• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 239 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Нисневич Ю. А., Хахунова А. К. Полис. Политические исследования. 2015. № 4. С. 75-96.

Статья посвящена изучению трех крупнейших направлений в современной теории государственного управления: новое государственное управление, неовеберианство и новое правление (сетевое управление). Авторы прослеживают динамику развития теорий и идей в сфере управления государством и предлагают концептуальную рамку для сравнительного анализа и классификационного распределения систем государственного управления разных стран с целью оценки их состояния и перспектив развития. В работе выделены доминирующие мотивы каждой из парадигм управления и представлены конкретные практики, характеризующие реализацию соответствующих моделей. Ключевые слова: качество государственного управления; модели управления;

Добавлено: 22 июля 2015
Статья
Звягинцев В., Барсукова С. Ю. Полис. Политические исследования. 2006. № 2. С. 110-121.
Добавлено: 18 ноября 2009
Статья
Зевелева О. И. Полис. Политические исследования. 2014. Т. 6. № 2014. С. 114-126.

В статье исследуется вопрос конструирования коллективной идентичности мигрантов в принимающем сообществе на примере российско-немецких репатриантов в Германии. Автор подводит итоги исследования политики репатриации Германии и биографического опыта российских немцев, иммигрировавших в Германию из бывших республик СССР в 1990-е – 2000-е годы. Исследование базируется на критическом дискурс-анализе институтов, организаций и публикаций, связанных с германской программой репатриации, и на качественном анализе материалов нарративных интервью с российскими немцами в Германии, проведенных автором в ходе полевых исследований. Автор попытался проследить особенности описаний личного и семейного миграционного опыта российских немцев нескольких поколений и ответить на вопросы о том, кем, как и где конструируется коллективный нарратив российско-немецкой истории. 

Добавлено: 17 ноября 2014
Статья
Баньковская С. П. Полис. Политические исследования. 2006. № 4.
Добавлено: 17 марта 2009
Статья
Лебедева М. М. Полис. Политические исследования. 2009. № 4. С. 72-83.
Добавлено: 12 февраля 2010
Статья
Малинова О. Ю. Полис. Политические исследования. 2015. № 4. С. 12-21.

В статье рассматриваются теоретические развилки, стоящие за различными способами определения и использования понятия “политический миф”. Основная трудность его концептуализации связывается с тем, что, будучи повсеместно распространенным социальным феноменом, миф весьма “партикулярен” в своих проявлениях, поскольку его “работа” связана с восприятием конкретных групп. Анализируются теоретические дискуссии о нарративной природе современных мифов, их способности воплощаться в невербальных формах, об особенностях мифического способа понимания действительности, о свойствах, определяющих “мифический потенциал” “слова”/знака, а также связи политических мифов с идеологией. Большинство авторов считают ключевой характеристикой современных мифов их способность восприниматься в качестве констатации “естественного порядка вещей”, выступать в качестве широко разделяемых представлений. Рассматриваемая категория является фундаментальной для анализа символической политики. Однако ее эвристический потенциал зависит от того, каким образом определяется исследовательский фокус. В рамках более узкого подхода, связывающего символическую политику с “конструктивистскими” действиями элит, направленными на манипуляцию сознанием масс, “миф” выступает как категория политической практики, указывая на искусственный, симулятивный характер конструируемых знаков. Более широкое понимание символической политики как деятельности, связанной с производством определенных способов интерпретации социальной реальности и борьбой за их доминирование, открывает возможности для интерпретации мифа как коммуникативного процесса, в котором участвуют не только мифотворцы, но и их аудитория. Таким образом, “миф” служит и категорией практики символической политики, и инструментом ее анализа, что несколько осложняет работу с данным понятием.

Добавлено: 23 июля 2015
Статья
Паин Э. А., Простаков С. А. Полис. Политические исследования. 2014. Т. 124. № 4. С. 96-113.

