• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 171 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рогонян Г. С. Логос. 2012. Т. 90. № 6. С. 101-122.

В статье рассматриваются перспективы использования и развития идей Томпсона Кларка из его известной статьи «Наследие скептицизма» (1972). Основной акцент, при этом, делается на критике Кларком понятия «стандартной концептуально-человеческой конституции» и связанного с этим понятием разграничения между обычными вопросами нашей повседневной жизни и философским интеллектуальным поиском. В качестве сравнения и дополнительного обоснования позиции Кларка используется критика Дональдом Дэвидсоном дуализма схемы и содержания. Помимо этого, в статье рассматриваются аргументы Дж. Э. Мура против философского скептицизма, которые могут быть использованы для исследования метафизических предпосылок современной эпистемологии и для разработки расширенной концепции «обычного». Основной вывод статьи заключается в том, что эпистемологический скептицизм, будучи логическим продолжением этих предпосылок, во многом зависит от различия между чисто логическими и эпистемологическими возможностями. Данное различие предполагается самим понятием концептуальной схемы и именно на него опирается скептик в своих радикальных и интуитивных выводах.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Болдырев И. А. Логос. 2009. № 4-5. С. 186-195.
Добавлено: 30 июня 2010
Статья
Рубл Б. Логос. 2013. Т. 24. № 4(94). С. 267-287.

 

Автор анализирует модели управления городами, сложившиеся в разных регионах мира: государственно-централизованную модель, где решающую роль играет государственное управление (характерна для стран Азии); фрагментированную, или секторную, государственную модель (характерна для Евросоюза); модель государственно-частного сотрудничества (США). Автор полагает, что городское управление представляет собой прежде всего политический процесс, где разнородные элементы общества налаживают и переопределяют взаимоотношения друг с другом. Работа ключевых городских институтов, по его мнению, должна основываться на признании политической природы любого распределения и перераспределения обязанностей и ресурсов внутри городской агломерации. В мире больших урбанизированных регионов гибкость границ управляемой территории позволяет более эффективно справляться с вызовами городской жизни. 

 

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
Ледяева О. М., Ледяев В. Г. Логос. 2003. № 4-5. С. 23-32.
Добавлено: 30 июня 2009
Статья
Уильямс Б. Логос. 2008. Т. 64. № 1. С. 149-173.
Добавлено: 13 декабря 2013
Статья

В современной аналитической философии есть тенденция привлекать идеи позднего Витгенштейна  в качестве оправдания релятивисткой онтологии. Многообразие языковых игр рассматривается как свидетельство многообразия самозамкнутых "миров", каждый их которых образуется в рамках конкретной языковой игры. В статье раскрывается некорректность грамматических оснований подобных интерпретаций: как показывает Витгненштейн, соотнесение с реальностью самой языковой игры (главные аргумент лингвистического релятивизма) представляет собой образец философского догматизма (языковую ловушку,  "мухоловку").

 

Добавлено: 4 октября 2020
Статья
Кларк Т. Логос. 2012. Т. 90. № 6. С. 123-140.

Статья Томпсона Кларка «Наследие скептицизма» положила начало в 70-х годах XX века возрождению интереса к проблемам философского скептицизма и заново поставила вопрос о его значимости для философии в целом. В этой статье Кларк дает новую интерпретацию традиционных скептических проблем и указывает на нераскрытый потенциал аргументов Дж. Э. Мура в защиту здравого смысла. В частности, Кларк показывает, что отсутствие повседневных контекстов у скептических вопросов и гипотез, а также у попыток Мура противостоять им, еще не делает, как полагали философы обыденного языка, эти вопросы и ответы на них бессмысленными. Однако вопросы скептиков и ответы их оппонентов часто разделяют одну общую теоретическую предпосылку – представление о стандартной концептуально-человеческой конституции, которая обуславливает то, как человек познает окружающий мир. На этой идее основываются и широко распространенные представления о том, чем является объективное познание и философское исследование как таковое. Однако, на примере понятий сна и галлюцинации, Кларк показывает, что такое представление о природе человеческого познания противоречит тому, как на самом деле функционируют понятия, с помощью которых мы познаем окружающий мир.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Карпенко Е. К. Логос. 2017. № 6. С. 237-257.

