• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 84 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лепшокова З. Х., Вылегжанина М. С. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 40-48.

Исследование посвящено изучению роли индивидуальных ценностей принимающего населения в их аккультурационных ожиданиях в отношении того, как должны жить иммигранты в принимаю- щем обществе. Теоретико-методологическую основу исследования составили Модель аккультура- ции Дж. Берри (аккультурационные ожидания) и уточненная теория ценностей Ш. Шварца. В иссле- довании тестировалось предположение о взаимосвязи индивидуальных ценностей представителей принимающего населения и их аккультурационных ожиданий. В выборку исследования вошли 200 москвичей, средний возраст 23,5 года. В результате путевого анализа обнаружилось, что цен- ности Сохранения и Самоутверждения позитивно связаны с ожиданием Сегрегации иммигрантов. Ценности Самопреодоления позитивно связаны с ожиданием Интеграции (Мультикультурализма) и негативно — с ожиданием Ассимиляции (Плавильного котла). Ценности Самоутверждения, напро- тив, позитивно связаны с ожиданием Ассимиляции (Плавильного котла) и негативно — с ожиданием Интеграции (Мультикультурализма). Результаты исследования обсуждаются в соответствии с со- держанием ценностей

Добавлено: 14 марта 2018
Статья
Башкин Е. Б., Болотова А. К. Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 19-28.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Шадриков В. Д. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 5-8.

В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ В.П. Зинченко, показывается широта и глубина рассмотрения этих проблем Владимиром Петровичем, острота его полемического языка, свобода и независимость мышления.

Добавлено: 11 сентября 2014
Статья
Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68-77.
Добавлено: 28 августа 2009
Статья
Котова М. В. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 91-100.

Исходная проблема, ставшая предметом рассмотрения, состоит в невозможности прямого переноса успешных решений в рамках политики мультикультурализма, найденных в одном контексте, государстве, в другой. Одним из решений может стать выделение социально-психологических факторов, которые способствуют или препятствуют принятию политики мультикультурализма. Исходя из анализа литературы, автор полагает, что в качестве ключевых выступают следующие факторы: безопасность идентичности; поддержка стратегии интеграции и политики мультикультурализма населением; соблюдение условий построения межгруппового контакта, как в рамках институтов образования, так и в более широком контексте; развитие мультикультурной идентичности. Оценка действия данных факторов в российском контексте приводит к выводу, что для проявления ряда факторов существуют более благоприятные условия, для других – менее. Наибольшее опасение вызывают обеспечение безопасности идентичности, соблюдение условий построения межгруппового контакта и развитие мультикультурной идентичности, что указывает на нарушение двух из трех ключевых критериев мультикультурной политики: активная работа над признанием равенства прав различных культурных групп и обеспечение и поддержка их идентичности и культурных практик.

Добавлено: 8 сентября 2018
Статья
Татарко А. Н. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 33-43.

Получены результаты исследования связи социального капитала мигрантов из среднеазиатских республик бывшего СССР с их аккультурационными стратегиями и их социокультурной адаптацией. Опираясь на обширную базу исследований мы предположили, что два вида индивидуального социального капитала мигрантов – «связывающий» и «соединяющий» могут, в зависимости от сочетания своих уровней (высокий-низкий) приводить к предпочтению одной из четырёх аккультурационных стратегий (интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация) и далее способствовать или препятствовать социокультурной адаптации. Опрос проводился в г. Москве, выборка включала 122 мигранта из бывших советских республик Центральной и Средней Азии: Узбекистан (31,1%), Таджикистан (23,0%), Туркменистан (6,6%), Кыргызстан (15,6%), Казахстан (23,8%). Возраст респондентов: среднее – 30,4; медиана – 27 лет; минимум – 17 лет, максимум – 51 год. Распределение по полу: 47,5% мужчин, 52,5% женщин. Образование: неполное среднее – 18%; среднее - 50,1%; высшее – 31,2%.  Род деятельности респондентов: работают – 63,1%; учатся – 16,4%; учатся и работают – 10,7%; не работают и не учатся – 9,8%. Медианное значение количества лет проживания в России составляет 4,5 года.  Исследование показало, что два указанных вида индивидуального социального капитала связаны с тремя из четырех аккультурационных стратегий. Кроме этого «соединяющий» социальный капитал имеет непрямой позитивный эффект на социокультурную адаптацию при котором медиатором выступает стратегия интеграции. «Связывающий» социальный капитал не продемонстрировал статистически значимого непрямого эффекта на социокультурную адаптацию в рассматриваемой выборке мигрантов.

