• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 117 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сулейманова А. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2020. № 50-51. С. 63-96.

Деревья решений – метод классификации и предсказания, распространенный в прикладных исследованиях в силу простоты применения и интерпретации. Ввиду большого количества самих алгоритмов, разрозненности литературы и программного обеспечения для работы с ними, выбор одного из методов представляет собой непростую задачу. В результате исследователи предпочитают использовать хорошо знакомые и давно использующиеся алгоритмы, несмотря на их явные недостатки. Обзор ставит целью выделить и описать актуальные направления развития этого класса методов и систематизировать новации в его применении за последние пять лет. Для выделения актуальных тематических направлений развития методов используется построение библиографической сети на ключевых словах. Обзор позволит упростить навигацию в растущем избытке алгоритмов и дополнить данные, представленные в предыдущих обзорах.

Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Товар Г. Э. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 65-93.

В статье приведены результаты исследования образовательных траекторий школьников Ярославской области. Основные выводы заключаются в том, что успеваемость школьника, образовательные планы его друзей и уровень образования его отца служат ключевыми предикторами решения продолжить образование. Благодаря этой информации можно узнать, какие школьники рискуют не продолжить обучение. Далее сравниваются возможности логистической регрессии и дискриминантного анализа для бинарных зависимых переменных. При наличии необходимых предпосылок для использования методов обе стратегии позволяют классифицировать школьников с приемлемой точностью.

Добавлено: 3 октября 2013
Статья
Гаврилов К. А., Толмач А. Д. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 119-154.

На примере текстов, размещенных в интернет-дневниках по поводу теракта в аэропорту «Домодедово», демонстрируется опыт реконструкции категорий акторов, которым обыденно приписывается ответственность за данное неблагоприятное событие. Конструируются системы категорий акторов, действий, выделяются маркеры ответственности. В ходе пилотажа на основе анализа показателей степени согласованности работы кодировщиков определяется применимость разработанных систем категорий в эмпирическом исследовании.

Добавлено: 11 марта 2013
Статья
Толстова Ю. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1997. № 8. С. 54-68.
Добавлено: 26 ноября 2010
Статья
Гаврилов К. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2007. № 24. С. 60-80.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Давыдов С. Г., Искра И. С., Кетов С. В. и др. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 40. С. 59-87.

В статье рассматриваются мировой опыт аудиторной оценки медийного контента, подходы к проведению соответствующих эмпирических исследований. Анализируются проекты нидерландской компании GfK-Intomart - пионера онлайн исследований качества контента электронных СМИ. Обосновывается методика исследования "ТВ-Компас", реализуемого в России Международным институтом маркетинговых и социальных исследований "ГфК-Русь" по заказу "СТС Медиа". Рассматриваются основные направления использования полученных результатов в работе телеканалов.

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Лыткина Е. И. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 165-199.

В статье рассматриваются четыре наиболее известные шкалы, использующиеся для изучения аномии или включающие в себя индикаторы аномии: Л. Сроула, Г. МакКлоски и Дж. Шаар, Д. Дина и Р. Миддлтона. Сопоставление шкал производится на основе следующих критериев: используемые авторами теоретические конструкты, набор применяемых индикаторов, методология исследования, вопросы надежности и валидности, эмпирические результаты. Показано, что наименее пригодной для измерения аномии является шкала Сроула, наибольшее количество индикаторов аномии дают шкалы Дина и МакКлоски и Шаара. Автор предлагает говорить не о шкалах, измеряющих «аномию», а об ее отдельных индикаторах.

Добавлено: 16 декабря 2013
Статья
Большаков Н. В., Колесников В. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019. Т. 49. С. 57-83.

Запрос на формирование инклюзивного общества со стороны государства, населения и различных организаций ставит перед исследователями задачу изучения представителей разных социальных групп, в том числе уникальных по своим когнитивным и коммуникативным характеристикам. Одной из таких групп являются глухие и слабослышащие, значительно отличающиеся от остальных людей с инвалидностью по культурным и языковым основаниям. Данная статья посвящена рассмотрению трудностей, с которыми сталкиваются социологи при интервьюировании глухих и слабослышащих. Авторы рассматривают основные когнитивные и коммуникативные особенности данной группы, оказывающие влияние на ход интервью, роль жестового языка в восприятии социологического опроса (в том числе в письменной форме), анализируют специфику вопросно-ответной коммуникации с глухими респондентами, которая заключается, в первую очередь, в затрудненном семантическом и контекстуальном понимании вопросов, а также описывают специфику восприятия информации респондентами с нарушениями слуха с использованием конкретных примеров из исследовательской практики. На основании экспертных интервью и методической рефлексии результатов нескольких эмпирических исследований авторы предлагают возможные пути повышения качества коммуникации между слышащим исследователем и глухим респондентом, а также увеличения валидности получаемых в ходе опроса данных.

Добавлено: 26 августа 2020
Статья
Сапрыкина Т. А., Пашкевич А. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 80-119.

Текст данной статьи посвящен подробному описанию применения рисуночной методики и этапов кодирования рисуночных данных в конкретном полевом исследовании, посвященном изучению социальных представлений о престижной работе. В дополнение к существующим в научно-исследовательской практике подходам к анализу рисуночных данных в статье предлагается разработанная процедура интерпретации и «прочтения» изображений, а конкретно – процедура кодирования рисуночных социологических данных. Данная процедура базируется на 6-векторном анализе изображений, а также содержит в себе ряд правил, рекомендаций по работе с графическими данными. Статья сопровождается большим количеством иллюстраций и методических пояснений к ним.

