• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 297 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10 . № 1-2.
Добавлено: 29 июня 2011
Статья
Троцук И. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 2. № 3. С. 120-141.
Добавлено: 20 января 2017
Статья
Пугачева М. Г. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 102-113.
Добавлено: 23 ноября 2009
Статья
Баньковская С. П. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 171-177.

Статья в разделе In Memoriam -- обзор исследовательской и научной карьеры известнейшего антрополога, политического ученого, социолога Бенедикта Андерсона. Особое внимание в обзоре уделено его знаменитой книге "Воображаемые сообщества", обозначены некоторые не очевидные акценты этой работы, на которые впоследствие указывал сам Андерсон.В завершение приведена избранная библиография его работ.

Добавлено: 31 марта 2016
Статья
Степанов Б. Е. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 400-405.

Рецензия на книгу "Берар E. (2016). Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Cанкт-Петербурге. 1894–1914. М.: Новое литературное обозрение. 344 с." 

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Михайловский А. В. Социологическое обозрение. 2012. Т. 8. № 3. С. 71-75.

В статье сделан критический обзор новейшей биографии немецкого юриста и политолога Карла Шмитта, написанной Р. Мерингом. Автор показывает специфику подхода Меринга к биографии и останавливается на некоторых типичных примерах, свидетельствующих о том, что Меринг, хотя и не пытается дать целостное и методически выдержанное жизнеописание Шмитта, создал труд, богатый уникальными историческими сведениями.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Павлов А. В. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 3. С. 328-344.

Предмет настоящей статьи  — критический анализ «концепции будущего», предложенной британским социальным теоретиком Джоном Урри (1946–2016). Автор вкратце рассматривает творческое наследие социолога и его вклад в создание новой социальной теории, отмечает, что переведенные на русский язык книги Урри репрезентируют его творчество не в полной мере, но отражают поздний период его исследовательской работы. «Как выглядит будущее?» — последняя книга социолога, вышла в год его смерти и поэтому мы можем рассматривать ее в качестве своеобразного творческого завещания. В этом завещании, однако, отражены многие аспекты трудов последних шестнадцати лет жизни Урри. Как замечает сам Урри, своей книгой он бросает вызов социальным наукам, поскольку последние до сих пор не занимались будущим, отдав его на откуп футурологии. В статье дается ответ на вопрос, можем ли мы в самом деле считать эту книгу таким вызовом. Автор утверждает, что для концепции Урри характерна некоторая теоретическая слабость. Для анализа будущего социолог призывает на помощь теорию сложных развивающихся систем, но выводы, к которым он приходит, не имеют эвристической ценности. Вместе с тем книга Урри ценна не теорией, но самой попыткой рассуждать о будущем с позиции социальной философии, а также своей ориентацией на практику. С одной стороны, социолог, рассказывая об утопиях и антиутопиях, использует богатый эмпирический материал — художественную литературу, кинематограф, публицистику, доклады различных организаций и т. д. С другой стороны, обсуждая такие проблемы, как 3D-печать, городское пространство без автомобиля, климатические изменения, антиутопии и др., Урри пользуется методом сценариев, предлагая четыре варианта развития событий для каждого рассматриваемого им феномена. Сами по себе эти сценарии уже позволяют представить то, как могло бы выглядеть будущее. Заключительная глава книги посвящена «низкоуглеродному гражданскому обществу» и концептуализации «естественного капитализма», ответственного перед природой. Автор статьи делает особый акцент на этом, считая, что данная концепция должна быть дополнена иными представлениями о новейшем — цифровом — капитализме. Наконец, в статье рассматривается вопрос соотношения социальной теории Урри с теорией постмодерна.

Добавлено: 6 ноября 2019
Статья
Мюллер Г. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 111-135.

Статья профессора общей социологии Берлинского университета имени Гумбольдта Ганса-Петера Мюллера посвящена важнейшему для систематики Макса Вебера понятию «ведение жизни». Сначала автор делает парадоксальный вывод о том, что данный ключевой концепт не получил у классика ни точного определения, ни детальной экспликации. Далее он проясняет значимость связанных с жизнью понятий для веберовской исследовательской программы, помещая ее в контекст интеллектуальной истории начала ХХ века и соотнося с баденским неокантианством, философией жизни и философской антропологией. В качестве следующего шага исследователь реконструирует функциональное место понятия «ведение жизни» в разработанной Вебером аналитической оптике, с помощью которой он изучал феномен западного рационализма как процесса систематического расколдовывания мира. При этом он выделяет три основных аспекта рационализации жизни в условиях модерна: научно-техническую, метафизически-этическую и практическую формы рациональности современного типа. В своем анализе работ, посвященных близкой или смежной проблематике, он выделяет десять основных способов ведения жизни, характерных для глобализированного мира и связанных с такими аспектами, как транснациональность, лаборизация, флексибилизация, проектность, ускорение, неустойчивость, креативность, социальный контроль, дигитализация и рефлексивность форм жизни, свойственных жителям западного мира в начале XXI века. В завершение исследователь делает далеко идущие выводы относительно эвристических перспектив операционализации веберовского аналитического инструментария в рамках исследований актуальных форм ведения жизни.

