• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 169 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ярская-Смирнова Е. Р., Бодрова О. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24. № 1.

Представлена рефлексия различных моделей легитимации социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО): рыночная ориентированность, социальный капитал, институциональная логика, эмоциональная приверженность, традиционалистские установки, критическая модель. Анализ проводится с опорой на теоретические источники, результаты опубликованных исследований, материалы из интернет-ресурсов некоммерческих организаций и массмедиа. Модели легитимации СОНКО включают нормативные оправдания существующей политики и практики в отношении таких организаций. Играя по правилам рыночной экономики, они функционируют, с одной стороны, как автономные субъекты, а с другой — как комплементарные и подконтрольные государству. Реформируемые системы социальных услуг в регионах характеризуются разной степенью вовлеченности некоммерческих провайдеров, что требует рассмотрения вопросов о легитимности в специфических институциональных контекстах. Хотя рыночная аффилиация СОНКО отчасти повышает их готовность к вызовам внешней среды, низкий уровень общественного и институционального доверия делают их уязвимыми перед более властными и ресурсно обеспеченными конкурентами. Неравномерный рост доверия к различным формам общественных объединений структурирован на макроуровне реформами социальной сферы, при этом у субъектов партнерского взаимодействия в социальной сфере складываются разные аргументы легитимации. Легитимация становится индивидуальным и коллективным проектом восходящей мобильности для некоммерческих провайдеров социальных услуг. В процессе легитимации им приписываются характеристики, фиксируемые законодательством, показателями рейтингов и проверок, обсуждаемыми в сообществах НКО и массмедиа. Организации стремятся соответствовать предъявляемым различными акторами требованиям и общественным ожиданиям в отношении рыночной эффективности, укорененности в локальном контексте, аффективной и ценностной конгруэнтности с донорами и целевыми группами, партнерства с государственными структурами. При этом СОНКО должны обладать достаточной гибкостью, чтобы маневрировать между ожиданиями разных стейкхолдеров и вплетать разные логики в организационную идентичность

Добавлено: 6 марта 2021
Статья
Григорьев Д. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 215-244.

Данная обзорная статья знакомит читателей с современным состоянием исследований в рамках модели содержания стереотипов и некоторым опытом её применения для объяснения содержания этнических стереотипов в России. Были даны определения двум базовым компонентам социальной перцепции (теплоте и компетентности), описаны их антецеденты (взаимозависимость и статус) и последствия (согласно модели BIAS), а также возможные эффекты компенсации. Применительно к этническим стереотипам этнически русских данная модель была использована в 2018 г. для составления карты этнических стереотипов для шестидесяти самых многочисленных этнических групп (как иммигрантов, так и этнических меньшинств). Четыре кластера занимали пространство теплоты-компетентности содержания стереотипов: (1) православные славянские народы (высокая теплота и высокая компетентность); (2) преимущественно коренные народы РФ и восточно-христианские группы (средняя теплота и средняя компетентность); (3) этнические группы из экономически развитые страны (низкая теплота и высокая компетентность); а также (4) группы, воспринимаемые как неквалифицированные иммигранты, стигматизированные и конфликтные группы (низкая теплота и низкая компетентность). Кроме того, сообщаются результаты проверки предположения об амбивалентности стереотипов, связи численности групп и позицией ингруппа/аутгруппа с их оценкой, а также последствия их культурного (или религиозного) сходства. Карта содержания этнических стереотипов в РФ показала преимущественно стереотипы с взаимосвязанными теплотой и компетентностью, с несколькими амбивалентными стереотипами. Модель содержания стереотипов, при учёте антецедентов из других моделей, ожидаемо и последовательно описывала стереотипные образы этнических групп в РФ. На основе современного понимания даются предложения по изменению этнических стереотипов в РФ.

Добавлено: 8 июня 2020
Статья
Давыдов С. Г., Логунова О. С., Лыткина Е. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3(86). С. 50-64.

Предлагаемое исследование посвящено трансформации института наблюдателей на выборах в современной России. Используются две интерпретационные модели, предполагающие связь установок индивидов с их поведением: модель информации - мотивации - поведенческих навыков Д. Глэсфорда и треугольник ответственности Т. Брита. С помощью метода глубинного интервью было опрошено 33 респондента, принимавших участие в качестве наблюдателей или членов участковых комиссий на выборах мэра Москвы в 2013 г. Основной фокус был сделан на вовлеченности, личной мотивации, наличии информации, релевантной для наблюдателей, оценке исхода выборов и собственной роли в них; существенное внимание было уделено медийным предпочтениям респондентов. Полученные результаты позволили сделать ряд выводов, связанных с перспек тивностью использования как выбранных нами теоретических подходов, так и необходимости их модификации в свете полученных результатов.