Добавлено: 29 мая 2018
Статья
Татарко А. Н. Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 69-76.

Представлено эмпирическое исследование взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у респондентов, принадлежащих к различным этническим группам России. Выборка включала более 800 респондентов: русские, армяне, чеченцы, дагестанцы, татары, башкиры. Исследование показало, что во всех этнических группах индикаторы социального капитала связаны с так называемыми «продуктивными» экономическими представлениями. Имеются как культурно-универсальные, так и культурно-специфические особенности связи социального капитала с экономическими представлениями.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Шкурко А. В. Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 96-99.

В комментарии к статье О.В.Рычковой и А.В.Холмогоровой "Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии" проблематизируется понятие социального мозга и необходимость его использования в социальных науках

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Лонина В. А., Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 121-122.

Статья посвящена памяти Розановой Татьяны Всеволодовны - отечественного психолога и дефектолога.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Рубцов В. В., Коул М., Верч Дж. и др. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 4. С. 41-51.

25 мая 2018 г. в МГППУ состоялось заседание методологического семинара «Творческий потенциал культуры и человеческое развитие» (руководители В.В. Рубцов и Б.Д. Эльконин), приуроченный к 80-летию выдающегося американского психолога проф. Майкла Коула, продолжателя традиций культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии, ученика А.Р. Лурии. Майкл Коул сделал и продолжает делать очень многое для интернационализации и развития этих подходов — достояния отечественной психологической мысли — во всем мире. Семинар был организован журналом «Культурно-историческая психология» и Международной кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология» МГППУ. В ходе заседания обсуждался широкий спектр тем: 1. Понимание культуры: от среды — к источнику развития человека; 2. Культурно-историческая психология — язык взаимопонимания и инструмент творчества в мире науки и образования; 3. Разнообразие форм культурного опосредствования человеческой деятельности в современном мире; 4. Культурно-деятельностный подход как междисциплинарный проект; 5. Психология и социокультурные практики человеческого развития; 6. От совместной деятельности — к сотворчеству культуры; 7. Воображение — «третий глаз» культуры. Наряду с российскими исследователями — В.В. Рубцовым, А.А. Марголисом, А.Г. Асмоловым, В.Т. Кудрявцевым, Н.Н. Нечаевым, В.А. Лекторским, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, М.В. Фаликман, Б.Д. Элькониным, В.В. Гуружаповым, виртуальное участие (в режиме онлайн) в работе семинара принял сам юбиляр М. Коул, а также его коллега, соавтор и друг Дж. Верч. Публикуем полный текст стенограммы семинара.

Добавлено: 28 января 2019
Статья
Порус В. Н. Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 27-35.

В статье рассматривается центральная проблема персонологии - идентичность «Я». От Д. Юма ведет начало скептический подход к этой проблеме, якобы не подлежащей научному решению. Современные персонологи (П. Рикёр и др.) переводят решение этой проблемы в план культурологического исследования, сообщающего «Я» «нарративную идентичность». Культурно историческая психология является «Мостом интерпретаций», на котором происходит встреча философии культуры и психологии; психологические данные о «личности» интерпретируются на основании той или иной культурфилософской концепции. «Конфликт интерпретаций» играет существенную роль в персонологии, участвующей в процессах, связанных с возникновением и преодолением культурного кризиса. Формулируются философско-методологические проблемы, определяющие ближайшую перспективу развития персонологии: существуют ли «инварианты Я», сохраняющиеся при всех возможных культурных детерминациях; обладает ли «Я» ригидностью по отношению к культурной детерминации и если да, то какова природа этой ригидности; происходит ли разрушение «Я идентичности» при ослабевании или прекращении культурной детерминации и др.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Галяпина В. Н., Лебедева Н. М. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 43-53.

Исследования субъективного благополучия и его предикторов популярны в современной науке. Во многих исследованиях выявлено, что межпоколенное сходство ценностей и их трансмиссия способствуют психологическому благополучию подростков. Данное исследование посвящено изучению сходств и различий взаимосвязи межпоколенной трансмиссии ценностей и благополучия русских и осетинских подростков, проживающих в Республике Северная Осетия- Алания (РСО-А). В выборку вошли 645 респондентов (109 триад «бабушка или дедушка—родитель—ребенок» из русских семей и 106 таких же триад из осетинских семей). Респонденты были опрошены с использованием PVQ-R Ш. Шварца, шкалы самоуважения Розенберга и шкалы удовлетворенности жизнью Динера. Обработка данных проводилась с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM) в программе AMOS. Результаты мультигруппового анализа продемонстрировали различия взаимосвязей межпоколенной трансмиссии ценностей с благополучием у русских и осетинских подростков. Мы также обнаружили значимую роль старшего поколения (дедушек и бабушек) в трансмиссии ценностей подросткам в семьях русского этнического меньшинства.

