• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 144 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. Т. 102. № 2. С. 118-134.

В статье приводятся результаты исследования парадоксов самотождества Я как новой проблемы в области психологии личности. Исследование проведено в общеперсонологическом формате, интегрирующем герменевтический, теоретический и рефлексивный подходы. Про- анализирован процесс достижения самотождества Я; определены и раскрыты конкретные пара- доксы самотождества Я; обоснованы возможности внутреннего диалога Я — Другой как условия достижения самотождества и разрешения его парадоксов; акцентирован рефлексивный план ди- алога; предложена модель рефлексивно-диалогичной динамики самотождества Я в аспекте «лич- ностных качеств». Под парадоксами самотождества понимается такое соотношение его бинарных оппозиций, в котором каждая необходима для существования другой, равноценна другой, может находиться с другой в согласовании, разрешающем парадокс. Исследуемыми парадоксами само- тождества Я стали соотношения следующих оппозиций: самобытие Я и бытие Я в-отношениях; бинарные формы Я; Я и Другой; Я в отношении к себе — Я в отношении к Другому; отождествле- ние — разотождествление Я с собой; Я-в-диалоге — Я-вне-диалога; рефлексивность — нерефлек- сивность Я. Теоретико-герменевтическим методом раскрываются условия и сущность развиваю- щих соотношений данных оппозиций. Приводится рефлексивный прием, создающий возможно- сти для конструктивного разрешения парадоксов и обновления самотождества Я.

Добавлено: 26 сентября 2020
Статья
Кузнецова А. С., Орлов А. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. № 1. С. 235-246.

В статье рассматриваются основные подходы к изучению гендерной идентичности, ее структуры и процесса формирования. Интегрируя традиционные представления в данной области, имевшие преимущественно социально-психологическое происхождение, современные взгляды, рассматривающие гендерную идентичность шире, чем в пределах бинарной системы, с теоретическими представлениями в области глубинной психологии личности, авторы формулируют модель персонального и теневого аспектов гендерной идентичности. Данная модель позволяет формулировать ряд эвристичных гипотез относительно быстро дифференцирующегося многообразия гендерных различий.

Добавлено: 23 апреля 2019
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. Т. 80. № 4. С. 84-97.

Статья посвящена книге как возможности герменевтики «личности». Предметом герменевтического поиска становится отношение личности к оппозициям жизни. Изучение этого отношения осуществляется на стыке парадигмы жизни и отношений личности и культурной парадигмы персонологии (Старовойтенко Е.Б.). В статье предлагаются опыты герменевтики отношения личности к оппозициям жизни на материалах книг психологии (С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко), классической русской (Ф.М. Достоевский) и древнеегипетской литературы. Этот герменевтический опыт становится возможным благодаря множеству других книг, ставших культурным и научным инструментом прочтения первых. В результате герменевтического исследования были построены онтологическая, культурно-генетическая, рефлексивная и экзистенциально-феноменологические модели жизненных оппозиций и отношений личности к ним.

Добавлено: 31 января 2015
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 4. С. 13-25.

Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный потенциал психологических исследований и практики самоотношения современной личности.

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 2. С. 15-33.

Рассматривается динамика взглядов на развитие человека с позиции примитивного человека, ребенка, ученика. Показывается оригинальность взглядов на развитие как процесс сигнификации. Подчеркивается, что развитие ребенка связано, прежде всего, с формированием внутренних механизмов психической деятельности и овладением этими механизмами. Рассматривается процесс развития способностей через овладение интеллектуальными операциями, которые осваивают ученики в учебной деятельности. Приведены экспериментальные данные, подтверждающие эффективность данного пути ментального развития ученика.

Добавлено: 18 ноября 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2008. № 2. С. 80-93.

Содержание статьи существенно расширяет границы традиционных общепсихологических исследований речевой деятельности. Предметом рассмотрения выступает сложный феномен слова в аспекте его влияния на осознание, организацию, осмысление человеком своей жизни. Жизненный потенциал слова рассматривается с учетом единства онтогенеза и культурогенеза речи. Намечаются психологические модели слова с акцентом на его разнообразных функциях в индивидуальной жизни: означивании, порождении значений, символизации, именовании, смысл ообразовании.

Добавлено: 5 октября 2012
Статья
Багратиони К. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 3. С. 147-159.

В статье кратко рассматриваются методологические предпосылки возникновения проблемы личного психологического будущего и его содержания. Показана историческая обусловленность. В результате проведенного методологического анализа предложена общая методология конкретного исследования.

Добавлено: 23 декабря 2012
Статья
Шадриков В. Д., Носкова О. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 1. С. 204-218.