Добавлено: 30 ноября 2016
Статья
Лейбович О. Л., Шушкова Н. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 1. С. 139-156.
Добавлено: 17 февраля 2011
Статья
Чепуренко А. Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. № 5. С. 7-23.

Дается обзор новых возможностей для анализа социологических взглядов К. Маркса в связи с публикацией его рукописей, выписок и эпистолярного наследия в академическом Полном собрании сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (MEGA). Показано, что в рукописях и первоначальных вариантах «Капитала» содержится ряд важных для интерпретации социологических идей Маркса (товар как собственная предпосылка капитала; частная собственность как всего лишь юридическая оболочка буржуазных экономических отношений; логика и этапы технологического развития на основе капитала и др.), получивших лишь фрагментарное отражение в «Капитале». Несмотря на попытки «популяризации» теории в прижизненных изданиях «Капитала», он оказался слишком сложным, поэтому важную роль впоследствии играли в основном популярные его интерпретации. На их базе сформировались как исторический материализм, так и его критика. После выхода первого тома (1867) Маркс предпринимал попытки завершить «Капитал», варианты второй и третьей книг показывают, что ему были ясны основные теоретические проблемы (анализ воспроизводства всего общественного капитала и объяснение средней нормы прибыли на основе трудовой теории стоимости), но решить их до конца на основе своей теории стоимости он так и не сумел. В последний период жизни Маркс скупо делился творческими планами даже с ближайшими друзьями; многие важные его идеи оказались не поняты и Энгельсом, внесшим свой вклад в становление ортодоксального «материалистического понимания истории».

Добавлено: 10 марта 2020
Статья
Лопатина С. Л., Костенко В. В., Понарин Э. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII. № 4. С. 166-201.

Анализируются ценности индивидуального выбора, такие как оправдание абортов, разводов и добрачного секса, в десяти постсоветских странах: Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане в Центральной Азии, Азербайджане, Армении и Грузии на Кавказе, а также в Белоруссии, России, Украине и Эстонии. Мы показываем, что ценности индивидуального выбора в этих странах связаны с более низким уровнем национальной гордости респондентов. Мы интерпретируем данный вывод, опираясь на исследования гендерных аспектов национализма. Полагаем, что нетерпимое отношение к индивидуальному выбору в массовых опросах на постсоветском пространстве связано с принятием национальной идеологии, продвигаемой постсоветскими элитами, а не практиками частной жизни.

Добавлено: 12 января 2020
Статья
Покровский Н. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 3. С. 21-31.

Опираясь на социологические концепции глобализации (особенно на версию американизации Дж. Ритцера), автор анализирует включение России в глобальное сообщество. Процесс включения демонстрируется в трех областях деятельности: высшее образование, туризм, и труд. Автор указывает на «экспериментальный» характер современной российской культуры, которая предвосхищает глобальные тенденции.

 

Добавлено: 16 октября 2013
Статья
Радаев В. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 4. С. 121-141.

В статье демонстрируется гетерогенность стилей потребления алкогольных напитков в современной России на примере основных видов домашнего алкоголя. Изучаются демографические, социально-экономические, территориальные факторы и факторы доступности, воздействующие на потребление домашнего алкоголя. Используются данные общероссийского опроса взрослого населения RLMS-HSE за 2014 г.

В результате, наряду с потребителями самогона, впервые статистически выявлена отдельная группа потребителей домашнего вина. Показано, что группы потребителей самогона и домашнего вина близки по масштабам, почти не пересекаются по составу и демонстрируют контрастирующие стили потребления. Потребители самогона чаще подвергают риску собственное здоровье, а потребители домашнего вина более склонны к умеренному потреблению алкоголя и демонстрируют более цивилизованные привычки.

Используя в качестве двух зависимых переменных наличие или отсутствие потребления самогона и домашнего вина в течение последних 30 дней, на основе регрессионного анализа мы выяснили, что потребители самогона чаще обнаруживаются среди мужчин, представителей старшего возраста, респондентов с более низким уровнем образования и дохода, они более сконцентрированы в сельских поселениях и неюжных регионах России. Потребители же домашнего вина по большинству данных параметров демонстрируют прямо противоположные черты.

