• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Цой Г., Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 310-322.

В статье рассматриваются результаты изучения взаимосвязи ценностей и социально-экономических представлений корейских и российских студентов. Проведено эмпирическое исследование, где испытуемыми были студенты в возрасте от 14 до 30 лет (157 корейцев и 211 россиян). Теоретическими основаниями исследования послужили: теория индивидуальных ценностей Ш. Шварца, а также ряд работ, посвященных рассмотрению взаимосвязи культуры и экономики. В исследовании было показано, что существуют универсальные связи блока ценностей «Открытость изменениям» с позитивным отношением к конкуренции и связи блока ценностей «Самопреодоление» с удовлетворенностью материальным положением и значимостью денег. А также выявлена культурно-специфическая связь между блоком ценностей «Открытость изменениям» и позитивным отношением к конкуренции у россиян и корейцев.

Добавлено: 5 мая 2016
Статья
Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 20-22.

Данный материал посвящен специальной тема выпуска журнала: Кросс-культурная психология: теория, метод, применение.

Добавлено: 8 ноября 2012
Статья
Осокина Е. С., Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 66-77.

В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление влияния альфа-тренинга на слуховые вызванные потенциалы при выполнении задачи на непрерывное внимание с бинарным выбором ответа в зависимости от особенностей темперамента. Показано, что прохождение альфа-тренинга способствует изменениям характеристик Р2 и комплекса N1‑P2; специфика данных изменений зависит от трех параметров темперамента: Нейротизма, Подвижности нервных процессов и Сотрудничества

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Котов А. А., Жердева М. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 145-155.

Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что легкость наименования названия объектов ускоряет категориальное научение. Мы предположили, что наличие названий местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В эксперименте испытуемые учились различать две искусственные болезни по изображениям симптомов, расположенных в разных пространственных местах. Мы варьировали местоположения симптомов на силуэтном изображении ноги. В условии с высокой называемостью местоположения изображения симптомов располагались на тех частях ноги, для которых есть общепринятые названия (например, «пятка» или «стопа»). В условии с низкой называемостью — на тех, для которых используются редко употребляемые названия (например, «ахилл» или «свод»). Формируемое правило требовало нахождения связи места симптома и его изображения. Согласно гипотезе, расположение категориальных признаков в местах, имеющих более удобные для обозначения названия, будет повышать успешность научения правилу категоризации в отличиие от расположения этих же признаков в местах, не имеющих удобных для обозначения названий.  В результате мы обнаружили, что данная гипотеза подтвердилась: испытуемые успешнее формировали правило в условии с высокой называемостью местоположения, чем с низкой. Мы объясняем результаты тем, что наличие удобных названий позволяет легче проверять гипотезы в ходе научения новым категориям — соотносить значения признаков с обратной связью при определении правила категоризации. Данные результаты обсуждаются в связи с развитием способности к формированию категорий в ходе онтогенеза.

Добавлено: 5 мая 2020
Статья
Прусова И. С., Гулевич О. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 3. С. 520-536.

Согласно теории управления страхом смерти, осознание неизбежности смерти вызывает у людей парализующий страх. Чтобы справиться со страхом, люди используют психологиче- ские защиты. Они демонстрируют более позитивное отношение к тем, кто похож на них, и более негативное отношение к тем, кто отличается от них. Напоминание о смерти оказыва- ет влияние на отношение к отдельным людям и социальным группам. Цель этого исследо- вания – проанализировать влияние напоминания о смерти на отношение к «недоброжела- тельно» и «доброжелательно» настроенным аутгруппам. В исследовании приняли участие студенты двух российских университетов (N = 80). Сначала они заполняли онлайн опрос- ник, содержащий методики для измерения правого авторитаризма и воспринимаемой меж- групповой угрозы. Через неделю после этого они приходили в лабораторию, где участвова- ли в двухфакторном эксперименте: 2 (напоминание о смерти)  2 (тип страны). Они смот- рели видеофрагменты, напоминающие или не напоминающие о смерти, а затем выражали отношение к стране, которая, по результатам предварительного исследования, восприни- малась как более или менее угрожающая. Исследование показало, что напоминание о смер- ти оказывает большее влияние на отношение к «недоброжелательно» настроенной, чем к «доброжелательно» настроенной стране. Однако это различие опосредовано уровнем пра- вого авторитаризма. Люди с относительно низким уровнем авторитаризма после напоми- нания о смерти выражают более негативное отношение к представителям обеих стран. Люди с относительно высоким уровнем авторитаризма выражают более негативное отно- шение к «недоброжелательно» настроенным странам, но более позитивное отношение к «доброжелательно» настроенным.

