• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 169 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Большаков Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 160-174.

Нарушение слуха традиционно рассматривается в научных работах как физическое ограничение, являющееся одним из критериев получения чело- веком инвалидности. Тем не менее, современные западные исследователи постепенно отказываются от представления о глухоте как о форме ин- валидности и говорят о формировании нового подхода, выходящего за рамки традиционной и посттрадиционной парадигм инвалидности.

В данной работе автор рассматривает основные научные дискурсы, в ко- торые помещается понятие глухоты в XX–XXI вв., в хронологическом порядке описывает подходы к глухоте, встречающиеся в отечественной и зарубежной литературе, и выделяет три концепции глухоты: медицин- скую, социальную и культурную. Первые две концепции в той или иной мере могут считаться универсальными для всех категорий людей с инва- лидностью. В рамках медицинской концепции глухота анализируется как болезнь или патология, а сами глухие — как девианты. Основными агентами популяризации данного подхода являются медики и педагоги, задача которых заключается в том, чтобы вернуть глухим слух и голос. Социальная концепция объясняет диалектику «глухой / слышащий» не столько характеристиками физического тела, сколько социальным определением пространства. Данная концепция, появившаяся на волне движения людей с инвалидностью (в том числе глухих и слабослышащих) за свои права, подразумевает поиск путей преодоления изоляции и сти- мулирования независимости глухих и слабослышащих, в том числе с по- мощью социологических исследований. Третья выделенная в данной рабо- те концепция глухоты — культурная, появившаяся благодаря признанию лингвистами жестового языка и определяющая глухих как особую куль- турную группу в исторических, культурологических и социологических терминах. 

 

Добавлено: 21 сентября 2016
Статья
Якимец В. Н. Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. IV. № 1(21).
Добавлено: 23 марта 2010
Статья
Терентьев Е. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 72-86.

На материале полуструктурированных интервью с гражданскими ак- тивистами, представителями городских властей и экспертами, занимающимися вопросами топонимики в Санкт-Петербурге, проводится анализ публичных дискуссий о переименовании советских геогра фических названий. Выделяются 3 типа дискурсов, в рамках которых участники дискуссий выстраивают свои модели аргументации: (1) политический, (2) историко-культурный, (3) прагматический. Понятие политического дискурса применяется к такому режиму критики и оправдания, когда в фокус рассмотрения попадают коммеморативные составляющие названий, и сами названия рассматриваются как инструменты пропаганды. Историко-культурному дискурсу соответствует такой способ обсуждения, когда названия рассматриваются в качестве объектов культурного наследия, имеющих самостоятельную значимость безотносительно значения имен и символов, которые в них вписаны. Понятие прагматического дискурса применяется к такому режиму критики и оправдания, когда названия рассматриваются в качестве лингвистических ярлыков или пространственных ориентиров и из обсуждения ис- ключаются вопросы об их политической и историко-культурной значимости. Описываются ключевые особенности каждого из дискурсов и социокультурный контекст артикуляции их принципов в публичном пространстве. Приводятся конкретные примеры, демонстрирующие суть предлагаемой аналитической модели, касающиеся некоторых наиболее резонансных случаев из недавней истории города: дискуссий вокруг переименований 1-10 Советских улиц, улицы Бела Куна, набережной Робеспьера, улицы Марата. Теоретическая рамка работы задана неопрагматистским взглядом на социальную реальность городской жизни, предполагающим антропологический подход к описанию публичной ак- тивности горожан. Затрагиваются вопросы конструирования городской историко-культурной идентичности, коллективной памяти и политики управления пространством.

Добавлено: 7 сентября 2015
Статья
Печерская Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 4. С. 94-105.

Статья посвящена исследованию новых (2012–2013 гг.) государственных инициатив в области семейной политики России. Основное внимание уделено анализу «Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года» (общественный проект). Рассмотрены идеологическая составляющая предложенного варианта семейной политики и меры по ее реализации, проведена оценка их когерентности. Представленная версия семейной политики оценивается автором как пронаталистская с явным неотрадиционалистским и патерналистским уклоном, что сближает ее с трендами семейной политики предыдущего периода (2006-2011). Анализ содержания проекта выявил ряд серьезных недостатков данного документа. В частности, пронаталистская ориентация Концепции приводит к тому, что многие реальные проблемы, с которыми сталкиваются российские семьи (проблемы пожилых членов семей, вопросы баланса семьи и работы и т.д.) оказываются на периферии внимания государства. Одновременно Концепция слабо коррелирует с другими сферами социальной политики (пенсионное обеспечение, миграционная политика, образование), что создает угрозу несогласованности социальной политики в целом.

