• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 90 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2014. № 3. С. 97-106.
Статья посвящена особенностям развития личности лиц с ОВЗ, которое понимается как развитие в затрудненных условиях, не тождественное ни нормальному, ни аномальному развитию. Цели, направленность и критерии развития в затрудненных условиях не отличаются от нормального развития, однако дефицит определенной категории ресурсов развития требует повышенной мобилизации остальных ресурсов и повышает меру усилий, которую приходится прикладывать индивиду для достижения целей развития. Теоретическая модель, предлагаемая в статье, описывает личностное развитие через механизмы взаимодействия телесных, социальных и личностных ресурсов, компенсации дефицита одних другими. Ситуация развития лиц с ОВЗ характеризуется как вызов инвалидности, принятие которого приводит к выстраиванию у них качественно особой системы регуляции деятельности, основанной на компенсации личностными ресурсами дефицита телесных ресурсов, причем характер этой компенсации во многом определяется доступностью макросоциальных и микросоциальных ресурсов социальной поддержки.
Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 96-110.

В данной статье описан процесс разработки и апробации сокращенной версии опросника М. Бонда и К. Леунга «Социальные аксиомы». Предыдущая, адаптированная на русском языке, версия содержит 126 пунктов, что усложняет ее использование в прикладных целях, а также в больших опросах на репре- зентативных выборках. Поэтому возникла потребность создания сокращенной версии данной методи- ки. Особенности метода. Разработанная авторами новая версия опросника содержит 31 пункт. Выборка, которая использовалась для апробации сокращенной версии, включала 867 респондентов (36% мужчин, 67% женщин, средний возраст 28,6 лет). При обработке данных использовались конфирматорный фак- торный анализ и корреляционный анализ; надежность-согласованность оценивалась при помощи ко- эффициента α-Кронбаха. Надежность и валидность. Авторам удалось разработать сокращенную версию методики, которая обладает высокой надежностью-согласованностью, подтверждает пятифакторную структуру модели социальных аксиом. Результаты сокращенной версии имеют высокую корреляцию с результатами, полученными с использованием полной версии данной методики, что подтверждает ее валидность. Область применения. Методика может использоваться в научных исследованиях в области социальной, кросс-культурной, экономической психологии. Данный опросник также можно использо- вать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора.

Добавлено: 11 мая 2020
Статья
Семенов И. Н. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 27-39.

Цель исследования –  теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских  психологов академика   РАО В.П.Зинченко. Методология исследования   определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический,  предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах  его жизнедеятельности. При этом показана роль его междисциплинарной коммуникации с широким кругом  крупных ученых в области смежных с психологией гуманитарных, естественных и технических наук. Эксплицирована логика   разработки В.П.Зинченко теоретических проблем общей и прикладной психологии: от изучения когнитивного развития и взаимодействия познавательной и исполнительной деятельности через построение инженерно-психологических требований к технике до  концептуально-психологического анализа роли интуиции, рефлексии и сознания в творческих актах научной и художественной деятельности. Фундаментальное развитие В.П.Зинченко достижений российского человекознания (философско-психологической концепции Г.Г.Шпета, культурно-исторического подхода Л.С.Выготского, общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева и физиологии активности Н.А.Бернштейна) позволило ему разработать конструктивные принципы организации исполнительной и познавательной деятельности в контексте таких сфер социальной практики, как эргономика и педагогика. Это привело к созданию В.П.Зинченко научной инженерно-психологической  школы и к энциклопедической интеграции результатов своих исследований в целостную философско-психологическую систему человекознания.    

Добавлено: 20 декабря 2014
Статья
Галяпина В. Н. Культурно-историческая психология. 2017. № 4. С. 15-28.

В статье представлены результаты изучения влияния этнической, религиозной, гражданской (собственной) и российской идентичностей, этнических стереотипов на выбор мигрантами из Средней Азии в Московском регионе аккультурационных стратегий, а также влияние данных стратегий на их адаптацию. В исследовании участвовали 105 узбеков и 96 таджиков (N =201). Были использованы шкалы из опросника проекта MIRIPS. Путевой анализ в программе AMOS показал, что наиболее успешными стратегиями для мигрантов из Средней Азии являются интеграция (способствует самоуважению) и ассимиляция (способствует удовлетворенности жизнью). Интеграция определяется этнической и российской идентичностями, ассимиляция - собственной гражданской и российской идентичностями и отрицательным влиянием этнической идентичности. Сепарация и маргинализация не способствуют самоуважению мигрантов, при этом выбору сепарации препятствует положительный гетеростереотип русских и российская гражданская идентичность. На выбор стратегии маргинализации влияет религиозная идентичность. Выраженная религиозная идентичность оказывает негативное влияние на социокультурную адаптацию мигрантов из Средней Азии.

