• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Григорьев Л. М., Макаров И. А., Соколова А. К. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. № 1. С. 7-30.

За последние десятилетия человечество достигло больших успехов в преодолении проблемы бедности и повышении благосостояния значительной части населения развивающихся стран. Переход значительных масс населения из низших слоев населения в средний класс сопровождается сменой моделей потребительского поведения. Растет потребление энергоемких товаров, как следствие, происходит скачок в потреблении энергии, а значит – в выбросах парниковых газов. В контексте соглашения о Целях устойчивого развития ООН 2015 г. решение проблем бедности и неравенства в определенной мере вступает в конфликт с целями смягчения глобального изменения климата.

Существующая международная система климатического регулирования не способствует преодолению этого противоречия. Сегодня глобальное управление в области изменения климата опирается на оценки совокупных выбросов стран без учета уровня развития государств и распределения выбросов по доходным группам внутри каждой страны. Учитываются выбросы от производства, а аспект выбросов, связанных с потреблением, известен, но в практическом плане не принимается во внимание. Между тем, на него оказывает большое влияние распределение доходов. Решения о регулировании выбросов принимаются на национальном уровне странами с существенными различиями в актуальной повестке развития, где задачи противодействия изменениям климата часто уступают по приоритетности задачам решения других социально-экономических проблем.

Данная работа направлена на то, чтобы предложить набор принципов и конкретных механизмов, способных увязать между собой решения проблем климата и неравенства. Это, во-первых, модификация системы мониторинга выбросов, нацеленная на учет выбросов от потребления (а не производства) в разрезе социальных групп. Во-вторых, внедрение новой системы перераспределения средств на решение проблемы глобального изменения климата, предполагающей «штраф» домохозяйств с высоким уровнем выбросов парниковых газов. Такая система схожа по идее с прогрессивным налогообложением, однако в отличие от нее имеет целевой характер (направлена на финансирование сокращения выбросов) и может быть трактована не как налогообложение высоких доходов, а как плата за негативную экстерналию. В-третьих, корректировка критериев климатического финансирования: приоритет должны получать проекты, нацеленные на снижение углеродоемкости потребления социальных групп, находящихся на пороге вступления в средний класс, а также адаптацию к изменению климата беднейшего населения. Особую роль в этой связи могут сыграть страны БРИКС, для которых внедрение данных принципов способно ускорить переход к устойчивому низкоуглеродному развитию.

Добавлено: 14 января 2020
Статья
Братерский М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 2. С. 58-70.

В статье сформулирована концепция недавних и продолжающихся усилий по созданию и развитию Ев-

разийского союза, основанного Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2011 г. Рассматривая два основных

теоретических подхода к этому региональному проекту, мы стремимся определить роль региональной

экономической интеграции (также понимаемой как изоляционистская стратегия) и геополитических

соображений России, стимулирующих создание и возможное расширение Евразийского союза. Политико-

экономическое обсуждение Евразийского союза выходит за пределы единого таможенного пространства и

общего рынка в рамках территории бывшего СССР. В последнее время все чаще оно предполагает создание

единой валютной зоны. По всей видимости, прокладываемый ÅsНовый Шелковый путьÅt будет основой для

новой Евразии – одного из глобальных экономических и политических игроков нынешнего столетия. В на-

шем анализе экономические интересы, преследуемые Россией в евразийском проекте, в сущности, неотде-

лимы от экономических проблем геополитического значения. Мы убеждены, что главной целью российской

политики является создание регионального экономического объединения со значительным экономическим

суверенитетом и сильным политическим влиянием, т.е. нового центра силы в мировой экономике XXI в.

Соответственно, наш анализ также показывает, что хотя российская интеграционная политика в Ев-

разии формулируется не в антиамериканском духе, в случае успеха, скорее всего, значительный сегмент

мирового рынка будет выведен из-под экономического господства и политического влияния экономических

блоков, руководимых Западом.

Добавлено: 13 сентября 2016
Статья
Портанский А.П. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14. № 2. С. 304-318.