В статье рассматриваются история зарождения, становления и современное состояние при$ кладной психологии в России. Показана связь проблематики научных исследований и социаль$ ных запросов. Избранные теоретические и методологические проблемы современной приклад$ ной психологии рассмотрены на примере одного из ее направлений—психологии труда, органи$ зационной психологии и эргономики. Выделены типичные характеристики прикладной психо$ логии, обозначена ее роль в развитии фундаментальной общей психологии, ведущих отраслей психологической науки, указаны ее методологические основы и перспективы.

Добавлено: 2 июня 2017
Статья
Шадриков В. Д., Носкова О. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 1 (89). С. 204-218.

В статье рассматриваются история зарождения, становления и современное состояние прикладной психологии в России. Показана связь проблематики научных исследований и социальных запросов. Избранные теоретические и методологические проблемы современной прикладной психологии рассмотрены на примере одного из ее направлений—психологии труда, организационной психологии и эргономики. Выделены типичные характеристики прикладной психологии, обозначена ее роль в развитии фундаментальной общей психологии, ведущих отраслей психологической науки, указаны ее методологические основы и перспективы.

Добавлено: 24 апреля 2017
Статья
Реан А. А., Коновалов И. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 98. № 2. С. 193-207.

В статье рассматривается проблема вовлеченности детей и подростков в криминальные суб- культуры в рамках зарубежных исследований. Особое внимание уделяется анализу показателей вовлеченности в делинквентные сообщества в контексте различных категорий стран и специфики возраста. Также рассматриваются данные, касающиеся специфики правонарушений, совершае- мых представителями подростковых и молодежных девиантных сообществ в различных странах. Особое внимание уделено анализу факторов риска вовлеченности подростков в криминальные субкультуры и их значимости.

Добавлено: 10 сентября 2019
Статья
Кургинян С. С. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. Т. 64. № 4. С. 41-53.

В статье на основании анализа ряда актуальных философско-психологических проблем из сферы психологии отношений личности (проблема объективной необходимости «носителя» психической активности, ее источника, характера и специфики этого источника) обсуждаются методологические предпосылки к построению концептуально отличного представления на проблему отношения личности к себе в психологии.

Ключевая идея связана с отношением личности к себе как субъекту психической активности. При этом личность рассматривается как субъект отношения к себе, т. е. к собственной "самости”, которая характеризует ту сферу индивидуального бытия человека, в которой «действующее лицо» (субъект сознательной деятельности) и эмпирический субъект (носитель определенных переживаний себя как реального субъекта) в психической жизни человека присутствуют в неразрывном единстве, целостности всех его свойств и качеств: природных, социальных, личностных и индивидуальных.

Добавлено: 31 января 2013
Статья
Шаповалов Р. А., Колпачников В. В. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 97. № 1. С. 152-164.

На сегодняшний день наблюдается рост исследований психологического благополучия, однако проблема отношения мужчин к психологической помощи остается не до конца изученной. В отечественной науке эта проблема не рассматривалась вовсе. В данной статье впервые представлены результаты исследования отношения мужчин к психологической помощи на российской выборке. В целях исследования общая выборка (N = 271, от 18 до 63 лет, Median = 26, SD = 9) была разделена на основную выборку мужчин (N = 148, от 19 до 63 лет, Median = 30, SD = 9) и на контрольную выборку женщин (N = 123, от 18 до 62 лет, Median = 24, SD = 8). С помощью шкалы отношения к психотерапии методом сравнения средних по t-критерию Стьюдента выявлено значимое (p = .000) различие между отношением к психотерапии мужчин (51.96) и отношением женщин (59.14). Были исследованы корреляции отношения мужчин к психотерапии с маскулинностью, фемининностью и полноценным функционированием (по К. Роджерсу). Дополнительно с помощью t-критерия Стьюдента проанализированы связи средних показателей отношения к психотерапии, маскулинности и фемининности при наличии и отсутствии опыта обращения за психологической помощью. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что отношение мужчин к психологической помощи — сложный, многогранный феномен. Его изучение актуально и требует применения продуманных и чувствительных методов.

