• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 281 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Михайловский А. В. Социологическое обозрение. 2012. Т. 8. № 3. С. 71-75.

В статье сделан критический обзор новейшей биографии немецкого юриста и политолога Карла Шмитта, написанной Р. Мерингом. Автор показывает специфику подхода Меринга к биографии и останавливается на некоторых типичных примерах, свидетельствующих о том, что Меринг, хотя и не пытается дать целостное и методически выдержанное жизнеописание Шмитта, создал труд, богатый уникальными историческими сведениями.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Мюллер Г. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 111-135.

Статья профессора общей социологии Берлинского университета имени Гумбольдта Ганса-Петера Мюллера посвящена важнейшему для систематики Макса Вебера понятию «ведение жизни». Сначала автор делает парадоксальный вывод о том, что данный ключевой концепт не получил у классика ни точного определения, ни детальной экспликации. Далее он проясняет значимость связанных с жизнью понятий для веберовской исследовательской программы, помещая ее в контекст интеллектуальной истории начала ХХ века и соотнося с баденским неокантианством, философией жизни и философской антропологией. В качестве следующего шага исследователь реконструирует функциональное место понятия «ведение жизни» в разработанной Вебером аналитической оптике, с помощью которой он изучал феномен западного рационализма как процесса систематического расколдовывания мира. При этом он выделяет три основных аспекта рационализации жизни в условиях модерна: научно-техническую, метафизически-этическую и практическую формы рациональности современного типа. В своем анализе работ, посвященных близкой или смежной проблематике, он выделяет десять основных способов ведения жизни, характерных для глобализированного мира и связанных с такими аспектами, как транснациональность, лаборизация, флексибилизация, проектность, ускорение, неустойчивость, креативность, социальный контроль, дигитализация и рефлексивность форм жизни, свойственных жителям западного мира в начале XXI века. В завершение исследователь делает далеко идущие выводы относительно эвристических перспектив операционализации веберовского аналитического инструментария в рамках исследований актуальных форм ведения жизни.

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Медведева К. С. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 134-140.

Обзор посвящен международной конференции Европейской социологической ассоциации (ЕСА), прошедшей в августе 2015 года в Праге (Чехия). Акцентируется вни-мание на ключевых темах в современной европейской социологии религии, которые были представлены в ходе 15 секций, организованных исследовательской сетью социологов религии ЕСА. Выделены дискуссии по таким векторам, как конфликт, идентичность, религия и государство. Особое внимание уделено проблематике гендера, женского священства и нетрадиционной сексуальной ориентации. Представлено многообразие типов социального неравенства в контексте разных религий и регионов мира, в частности, в Европе и на Ближнем Востоке. Отмечены выступления российских социологов религии. Рассмотриваются доклады, затрагивающие актуальную тему монашества как ролевой модели для религиозных акторов в буддизме и христианстве. Показано, что институциональные изменения монашества могут свидетельствовать об изменениях места и роли религии в обществе. Приведены исследования монашества как традиционного института в христианстве на примере Католической церкви в Швейцарии и как инновационного института в буддизме на примере буд-дийской общины в Испании. Проанализированы исследовательская сеть социологов религии ЕСА, ее история, состав и география участников, современное положение и планы на академическое будущее. Отмечены междисциплинарный потенциал социологии религии и тематические направления исследования религии, в частности, в сферах изучения культуры, гендера и миграции.

Добавлено: 6 апреля 2016
Статья
Самутина Н. В. Социологическое обозрение. 2013. № 3. С. 137-194.

Статья посвящена осмыслению феномена фанфикшн как социокультурной прак- тики и литературного опыта. Главная особенность фанфикшн как нового типа современной литературы, полностью выведенного за рамки литературы как ин- дустрии — это ключевое место читателя и повышенная роль читательского со- общества, обеспечивающие функционирование этого культурного пространства как формы читательского письма, обмена опытом, осмысления множественных контекстов литературного и социального поведения, зоны развития литератур- ного и социального воображения, и т. д. Автор статьи подробно останавливается на особенностях функционирования этого поля литературного опыта и, опира- ясь на книгу Риты Фелски «Для чего используется литература» (2008), анализиру- ет на материале русского фанфикшн по «Гарри Поттеру» модусы вовлеченности в текст, характеризующие отношения читателя с произведениями фанфикшн. В работе разбираются как общелитературные модусы вовлеченности в текст (узна- вание, зачарованность, знание и шок), так и дополнительные, характерные имен- но для фанфикшн функции чтения (соотнесение с «каноном» и порнографиче- ская функция), обеспечивающие в совокупности повышенную интенсивность, телесность, действенность этого читательского и писательского опыта. Одно- временно подчеркиваются способствующие самоутверждению и саморазвитию функции фанфикшн как читательской и писательской активности. Междисци- плинарный характер исследования позволил дополнить изучение конкретного сообщества постановкой теоретического вопроса о меняющейся роли читателя и писателя в новых формах литературной Интернет-коммуникации

Добавлено: 16 мая 2013
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 143-152.