В статье на примере парка Груто (Литва) проанализирована практика музеефикации советского монументального наследия. Популярные дискурсы памяти о коллективной травме и советском колониализме, отраженные в официально декларируемых целях подобных экспозиций, тем не менее не могут быть воспроизведены в эстетическом опыте посетителя музея. Для обоснования этого тезиса используется двойная методологическая оптика: историческая реконструкция предполагаемого эстетического воздействия монумента в том месте, для которого он создавался; аналитика субъективного опыта посетителя и механизмов его конструирования. На основании анализа делаются выводы о том, что монументальная скульптура, какими бы ни были ее материальная форма, художественная ценность и идеологическое значение в прошлом, — это прежде всего арт-объект и экспонат, что делает ее потенциально привлекательным объектом коллекционирования. Связь между материальной формой монумента и его идеологическим содержанием является историчной, она обусловлена пространством коллективных коммеморативных практик и соответствующих им дискурсов групповой идентичности. Для советских монументов это прежде всего городские пространства: площадь, проспект, сквер. Изменение пространства воздействия монумента трансформирует эстетический и социальный опыт, отменяя его идеологическое содержание, в зависимости от экспозиционных обстоятельств. Для описания процесса присвоения советского монументального наследия посредством перемещения объектов из публичных городских пространств в естественный (парковый) ландшафт вводится понятие «натурализация». Способ консервации объектов монументальной пропаганды в ландшафтной среде может быть позитивно осмыслен и описан как ретроспектива национальной школы монументальной пластики.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Левина Т. В., Мусвик В. Логос. 2017. Т. 27. № 5. С. 19-24.

Введение к блоку статей по результатам конференции «Гуманитарные науки: советская травма в постсоветскую эпоху» (16–18 мая 2013 года, Высшая школа экономики, Москва)

Добавлено: 10 ноября 2018
Статья
Александров Кирилл Логос. 2016. Т. 26. № 2. С. 81-106.

Этот текст предлагает прочтение немецкого идеализма в единстве с его кантианским началом, понимаемым как утопическое. Для этого утопия должна быть понята не просто как утопическое видение будущего. Поскольку утопия по определению начинается с «не-места», понятие утопии требует прежде всего переосмысления проблемы начала. Утопия будто бы дистанцирована от реальности, но изнутри процесса реального к ней не перейти — это будет бесконечное приближение. Поэтому утопию бессмысленно и ожидать, с нее можно только начать. Это предполагает иную имманентность, не спинозистскую; автор называет ее "утопической имманентностью" и — на основании анализа размежевания идеализма с догматизмом и перепрочтения логики начала и имманентности в кантовском корпусе — находит у Канта. Идеализм как нереализм приостанавливает реальное и начи- нает с "не-места" по отношению к нему, с отказа теоретизировать идеальное в терминах его возникновения из реального. Это не-место редуплицируется как имманентная фактичность, с которой субъект идеализма начинает мыслить и действовать. Критический и революционный характер этой имманентности позволяет, кроме того, утопии не превратиться в идеологию. Идеализм объединяет утопическую структуру (неотношения), метод (приостановки) и темпоральность (будущности как фактичности), которые могут быть опознаны и как элементы логики наследования, задающей преемственность немецкого идеализма от Канта через Фихте и романтизм к Гегелю и Шеллингу. Наконец, в контексте современной континентальной философии утопическая имманентность интересна не только как неспинозистская и даже деконструирующая спинозизм, но и как (уже у Канта) не укладывающаяся в бинарность "секулярного" и "религиозного".

 

Добавлено: 25 сентября 2016
Статья
Кильдюшов О. В. Логос. 2007. № 5. С. 21-53.

В работе, опираясь на гегелевско-веберовскую традицию теории действия и некоторые достижения новейшей теории институтов, предпринимается попытка продемонстрировать проблематичность представления о возможности непосредственно управляемого развития типа «догоняющей модернизации» путем заимствования или «трансфера» институтов — ввиду зависимости их эффек- тивности от фактического признания со стороны акторов. В центре внимания всего исследования находится систематический интерес к парадоксу непреднамеренных последствий, этому вечному гандикапу любых реформаторских устремлений (в России). При этом автор исходит из того, что изучение данного «эффекта Черномырдина» помимо теоретического отрезвления некоторых доморощенных мыслителей, по-прежнему переполненных наивно-прогрессистскими надеждами на возможность институционально «позаимствовать» свое будущее у других, может представлять определенный практический интерес для более реалистической реконструкции процессов российской модернизации

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Каллон М. Логос. 2017. Т. 27. № 2. С. 49-94.