Добавлено: 27 ноября 2020
Статья
Галяпина В. Н., Хожиев Ж. Ж. Культурно-историческая психология. 2017. № 4. С. 15-28.

В статье представлены результаты изучения влияния этнической, религиозной, гражданской (собственной) и российской идентичностей, этнических стереотипов на выбор мигрантами из Средней Азии в Московском регионе аккультурационных стратегий, а также влияние данных стратегий на их адаптацию. В исследовании участвовали 105 узбеков и 96 таджиков (N =201). Были использованы шкалы из опросника проекта MIRIPS. Путевой анализ в программе AMOS показал, что наиболее успешными стратегиями для мигрантов из Средней Азии являются интеграция (способствует самоуважению) и ассимиляция (способствует удовлетворенности жизнью). Интеграция определяется этнической и российской идентичностями, ассимиляция - собственной гражданской и российской идентичностями и отрицательным влиянием этнической идентичности. Сепарация и маргинализация не способствуют самоуважению мигрантов, при этом выбору сепарации препятствует положительный гетеростереотип русских и российская гражданская идентичность. На выбор стратегии маргинализации влияет религиозная идентичность. Выраженная религиозная идентичность оказывает негативное влияние на социокультурную адаптацию мигрантов из Средней Азии.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Лепшокова З. Х., Вылегжанина М. С. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 40-48.

Исследование посвящено изучению роли индивидуальных ценностей принимающего населения в их аккультурационных ожиданиях в отношении того, как должны жить иммигранты в принимаю- щем обществе. Теоретико-методологическую основу исследования составили Модель аккультура- ции Дж. Берри (аккультурационные ожидания) и уточненная теория ценностей Ш. Шварца. В иссле- довании тестировалось предположение о взаимосвязи индивидуальных ценностей представителей принимающего населения и их аккультурационных ожиданий. В выборку исследования вошли 200 москвичей, средний возраст 23,5 года. В результате путевого анализа обнаружилось, что цен- ности Сохранения и Самоутверждения позитивно связаны с ожиданием Сегрегации иммигрантов. Ценности Самопреодоления позитивно связаны с ожиданием Интеграции (Мультикультурализма) и негативно — с ожиданием Ассимиляции (Плавильного котла). Ценности Самоутверждения, напро- тив, позитивно связаны с ожиданием Ассимиляции (Плавильного котла) и негативно — с ожиданием Интеграции (Мультикультурализма). Результаты исследования обсуждаются в соответствии с со- держанием ценностей

Добавлено: 14 марта 2018
Статья
Башкин Е. Б., Болотова А. К. Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 19-28.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Шадриков В. Д. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 5-8.

В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ В.П. Зинченко, показывается широта и глубина рассмотрения этих проблем Владимиром Петровичем, острота его полемического языка, свобода и независимость мышления.

Добавлено: 11 сентября 2014
Статья
Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68-77.
Добавлено: 28 августа 2009
Статья
Котова М. В. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 91-100.

Исходная проблема, ставшая предметом рассмотрения, состоит в невозможности прямого переноса успешных решений в рамках политики мультикультурализма, найденных в одном контексте, государстве, в другой. Одним из решений может стать выделение социально-психологических факторов, которые способствуют или препятствуют принятию политики мультикультурализма. Исходя из анализа литературы, автор полагает, что в качестве ключевых выступают следующие факторы: безопасность идентичности; поддержка стратегии интеграции и политики мультикультурализма населением; соблюдение условий построения межгруппового контакта, как в рамках институтов образования, так и в более широком контексте; развитие мультикультурной идентичности. Оценка действия данных факторов в российском контексте приводит к выводу, что для проявления ряда факторов существуют более благоприятные условия, для других – менее. Наибольшее опасение вызывают обеспечение безопасности идентичности, соблюдение условий построения межгруппового контакта и развитие мультикультурной идентичности, что указывает на нарушение двух из трех ключевых критериев мультикультурной политики: активная работа над признанием равенства прав различных культурных групп и обеспечение и поддержка их идентичности и культурных практик.

Добавлено: 8 сентября 2018
Статья
Татарко А. Н. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 33-43.