Добавлено: 23 марта 2014
Статья
Юдин Г. Б. Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 4. С. 47-58.
Добавлено: 8 мая 2009
Статья
Юдин Г. Б. Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 4. С. 47-58.

В последнее десятилетие в экономической социологии складывается альтернативная исследовательская программа, направленная не на критику модели «человека экономического», но на анализ причин, по которым деятельность хозяйственных агентов всё в большей мере соответствует этой модели. Данный подход основывается на тезисе о перформативности экономической науки, согласно которому распространение экономического знания и экономических технологий кардинально преобразует хозяйственную практику, увеличивая правдоподобие экономических теорий. Ключевой характеристикой современного человека и его технологической среды становится калькулятивность. В статье обсуждается, каким образом тезис о перформативности в сочетании с теорией монополистической конкуренции формируют парадигму экономико-социологического исследования рынков, позволяющую уделить должное место экономическим технологиям, которые всё активнее структурируют хозяйственные практики.

Добавлено: 22 сентября 2012
Статья
Глазков К. П., Новикова А. С., Былинкина А. С. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 6. С. 172-195.

. На протяжении последних 15 лет в московском наземном транспорте функционировала турникетная система. В сентябре 2018 г. турникеты полностью убрали из салонов, аргументируя тем, что пассажиры стали более сознательно подходить к оплате проезда, чему их, собственно, научили турникеты. Задача исследования — показать, какой пользовательский опыт выработала турникетная система за время своего существования. Оплату проезда в транспорте принято объяснять работой двух принципов: доверия и контроля. Принцип доверия заключается в формировании устойчивых отношений между пассажирами и перевозчиком, где каждая сторона подчеркивает заинтересованность друг в друге. Принцип контроля подразумевает усиление наблюдения за оплатой проезда и появление механизмов принуждения со стороны перевозчика. Мы сделаем акцент на описании работы другого принципа, который слабо учитывается в дискуссии об эффективности турникетной системы, — дисциплины. В декабре 2017 г. мы проводили наблюдение за тем, как пассажиры пользуются турникетом при оплате проезда через валидатор у передней двери. Это был последний месяц повсеместной работы турникетов (с 1 января 2018 г. их сняли на более чем 70 маршрутах). Нам удалось выявить, что прохождение турникета ставит пассажира в неудобную ситуацию: в условиях давления со стороны очереди необходимо максимально быстро прислонить проездной билет к валидатору и протиснуться с сумками и детьми через турникет. В такой ситуации пассажиры в основном фокусируют внимание не на тех сигналах, которые сообщает валидатор, а на необходимости механического прокручивания ножек турникета. Сейчас, когда уже турникеты сняли со всех маршрутов наземного транспорта, мы наблюдаем отсутствие сформировавшейся привычки сознательного взаимодействия с валидаторами. Пассажиры, если прислоняют проездные билеты к валидатору, чаще всего мало внимания уделяют, удалось ли валидатору распознать билет и списать поездку. В результате мы приходим к выводу, что связи между 15-летним функционированием турникетной системы и сознательной оплатой проезда нет. Таким образом, стратегическое взаимодействие власти и пассажиров демонстрирует, что, помимо формирования доверительных отношений и механизмов контроля, важно учитывать дисциплинарную компоненту пользовательского опыта.

Добавлено: 19 апреля 2020
Статья
Шпаковская Л. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 3. С. 71-92.

