• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 194 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
А.М. Руткевич Философские науки. 2016. № 2. С. 89-100.

Написанный в августе 1945 г. текст Александра Кожева о перспективах формирования «Латинской империи» соотносится как с его неогегельянской историософией, так и со своеобразной трактовкой истории христианства. В статье рассматриваются как особенности его видения послевоенной Европы, так и коррекция собственной философии истории: путь к завершающему историю «универсальному государству» лежит через борьбу наднациональных империй.

Добавлено: 17 июня 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2009. № 9. С. 30-50.
Добавлено: 5 марта 2010
Статья
Катенина Н. В. Философские науки. 2012. № 2. С. 70-81.

В статье рассматриваются взгляды Б.Н. Чичерина, русского философа и правоведа, на природу человека, ее свойства и назначение. Особое внимание уделяется началам свободы как неотъемлемому содержанию личности. Автор подчеркивает, что философские исследования чрезвычайно важны для понимания современных проблем России, процессов развития и становления российского общества.

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Катенина Н. В. Философские науки. 2012. № 2. С. 70-81.
Добавлено: 29 марта 2012
Статья
Философские науки. 2011. № 3. С. 79-88.
Добавлено: 29 августа 2011
Статья
Климова С. М. Философские науки. 2019. Т. 62. № 2. С. 109-126.

В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века. 

Добавлено: 27 мая 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2009. № 4. С. 46-61.
Добавлено: 5 марта 2010
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2016. № 2. С. 74-88.

Владимир Францевич Эрн занимает особое место в плеяде великих фи­лософов начала ХХ в. Линию синтезирования русской и европейской куль­туры он унаследовал от предшествовавшей генерации русских европейцев во главе с В.С. Соловьевым. Эрн являет собой подлинный образец русского европеиста, который ищет путь единства для России и Европы. Не случай­но основным предметом его научных интересов стала итальянская мысль XIX в. Исследования трудов католических философов А. Розмини и В. Джо­берти, осуществленные Эрном, внесли значительный вклад в русскую науку.

Добавлено: 17 марта 2016
Статья
Фаликман М. В. Философские науки. 2018. № 3. С. 110-132.

В статье обсуждаются проблемы, связанные с исследованиями медитации, результаты которых предлагается проанализировать с позиций культурно-деятельностного подхода в психологии. В связи с этими исследованиями ставится проблема внимания и его статуса как самостоятельного психического процесса. Данная проблема в истории психологии отразилась в различении двух классов теорий внимания: «теорий причины» и «теорий эффекта», которые рассматриваются, в том числе, через призму анализа перцептивной деятельности человека на основе психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и физиологии активности Н.А. Бернштейна. «Теории причины» и «теории эффекта» анализируются как теоретически, так и с опорой на эмпирические исследования феномена «мигания внимания». Феномен «мигания внимания», описанный в когнитивной психологии 25 лет назад и представляющий собой закономерную ошибку внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов, стал плацдармом для столкновения самых разных теорий и моделей внимания, а также, наряду с другими феноменами перцептивного внимания, объектом пристального интереса исследователей медитации и практик осознанности. Сопоставляются факты уменьшения эффекта «мигания внимания» вследствие переструктурирования перцептивной активности субъекта и аналогичные факты уменьшения эффекта по результатам интенсивного опыта медитации. Ставится вопрос о характере внутренних культурных средств, стоящих за практиками медитации.

Добавлено: 22 июня 2018
Статья
Столярова О. Е. Философские науки. 2006. № 8. С. 74-90.
Добавлено: 29 ноября 2009
Статья
Данько С. В., Марков А. В. Философские науки. 2016. № 6. С. 69-76.

Аннотация: в статье рассматриваются модели возможных миров, центрированных на нечеловеческом разуме, который принято в разных формах культуры называть «внеземным». Доказывается, что построение подобных моделей в искусстве (литературе, кинематографии) остается всегда лишь жанровой условностью, на самом же деле подобные миры совершенно непредставимы для человека, что имеет прямое отношение не только к искусству и обыденному мышлению, но и к науке (астробиологии). На основе обсуждения границ языка и мышления предлагается радикальное решение «Парадокса Ферми», состоящее в том, что сама идея внеземного разума – бессмысленна, что позволяет дать вполне однозначный ответ на вопрос Э. Ферми «ну и где же они?» (представители внеземных цивилизаций).

Добавлено: 28 сентября 2016
Статья
Шамис Д. А. Философские науки. 2015. № 10. С. 111-126.

Данная статья посвящена такому особому предмету этики как моральное чувство. При этом рассмотрим мы его в перспективе роли этого чувства в процессе познания в сфере морали. Моей целью является показать, что моральное чувство может быть подвергнуто анализу не только лишь как простое дополнение к этической теории, а, напротив, как законный и в высшей степени важный элемент познавательных усилий в этой области.

Добавлено: 24 октября 2014
Статья
Князева Е. Н. Философские науки. 2016. № 9. С. 61-76.

В статье рассматриваются некоторые существенные идеи выдающегося швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра, французского философа Ф. Гваттари и французского математика Р. Тома и проводятся концептуальные параллели, которые могут служить методологическим инструментом для развития биосемиотики как современной области междисциплинарных исследований. В то время как биосемиотика исследует биологические корни происхождения смысла в мире природы и в мире человека, де Соссюр видел задачу разрабатываемой им семиологии в изучении жизни знаков в жизни общества и эволюции языков как знаковых систем, Гваттари ввел в научный оборот понятие экософии и трансверсивность как характеристику современного метода познания, а создатель математической теории катастроф Том создал семиофизику (физику смысла), изучая морфогенез и превращения сложных структур. Связующим звеном этих концептуальных представлений является понимание взаимной активности и способности продуцировать и отбирать смыслы как со стороны отдельных структур, организмов, организаций в мире, так и со стороны сред их существования, жизни и деятельности. Эта взаимная зависимость построения организма от окружающего его мира и окружающего мира от активности организма выражалась в понятии Umwelt одного из основателей биосемиотики Я. фон Икскюля, а также развивается в современной концепции энактивизма в когнитивной науке.

Добавлено: 6 декабря 2016
Статья
Кантор В. К. Философские науки. 2016. № 3. С. 78-87.

В статье рассматриваются сложные и взаимодополняющие отношения России и Западной Европы. Автор показывает, что потеря внутреннего единства Европы может привести европейскую культуру к гибели.

Добавлено: 24 марта 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2011. № 7. С. 23-28.

Примордиалистские аргументы противоречивы, потому что сами являются разновидностью социально-культурных технологий формирования национальной идентичности.

Добавлено: 30 ноября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2011. № 5. С. 36-42.

Нации - конструкт национализма, национального сознания, которые сами являются реализацией запроса государств Нового времени на легитимность. Эта задача решалась средствами гуманитарстики, культуры и искусства. В наше время к этому инструментарию добавились спорт и генетические исследования.

Добавлено: 30 ноября 2012