• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 162 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кизилов В. В. Экономическая политика. 2011. № 1. С. 131-136.

В статье анализируется предложенный Ф. Истербруком критерий, согласно которому отсутствие у фирмы рыночной власти (понимаемой как возможность поднимать цены без последующего снижения прибыли) - достаточное условие для того, чтобы не принимать к рассмотрению антимонопольные иски против этой фирмы. Обсуждаются теоретические и практические проблемы применения этого критерия, предлагается альтернатива.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Голованова С. В., Мелешкина А. И. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 6. С. 100-121.

Статья посвящена количественной оценке взаимного влияния коррупции и конкуренции. Авторы обобщают результаты теоретических и эмпирических исследований искомой взаимосвязи, а также проводят ее собственную оценку на основе международных данных. Согласно полученным результатам взаимосвязь показателей двусторонняя: с ростом интенсивности конкуренции коррупционное поведение становится более распространенным; с другой стороны, рост коррупции оказывает угнетающее воздействие на конкуренцию, тем самым обусловливая дополнительные негативные эффекты с точки зрения общественного благосостояния. Второй эффект, однако, выражен для стран с низкими и умеренными бюрократическими барьерами; если же они высоки, эффект становится обратным. Таким образом, уменьшение и облегчение бюрократических процедур – одно из направлений работы регулятора, одновременно способствующее снижению уровня коррупции и развитию конкуренции.

В рамках исследования не выявлено статистически значимого влияния уровня доходов на душу населения на интенсивность конкуренции и уровень коррупции в стране. Отклонена также гипотеза о сдерживающем влиянии свободы СМИ на склонность чиновников к коррумпированному поведению, что не дает оснований рассматривать этот инструмент как эффективную меру политики противодействия коррупции. При этом важным фактором, оказывающим влияние на оба показателя, является развитость институтов (защита прав собственности, эффективность работы судебной системы и правоохранительных органов). Этот результат согласуется с результатами теоретических и эмпирических исследований других авторов и подчеркивает важность развития институтов для достижения как цели снижения уровня коррупции, так и цели развития конкуренции на внутреннем рынке.

Добавлено: 15 января 2017
Статья
Пестова А. А., Мамонов М. Е. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 4. С. 56-92.

В работе проанализировано влияние внутренних и внешних шоков на макроэкономические показатели российской экономики при помощи байесовской модели векторной авторегрессии (BVAR). Разработаны условные (сценарные) прогнозы на среднесрочную перспективу (до 2017 года), результаты которых сопоставлены с прогнозами Министерства экономического развития РФ (МЭР). Показано, что в рамках одних и тех же сценарных условий BVAR-модель предсказывает более глубокую и более затяжную рецессию на среднесрочном горизонте по сравнению с прогнозом МЭР. На основе проведенного сопоставительного анализа сценарных прогнозов удалось выявить узкие места в прогнозировании по модели МЭР и в рамках BVAR, потенциально способные ухудшать качество прогнозов.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Исаков К. С., Пекарский С. Э. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 28-49.

Финансовая репрессия как политика расширения спроса на государственные облигации с доходностью ниже рыночной приносит правительству дополнительный доход. Но выступая как неявный налог, финансовая репрессия вносит искажения в работу рынков и воздействует на базу традиционных налогов. На основе неоклассической динамической модели общего равновесия, калиброванной для США и группы европейских стран, мы оцениваем воздействие финансовой репрессии на доходы бюджета. Наши оценки кривых Лаффера в условиях финансовой репрессии показывают, что меры, направленные на расширение спроса на государственный долг и занижение его доходности, приводят к сокращению доходов от налогообложения потребления и труда, но увеличивают сумму налога на капитал. В результате, несмотря на падение выпуска в экономике, правительство может увеличить финансирование государственных закупок. Расчеты предельных норм замещения между инструментами финансовой репрессии и ставками традиционных налогов позволяют охарактеризовать инструменты фискальной политики в терминах их взаимозаменяемости. Соответствующие оценки демонстрируют, что в то время как правительство США не может отказаться от финансовой репрессии без повышения традиционных налогов, для европейских стран возможен отказ от практики принудительного расширения спроса на государственный долг с заниженной доходностью при условии поддержания стационарного уровня государственных закупок. Кроме того, высокие значения предельной нормы замещения между ставкой налога на капитал и реальной доходностью государственных облигаций позволяют объяснить склонность к политике финансовой репрессии с точки зрения политэкономии фискальных процессов.

Добавлено: 14 октября 2016
Статья
Шаститко А. Е. Экономическая политика. 2012. № 1. С. 95-117.

