• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 206 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Вопросы психологии. 1993. № 5-6. С. 101-106.

введите текс

Добавлено: 15 марта 2015
Статья
Реан А. А., Шагалов И. Л. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 16-28.

В статье представлены результаты исследования индивидуальных ценностей российских подростков, анализируются ценности как предикторы ощущения счастья в подростковом возрасте. Для этого авторы используют результаты опроса, проведенного сразу в восьми регионах России. Размер выборки составил 7468 респондентов в возрасте от 14 до 19 лет. Работа опирается на ценностную модель Ш. Шварца, позволяющую изучать ценности на культурном и индивидуальном уровнях, включая индивидуальные отличия в ценностных приоритетах и их влияние на отношения и поведение. Результаты исследования показывают, что молодые люди основное значение придают таким ценностям как благожелательность, гедонизм, самостоятельность, репутация и безопасность. Между тем, меньше всего для молодых людей значимы власть, конформизм, традиции и скромность. Оценка регрессионных моделей демонстрирует, что важными параметрами счастья являются ценности, входящие в состав мета-ценности «Сохранение», когда молодые люди ценят традиции (семейные, религиозные), безопасность и стремятся придерживаться установленных в обществе правил. Несмотря на низкую оценку респондентами ценности семейных и культурных традиций (входит в состав ценности первого порядка Сохранение), она является сильно значимым предиктором счастья. Данные также показывают, что подростки ощущают себя счастливее в сельской местности, где сохраняется традиционалистская среда с консервативными ценностями. Также установлено, что ощущение счастья в подростковом возрасте характеризуется специфическим отношением молодых людей, при котором для счастливого подростка стремление к удовольствию сопряжено с отрицанием самостоятельности своих действий. Ответственность за свои поступки, в таком случае, молодые люди могут возлагать на своих родителей, членов своей семьи. Регрессионные модели показывают, что семья, в которой есть отец и мать, забота об узком круге близких людей, выраженная в ценности «Благожелательность - Забота», действительно являются детерминантами счастья.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-19.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 58-66.

Исследовалось влияние групповой принадлежности человека на выбор им норм справедливости. Выбор норм рассматривался как одна из форм проявления межгрупповой дифференциации. Предполагалось, что важность разных норм справедливости зависит от того, по отношению к кому люди принимают решение: к члену своей или чужой группы (первая гипотеза); к отдельному члену группы или ее большинству (вторая гипотеза). Рассматривалось также предположение, что люди считают членов своей группы более справедливыми, чем членов чужой (третья гипотеза). Все они получили эмпирическое подтверждение.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Мандрикова Е. Ю. Вопросы психологии. 2004. № 6.
Добавлено: 2 ноября 2010
Статья
Обухов А. С., Леонтович А. В. Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 161-162.

Информация о прошедшем с 8 по 15 июля 2018 г. в Якутске Международном симпозиуме по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование» в рамках Междунарожных интеллектуальных играх. 

Добавлено: 3 ноября 2018
Статья
Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 111-120.
Добавлено: 22 августа 2011
Статья
Трунова М. С., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 33-43.

В статье рассматривается становление метода биологической обратной связи в качестве самостоятельной исследовательской и практико-ориентированной междисциплинарной парадигмы. В центре внимания авторов психотерапевтические эффекты коммуникативных процессов в рамках процедуры биологической обратной связи. Авторы полагают, что осознание значимости регуляторных возможностей межличностных отношений в процедуре биологической обратной связи сближает ее с психотерапевтической практикой, намечает формы их активного взаимодействия, ставит вопрос о «психотерапевтической» составляющей метода БОС. Предложена схема процедуры биологической обратной связи, включающая две полярные по своему психологическому содержанию перспективы: контр-терапевтическую и терапевтическую.

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Хухорева А. В. Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 142-152.

Рассмотрены различные подходы к определению понятия «ценность». Разработана и опробована методика для опосредствованной диагностики ценностей. В качестве стимульного материала используется ряд гербов. Показана связь между результатами, полученными с помощью предложенной методики и с помощью традиционного теста Рокича.

 

 

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Улановский А. М. Вопросы психологии. 2017. С. 3-14.

