• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 25-57.

На основании данных мультипанельного лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» изучаются факторы, влияющие на ожидаемую отдачу от высшего образования в абсолютном и относительном выражении. На основе данных опроса московских учащихся установлено, что успеваемость, оцениваемая по результатам ЕГЭ, является важным предиктором зарплатных ожиданий студентов. Кроме того, с ожидаемой отдачей от высшего образования положительно связана степень селективности вуза, в котором обучается студент. Учащиеся частных вузов ожидают, что будут получать более низкую заработную плату по сравнению со студентами государственных университетов. Социальный и культурный капитал семьи (образование родителей, количество книг дома) могут оказывать косвенное влияние на формирование зарплатных ожиданий через показатели успеваемости. Студенты из более обеспеченных семей рассчитывают на более высокую отдачу от образования по сравнению с учащимися из семей с низким доходом. Юноши ожидают более высокой отдачи от образования по сравнению с девушками. Работающие студенты надеются получать более высокую заработную плату по окончании вуза по сравнению с неработающими учащимися, однако прогнозируют более низкую отдачу от высшего образования в относительном выражении.

Добавлено: 3 апреля 2017
Статья
Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176-199.

Представлены результаты первого в России масштабного исследования адаптации детей из семей мигрантов в школах. На большом эмпирическом материале обсуждаются вопросы этнической и социальной дифференциации школ, взаимодействия родителей со школой, отношения учителей к иноэтничным ученикам, межэтнического общения школьников. С использованием метода многоуровневой регрессии продемонстрировано влияние миграционного и этнического статуса на успеваемость. Показано, что дети-мигранты, принадлежащие к этническим меньшинствам, демонстрируют высокий уровень учебной мотивации и учатся не хуже, чем их местные сверстники в этих же школах, а образовательные планы иноэтничных мигрантов не отличаются от таковых этнического большинства. Анализ сетей общения в классах свидетельствует об отсутствии дискриминации представителей этнических меньшинств со стороны этнического большинства.

Добавлено: 26 июня 2012
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 283-286.
Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Ушаков К. М. Вопросы образования. 2013. № 4.

Исследование реальной структуры российских школ рассматривается как существенный внутренний ресурс их развития. Понятие «реальная структура» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. Постановка данной проблемы связана с актуальной темой профессионального одиночества учителя, т.е. с низким уровнем социального капитала организаций. Следствием профессионального одиночества учителей становится то, что актуальнейшая задача развития профессионализма педагогов, накопления человеческого капитала организации решается в основном за счет внешних ресурсов (обучения в сторонних организациях). Однако на этом пути есть проблемы, они связаны как с финансовыми ограничениями, так и с недостаточной эффективностью деятельности системы повышения квалификации. Внутренние ресурсы организации (наблюдение иных практик профессиональной деятельности, рефлексия, взаимное обучение) из-за низкого уровня социального капитала являются малодоступными и часто не находятся в центре внимания руководства школ. В статье рассматриваются как основания изучения реальной структуры организаций, так и инструментарий, позволяющий оценивать устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. В исследовании используются и традиционные социально-демографические характеристики, и элементы сетевого анализа. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры организации, которая рассматривается как социальная сеть, и считает, что эта простота может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации. Тогда усложнение реальных структур является значимым ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует увеличению социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Пилотный этап исследования, проведенный на базе пяти российских школ из разных регионов, показал, что реальные структуры взаимодействия действительно характеризуются низким уровнем сложности, в школьных коллективах доминируют односторонние связи, процент взаимных связей является незначительным, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, количество триад крайне ограниченно. В течение 2013–2014 гг. автор рассчитывает привлечь к исследованию значительное количество средних общеобразовательных учреждений, что позволит выявить типичные проблемы реальных структур в системе среднего образования в целом.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Байбурин Р. Ф., Бысик Н. В., Исаева Н. В. и др. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 122-143.

