• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 184 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2015. Т. 2. С. 56-66.

Дается психологический анализ некоторых аспектов проявления цифрового разрыва между поколениями российских подростков и их родителей в отношении цифровой компетентности и способов освоения Интернета, а также особенностей различных культурных форм передачи опыта и взаимодействия между поколениями в сфере использования цифровых технологий. В работе представлена часть результатов всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В исследовании участвовали 1203 подростка 12–17 лет из 45 регионов 8 федеральных округов РФ и 1209 родителей подростков того же возраста. В статье обсуждается психологическое содержание цифрового разрыва между поколениями на основе следующих эмпирических результатов: во-первых, префигуративная модель передачи опыта (от детей родителям) также распространена, как передача опыта от родителей детям (постфигуративная модель), и во многом «уступает» самостоятельному обучению и кофигуративной модели; во-вторых, различия в цифровой компетентности между подростками и родителями проявляются в сфере умений и ответственности и в наибольшей степени – при сопоставительном анализе сфер деятельности в Интернете. 

Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 167-174.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Шадриков В. Д. Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 118-127.

В работе обосновывается необходимость обращения к мысли, как одной из базовых психологических категорий, излагаются методологические принципы исследования, обосновывается понятие предметной мысли, рассматриваются нейрофизиологические механизмы порождения мысли и формируются представления о структуре мысли, выясняются отношения мысли и информации, дается гипотетическое описание процессов порождения мысли.

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Вопросы психологии. 2016. Т. 3. С. 138-147.

В эксперименте дети 4-5 лет после нахождения целевого объекта получали дополнительную информацию о нем, состоящую из категориальных и индивидуальных признаков. Дети выполняли задание в одном из двух условий: когда у них были искусственные названия для целевых объектов, и когда названий не было. Мы обнаружили, что только в условиях наличия искусственных названий дети смогли запомнить дополнительную информацию, причем они селективно запоминали категориальные, а не индивидуальные признаки. Данные результаты впервые демонстрируют роль слов в развитии категориального восприятия в дошкольном возрасте.

 

Добавлено: 14 декабря 2014
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 123-132.

В рамках данной статьи рассмотрены основные направления изучения представлений о дистрибутивной и процедурной справедливости в Западной Европе и США, а также функции этих представлений. Описаны основные проблемы, возникающие при изучении представлений о справедливости.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ледовая Я. А., Паничева П. В., Причисленко А. Г. и др. Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 79-91.

В течение последних нескольких лет в России наблюдается, с одной стороны, увеличение интереса к популяризации научных знаний, а с другой - рост числа людей, верящих в состоятельность гомеопатии и испытывающих недоверие или даже страх по поводу генномодифицированных продуктов. Это значит, что необходимость распространения научных знаний весьма актуальна. Информация о психологии как науке и обоснованных методах практики нуждается в корректных способах трансляции, потому что интерес к психологии крайне велик среди непрофессионалов, а понятие о ней закладывается зачастую с опорой на материалы в далеких от академизма СМИ, а не в школе или университете. При этом социальные сети за последние 10 лет превратились в ежедневный источник информации для многих людей, особенно для молодежи, и качество распространяемой в социальных сетях информации о психологии представляет интерес для исследований психологов. Настоящее исследование посвящено проблеме определения академического уровня текстов психологического содержания в тематических сообществах, популярных среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». С помощью оценок экспертов - молодых академических психологов, сотрудников НИИ и преподавателей вузов Москвы и Санкт- Петербурга - были выделены сообщества, транслирующие академически корректную (научно обоснованную) и академически некорректную (научно необоснованную) информацию о психологии в этой социальной сети. Применение системы сбора данных из социальных сетей - краулера - позволило выделить текстовую информацию (новости, «посты») из этих двух типов сообществ в социальной сети «ВКонтакте», а с помощью компьютерно-лингвистических методов анализа в этих текстах были выделены превалирующие тематика и термины. Показателями академичности текстов в исследуемых сообществах могут считаться термины «синапс», «научение», «аксон», «медиатор», а показателями неакадемичности - термины «деньги», «счастье», «интроверт». Планируется использовать полученные данные для создания рекомендаций подписчикам и администраторам социально-сетевых сообществ, заинтересованных в распространении научно обоснованной информации о психологии.