В статье дается обоснование необходимости реформирования важнейшего института глобального экономического управления – Всемирной торговой организации. Рассматриваются основные накопившиеся проблемы современной многосторонней торговой системы (МТС): проблема развития и эффективности ВТО в новых условиях, ослабление лидерской роли США, регионализм, кризис системы принятия решений в ВТО, обострившийся в последние годы протекционизм в торговле. Все эти вызовы в сумме  обусловили необходимость реформирования ВТО, однако острейшими – теми, которые в конце концов перевели вопрос из сферы научных дискуссий в сферу практических инициатив – оказались два последних. Анализируются первые шаги государств-членов ВТО на пути реформирования организации, сделанные в 2018 г. В этом плане основное внимание уделяется Концепции ЕС по реформированию ВТО, явившейся первой среди других стран инициативой в данном направлении. Отмечается важность позиций США и Китая, без учета которых вряд ли возможно успешно продолжать процесс реформирования ВТО. Особое место уделяется позиции США, которая носит противоречивый характер и сформирована в значительной степени под воздействием нынешней изоляционистской и протекционистской торговой политики администрации Трампа. Предварительный вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что процесс реформирования ВТО будет весьма сложным и может растянуться на годы.

Добавлено: 1 октября 2019
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 74-84.

Для Индии как одной из важнейших растущих экономик мира актуальными являются различные глобальные риски. В то же время, очевидный акцент в действиях руководства страны направлен на приоритетное решение внутренних проблем, связанных с социальным и экономическим неравенством, неразвитостью инфраструктуры, рисками природных катастроф.

В результате риски экономического блока являются важными с точки зрения индийских властей наравне с другими кластерами, и поиск путей принятия мер в отношении различных рисков приводит к заинтересованности в участии не только в «Группе двадцати», ответственной, прежде всего, за реформы финансово-экономического характера, но и в других институтах глобального управления, в частности, БРИКС.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Шаран В., Саран С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

Авторы статьи анализируют проблему неравенства в Индии. Несмотря на интенсивный экономический рост, уровень неравенства в стране остается высоким. Данные национального выборочного обследования выявили, что только 4% населения живет на более 100 рупий в день (1,8 долл США), у большей части сельского населения отсутствует доступ к воде и электричеству, велик разрыв между различными кастами и классами населения. Остается высоким уровень неравенства между городским и сельским населением. В стране недостает квалифицированных кадров. Авторы считают, что государственные меры по сокращению неравенства должны опираться, прежде всего, на понимание причин неравенства и того, что неравенство носит многогранный характер и не может быть преодолено только лишь за счет интенсивного развития экономики.

В качестве рекомендаций по преодолению неравенства предлагается улучшение доступа к образованию всех групп населения и получение профессиональной подготовки наиболее уязвимым группам населения; также необходимо создание рабочих мест, гарантирующих постоянное трудоустройство; развитие экспортного сектора, являющегося конкурентным преимуществом индийской экономики; возрождение обрабатывающей промышленности; стимулирование вклада частного бизнеса в экономику за счет улучшения условий ведения бизнеса. Важным аспектом в преодолении неравенства также является развитие финансового сектора и повышение финансовой грамотности населения.Сбережения домохозяйств должны быть эффективно и действенно использованы для финансирования растущего платежного дефицита. По мнению авторов, повышенное внимание правительства к преодолению различных форм неравенства, должно сохраняться вне зависимости от политических циклов.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Мальцева В. А., Мальцев А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 4. С. 272-279.

Обзорная статья посвящена анализу доклада ОЭСР «Связь производительности с инклюзивностью». В докладе показано, что причины невысокой экономической динамики, с которой столкнулась мировая экономика в последние годы, во многом связаны с замедлением производительности труда, вызванного растущими затруднениями  экономических агентов  с доступом к  рынкам и ресурсам. Авторы отчета призывают к изменению модели экономического роста в сторону большей инклюзивности, позволяющей всем людям инвестировать в развитие своих навыков и обеспечивающей равные шансы на успех для всех фирм. Центральной задачей инклювизации экономики выступает улучшение качества жизни, а также расширение возможностей самореализации членами всех социальных групп и особенно представителями малообеспеченных слоев населения. С точки зрения специалистов ОЭСР, достижение этой цели предполагает проведения целого комплекса структурных трансформаций.  Объединяющим элементом данных преобразований должно выступать создание условий, в рамках которых  ускорение роста производительности труда будет дополняться сокращением неравенства доходов и созданием  максимально благоприятной атмосферы  для  раскрытия творческого потенциала человека.

