• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 281 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Троцук И. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 2. С. 206-224.

Рецензия на книгу: Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Пер. с англ. Е.А. Кожемякина, Е.В. Переверзева, А.М. Аматова. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 344 с.

 

Добавлено: 22 января 2017
Статья
Баньковская С. П. Социологическое обозрение. 2007. № 1. С. 75-87.
 
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 338-345.

Рецензия на книгу: Вебер М. (2017). Город / Пер. с нем. М.И. Левиной; науч. ред. К. А. Левинсон. М.: Strelka Press. 250 c. ISBN 978-5-906264-64-0

Добавлено: 1 апреля 2018
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 1. С. 3-4.

В статье рассказывается о появлении журнала «Социологического обозрение».

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Шаблинский А. И. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 241-246.

«Диалектика просвещения», написанная совместно Максом Хоркхаймером и Те- одором Адорно, считается программной работой первого поколения франкфурт- ской школы. Однако до сих пор ее появление не предлагалось рассматривать как разрыв с принципами ранней критической теории, изложенными в эссе Хоркхай- мера 1930-х годов. В литературе редко уделяется внимание и разногласиям Адорно и Хоркхаймера по поводу методологии критической теории. В новой книге Джона Абромайта «Макс Хоркхаймер и основания франкфуртской школы» не только подробно освещены теоретические споры, развернувшиеся между Адорно и Хоркхаймером в 1930-х годах, но и дан анализ концепций ранней критической теории.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Каспэ С. И. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 9-38.

Кто,  что,  когда  и  как  в  современной  России  говорит  о  взаимных  импликациях  сакрального и политического? Автор показывает, что связных, хорошо артикулированных нарративов не производит почти никто, за вычетом некоторых представителей высшей государственной власти, антиклерикальной интеллигенции (не имеющей ни политического представительства, ни политического влияния) и исламской общины (сосредоточенной  преимущественно  на  своих  внутренних  разногласиях).  В  статье   подробно  исследуется  природа  «властного»  нарратива  и  демонстрируется,  что  она довольно  близка  к  феномену  «политической  религии»  в  понимании  Эмилио  Джентиле. Еще один фокус внимания — причины уклонения большинства функционеров Русской  православной  церкви  от  дискуссии  о  должных  и  недолжных  сопряжениях сакрального и политического. Показано, что причины «молчания», вероятнее всего, состоят в неизбежной, в случае его нарушения, постановке под вопрос легитимности современной формы российского государства. Наконец, описаны некоторые сценарии разрушения хрупкого равновесия, пока еще существующего на границе российского сакрального и российского политического.

Добавлено: 30 июня 2018
Статья
Глазков К. П. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 167-191.

Метафора театра неразрывно связана с исследовательским подходом Ирвина Гофмана. Однако с начала 1960-х годов он отдаляется от драматургического подхода и пребывает в поисках нового источника для теоретизирования. Одним из таких источников становятся игры. Несмотря на широкий арсенал аналитических понятий и исследовательский опыт, сформировавшийся за этот период, подход Гофмана к изучению повседневности через игровую метафору не обрел популярности среди исследователей геймификации практик. Задача настоящей статьи — раскрыть теоретический потенциал концепции игрового столкновения Гофмана, обозначив точки сопряжения его концепции со смежными областями (преимущественно с символическим интерак- ционизмом и этнометодологией). Игровая концепция Гофмана, в отличие от симво- лического интеракционизма, стремится ограничить степень проникновения символического наполнения взаимодействий, когда последовательность ходов и результат столкновения обретает смысл лишь из-за рекурсивной интерпретации участников. Напротив, Гофман указывает на то, что исход игрового столкновения во многом зависит от предыдущей последовательности ходов и ситуативно доступного набора событий. Этнометодологи отмечают, что повседневность не имеет перерывов и не разыгрывается по правилам, подобно играм. По Гофману, игровому взаимодействию действительно свойственна прерывистая темпоральность, которая, впрочем, не означает стратегических тайм-аутов. В свою очередь, существующий разрыв с теорией игр объясняется тем, что он осознанно исключил строгую калькуляцию из повседневных взаимодействий, оставляя значительную роль для неопределенности. Несмотря на то, что по одним и тем же основаниям игровая концепция Гофмана близка то к одному, то к другому подходу и многие авторы пытаются нащупать схожесть между ними, она сохраняет свою оригинальность и обладает особыми аналитическими преимуществами.