Добавлено: 28 августа 2020
Статья
Патоша О. И., Варавина Т. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 99-108.

В статье описываются результаты исследования, посвященного особенностям принятия решении о покупке потребителем, находящимся в разном эмоциональном состоянии. Согласно существующим данным, эмоциональное состояние оказывает влияние на способ переработки информации, а также на характер принимаемых решений. Мы предположили, что характеристики, на которые люди ориентируются при оценке планшетного компьютера, зависят от их настроения. Принятие решения изучалось посредством оценки значимости атрибутов товаров в процессе их приобретения. В качестве высокотехнологичных товаров были рассмотрены недавно вышедшие на рынок, но быстро ставшие популярными в настоящее время планшетные компьютеры. Настроение индуцировалось с помощью специально подобранных мультипликационных фрагментов. В основной части исследования приняли участие 64 человека, из них 40 мужчин, 24 женщины, средний возраст (M=26,2, S=4,5). Респонденты смотрели веселый или грустный отрывок из мультипликационного фильма и оценивали степень, в которой различные параметры планшетного компьютера влияют на их решение о покупке. Результаты исследования показали, что респонденты в плохом настроении при выборе планшетного компьютера больше ориентировались на характеристики, непосредственно связанные с качеством работы оборудования, его обслуживанием и стоимостью: отдавали предпочтение более дешевым, качественным и простым моделям. В то же время для респондентов в хорошем настроении большее значение имели внешние характеристики планшетного компьютера, наличие дополнительных бонусов, а также позитивное отношение окружающих. Эти результаты свидетельствуют о том, что, в ходе принятия решения о покупке высокотехнологичной продукции эмоции оказывают влияние на предпочтение позитивной или негативной информации, стратегию ее анализа, а также готовность рисковать.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Котов А. А., Бангура М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 164-173.

В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. Мы модифицировали эксперимент Э.Висневски и Д.Медина (1994) и испытуемые должны были находить общие признаки у набора детских рисунков, а потом использовать их для категоризации новых изображений. Оказалось, что при категоризации на основе предыдущих знаний, в отличие от условий, когда такой основы не было, испытуемые не только открывают более сложные правила, но и потом гораздо чаще изменяют их при использовании. Мы обсуждаем результаты исследования, как присутствие в категоризации двух этапов – поиске в семантической памяти готовых обобщений и адаптации этих знаний к текущим условиям.

Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Серкин В. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 4. С. 75-79.
Добавлено: 9 октября 2011
Статья
Гулевич О. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 2. С. 98-104.

В статье рассматривается влияние воспоминания человека о совершенном справедливом или несправедливом поступке на его самооценку.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Лапина А. А., Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 1. С. 167-177.