Русский национализм – одно из самых мифологизированных течений современной общественно–политической жизни России. Его демонизируют или идеализируют, но крайне редко оценивают адекватно многообразие его идейных и организационных проявлений. В статье предпринимается попытка многомерного отражения разных течений русского национализма, а также анализа изменений их отношения к власти и другим политическим силам России. Статья основана на результатах коллективного исследования социальных медиа, проведенного сотрудниками, студентами и аспирантами НИУ ВШЭ, в 2012 2014 гг. Это исследование позволило: выделить наряду с националистами и другие распространенные в Рунете группы политически ориентированных пользователей социальными сетями; сравнить политическое влияние разных идейно-политических течений; оценить на их фоне относительную роль национализма. В рамках указанного исследовательского проекта НИУ ВШЭ было также проведено социологическое исследование (Левада-Центр, март 2014 г.), которое дало представление о поддержке идей и лозунгов разных идейно-политических движений, ранее выявленных авторами в социальных сетях за пределами Рунета. В статье особо выделено отношение русских националистов к “крымским событиям”, благожелательно воспринятым их подавляющим большинством. Вместе с тем авторы отмечают, что русские националисты недолго останутся в числе попутчиков власти, хотя причины будущего расхождения с властью могут быть разными у низового, массового отряда националистов, с одной стороны, и у его элитарных групп – с другой.

Добавлено: 20 марта 2015
Статья
Мусихин Г. И. Полис. Политические исследования. 2009. № 3. С. 84-97.
Добавлено: 14 марта 2010
Статья
Сморгунов Л. В., Осипов И. Д., Медушевский А. Н. и др. Полис. Политические исследования. 2011. № 4. С. 83-103.
Добавлено: 19 декабря 2012
Статья
Рогозин Д. М. Полис. Политические исследования. 2006. № 5. С. 171-174.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Козырева П. М., Смирнов А. И. Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 53-69.

В статье анализируются проблемы, от решения которых во многом зависит повышение доверия между бизнесом и населением как одного из ключевых факторов формирования в стране благоприятной предпринимательской среды. Основное внимание уделяется исследованию проблем, сдерживающих рост доверия населения к малому и среднему бизнесу, который рассматривается в качестве главного средства, способного обеспечить экономический рост в условиях исчерпанности экспортно-сырьевой модели экономического развития. Анализ опирается на данные “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)”. Исследование показало, что, несмотря на заметные позитивные сдвиги, отмеченные в последнее десятилетие, уровень доверия населения к частным предприятиям остается довольно низким, а их сотрудники меньше доверяют своему руководству, чем занятые в госсекторе. Дефицит доверия становится одной из причин низкой предпринимательской активности россиян, сохранения социальной напряженности в обществе, неприязненных отношений между бедными и богатыми. Экономический кризис, оказывая негативное влияние на повседневную жизнь граждан, их настроения, представления и установки, усугубляет ситуацию и создает дополнительные барьеры, препятствующие укреплению доверия между бизнесом и населением. Неудовлетворенность ходом реформ, озабоченность проблемами социального неравенства, своим бедственным положением обусловливают сохранение ориентации граждан на обеспечение ведущей роли государства в осуществлении социально-ориентированной экономической политики. В то же время государству не удается безболезненно для всех участников взаимодействия согласовывать интересы населения и бизнеса. Развитию бизнеса мешают отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства, частые изменения условий хозяйственной деятельности, ограниченность всевозможных ресурсов. Ощущая сильнейшее давление со стороны чиновников, правоохранителей, коррупционеров, бизнес старается отгородиться от общества. Одним из эффективных, но непопулярных пока в России путей укрепления доверия между населением и бизнесом выступает развитие социального предпринимательства. Наращивая усилия по улучшению предпринимательского климата, важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированного сочетания рынка и государства, совершенствовании механизма государственного управления экономикой. 

Добавлено: 2 июня 2017
Статья
Семененко И. С. Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 70-87.

В статье предлагается новая интерпретация феноменов современной политики, которые в политическом дискурсе традиционно именуются национализмом и сепаратизмом. Оценивается когнитивный потенциал концепта “национализм” для понимания механизмов появления очагов этнополитической напряженности в развитых демократиях и их перерастания в открытые противостояния регионов, обладающих той или иной степенью автономии, и центральной власти. Анализируемый автором феномен “нового национализма” проявляется в странах “старой” Европы в условиях высокой активности различных форм гражданской самоорганизации и более высокого относительно других территорий страны уровня экономического развития и социального благополучия; это определяет сочетание и ситуативное переплетение культурных и социально-экономических факторов в повестке дня политического протеста. “Борьба за идентичность” территориального сообщества используется политическими элитами в качестве средства продвижения преференциальных режимов перераспределения налоговых поступлений, большей бюджетной автономии, независимой социальной и культурной политики. Проводниками общественного запроса на право решать, выбирать приоритеты развития “своего” сообщества выступают имеющие сильные позиции в регионе представители демократических политических сил, вступающие в коалиции с бывшими радикальными националистами. На основе анализа факторов и механизмов проявлений этнорегиональной конфликтности в Европе разработан прогноз появления в странах демократической традиции новых форм организации политического пространства, в которых национальная идентичность и ориентация на развитие будут ключевыми консолидирующими началами

Добавлено: 10 декабря 2019
Статья
Барсукова С. Ю. Полис. Политические исследования. 2003. № 4. С. 39-49.