Добавлено: 28 июля 2016
Статья
Сивак Е. В. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 2. С. 53-66.

В обзоре рассматриваются два подхода к описанию взаимодействия с материальными объектами, которые могут лежать в основе разных исследовательских программ, представляющих науку как практику, в частности, к различным описаниям роли измерительных приборов в деятельности ученых. Излагаются теоретическая концепция взаимодействия с физическими объектами Дж.Г.Мида и хайдеггеровское описание подручного, а также возможные следствия разных подходов в социологии науки.

 

Добавлено: 25 сентября 2009
Статья
Симонова О. А. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 356-378.

Рецензия на книгу Я. Плампера «История эмоций» вряд ли смогла бы полностью отразить все затронутые автором проблемы в современной науке об эмоциях, поэтому автор данной статьи ограничился значением монографии Плампера для социологического исследования эмоций, выделив некоторые моменты пересечения истории и социологии эмоций, в частности социологическое объяснение современного «эмоционального поворота» в науке. Главное теоретико-методологическое противостояние — между социальным конструктивизмом и универсализмом/натурализмом — затрагивает сегодня все социальные и гуманитарные науки об эмоциях, и от выбора позиции в этом вопросе зависит будущее исследователя в данной области. Именно такой выбор и позволяет сделать эта книга, склоняя исследователей к синтетическому подходу. Она помогает обогатить социологическое изучение эмоций фактическим материалом и новой терминологией. Одной из важнейших задач книги является объяснение изменения эмоциональной культуры современных обществ, с которым, по мнению автора статьи, связан «взрыв» интереса к эмоциям в науке и повседневной жизни: возможно, начинается новый «сентиментальный век» как непреднамеренное последствие рационализации всех сторон жизни общества. Сочетание рационального отношения к эмоциям и одновременно особое внимание к чувствам, взрывы коллективных эмоций, настойчивый поиск аутентичных чувств характеризуют эмоциональную культуру современности.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Юдин Г. Б. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 57-84.

Термин «научное сообщество» привычно используется современной наукой для самоописаний: общеизвестно, что наука - это коллективное предприятие. Между тем, понятие «научное сообщество» вошло в оборот философии науки лишь в середине XX в. и использовалось главным образом для описания и отстаивания механизмов самоорганизации в среде ученых. Такое понимание социологически бедно и не дает возможности понять связь между бытием ученого в сообществе и научным познанием. В данной работе мы исследуем научное сообщество как сообщество. Историко-теоретическая реконструкция позволяет раскрыть концепцию сообщества, стоящую за идеей Respublica literaria, которая предшествовала «научному сообществу» в институционализации научной деятельности в Европе. Решающим для анализа роли сообщества является понимание того, что познавательная деятельность отдельного ученого осуществляется и обретает смысл только в связи с ориентацией на научное сообщество как надындивидуальную реальность. Этот факт был вскрыт Ч. Пирсом в его феноменологическом анализе, получившем впоследствии название концепции логического социализма. Мы показываем, однако, что чувство к принадлежности к безграничному научному сообществу закрывает ученому возможность критического преодоления собственных убеждений. Для решения этой проблемы требуется переосмысление понятия «сообщества», разоблачение иллюзорности научного сообщества, которое приводит нас от логического социализма к идее литературного коммунизма.

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Пугачева М. Г. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 152-159.
-

Интерввью с известным советским социолдогом Александром Дмитриевичем Ковалевым записано врамках проекта истории семинарского движения в социальных науках 1960–1970-х годов

Добавлено: 5 октября 2014
Статья
Андерсон Д. К., Шеррок У. У. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 53-65.

В статье рассматривается специфический прием, часто используемый в социологической практике, — методологическая ирония. Суть этого приема заключается в том, что социолог подменяет обыденный мир актора миром объективных возможностей, которые доступны только социологическому изучению. В итоге с помощью этого приема социологи получают специфический образ социальной реальности, соответствующий их методологическим предпочтениям. Авторы выделяют четыре варианта методологической иронии: трансформацию системы координат, обогащение повседневного, расшифровку смысла, моральную инверсию.

Добавлено: 9 августа 2013
Статья
Максимова А. С. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 91-121.