Состояние «ухода в свои мысли» связано с полным или частичным отсоединением внимания от восприятия внешней информации. В данном состоянии происходит переключение внимания от выполнения основной задачи на размышления, фантазии и чувства, не связанные с выполнением данной задачи. Современные гипотезы неоднозначно трактуют роль когнитивного контроля в возникновении и поддержании состояния «ухода в свои мысли», а конкретные механизмы ухудшения выполнения текущей задачи на фоне состояния «ухода в свои мысли» не изучены. Цель данного исследования состояла в выявлении изменений показателей выполнения текущей задачи под влиянием состояния «ухода в свои мысли» и в определении ведущей причины совершения ошибок в данном состоянии – либо снижение моторного порога, либо ослабление специфических репрезентаций, вовлеченных в выполнение текущей задачи. В настоящем исследовании применена слуховая конденсационная задача; анализировали точность выполнения задачи испытуемыми и время реакции. Состояние «ухода в свои мысли» во время эксперимента выявляли с помощью опроса с прерыванием эксперимента. В состоянии «ухода в свои мысли» по сравнению с состоянием концентрации на задаче ухудшалось выполнение задачи и исчезали как эффект ускорения правильных реакций перед ошибками, так и эффект замедления ошибочных реакций. Полученные результаты подтверждают, что в состоянии «ухода в свои мысли» происходит снижение уровня когнитивного контроля, обеспечивающего выполнение текущей внешней задачи. Характер изменения поведенческих показателей указывает на то, что основной механизм снижения качества выполнения задачи связан с ослаблением специфических репрезентаций, вовлеченных в выполнение задачи, а не со снижением моторного порога.

Добавлено: 31 августа 2016
Статья
Прусова И. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 41-51.

Психологические исследования показывают, что размышления о смерти вызывают у людей страх. Согласно теории управления страхом смерти, чтобы справиться со страхом, они используют психологическую защиту: стремятся подтвердить правильность своего преставления о мире. Благодаря этому напоминание о смерти оказывает влияние на аттитюды к политическим лидерам. В данном исследовании рассматривается воздействие размышлений о смерти на представление об идеальном политическом лидере. Участники исследования (N=153) были разделены на экспериментальную и две контрольные группы. Члены экспериментальной группы смотрели видеозапись с последствиями террористических актов (напоминание о смерти); члены первой контрольной группы – видеозапись с процессом лечения зубов в кабинете стоматолога (напоминание о боли), а члены второй контрольной группы – видеозапись с рекламой советских автомобилей (нейтральный сюжет). После этого все респонденты заполняли методику для измерения представлений об идеальном политике. Она включала в себя восемь 5-балльных биполярных шкал, которые отражали параметры «заботы» о последователях и «контроля» за ними. Результаты исследования показали, что в целом респонденты воспринимали идеального политика как склонного к заботе и контролю. Напоминание о смерти оказывало влияние на оценку идеального политика по параметру «забота»: участники, которые просматривали видеофрагменты с последствиями террористических актов, воспринимали идеального политика как менее «заботливого», чем те, кому не напоминали о смерти. В то же время, оно не оказывало влияния на оценку политика по параметру «контроль».

Добавлено: 21 февраля 2019
Статья
Погорельский К. Б., Белянин А. В., Алескеров Ф. Т. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 97-124.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Гулевич О. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 4. С. 126-134.

В статье рассматривается влияние цели распределения вознаграждения на выбор дифференцирующих и недифференцирующих норм дистрибутивной справедливости.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Овсянникова В. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 3. С. 588-599.

В предыдущих работах автора было показано, что может быть получен эффект конгруэнтности настроения или эффект конгруэнтности черты (Chepenik et al., 2007; Rusting, 1998). В настоящем исследовании изучалось влияние эмоционального состояния и диспозициональной радости на эффективность распознавания эмоций по выражению лица. Проведено экспериментальное исследование с участием двух групп испытуемых. Общую выборку составили 39 человек. Эмоциональное состояние участников измерялось с помощью самоотчетной методики (ШПАНА). Воздействие на текущее настроение проводилось с помощью процедуры индукции эмоций, которая включала показ испытуемому видеоролика с «радостной» или «нейтральной» эмоциональной окраской. Для измерения скорости переработки эмоциональной информации использовалась компьютерная методика, в которой участник выполнял задание на распознавание эмоций по выражению лица. В работе проверялась гипотеза о наличии эффекта конгруэнтности при переработке положительно окрашенной информации. Предполагалось, что положительное эмоциональное состояние и диспозициональная радость повышают скорость переработки положительно окрашенного материала и не оказывают влияния на переработку стимулов с негативной эмоциональной окраской. Проверка эффективности процедуры индукции эмоций показала, что она оказалась частично успешной. Был получен эффект конгруэнтности для диспозициональной радости: обнаружены связи высокой выраженности этой черты с повышением скорости распознавания эмоции радости на изображениях лиц. Влияние положительного эмоционального состояния заключалось в уменьшении скорости распознавания экспрессии радости. Результаты показали, что эффект конгруэнтности проявляется по-разному для черты по сравнению с эмоциональным состоянием. В целом проведенное исследование дает информацию о механизмах распознавания эмоций.