 

В статье предлагается новый подход в исследованиях агентности — социология перевода. Текст начинается с изложения трех принципов дан- ного подхода: агностицизма (беспристрастности по отношению к вовлеченным в спор акторам), обобщенной симметрии (договоренности объяснять конфликтующие стороны в одних и тех же терминах) и свободного связывания (отказа от любых априорных различий между природным и социальным) — и описывает научную и экономическую полемику о причинах сокращения популяции морских гребешков в бухте Сен-Бриё, а также усилия трех морских биологов по разработке стратегии ее сохранения. В попытках этих ученых навязать другим себя и собственное определение ситуации автор выделяет четыре этапа перевода: 1) проблематизация — ученые стремились стать незаменимыми для других акторов в этой драме, определяя их природу и проблемы, а затем предполагая, что эти проблемы будут решены, если акторы договорятся о «пунктах обязательного прохождения» в исследовательской программе этих ученых; 2) заинтересовывание (interessement) — серия процессов, с помощью которых исследователи пытались ограничить акторов ролями, предложенными им в этой программе; 3) вербовка (enrolment) — набор стратегий, с помощью которых исследователи стремились определить и соотнести между собой роли, отведенные ими для других; 4) мобилизация — набор методов, использовавшихся исследователями, чтобы убедиться, что предполагаемые делегаты от различных коллективов способны были должным образом представлять эти коллективы и не предавались ими. В заключение автор отмечает, что перевод — это процесс, его осуществление никогда не бывает завершено, а может и вовсе потерпеть неудачу (как в рассматриваемом случае). 

 

Добавлено: 28 сентября 2017
Статья
Демин М. Р. Логос. 2013. Т. 91. № 1. С. 240-261.

В статье рассматривается место философии в организационной структуре  гумбольдтовской модели университета. Реконструируется представление о значении философии для нового университета, а также рассматривается, насколько декларативные заявления  и риторическое оформление соответствовали реальным практикам включенности философии в систему производства и трансляции университетского знания. На основе философских манифестов, университетских уставов и бюрократических циркуляров в работе предлагается попытка взглянуть на историю немецкой философии как на историю становления одной из университетских дисциплин. Делается вывод, что установленные университетскими реформами начала 19 века институциональные правила на протяжении всего столетия способствовали превращению философского знания в хорошо структурированную, обладающую диверсифицированным методологическим набором дисциплину.

Добавлено: 4 июля 2013
Статья
Чернавин Г. И. Логос. 2016. Т. 26. № 1. С. 68-73.

Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», «предельное обоснование». Эта дискуссия стала тем

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Куренной В. А. Логос. 2012. № 2. С. 30-45.

В статье рассматриваются основные политические, социальные и культурные аспекты российских протестных движений конца 2011 - начала 2012  гг. Критически выявляются устоявшиеся понятия, используемые в рамках самих этих движений, а также их социальные самохарактеристики, анализируется влияние новой медийной среды на  форму  и политические ограничения этого явления. В статье обосновывается  тезис о том, что новизна протестного явления заключается в появлении  «новой городской романтики».

Добавлено: 28 декабря 2012
Статья
Ионин Л. Г. Логос. 2004. № 2.
Добавлено: 2 декабря 2008
Статья
Дим К. Логос. 2013. Т. 95. № 5. С. 217-222.
Крупный спортивный функционер, генеральный секретарь оргкомитета Берлинской олимпиады 1936 года размышляет о целях развития спорта в Германии межвоенного периода.
Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Афанасов Н. Б. Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 157-180.

