон-юриста» Третьего рейха, неоднократно менявшего свою позицию за краткую историю Веймарской республики. Делается вывод о принципиальном окказионализме мысли самого Шмитта, всегда принимавшего «решение» в зависимости от политических обстоятельств и в конечном счете дисквалифицировавшего себя в качестве серьезного ученого своим интеллектуальным обслуживанием нацистского режима. окказионализм, децизионизм, нейтрализация, романтизм, теология, нигилизм, диктатура, различение друга и врага, политическое бытие, формы экзистенции, война
Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Мирошниченко М. Д. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 205-214.

Статья представляет собой рецензию на книгу Ханса-Ульриха Обриста, посвященную статусу композиторов как публичных интеллектуалов, обладающих своей собственной утопией. В тексте затрагиваются технологические и интеллектуальные новшества музыкального авангарда XX века. Обрист имплицитно наделяет композиторов статусом публичных интеллектуалов и социальных лидеров, предлагающих сообществу свои музыкально-политические утопии.

Добавлено: 20 ноября 2016
Статья
Куренной В. А. Логос. 2007. № 1 (58). С. 138-155.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Гусейнов Г. Ч. Логос. 2011. № 4. С. 170-179.
Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Дмитриев Т. А. Логос. 2020. Т. 30. № 6. С. 97-144.

Томас Гоббс был одним из первых политических мыслителей Нового времени, который, исследуя опыт гражданской войны в Англии, пришел к выводу о том, что верховная власть в лице своих представителей должна проводить особую политику воспитания дворянства и просвещения народных низов, рассчитанную на формирование у них чувства лояльности по отношению к верховной власти и к государству в целом. Одно из главных направлений этой политики Гоббс усматривал в необходимости контроля верховной власти над институтами знания в целях недопущения распространения при их посредстве в обществе мнений, противных авторитету верховной власти. Не менее важным аспектом политики просвещения, предложенной Гоббсом, является контроль светской верховной власти над церковными институтами, призванный обеспечить их лояльность суверену. Особую роль в своей политике воспитания и просвещения Гоббс отводит английским университетам. В историческом сочинении «Бегемот, или Долгий парламент» (Behemoth, or The Long Parliament) он возлагает львиную долю вины за гражданскую войну в Англии на университеты, которые, по его словам, «были для английской нации тем же, чем деревянный конь для троянцев». Поэтому одержавшая победу новая суверенная власть должна была начать создание условий для гражданского мира с реформы университетов, которые были «центром восстания» (the coar of rebellion). В основу этой реформы Гоббс считал необходимым положить политическую доктрину неограниченной власти светского суверена, детально изложенную им в «Левиафане». По мнению Гоббса, такая образовательная политика была совершенно необходима для воспитания лояльных по отношению к верховной власти граждан и для сохранения гражданского мира в Англии.      

Добавлено: 28 января 2021
Статья
Бёкенфёрде Э. Логос. 2012. Т. 89. № 5. С. 158-177.
В статье рассматривается парадоксальное сходство концептуальной логики левых и правых мыслителей, выражающееся в семантическом объединении понятий суверенитета и легитимности власти. С помощью концептуальной деконструкции логики Карла Шмитта и Мишеля Фуко демонстрируется, что и для правой, и для левой политической мысли характерно фактическое отождествление суверенитета власти и ее легитимности. Поскольку это отождествление лежит в основе международных правовых актов, то с признанием суверенитета конкретного политического объединения косвенно признается и легитимность власти, это объединение создающей. Автор показывает, что наиболее провокационным политическим теоретикам с обоих флангов свойственно восприятие суверенитета через амальгаму юридического и придание технике властвования самостоятельной ценности.
Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Павлов А. В. Логос. 2012. № 6. С. 180-195.

Автор исследует такой феномен порнографической культуры, как порношик, акцентируя внимание на американском кинематографе 1970-х. Основываясь на гипотезе, что порношик — это попытка представить порнографию в качестве высокого искусства, автор анализирует ключевые для данного течения картины, выделяя те изменения, которые претерпело понятие «порношик» с течением времени, и определяя его слабые места, которые не позволили феномену порношика занять достойное место среди других феноменов высокой и массовой культуры.

Добавлено: 4 марта 2013