Добавлено: 18 сентября 2019
Статья
Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 2. С. 101-117.

В статье анализируется инновационная политика России, показаны причины отставания в данной сфере от большинства развитых и развивающихся стран. Авторы рассматривают особенности отечественного научно-технологического комплекса, проводят межстрановой сопоставительный анализ продуктивности, результативности научной и инновационной деятельности. Особое внимание уделяется изучению расширения возможностей России в международной научно-технологической кооперации, а также препятствий и ограничений на этом пути. В заключение даются рекомендации по повышению эффективности функционирования национальной инновационной системы России. Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в 2011 г.

Добавлено: 13 ноября 2012
Статья
Меликян А. В., Железов Б. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 274-286.

В статье приведены результаты исследования деятельности международных сотрудников НИУ ВШЭ, направленной на разработку и/или реализацию инновационных инициатив. Исследование было проведено на основе онлайн-анкетирования международных сотрудников и руководителей подразделений. Определены основные направления инновационной деятельности международных сотрудников и их вклад в развитие вуза. Даны примеры успешной реализации их инновационных идей. Приведены предложения участников исследования по внедрению новых форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности сотрудников вуза.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Скриба А. С., Казакова А. В., Бордачев Т. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 2. С. 24-39.

Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) служит эффективным инструментом естественной взаимодополняемости российских и китайских усилий по стабилизации важнейшей для обеих держав Центральной Евразии, а также окончательно развенчивает миф отом, что предлагаемые Россией и Китаем проекты углубленного регионального сотрудничества имеют принципиально разную природу и, соответственно, элементы конкуренции между ними не могут иметь объективного характера. Таким образом, усилия по стабилизации этого региона могут стать для России и Китая сплачивающим фактором в общем глобальном контексте. Однако главная задача на данном этапе – определить, какие институциональные формы оптимальны для того, чтобы придать процессу формирования в Центральной Евразии «сообщества интересов и ценностей» необратимый характер. Создание устойчивых институтов продиктовано необходимостью не только развивать сотрудничество с Китаем в долгосрочной перспективе, но и упрочить основу Евразийского экономического союза. Более того, мы можем допустить, что в условиях кооперативистской динамики в российско-китайских отношениях институционализация «сопряжения» по линии ЕАЭС – Китай и внутри структуры самого Союза будет способствовать дополнительной социализации органов государственного управления стран ЕАЭС и КНР, что неизбежно приведет к повышению уровня политического доверия и внесет значительный вклад в формирование на евразийском пространстве «сообщества общих ценностей и интересов».

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Романова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. № 4. С. 224-248.

Концепция уровней анализа – прекрасный инструмент для изучения эволюции международных отноше-

ний; уровни можно выделить на основе структурного, институционального и тематического подходов. Настоящая статья фокусируется на институциональном подходе, где межправительственный уровень (МПУ) – традиционные контакты глав государств, правительств, министров, трансправительствен- ный уровень (ТПУ) – взаимодействие чиновников среднего и низшего ранга соответствующих стран, а транснациональный уровень (ТНУ) – диалог негосударственных игроков (бизнеса, неправительствен- ных организаций, эпистемных сообществ). ТПУ и ТНУ были выделены в трудах Р. Кеохейна и Дж. Ная о взаимозависимости, но расцвет исследований произошел благодаря постоянной активизации трансгра- ничных связей госслужащих, бизнеса, неправительственных организаций и экспертов. Признано, что связи на ТПУ и ТНУ стабилизируют отношения международных акторов. Настоящая статья предлагает уточнить положения о стабилизирующем потенциале ТПУ и ТНУ. Во-первых, необходим учет того, как государство определяет автономию госслужащих от политическо- го уровня государства. Во-вторых, институты власти регулируют степень самостоятельности бизнеса и неправительственных организаций. Трансправительственные и транснациональные связи выполняют стабилизирующую функцию только там, где обеспечена независимость государственного аппарата в технических вопросах, и где сильны бизнес и гражданское общество. В-третьих, важна реальная эконо- мическая взаимозависимость стран, которая формирует конкретную повестку сотрудничества. Интен- сификация торговых и инвестиционных потоков не всегда создает реальную взаимозависимость. В этом случае контакты на ТПУ и ТНУ носят формальный характер, не возникает сотрудничества, позволяю- щего пройти через фундаментальные потрясения в отношениях на МПУ. Эмпирическая часть демонстрирует, что расширение связей России и ЕС закономерно повлекло уплотнение ТПУ и ТНУ, но они не стабилизировали отношения Москвы и Брюсселя после украинского кризиса 2014 г. Евросоюз способствовал разрушению экономических связей на ТПУ и ТНУ, а Россия играла деструктивную роль в транснациональных некоммерческих отношениях. МПУ также негативно действо- вал на такую часть ТНУ, как эпистемное сообщество, ведя к ее политизации. Объяснить такое развитие событий можно только предложенными нами уточнениями существующей теории ТПУ и ТНУ. Статья также рекомендует для преодоления сложившегося кризиса восстанавливать целенаправленно ТПУ и ТНУ взаимодействия.

