• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 4. С. 134-167.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках тематического плана фундаментальных исследований Государственного университета – Высшей школы экономики в 2009 г. по теме: «Разработка методологии оценки эффективности деятельности международных институтов, проведение анализа и оценки эффективности «Группы восьми» и возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в условиях кризиса системы глобального управления». С использованием методологии функционального анализа производится оценка эффективности «Группы восьми» с точки зрения реализации функций глобального управления и приоритетов, взаимодействия с международными многосторонними институтами и используемых механизмов. Особое внимание уделяется анализу динамики роли России в «Группе восьми» и эффективности «восьмерки» для реализации российских приоритетов. Также представлено сравнение эффективности деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати». В основе исследования лежат данные, полученные с помощью специализированной базы данных документов «Группы семи/ восьми» и «Группы двадцати» за период с 1998 по 2009 гг. и специального программного обеспечения для их количественного и качественного анализа.

Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Панова В. В., Хайнал П. И. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 48-59.

Авторы анализируют предложения по реформе «Группы восьми» с 1998 года, лишь кратко сославшись на более ранние инициативы реформ. В этой главе рассмотрены как предложения по реформированию, так и те реформы, которые на самом деле были проведены или находятся в стадии реализации. Особое внимание уделяется эволюционирующей «пятерке», Хайлигендаммскому процессу (ХП), странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), встречам крупнейших экономик и «двадцаткам», а также отношение «Группы восьми» к этим структурам, равно как и взаимоотношения по линии «ЕС-Группа восьми». Глава завершается предложениями по возможным сценариям дальнейших реформ «Группы восьми».

Добавлено: 7 апреля 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 7-33.

Возникновение новых институтов в ответ на системные уязвимости, стратегическую трансформацию влияния государств в мировой экономике и медленные темпы реформирования существующих институтов вызвало бурную дискуссию в отношении роста количества институтов и сопровождающей его фрагментации глобального управления. Однако фрагментация не означает снижения спроса на глобальное управление или его эффективности. Напротив, она может приносить выгоды, будучи позитивной и креативной [Acharya, 2016]. Несмотря на существенные различия своих миссий и коллективной идентичности, «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС играют важную роль в повышении инклюзивности, легитимности и эффективности глобального управления. Отличительными чертами трех институтов являются практика проведения встреч на высшем уровне, принцип добровольности исполнения решений, признание роли основных развивающихся стран в мировом экономическом росте, глобальном и региональном управлении, высокая интегрированность в систему международных институтов и активное взаимодействие с международными организациями. Это взаимодействие напрямую не решает проблем, связанных с фрагментацией, но стимулирует разделение труда, которое снижает риски фрагментации и конкуренции, способствует росту координации, согласованности, подотчетности и эффективности в глобальном управлении. В настоящей статье рассматривается взаимодействие «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с международными организациями в рамках выполнения ими функций глобального управления, включая обсуждение, определение направлений коллективных действий, принятие решений, их исполнение и развитие глобального / регионального управления. Аналитической основой исследования является теория рационального выбора институционализма. Оно опирается на количественный и качественный анализ документов, принятых «Группой двадцати», БРИКС и АТЭС, для выявления динамики и определения предпочитаемых ими моделей взаимодействия с многосторонними организациями. Статья начинается с краткого описания роли «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС в системе глобального управления. Затем представлены аналитическая парадигма и методология исследования. На основе этой методологии проверяется ключевая гипотеза о том, что неформальные институты высшего уровня могут прибегать к сочетанию моделей «каталитического воздействия», «ядра, влияющего на систему» и «параллельного управления» при взаимодействии с международными институтами, причем выбор отражает их миссию и роль в системе этих институтов, которые могут меняться со временем. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС последовательно взаимодействуют с международными организациями, но спектр этих организаций, интенсивность, динамика и модели взаимодействия существенно различаются. «Группа двадцати», ключевой форум экономического сотрудничества, действующий на основе консенсуса, стремится «выполнить обещание содействовать большей согласованности в системе институтов глобального управления» [Narlikar and Kumar, 2012, p. 389] и создать новую форму институционального коллективизма. «Двадцатка» превосходит БРИКС и АТЭС по количеству упоминаний международных организаций, интенсивности и масштабам взаимодействия. Она использует все три модели, взаимодействуя с ключевыми партнерами (МВФ, СФС, ОЭСР, Всемирным банком, ВТО и МОТ) в основном в качестве «ядра, влияющего на систему», по всему спектру функций глобального управления от обсуждения до исполнения решений. БРИКС, представляющий новую силу в глобальном управлении, стремится трансформировать мировой порядок на благо людей внося конструктивный вклад в определение правил игры [Duggan, 2015, p. 11]. БРИКС последовательно выступает в качестве катализатора, стимулирующего, одобряющего, побуждающего и поддерживающего изменения ООН, МВФ и Всемирного банка, а также ВТО и создающего собственную институциональную систему. АТЭС как главный региональный экономический форум и инструмент участия Азиатско-Тихоокеанского региона в решении глобальных проблем [Morrison, 2014, p. 2], продвигает повестку инклюзивного роста на региональном и глобальном уровнях. Эта двойственность целей проявляется в выборе партнеров для взаимодействия: десять ключевых партнеров АТЭС включают как глобальные, так и региональные международные организации. АТЭС способствует интеграции региональной и глобальной повестки дня, обеспечивает координацию между региональными и многосторонними институтами и усиливает их взаимное влияние. «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС, каждый по своему, способствуют росту координации в глобальном управлении. Определенно необходимо дальнейшее повышение согласованности и эффективности взаимодействия многосторонних институтов. Однако наличие предпосылок для снижения фрагментарности и конкуренции – хорошая новость, позволяющая с надежной смотреть в будущее глобального управления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке PФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Модели взаимодействия международных институтов в процессе осуществления многостороннего управления в сферах макроэкономической политики, финансового регулирования, международной торговли и инвестиций», проект № 15-07-00022.