Обсуждаются результаты исследования стилей принятия управленческих решений, характерных для директоров общеобразовательных школ, которое было проведено в 2014 г. в восьми регионах Российской Федерации (по одному региону в каждом федеральном округе) по методологии А. Роу. Целью исследования было оценить реформаторский потенциал российских директоров, который, по мнению авторов, в современных условиях опирается на стиль лидерства, предполагающий сотрудничество с педагогами в принятии решений и делегирование им ответственности в ситуации неопределенности и высокой когнитивной сложности задач. Опираясь на двухфакторную модель лидерства Б. Басса, авторы полагают, что в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых работает школа, может быть эффективен либо трансформационный стиль лидерства, либо транзакционный. Соответственно два типа лидеров могут быть наиболее результативными с точки зрения реформирования школы: директора, у которых концептуальный стиль принятия решений является доминирующим, а аналитический запасным, и директора, у которых аналитический стиль является доминирующим, а концептуальный запасным. Установлено, что только 12% руководителей школ — это директора с концептуальным стилем принятия решений, которые в запасе имеют аналитический стиль. Именно они могут быть отнесены к трансформационным лидерам. И только 11% директоров приопределенных внешних условиях готовы эффективно реализовать изменения — это транзакционные лидеры с предрасположенностью к смене стиля лидерства на трансформационный.

Добавлено: 3 декабря 2014
Статья
Рощина Я. М. Вопросы образования. 2005. № 4.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Вопросы образования. 2018. № 4. С. 199-229.

На  примере локальных образовательных систем двух районов Санкт-Петербурга анализируется выбор школы родителями. Эмпирическую базу составили результаты анкетирования родителей, которое было проведено в 34 школах (1055 человек). Анализируются следующие данные: совершают  ли выбор родители, рассматривают ли альтернативные варианты, какие характеристики школ они считают важными, к каким источникам информации обращаются, какие действия предпринимают. Оценивается связь характеристик совершаемого выбора с уровнем образования родителей, их социально-профессиональным статусом, а  также с  фактом выбора школы определенного статуса. Показана не только связь стремления родителей выбирать для своего ребенка школу, рассматривая альтернативные варианты и разные источники информации, с их уровнем образования и социально-профессиональным статусом в целом, но и особенности выбора, обусловленные структурным контекстом того или иного района (разнообразие школ, доля школ повышенного статуса). В районе с расширенными структурными возможностями и прослойкой жителей с более высоким социально-профессиональным статусом наблюдается дифференциация стратегий выбора, тогда как в  районе с  ограниченными структурными возможностями, даже несмотря на социально-профессиональную гетерогенность жителей, дифференциация отсутствует.

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Конобеева Е. А. Вопросы образования. 2012. № 2. С. 207-221.

На основании интервью с владельцами и работниками домашних детских садов автор делает вывод, что данный вид услуг в настоящее время оказывается в рамках гражданской инициативы, а не социального предпринимательства. Среди проблем, сдерживающих развитие рынка данных услуг, выделены отсутствие правовой базы и поддержки муниципальных властей, несформированность в обществе доверия к данному виду организаций, краткий жизненный цикл каждого отдельного предприятия.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Павленко К. В., Поливанова К. Н., Бочавер А. А. и др. Вопросы образования. 2019. № 2. С. 241-261.

С  целью проанализировать представления родителей школьников о функциях дополнительного образования, выявить стратегии выбора тех или иных вариантов дополнительного образования, которых придерживаются семьи, и  результаты, которых они ждут, проведены анкетный опрос (6648 респондентов), а также полуформализованные интервью с родителями школьников в  российском мегаполисе. Авторы исходят из  представления о  негомогенности школьного дополнительного образования с  точки зрения решаемых задач и  ожидаемых результатов. На  основе эмпирических данных рассматриваются компенсирующая и  развивающая функции дополнительного образования. Компенсирующая функция заключается в  восполнении недостатков школьного образования и  предполагает занятия по  школьным предметам. Развивающее дополнительное образование выходит за  пределы школьной программы и  делает образовательное пространство ребенка более разнообразным. На основе анализа интервью выделены две основные стратегии, которых придерживаются семьи при выборе развивающих дополнительных занятий: ориентированная на  развитие «гибких» навыков, т. е. метапредметных компетенций, и  ориентированная на развитие «жестких» навыков, т. е. на получение специальных знаний в институциональных рамках. Ключевые слова: школа, дополнительное образование, семья, вовлеченность детей в  дополнительное образование, компенсирующая функция дополнительного образования, развивающая функция дополнительного образования.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 5-6.