Добавлено: 3 мая 2019
Статья
Иванова Н. Л. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 1. С. 18-27.
В статье проводится анализ проблемы социальной идентичности – актуальной предметной области психологии. Выделены основные теоретические подходы и специфика авторского понимания к описанию сущности этого феномена. Рассматривается роль идентичности в процессах самоопределения и развития личности. Приводится пример модели анализа идентичности и ее применения для понимания специфики самоопределения и профессионального развития представителей бизнеса.
Добавлено: 30 октября 2014
Статья
Молчанова О. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1 (65). С. 82-95.
Статья посвящена дискуссионной теме – проблеме самооценки индивидуальности. Основное внимание уделено двум вопросам: что такое самооценка и процесс самооценивания и какими особенностями самооценки должна обладать индивидуальность. В статье обсуждаются различные трактовки понимания психологической природы самооценки, рассматриваются два основных процесса аксиологической самооценки – оценка релевантности и оценка конгруэнтности того или иного представления о себе, определяется место и роль самооценки в структуре самосознания и в реальной жизни индивидуальной личности. Анализируются вопросы поддержания и защиты самооценки, проблемы высокой и оптимальной самооценки, показывается, что независимость является непременным атрибутом самооценки индивидуальности.
Добавлено: 4 июля 2012
Статья
Кургинян С. С. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. Т. 70. № 2. С. 105-119.

Отражен опыт качественного изучения единичного случая адекватного отношения личности к себе и концептуализации его основных эмпирических следствий. Исследование предполагало личный опыт участия (в процессе) и развития рефлексивной практики помощи личности в поддержании адекватного отношения к себе. Выявлен ряд процессуальных характеристик отношения к себе: связанность интернализированных объектов самости (идей, мыслей, ощу щений, образов, желаний и др.); константность или постоянство данных объектов внутри опыта реорганизации самости; степень, в которой объекты самости реорганизуются в ответ на изменения, происходящие в окружающей среде (резилиенция). Необходимые условия оказания помощи личности в поддержании адекватного отношения к себе устанавливались в непосредственной связи с данными характеристиками.

Добавлено: 31 января 2013
Статья
Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 4 (88). С. 14-28.

Обсуждается методология изменений как совокупность исследовательских стратегий, направленных на интеграцию теории и практики в сфере естественных и социогуманитарных наук, а также роль ремесла гуманистики в социокультурных процессах трансформации современного общества. Обозначается миссия психологов как мотиваторов социальных изменений, конструирующих новые нормы образования, «стандарты» и образцы гуманистического поведения, предлагающих позитивные образы будущего в социализации современных детей и подростков.

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Давыдова Г. И., Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2008. № 1. С. 59-71.
Добавлено: 4 марта 2009
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 2. С. 91-105.

Дается обоснование перспектив исследований генеза мысли на пересечении психологии мышления и культурной психологии личности. Представлена модель «характеристик зрелой мысли», основанная на синтезе общепсихологических идей о мышлении и культурных данных о мыслительной жизни личности. К этим характеристикам относятся проблемность, операциональная сложность и понятийное богатство мысли. Показано, что интерпретация произведений как метод культурной психологии личности позволяет обогатить уникальными фактами и феноменами, расширить культурогенетический контекст, углубить и индивидуализировать психологические подходы к проблеме мышления, в том числе к процессуальным характеристикам его развития.

Добавлено: 18 ноября 2012
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 4 (92). С. 281-297.

В статье дается общая характеристика научно-педагогического творчества П. Я. Гальперина, выделяются основные направления исследовательской деятельности его научной школы (одной из крупнейших в российском человекознании) и кратко анализируется изучение в ней проблематики формирования творческого мышления с учетом его рефлексивных механизмов.

Добавлено: 16 января 2018
Статья
Давыдова Г. И., Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2006. № 4. С. 110-118.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Запекина В. В., Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 2. С. 109-123.

В статье представлены результаты исследования, посвященного теоретическому обоснованию и эмпирическому применению модели рефлексивно-диалогичного отношения Я—Другой, реализующегося в системе «измерений»: между-Я-и-Другим, Я-в-Другом, Другой-в-Я и Я-в-себе. Развивается идея о рефлексивности и диалогичности отношения к Другому, а также об их единстве как условиях полноты «картины» отношения, формирующейся в самосознании личности. В качестве критической возможности диалогичной реализации и рефлексивной данности отношения к другому человеку рассматривается отношение Я — любимый Другой. Оно исследуется посредством двух частных моделей: модели диалогических событий отношения к Другому и модели рефлексивных «фокусов» отношения Я — любимый Другой. На основе «наложения» данных моделей разработана авторская исследовательская методика-интервью «Я в отношении к любимому/ой», позволившая выявить различные варианты рефлексивной картины любви, с разной полнотой охватывающие «измерения» отношения Я — Другой. Эмпирически найдены варианты достаточно полной рефлексивно-диалогичной картины любви, характерные для значительной части исследованной выборки респондентов. Рефлексивная данность диалога любви рассматривается как важнейший аспект общего гуманистического мировоззрения личности.

Добавлено: 10 октября 2017