On the basis of relevant world literature analyzed, the author characterizes ideological attitudes of researchers of informal economy (within which two blocks are distinguished: shadow economy and domestic one). As is demonstrated in the article, orthodox liberals regard the "informals" as agents of the "invisible hand" of the market; to the mind of socially oriented liberals, the "informals" are indicators of the balance of economic and social demands; conservatives qualify the "shadowers" as breakers of social conventions; finally, in the eyes of socialist theoreticians, the said elements are enemies of society regulation on planned lines.

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Никитин А. И. Полис. Политические исследования. 2016. № 1.

Статья рассматривает вопрос о составе современных мировых держав, критерия]х отнесения госубарств к мировым державам, варианты неформальных консультаций междуц великими державами о глобальной политике

Добавлено: 27 августа 2018
Статья
Гаман-Голутвина О. В. Полис. Политические исследования. 2008. № 6.
Добавлено: 6 ноября 2008
Статья
Энтина Е. Г., Энтин М. Л., Торкунова Е. А. Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 124-135.

С крахом биполярной системы мироустройства политики и экспертное сообщество чуть ли не повсеместно начали отсчитывать время заново, оставив многие политические и социально-экономические учения и представления в прошлом. В том числе и о деколонизации как одной из главенствующих тенденций глобального развития. Это произошло в какой-то степени вследствие того, что соотношение сил в мире претерпело коренную трансформацию. Частично в результате того, что господствующие политологические концепции и нарративы ненадолго сделались универсальными. Во многом потому, что истеблишменту США и бывших метрополий так было намного удобнее и выгоднее. Соответственно процесс деколонизации назвали завершенным и стали трактовать как ушедшую эпоху, на смену которой пришли модернизация, европеизация, вестернизация и т.д. В действительности достоянием истории сделались только его первые две фазы: обретение формальной политической независимости и суверенитета над природными ресурсами. Превращение Китая и большой группы быстро развивающихся экономик в производственную и сборочную фабрики мира ознаменовали собой третью фазу, теперь уже фактической деколонизации. Она подкрепляется и подстегивается эмансипацией России, вновь взявшей на себя роль одного из ведущих мировых игроков. На повестке дня – следующая, завершающая стадия практической деколонизации. Ее задачами является обретение технологической и финансовой независимости и способности противостоять военной силе и угрозе силой, от кого бы они ни исходили. Факторов объективного и субъективного характера, мешающих их решению, очень много. Среди них – политическая дестабилизация и давление, переориентация финансовых потоков, санкционные войны и просто войны и т.д. Однако при правильно выстроенной политике их купирования и ставке на всеобъемлющее сотрудничество всех конструктивных сил планеты они не будут иметь определяющего характера. При таком понимании международных процессов происходящие в мире изменения перестают казаться непредсказуемой и трагической хаотизацией международных отношений, а предстают тем, чем они являются всё в большей и большей степени – борьбой за окончательную деколонизацию некогда зависимой части планеты

Добавлено: 25 сентября 2019
Статья
Павлова Е. Б., Романова Т. А. Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 162-176.

Цель статьи – разграничить понятия нормативная сила (НС) и мягкая сила (МС) и через данную призму показать развитие отношений России и Европейского союза. В теоретической части, отталкиваясь от конструктивистского подхода, авторы различают указанные понятия на основе их взаимоотношений с Другим и приводят три положения. Первое: МС – это инструмент внешней политики, сознательного манипулирования Другим, а НС – дискурсивная практика идентичности, которая не может использоваться инструментально, ее цель – распространение норм. Второе: МС сохраняет дистанцию между агентом и реципиентом, тогда как НС предполагает возможность ее преодоления, включение Другого. Для этого могут использоваться как территориальные, так и темпоральные критерии. Третье: закат НС связан с ее успехом, переосмыслением норм, а также расширением ее агентов за счет включения Других, т.е. реципиентов, тогда как потенциал и длительность МС определяются, главным образом, ее агентом. В эмпирической части прослеживаются вехи становления НС Евросоюза и возникшие в последнее время проблемы: новый виток обсуждения ценностей, увеличение агентов НС Европы за счет новых стран-членов. Авторы также рассматривают диалектику отношений России и Евросоюза через различия НС и МС. Продемонстрировано, что Брюссель эволюционировал в этих отношениях от НС начала 1990-х годов к МС на нынешнем этапе. Москва, в свою очередь, двигалась от восприятия НС Евросоюза как реципиент к требованиям признать ее в качестве агента НС. Показано, что это включение произошло для России, но не для ЕС, что порождает ожесточенные споры. Наконец, авторы обращаются к причинам неспособности России сформировать свою НС, это ее акцент на деидеологизации отношений, на инструментализацию ресурсов, а также существование в идейно-нормативном поле Европы. Все это позволяет России успешно применять МС, но мешает появлению НС, в рамках которой где Россия могла бы выступать в качестве основного агента. В современном мире, однако, НС является одним из важнейших элементов для признания актора международных отношений центром силы.