После каждого доклада Майкла Барбера и его коллег о развитии образования у читателей создается впечатление, что тема освещена так полно, что ее можно закрыть. Многие задаются вопросом: о чем они напишут в следующий раз? Однако всякий раз исследователи из компании McKinsey удивляют нас новым взглядом на известные проблемы.

Добавлено: 30 июня 2011
Статья
Абанкина И. В., Филатова Л. М. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 216-246.

Представлен обзор современных механизмов обеспечения доступности дошкольного образования. Исследуется развитие в России индивидуального предпринимательства в сфере деятельности по присмотру и уходу за детьми, а также изменения в законодательстве, призванные усилить конкуренцию между частными и муниципальными детскими садами. Охарактеризованы основные запросы родителей к системе дошкольного образования: факторы, которыми они руководствуются при выборе детского сада, их представления о задачах системы дошкольного образования и о критериях качества ее работы, предпочтения в отношении режима посещения детского сада, наполняемости групп, формата работы воспитателей. Особое внимание уделено сравнению государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций и частных детских садов с точки зрения возможности для родителей свободно выбирать дошкольную организацию для своего ребенка. Обсуждаются основные векторы развития системы дошкольного образования, нацеленные на создание оптимальных условий раннего развития, на выравнивание стартовых возможностей для успешных образовательных инициатив.

Добавлено: 10 октября 2017
Статья
Куракин Д. Ю., Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С. и др. Вопросы образования. 2006. № 2. С. 186-202.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Кузнецова В. И. Вопросы образования. 2011. № 4. С. 231-244.
Добавлено: 20 декабря 2011
Статья
Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117-138.

Анализируются результаты системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», организованного по инициативе Агентства стратегических инициатив в 13 субъектах РФ. Показано, что лучшие практики внедрения дуального обучения обеспечиваются в растущих секторах экономики. Субъекты Российской Федерации, добившиеся успехов в распространении дуальной модели, сделали это в условиях улучшающегося инвестиционного климата, снижения барьеров для бизнеса, повышения качества государственного управления. Действенность дуальной модели определяет система экономических мотиваций работодателей, инвестирующих в систему подготовки рабочих кадров в рамках осуществления крупных инвестиционных проектов и технологического перевооружения предприятий. В условиях слабости объединений работодателей усилия бизнеса и профессиональных образовательных организаций координируют региональные власти и советы при губернаторах. Федеральные проекты в области среднего профессионального образования способствовали дальнейшему продвижению дуальной модели за счет организационной и финансовой поддержки учебно-производственных кластеров. Лучшие практики дуального обучения должны распространяться лишь на те сегменты региональных экономик, в которых имеются экономические и инфраструктурные предпосылки для инвестирования фирм в систему подготовки рабочих кадров.

Добавлено: 23 июля 2018
Статья
Абанкина И. В. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 5-9.
Добавлено: 11 февраля 2010
Статья
Окольская Л. А. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 93-125.

Изложены результаты контент-анализа учебников для старшей ступени среднего образования по предметам социально-гуманитарного цикла. Использовалась типология ценностей Ш. Шварца, состоящая из двух ценностных осей: «сохранение — открытость изменениям» и «самоутверждение — забота о людях и природе». Установлена ценностная специализация разных предметов, проанализированы значения ценностных категорий, свойственные каждому предмету. Ценностные приоритеты учебной программы сопоставлены с данными массовых опросов о ценностях россиян.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Сивак Е. В., Глазков К. П. Вопросы образования. 2017. Т. 2. С. 113-133.