Получены результаты исследования связи социального капитала мигрантов из среднеазиатских республик бывшего СССР с их аккультурационными стратегиями и их социокультурной адаптацией. Опираясь на обширную базу исследований мы предположили, что два вида индивидуального социального капитала мигрантов – «связывающий» и «соединяющий» могут, в зависимости от сочетания своих уровней (высокий-низкий) приводить к предпочтению одной из четырёх аккультурационных стратегий (интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация) и далее способствовать или препятствовать социокультурной адаптации. Опрос проводился в г. Москве, выборка включала 122 мигранта из бывших советских республик Центральной и Средней Азии: Узбекистан (31,1%), Таджикистан (23,0%), Туркменистан (6,6%), Кыргызстан (15,6%), Казахстан (23,8%). Возраст респондентов: среднее – 30,4; медиана – 27 лет; минимум – 17 лет, максимум – 51 год. Распределение по полу: 47,5% мужчин, 52,5% женщин. Образование: неполное среднее – 18%; среднее - 50,1%; высшее – 31,2%.  Род деятельности респондентов: работают – 63,1%; учатся – 16,4%; учатся и работают – 10,7%; не работают и не учатся – 9,8%. Медианное значение количества лет проживания в России составляет 4,5 года.  Исследование показало, что два указанных вида индивидуального социального капитала связаны с тремя из четырех аккультурационных стратегий. Кроме этого «соединяющий» социальный капитал имеет непрямой позитивный эффект на социокультурную адаптацию при котором медиатором выступает стратегия интеграции. «Связывающий» социальный капитал не продемонстрировал статистически значимого непрямого эффекта на социокультурную адаптацию в рассматриваемой выборке мигрантов.

Добавлено: 29 мая 2018
Статья
Татарко А. Н. Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 69-76.

Представлено эмпирическое исследование взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у респондентов, принадлежащих к различным этническим группам России. Выборка включала более 800 респондентов: русские, армяне, чеченцы, дагестанцы, татары, башкиры. Исследование показало, что во всех этнических группах индикаторы социального капитала связаны с так называемыми «продуктивными» экономическими представлениями. Имеются как культурно-универсальные, так и культурно-специфические особенности связи социального капитала с экономическими представлениями.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Шкурко А. В. Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 96-99.

В комментарии к статье О.В.Рычковой и А.В.Холмогоровой "Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии" проблематизируется понятие социального мозга и необходимость его использования в социальных науках

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Лонина В. А., Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 121-122.

Статья посвящена памяти Розановой Татьяны Всеволодовны - отечественного психолога и дефектолога.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Рубцов В. В., Коул М., Верч Дж. и др. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 4. С. 41-51.

25 мая 2018 г. в МГППУ состоялось заседание методологического семинара «Творческий потенциал культуры и человеческое развитие» (руководители В.В. Рубцов и Б.Д. Эльконин), приуроченный к 80-летию выдающегося американского психолога проф. Майкла Коула, продолжателя традиций культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии, ученика А.Р. Лурии. Майкл Коул сделал и продолжает делать очень многое для интернационализации и развития этих подходов — достояния отечественной психологической мысли — во всем мире. Семинар был организован журналом «Культурно-историческая психология» и Международной кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология» МГППУ. В ходе заседания обсуждался широкий спектр тем: 1. Понимание культуры: от среды — к источнику развития человека; 2. Культурно-историческая психология — язык взаимопонимания и инструмент творчества в мире науки и образования; 3. Разнообразие форм культурного опосредствования человеческой деятельности в современном мире; 4. Культурно-деятельностный подход как междисциплинарный проект; 5. Психология и социокультурные практики человеческого развития; 6. От совместной деятельности — к сотворчеству культуры; 7. Воображение — «третий глаз» культуры. Наряду с российскими исследователями — В.В. Рубцовым, А.А. Марголисом, А.Г. Асмоловым, В.Т. Кудрявцевым, Н.Н. Нечаевым, В.А. Лекторским, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, М.В. Фаликман, Б.Д. Элькониным, В.В. Гуружаповым, виртуальное участие (в режиме онлайн) в работе семинара принял сам юбиляр М. Коул, а также его коллега, соавтор и друг Дж. Верч. Публикуем полный текст стенограммы семинара.

Добавлено: 28 января 2019
Статья
Порус В. Н. Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 27-35.

В статье рассматривается центральная проблема персонологии - идентичность «Я». От Д. Юма ведет начало скептический подход к этой проблеме, якобы не подлежащей научному решению. Современные персонологи (П. Рикёр и др.) переводят решение этой проблемы в план культурологического исследования, сообщающего «Я» «нарративную идентичность». Культурно историческая психология является «Мостом интерпретаций», на котором происходит встреча философии культуры и психологии; психологические данные о «личности» интерпретируются на основании той или иной культурфилософской концепции. «Конфликт интерпретаций» играет существенную роль в персонологии, участвующей в процессах, связанных с возникновением и преодолением культурного кризиса. Формулируются философско-методологические проблемы, определяющие ближайшую перспективу развития персонологии: существуют ли «инварианты Я», сохраняющиеся при всех возможных культурных детерминациях; обладает ли «Я» ригидностью по отношению к культурной детерминации и если да, то какова природа этой ригидности; происходит ли разрушение «Я идентичности» при ослабевании или прекращении культурной детерминации и др.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Галяпина В. Н., Лебедева Н. М. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 43-53.