Статья посвящена проблематике повседневного разговора. Дан обзор подходов к анализу разговора: первые этнографические модели "разговора в контексте"; внимание к деталям «исцеляющего» разговора в психоанализе; "разговор как конструирование" в теории речевых актов; принцип кооперации в разговоре и разговорные максимы в прагматике языка; позиция собеседников в дискурс-анализе; типология поведения участников группового обсуждения в интеракционном процесс-анализе; разговор как игра в драматургическом подходе; очередность разговора в рамках конверсационного анализа; и др. Представлена обобщенная авторская модель анализа повседневных разговоров, включающая в себя элементы сцены и участников, общего дизайна разговора, переходов очереди, повторяющихся тем и паттернов, коммуникативных затруднений и институциональной специфики. 

Добавлено: 15 апреля 2016
Статья
Гулевич О. А., Агадуллина Е. Р. Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 102-114.

В статье рассматриваются современные модели улучшения межгрупповых отношений, основанные на теориях социальной идентичности и самокатегоризации. Отдельное внимание уделяется моделям множественной категоризации и множественной идентичности, выделяются факторы, опосредующие их эффективность.

Добавлено: 30 октября 2013
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2015. Т. 2. С. 56-66.

Дается психологический анализ некоторых аспектов проявления цифрового разрыва между поколениями российских подростков и их родителей в отношении цифровой компетентности и способов освоения Интернета, а также особенностей различных культурных форм передачи опыта и взаимодействия между поколениями в сфере использования цифровых технологий. В работе представлена часть результатов всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В исследовании участвовали 1203 подростка 12–17 лет из 45 регионов 8 федеральных округов РФ и 1209 родителей подростков того же возраста. В статье обсуждается психологическое содержание цифрового разрыва между поколениями на основе следующих эмпирических результатов: во-первых, префигуративная модель передачи опыта (от детей родителям) также распространена, как передача опыта от родителей детям (постфигуративная модель), и во многом «уступает» самостоятельному обучению и кофигуративной модели; во-вторых, различия в цифровой компетентности между подростками и родителями проявляются в сфере умений и ответственности и в наибольшей степени – при сопоставительном анализе сфер деятельности в Интернете. 

Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Липатов С. А., Несмеянова Р. К. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 97-114.

Описывается характер взаимосвязи воспринимаемых типов корпоративной культуры по типологии Л. Константина со следующими переменными: привлекательность корпоративной культуры, виды организационной идентификации, потребность в ней, типы привязанности к организации и соответствие индивидуальных и организационных ценностей. В исследовании принял участие 241 сотрудник коммерческих предприятий (63 мужчины и 178 женщин). Им предлагалось заполнить анкету, включающую пять частей. Данные обрабатывались с помощью моделирования структурными уравнениями. Итогом работы стало создание четырех структурных (путевых) моделей для каждого воспринимаемого типа корпоративной культуры (открытого, закрытого, синхронного, случайного), отображающих особенности их связи с исследуемыми переменными. Были выявлены общие закономерности. Соответствие ценностей отражается на восприятии сотрудником своей организации как привлекательной, на появлении у него потребности в идентификации, а также говорит о низкой вероятности появления избегающего типа привязанности. Наличие амбивалентной привязанности может стать причиной возникновения избегающей привязанности, при которой сотрудники не удовлетворены работой и стараются минимизировать общение с коллегами, что, в свою очередь, может отчасти спровоцировать у них возникновение нейтралитета по отношению к месту работы. Дезидентификация и нейтральная идентификация могут стать причинами возникновения амбивалентного отношения к организации. Когда же у сотрудника нет индифферентного отношения к ней, и он включен в организационную жизнь, то высока вероятность формирования положительной идентификации. Помимо этого, были проанализированы особенности и различия в связях, выявленные в моделях. Перспективным направлением развития данной темы является обоснование и добавление в модели новых переменных с целью их эмпирической проверки для создания единой целостной теоретико-методологической модели, комплексно описывающей организационную жизнь.

Добавлено: 3 октября 2019
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 112-133.