Добавлено: 29 октября 2019
Статья
Фьелен Н., Зимбардо Ф., Давыдова И. и др. Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 19-31.
Соавторы А.Сырцова,О.В.Митина,Дж.Бойд,И.С.Давыдова,Ф.Зимбардо,Т.Л.Непряхо,Е.А.Никитина,Н.С.Семенова,Н.Фьёлен
Добавлено: 18 ноября 2010
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 2-12.

Статья посвящена некоторым аспектам философии жизни М. Мамардашвили на материале его лекций 1980-х гг. В ней анализируется сходство и различие идей Мамардашвили с экзистенциальной традицией в философии и психологии и их значение для психологии личности. Специально в статье рассматриваются такие проблемы как различение двух регистров жизни (сознательного и регистра автоматического существования), проблема детерминизма и законов сознательного существования, проблема времени и извлечения опыта из событий и проблема «собирания» личности. В философии Мамардашвили раскрывается новое измерение личности, практически не нашедшее отражения в психологических теориях личности ХХ в. и связанное с уровнем сознательного существования, трансцендирующего каузальные закономерности биологического и социального функционирования индивида. Ключевым феноменом этого уровня существования выступает «держание усилия», представляющее собой акт сознательного самоопределения и не поддающееся причинно-следственному объяснению.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Рассказова Е. И., Мигунова Ю. В. Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 79-87.

С позиций культурноисторического подхода в психосоматике телесный феномен рассматривает ся как формирующийся в социальной ситуации развития человека, в том числе социальной ситуации бо лезни. Целью данной работы является применение этого подхода к анализу функций соматических симп томов в межличностном общении. Предполагается, что соматические симптомы приобретают в процессе межличностного общения специфические функции, которые затем, интериоризируясь, могут участво вать не только в оформлении и предъявлении, но и возникновении телесных ощущений. Предлагается классификация социальных ситуаций в зависимости от их вида и содержания, типа предъявления симп тома (манипуляция, соматизация, предъявление соматических симптомов, имеющих органические осно вания, реакция на предъявление симптомов другим человеком, реакция на недоверие окружающих). Вы деляются такие функции предъявления симптомов в общении, как оправдание, обвинение, получение не посредственной выгоды, получение или утверждение собственного социального статуса, получение эмо циональной и инструментальной социальной поддержки, выяснение социальных ожиданий.

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Болотова А. К., Хачатурова М. Р. Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 69-77.

Статья посвящена особенностям связи временной перспективы личности с выбором копинг-стратегий совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта. Рассматривается выбор типов копинг-стратегий - когнитивных, эмоциональных и поведенческих в зависимости направленности временной перспективы. В исследовании были использованы методика Ф.Зимбардо, определяющая направленность временной перспективы личности, а также методика, направленная на выявление стратегий совладания Э.Хайма. Участниками исследования выступили 317 человек - 167 женщин и 150 мужчин, средний возраст - 33 года. В результате проведенного исследования было показано, что ориентация временной перспективы на будущее в ситуациях межличностного конфликта приводит к выбору когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, а ориентация на негативное прошлое – к выбору эмоциональных стратегий совладания. Направленность временной перспективы на фаталистическое настоящее приводит к выбору неадаптивных поведенческих стратегий, отступлению и избеганию разрешения конфликтных ситуаций, а также к отсутствию инвариантов стратегий совладания.

Добавлено: 18 июля 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 25-34.

Статья посвящена одному из ключевых аспектов вклада Ф.Е. Василюка в разработку методоло- гических оснований психологии, а именно конструкту жизненного мира и «онтологии жизненного мира» как метатеоретической схемы понимания жизни и деятельности человека в мире. В статье выделяются четыре смысловых раздела. В первом дается обоснование предложенного Ф.Е. Васи- люком подхода в терминах «онтологии жизненного мира», раскрывается его содержательная связь с идеями А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Второй раздел посвящен понятию жизненного мира, связи этого конструкта со специфически человеческими способами существования в мире, отличию его от среды и идее множественности жизненных миров. В третьем разделе с опорой на концепции Л. Бинсвангера, Э. ван Дорцен и К. Поппера рассматривается многомерное строение жизненного мира человека и обсуждается двойственный характер взаимодействия субъекта с миром. Наконец, в четвертом разделе предлагается типология жизненных миров, основанная на трех системообразую- щих критериях: соотношение прошлого, настоящего и будущего; соотношение индивида и общества; соотношение сущего, должного и возможного как ценностных ориентиров.