Статья посвящена анализу репрезентаций приемного родительства в массовой культуре на примере анализа сериала «Подкидыши» (Телеканал Домашний, 2016–2017). На материалах сериала производится реконструкция идеологии приемного родительства и ее основных содержательных элементов. Автор исходит из положения о том, что продукты массовой культуры создают идеологизированные образы родительства, которые задают модели поведения и способы интерпретации обыденного опыта отцов и матерей, но также предлагают их в упрощенной форме, понятной массовому зрителю, ориентируясь на массовые каноны и стереотипы. Они транслируют господствующие властные отношения и через политики репрезентаций поддерживают представления о нормальном и ненормальном, морально одобряемом и недопустимом поведении. Используется методология кейс-стади. Интерпретация и генерализация результатов анализа происходит на основе обращения к широкому кругу источников: популярные произведения массовой культуры о проблемах сиротства и приемного родительства, законодательство, интервью с экспертами и родителями. Реконструирован политический и идеологический контекст сериала, связанный с политическими реформами деинституционализации заботы о детях без попечения родителей, начавшейся в 2014 г. в связи с выходом Постановления № 418 Правительства РФ. Сериал «Подкидыши» анализируется как смысловое целое, путем кодирования в нем выделялись повторяющиеся структурные элементы, типы персонажей, последовательность их действий и общие смыслы происходящих событий. В результате проведенного анализа были выделены следующие структурные элементы сериальных историй: плохие матери, безответственные отцы, не-субъектные дети, граждане-альтруисты, государство. Киноповествование строится вокруг обсуждения моральных качеств родителей, показывая «хорошее» и «плохое» родительство как естественные категории, непосредственно присущие индивидам. Обсуждение причин социального сиротства происходит в рамках культурной парадигмы плохого материнства. Плохие матери представлены в качестве основной причины отчуждения ребенка от семьи. Сериальные репрезентации хорошего и плохого родительства вписаны в более широкую дискурсивную конструкцию ответственного родительства. При этом работа сериальной идеологии вытесняет детей на второй план социальных отношений, представляя их как пассивных младенцев, имеющих лимитированную субъективность. Репрезентации усыновления функционируют как идеологизированные конструкты, не дающие увидеть специфику заботы о приемных детях как сложной работы, требующей особых знаний и навыков, заменяя ее риторикой любви к детям и альтруизма. В целом репрезентации родительства в современной российской массовой культуре вписаны в либеральный тренд российской социальной политики, выступают инструментом морального обучения родителей, а также мобилизации граждан и семьи для решения значимых государственных задач, связанных с обеспечением благосостояния детей сирот.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Медведева К. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 1 (84). С. 59-72.

В статье рассмотрены особенности применения включенного наблюдения в таком малоизученном и труднодоступном поле, как монашеские общины. Исследования монашества вызывают интерес в академических кругах, однако монастырь нечасто становится объектом методологической рефлексии. Статья восполняет этот пробел и анализирует специфику указанного метода применительно к монастырской среде, его достоинства и ограничения. Отдельно рассматриваются способы формулировки легенды и два варианта доступа к полю: формально, «сверху», через церковную администрацию и неформально, «снизу», через непосредственное обращение в монастырь или проводников, имеющих к нему отношение. На примерах полевой работы преимущественно в христианских монастырях рассмотрены четыре роли исследователя в зависимости от степени включенности, а именно: гость, паломник (трудник), потенциальный монах и монах. Отдельное внимание уделено конфликтам профессиональной идентичности, которые решаются путем «исследовательских сделок». Среди такого рода компромиссов отмечена необходимость соблюдать дисциплину тела, овладевать навыками самоконтроля, физически работать и иногда даже участвовать в богослужебной стороне жизни монастыря. Рассмотрены некоторые аспекты реципрокности отношений между исследователем и информантом и способы ее поддержания. Указано несколько ограничений метода включенного наблюдения применительно к монастырской среде, среди них: сезонность сельской монастырской жизни, несистемность наблюдения, субъективность исследователя и ограниченность доступа к отдельным сферам монастырской жизни. В заключение автор обращает внимание на отбор единиц наблюдения, в частности, особенности работы в малом и крупном монастыре. В статье приводится конкретный опыт эмпирических исследований в различных монастырях от первого лица, который можно использовать в проведении аналогичных исследований. Статья опирается на материалы полевых исследований автора в русских православных монастырях с 2011 г., а также на опыт отечественных и зарубежных коллег, изучающих монашеские сообщества.

Добавлено: 13 мая 2016
Статья
Галеткина Н. Г. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. № 2. С. 142-154.
Добавлено: 8 декабря 2011
Статья
Горячева Е. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 3. С. 205-214.

В статье рассматриваются тенденции по сближению методологических разработок в социологии и антропологии на примере направления «технография». Анализируется вклад в технографию Себастьяна Уреты и Гранта Киена, намечаются перспективы междисциплинарных разработок направления «технография» в социологии.

Добавлено: 24 октября 2012
Статья
Чернова Ж. В., Кулмала М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 3. С. 46-70.