Приводятся выдержки из архивных документов, содержащих личные свидетельства Л.С. Выготского, датируемые 1914–1918 гг., из которых следует, что в допсихологический период он остро переживал невозможность полной реализации своих способностей, а также работал над книгой «Против новоеврейства». У книги был соавтор, скрывающийся под инициалами Р.Ю.Э.1 Найденные два письма из переписки Л.С. Выготского с Р.Э. показывают, что их сотрудничество было весьма значимым для ученого в канун революции, и что оно было прервано в начале 1920-х гг. Также найдены подтверждения того факта, что большую часть осени 1917 г. Л.С. Выготский провел в Самаре.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 167-174.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Шадриков В. Д. Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 118-127.

В работе обосновывается необходимость обращения к мысли, как одной из базовых психологических категорий, излагаются методологические принципы исследования, обосновывается понятие предметной мысли, рассматриваются нейрофизиологические механизмы порождения мысли и формируются представления о структуре мысли, выясняются отношения мысли и информации, дается гипотетическое описание процессов порождения мысли.

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Вопросы психологии. 2016. Т. 3. С. 138-147.

В эксперименте дети 4-5 лет после нахождения целевого объекта получали дополнительную информацию о нем, состоящую из категориальных и индивидуальных признаков. Дети выполняли задание в одном из двух условий: когда у них были искусственные названия для целевых объектов, и когда названий не было. Мы обнаружили, что только в условиях наличия искусственных названий дети смогли запомнить дополнительную информацию, причем они селективно запоминали категориальные, а не индивидуальные признаки. Данные результаты впервые демонстрируют роль слов в развитии категориального восприятия в дошкольном возрасте.

 

Добавлено: 14 декабря 2014
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 123-132.

В рамках данной статьи рассмотрены основные направления изучения представлений о дистрибутивной и процедурной справедливости в Западной Европе и США, а также функции этих представлений. Описаны основные проблемы, возникающие при изучении представлений о справедливости.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ледовая Я. А., Паничева П. В., Причисленко А. Г. и др. Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 79-91.

В течение последних нескольких лет в России наблюдается, с одной стороны, увеличение интереса к популяризации научных знаний, а с другой - рост числа людей, верящих в состоятельность гомеопатии и испытывающих недоверие или даже страх по поводу генномодифицированных продуктов. Это значит, что необходимость распространения научных знаний весьма актуальна. Информация о психологии как науке и обоснованных методах практики нуждается в корректных способах трансляции, потому что интерес к психологии крайне велик среди непрофессионалов, а понятие о ней закладывается зачастую с опорой на материалы в далеких от академизма СМИ, а не в школе или университете. При этом социальные сети за последние 10 лет превратились в ежедневный источник информации для многих людей, особенно для молодежи, и качество распространяемой в социальных сетях информации о психологии представляет интерес для исследований психологов. Настоящее исследование посвящено проблеме определения академического уровня текстов психологического содержания в тематических сообществах, популярных среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». С помощью оценок экспертов - молодых академических психологов, сотрудников НИИ и преподавателей вузов Москвы и Санкт- Петербурга - были выделены сообщества, транслирующие академически корректную (научно обоснованную) и академически некорректную (научно необоснованную) информацию о психологии в этой социальной сети. Применение системы сбора данных из социальных сетей - краулера - позволило выделить текстовую информацию (новости, «посты») из этих двух типов сообществ в социальной сети «ВКонтакте», а с помощью компьютерно-лингвистических методов анализа в этих текстах были выделены превалирующие тематика и термины. Показателями академичности текстов в исследуемых сообществах могут считаться термины «синапс», «научение», «аксон», «медиатор», а показателями неакадемичности - термины «деньги», «счастье», «интроверт». Планируется использовать полученные данные для создания рекомендаций подписчикам и администраторам социально-сетевых сообществ, заинтересованных в распространении научно обоснованной информации о психологии.

Добавлено: 18 февраля 2019
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 47-57.

Статья представляет собой перевод 3-ей главы книги известного американского психотерапевтаНатали Роджерс "Творческая связь" (1993).

Добавлено: 25 февраля 2015
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 90-92.
Добавлено: 11 января 2009