В рецензии анализируется книга «Видео в качественных исследованиях», которая помещается в широкий круг вопросов, связанных с возможностью исследования социальной реальности методами видеоанализа.

Добавлено: 29 января 2013
Статья
Баньковская С. П. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 129-166.

В современном мире развитие техники и технологии идет параллельно с новыми со- циальными явлениями, для описания которых зачастую не хватает теоретических ресурсов, даже если в наличии имеются эмпирическая, экспериментальная база на- блюдений, изощренные и надежные методы получения данных. Особое внимание исследователей привлекают в последнее время, с одной стороны, феномены, полу- чившие в политико-философской литературе название «множества» (multitude), т. е. больших образований, для которых не годятся привычные термины «группа», «масса» или даже «толпа». Рассредоточенность множеств, координация, происхо- дящая помимо вербальных средств коммуникации (неинтендированная коорди- нация), феномены телесной согласованности на уровне антиципации выражений и действий партнера и многое другое частично впервые обнаруживаются, а частично подтверждаются средствами визуальной социологии. Визуальная социология пред- ставляет собой уже достаточно дифференцированное теоретическое направление и практику эмпирических исследований, использующих в качестве данных визуальные материалы (фото и видео главным образом). Необходимость заново переосмыслить исследовательскую идеологию визуальных исследований и выработать нарративные средства, позволяющие сделать эти исследования продуктивными, оказывается все более настоятельной. Комплементарность нарратологии и визуальной социологии представляет не только многообещающие исследовательские перспективы, но и осо- бую проблему на методологическом и методическом уровнях; именно эта проблема (равно как и различные подходы к ее постановке) и рассматривается в данной статье. Среди теоретических интерпретаций данной проблемы специально рассматривается «теория не-репрезентации», а методологические вопросы анализируются в контексте комплементарности.

Добавлено: 1 июля 2016
Статья
Марей А. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 126-135.

В статье отражены основные положения теории церковной власти, разработанной Фр. де Виторией. Начиная с понятия «теория власти», Витория рассматривает понятие «Церковь» и далее обращается к вопросу о «власти, присущей Церкви». В статье разбирается активно обосновываемая Виторией идея разделения Церкви и государства и существования двух раздельных юрисдикций. Вместе с тем в случае форс-мажорных обстоятельств и паралича государственной власти именно Церковь должна выступать в роли реаниматора государства и осуществлять все действия, необходимые для управления последним вплоть до возвращения к власти легитимного правителя. Государство, в свою очередь, подчиняя себе клириков как часть своих подданных, не может посягать на них как на служителей Церкви. Вторая идея Витории, освещаемая в статье, — его понимание государства как целостной, самодостаточной и совершенной в себе структуры, обладающей безусловным суверенитетом и в силу этого имеющей право устанавливать свои законы, судить, и при необходимости вести военные действия.

Добавлено: 13 января 2015
Статья
Кантор В. К. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 223-225.

Склонность великого философа к построению мифов достаточно известна. Но вместе с тем миф всегда дает материал к размышлению. Расширительный смысл этого мифа применительно к России очевиден. Поначалу Атлантидой называли Московскую Русь, загубленную Петром, позже истинной Атлантидой стал в восприятии публики Петербург, проклятый еще царицей Авдотьей. Город, интеллектуальный уровень которого не уступал европейскому. Русские философы переписывались с Шеллингом, Шпенглером, Тиллихом, Хайдеггером, Бинсвангером и многими другими. Причем это не были письма учеников, а контакт равноправных, говоря словами Бабефа, «заговор равных». Напомню, что Риккерт публично назвал Федора Степуна надеждой европейской философии. Жизнь в Европе и России в те годы пахла серой. Но жизнь на вулкане, как ни странно, обостряла мысль. Гибель Петербурга и его высокой культуры в результате Октябрьской катастрофы описал Бунин, что очень похоже на гибель русской Атлантиды.

Добавлено: 2 июля 2018
Статья
Титков А. С. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 208-233.