 

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Овсянникова В. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 86-101.

Статья посвящена вопросу о том, каким образом эмоциональное состояние человека влияет на распознавание им эмоций других людей. Осуществлен краткий обзор эмпирических исследований в этой области. Показано, что в ряде работ получен эффект конгруэнтности между переживаемыми в данный момент эмоциями и особенностями оценки эмоционально окрашенных стимулов. Представлено экспериментальное исследование, в котором проверя- лись гипотезы о влиянии эмоционального состояния на два аспекта распознавания эмо- ций — точность и сензитивность. Предполагалось, что эмоциональное состояние наблюда- теля снижает точность и повышает сензитивность. В исследовании приняли участие 69 че - ловек, которые были распределены по трем группам. Исходное эмоциональное состояние участников было измерено с помощью самоотчетной методики. Для индукции эмоций у испытуемых использовались видеофрагменты с нейтральным, положительно и отрицатель- но эмоционально окрашенным содержанием. Точность и сензитивность при распознавании эмоций измерялись с помощью тестовой методики, которая включала видеосюжеты поведе- ния людей в различных ситуациях. Полученные данные показали, что эмоциональное состояние участников контрольной группы характеризовалось выраженным «напряжени- ем», в связи с чем отличалось от нейтрального. Гипотезы исследования не получили под- тверждения: у групп испытуемых с разным эмоциональным состоянием отсутствовали значимые различия в точности распознавания эмоций; наибольшую сензитивность показа- ла контрольная группа. Результаты проведенного исследования рассматриваются как пред- варительные и обсуждаются в связи с проблемами распознавания эмоций (индукция эмо- ций, измерение эмоций, различие эмоциональных состояний и черт).

Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Россохин А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 136-148.

В статье представлена новая концепция лидерства, опирающаяся на психоаналитическое понимание профессионального развития личности. Становление зрелым лидером во внешней реальности невозможно без обретения внутреннего зрелого лидерского Я и его постоянного развития. Детально описана психоаналитическая динамика внутреннего лидерства и показано, что неизбежные внутренние конфликты являются не только ограничениями и препятствиями для профессионального роста, но, напротив, представляют собой необходимые условия для зарождения и развития зрелого лидерского Я. Последнее в этом случае должно взять на себя функции режиссера-руководителя внутреннего театра, в котором на фоне принципиально неустранимого конфликтного противостояния двух основных действующих персонажей – лидера-менеджера и лидера-героя – возникает и развивается конструктивный внутренний диалог между ними.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Костенко В. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 421-430.

В статье приводится развернутый обзор и анализ ключевых публикаций по теории возможного Я. Обобщаются имеющиеся в рамках данного подхода теоретические представления, раскрывается исследовательский потенциал подхода, представляются пути его практического применения. Автор понятия, Хейзел Маркус, вводит новый компонент возможного Я в общую структуру Я-концепции для объяснения влияния на образ Я потенциальных представлений о себе. Возможное Я – это направленный в сферу будущего и возможного компонент Я-концепции, являющийся когнитивным выражением ожиданий, целей, страхов, надежд, стремлений субъекта и выступающий как связующее звено между когнитивной оценкой себя и мотивацией. Текущая оценка человеком самого себя, в понимании Х. Маркус, учитывает возможные Я, которыми человек хотел бы стать, Я, которых он избегает, и даже Я, которые никогда не станут реальностью.  При этом данный механизм не сводится лишь к осознанию цели или оценке возможного будущего, но обязательно включает переживание потенциальной ситуации изнутри и оценку возможностей действовать тем или иным образом. В такой форме он становится важным инструментом развития личности, личностным ресурсом совладания с трудностями и саморегуляции деятельности. Анализируется роль и место данного подхода в общей теории Я-концепции. Раскрываются понятия «Я-схемы» и «рабочей «Я-концепции». Раскрываются некоторые возможности применения данного подхода в психотерапии. Приводятся результаты ряда эмпирических исследований, выполненных в рамках данного подхода. Показано, что конструкт возможного Я проявляет высокий эвристический потенциал и демонстрирует широкие возможности применения в психологической практике.