Добавлено: 18 февраля 2019
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 47-57.

Статья представляет собой перевод 3-ей главы книги известного американского психотерапевтаНатали Роджерс "Творческая связь" (1993).

Добавлено: 25 февраля 2015
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 90-92.
Добавлено: 11 января 2009
Статья
Новикова М. А. Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 1-9.

Прослеживается история возникновения понятия «самооцениваемый интеллект», его развитие в западной психологии на протяжении последнего полувека. Рассматривается соотношение «самооцениваемого интеллекта» с еще одним субъективным измерением IQ - имплицитными теориями ума. Приводятся исследования, в которых изучаются гендерные различия самооцениваемого интеллекта, его связь с психометрическим интеллектом и личностными характеристиками. Отдельно анализируется проблема связи «самооцениваемого» интеллекта с академической успеваемостью и целевыми ориентациями.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Погожина В. А., Подольский О. А. Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 89-99.

Эксперты единодушны во мнении, что познавательные компетенции крайне важны на рабочем месте и оказывают влияние на карьерные перспективы любого трудоспособного человека. В результате анализа исследований рынка труда были выделены ключевые познавательные компетенции, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей: решение проблем, информационная грамотность, критическое мышление. Проанализировав различные подходы к определению компонентов указанных ключевых компетенций, а также  по следам проведенной экспертной работы, была разработана обобщенная рамка компетенций теста РИК, направленного на оценку базовых умений, включенных в «решение проблем»(Р), «информационную грамотность»(И) и «критическое мышление» (К). 

Добавлено: 24 июля 2017
Статья
Тюменева Ю. А. Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 23-32.
Добавлено: 26 марта 2010
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 83-94.

В статье рассматривается влияние близости отношений и статуса участников на использование норм справедливости.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 3-19.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилова Т. В. Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 3-14.

В статье раскрывается положением о том, что образ мира в актуалгенезе решений и действий человека выступает стабилизирующим вектором становления динамических регулятивных систем, процессуально опосредствованных как когнитивными, так и личностными составляющими, а также взаимодействиями между ними.  Обосновывается необходимость интеграции методологических принципов активности и неопределенности, как предполагающих развитие понятий образа мира, возможного в мышлении, толерантности и интолерантности к неопределенности и динамического контроля неопределенности.

Добавлено: 23 февраля 2016
Статья
Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24.

Статья является попыткой перевода категорий психологии развития на язык проектирования образовательной системы. Авторы представляют проект образовательного пространства. Основания проектирования заданы в предыдущей работе.  

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 3-10.
Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Голынчик Е. О., Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 80-92.

Излагаются результаты исследования обыденных представлений о справедливости / несправедливости. Эмпирическое изучение этих представлений проведено посредством анкетирования. В работе были использованы методики ассоциаций и свободного описания справедливых/несправедливых событий. Результаты исследования позволили выделить основные события, входящие в структуру обыденных представлений о справедливости/несправедливости, и место феномена справедливости в структуре обыденного сознания.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Девятко Д. В., Фаликман М. В. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 128-134.

Проверялась гипотеза о нисходящем влиянии лексической группировки, известном как «эффект превосходства слова», на феномен «слепоты, вызванной движением» — субъективного исчезновения зрительных стимулов, постоянно предъявляемых на фоне движущейся маски. Показано, что в данных условиях эффект превосходства слова не наблюдается. Параметры исчезновения отдельных букв, составляющих слово, при предъявлении на фоне движущейся маски не отличаются от параметров исчезновения стандартных стимулов. Высказано предположение об ограниченной роли внимания в возникновении «слепоты, вызванной движением».

Добавлено: 6 марта 2013
Статья
Орлов А. Б., Волкова Д. Э. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 88-97.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 125-127.
Добавлено: 8 февраля 2010