Добавлено: 7 сентября 2017
Статья
Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 264-273.

Продиктованная стремлением сделать высшее профессиональное образование важным фактором социально-экономического обновления государственная политика фокусируется на поддержке выделенного ограниченного круга университетов, на поощрении их амбиций в пространстве глобальнойконкуренции, а также на ужесточении системных условий существования для вузов-аутсайдеров.Возникающие на этом фоне побочные эффекты влияния на основную массу государственных вузов создают определенные риски для развития вузовской системы в целом. Опираясь на стейкхолдерскую концепцию анализа системных процессов, авторами обосновывается необходимость перехода в политике государства от иерархии приоритетов к расширению их спектра, к направленному конструированию нового ландшафта высшего образования.

Добавлено: 11 июня 2013
Статья
Дупан А. С., Насыбулина Е. Г., Пикалова А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 1. С. 107-123.
Европейский союз является стратегическим партнером России во многих сферах деятельности, в том числе и в научно-технической. Накопленная за последние годы институциональная и правовая база отношений России и Европейского союза в этой области позволила получить неоценимый опыт гармонизации взаимных интересов, направлений, целей и задач сотрудничества, а также механизмов достижения практических результатов. Сформированные к настоящему моменту согласованные процедуры и отлаженные подходы к реализации мероприятий создают основу для дальнейшего развития образовательного, научно-технического и инновационного взаимодействия сторон. 2014 г. станет новым этапом партнерства государств, с которым связано начало реализации крупных программ, таких как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.» в составе Государственной программы РФ «Развитие науки и технологии» на 2013–2020 гг. и Рамочная программа европейского сообщества по научным исследованиям и инновационному развитию «Горизонт-2020» 2014–2020 гг. Отмечая в целом положительную динамику развития российско-европейского сотрудничества в научно-технической сфере, следует подчеркнуть необходимость усиления координации инструментов финансирования научных исследований в рамках новых программ, адаптации существующих и применения новых форм равноправного научного, технологического и инновационного взаимодействия. В статье проводится анализ сотрудничества России и Европейского союза в научно-технической сфере. Авторы рассматривают его институциональную и нормативно-правовую основу, опыт выполнения совместных проектов в рамках программ финансирования исследований, анализируют перспективные направления и формулируют предложения по улучшению механизмов кооперации.
Добавлено: 14 апреля 2014
Статья
Мартынова Е. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4(39). С. 254-270.

В течение последних десятилетий региональная архитектура Восточной Азии претерпела существенные изменения, особенно после Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. В статье рассматривается формирование новой региональной структуры – Восточно-Азиатского саммита (ВАС). Проанализированы взгляды стран-участниц относительно возможностей нового интеграционного объединения и мотивы их вступления в ВАС. Отдельное внимание уделено вопросу взаимодействия различных организаций, создаваемых под эгидой АСЕАН, со структурами глобального управления и, в частности, с «Группой двадцати». В статье предпринята попытка определить основные тенденции регионализации в Восточной Азии и, насколько возможно, предсказать будущие контуры интеграционных структур.