В ряде исследований отмечается важный образовательный потенциал города и фиксируется влияние характеристик района на образовательную идентичность детей и доступ к образовательным ресурсам. При этом остаются малоизученными условия и границы доступности города для ребенка, его актуальный «ареал обитания»: как далеко от дома гуляют дети и как расстояния меняются с возрастом ребенка, как часто дети посещают одни и те же места и как этот «ареал» зависит от характеристик ребенка. На материалах опроса московских школьников 5–10‑х классов рассматриваются базовые характеристики городской мобильности, в том числе повседневной: часто посещаемые места и расстояния до этих мест. Показано, что актуальный район ребенка находится в радиусе около одного километра от его дома; центральная часть города и соседние районы посещаются статистически значимо реже, чем места в актуальном районе. Сравнивая характеристики повседневной мобильности школьников с высокой и низкой академической успеваемостью, авторы установили, что среди школьников с высокой успеваемостью больше доля тех, для кого наиболее часто посещаемое место — это дополнительные занятия; однако связи размера «ареала обитания» школьников с успеваемостью не обнаружено. На данных опроса более 700 матерей школьников описаны места досуга, в том числе образовательного, детей и родителей. В семьях с высоким уровнем культурного капитала и прочным материальным положением совместный досуг более разнообразен, среди этих семей больше доля тех, кто посещал занятия для детей и родителей, публичные лекции или другие городские мероприятия. Такие семьи активнее других пользуются возможностями образовательного досуга, которые дает город. Ключевые слова: школьники, дети в городе, повседневная мобильность детей, география образования, образовательный досуг, география неструктурированного досуга.

Добавлено: 22 июня 2017
Статья
Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Ларина Г. С. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 310-330.

Известно, что социальный бэкграунд молодого человека в существенной степени предопределяет его образовательную траекторию и достижения. В статье, основанной на данных второй волны лонгитюдного обследования, предпринимается попытка проверить, насколько успешное обучение в школе, результаты вне-школьной деятельности учащегося, его упорство и намерения относительно будущего образования могут быть независимыми от социального окружения школьника и изменить предзаданную социальным окружением образовательную траекторию. Дизайн исследования состоял из двух повторных опросов выпускников основной школы: первый опрос был проведен на выборке учащихся девятых классов (n=2000), второй – на той же выборке двумя годами позже (n=1156 в связи с истощением выборки). После окончания 9-го класса у учащихся было три возможных выбора дальнейшего образования: они могли остаться в общем образовании еще на два года, и уйти в среднее или начальное профессиональное образование (СПО или НПО соответственно). Путевой анализ был проведен с использованием пакета Mplus: независимыми переменными стали семейные образовательные ресурсы; зависимыми переменными – совершенный выбор образовательной траектории, медиаторами: предыдущие образовательные достижения учащегося, его ожидания и настойчивость как личностная черта. Результаты показали, что ресурсы семьи положительно связаны со всеми тремя медиаторами, но сами не имеют прямого влияния на выбор образования. Семейные ресурсы полностью опосредовались предшествующими образовательными достижениями и ожиданиями при любом выборе дальнейшей траектории. Настойчивость не показала опосредующего эффекта. Результаты обсуждаются в рамках исследований жизненных выборов и образовательной политики.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 276-293.

С точки зрения автора, классическая русская литература остается до сих пор практически непрочитанной абсолютным большинством населения страны, поскольку она была надежно «спрятана» за революционными формулами и навязанными оценками. Суть мифологизации автор видит в целенаправленном и сознательном искажении демократической критикой смысла базовых ценностей, созданных классикой. Автор считает, что масштабы национального ущерба, нанесенного утилитарным подходом к интерпретации литературных произведений, во многом связаны с деятельностью В. Г. Белинского и еще не оценены до конца. Одно из основных предложений, сформулированных в статье, - обращение к опыту русской религиозной философии, которая сможет стать средством исправления сложившейся ситуации.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Вопросы образования. 2005. № 4.
Добавлено: 24 декабря 2008