Раскрыты проблемы ex post оценки эффектов сделок экономической концентрации (СЭК) и предписаний антимонопольных органов. Рассмотрены вопросы о взаимосвязи правоустановления и правоприменения в связи с ошибками I и II рода в сфере антимонопольного контроля СЭК, возможные последствия СЭК с точки зрения неблагоприятного воздействия на конкуренцию, сравнительные преимущества и недостатки вариантов решений, доступных антимонопольным органам; cпособы выработки решений в отношении предполагаемой СЭК, а также вопросы результативности принятых антимонопольным органом решений с учетом издержек мониторинга и применения санкций в отношении участников СЭК, в том числе влияния на условия конкуренции на целевых рынках.

Добавлено: 9 февраля 2013
Статья
Суслина А., Пильник Н. П., Катаранова М. и др. Экономическая политика. 2009. № 1. С. 5-22.
Добавлено: 24 ноября 2009
Статья
Горлин Ю. М., Ляшок В. Ю., Малева Т. М. Экономическая политика. 2018. № 1. С. 148-179.

В статье обосновывается необходимость реформирования пенсионной системы в России в части повышения пенсионного возраста, выделяются положительные последствия такой реформы, анализируются потенциальные риски, рассматриваются меры их профилактики, приводятся контраргументы к наиболее распространенным возражениям. Показывается, что в результате демографических процессов, роста неформальной занятости, уменьшения продолжительности среднего трудового стажа происходит снижение количества доноров при росте числа реципиентов пенсионной системы. В этих условиях поддержание уровня пенсий потребует существенных дополнительных издержек, которые лягут на национальную экономику и государственный бюджет. Повышение пенсионного возраста в качестве одной из мер по оптимизации пенсионной системы направлено не только на поддержание приемлемого уровня пенсий, предотвращение роста бюджетных трансфертов и увеличение нагрузки на бизнес и население. Реформа позволит улучшить ситуацию на рынке труда и будет содействовать процессам активного долголетия. В статье показано, что основные аргументы против повышения пенсионного возраста по большей части не вполне обоснованы. Рассматриваются несколько сценариев повышения пенсионного возраста, выбирается один, наиболее рациональный с экономической и социально-демографической точек зрения: до 63 лет для мужчин, до 60 лет — для женщин с темпом по 3 месяца в год в первые четыре года реформы, далее по 6 месяцев в год. В работе определены основные задачи, которые должны быть решены при подготовке к повышению пенсионного возраста, с тем чтобы максимально эффективным образом провести столь значимую в социальном и экономическом плане реформу.

Добавлено: 16 марта 2018
Статья
Фридман А. А., Вербецкий А. Д. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 68-91.

В статье моделируется конкуренция студентов за бюджетные места в престижных вузах и исследуется влияние различных инструментов политики приема на выбор абитуриентов. В условиях ограниченности бюджетных мест отбор абитуриентов осуществляется в соот- ветствии с рейтингом конкурсных баллов, который формируется на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ), участия в олимпиадах и других достижений абитуриентов. Определяя правила формирования конкурсного балла, вуз влияет на стимулы абитуриентов, которые в рамках рассматриваемой теоретической модели распределяют усилия между обучением и специальной подготовкой к экзаменам. Предполагается, что усилия, направленные на обучение, в большей степени способствуют созданию человече- ского капитала, но являются менее эффективными, нежели целенаправленная подготовка к экзаменам, с точки зрения повышения конкурсного балла. Инструментом балансировки спроса и предложения является проходной балл, играющий роль цены при распределении бюджетных мест в престижных вузах. В работе показано, что возможность натаскивания на экзамен повышает шансы абитуриента на поступление, но снижает уровень человеческого капитала. Замещение обучения натаскиванием не отражается на рейтинге конкурсных баллов и не меняет состав зачисленных абитуриентов, но ухудшает качество набора, а также снижает проходной балл. Показано, что вузы, придавая больший вес олимпиадам и иным достижениям абитуриентов, могут улучшить качество набора в условиях, когда возможно натаскивание на тесты. На национальном уровне данная проблема может быть решена за счет регулярного обновления банка экзаменационных заданий и периодических изменений формата экзамена.

Добавлено: 25 ноября 2016
Статья
Ясин Е. Г. Экономическая политика. 2011. № 2. С. 95-119.
Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Шаститко А. Е., Голованова С. В., Крючкова П. В. и др. Экономическая политика. 2012. № 6. С. 5-53.