В статье рассматривается методология видеоанализа и перспективы его использования для изучения порядка социального взаимодействия. Проводится граница между традиционным представлением о визуальной социологии и интеракционистским взглядом на применение технологий видеозаписи в социологическом исследовании. Описаны история развития видеоанализа и области, где применяется данная методология. В статье обсуждаются характерные черты видео как исследовательского инструмента для изучения повседневного взаимодействия, выделяются преимущества метода: натуралистическая установка, внимание к мультимодальности и организации взаимодействия, рассмотрение роли объектов и материальной среды. Мы описываем специфические черты работы с видео, такие как возможность повторного воспроизведения, различия и сходства исследовательского и «профессионального» (или «бытового») анализа видео, рефлексивность процесса производства, обработки и обсуждения данных. Использование видео в социологических исследованиях в статье показано как пространство методологических альтернатив и решений: где установить камеру, какое программное обеспечение использовать для хранения и редактирования записей, как транскрибировать и представлять данные, анализировать ли фрагменты в формате дата-сессий — это набор выборов, имеющих значительные последствия. Выбор делается исследователем исходя из его вопросов и установок, но отчасти — диктуется особенностями объекта и инструментария. Перспективы видеоанализа показаны на примере исследований посетителей музеев: производится обзор недавних проектов, применяющих данный подход, а также демонстрируется, каким образом социолог может создать, транскрибировать и проанализировать видеофрагмент.

Добавлено: 30 сентября 2016
Статья
Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3.
Добавлено: 15 декабря 2011
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 41-42.

Предисловие к диалогу Олега Кильдюшова и Зинаиды Перегудовой.

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 164-170.

Рецензия на книгу: Гуттман А. (2016). От ритуала к рекорду: природа современного спорта / Пер. с англ. под ред. В. Нишукова. М.: Изд-во Ин-та Гайдара.

Добавлено: 11 мая 2016
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 98-106.
Добавлено: 15 декабря 2010
Статья
Юдин Г. Б. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 122-132.

В статье рассматривается содержание философско-антропологической концепции Э. Дюркгейма. Анализируется структура аргумента Дюркгейма в работе «Дуализм человеческой природы и его социальные условия», а также эволюция взглядов Дюркгейма на соотношение коллективного и индивидуального в контексте проблемы природы человека. В поздних работах Дюркгейма ядром коллективной жизни выступает опыт общности, обладающий собственной динамикой и колеблющийся вместе с соотношением коллективного и индивидуального в человеке. Дюркгейм обосновывает необходимость науки, способной проводить аналитику этого соотношения. В статье обсуждается, в какой степени дюркгеймовский проект социологии адекватен для решения этой задачи.

Добавлено: 9 сентября 2013
Статья
Вебер М. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 3. С. 113-135.

В главе анализируется жизненная ориентация конфуцианской религии и ее хозяйственные импликации. В начале автор развивает положение об отсутствии в древнем и средневековом Китае самостоятельной иерократии, функции которой выполнялись государственной бюрократией. Далее фиксируется отсутствие здесь естественного права и формальной правовой логики, что имело значительные последствия для китайского правового сознания. В основной части раскрывается сущность конфуцианства как рациональной этики мирян. Подчеркивается свобода метафизики и мирской характер конфуцианства. В центре анализа этический представлений находится центральное конфуцианское понятие «пристойность». Посредством понятия «почтительность» (сяо) демонстрируется структурное тождество личностных отношений в рамках семьи и бюрократической иерархии. Затем анализируются взгляды конфуциански образованных чиновников-мандаринов на хозяйство, важнейшей чертой которых являлось неприятие профессионализации и специализации. Показано позитивное отношение конфуцианства к богатству, не воспринимавшегося как этическая проблема. Далее анализируется идеал «благородного мужа» как гармоничного развитого человека, находящегося в отношениях равновесия с миром. Подчеркивается значение классики в литературном образовании кандидатов на должности и связанные с ними кормления. В завершении дается краткий очерк исторического развития конфуцианской ортодоксии, победившей в борьбе с другими учениями, впоследствии признанными еретическими. Здесь же реконструируется патетика древнего конфуцианства, в рамках которого возник специфический рационализм чиновников, определивший духовную конституцию китайской культуры. Утверждается принципиально пацифистский характер конфуцианства. Делается вывод об отсутствии в рамках конфуцианства методического жизненной ориентации, характерной для религий спасения.

Добавлено: 29 сентября 2015