Исследования субъективного благополучия и его предикторов популярны в современной науке. Во многих исследованиях выявлено, что межпоколенное сходство ценностей и их трансмиссия способствуют психологическому благополучию подростков. Данное исследование посвящено изучению сходств и различий взаимосвязи межпоколенной трансмиссии ценностей и благополучия русских и осетинских подростков, проживающих в Республике Северная Осетия- Алания (РСО-А). В выборку вошли 645 респондентов (109 триад «бабушка или дедушка—родитель—ребенок» из русских семей и 106 таких же триад из осетинских семей). Респонденты были опрошены с использованием PVQ-R Ш. Шварца, шкалы самоуважения Розенберга и шкалы удовлетворенности жизнью Динера. Обработка данных проводилась с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM) в программе AMOS. Результаты мультигруппового анализа продемонстрировали различия взаимосвязей межпоколенной трансмиссии ценностей с благополучием у русских и осетинских подростков. Мы также обнаружили значимую роль старшего поколения (дедушек и бабушек) в трансмиссии ценностей подросткам в семьях русского этнического меньшинства.

Добавлено: 29 октября 2019
Статья
Фьелен Н., Зимбардо Ф., Давыдова И. и др. Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 19-31.
Соавторы А.Сырцова,О.В.Митина,Дж.Бойд,И.С.Давыдова,Ф.Зимбардо,Т.Л.Непряхо,Е.А.Никитина,Н.С.Семенова,Н.Фьёлен
Добавлено: 18 ноября 2010
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 2-12.

Статья посвящена некоторым аспектам философии жизни М. Мамардашвили на материале его лекций 1980-х гг. В ней анализируется сходство и различие идей Мамардашвили с экзистенциальной традицией в философии и психологии и их значение для психологии личности. Специально в статье рассматриваются такие проблемы как различение двух регистров жизни (сознательного и регистра автоматического существования), проблема детерминизма и законов сознательного существования, проблема времени и извлечения опыта из событий и проблема «собирания» личности. В философии Мамардашвили раскрывается новое измерение личности, практически не нашедшее отражения в психологических теориях личности ХХ в. и связанное с уровнем сознательного существования, трансцендирующего каузальные закономерности биологического и социального функционирования индивида. Ключевым феноменом этого уровня существования выступает «держание усилия», представляющее собой акт сознательного самоопределения и не поддающееся причинно-следственному объяснению.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Рассказова Е. И., Мигунова Ю. В. Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 79-87.

С позиций культурноисторического подхода в психосоматике телесный феномен рассматривает ся как формирующийся в социальной ситуации развития человека, в том числе социальной ситуации бо лезни. Целью данной работы является применение этого подхода к анализу функций соматических симп томов в межличностном общении. Предполагается, что соматические симптомы приобретают в процессе межличностного общения специфические функции, которые затем, интериоризируясь, могут участво вать не только в оформлении и предъявлении, но и возникновении телесных ощущений. Предлагается классификация социальных ситуаций в зависимости от их вида и содержания, типа предъявления симп тома (манипуляция, соматизация, предъявление соматических симптомов, имеющих органические осно вания, реакция на предъявление симптомов другим человеком, реакция на недоверие окружающих). Вы деляются такие функции предъявления симптомов в общении, как оправдание, обвинение, получение не посредственной выгоды, получение или утверждение собственного социального статуса, получение эмо циональной и инструментальной социальной поддержки, выяснение социальных ожиданий.

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Болотова А. К., Хачатурова М. Р. Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 69-77.

Статья посвящена особенностям связи временной перспективы личности с выбором копинг-стратегий совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта. Рассматривается выбор типов копинг-стратегий - когнитивных, эмоциональных и поведенческих в зависимости направленности временной перспективы. В исследовании были использованы методика Ф.Зимбардо, определяющая направленность временной перспективы личности, а также методика, направленная на выявление стратегий совладания Э.Хайма. Участниками исследования выступили 317 человек - 167 женщин и 150 мужчин, средний возраст - 33 года. В результате проведенного исследования было показано, что ориентация временной перспективы на будущее в ситуациях межличностного конфликта приводит к выбору когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, а ориентация на негативное прошлое – к выбору эмоциональных стратегий совладания. Направленность временной перспективы на фаталистическое настоящее приводит к выбору неадаптивных поведенческих стратегий, отступлению и избеганию разрешения конфликтных ситуаций, а также к отсутствию инвариантов стратегий совладания.

Добавлено: 18 июля 2012