Конкуренция — важнейший источник экономического развития и, соответственно, экономического роста. В свою очередь, экономический рост — важнейший источник роста общественного благосостояния, средство решения множества социальных проблем. Низкий уровень конкуренции приводит к тому, что экономика не достигает тех результатов, которых могла бы достичь, если бы возможности конкуренции были использованы более полно. Последствия неразвитости конкуренции на рынках имеют и важное политическое измерение в долгосрочной перспективе — неустойчивость политической системы, проблемы с легитимностью власти. В свою очередь, легитимность власти и устойчивость политической системы — неотъемлемые свойства благоприятных институциональных рамок ведения бизнеса. Таким образом, развитая конкуренция — важный элемент механизма положительной обратной связи в системе отношений между бизнесом и государством. Ограничения конкуренции проявляют себя на отдельных рынках, в отдельных отраслях и сферах. Именно поэтому были выбраны важные и разнотипные рынки и сферы. В их числе — газовая отрасль, строительство и жилье, фармацевтика, транспортировка грузов железнодорожным транспортом. Для каждой из сфер были получены количественные оценки последствий неразвитости конкуренции на основе ряда предположений.

Добавлено: 28 сентября 2014
Статья
Шаститко А. Е., Голованова С. В., Крючкова П. В. и др. Экономическая политика. 2012. № 6. С. 5-53.

Конкуренция - важнейший источник экономического развития и, соответственно, экономического роста. В свою очередь, экономический рост - важнейший источник роста общественного благосостояния, средство решения множества социальных проблем. Низкий уровень конкуренции приводит к тому, что экономика не достигает тех результатов, которых могла бы достичь, если бы возможности конкуренции были использованы более полно. Последствия неразвитости конкуренции на рынках имеют и важное политическое измерение в долгосрочной перспективе - неустойчивость политической системы, проблемы с легитимностью власти. В свою очередь, легитимность власти и устойчивость политической системы - неотъемлемые свойства благоприятных институциональных рамок ведения бизнеса. Таким образом, развитая конкуренция - важный элемент механизма положительной обратной связи в системе отношений между бизнесом и государством. Ограничения конкуренции проявляют себя на отдельных рынках, в отдельных отраслях и сферах. Именно поэтому были выбраны важные и разнотипные рынки и сферы. В их числе - газовая отрасль, строительство и жилье, фармацевтика, транспортировка грузов железнодорожным транспортом. Для каждой из сфер были получены количественные оценки последствий неразвитости конкуренции на основе ряда предположений.

Добавлено: 20 августа 2013
Статья
Голованова С. В., Шаститко А. Е. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 1. С. 43-60.

В данной работе авторы делают попытку проиллюстрировать риск некорректного использования терминологии при квалификации какой-либо коммерческой практики в свете применения инструментов экономической политики. В центре внимания исследования — термин «посредник», ассоциирующийся с достаточно узким функционалом соответствующей фирмы и даже с негативными социально-экономическими эффектами. В работе анализируется круг вопросов, находящихся в зоне ответственности организации — системного интегратора сложного капиталоемкого проекта. Проведенное исследование демонстрирует, насколько квалификация какой-либо коммерческой практики, не базирующаяся на экономическом анализе хозяйственной деятельности, но опирающаяся на терминологию, ассоциирующуюся с негативными социально-экономическими эффектами, чревата риском принятия ошибочных нормативных выводов.

Добавлено: 9 мая 2016
Статья
Аистов А. В., Александрова Е. А. Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 148-181.

Статья посвящена выявлению признаков оппортунистического поведения страхователей на российском рынке медицинского страхования. Под оппортунизмом понимается поведение респондентов, увеличивающее стоимость медицинского обслуживания или повышающее вероятность наступления страхового случая. Целью исследования является выявление постконтрактного оппортунизма, проявляющегося в периоды действия полисов медицинского страхования. Источником данных для представленных в работе эмпирических оценок является Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2000–2015 годы. Возможными признаками оппортунистического поведения являются повышение частоты посещения врачей, рост потребления табачных и алкогольных изделий, снижение физических нагрузок и самооценок здоровья. С целью выявления указанных выше эффектов в работе оцениваются параметры регрессионных моделей упорядоченного выбора для каждого из перечисленных признаков. Контроль наличия у респондентов предконтрактного оппортунистического поведения реализуется введением в модели индивидуальных фиксированных эффектов. Регрессионный анализ выявил статистически значимый рост частоты посещения респондентами врачей, частоты потребления алкогольных напитков и снижение самооценок здоровья в периоды действия полисов ДМС. Полученные результаты могут быть приняты к сведению страховыми компаниями при заключении договоров ДМС.

Добавлено: 17 июля 2018
Статья
Апокин А. Ю., Гнидченко А. А., Сабельникова Е. М. Экономическая политика. 2017. № 2. С. 44-71.

