• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 201 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 83-94.

В статье рассматривается влияние близости отношений и статуса участников на использование норм справедливости.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 3-19.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилова Т. В. Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 3-14.

В статье раскрывается положением о том, что образ мира в актуалгенезе решений и действий человека выступает стабилизирующим вектором становления динамических регулятивных систем, процессуально опосредствованных как когнитивными, так и личностными составляющими, а также взаимодействиями между ними.  Обосновывается необходимость интеграции методологических принципов активности и неопределенности, как предполагающих развитие понятий образа мира, возможного в мышлении, толерантности и интолерантности к неопределенности и динамического контроля неопределенности.

Добавлено: 23 февраля 2016
Статья
Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24.

Статья является попыткой перевода категорий психологии развития на язык проектирования образовательной системы. Авторы представляют проект образовательного пространства. Основания проектирования заданы в предыдущей работе.  

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 3-10.
Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Голынчик Е. О., Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 80-92.

Излагаются результаты исследования обыденных представлений о справедливости / несправедливости. Эмпирическое изучение этих представлений проведено посредством анкетирования. В работе были использованы методики ассоциаций и свободного описания справедливых/несправедливых событий. Результаты исследования позволили выделить основные события, входящие в структуру обыденных представлений о справедливости/несправедливости, и место феномена справедливости в структуре обыденного сознания.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Завершнева Е. Ю., ван дер Веер Р. Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 130-144.

На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных запи- сей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педоло- гия школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); тезисы доклада переведены на русский язык и публикуются в статье впервые. Показано, что гипотеза о генетическом родстве эгоцен- трической и внутренней речи появилась у Л.С. Выготского не позднее начала 1928 г.; обсуждается ее видоизменение в период с 1928 по 1934 г. Впервые предпринята попыт- ка реконструировать четыре типа экспериментальных исследований эгоцентрической и внут ренней речи, проведенных научной группой Л.С. Выготского (Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Шеин), каждому типу эксперимента сопоставлена отдельная гипотеза, ком- ментируются особенности экспериментального замысла. Утверждается, что схематиче- ское изложение хода экспериментов и отсутствие необходимых количественных данных существенно осложняют их анализ и репликацию и что в изложении Л.С. Выготского обсу- ждаемые эксперименты выполняют скорее функцию иллюстрации, чем функцию подкре- пления культурно-исторической теории.

Добавлено: 23 сентября 2019
Статья
Девятко Д. В., Фаликман М. В. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 128-134.

Проверялась гипотеза о нисходящем влиянии лексической группировки, известном как «эффект превосходства слова», на феномен «слепоты, вызванной движением» — субъективного исчезновения зрительных стимулов, постоянно предъявляемых на фоне движущейся маски. Показано, что в данных условиях эффект превосходства слова не наблюдается. Параметры исчезновения отдельных букв, составляющих слово, при предъявлении на фоне движущейся маски не отличаются от параметров исчезновения стандартных стимулов. Высказано предположение об ограниченной роли внимания в возникновении «слепоты, вызванной движением».

Добавлено: 6 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Волкова Д. Э. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 88-97.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 125-127.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 150-155.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М. и др. Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.

Статья посвящена описанию нового метода оценки риска буллинга в школе. Приводятся некоторые результаты мировых исследований в области школьной травли. Обосновыва- ется необходимость разработки инструментов исследования и программ профилактики буллинга в России. Описывается процесс разработки, апробации и валидизации методи- ки для оценки риска буллинга среди школьников. Выборка составила 285 детей и под- ростков (53 % девочки) в возрасте от 10 до 18 лет. Показана четырехфакторная структура опросника, которая наиболее оптимально соответствует эмпирическим данным и вклю- чает шкалы небезопасности, благополучия, разобщенности и равноправия.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Радина Н. К., Ким Н. В. Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 65-74.

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования демонстративного потребления молодежи, в процессе которого была идентифицирована группа «наивных антиконсюмеристов», игнорирующих потребление как активную социальную практику. Заключается, что «наивные антиконсюмеристы» обладают недостаточными психологическими ресурсами для продвижения идеологии антиконсюмеризма. Предполагается, что идеологию консюмеризма продвигают группы, ориентированные на демонстративное потребление с «новым содержанием».

Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Зирко А. В., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 40-48.

В статье дается обоснование использования вокализаций (неречевых голосовых проявле- ний) человека как средств самовыражения и самоисследования. Предлагается классифи- кация четырех типов вокализаций, основаниями которой являются континуумы неаутен- тичность–аутентичность и импрессивность–экспрессивность. Аутентичные экспрессивные вокализации позволяют точно и полно выразить подлинные переживания вокализирую- щего человека. Неаутентичные экспрессивные вокализации выражают переживания во- кализирующего, но со значительными искажениями. Аутентичные импрессивные вокали- зации производят впечатление на слушающего человека, но они не выражают подлинные переживания вокализирующего. Неаутентичные импрессивные вокализации не произво- дят впечатления на слушателя и не выражают переживаний вокализирующего. Исходное предположение состояло в том, что вокализации будут более аутентичными, т.е. более го- ворящими человеку о нем самом, при условии их принятия и ценения (в экспрессивной группе), чем при условии их оценки (в импрессивной группе). Исследовались эмпириче- ские вокализации участников исследования, а также динамика изменений вокализаций в сериях вокально-психологических встреч. Участники исследования были распределены по двум группам, в одной из которых целью их вокализаций было самовыражение (экспрес- сия), а в другой – произведение впечатления на слушателя (импрессия). С помощью крите- рия Манна–Уитни значимые различия были выявлены по трем показателям: естественность вокализаций, соответствие эмоциональных состояний и вокализаций, удовлетворенность вокализирующего после вокализаций. Регрессионный анализ показал, что данные показа- тели возрастали в обеих группах, но они всегда были выше в экспрессивной группе. Боль- шинство вокализаций в экспрессивной группе соответствовало критериям аутентичности и, следовательно, они являлись менее искаженным материалом для самовыражения и са- моисследования. По результатам кластерного анализа только четыре вокализации в дан- ной группе были отнесены к неаутентичному типу. В импрессивной группе были выявлены три эмпирических типа вокализаций: точные, искаженные и ошибочные; импрессивные вокализации (в отличие от экспрессивных) существенно ограничивали возможности само- выражения и самоисследования участников.

Добавлено: 11 февраля 2019
Статья
Петровский В. А., Бодрова Е. В., Давыдов В. и др. Вопросы психологии. 1989. № 3.
Добавлено: 10 ноября 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 147-155.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Фам А. Х. Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 143-153.

Представлено исследование процесса выбора в реальных ситуациях различного уровня субъективной значимости - так называемых повседневного и судьбоносного выборов. Качественный и количественный анализ данных указывает на существенные феноменологические различия ситуаций выбора двух описанных типов по следующим выделенным нами параметрам: содержание выбора и общий контекст ситуации, эмоциональное отношение к процессу выбора, удовлетворенность его итогом, основательность, самостоятельность, значимость и сложность выбора.

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Мандрикова Е. Ю. Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 54-62.
Добавлено: 2 ноября 2010
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 72-82.
Добавлено: 9 марта 2011
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 1996.

Не так уж много событий, происходивших в науке XX в., будут волновать ученых в веке XXI. К числу таких событий с минимальным риском ошибиться можно отнести теории Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна и Ж. Пиаже, столетие которых в этом году отмечает психологический мир. Настоящая статья посвящена первому из них.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Международного фонда фундаментальных исследований и Российской академии образования.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 154-158.
Добавлено: 28 января 2010