• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 212 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ледовая Я. А., Паничева П. В., Причисленко А. Г. и др. Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 79-91.

В течение последних нескольких лет в России наблюдается, с одной стороны, увеличение интереса к популяризации научных знаний, а с другой - рост числа людей, верящих в состоятельность гомеопатии и испытывающих недоверие или даже страх по поводу генномодифицированных продуктов. Это значит, что необходимость распространения научных знаний весьма актуальна. Информация о психологии как науке и обоснованных методах практики нуждается в корректных способах трансляции, потому что интерес к психологии крайне велик среди непрофессионалов, а понятие о ней закладывается зачастую с опорой на материалы в далеких от академизма СМИ, а не в школе или университете. При этом социальные сети за последние 10 лет превратились в ежедневный источник информации для многих людей, особенно для молодежи, и качество распространяемой в социальных сетях информации о психологии представляет интерес для исследований психологов. Настоящее исследование посвящено проблеме определения академического уровня текстов психологического содержания в тематических сообществах, популярных среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». С помощью оценок экспертов - молодых академических психологов, сотрудников НИИ и преподавателей вузов Москвы и Санкт- Петербурга - были выделены сообщества, транслирующие академически корректную (научно обоснованную) и академически некорректную (научно необоснованную) информацию о психологии в этой социальной сети. Применение системы сбора данных из социальных сетей - краулера - позволило выделить текстовую информацию (новости, «посты») из этих двух типов сообществ в социальной сети «ВКонтакте», а с помощью компьютерно-лингвистических методов анализа в этих текстах были выделены превалирующие тематика и термины. Показателями академичности текстов в исследуемых сообществах могут считаться термины «синапс», «научение», «аксон», «медиатор», а показателями неакадемичности - термины «деньги», «счастье», «интроверт». Планируется использовать полученные данные для создания рекомендаций подписчикам и администраторам социально-сетевых сообществ, заинтересованных в распространении научно обоснованной информации о психологии.

Добавлено: 18 февраля 2019
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 47-57.

Статья представляет собой перевод 3-ей главы книги известного американского психотерапевтаНатали Роджерс "Творческая связь" (1993).

Добавлено: 25 февраля 2015
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 90-92.
Добавлено: 11 января 2009
Статья
Новикова М. А. Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 1-9.

Прослеживается история возникновения понятия «самооцениваемый интеллект», его развитие в западной психологии на протяжении последнего полувека. Рассматривается соотношение «самооцениваемого интеллекта» с еще одним субъективным измерением IQ - имплицитными теориями ума. Приводятся исследования, в которых изучаются гендерные различия самооцениваемого интеллекта, его связь с психометрическим интеллектом и личностными характеристиками. Отдельно анализируется проблема связи «самооцениваемого» интеллекта с академической успеваемостью и целевыми ориентациями.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Погожина В. А., Подольский О. А. Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 89-99.

Эксперты единодушны во мнении, что познавательные компетенции крайне важны на рабочем месте и оказывают влияние на карьерные перспективы любого трудоспособного человека. В результате анализа исследований рынка труда были выделены ключевые познавательные компетенции, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей: решение проблем, информационная грамотность, критическое мышление. Проанализировав различные подходы к определению компонентов указанных ключевых компетенций, а также  по следам проведенной экспертной работы, была разработана обобщенная рамка компетенций теста РИК, направленного на оценку базовых умений, включенных в «решение проблем»(Р), «информационную грамотность»(И) и «критическое мышление» (К). 

Добавлено: 24 июля 2017
Статья
Тюменева Ю. А. Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 23-32.
Добавлено: 26 марта 2010
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 83-94.

В статье рассматривается влияние близости отношений и статуса участников на использование норм справедливости.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 3-19.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилова Т. В. Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 3-14.

В статье раскрывается положением о том, что образ мира в актуалгенезе решений и действий человека выступает стабилизирующим вектором становления динамических регулятивных систем, процессуально опосредствованных как когнитивными, так и личностными составляющими, а также взаимодействиями между ними.  Обосновывается необходимость интеграции методологических принципов активности и неопределенности, как предполагающих развитие понятий образа мира, возможного в мышлении, толерантности и интолерантности к неопределенности и динамического контроля неопределенности.

Добавлено: 23 февраля 2016
Статья
Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24.

Статья является попыткой перевода категорий психологии развития на язык проектирования образовательной системы. Авторы представляют проект образовательного пространства. Основания проектирования заданы в предыдущей работе.  

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 3-10.
Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Голынчик Е. О., Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 80-92.

Излагаются результаты исследования обыденных представлений о справедливости / несправедливости. Эмпирическое изучение этих представлений проведено посредством анкетирования. В работе были использованы методики ассоциаций и свободного описания справедливых/несправедливых событий. Результаты исследования позволили выделить основные события, входящие в структуру обыденных представлений о справедливости/несправедливости, и место феномена справедливости в структуре обыденного сознания.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Завершнева Е. Ю., ван дер Веер Р. Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 130-144.