Добавлено: 26 января 2018
Статья
Шелепов А. В., Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 7-34.

В статье представлен анализ позиций членов «семерки» и БРИКС и формирования коалиций в процессе выработки решений по проблемам, исторически являющимся центральными в повестке дня «двадцатки»: реформа международных финансовых институтов, макроэкономическая политика и финансовое регулирование. Авторы пытаются выявить: Какую роль играли альянсы БРИКС и «Группы семи» в продвижении приоритетов их стран через решения «двадцатки»? Действительно ли ad hoc группы, объединяющие развитые и развивающиеся страны, замещали сложившиеся альянсы? Сумели ли страны БРИКС использовать сотрудничество в рамках «Группы двадцати» для пересмотра баланса сил и правил игры в глобальной системе? Удалось ли «семерке» сохранить и закрепить свое влияние в обновленной системе глобального экономического управления? Каков потенциал компенсации дефицита влияния БРИКС на решения «Группы двадцати» для достижения целей формирования более демократического и справедливого многополярного миропорядка и обеспечения устойчивого, сильного, сбалансированного и инклюзивного роста?

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Жданов П. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В статье представлена попытка рассмотрения «Группы двадцати» в терминах и категориях сетевого подхода. Выделяются шесть характерных для сети переменных, принимающих специфические значения в рамках сети: ресурсы сети, групповой интерес, отсутствие классической иерархии, особая культура политического консенсуса, потенциал к изменениям и гетерогенность сетевых акторов. Характеристики «двадцатки» соотносятся с данными переменными, на основании чего обосновывается сетевая природа «двадцатки» на разных уровнях ее организации.

Помимо качественных характеристик сетевой подход дает возможность исследовать количественные характеристики сети и отображать ее графическую структуру. В качестве иллюстрации возможностей сетевого подхода используется построение сети на основе связи между приоритетными торговыми партнерами.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 60-84.

