• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 197 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тульчинский Г. Л., Люсый А. Философские науки. 2008. № 6. С. 155-158.
Добавлено: 1 ноября 2008
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2013. № 6. С. 32-39.

Подозрение является проявлением недоверия, реакцией на притворство. Оно пронизывает все сферы социальной жизни, является импульсом к развитию знания, науки, инженерного дела. Проблема современности состоит в том, что развитие информационных технологий объективно расширяет и углубляет подозрение. Это является серьезным цивилизационным вызовом.

Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Порус В. Н. Философские науки. 2005. № 5. С. 42-66.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Руткевич А. М. Философские науки. 2013. № 1. С. 82-91.

Сражения Первой мировой войны впервые в европейской истории сопровождались широкомасштабной словесной войной интеллектуалов. В Германии в этой пропаганде принимали участие представители правого крыла социал-демократической партии, противопоставившие "идеи 1914 года" либеральным "идеям 1789 года"

Добавлено: 19 марта 2014
Статья
Мирошниченко М. Д. Философские науки. 2018. № 8. С. 144-159.

Статья представляет собой попытку реконструкции работ Ф. Варелы в связи с трудной проблемой сознания. Предпосылки для разрешения (dissolution) этой проблемы можно найти в работах, написанных им в соавторстве с У. Матураной. Теория аутопоэзных систем связывает воедино жизнь и познавательную активность. Критерием жизни является способность системы сохранять аутопоэтическую организацию, претерпевая трансформации вместе со средой ее обитания. Возможность множества различных реализаций аутопоэтических организаций влечет радикальные выводы о природе познания. Можно лишь условно выделить познающего и познаваемое, а структура познания отображает структуру познающего. Эта взаимосвязь позволяет выдвинуть программу энактивизма, которая предполагает не только реформу научного исследования сознания, но и пересмотр ряда предпосылок познания как такового. Важным является не столько выдвижение нового аргумента относительно природы сознания, сколько отказ от теоретической постановки этого вопроса. Это является следствием принятия энактивистской позиции, которая, в соответствии с подходом теории аутопоэзиса, должна быть применимой к самому познающему.

Добавлено: 23 сентября 2018
Статья
Мирошниченко М. Д. Философские науки. 2020. Т. 63. № 4. С. 46-63.

Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и как устроена переживающая его познающая система. Первый проект можно назвать функционалистским, а второй – феноменологическим. Онтологические и эпистемологические позиции данных проектов конкретизируются в контексте проблемы наблюдателя, его статуса в мире и практике познания. Обсервационная философия занимает промежуточное положение между двумя этими программами, поскольку, стремясь вскрыть инвариантную структуру наблюдения, отправляется от фактического опыта воплощенного субъекта, помещенного в ситуацию самонаблюдения и наблюдения за другим субъектом. Показывается, что из функционалистского проекта философия Пятигорского заимствует стремление к самообъективации (наблюдение за мышлением всегда есть наблюдение за другим мышлением) и отказ от пространственно-временной локализации познавательной способности (мышление всегда «ничье», оно не принадлежит конкретному индивиду). С феноменологическим проектом энактивизма Пятигорского роднит стремление вскрывать инвариантные структуры познания в ходе наблюдения за действительным осуществлением познавательных актов (организация познающих систем едина, а ее структурные реализации множественны), отказ от субстанционализации «Я» («ничье» мышление есть скорее эмерджентный эффект взаимодействия двух и более наблюдателей – аутопоэтических систем), и отказ от теоретической постановки проблемы сознания (поскольку обсервационная философия представляет собой скорее метатеоретические подступы к теории сознания, которое для феноменологии по определению является практическим).

Добавлено: 26 января 2020
Статья
Кирсберг И. В. Философские науки. 2014. № 11. С. 95-102.

На примере этой феноменологии показана новая тенденция современного богословия – обоснование Бога посредством чувств. Критическое изложение этой феноменологии отклоняет понимание чувства как познания. В качестве внепознавательного чувство не может быть свидетельством о Боге. На примере этой феноменологии предлагается обсудить особенности веры как только чувства, позволяющего эффект присутствия Бога.

Добавлено: 26 марта 2014
Статья
Судаков А. К. Философские науки. 2009. № 6. С. 29-50.
Добавлено: 1 сентября 2009
Статья
Павлов А. В. Философские науки. 2018. № 10. С. 97-113.

В последние 20 лет все ключевые авторы, писавшие о состоянии постмодерна, либо стали заниматься другими исследованиями (Фредрик Джеймисон), либо провозгласили, что постмодерн мертв (Линда Хатчеон). С 2000 г., когда усталость от постмодерна стала очевидной для всех, различные исследователи, критики и теоретики стали предлагать свои концепции нашей эпохи. Однако все эти теории, акцентируя смену культурных парадигм, рассматривают культуру традиционно, не обращая внимания на тотальную диджитализацию и внедрение новых технологий в нашу жизнь. В двух концепциях нашего времени эти процессы, однако, становятся центральным местом. Это концепции диджимодерна и автомодерна. В фокусе внимания настоящей статьи – идея автомодерна, предложенная американским социальным  теоретиком Робертом Сэмюэлсом в 2007–2009 гг. Последний считает, что наш мир характеризуется двумя противоречивыми тенденциями – автоматизацией и стремлением к автономности (личной свободе). С его точки зрения, первая чаще всего не позволяет достичь последней в силу определенных обстоятельств. На примере автомобиля, персонального компьютера, Интернета и т.д. Сэмюэлс показывает, чем именно сегодня является наша культура в широком смысле слова. Разбирая концепт «цифровой молодости», он также обращает внимание на формирование новой субъектности эры автомодерна. Наконец, наиболее интересная часть концепции автомодерна, актуальная сегодня более всего – это критика левых социально-философских концепций (Славой Жижек, Фредрик Джеймисон) и теорий культуры (Генри Дженкинс). В конце статьи упоминается новейшая книга Адама Гринфилда «Радикальные технологии: устройство повседневной жизни». Благодаря ей теория Сэмюэлса может быть верифицирована.