Статья посвящена измерению выгод от экономической интеграции, реализуемых в форме импортозамещения, по 1199 товарным группам в 4-значной классификации HS 2007 и по 11 категориям услуг в классификации EBOPS. Традиционные научные исследования в области интеграции, опирающиеся на гравитационные модели или на вычислимые модели общего равновесия, как правило, не позволяют получать достоверные оценки при использовании данных по детализированной номенклатуре. В статье предлагается новый способ оценки потенциала импортозамещения за счет интеграции, который позволяет ранжировать товарные группы и категории услуг по интеграционному эффекту в абсолютном и относительном выражении. Он развивает подход Хаусманна-Клингера к оценке потенциала увеличения экспорта на детализированном уровне. Главным фактором импортозамещения в модели является разница между текущими и потенциальными сравнительными преимуществами. Метод опирается на оценку ожидаемого сокращения импорта по товарным группам и категориям услуг, которые наиболее интенсивно импортируются страной.

Расчеты для Евразийского экономического союза показали, что наиболее высокий интеграционный потенциал импортозамещения ожидается по товарным группам, относящимся к машиностроению и химическому комплексу, а также по ряду услуг. В целом вклад интеграции в совокупный потенциал импортозамещения невелик и объясняет лишь 5,5% ожидаемого сокращения импорта. Однако для ряда товарных групп и категорий услуг (в частности телекоммуникационных и транспортных услуг, трансмиссионных валов, агрохимических продуктов, грузовых автомобилей, ортопедических изделий и слуховых аппаратов) вклад интеграции в ожидаемое замещение импорта превышает 50%.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Шейман И. М., Шевский В. Экономическая политика. 2014. № 3. С. 157-177.

В статье анализируются концептуальные подходы к планированию кадров здравоохранения. Выделяются главные диспропорции в составе врачебных ресурсов. Представлена количественная оценка влияния структурных сдвигов в системе оказания медицинской помощи на общую потребность во врачебных кадрах. Формулируются главные направления кадровой политики, нацеленные на преодоление дефицита врачей.

Главные выводы: 1) имеющаяся численность врачей может быть достаточной для удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи при условии проведения серьезных преобразований в структуре медицинской помощи и составе кадров отрасли; 2) политика экстенсивного наращивания числа врачей бесперспективна.

Добавлено: 27 марта 2015
Статья
Агамирова М. Е., Дзагурова Н. Б. Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 6. С. 122-137.

Острота проблемы недоинвестирования в специфические активы, также как и выгоды от применения вертикальных ограничивающих соглашений (ВОС), являющихся инструментом ее преодоления, во многом определяются тем, какой характер носят специфические инвестиции. В современной теории фирмы все бóльшее внимание уделяется проблеме поддержания стимулов к осуществлению так называемых кооперативных специфических инвестиций, которые существенно превосходят по степени своей рискованности эгоистические специфические инвестиции, подобные тем, которые были рассмотрены в модели О. Харта [Hart, 1995]. Это обусловлено тем, что при разрыве отношений между партнерами выигрыш от кооперативных инвестиций получает не сама инвестирующая сторона, а ее партнер.

Однако существующие нормативные документы, регламентирующие процедуру сопоставления про- и контрконкурентных последствий заключения ВОС в соответствии с правилом «взвешенного подхода»,  не предполагают учета характера специфических инвестиций. В результате при проведении оценки правомерности применения ВОС методом «взвешенного подхода» возникают серьезные проблемы, осложняющие антимонопольные разбирательства. Ярким примером может служить ход судебного процесса в отношении французской компании Pierre Fabre Dermo-Cosmétique SAS (PFDC), продолжавшегося в течение семи лет (2006-2013 гг.). В статье содержится детальный анализ этого дела, а также сформулирован ряд рекомендаций по оценке правомерности ВОС в соответствии с правилом «взвешенного подхода», которые позволяют учесть характер специфических инвестиций. 

 

 

 

Добавлено: 8 февраля 2017
Статья
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Экономическая политика. 2015. № 1. С. 72-91.
Произвольное определение типа нарушения после проведения расследования снижает стимулы обвиняемых в представлении аргументов в свою пользу в процессе административного расследования, одновременно заставляя тех обвиняемых, которые все-таки представляют свидетельства, нести большие затраты. Если в число индикаторов результативности контрольно-надзорного органа входит число обвинительных решений, он может быть заинтересован в сохранении системы произвольного обвинения. Один из результатов анализа — сомнение в потенциале специальных программ соблюдения антимонопольного законодательства на уровне компаний, которые подвержены тому же самому эффекту неопределенности в отношении типа нарушения законодательства.
Добавлено: 30 мая 2015
Статья
Авдашева С. Б., Николаева М. М. Экономическая политика. 2012. № 1. С. 141-158.

Данная статья представляет собой сравнительный анализ практики Федеральной антимонопольной службы России и Европейской комиссии по конкуренции.

Добавлено: 7 ноября 2012
Статья
Улюкаев А. В., Замулин О. А., Куликов М. Экономическая политика. 2006. № 3.
Добавлено: 10 ноября 2011