В статье представлен анализ итогов двух саммитов «Группы двадцати» и вклада ЕС в полученные результаты. Анализ участия, вклада ЕС и стран-членов ЕС в подготовку и достижения двух прошедших саммитов, позволяет выявить некоторые «сдерживающие факторы» развития внутриевропейской институциональной архитектуры, влияющие на качество и уровень эффективности участия ЕС в реализации функций глобального управления через деятельность «двадцатки». Во-первых, качество, устойчивость и последовательность, которую может обеспечить институт постоянного Президентства, значит больше, чем усилия по координации и обеспечению преемственности трех председательств. Эта устойчивость, по мнению автора, имеет значение не только для выработки согласия с партнерами ЕС, но для формирования консенсуса внутри ЕС, как условия эффективной общей внешней политики. Автор считает если, в рамках подготовки Вашингтонского саммита были безусловны лидерство и вклад Президентства и Европейской Комиссии. То в ходе подготовки Лондонского саммита, роль и вклад Председательства значительно уступали роли институтов ЕС, Европейской комиссии (Президент), Совета по экономике и финансам, Совета по общим вопросам и внешней политике, Группы высокого уровня, а также роли лидеров Германии, Франции, Италии (в силу председательства в «восьмерке); вкладу формальных и неформальных саммитов. Это еще один аргумент в пользу постоянного института Президента ЕС. Ратификация Лиссабонского договора, и эффективный постоянный Президент и министр иностранных дел создадут новый институциональный фундамент для вызовов будущего.

Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 2. С. 54-86.

Созданная в ответ на экономический и финансовый кризис, с которым существующие институты не смогли справиться должным образом решить, «двадцатка» превратилась из института антикризисного управления в главный форум международного экономического сотрудничества. Как и ее предшественник «Группа семи», созданная в 1975 году, а также БРИКС, созданный в 2009 году, «Группа двадцати» является неформальным институтом высшего уровня, или институтом «клубного типа». Для обеспечения последовательности, легитимности и эффективности «Группа двадцати» взаимодействует с другими международными организациями в рамках реализации функций глобального управления, включая обсуждение, определение направлений действий, принятие решений, исполнение решений и развитие глобального развития управления. Предполагается, что для получения максимальных выгод от такого взаимодействия с международными институтами «двадцатка» использует комбинацию моделей «каталитического воздействия», «ядра, влияющего на систему» и «параллельного управления», то есть: стимулирует или поддерживает изменения и реформирование международных организаций; определяет новые направления действий для других организаций; и создает собственные механизмы. В статье проверяется эта гипотеза. Для того, чтобы проследить динамику взаимодействия «Группы двадцати» с многосторонними организациями и определить предпочтительные модели взаимодействия в рамках отдельных председательств и сфер политики, анализ осуществлялся в рамках теории рационального выбора институционализма на основе количественного и качественного анализа документов, принятых «двадцаткой».Результаты исследования показывают, что интенсивность взаимодействия «Группы двадцати» с международными организациями очень высока и в основном «двадцатка» использует комбинацию моделей «каталитического воздействия» и «ядра, влияющего на систему», хотя ситуация зависит от сферы политики, организации, с которой осуществляется взаимодействие, и повестки дня председательства. Интенсивность взаимодействия «Группы двадцати» с МВФ, Советом финансовой стабильности, Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества и развития значительно превосходит интенсивность взаимодействия с другими институтами. ООН занимает только седьмое место по доле и интенсивности упоминаний в дискурсе «двадцатки». Зафиксировано очень мало случаев «параллельного управления», и большинство из них приходится на сферу инвестиций в инфраструктуру, что может быть интерпретировано как реакция «Группы двадцати» на сохраняющийся разрыв между спросом на инвестиции в инфраструктуру и их предложением и ее стремление к лидирующей роли в этой сфере. Таким образом, при реализации своей миссии и функций «двадцатка» предпочитают взаимодействовать с ключевыми международными организациями, выступая в качестве «хаба глобальной сети».