Оценивая краткосрочные эффекты новой алкогольной политики государства, мы можем заключить, что наиболее влиятельные факторы, воздействующие на потребление домашнего алкоголя, связаны с его доступностью в локальной среде, в то время как рост розничных цен на алкоголь промышленного производства в результате ужесточения фискальных мер не оказывает значимого воздействия.

Добавлено: 24 апреля 2017
Статья
Шаталова А. Н., Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. XXI. № 4. С. 63-84.

Статья посвящена изучению дискурсивных репрезентаций неформальных практик групп интересов в ходе подготовки и проведения публичных слушаний. Авторы анализируют случаи общественных слушаний в Санкт-Петербурге и спектр мнений их участников. Эмпирической основой исследования послужили полуструктурированные интервью с горожанами, лоббистами их интересов и экспертами (N=13), а также материалы невключенных наблюдений слушаний «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга» и «О Генеральном плане Санкт-Петербурга». Теоретико-методологическими основаниями исследования выступают неоинституциональная теория Д. Норта и Н. Флигстина, а также «лестница человеческого участия» Ш. Арнстейн. Авторы приходят к заключению, что контекст взаимодействия сторон в ходе публичных слушаний может принимать формы от создания видимости учета предложений общественности до действительных случаев учета мнений горожан. Между тем, на всех уровнях взаимодействия группы интересов, в зависимости от доступа к власти, прибегают к специфическому репертуару неформальных практик с целью получения желаемых выгод. Так, сильные группы интересов могут обращаться к приглашению лояльных присутствующих и так называемых «подставных» участников; минимизации информации об общественных слушаниях; предоставлению информации в выгодном для них ключе; перекладыванию ответственности за решение на внешние инстанции и осуществлению недобросовестного документооборота. Тогда как горожане и лоббисты их интересов в ответ самостоятельно проводят опрос жильцов для проверки аутентичности явки; оповещают население о предстоящих общественных слушаниях; выясняют состав и повестку активной общественности. Все стороны взаимодействия могут прибегать к пространственным тактикам, а также к практикам применения физической силы.

Добавлено: 16 декабря 2018
Статья
Барсукова С. Ю., Карачаровский В. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 3. С. 99-115.
Добавлено: 8 февраля 2013
Статья
Шариков Д. Д. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. С. 179-210.

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию культуры в современной социологической теории. Реконструируется теоретическая логика классической функционалистской модели культуры. Утверж дается, что классическая модель уходит корнями в работы Э. Дюркгейма и М. Мосса о коллективных представлениях и символических системах классификации. Объясняется, как интерпретация Т. Парсонсом теоретического наследия Э. Дюркгейма легла в основу его концепции культурной системы. Предлагается критика классической модели культуры с позиций современной психологии и  когнитивных наук. Излагаются основные положения альтернативной «фрагментированной» модели культуры Э. Свидлер. Представляется исследовательское направление социологии культуры и познания. Раскрывается содержание «дуально-процессной» модели культуры в версии С. Вейзи и ее значение для интеграции классической и «фрагментированной» моделей. Разбираются введенные О. Лизардо различения недекларативной и декларативной культуры, а также публичной и  персональной культуры и их значение для развития дуально-процессной модели. Эксплицируются логические и содержательные трудности дуально-процессных теорий культуры. Анализируется содержание полемики О. Лизардо и С. Тёрнера о роли зеркальных нейронов в обеспечении механизмов трансмиссии практических компетенций между социальными акторами. Кратко рассматривается критика психологических оснований теорий дуальных процессов. Излагается суть спора между компьютационалистскими и энактивистскими объяснительными моделями в когнитивистике и его потенциальное значение для когнитивной социологии культуры. Обосновывается необходимость прояснения философских оснований трансдисциплинарного взаимодействия социальных и когнитивных наук. Обсуждаются идеи уровней анализа, социального эмерджентизма и нисходящей каузации. Очерчиваются основные перспективы дальнейшего развития исследовательского направления когнитивной социологии культуры.

Добавлено: 6 ноября 2019
Статья
Сизова И. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 1(60). С. 86-103.