Добавлено: 23 октября 2015
Статья
Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 121-142.

Работа посвящена проблеме развития личности в аспекте рефлексии и реализации ее возможностей в отношении к другому человеку. Возможности рассматриваются как осознанное знание, переживание и реализация «Я могу» в контексте жизни, в частности в речевом диалоге с Другим. Идеи и методологические установки работы основаны на традициях психологии личности, онтологии, философии жизни, экзистенциальной философии, философии языка, феноменологии. Проведенное исследование относится к «общей персонологии» как инновационной области психологического познания, служит становлению «персонологии Я». В исследовании применяются методы герменевтики, рефлексии и моделирования. На первый план выступает герменевтический подход, направленный на извлечение и обобщение теоретического знания о возможностях Я. В соответствии с целями исследования разработана герменевтическая модель многомерных возможностей Я, открывающихся в отношении личности к Другому. Основу модели составили переосмысленные в контексте поставленной проблемы идеи М. Хайдеггера, Ж.–П. Сартра, П. Рикера. Они касаются личностного генеза возможностей, их осознанности, Я - источника,  рефлексивной опосредованности, развития в контексте жизнедеятельности, разнообразия форм, реализации в жизненных отношениях, топологии и рефлексии эффективного осуществления «Я могу» в отношении к Другому.    Герменевтическая модель возможностей Я  обобщает их виды и динамику в измерениях «между Я и Другим»», «Я - в - Другом» и «Другой - в - Я». Она получила последовательную конкретизацию и преломление в модели высказывания, модели самопознания автора в момент высказывания, в модели эффектов высказывания и в модели рефлексии, сфокусированной на  возможности Я высказываться в диалоге. Рефлексивная модель возможности высказываться может применяться как практика самопознания, встроенная в диалог, практика саморазвития на основе ретроспективного исследования себя и своих высказываний, практика формирования отношения к Другому в речевом «срезе» совместного бытия. Обосновывается, что речевой диалог выступает обменом высказываниями Я и Другого, протекающим в трехмерных пространствах жизни каждого. Это раскрывает его в персонологических тонкостях, не представленных в других гуманитарных науках.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 4. С. 801-815.

В статье представлен обзор зарубежных исследований возможных Я. Возможные Я понимаются как представления индивида о том, каким он хотел бы стать, мог бы стать или боится стать в будущем. Раскрываются  свойства  возможных Я. Возможные Я рассматриваются как часть Я-концепции, представленной когнитивными репрезентациями индивидуально значимых целей, стремлений, надежд и опасений, в которых происходит связь настоящего и будущего личности. Отмечается важность текущего социокультурного и исторического контекста для формирования возможных Я, а также их уязвимость и изменчивость по сравнению с другими элементами Я-концепции. Выделяются основные виды возможных Я: ожидания, надежды и опасения, а также лучшие возможные Я и потерянные возможные Я. Проводится детальный анализ параметров возможных Я, среди которых названы: эмоциональный знак, сбалансированность, наличие/отсутствие стратегии достижения возможного Я, детальность, воспринимаемая эффективность, субъективная значимость, частота обращения. Рассматривается регулятивная функция возможных Я, заключающаяся в стимуляции и организации будущего поведения, придании дополнительного смысла и значения текущему поведению, в оценке жизненного опыта и происходящих изменений в жизни личности, в управлении эмоциональными процессами. Раскрывается понятие мотивационного потенциала возможных Я, в котором происходит пересечение мотивации и Я-концепции. Анализируются результаты исследований, направленных на поиск и выявление параметров возможных Я, которые обладают наибольшим мотивационным потенциалом. Описываются методы изучения возможных Я, важнейшими из которых являются опросники, интервью и эксперименты. В заключении обозначаются нерешенные проблемы в области изучения возможных Я и перспективы дальнейших исследований.