Статья направлена на социологическую разработку понятия заботы применительно к процессам профессионализации. Ее цель — анализ того, каким образом приемные родители, проживающие в детской деревне, определяют для себя смысл своей деятельности. Теоретической рамкой исследования является со- циологическая концептуализация заботы, которая позволяет ответить на вопро- сы: что такое забота как тип деятельности, кто осуществляет повседневную забо- ту, где она локализована, какова ее институциональная логика и культурные модели обоснования. Эмпирическими материалами выступили транскрипты пяти фокус-групп с приемными родителями, проживающими в детских деревнях (семейных городках), и трех полуструктурированных интервью с приемными ро- дителями.

Рост интереса к изучению заботы в социологических исследованиях обусловлен проблемой «дефицита заботы», характерной для современных обществ. Глобаль- ный тренд профессионализации заботы вообще и родительства в частности по- зволяет рассматривать ее как особый вид деятельности, требующий от исполни- теля специализированных навыков и умений. Ее осуществление выходит за рамки домашней сферы и может происходить при участии ряда акторов: семьи, государ- ства, рынка и третьего сектора. Приемное родительство выступает примером того, каким образом глобальный тренд профессионализации заботы проявляется в локальном контексте, обусловленном политикой деинституционализации си- ротства, а также местом проживания (детская деревня).

Детская деревня — совместное проживание приемных семей — рассматривается в статье как особый режим заботы, включающий идеал заботы, институциональ

ное устройство и практики заботы. Детская деревня — это форма долгосрочного воспитания детей-сирот, которая базируется на идеале семейной заботы и вы- строена как альтернатива институционализированной форме (детскому дому). Принципиальным отличием детской деревни от других форм заботы о детях яв- ляется ее пространственная локализация и социальная структура, наличие сооб- щества приемных родителей, а также характеристики самих приемных родителей (стаж, опыт воспитания трудных для устройства в «простые» семьи категорий детей, специализация).

Проблематизация заботы, осуществляемой приемными родителями, выражается во фрагментированности их представлений, выстраиваемых в рамках дихотомии «любовь — работа». Понимание заботы как любви происходит в категориях мо- ральных предписаний, служения, что задает особую систему интерпретаций при- емного родительства и логику родительских практик. Профессионализация при- емного родительства мыслится как формализация, увеличение бюрократического контроля и потеря автономии семьи. Определение заботы в категориях работы позволяет приемным родителям рационализировать свою деятельность, пробле- матизировать статус приемного родительства в обществе. Профессионализация приемного родительства представляется как способ решения ряда проблем, с ко- торыми сталкиваются родители, изменения отношения к приемным семьям, по- вышения статуса заботы в целом.

Добавлено: 25 октября 2018
Статья
Папушина Ю. О. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 60-71.

В работе анализируется массовый праздник в современном российском городе через призму категорий идеологемы и культурности. Целью работы является прояснение сосуществования советских и постсоветских элементов в праздничном лексиконе современных горожан, а также понимание взаимосвязей между методом опроса, площадкой исследования и полученными мнениями горожан. Культурность понимается как смесь норм хорошего воспитания и высокой культуры, включая компоненты удовольствия, соблазна и недоступности для масс, характерная для советского периода ((Волков 1996: 203; Козлова 2005: 212–213)). Формальными характеристиками идеологемы автор предлагает считать явные или скрытые ответы на два вопроса: «К какой желаемой форме поведения отсылает ответ респондента?», «На какую нежелательную форму поведения указывает ответ респондента?». Данные, на которых основывается исследование, представляют собой результаты опроса 429 посетителей фестиваля «Белые Ночи в Перми — 2012». Влияние формализованного опроса как метода сбора данных и другие ограничения данных проанализированы на основе идеи «объективации объективирующего субъекта» П. Бурдье. Результаты исследования демонстрируют сложную структуру мнений о фестивале. Выраженные языком советских идеологем, они конструируют образ фестиваля искусств преимущественно как социального проекта по обеспечению достойного досуга горожан. Желательные и нежелательные модели поведения, связанные с фестивалем, конструируются с помощью дихотомий, отсылающих к содержанию понятия культурности. Полученные результаты подчеркивают необходимость учитывать советское дискурсивное наследие как важный источник языковых средств для выражения мнений и оценок в постсоветской России. Результаты работы ставят под вопрос некритическое использование шкал, разработанных за рубежом, для оценки эффектов массовых праздников в России. 

