• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Угольнова Л. Е. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 200-212.
На основе статистических показателей, а также данных опросов обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования и опросов работодателей, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования, представлены динамика численности учащихся вузов на заочной форме обучения, а также демографические характеристики студентов-заочников, особенности их образовательных траекторий, мотивации выбора вуза и перспективы трудоустройства.
Добавлено: 28 января 2013
Статья
Озерова О. К., Кобыща В. В. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 246-256.

В данной статье на основании данных федерального статистического наблюдения  охарактеризована ситуация в сфере российского заочного высшего профессионального образования, рассмотрена ее динамика, выделены некоторые значимые факторы, которые влияют на ее изменение. Для этого, во‑первых, продемонстрировано изменение общей численности заочных студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, прием студентов и выпуска специалистов по сравнению с другими формами обучения. Во‑вторых, прослежена зависимость изменения объема заочного обучения от сдвигов в структуре коммерческого высшего профессионального образования. И в‑третьих, описаны половозрастные характеристики студентов‑заочников.

Добавлено: 24 мая 2012
Статья
Савельева И. М., Полетаев А. В. Вопросы образования. 2009. Т. -. № 4. С. 199-217.
Добавлено: 19 января 2010
Статья
Бьянкани С., Макфарланд Д. А. Вопросы образования. 2013. № 4.
Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137-181.

Представлен обзор исследований факторов, определяющих стартовую заработную плату выпускников вузов. Преимущественное внимание уделяется работам, в которых затрагивается вопрос, насколько заработная плата выпускников может являться измерителем качества полученного образования. Обсуждаются теоретические концепции, объясняющие причины различий в уровне заработной платы выпускников: теория человеческого капитала, теория образовательных сигналов, теория компенсационных различий, а также эмпирические исследования, ставившие целью количественно оценить вклад различных факторов в формирование заработной платы выпускников. Анализ литературы показал, что, несмотря на значительный вклад качества образования, существует множество других факторов, способных оказывать влияние на уровень заработной платы. Среди них разнородность выпускников, разнородность рабочих мест, несовершенства рынка, индивидуальные предпочтения выпускников и их стратегии выхода на рынок труда. Представленный обзор и критический анализ зарубежного опыта в исследовании взаимосвязи качества высшего образования и уровня заработной платы выпускников позволяет сформулировать общие требования к качеству данных в рамках возможного внедрения в России системы мониторинга выпускников вузов. 

Добавлено: 30 марта 2015
Статья
Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 30-53.

Представлены первые результаты Мониторинга образова тельных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, на чатого Государственным университетом - Высшей школой экономики в 2009 г. С целью определить индивидуальные харак теристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух реги онов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных незави симых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на по следнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Каспржак А. Г. Вопросы образования. 2013. № 4.

Статья посвящена анализу тех барьеров, которые препятствуют формированию системы подготовки российских учителей, которая была бы адекватна запросам современности. Рассматриваются реформы систем подготовки учителей в 12 странах Азии, Европы и Северной Америки, которые были осуществлены в последние десятилетия XX в.: причины реформ, основные тренды произошедших изменений, их узловые элементы, которые, по мнению автора статьи, необходимо учесть в ходе проектирования реформы педагогического образования в России. Все действия реформаторов сводятся к трем основным направлениям: это система мер, направленных на повышение престижности профессии учителя, совокупность действий по удержанию учителей в профессии и переход к такой конструкции образовательных программ подготовки учителей, которые помогут в решении первых двух задач. В результате реформ система подготовки учителей перестала быть ведомственной, базовой единицей (единицей проектирования) стала готовая к постоянным изменениям образовательная программа, а не структура, которая ее реализует. Обсуждаются такие показатели престижности профессии, как размеры заработной платы учителей в разных странах, качество абитуриентов педагогических вузов. Во многих странах разработаны хорошо зарекомендовавшие себя системы мер для привлечения молодых людей в профессию: предоставление ежемесячных пособий учащимся выпускных классов школ с условием, что они после окончания вуза не менее трех лет отработают в школе; особый порядок зачисления абитуриентов на учительские образовательные программы, при котором наряду с централизованным тестированием проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации; предоставление возможности получить педагогическое образование несколькими путями; создание карьерных перспектив. Показано, что в России отсутствуют институциональные механизмы, обеспечивающие закрепление молодых людей в профессии. Изменения, в том числе весьма позитивные (зарождение системы подготовки новых для российской школы специалистов — психологов, тьюторов, консультантов) чрезвычайно трудно оформляются нормативно. Если же это и происходит, то появившийся новый стандарт обычно представлен в старой, жестко определяющей характер деятельности исполнителя логике. В таких условиях возникновение институтов, которые бы поддерживали инициативы, рефлексию результатов инновационного поиска, стимулировали бы к трансформации существующие структуры, просто невозможно.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2019.