Статья начинается с краткого обзора аналитической парадигмы исследования и методологии. Затем рассматриваются динамика и модели взаимодействия «Группы двадцати» с международными организациями по широкому спектру приоритетов. В последнем разделе представлены результаты и выводы.

Добавлено: 23 марта 2017
Статья
Карин Б., Шор Д. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

Предлагаем Вашему вниманию перевод статьи авторов Б. Карина и Д. Шорр «Группа двадцати» как двигатель прогресса», впервые опубликованной в аналитическом вестнике The Stanley Foundation Policy Analysis Brief в феврале 2013 г. Перевод выполнен и публикуется на русском языке с согласия авторов.

Статья посвящена анализу эффективности деятельности «Группы двадцати». Авторы рассматривают критические и негативные высказывания о деятельности международного многостороннего института. Анализируются способы управления повесткой дня «Группы двадцати» для повышения ее эффективности. Исследуются инструменты, которыми пользуется «двадцатки». Даются рекомендации относительно повышения эффективности деятельности «двадцатки»: Группа должна включать в свою повестку приоритетные вопросы, такие как продовольственная безопасность, волатильность цен на продукты потребления, энергетика, борьба с последствиями изменения климата. «Двадцатка» должна разработать механизмы передачи решения ряда вопросов соответствующим международным институтам и организациям, чтобы не перезагружать свою повестку. Авторы статьи предлагают фильтры (пробелы в управлении, глобальные последствия, необходимость привлечения внимания высокого уровня, ясность, комплементарность, соразмерность) для формирования повестки дня «Группы двадцати». В заключение дается рекомендация о том, что эффективность «двадцатки» возможно повысить за счет концентрации всех усилий на более эффективных средствах и инструментах.

Добавлено: 21 сентября 2013
Статья
Гудлифф Г., Сберро С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

Предлагаем Вашему вниманию перевод статьи авторов Г. Гудлифф и Ст. Сберро «Группа двадцати» после саммита в Лос-Кабосе: иллюзии глобального экономического управления», впервые опубликованной в журнале The International Spectator: Italian Journal for International Affairs в декабре 2012 г. Перевод выполнен и публикуется на русском языке с согласия авторов.

Неспособность вырабатывать адекватные меры в отношении европейского кризиса суверенного долга и предвидеть неблагоприятные перспективы развития мировой экономики, не говоря уже о конкретных мерах по улучшению надзора и функционирования мировой экономики, по результатам саммита в Лос-Кабосе, похоже, подтверждает снижение эффективности и актуальности «Группы двадцати» как органа глобального управления по сравнению с декабрем 2008 г.. На фоне ограниченных достижений в области глобального управления в период председательства Мексики острые проблемы коллективных действий, усугубившиеся текущим экономическим кризисом, осложнили деятельность «двадцатки» в преддверии и во время саммита в Лос-Кабосе. Эти проблемы коллективного действия и вызываемая ими неудача глобального управления связаны с очевидным отсутствием лидерства как на глобальном, так и на европейском уровне, что, в свою очередь, свидетельствует о чрезмерном рассеивании государственной экономической и политической власти в рамках международной системы.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Бордачев Т. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 3.