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Балашова Г. К. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 57-89.

Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В.  Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Добавлено: 15 марта 2013
Статья
Давыдов С. Г., Немудрова Т. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 104-123.
Результаты количественного исследования российских геймеров были использованы для разработки и апробирования методики их сегментирования. В основу этой методики были положены различия в игровых практиках, отношении к играм, месте последних в социальной жизни опрошенных. Выделены и описаны пять групп респондентов: консерваторы, фанаты, интересующиеся, казуалы и виртуалы; анализируются различия в их игровом поведении.
Добавлено: 1 августа 2015
Статья
Немудрова Т. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 104-123.
Добавлено: 5 октября 2011
Статья
Пашкевич А. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 131-150.

В статье рассматриваются различные методики измерения феномена «толерантность» и обосновывается целесообразность совместного использования закрытых и открытых вопросов для изучения этого феномена. Приводятся результаты социологического исследования старшеклассников и иллюстрируется то, как открытые вопросы не только расширяют познавательные возможности инструментария, но и способствуют адекватной интерпретации ответов на закрытые вопросы-меню.

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Пашкевич А. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 131-151.
Добавлено: 31 октября 2009
Статья
Мальцева Д. В., Моисеев С. П. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. Т. 47. С. 7-43.

Сравниваются два подхода к отбору источников для систематического научного обзора — экспертный, сформированный в рамках качественных исследований в области истории и социологии науки, и алгоритмический, осуществляемый на основе анализа сетей цитирования. Сравнительный анализ проводится на примере исследовательского поля изучения массового поведения. Сравнение двух подходов по формальным и содержательным критериям позволяет делать выводы о существенном различии, но комплементарности получаемых результатов. Источники, отобранные алгоритмическим подходом, не воспроизводят историю развития исследовательского поля, описанную через источники, отобранные экспертным подходом. Добавление в алгоритмический подход элементов экспертного приводит к результату, дающему представление о связях между классическими и современными публикациями и группах современных работ, интересных для изучения. Делаются выводы об основных причинах рассогласования результатов, приводятся рекомендации для реализации предложенной методологии в других областях.

Добавлено: 19 октября 2018
Статья
Девятко И. Ф. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 29. С. 10-29.
Добавлено: 10 февраля 2010
Статья
Гудова Е. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019. Т. 48. № 1. С. 58-82.

В данной статье рассматриваются предпосылки и недооцененные последствия эмоционального переживания полевой работы. Недостаточная для российской науки теоретическая и методологическая освещенность «эмоциональной работы» исследователя способна искажать представления о специфике интервью и этнографии, чрезмерно акцентируя внимание на совершенстве концептуальных схем и инструментария, а также процедурной этике. В то же самое время, неверные ожидания и неподготовленность тех, кто только отправляется за своим первым эмпирическим материалом, способны привести к весьма болезненному столкновению с реальной действительностью. Эпистемологические, этические и онтологические последствия подобной «травмы» могут в значительной степени влиять как на стратегии исследователя, так и на личность. В статье кратко приводятся некоторые основания «качественных» методов, сравнивается различное отношение к эмоциям в методологии социологии и антропологии, а также рассматриваются сложности и потенциальные риски эмоциональной работы в поле.

Добавлено: 1 ноября 2019
Статья
Троцук И. В. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 29. С. 155-171.
Добавлено: 19 января 2017
Статья
Рогозин Д. М. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2004. № 19. С. 127-141.

В статье приводятся результаты методического эксперимента, направленного на выявление смещений, возникающих на этапе ввода данных массовых опросов. Рассматриваются типы ошибок, допускаемых оператором. Дается интерпретация вызвавших их причин.

Добавлено: 17 октября 2013
Статья
Хавенсон Т. Е., Тюменева Ю. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 5-28.

В статье предпринята попытка выявить причинно-следственные связи характеристик учителей и успеваемости школьников на основе срезовых данных международного исследования школьного образования TIMSS (волна 2007). Подробно описана методология, основанная на регрессионных моделях с фиксированными эффектами, а именно на оценках первой разницы, позволяющая перейти к квазиэкспериментальному плану исследования. Сравниваются результаты, полученные с использованием линейного регрессионного анализа, с результатами, полученными путем применения данной методологии.

Добавлено: 20 февраля 2013
Статья
Зангиева И. К., Сулейманова А. Н. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2016. № 42. С. 7-60.

Проведен сравнительный анализ эффективности применения правила Рубина и усреднения подставленных значений как подходов к агрегированию результатов множественного заполнения частичных пропусков в зависимости от исследовательской ситуации. При помощи статистического эксперимента оценена эффективность указанных подходов в исследовательских ситуациях, описываемых долей пропусков в массиве, типом шкалы переменных и методом анализа данных, который предполагается использовать после заполнения пропусков: описательная статистика, поиск связи между двумя признаками и множественная линейная регрессия. Для каждой рассмотренной исследовательской ситуации сформулированы рекомендации по выбору подхода к агрегации результатов множественного заполнения пропусков.

 

Добавлено: 2 марта 2017