На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных запи- сей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педоло- гия школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); тезисы доклада переведены на русский язык и публикуются в статье впервые. Показано, что гипотеза о генетическом родстве эгоцен- трической и внутренней речи появилась у Л.С. Выготского не позднее начала 1928 г.; обсуждается ее видоизменение в период с 1928 по 1934 г. Впервые предпринята попыт- ка реконструировать четыре типа экспериментальных исследований эгоцентрической и внут ренней речи, проведенных научной группой Л.С. Выготского (Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Шеин), каждому типу эксперимента сопоставлена отдельная гипотеза, ком- ментируются особенности экспериментального замысла. Утверждается, что схематиче- ское изложение хода экспериментов и отсутствие необходимых количественных данных существенно осложняют их анализ и репликацию и что в изложении Л.С. Выготского обсу- ждаемые эксперименты выполняют скорее функцию иллюстрации, чем функцию подкре- пления культурно-исторической теории.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Девятко Д. В., Фаликман М. В. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 128-134.

Проверялась гипотеза о нисходящем влиянии лексической группировки, известном как «эффект превосходства слова», на феномен «слепоты, вызванной движением» — субъективного исчезновения зрительных стимулов, постоянно предъявляемых на фоне движущейся маски. Показано, что в данных условиях эффект превосходства слова не наблюдается. Параметры исчезновения отдельных букв, составляющих слово, при предъявлении на фоне движущейся маски не отличаются от параметров исчезновения стандартных стимулов. Высказано предположение об ограниченной роли внимания в возникновении «слепоты, вызванной движением».

Добавлено: 6 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Волкова Д. Э. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 88-97.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 125-127.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 150-155.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М. и др. Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.

Статья посвящена описанию нового метода оценки риска буллинга в школе. Приводятся некоторые результаты мировых исследований в области школьной травли. Обосновыва- ется необходимость разработки инструментов исследования и программ профилактики буллинга в России. Описывается процесс разработки, апробации и валидизации методи- ки для оценки риска буллинга среди школьников. Выборка составила 285 детей и под- ростков (53 % девочки) в возрасте от 10 до 18 лет. Показана четырехфакторная структура опросника, которая наиболее оптимально соответствует эмпирическим данным и вклю- чает шкалы небезопасности, благополучия, разобщенности и равноправия.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Радина Н. К., Ким Н. В. Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 65-74.

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования демонстративного потребления молодежи, в процессе которого была идентифицирована группа «наивных антиконсюмеристов», игнорирующих потребление как активную социальную практику. Заключается, что «наивные антиконсюмеристы» обладают недостаточными психологическими ресурсами для продвижения идеологии антиконсюмеризма. Предполагается, что идеологию консюмеризма продвигают группы, ориентированные на демонстративное потребление с «новым содержанием».

Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Зирко А. В., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 40-48.

В статье дается обоснование использования вокализаций (неречевых голосовых проявле- ний) человека как средств самовыражения и самоисследования. Предлагается классифи- кация четырех типов вокализаций, основаниями которой являются континуумы неаутен- тичность–аутентичность и импрессивность–экспрессивность. Аутентичные экспрессивные вокализации позволяют точно и полно выразить подлинные переживания вокализирую- щего человека. Неаутентичные экспрессивные вокализации выражают переживания во- кализирующего, но со значительными искажениями. Аутентичные импрессивные вокали- зации производят впечатление на слушающего человека, но они не выражают подлинные переживания вокализирующего. Неаутентичные импрессивные вокализации не произво- дят впечатления на слушателя и не выражают переживаний вокализирующего. Исходное предположение состояло в том, что вокализации будут более аутентичными, т.е. более го- ворящими человеку о нем самом, при условии их принятия и ценения (в экспрессивной группе), чем при условии их оценки (в импрессивной группе). Исследовались эмпириче- ские вокализации участников исследования, а также динамика изменений вокализаций в сериях вокально-психологических встреч. Участники исследования были распределены по двум группам, в одной из которых целью их вокализаций было самовыражение (экспрес- сия), а в другой – произведение впечатления на слушателя (импрессия). С помощью крите- рия Манна–Уитни значимые различия были выявлены по трем показателям: естественность вокализаций, соответствие эмоциональных состояний и вокализаций, удовлетворенность вокализирующего после вокализаций. Регрессионный анализ показал, что данные показа- тели возрастали в обеих группах, но они всегда были выше в экспрессивной группе. Боль- шинство вокализаций в экспрессивной группе соответствовало критериям аутентичности и, следовательно, они являлись менее искаженным материалом для самовыражения и са- моисследования. По результатам кластерного анализа только четыре вокализации в дан- ной группе были отнесены к неаутентичному типу. В импрессивной группе были выявлены три эмпирических типа вокализаций: точные, искаженные и ошибочные; импрессивные вокализации (в отличие от экспрессивных) существенно ограничивали возможности само- выражения и самоисследования участников.

Добавлено: 11 февраля 2019