В эпоху основательных изменений института семьи, семейных ценностей и отношений меняются ролевые установки родителей и их социальные статусы. Из семейного законодательства в Европе исчезают привычные гендерные обозначения, а положение семьи все больше зависит от ее потенциала. Развитые европейские страны стремятся разрабатывать культурные схемы ответственного родительства, создавать благоприятствующую семье социальную среду, регулировать деление и объем родительских функций. Так, в последнее время общественные институты стремительно реорганизуются вокруг новой, нормативно продвигаемой, поведенческой модели родителя-отца, способного к выполнению любой работы по уходу/воспитанию за детьми и их обеспечению. В статье при помощи анализа законодательства и данных социологических исследований показаны основные изменения в семейной политике в пяти группах европейских стран и реакции мужчин и женщин на эти инновации.

Добавлено: 25 сентября 2014
Статья
Радаев В. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 3. С. 109-130.

В статье разрабатывается исследовательская стратегия нового институционализма в экономической социологии. Предлагаемая аналитическая схема связывает институциональные образования, мотивационную структуру агентов и концепции контроля. В области институциональных образований обсуждаются вопросы прав собственности, структур управления и правил обмена. В области мотивационной структуры - экономические интересы, культурно-нормативные схемы и принудительные воздействия. Наконец, концепция контроля включает такие элементы, как выработка смыслов, оценка ресурсов, деловая стратегия и легитимация действий агентов.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Мокроусова А. К. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 3. С. 173-181.

Образ города - понятие, связанное с городским социальным пространством и коллективной идентичностью. Связывая пространство вокруг себя со значимыми событиями как в своей жизни, так и в более широких исторических рамках, человек придает ему определенный смысл, конструирует его, фактически создает пространство, которого не было до того момента, как человек его не описал тем или иным образом, не включил в ту или иную канву событий. В статье рассматриваются подходы различных исследователей к концепту образа города, анализируются как механизмы создания образа, так и способы его восприятия, а также предлагается сравнить различные уровни описания образов города - «иконический» и повседневный - и условия их трансформации. Изу чаются причины существования и сосуществования различных интерпретаций одного и того же пространства.

Добавлено: 14 ноября 2012
Статья
Корчагина Е. В., Варнаев А. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 190-203.

Рост известности принимающего региона, развитие его инфра­структуры, усиление конкурентоспособности национальных брендов яв­ляются важными аргументами, заставляющими страны бороться за право проведения Олимпийских игр на своей территории. Однако связан­ные с Олимпиадой ожидания зачастую оказываются завышенными по сравнению с реальными результатами. В этой связи проведенный в ста­тье анализ международного опыта использования Олимпийских игр как инструмента формирования позитивного имиджа олимпийской столицы и принимающего региона представляет особую актуальность. Исследо­вание воздействия Олимпийских игр, проводившихся с 1972 по 2012 гг., на развитие принимающих территорий позволило выявить как положи­тельные, так и отрицательные для имиджа эффекты. В рамках прове­денного исследования особое внимание было уделено изучению положи­тельного олимпийского опыта Пекина (2008 г.) и Лондона (2012 г.). Данные Олимпиады можно признать успешными как с точки зрения по­лученных социально-экономических результатов, так и с точки зрения укрепления политических позиций принимающих стран на международ­ной арене. Изучение и использование ключевых элементов технологии формирования позитивного имиджа важны для достижения поставлен­ной перед сочинской Олимпиадой цели усиления международного влияния России. 

Добавлено: 2 марта 2014
Статья
Максимова А. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 6. С. 44-68.

Для социальных исследований технологий одной из актуальных тем является то, что происходит, когда деятельность, в прошлом осуществлявшаяся людьми и с помощью доцифровых артефактов, начинает обеспечиваться информационными технологиями. Данная статья рассматривает опыт пользователя телефонной справочной службы и фокусируется на вопросе о том, как организована интеракционная работа в телефонном разговоре пользователя с автоматизированным оператором и оператором-человеком. Для этого используется рамка конверсационного анализа, позволяющая в деталях рассмотреть социальное взаимодействие. Материалом для анализа стали записи телефонных звонков в справочную службу, а также данные наблюдения и бесед с сотрудниками организации. На основе обзора существующих исследований взаимодействия людей с информационными системами выделены их основные находки и идеи. Охарактеризовано взаимодействие операторов-людей и пользователей телефонной службы: операторы следуют сценарию звонка, но за счет таких коммуникативных ресурсов, как интонация, место произнесения реплики, подтверждение слов пользователи и операторы могут достигать взаимного понимания в разговоре. С помощью таких приемов люди справляются с ограничениями и решают проблемы во взаимодействии. Далее проанализировано взаимодействие пользователей и робота. Посредством сравнения этих телефонных звонков с разговорами с обычными операторами выявлены особенности интеракционной работы участников взаимодействия в случае, когда пользователи сталкиваются с машиной. Показано, что робот действует независимо и не реагирует на ситуативные обстоятельства, делает реплики пользователей дискретными и контролирует, что в каком месте разговора может быть сказано и считано. Тем не менее, пользователи адаптируются к этим интеракционным особенностям в процессе звонка.