Отношения ЕС-Россия и перспективы их развития

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5. С. 50-55.
В статье представлен обзор двусторонних встреч глав государств и правительств «Группы восьми» состоявшихся во время саммита в Японии. Всего их было проведено более пятидесяти, что еще раз подтверждает значение саммитов для двустороннего общения. При этом около 40% всех переговоров пришлось на встречи с восемью экономически значимыми странами, приглашенными на саммит, что указывает на значимость этих государств для выработки более ответственных и эффективных подходов к решению глобальных проблем.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Меликян А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 3. С. 33-45.
В сентябре 2008 г. были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society ), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике . Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного межстранового сравнительного исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 г. по заказу Федерального агентства по образованию. Данный материал посвящен рассмотрению вопроса достижения справедливости в высшем образовании, поскольку в последнее время эта проблема вызывает повышенный интерес со стороны правительств многих стран мира, которые акцентируют внимание на оказании помощи учащимся, имеющим ограниченные возможности доступа и последующего обучения в высшем образовательном секторе, обусловленные обстоятельствами, не связанными с их личными способностями. Эта тенденция вызвана стремлением к достижению соответствия между социальным составом студенчества и общества в целом. В публикуемом материале представлены основные тенденции в отношении вопроса справедливости в высшем образовании, наблюдаемые в странах-членах ОЭСР, факторы, оказывающие влияние на решение этого вопроса, успешные практики других стран, рекомендации ОЭСР и анализ возможностей их реализации для обеспечения справедливости в высшем образовании Российской Федерации.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 3. С. 24-39.

В статье представлены результаты реализации программы ЕС «Образование и подготовка 2010» за прошедший двухлетний период; анализируются особенности ее реализации на общеевропейском и национальном уровнях; дальнейшие политические шаги и перспективы по достижению главных приоритетов развития системы образования и подготовки в Европе в преддверии 2010 года и после его наступления. Как отмечается в итоговом докладе за 2008 г., страны-члены ЕС в целом смогли обеспечить положительные результаты хода реализации программы «Образование и подготовка 2010» в очередной двухлетний период. В то же время, по оценкам экспертов, прогресс, достигаемый по различным направлениям отдельными странами, не свидетельствует о повсеместности положительных изменений в общеевропейском контексте. Действия стран в реализации целей программы, следовательно, в будущем должны быть усилены и получить дополнительные импульсы. В статье делается попытка ответить на вопросы: какие направления программы получили положительное развитие за рассматриваемый период, а по каким прогресс до сих пор остается не удовлетворительным? Насколько результативны действия отдельных стран? И какова страновая специфика реализации целей программы «Образование и подготовка 2010»? А также, насколько достижимым является приоритет развития обучения в течение всей жизни в Европе, и возможно ли создание благоприятных условий для развития знаний, креативного и инновационного развития на общеевропейском уровне?

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 3. С. 24-39.
В статье представлены результаты реализации программы ЕС «Образование и подготовка 2010» за прошедший двухлетний период; анализируются особенности ее реализации на общеевропейском и национальном уровнях; дальнейшие политические шаги и перспективы по достижению главных приоритетов развития системы образования и подготовки в Европе в преддверии 2010 года и после его наступления. Как отмечается в итоговом докладе за 2008 г., страны-члены ЕС в целом смогли обеспечить положительные результаты хода реализации программы «Образование и подготовка 2010» в очередной двухлетний период. В то же время, по оценкам экспертов, прогресс, достигаемый по различным направлениям отдельными странами, не свидетельствует о повсеместности положительных изменений в общеевропейском контексте. Действия стран в реализации целей программы, следовательно, в будущем должны быть усилены и получить дополнительные импульсы. В статье делается попытка ответить на вопросы: какие направления программы получили положительное развитие за рассматриваемый период, а по каким прогресс до сих пор остается не удовлетворительным? Насколько результативны действия отдельных стран? И какова страновая специфика реализации целей программы «Образование и подготовка 2010»? А также, насколько достижимым является приоритет развития обучения в течение всей жизни в Европе, и возможно ли создание благоприятных условий для развития знаний, креативного и инновационного развития на общеевропейском уровне?
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Зуев В. Н., Попова И. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 51-65.

Трансформаии, которые произошли в управлении спортом, в корне изменили его значение в обществе: из простой формы досуга и укрепления здоровья он превратился в сложный, многомиллиардный, хорошо управляемый бизнес. Сочитание социально-культурной и экономической составляющих делает спорт важным инструиментом продвижения интересов. Историческое лидерство в развитии спорта дает Европейскому союзу великие основания задавать тон в формировании системы правил его управления, как и во многих других областях. Ведущую роль ЕС в формировании регулятивной основы спорта обеспечивает и размер спортивного рынка в Европе. Разработанная институтами ЕС модель спорта играет важную роль в углублении региональных интеграционных процессов, продвижении европейской модели за пределы региона и в превращении его драйвер становления глобальной системы управления спортом.