Добавлено: 19 февраля 2015
Статья
Иванов П. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 142-147.

Согласно теории Э. Амина и Н. Трифта, изложенной в книге «Города. Переосмысляя городское», в городском пространстве основной формой взаимодействия индивидов является легкая социальность. В ее контексте потребление можно рассматривать, с одной стороны, как одну из основных форм самовыражения индивида, а с другой, как одну из основных форм городской коммуникации. При этом потребление рассматривается в наиболее широком смысле, т.е. качестве всего комплекса потребительских практик индивидов, проявления которых транспарентны в условиях легкой социальности. Потребительские практики становятся агентами легкой социальности, продуцируя амбивалентные энкаунтеры, вызывающие эмоции у индивидов как реализующих данные практики, так и наблюдающих их со стороны. Таким образом, потребление участвует в управляемости городского пространства.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Горячева Е. А., Лазебная К.П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 108-120.

Подход к анализу потребления как передачи культурных ценностей и коллективного опыта между поколениями предполагает обращение к long-dated символам, представляющим собой объекты материальный культуры, для которых характерны свойства и функции символических проводников социального взаимодействия (П. Сорокин) и медиумов передачи (Р. Дебрэ). Ключевой проблемой исследования является определение концепции long-dated символов и выделение на основе их использования тех форм социального взаимодействия, то есть потребительских практик, которые, преодолевая пространственно-временные рамки, участвуют в процессе передачи ценностно-нормативных оснований культуры между индивидами.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Воробьева М. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 5. С. 103-134.

Россия характеризуется низким уровнем доверия. Одним из источников доверия выступает совместный досуг. В современном мире существует многообразие форм досуга, в их числе – ночной досуг: места отдыха, работающие после полуночи. Несмотря на то, что такие места часто ассоциируются с девиантным поведением, во многих европейских городах происходит институционализация этой сферы. В это же время в российской столице ночные клубы продолжают закрываться. Следуя волне внимания к ночной жизни, в работе рассматривается процесс формирования доверия в популярном московском ночном клубе Mutabor. Многообразие видов доверия порождает дискуссию о том, какое доверие формируется при совместном досуге. Исследование работает с тремя видами: межличностным, внутригрупповым и обобщённым доверием, стремясь понять какое из них способно формироваться при совместном досуге в ночном клубе. При этом феномен доверия представляется в высокой степени сложным к эмпирическому изучению, существует спектр проблем, затрудняющих задачу исследователя. Настоящая работа использует методику непрямого изучения доверия, которую предлагают для решения возникающих при изучении доверия проблем. На основе 14 полуформализованных интервью с посетителями клуба Mutabor описываются практики формирования доверия при совместном досуге. Различные практики, возникающие при совместном досуге, способны одновременно создавать несколько видов доверия. Практики непосредственного взаимодействия лицом-к-лицу способны формировать межличностное доверие между посетителями клуба. В свою очередь практики общения и поведения посетителей клуба, создающие чувство общности, способны формировать внутригрупповое доверие, решая проблему коллективного действия в границах клуба. Выявленные проявления доверия незнакомцам направлены по отношению к аудитории клуба и не выходят за его пределы, распространяясь на всех людей в целом. Обобщённое доверие не находит отражения в практиках формирования доверия через совместный досуг в ночном клубе.

Добавлено: 28 февраля 2021
Статья
Ярская-Смирнова Е. Р., Присяжнюк Д. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVII. № 4. С. 157-173.

Статья посвящена изучению преимуществ и рисков приемной семьи как одной из ключевых форм устройства детей-сирот в современной России. Показано современное состояние социальной заботы о детях-сиротах, рассматриваются ключевые показатели процессов деинституциализации этой заботы, а также особенности публичного дискурса по этой проблеме. Авторы осуществляют обзор зарубежного опыта оценки детского благополучия и указывают на российские методики по оценке семейных форм устройства. В ходе анализа полуструктурированных интервью со специалистами в области устройства детей-сирот мнения экспертов были сгруппированы по показателям детского благополучия. Приемная семья с точки зрения экспертов с большей вероятностью позволяет ребенку пройти нормативный жизненный путь: обрести самостоятельность, получить образование, создать собственную семью. Наиболее релевантной эта форма устройства становится для воспитания таких категорий сирот, как дети с инвалидностью, подростки, дети с серьезными поведенческими трудностями. Отмечаются уязвимые стороны приемной семьи — социальная незащищенность родителей, сохранение негативных стереотипов о приемной семье в публичной сфере, риски социального выгорания, а также ресурсы поддержки приемной семьи.