Добавлено: 20 января 2019
Статья
Павлов А. В., Ерохина Ю. В. Философские науки. 2019. Т. 62. № 2. С. 7-25.

Статья посвящена актуальной для новейшей социальной философии проблеме – феномену «постпостмодернизма», то есть ответу на вопрос, какой именно язык описания нашей эпохи приходит на смену якобы устаревшему постмодерну. Постпостмодернизм –зонтичный термин, объединяющий собой многочисленные концепции типа диджимодернизма, автомодернизма, метамодернизма, гипермодернизма, сверхмодернизма и т.д. Одной из версий, упраздняющих постмодерн, является концепция французского куратора и теоретика искусства Николя Буррио, получившая название «альтермодернизм» или «иной модернизм». В предшествующих книгах Буррио предлагал переписать модернизм и в итоге пришел к тому, что предложил целую теорию. Концепция появилась в 2009 г., когда Буррио открыл одноименную выставку в Лондоне, а к ней выпустил книгу «Альтермодерн» и стал редактором одноименного сборника статей. В центре альтермодернизма находится глобализация, открывшая границы для искусства. Главные термины альтермодерна – гетерохрония (разновременность) и виаторизация (кочевничество). Главный социальный субъект эпохи альтермодерна – художник, свободно путешествующий и ретранслирующий смыслы «перепи-санного» искусства аудитории. «Переписанного» – потому что Буррио предлагает использовать феномены и продукты прошлых эпох, чтобы заставить их работать по-новому. Однако концепцию Буррио следует рассматривать критически, как сделали некоторые исследователи. В статье автор дает свою оценку концепции и задает вопрос – насколько идея альтермодерна эвристична и потому может ли она конкурировать с иными концепциями, упраздняющими постмодерн. Ответ на этот вопрос дается отрицательный прежде всего потому, что альтермодерн использует много из языка и аппарата постмодерна, фактически не предлагая чего-то нового.

Добавлено: 6 августа 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2012. № 1. С. 23-30.

Итоги прошедших выборов в Государственную Думу РФ, общественная реакция на их итоги вскрыли качественно новую политическую ситуацию. Период между этими выборами и выборами Президента станет периодом осмысления этой ситуации и практических выводов – как со стороны правительства, так и общества.

Добавлено: 6 сентября 2012
Статья
Дубровский Д. И. Философские науки. 2008. № 12.
Добавлено: 2 ноября 2009
Статья
Дубровский Д. И. Философские науки. 2007. № 11.
Добавлено: 2 ноября 2009
Статья
Порус В. Н. Философские науки. 2009. № 6. С. 8-28.
Добавлено: 4 декабря 2009
Статья
Трокслер И. П. Философские науки. 2017. № 1. С. 135-144.

Перевод гегелевских лекций.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Кара-Мурза А. А. Философские науки. 2020. Т. 63. № 6. С. 110-132.

В статье, написанной в жанре «интеллектуального краеведения», исследуются обстоятельства пребывания Нобелевского лауреата по литературе Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953) на острове Капри недалеко от Неаполя. Отмечается, что И.А. Бунин является одним из главных «путешественников» в русской литературе: помимо Европы, он объездил Северную Африку, Малую Азию и Ближний Восток, добравшись даже до Цейлона. За эти частые многомесячные «вояжи» Бунин при жизни неоднократно получал упреки от современников в «оторванности от России». Автор статьи, напротив, считает, что для Бунина (считавшего себя литературным преемником Н.В. Гоголя) именно «дорога» и «путешествие» были наиболее естественным и органичным контекстом для размышлений о России и особенностях ее исторической судьбы. В статье показано, что остров Капри стал особым местом в интеллектуальной биографии Бунина: здесь он и его жена В.Н. Муромцева-Бунина провели три плодотворные в творческом отношении зимы 1911/1912, 1912/1913 и 1913/1914 гг. Центром «бунинского Капри» является гранд-отель «Quisisana» (существующий и в наши дни), который стал местом действия одного из самых известных произведений Бунина – «Господин из Сан-Франциско». Автор статьи показывает, что именно на острове Капри И.А. Бунин не только написал десятки своих лучших произведений о русской жизни, но и выработал принципы собственной «философии творчества». В статье проанализирована эволюция отношений И.А. Бунина со «старожилом» Капри, «пролетарским писателем» М. Горьким (А.М. Пешковым), литератором Л.Н. Андреевым и выдающимся русским оперным певцом Ф.И. Шаляпиным.

Добавлено: 4 сентября 2020
Статья
Карпенко И. А. Философские науки. 2014. № 6. С. 105-118.

В статье анализируется работа А. Койре «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» в свете некоторых достижений современной физики, связанных с понятием пространства. Так же обращается внимание на научную эволюцию некоторых других понятий, тесно связанных с пространством, в частности, «вакуума» и «гравитации». Делается вывод о преемственности ряда идей (с учётом их трансформации), а так же о том, что в отдельных случаях современная физическая картина мира вновь основывается на идее конечной (но безграничной) вселенной.

Добавлено: 9 февраля 2014