• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 74 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Адамян А. А. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 193-210.

Цель. Исследовать способность личности к прощению в связи с характеристиками дружественной домашней среды.

Контекст и актуальность исследования. Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в межличностном взаимодействии. Повседневное общение связано с распределением разных ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, обеспечивающих толерантное отношение к нарушениям справедливости.

Дизайн исследования. На первом этапе исследования была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной Шкалы прощения Хартланд; на втором этапе в корреляционном исследовании устанавливалась связь качеств дружественного дома и способности его обитателей к прощению.

Выборка. 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей).

Методы. Многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому.

Результаты. Русскоязычная версия Шкалы прощения Хартланд включает две субшкалы —Готовность к прощению и Отсутствие руминаций — и обладает хорошей надежностью. Результаты основного исследования оказались гендерно сензитивны. В группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей — отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома; в группе юношей — также привязанностью к дому.

Выводы. В отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек — облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека: и прощение, и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения социальных задач, содержание которых задано полом респондентов.

Добавлено: 16 апреля 2019
Статья
Гулевич О. А. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 130-143.

В настоящей статье излагаются данные, раскрывающие характер взаимосвязи оценки справедливости учебного взаимодействия и мотивации обучения. В описываемом исследовании приняли участие 895 студентов 1х и 4х курсов четырех московских университетов (54 % женщин Mвозраст = 19 SDвозраст = 1.64), которые были обследованы с помощью методик для оценки справедливости сдачи трудного зачета/экзамена и мотивации обучения в университете. Результаты показали, что чем выше студенты оценивают справедливость учебного взаимодействия, тем слабее у них амотивация и тем сильнее внутренняя мотивация обучения. Показано, что основную роль в данном случае играют процессуальные компоненты справедливости, однако важность разных компонентов изменяется в зависимости от курса и конкретного университета, что свидетельствует о том, что понимание организационной справедливости зависит от социального контекста.

Добавлено: 23 сентября 2013
Статья
Зверев Д. А., Штроо В. А. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 182-198.

В статье описываются результаты прикладного эмпирического исследования, направленного на изучение представлений о содержании услуги по командообразованию и особенностей спроса на эту услугу со стороны современных российских организаций. Исследование было проведено в рамках общего исследовательского проекта по разработке модели оценки эффективности социально-психологического тренинга формирования рабочих групп (команд). По итогам проведенного опроса экспертов – директоров по управлению персоналом и руководителей отделов обучения и развития персонала двухсот российских организаций – были выделены и охарактеризованы четыре основных запрашиваемых вида тренинга командообразования. Как показал последующий более глубокий анализ, каждый из выделенных видов социально-психологического тренинга может быть охарактеризован с точки зрения актуализации определенных процессов групповой динамики. Исследование позволило сформулировать предположения о взаимосвязях процессов групповой динамики и социально-психологической эффективности рабочих групп различного типа, которые стали гипотезами основного этапа исследовательского проекта. Полученные в нашем прикладном исследовании результаты могут быть расценены как уникальные и пригодны для использования в практических целях эффективного формирования рабочих групп (команд) в организациях. Кроме того, результаты имеют методическую ценность для подготовки специалистов в области управления персоналом и организационной психологии.

Добавлено: 18 февраля 2019
Статья
Крайнова П. О., Обухов А. С. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 134-151.

В социуме меняется отношение к детству, усиливается ценность индивидуального развития ребенка. Повышается запрос на построение и сопровожде¬ние индивидуальной образовательной траектории. Это формирует запрос на новые профессиональные функции, в том числе сопровождение индивидуального образовательного маршрута, делегированного профессии тьютора. Исследова¬ние направлено на выявление социальных ролей тьютора на первом году фор¬мирования образовательного сообщества частной школы. Гипотеза исследова¬ния: в ситуации процесса активного формирования социальной общности новой школы тьютор, через интеракции с родителями, учителями и администраци¬ей, принимает на себя ряд неформальных функций, связанных с индивидуальной работой с учеником сверх образовательных задач. Применялась качественная стратегия исследования, обусловленная необходимостью глубинного анализа и выявления причинно-следственных связей и скрытых смыслов в системе социальный интеракций. В выборку (21 человек) вошли представители различных социальных ролей: тьюторы — 8 человек; родители учеников — 5 человек; представители администрации — 3 человека; руководители потока/учителя предметники — 3 человека; психологи — 2 человека. Сбор данных осуществлялся методом глубинного полуформализованного интервью по разработанной исследовательской программе (40 изначальных вопросов). Выявлено, что ролевой набор и функционал тьютора в новой школе не является данностью, свойственной рассматриваемой профессии, а выступает продуктом контекстов и интеракций, формирующих содержание уникального института в условиях формирующихся коммуникаций, событий и жизненного уклада школы. На конец первого цикла жизни образовательного сообщества школы сформировался целый спектр ролей у тьютора, что актуализирует задачу профессионального самоопределения тьютора в системе социальных интеракций.

Добавлено: 31 марта 2019
Статья
Батхина А. А. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 45-62.

В статье представлен аналитический обзор зарубежных психологических исследований поведения в межкультурном конфликте. Межкультурный кон- фликт понимается как межличностный конфликт между представителями различных культур. Анализируются основные модели, описывающие стратегии поведения в межкультурном конфликте: модель двойной заинтересованности, модель стилей межкультурного конфликта, модель идентичности в перегово- рах. Приводится краткий обзор результатов современных исследований пре- дикторов поведения в межкультурном конфликте, особое внимание уделено анализу влияния культуры и особенностей ситуации межкультурного взаи- модействия на выбор стратегии поведения. Описываются наиболее распро- страненные в зарубежных исследованиях методы изучения выбора стратегии поведения в конфликте. Отмечается важность оценки эффективности исполь- зуемых стратегий конфликтного поведения в ситуации межкультурного взаи- модействия. В заключении обозначаются нерешенные проблемы и актуальные направления в области изучения поведения в межкультурном конфликте.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Кривошеина И. В., Котов А. А. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 5-18.

Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа часто упоминается в англоязычных источниках по социальной психологии. При этом она используется для объяснения различных феноменов и в когнитивных исследованиях памяти, восприятия и категоризации. В статье описываются основные постулаты теории, касающиеся связи психологическоий дистанции и уровня конструкта. Представлены краткие описания и основные результаты ключевых исследований разных тематик в рамках теории. Подчеркивается важность теории конструктов разного уровня для области социального познания. Основные понятия теории служат удобными средствами для описания и объяснения разных феноменов социального познания. Описываются ключевые исследования в рамках теории, посвященные таким феноменам, как фундаментальная ошибка атрибуции, предсказание социальных событий, поведенческие намерения, самоконтроль, цели и средства осуществления действия. В заключение обсуждаются вопросы, остающиеся открытыми на современном этапе развития теории.

Добавлено: 4 марта 2017
Статья
Федотова В. А., Комова Е. Д. Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 76-89.

С первого и до последнего дня жизни человека межличностные отношения являются непременным условием и атрибутом его существования. Значение отношений, в которые включена личность, а также их содержания и качества сохраняется на протяжении всего жизненного пути. На данный момент в связи с отсутствием преемственности между различными психологическими теориями, концепциями, а также отсутствием терминологической однозначности в описаниях удовлетворенности межличностными отношениями, нет единой картины данного феномена, отражающей его структурные элементы и факторы, обусловливающие его. Исследование факторов удовлетворенности отношениями сводятся к рассмотрению таких внешних аспектов как материальное положение, жилищные условия, стаж семейной жизни и т.д., при этом упускаются из внимания такие значительные аспекты, как личностные качества партнеров. Проблематика данного исследования связана с попыткой связать такие аспекты, как отношение к себе, уверенность в общении и удовлетворенность личности отношениями со значимыми другими.

Добавлено: 24 февраля 2015
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 13-26.

Исследование посвящено изучению феноменологии и определению коррелятов чувствительности к справедливости с позиции жертвы Чжертв у мужчин и женщин молодого возраста. Гипотезой выступило предположение, что позиция жертвы как черта личности сопровождается неблагоприятными эмоциональными состояниями и мировоззренческими убеждениями, которые делают субъекта менее жизнестойким. Результаты исследования позволяют прийти к выводу, что позиция жертвы — черта личности, представляет собой фактор риска для многих аспектов жизнестойкости, особенно у женщин.

Добавлено: 26 марта 2015
Статья
Григорян Л. К., Горинова Е. В. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 142-157.

Статья посвящена особенностям проведения социально-психологических исследований методом факторного опроса. Данный метод относится к группе экспериментальных, и позволяет тестировать гипотезы о причинно-следственных связях. К основным преимуществам метода факторного опроса следует отнести высокую экологическую валидность, свойственную опросным методам, низкую подверженность результатов эффектам социальной желательности, достигаемую за счет того, что респонденты не осознают факторы оценки социальных объектов. И, наконец, возможность выявления имплицитных детерминант социального восприятия, недоступных для измерения в ходе применения привычных опросных методов.  При этом на сегодняшний день факторный опрос практически не используется или малоизвестен среди российских исследователей, в том числе и в силу отсутствия русскоязычных публикаций, освещающих эту технику. В данной статье не только подробно описан метод, его преимущества и сферы применения в науке, но и детально представлена процедура его реализации в практике прикладного социально-психологического исследования, проиллюстрированная примерами. 

Добавлено: 15 декабря 2014
Статья
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 1. С. 103-116.
Статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательной системы, в частности, учителей, о школьной травле, ее причинах и последст2 виях в контексте образовательного процесса. Важную роль в эскалации или прекращении буллинга в детском коллективе играет тактика реагирова2 ния взрослых, поэтому в статье внимание акцентируется на реально исполь2 зующихся и предположительно возможных способах реагирования, о которых сообщают респонденты. Ключевой вывод, на который указывают получен2 ные результаты: специалисты занимают позицию активного наблюдателя по отношению к ситуациям буллинга и, несмотря на наличие осведомленности в вопросах работы со школьной травлей, предпочитают не предпринимать эф2 фективных действий по ее прекращению и предотвращению. Рассматривают2 ся возможные причины такой позиции и пути ее трансформации для реализа2 ции программ профилактики буллинга.
Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Григорян Л. К., Лепшокова З. Х. Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 5-20.

Исследование направлено на тестирование эмпирической модели взаимосвязи гражданской идентичности, установок по отношению к иммигрантам и экономических представлений россиян. В выборку вошли 856 респондентов (этническое самоопределение русские, 51,2% - женщины, медиана по возрасту 36 лет). Для выявления взаимосвязи между указанными переменными был использован регрессионный анализ. С помощью моделирования структурными уравнениями была проверена гипотеза об опосредующей роли установок по отношению к иммигрантам во влиянии гражданской идентичности на экономические представления. Наиболее значимые результаты, полученные в исследовании: (1) патриотизм связан с позитивными установками по отношению к иммигрантам, национализм с негативными; (2) существует положительная связь между субъективным экономическим благополучием и позитивным отношением к иммигрантам на уровне индивидуальности; (3) влияние национализма на установку на экономическую самостоятельность опосредовано негативными установками по отношении к иммигрантам.

Добавлено: 4 октября 2012