Цель данной статьи состоит в выявлении специфики европейской модели управления спортом - за счет каких инструментов и ресурсов Европейский союз утверждает европейские ценности в этой области, что позволяет европейскому подходу быть универсальным и распространяться на другие регионы. 

Анализ показал, что внедряя сложившиеся в объединении принципы эффективного управления и ценности в Европейскую модель спорта и распространяя ее на другие страны и регионы, Европейский союз активно продвигает свои интересы. В первую очередь это касается стран ближнего окружения, что закрепляет региональное лидерство ЕС в сфере спорта.

Однако разрабатываемые на европейском уровне практики и нормы также активно транслируются и на международный уровень. Спорт, и особенно футбол как самый популярный и экономически наиболее выгодный вид, стал еще одной сферой, в которой европейские практики управления продемонстрировали свою состоятельность и активно применяются на глобальном уровне. 

Таким образом, распространению Европейской модели спорта способствует "перетекание" права ЕС на организации, в которых он учавствует. Модель ЕС популяризируется "мягкой силой", за счет авторитета европейских федераций и лидирующих позиций, которые занимает европейский спортивный рынок. Европейский союз, динамично развивая европейский спорт, превратился в драйвер применеия практик управления и на глобальном уровне. 

Добавлено: 25 сентября 2018
Статья
Сафранчук И. А., Надточей Ю. И. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 4. С. 280-286.

В рецензии проводится критический обзор монографии французского исследователя О.А. Спайсер, посвященной политике Европейского союза в Центральной Азии. Рецензенты обращают внимание на методологический инструментарий, с помощью которого автор анализирует возможности проецирования влияния ЕС на весьма отдаленный от него регион. В основе работы заложена методология постструктурализма и постмодернизма. Этот нетривиальный   научный подход к оценке эффективности политики ЕС в Центральной Азии позволяет заключить о политической акторности  Союза как такового. Рецензентами дается положительная оценка результатам работы О.А. Спайсер как одному из немногих исследований, где фактически подвергаются сомнению притязания нормативной модели ЕС на универсальную применимость. В отличие от европейской части постсоветского пространства, где политика европеизации – «привития» бывшим социалистическим странам европейских ценностей и норм – обеспечила ЕС определенные геополитические преимущества как актору, в Центральной Азии Брюссель вынужден признавать ограниченность своей нормативной силы, довольствуясь лишь дозированным влиянием на политическую жизнь стран этого региона.

Добавлено: 11 декабря 2018
Статья
Ларионова М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 1-4.

Дорогие читатели!

Представляем Вашему вниманию первые результаты исследовательского проекта«Европейский союз как коллективный актор в международном пространстве: Европейский путь создания глобального общественного блага на основе формирования многосторонних партнерств и опоры на международные институты». Проект выполняетсяпри поддержке Европейской комиссии в рамках Программы развития Европейских исследований «Жан Моне».

В работе отражается динамика роли ЕС в процессах глобального управления, представлен анализ способов и методов, на которые опирается ЕС для достижения своих целей, моделей формирования международных партнерств. Особое внимание уделяется анализу роли и влияния ЕС в «Группе семи/восьми» за последние десять лет, в том числе в результате увеличивающегося объема компетенций ЕС.

Исследование основано на результатах системного анализа источников и документов институтов ЕС и «Группы восьми». В качестве аналитической парадигмы принят функциональный подход, используемый для оценки эффективности деятельности международных институтов в глобальном управлении. В рамках этого подхода, в исследовании предпринята попытка оценить вклад ЕС в реализацию основных целей глобального управления: политическое управление на наднациональном и национальном уровне, обсуждение общих проблем, определение направлений дальнейших действий, выработка и принятие коллективных решений, реализация решений и развитие глобального управления. В работе прослеживается трансформация идентичности ЕС как глобального актора на протяжении последних десяти лет, дается оценка значения этих изменений для отношений России и ЕС.