В статье описывается реформа образовательного стандарта в школах с русским языком преподавания в Латвии и Эстонии. Цель исследования ответить на вопрос: были ли данные реформы успешными в плане принятия нового стандарта и улучшения показателей в PISA (Международной программе оценки образовательных достижений учащихся)? Проведен анализ того, каким образом положения законов о реформе и других документов, имеющих к ней отношение, были интегрированы в повседневную школьную практику и насколько академические результаты их отражают. Исследование опирается на сложившуюся после распада СССР ситуацию естественного эксперимента, когда страны, вышедшие из одной образовательной системы, реализовывали свой курс реформ и достигли различных результатов. Анализ проводился с использованием трёхуровневого подхода к изучению образовательного стандарта: предлагаемого (отражаемого в документах), реализуемого (преподаваемого в школах) и освоенного (отражаемого в результатах оценки знаний). Для решения поставленных задач проведен анализ документов, описывающих основные положения реформ; серия глубинных интервью в русскоязычных школах с целью изучения процесса включения предлагаемых нововведений в педагогический процесс; а также анализ тенденций, наблюдаемых в PISA за период с 2006 по 2015 гг. по математике, чтению и естествознанию. Согласно полученным результатам, дистанция между предлагаемым образовательным стандартом и освоенным сократилась в обеих странах. Школы активно внедряют предлагаемые изменения в обучение, а результаты в PISA непрерывно растут. Однако процесс достижения этого в исследуемых странах проходит по-разному. Методология естественного эксперимента позволила изучить как процесс реформирования в двух странах, так и оценить эффекты вводимых преобразований.

Добавлено: 4 декабря 2018
Статья
Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2011. № 4. С. 27-52.

Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание - с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализованных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов, «духовных» шаблонов и императивов. Такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй, «опытный» подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, т. е. естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности.

Добавлено: 15 сентября 2012
Статья
Боченков С. А., Вальдман И. А. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 5-25.

Обсуждаются возможности, ограничения и риски использования результатов ЕГЭ. Рассматриваются группы пользователей данных экзамена и специфика потребностей в информации каждой из этих групп. Предлагаются варианты интерпретации результатов, ориентированные на учителя, школу и образовательную систему.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Мерцалова Т. А. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 40-75.

Представленный текст представляет собой набор кейсов исследовательской проблематики, который формирует целостное проблемное поле, и позволяет определить важнейшие исследовательские вопросы и задать наиболее существенные направления развития практики.

В этом своеобразном обзоре представлена попытка провести анализ современной ситуации «открытости» российского образования, вычленить и сформулировать основные характеристики информационной открытости, позволяющие говорить об ее эффективности, выявить существующие разрывы и противоречия, оказывающие влияние на эту эффективность.

При подготовке обзора использованы данные различных исследований информационного спроса и предложения, формирующихся в российской системе образования в течение последних 3-5 лет. Среди них глобальные исследования и мониторинги, охватывающие население большей части регионов РФ, которые можно с определенной долей надежности считать репрезентативными для всей России, а также результаты социологических опросов и анкетирования родительской и профессиональной образовательной общественности, проведенные Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках реализации различных исследовательских и прикладных проектов в 2012-13 гг. Часть этих исследований носит локальный характер и не может быть использована для экстраполяции на систему образования всей России. Но они позволяют выявить отдельные проблемы, особенности, противоречия, которые возникают в процессе информационного взаимодействия образования с общественностью.

Добавлено: 6 мая 2016
Статья
Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Нечаева Е. Г. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 217-231.

В первой части публикации представлены принципы формирования информационно-аналитической системы, обеспечивающей проведение сравнительного анализа региональных образовательных структур, включая описание основных задач, которые она позволяет решать. Достаточно подробно рассмотрены отдельные блоки системы: методологический, организационный, информационный, аналитический, презентационный и программный, каждый из которых выполняет свои специфические функции. Приведена структура системы интегральных и тематических рейтингов, а также комплекс специально разработанных индикаторов, которые используются в рейтинговых расчетах. Во второй части публикации будут продемонстрированы возможности использования рейтинговых оценок для анализа проблем развития образования на примере исследования различных аспектов функционирования системы дошкольного обучения в российских регионах.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Нечаева Е. Г. Вопросы образования. 2008. № 3. С. 210-240.