Добавлено: 4 января 2013
Статья
Ларионова М. В., Зайцев Ю. К., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 7-8. С. 4-13.
В статье представлен анализ результатов первого саммита лидеров стран-членов «Группы двадцати». Рассмотрены позиции стран-участниц «Группы восьми» по вопросам повестки дня саммита, особое внимание уделено Европейскому союзу как коллективному члену обоих институтов. На основе документов и публичных выступлений лидеров стран и официальных лиц высокого уровня дается оценка вклада участников саммита «Группы двадцати» в итоговые решения саммита. Дается прогноз развития института и его возможного взаимодействия с «Группой восьми» в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Сахаров А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 132-146.
В статье рассматривается исполнение «Группой двадцати» обязательства по поэтапному сокращению и рационализации неэффективных субсидий на производство и потребление ископаемых видов топлива. Анализ производится на основе докладов и исследований международных организаций, таких как ОЭСР, Международное энергетическое агентство, ОПЕК и Всемирный банк. В статье приводятся различные подходы к оценке эффективности и стоимости субсидий. Рассмотрение результатов заявленной реформы в сфере субсидий на ископаемые виды топлива позволяет сделать вывод о том, что в разных странах этот процесс идет с разной скоростью. По мнению автора, отсутствие общепринятых критериев эффективности топливных субсидий значительно затрудняет исполнение рассматриваемого обязательства «Группой двадцати» в целом. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.
Добавлено: 11 октября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 3. С. 124-168.

В работе представлен анализ исполнения странами "Группы восьми"; обязательств по содействию развитию за период с 2002 по 2008 гг., а также результаты мониторинга исполнения приоритетных обязательств по развитию саммита "восьмерки"; в Тояко в 2008 г. Канадой, Францией, Германией, Японией, Великобританией, США и ЕС. С результатами исполнения обязательств "Группы восьми"; по содействию развитию Россией и Италией можно ознакомиться в докладах, опубликованных в данном номере Вестника.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Архипова П. С., Булатникова А. Н., Векшина А. Б. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 4. С. 13-54.

Доклад содержит комплексный анализ и оценку исполнения странами «Группы двадцати» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Лондоне 2 апреля 2009 г. и может быть полезен для понимания роли стран «Группы восьми» и других стран «двадцатки», не являющихся членами «Группы восьми», в содействии международному развитию, а также для предоставления информации о предпринятых действиях и оценки эффективности участия в форуме России. В доклад вошли результаты мониторинга двух обязательств из сферы международного содействия развитию, который охватывает период с апреля по сентябрь 2009 г.

Добавлено: 25 января 2014
Статья
Ларионова М. В., Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 4. С. 4-12.
Институт международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики при участии Национального фонда подготовки кадров подготовил доклад об исполнении странами-членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите «двадцатки» в Лондоне 2 апреля 2009 г. В статье представлены общие итоги мониторинга исполнения странами «Группы двадцати» пяти принятых в рамках лондонского саммита обязательств по приоритетным направлениям: восстановление экономического роста и занятости, обеспечение фискальной и ценовой стабильности и снижение финансовых рисков, содействие развитию, борьба с протекционизмом и развитие всемирной торговли и инвестиций.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Архипова П. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 3.
Добавлено: 25 февраля 2010
Статья
Симонов А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 4.
Добавлено: 25 февраля 2010
Статья
Горбунова Е. М., Ларионова М. В., Зайцев Ю. К. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 4. С. 50-82.

Мониторинг исполнения обязательств "Группы восьми"; представляется собой комплексную методологию оценки усилий стран-членов по реализации решений, принимаемых в рамках саммитов, и может быть полезен для оценки и понимания эффективности "Группы восьми";, а также для представления информации о деятельности форума широкой общественности. Итоговый доклад об исполнении странами-членами "Группы восьми"; обязательств, принятых в рамках саммита 2007 г. в Хайлигендамме (Германия) охватывает период с июля 2007 г. по май 2008 г. и включает 23 ключевых обязательства, в том числе такие приоритетные сферы как рост и ответственность мировой экономики, содействие развитию стран Африки, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие Хайлигендаммского процесса - структурированного диалога с Бразилией, Мексикой, Индией, Китаем и ЮАР, вопросы региональной безопасности, и др.

Добавлено: 20 сентября 2012