Добавлено: 23 марта 2016
Статья
Ярская-Смирнова Е. Р., Присяжнюк Д. И., Вербилович О. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 4 (81). С. 157-173.

Статья посвящена изучению преимуществ и рисков приемной семьи как одной из ключевых форм устройства детей-сирот в современной России. Показано современное состояние социальной заботы о детях-сиротах, рассматриваются ключевые показатели процессов деинституциализации этой заботы, а также особенности публичного дискурса по этой проблеме. Авторы осуществляют обзор зарубежного опыта оценки детского благополучия и указывают на российские методики по оценке семейных форм устройства. В ходе анализа полуструктурированных интервью со специалистами в области устройства детей-сирот мнения экспертов были сгруппированы по показателям детского благополучия. Приемная семья с точки зрения экспертов с большей вероятностью позволяет ребенку пройти нормативный жизненный путь: обрести самостоятельность, получить образование, создать собственную семью. Наиболее релевантной эта форма устройства становится для воспитания таких категорий сирот, как дети с инвалидностью, подростки, дети с серьезными поведенческими трудностями. Отмечаются уязвимые стороны приемной семьи — социальная незащищенность родителей, сохранение негативных стереотипов о приемной семье в публичной сфере, риски социального выгорания, а также ресурсы поддержки приемной семьи

Добавлено: 11 марта 2016
Статья
Моисеев С. П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 3. С. 204-207.

Книга «Политика толп: альтернативная история социологии» Кристиана Борха посвящена исследованию истории появления и развития «семантики» толп. Датский социолог решает сложную задачу по реконструкции широкой научной дискуссии, которая разворачивалась вокруг концептов «масса» и «толпа», а также анализу социально-политических условий, которые повлияли на ее развитие. Повествование затрагивает эволюцию семантики толп во Франции, Германии и США и обращается к общему анализу развития теорий коллективного поведения и массового общества. Автор указывает нa то, что центральные идеи классической семантики толп, такие как иррациональность, де-индивидуализация, «ненормальность» массовой активности вступили в противоречие с либеральной программой современности (modernity), основанной на ценностях индивидуализма и рациональности.  К явным достоинствам рецензируемой книги относятся большой объем использованных литературных источников, анализ различных и сложно сочетаемых друг с другом элементов семантики толп, оригинальное и органичное структурирование содержания работы. К сожалению, автор оставляет недосказанными некоторые делали рассматриваемой им истории – например современное обсуждение толп в контексте появления технологий «краудсорсинга». Он также не всегда однозначно аргументирует свои суждения относительно взглядов на толпу или массу в некоторых из анализируемых им теорий. Тем не менее, «Политика толп», заслуживает внимания читателя. Данная книга представляет научной аудитории новый взгляд на историю семантики толп и затрагивает широкий контекст, демонстрируя нелинейность и многоаспектность истории социальной мысли XX века.

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Курске В. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. № 2. С. 178-183.

Автор обращается к проблеме идентичности российских немцев как группы индивидов, живущих на стыке двух культур. Для анализа данной ситуации применяется модель маргинальной личности, рассматриваются различные концепции этнической идентичности российских немцев как маргинальной группы.

Добавлено: 23 ноября 2011
Статья
Бочаров Т. Ю., Губа К. С., Сафонова М. А. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. XIII. № 3(52). С. 66-82.

Статья представляет историко-социологический исследовательский проект, на примере локального профессионального сообщества реконструирующий интеллектуальные и институциональные трансформации, пережитые российскими социальными науками за последниет 25 лет. Основной новизной проекта по сравнению со сходными по тематике исследованиями в социологии науки является применение в нем холистической стратегии «исследования локального сообщества» (community study) и количественных методов, используемых социальной историей. Собранные данные о 622 индивидах, идентифицированных нами как «петербургские социологи», включали в себя сведения об их карьерной траектории, публикационной активности, цитатном поведении, социальных сетях, политических установках, источниках дохода, профессиональных авторитетах и пространствах внимания.

Добавлено: 22 ноября 2012