Добавлено: 7 сентября 2017
Статья
Касамара В. А., Сорокина А. А. Полис. Политические исследования. 2011. № 4. С. 171-184.

Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Титков А. С. Полис. Политические исследования. 1999. № 3.
Добавлено: 16 июля 2009
Статья
Нисневич Ю. А. Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 134-142.

Представлен анализ тех политических решений и действий власти в 90-ые годы, которые оказались стратегическими просчетами и предопределили антидемократическое развитие политической системы России. Массовое использование во всех структурах управления новым государством бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата, что привело к номенклатурному реваншу. Опережающее проведение экономических реформ по принципу экономического детерминизма, который продемонстрировал свою неспособность обеспечить вывод государства из советского кризиса. Использование институтом президентской власти, лишенным опоры на реальные политические и общественные силы, административного ресурса власти для достижения политических целей. Незавершенность судебной реформы и начавшаяся уже с середины 90-х годов контрреформа, следствием чего стала неспособность российской судебной системы осуществлять правосудие объективно, беспристрастно и справедливо.

Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Сунгуров А. Ю., Козлова Н. Н., МАМАГУЛАШВИЛИ Д. И. Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 93-109.

Аннотация. В статье анализируется патерналистская модель взаимодействия власти и общества на примере функционирования общественных палат Тверской области и Санкт-Петербурга. В основу исследования положены предварительные результаты научного проекта «Институты и практики взаимодействия власти, экспертного сообщества и общественных организаций в российских регионах», проведенного в Твери и в Санкт-Петербурге в 2017–2019 гг. В качестве основных методов исследования использовались анализ нормативно-правовой базы, контента Общественной палаты Тверской области и Санкт-Петербурга, полуструктурированные интервью с членами палат, экспертами, государственными служащими и депутатами региональных парламентов, имеющими опыт взаимодействия с общественными палатами. В статье анализируется логика трансформации общественных палат с точки зрения: а) принципов организации и подбора кадрового состава, б) функционала, заложенного в нормативно-правовой базе, в) проводимых мероприятий, отражающих содержание и направленность работы, г) информационной политики д) выстраивания связей с общественными организациями, органами государственной власти и МСУ, е) влияния на общественно-политическую ситуацию в регионе. Анализ принципов организации и функционала общественных палат показывает, что заложенный в законодательстве потенциал их влияния на публичную политику является ограниченным. Авторы выделяют общие и специфические черты эволюции общественных палат Тверской области и Санкт-Петербурга. Если Общественная палата Тверской области исходно создавалась как реальный институт региональной политики, обладающий прописанными в законе рычагами влияния на процесс принятия властных решений (право законодательной инициативы, возможность направления представителей в квалификационную коллегию судей), то Общественная палата Санкт-Петербурга создавалась как своего рода элитный клуб при губернаторе, с которым губернатор мог бы при желании посоветоваться.

Общие изменения, касающиеся общественных палат, идут в направлении корректировки принципов их комплектования, численного состава, проработки отдельных полномочий, унификации системы региональных общественных палат. Анализ направлений деятельности общественных палат позволяет авторам прийти к выводу, что они коррелируют с изменениями внутренней политики РФ. По мнению авторов, данный общественно-государственный институт способствует активизации тех общественных сил, которые готовы встраиваться в коммуникацию по продвижению социально ориентированных проектов. Авторы считают, что генезис и эволюция в России в 2000-е гг. новых общественно-государственных институтов свидетельствуют об изменении механизмов взаимодействия структур гражданского общества с государством, оформлении патерналистской модели медиации власти и общества.

Добавлено: 16 ноября 2020