В течение 2004-2007 гг. специалисты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по заданию Минобрнауки России и Рособразования осуществляли разработку информационно-аналитической системы рейтингования регионов по показателям развития образования. Ниже представлены некоторые аналитические результаты.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Радина Н. К., Шаманина С. А. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 234-253.

В статье представлены результаты эмпирического исследования выпусков ток-шоу региональных («Вызовы жизни» ННТВ, Нижний Новгород) и федеральных («Пусть говорят», ОАО «Первый канал») телерадиокомпаний, ориентированных на проблемы образования и образовательной политики (период 2012 – 2013 г.г.). Теоретическая основа, используемая в исследовании – теория фрейминга, базирующаяся на идеях фрейм-анализа Ирвина Гофмана, согласно которой СМИ, формируя социальную реальность, формулируют готовые диагнозы, оценки и предписания для потребителей медиареальности. Материалы ток-шоу проанализированы на основе «открытого кодирования» с созданием на базе качественного анализа кодировочной системы и последующим количественным анализом матрицы данных (определение в процессе фрейм-анализа макропропозиций и связей между ними) с использованием методов математической статистики. Дополнительно использовалась техника риторической деконструкции социальных проблем П. Ибарра и Д. Китсьюз. В качестве координат «объективной социальной реальности» были определены направления развития образовательной политики, представленные в документах и программах действий правительства РФ. На основе интеграции качественных и количественных методов в изучении медиавоздействия в статье описываются фреймы в представлении российской образовательной политики, а именно, фрейм информирования (представляющий относительно согласованные положения образовательной политики и практики), реализованный в ток-шоу региональной телерадиокомпании ННТВ, и фрейм развлечения (акцентуированная негативная практика, использующая контроль над сознанием зрителей посредством шокирующего эмоционального воздействия), реализованный в ток-шоу ОАО «Первый канал». Проблематизируется позиция государства в поддержке стратегий, используемых СМИ, и качество медиавоздействия в области образовательной политики средствами ток-шоу.

Добавлено: 29 октября 2015
Статья
Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Вопросы образования. 2010. № 3. С. 152-168.
Добавлено: 8 октября 2010
Статья
Волков А., Кузьминов Я. И., Ромаренко И. и др. Вопросы образования. 2010. № 3. С. 152-194.

В статье приводится статистическая характеристика технической инфраструктуры общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования (оснащение современной компьютерной техникой, использование Интернета и параметры доступа в него), а также оценка уровня применения ИКТ преподавателями за 2006/2007-2009/2010 учебные годы по Российской Федерации и ее субъектам. Отдельные показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. В качестве источников информации использованы данные федеральных наблюдений Росстата по статистике образования, методические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики и материалы Мониторинга экономики образования, проводимого ГУ-ВШЭ по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Вопросы образования. 2014. № 4. С. 90-127.

В статье представлен возможный подход к оценке результатов деятельности образовательных организаций, позволяющий учесть их социальную специфику. В разработке указанного подхода авторы руководствовались 1) результатами многочисленных исследований, подтверждающих обусловленность образовательных результатов контекстными факторами (как в России, так и за рубежом); 2) зарубежным опытом в решении аналогичных задач; 3) соображениями доступности минимально необходимой информации для осуществления подобных оценок в современных российских реалиях. Идея, положенная в основу предлагаемого инструмента оценки, состоит в том, что при наличии необходимых данных, можно эмпирически выявить устойчивые соотношения между учебными достижениями учащихся и контекстными показателями (например, различными характеристиками социального состава учащихся). В исследовательской практике поиск этих соотношений осуществляется средствами множественного регрессионного анализа. Результаты данного анализа – установленные эмпирические соотношения – затем могут быть использованы для «дисконтирования» формальных достижений: т.е. формулирования обоснованных повышенных ожиданий для организаций, работающих в более благоприятных контекстах, и менее высоких ожиданий для тех организаций, которые работают в менее благоприятных контекстах. В статье обсуждаются два варианта использования этой информации – на основе формулы или на основе специального индекса (Индекс социального благополучия школы), разработанного авторами. В заключении авторы также обращают внимание на возможные ограничения, связанные с использованием рассмотренных инструментов, и шире – на проблему учета контекстных показателей в системе оценки качества образования в России.

Добавлено: 6 декабря 2014
Статья
Зиньковский К. В. Вопросы образования. 2008. № 3. С. 145-155.

Анализируются причины разной результативности использования одних и тех же стратегий и механизмов развития системы общего образования. Обзор западного опыта и исследование, проведенное на базе Института развития образования ГУ-ВШЭ, позволили сделать вывод о том, что максимальную пользу от механизмов развития получают школы в определенных реформаторских зонах, названных автором зонами развития.

Добавлено: 14 октября 2012