Добавлено: 13 декабря 2016
Статья
Шадриков В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 41-56.

В настоящей работе представлена авторская теория способностей человека. Дается содержательное определение способностей, которые рассматриваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. На основе предложенного понимания способностей предлагается решение актуальных вопросов: соотношения, задатков и способностей, месте способностей в структуре психики, взаимосвязи способностей и познавательных процессов. Выходя за рамки познавательных способностей, автор предлагает общее понимание способностей, отнесенных к другим психологическим категориям. В заключении предлагается система ментальных качеств человека.

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Адамян А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4.

Справедливость представляет собой важнейшую социальную ценность, участвующую в распределении разнообразных ресурсов, поэтому общество заинтересовано в ее укреплении. В то же время социальные интересы не всегда сопряжены с интересами личности. Чувствительность к справедливости (ЧС) представляет собой личностную диспозицию, проявляющуюся в эмоциональном реагировании на несправедливость, осознании этого конструкта и готовности к действиям для восстановления справедливости. В настоящей статье исследуется, как чувствительность к справедливости связана с показателями позитивного функционирования: эмоциональным состоянием, самоуважением и устойчивостью личности. Показано, что чувствительность к справедливости положительно связана с депрессивной симптоматикой, в то время как ее вклад в оценку субъективного благополучия достаточно слаб. Обнаружено, что эта связь опосредована переменными самоуважения и устойчивости личности. Продемонстрировано также, что качество этой связи варьирует в зависимости от позиции субъекта в гипотетической ситуации нарушения справедливости (жертвы, свидетеля, бенефициара или нарушителяСправедливость представляет собой важнейшую социальную ценность, участвующую в распределении разнообразных ресурсов, поэтому общество заинтересовано в ее укреплении. В то же время социальные интересы не всегда сопряжены с интересами личности. Чувствительность к справедливости (ЧС) представляет собой личностную диспозицию, проявляющуюся в эмоциональном реагировании на несправедливость, осознании этого конструкта и готовности к действиям для восстановления справедливости. В настоящей статье исследуется, как чувствительность к справедливости связана с показателями позитивного функционирования: эмоциональным состоянием, самоуважением и устойчивостью личности. Показано, что чувствительность к справедливости положительно связана с депрессивной симптоматикой, в то время как ее вклад в оценку субъективного благополучия достаточно слаб. Обнаружено, что эта связь опосредована переменными самоуважения и устойчивости личности. Продемонстрировано также, что качество этой связи варьирует в зависимости от позиции субъекта в гипотетической ситуации нарушения справедливости (жертвы, свидетеля, бенефициара или нарушителя). Наиболее сильный вклад в текущее психологическое состояние вносит чувствительность к справедливости с позиции жертвы. Этот вклад отчасти опосредован негативной связью чувствительности к справедливости с самоуважением и устойчивостью.  В исследовании обсуждается также гендерная специфика связи чувствительности к справедливости с показателями благополучия; в целом подтверждается, что для женской выборки по сравнению с мужской выборкой чувствительность к справедливости представляет собой более сильный предиктор субъективного благополучия). Наиболее сильный вклад в текущее психологическое состояние вносит чувствительность к справедливости с позиции жертвы. Этот вклад отчасти опосредован негативной связью чувствительности к справедливости с самоуважением и устойчивостью.  В исследовании обсуждается также гендерная специфика связи чувствительности к справедливости с показателями благополучия; в целом подтверждается, что для женской выборки по сравнению с мужской выборкой чувствительность к справедливости представляет собой более сильный предиктор субъективного благополучия.

Добавлено: 24 мая 2019