Добавлено: 21 октября 2019
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 3. С. 98-114.

Статья представляет теоретический и эмпирический анализ феномена организационной культуры, понимаемой как нормативная система институционализированных практик организационного взаимодействия и операционализируемой через понятие ролевого стандарта. Дается обзор основных подходов к изучению оргкультуры, обсуждаются проблемы эмпирических исследований этого феномена. Рассматривается проблема связи организационной культуры с практическими аспектами функционирования бизнес-организаций, выделяются три возможных уровня влияния оргкультуры на развитие организации. На основе данных стандартизованного опроса 1692 рядовых работников и специалистов 80 предприятий и организаций из 8 регионов РФ проводится анализ внутренней структуры ролевых стандартов. На основе агрегирования индивидуальных ответов о ролевых стандартах на уровне организаций выявлены и описаны четыре типа организационных субкультур. Анализ соответствия нормативно-ролевых требований организационных культур практикам трудовой деятельности и поведению работников позволяет авторам делать вывод о непрямом, «фоновом» характере такого влияния.

Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Гоголева А. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т.  XV. № 4. С. 167-187.

Статья посвящена реализации теоретико-методологических принципов изучения организационной культуры через призму нормативно-ролевого подхода. Исследовательские гипотезы, сформулированные авторами в первой части статьи (опубликована в предыдущем номере журнала), проверяются в эмпирическом исследовании. На основе данных стандартизованного опроса 1692 рядовых работников и специалистов 80 предприятий и организаций из 8 регионов РФ проводится анализ внутренней структуры ролевых стандартов. На основе агрегирования индивидуальных ответов о ролевых стандартах на уровне организаций выявлены и описаны четыре типа организационных субкультур. Анализ соответствия нормативно-ролевых требований организационных культур практикам трудовой деятельности и поведению работников позволяет авторам делать вывод о непрямом, «фоновом» характере такого влияния.

Добавлено: 24 января 2013
Статья
Сафонова М. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 4. С. 107-132.
Добавлено: 13 января 2011
Статья
Гольман Е. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 3 (68). С. 188-205.

В статье ставится вопрос о значимости телесности и телесных практик в конструировании социального представления о женщине, анализируется проблема соотношения тела, пола и гендера, приводится обзор критики характерного для ранней феминистской и гендерной теории отождествления пола с телесностью. Рассматриваются основания для постулирования неудовлетворительности бинарной классификации полов. Переформулируется социально-конструктивистская концепция К. Уэст и  Д. Циммерман с учетом телесного измерения. Делается вывод о необходимости различения трех инстанций: телесности, пола как результата категоризации тела, и гендера как поведенческого коррелята категории пола. Данный подход рассматривается как ресурс для интерпретации телесных практик в качестве способов вписывания гендера в тело в условиях современной гендерной напряженности.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Чурилова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 4. С. 150-161.
В статье представлены основные положения теоретических подходов, выработанных в рамках экономики, социологии и демографии и объясняющих появление и распространение семей с одним родителем. В данной работе описываются теория брачного рынка (Г. Беккер), трансакционный подход (Р. Поллак), теория развития семьи и концепция жизненного цикла семьи (Э. Дюваль, Р. Хилл, П. Гликк), теория гендерного неравенства (А. Черлин), теория Второго демографического перехода (Р. Лестег, Д. ван де Каа). Рассмотрены демографические факторы, влияющие на вступление одиноких родителей в брак: третичное соотношение полов, гендерный дисбаланс, разница в возрасте между супругами. Показана трансформация взглядов на такие демографические события, как рождение ребенка вне брака и развод, которые долгое время считались событиями, нарушающими нормальную последовательность этапов развития семьи, хотя и являлись результатом осознанного выбора человека. Рост внебрачной рождаемости, числа разводов и распространение сожительств в 1980-е гг. привели к изменениям в брачном и репродуктивном поведении людей. Эти изменения повлекли за собой пересмотр как существующих подходов к изучению феномена одинокого родительства, так и понятийного аппарата: был введен термин «брачно-партнерский союз», а термин «жизненный цикл» был заменен термином «жизненный путь».
Добавлено: 21 ноября 2014