Роль механизмов культуры в социальных изменениях — одна из ключевых тем куль-турсоциологии — анализируется в «Антропологии протеста», сборнике работ куль-турных антропологов и филологов о массовых протестах 󰀲󰀰󰀱󰀱–󰀲󰀰󰀱󰀳 годов в России. Авторы «Антропологии протеста» рассматривают протестные митинги как комму-никацию между протестующими и властью (макрокоммуникация), между участника-ми протестов (локальная коммуникация) и фокусируются на анализе высказываний, представленных на митинговых плакатах. Описываются роль и характер языковых игр в протестных высказываниях, влияние локального контекста небольших протест-ных акций («наномитинги», «Оккупай Абай» и др.) на форму и содержание политиче-ских высказываний. Работы сборника могут побудить культурсоциологов задуматься по крайней мере о двух проблемах: сложном нелинейном характере (со сгущениями, замещениями и т. д.) моральных классификаций, определяющих «социальное бессоз-нательное», а также о роли медийной среды, в которой создаются идеи и лозунги про-тестных движений, и механизмах ее воздействия. В работах Йельской школы культур-социологии моральные классификации представлены наборами бинарных оппозиций в стиле классического структурализма. Языковые игры, на которые обращают внима-ние авторы «Антропологии протеста», предполагают более сложную модель. Роль ме-диа в социальных и культурных изменениях описывалась Дж. Александером (анализ Уотергейтского скандала) с помощью модели коллективного ритуала, в рамках дюрк-геймовской традиции. Анализ циркуляции протестных текстов в социальных сетях побуждает обратить внимание на давнюю альтернативу дюркгеймовской программе, теорию Тарда о диффузии идей в межличностном взаимодействии

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 3. С. 178-184.

Рецензия на книгу: Bruisch K. (2014). Als das Dorf noch Zukunft war: Agrarismus und Expertise zwischen Zarenreich und Sowjetunion. Köln: Böhlau. 394 S. (Beiträge zur Geschichte Osteuropas, 47). ISBN 978-3-412-22385-4

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Афанасов Н. Б. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 1. С. 256-265.

Под знаменем постмодернизма прошли последние несколько десятилетий философской истории, когда ведущие интеллектуалы и деятели искусства сталкивались с необходимостью сформулировать свою позицию в отношении его идейного содержания. Отечественная философия не оставалась в стороне и в 1990-е годы пережила особое увлечение постмодернистской критикой культуры и тем, что считала «постмодернизмом» в философии. Интерес к явлению мысли, впрочем, не остался в прошлом, а продолжает задавать интеллектуальную моду во многих областях социально-гуманитарного знания. Но был ли понят постмодернизм?

Добавлено: 28 марта 2019
Статья
Симонова О. А. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 250-258.

Рецензия посвящена сборнику статей А. Б. Гофмана "Традиция, солидарность и социологическая теория: избранные тексты" (2015), в который вошли работы прошлых лет и интервью. Книга связана с главными проблемами современного общества и одновременно касается главных проблем социологической теории; социальной солидарности и интеграции, социального неравенства, модернизации, роли традиций и инноваций, профессиональной этики и профессионализма в социологии. Работы сборника представляют собой образцы историко-социологического исследования, методологически и исторически выверенные эссе и этюды, имеющие непосредственное отношение к происходящему в России. Автор рецензии рассматривает композицию книги и группы работ Гофмана с тем, чтобы показать актуализацию историко-социологического знания и основные особенности творчества известного российского социолога.

Добавлено: 1 июля 2016
Статья
Павленко Е. С. Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 62-66.

Данный текст представляет собой реферативное изложение статьи Рами Нашашиби «Гетто-космополитизм. Создавая теории на границах», вышедшей в сборнике под редакцией Саскии Сассен «Расшифровывая глобальное». В ней автор показывает, на примере гетто американских постиндустриальных  трущоб, как, через распространение в этой среде ислама и с активным участием хип-хоп культуры, гетто становятся космополитичными.

 

 

Добавлено: 1 апреля 2013
Статья
Коротаев А. В., Васькин И. А., Билюга С. Э. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 1. С. 9-47.

Наши эмпирические тесты подтверждают обоснованность гипотезы Олсона—Хантингтона о наличии криволинейной перевернутой U-образной зависимости между уровнем экономического развития и уровнем социально-политической нестабильности. Согласно этой гипотезе, вплоть до определенного значения величины средних подушевых доходов экономический рост усиливает риски социально-политической дестабилизации и лишь при его относительно высоких значениях дальнейший рост этого показателя ведет к уменьшению таких рисков. Вместе с тем наш анализ показал, что для разных индексов социально-политической дестабилизации данная криволинейная зависимость имеет разный характер. При этом выяснилось и наличие одного очень важного исключения. Мы показали, что между подушевым ВВП и интенсивностью переворотов и попыток переворотов наблюдается не криволинейная, а явно выраженная отрицательная корреляция. Данное обстоятельство делает вышеуказанную криволинейную зависимость применительно к интегральному индексу заметно менее выразительной и вносит очень заметный вклад в формирование ее асимметричности (когда отрицательная корреляция между подушевым ВВП и социально-политической нестабильностью среди более богатых стран выглядит заметно более сильной, чем положительная корреляция для стран более бедных). Вместе с тем анализ продемонстрировал, что для всех остальных индексов социально-политической дестабилизации наблюдается именно постулируемая гипотезой Олсона—Хантингтона криволинейная перевернутая U-образная зависимость. Применительно к таким индексам, как политические забастовки, массовые беспорядки и антиправительственные демонстрации, мы имеем дело с асимметрией, прямо противоположной той, что упоминалась выше, — с такой асимметрией, когда положительная корреляция между ВВП и нестабильностью для более бедных стран оказывается заметно более сильной, чем отрицательная корреляция для более богатых стран.