Коллектив авторов включает исследователей ГУ-ВШЭ, а также институтов – партнеров ГУ-ВШЭ, в том числе, Московского государственного института международных отношений, Центра международных исследований Манка Университета Торонто, Королевского института международных отношений Бельгии. Результаты работы будут представлены на международной конференции «ЕС в «Группе восьми»: вклад в формирование консенсуса и координацию усилий по созданию глобальных общественных благ» в июне 2009 года.

По итогам проекта будет подготовлена монография, в которой, на основе анализа внутренних и внешних факторов динамики развития ЕС как коллективного члена «Группы восьми» и «Группы двадцати», а также возможных моделей реформирования «Восьмерки» будет представлен прогноз будущей роли ЕС в новой системе этих институтов.

С наилучшими пожеланиями, Ларионова М.В.

Институт международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики

 

Добавлено: 4 апреля 2013
Статья
Энтин М. Л. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 29-47.

В статье представлен взгляд автора на место и роль Европейского Союза в международном пространстве как коллективного, принципиально нового игрока глобального управления. В ходе детального анализа раскрываются отличительные особенности и специфика ЕС как политического института, его внутренняя структура и система внешних связей и механизмов взаимодействия с другими акторами международного пространства. Особое внимание уделено таким характеристикам как отсутствие территориальных границ и неоднородность суверенных государств, входящих в состав ЕС. Раскрываются факторы, обеспечивающие сплоченность государств-членов ЕС, прежде всего, верховенство права, политическая культура солидарности, механизмы совместного управления суверенитетом. Анализируется правовая и институциональная специфика организации внешней деятельности ЕС, а также особенности его позиционирования на международной арене. Дается оценка будущего развития и укрепления влияния ЕС на формирование глобальной повестки дня, глобальное развитие и решение текущих международных проблем.

Добавлено: 4 апреля 2013
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 1. С. 46-53.
В статье рассматривается новая инициатива Европейского союза по созданию Европейского технологического института, призванного обеспечить и закрепить темпы роста инновационного и технологического развития Европы, испытывающей острую потребность в преодолении и противостоянии вызовам глобализационных процессов. Европейский технологический институт рассматривается как новая форма сотрудничества в рамках таких ключевых сфер инновационного развития как образование, инновации и наука, как новая модель управления современными процессами технологического развития на основе многостороннего сетевого взаимодействия. Автор анализирует структуру и механизмы функционирования Европейского технологического института с точки зрения эффективности и успешности, обращается к вопросам практической пользы и значимости описываемой модели сотрудничества внутри и за пределами Евросоюза, включая и третьи страны, а также ее возможности ее реализации в различных национальных контекстах. Большое значение уделяется инновационному подходу к обеспечению устойчивости отдельной системы сетевого взаимодействия за счет включения в систему таких специальных внутренних механизмов как самооценка и самовоспроизводство системы. В статье также представлен перечень специальных терминов, в которых определяется концепция Европейского технологического института.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 131-165.
В статье представлены результаты эмпирического исследования роли и влияния ЕС на процессы глобального управления, его вклада в определение и реализацию приоритетов, функций и ценностей «Группы восьми». На основе методологии функционального анализа и количественного анализа документов осуществлена оценка ключевых приоритетов и функций обоих институтов, а также их сравнительный анализ.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Медведев С. А., Томашов И. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 121-125.

В данной статье изучается растущая роль знания как фактора развития современных обществ. Анализируются проблемы международного сотрудничества в сфере образования и особое внимание уделено инициативам, предпринимаемым странами-членами «Группы восьми» и Европейского союза.

Добавлено: 4 апреля 2013