Добавлено: 28 августа 2019
Статья
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 2-18.

В статье рассматриваются положения В. Гумбольдта о внутренних формах языка и Г.Г. Шпета о внутренних формах слова. Далее они распространяются на внутренние формы действия и образа. Показана гетерогенность слова, образа и действия, приводятся данные, свидетельствующие об их гетерогенезе в процессах возрастного и функционального развития. На первых стадиях развития ребенка слово рождается как внутренняя форма движения, действия и образа. Когда слово выступает вовне, в качестве своей внутренней формы оно несет действие и образ, в лоне которых первоначально зарождалось и развивалось. Приведенные в статье данные подтверждают положение Г.Г. Шпета о том, что слово не «третий» после чувственности и рассудка, а единственный источник познания, объемлющий как познавательное целое все остальные.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Шадриков В. Д. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 118-128.
Используя метод исторической реконструкции, на основе теории культурноисторической детерми нации развития психики, данных о взаимосвязи морфологических исследований, современных данных, характеризующих развитие ребенка, и научной картины нейроонтогенеза психики рассмотрена эволю ция предметной мысли. Обосновывается целесообразность выделения протомышления, когда предмет ная мысль используется при отсутствии ее осознания. Показывается, что протомышление является пе реходной формой от мышления животных к речевому мышлению человека. Особое внимание уделяет ся процессу появления слова и оформления мысли в слове. Формулируются условия, позволяющие проследить процесс рождения слова как звукосочетания, служащего для выражения мысли. Подчерки вается, что слово всегда порождается конкретным человеком, характеризуется историческая деятель ность в рождения языка, отмечается творческий характер этого процесса.
Добавлено: 25 августа 2015
Статья
Берри Дж. У. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 4-16.

Статья представляет собой обзор ранних и недавних теоретических и эмпирических работ по экокультурной психологии. Используя свой экокультурный подход, я рассматриваю (1) происхождение сходств и различий в поведении человека в разных культурах и (2) взаимосвязь между культурой и поведением. Мой экокультурный подход постулирует, что: (1) базовые психологические процессы являются универсальными для человека как вида; (2) поведение является адаптивным к контекстам как экологическим, так и социополитическим. Эти предположения позволяют концептуализировать поведение на культурном и индивидуальном уровнях как отдельные феномены, где культура существует вне отдельных индивидов, её носителей, но при этом остаётся также включённой во всех индивидов посредством двух основных процессов культурной трансмиссии: инкультурации и аккультурации. Следовательно, при таком подходе культура является одновременно как независимой, так и органистической переменной, что позволяет проводить эмпирические исследования на двух уровнях: в пределах каждого из уровней (т. е., классические этнографические исследования и исследования индивидуальных различий) и осуществлять сравнения между ними. Однако, основным преимуществом этого подхода является отсутствие необходимости использования каких-либо post hoc интерпретаций поведенческих сходств и различий между культурами, поскольку для их прогнозирования могут использоваться данные культурного уровня. Экокультурный подход сам по себе является как культурным, так и сравнительным подходом, позволяющим кросс-культурное понимание человеческого многообразия.

Добавлено: 2 декабря 2019
Статья
Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Зинурова Р. И. и др. Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 97-107.

Цель работы – изучение взаимосвязи между ценностными мотивационными типами по Ш.Шварцу и этнонациональными установками Исследование проведено в пяти регионах России: респ. Бурятия, Камчатка, Поволжье, респ. Татарстан и респ.Удмуртия в 2009 - 2010 гг. Всего в нем приняло участие 610 человек, студентов ВУЗов, расположенных в столице региона. Обнаружено, что наибольшее влияние на этнонациональные установки оказывают ценности Власти (стремление к социальному доминированию), Универсализма (желание всеобщего благополучия) и Традиции (уважение обычаев и символов групповой солидарности) а также Гедонизма (стремление к удовольствиям).  У молодых людей с различиями в этнонациональных установках будут наблюдаться разные ценностные приоритеты. Показано, что выбор между значимостью/не-значимостью «национального» тесно связан с разрешением   динамического ценностного конфликта между потребностью доминирования  (Власть) и желанием всеобщего благополучия (Универсализм). При этом, на уровне личных ценностей значимость «национального» детерминируемая ценностью Власти,  будет отражаться в склонности к аутгрупповой дискриминации.

Добавлено: 9 октября 2012