Феномен «новых войн», возникший во второй половине XX века, изменил привычную парадигму мышления о военных конфликтах, поставив под вопрос актуальность размышлений теоретиков прошлого. Наиболее актуальный подход к анализу войны тем не менее опирается на получившую широкое распространение концептуальную рамку теории справедливой войны, в основе которой лежит аналитическая этика. Концепции справедливой войны Майкла Уолцера, Ника Фоушина, Брайана Оренда и Джеффа Макмаана являются центральными при обращении к этическому осмыслению войны, но лишь ограниченно продуктивными на материале «новых войн», которые продолжают стремительно изменяться. Философская мысль оказывается в ситуации, когда она не успевает за динамикой трансформации объекта своего рассмотрения. Война становится медиафеноменом, объектом футуристического рассмотрения, повседневной реальностью для ряда стран и территорий. Она теряет свои четкие пространственные и вре- менные контуры, и, получая все больший контроль над средствами ее ведения, увеличивая разнообразие форм военных конфликтов, мы утрачиваем контроль над ситуацией. Необходимо начать рассматривать войну в качестве комплексного феномена социальной реальности и одно- временно обновлять устаревший и ограниченный этический базис осмысления этого «неизбежного зла». Военные конфликты остаются в ряду образов современности, кото- рые следует рассматривать во всей их сложности.

Добавлено: 18 июня 2019
Статья
Романенко К. Р. Логос. 2017. Т. 27. № 6. С. 153-172.

В статье рассматривается роман британской писательницы Джейн Остен «Гордость и предубеждение» в отражениях его адаптаций, литературных и кинопродолжений и фанатских практик, связанных с ним и другими произведениями. Характерной особенностью двухсотлетнего культа Остен является его активная саморефлексия — в продолжениях и пародиях регулярно описываются поклонники, а затем, в большей степени, поклонницы романов писательницы. Именно фигура фаната-«джейнита» и его/ее способы взаимодействия с текстами и оказались в фокусе статьи.  Сначала в работе описывается трансформация литературного культа Джейн Остен — от литературных кружков XIX века через закрепление в литературном каноне и одновременно в массовой культуре в течение XX века и, наконец, до бума популярности, «остеномании» с 1990-х годов. Далее проанализированы киноадаптации и литературные сиквелы Остен, в которых в качестве поджанра существуют произведения, посвященные поклонникам писательницы.  Отдельное внимание уделено также практикам использования аксессуаров, созданных по мотивам романов Джейн Остен, которые благодаря своей наглядности и привели к дальнейшей рамке рассмотрения литературного культа Джейн Остен через фигуру ее фаната в двух эмоциональных модусах — ностальгии и самоиронии. В качестве иллюстрации ностальгии и самоиронии как ключевых факторов «остеномании» во второй части статьи анализируется фильм «Остинленд», экранизация одноименного сиквела, а в третьей части разбирается мини-сериал по оригинальному сценарию «Ожившая книга Джейн Остен». Как итог в статье предлагается рассматривать  взаимодействие современного читателя с романами Остен как непрекращающееся совместное пересоздание воображаемого пространства из литературного мира писательницы, критического описания и самоописания фанатов и ностальгических фантазий об историческом периоде начала XIX века.

Добавлено: 9 декабря 2017
Статья
Павлов А. В. Логос. 2018. Т. 28. № 6. С. 1-19.

После того как ключевые теоретики постмодерна оставили тему (Фредрик Джеймисон) или даже признали, что постмодерна больше нет (Линда Хатчеон), с 2000 года начали возникать различные концепции, которые объединяются зонтичным термином «постпостмодернизм». Одной из последних интеллектуальных альтернатив постмодерну стал метамодернизм, предложенный двумя европейцами — Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером. В 2010 году они опубликовали своеобразный манифест «Заметки о метамодернизме», в котором постарались доказать, что в новой культуре произошел поворот от цинизма и иронии к искренности и романтике. Этот поворот свидетельствует о возникновении новой эпохи метамодерна. Автор статьи подвергает этот тезис критической оценке и приходит к выводу, что с содержательной точки зрения концепция метамодерна практически не выдерживает критики, а сам манифест остается в лучшем случае декларацией. Вместе с тем это не означает, что «метамодернисты» интуитивно не нащупали ключевых, но пока еще не вполне очевидных куль- турных и социальных тенденций. В конце 2017 года вышел сборник статей под редакцией Вермюлена и ван ден Аккера. Несмотря на то что сами авторы концепции почти не предложили ничего нового и никак не развили свои идеи, вместо них метамодернистский импульс подхватывают и дорабатывают теоретически иные исследователи и мыслители, делая это более качественно. Так, в проект метамодерна вливаются ученые, более искушенные в теории и эмпирических исследованиях, благодаря чему метамодернизм обретает новую жизнь и доказывает право на свое существование.

Добавлено: 20 января 2019