Добавлено: 25 мая 2017
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 1. С. 120-141.

В статье, предваряющей публикацию перевода статьи Харви Сакса, Эммануила Щеглоффа и Гейл Джефферсон «Простейшая систематика организации очередности в разговоре», рассматриваются концептуальные и методологические основания конверсационного анализа. Показывается, что конверсационный анализ, который реализует программу примитивной естественной социальной науки, сформулированную Харви Саксом, предлагает революционный подход к изучению социальных феноменов, основанный на детальном анализе естественно протекающих повседневных взаимодействий. Оставаясь тесно связанным с этнометодологией Гарольда Гарфинкеля, конверсационный анализ показывает, насколько тщательными и подробными могут быть социологические описания, предполагающие выявление за каждым социальным событием разговора или любой другой социальной практики общих механизмов («машинерии») его производства. Такой подход, однако, несет в себе угрозу утраты изначальной цели изучения локальной совместной работы взаимопонимания участников социальных ситуацией, поскольку по мере накопления описаний механизмов производства и восприятия взаимодействий в конверсационном анализе усиливается тенденция к формализации, ведущая к тому, что исследователь начинает коллекцио­нировать случаи и особенности функционирования уже известных «техник взаимодействия». В статье рассматривается значение «Простейшей систематики» с точки зрения реализации первоначальной программы конверсационного анализа, а также обсуждаются особенности перевода ключевых терминов конверсационного анализа на русский язык.

Добавлено: 6 апреля 2015
Статья
Замятин Д. Н. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 26-50.
Гуманитарная география – междисциплинарное научное направление, изучающее различные способы представления и интерпретации земных пространств в человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность . Базовые понятия, которыми оперирует гуманитарная география – это культурный ландшафт (также этнокультурный ландшафт), географический образ, региональная (пространственная) идентичность, пространственный или локальный миф (региональная мифология). Понятие «гуманитарная география» тесно связано и пересекается с понятиями «культурная география», «география человека», «социокультурная (социальная) география», «общественная география», «гуманистическая география» .
Добавлено: 26 января 2018
Статья
Хатчинсон Ф. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 75-99.
Добавлено: 29 января 2013
Статья
Люкс Л. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 284-298.

Федор Степун был своего рода мостом между немецкой и русской культурой. Особую роль в этой связи играло сотрудничество Степуна с католическим журналом «Хохланд», в котором Степун опубликовал целый ряд статей, после того как он в 1922 году был изгнан из Советской России. Анализу этих статей, в которых Степун пытался объяснить немецким читателям, что же произошло с Россией после свержения царя и после крушения созданной в феврале 1917 года хрупкой русской демократии, посвящена первая часть этого очерка. Хотя Степун был готов признать значительную долю ответственности русских демократов за начавшуюся в октябре 1917 русскую трагедию, он категорически отвергал распространенный среди русских эмигрантов тезис о демократах как «единственных, кто виноват во всех ужасах современного состояния России». Следующей темой, которой были посвящены статьи Степуна, опубликованные в журнале «Хохланд» в 1920-е годы, был анализ большевистского режима, первого тоталитарного режима в новейшей истории. Вторая часть очерка анализирует статьи Степуна, которые появились в журнале «Хохланд» после прихода Гитлера к власти в январе 1933 года. Будучи одним из последних бастионов «полусвободного слова» в нацистской Германии, журнал «Хохланд» и после 1933 года предоставлял Степуну, который оставался убежденным демократом, возможность публиковать свои статьи. Хотя статьи эти, как правило, были посвящены русской тематике, они содержали между строк также и критику тогдашних немецких порядков.

Добавлено: 2 июля 2018
Статья
Кильдюшов О. В., Перегудова З. И., Кононова О. А. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 43-54.
В интервью речь идет об истории и нынешнем состоянии исследований полиции в рамках особой дисциплины — «полициеведения». На примере изучения органов политического сыска реконструируется история полицейских исследований в СССР и РФ. Обращается внимание на проблемы нынешней историографии проблемы. Обсуждаются структурные, идейные и личностные аспекты деятельности органов правопорядка и государственной безопасности Российской империи. Отдельное внимание уделяется проектам реформ русской полиции начала ХХ века. Проводятся параллели с нынешними попытками реформирования правоохранительных органов РФ.
Добавлено: 13 октября 2014