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Медведева К. С. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 134-140.

Обзор посвящен международной конференции Европейской социологической ассоциации (ЕСА), прошедшей в августе 2015 года в Праге (Чехия). Акцентируется вни-мание на ключевых темах в современной европейской социологии религии, которые были представлены в ходе 15 секций, организованных исследовательской сетью социологов религии ЕСА. Выделены дискуссии по таким векторам, как конфликт, идентичность, религия и государство. Особое внимание уделено проблематике гендера, женского священства и нетрадиционной сексуальной ориентации. Представлено многообразие типов социального неравенства в контексте разных религий и регионов мира, в частности, в Европе и на Ближнем Востоке. Отмечены выступления российских социологов религии. Рассмотриваются доклады, затрагивающие актуальную тему монашества как ролевой модели для религиозных акторов в буддизме и христианстве. Показано, что институциональные изменения монашества могут свидетельствовать об изменениях места и роли религии в обществе. Приведены исследования монашества как традиционного института в христианстве на примере Католической церкви в Швейцарии и как инновационного института в буддизме на примере буд-дийской общины в Испании. Проанализированы исследовательская сеть социологов религии ЕСА, ее история, состав и география участников, современное положение и планы на академическое будущее. Отмечены междисциплинарный потенциал социологии религии и тематические направления исследования религии, в частности, в сферах изучения культуры, гендера и миграции.

Добавлено: 6 апреля 2016
Статья
Самутина Н. В. Социологическое обозрение. 2013. № 3. С. 137-194.

Статья посвящена осмыслению феномена фанфикшн как социокультурной прак- тики и литературного опыта. Главная особенность фанфикшн как нового типа современной литературы, полностью выведенного за рамки литературы как ин- дустрии — это ключевое место читателя и повышенная роль читательского со- общества, обеспечивающие функционирование этого культурного пространства как формы читательского письма, обмена опытом, осмысления множественных контекстов литературного и социального поведения, зоны развития литератур- ного и социального воображения, и т. д. Автор статьи подробно останавливается на особенностях функционирования этого поля литературного опыта и, опира- ясь на книгу Риты Фелски «Для чего используется литература» (2008), анализиру- ет на материале русского фанфикшн по «Гарри Поттеру» модусы вовлеченности в текст, характеризующие отношения читателя с произведениями фанфикшн. В работе разбираются как общелитературные модусы вовлеченности в текст (узна- вание, зачарованность, знание и шок), так и дополнительные, характерные имен- но для фанфикшн функции чтения (соотнесение с «каноном» и порнографиче- ская функция), обеспечивающие в совокупности повышенную интенсивность, телесность, действенность этого читательского и писательского опыта. Одно- временно подчеркиваются способствующие самоутверждению и саморазвитию функции фанфикшн как читательской и писательской активности. Междисци- плинарный характер исследования позволил дополнить изучение конкретного сообщества постановкой теоретического вопроса о меняющейся роли читателя и писателя в новых формах литературной Интернет-коммуникации

Добавлено: 16 мая 2013
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 143-152.

В рецензии анализируется книга «Видео в качественных исследованиях», которая помещается в широкий круг вопросов, связанных с возможностью исследования социальной реальности методами видеоанализа.

Добавлено: 29 января 2013
Статья
Баньковская С. П. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 129-166.

В современном мире развитие техники и технологии идет параллельно с новыми со- циальными явлениями, для описания которых зачастую не хватает теоретических ресурсов, даже если в наличии имеются эмпирическая, экспериментальная база на- блюдений, изощренные и надежные методы получения данных. Особое внимание исследователей привлекают в последнее время, с одной стороны, феномены, полу- чившие в политико-философской литературе название «множества» (multitude), т. е. больших образований, для которых не годятся привычные термины «группа», «масса» или даже «толпа». Рассредоточенность множеств, координация, происхо- дящая помимо вербальных средств коммуникации (неинтендированная коорди- нация), феномены телесной согласованности на уровне антиципации выражений и действий партнера и многое другое частично впервые обнаруживаются, а частично подтверждаются средствами визуальной социологии. Визуальная социология пред- ставляет собой уже достаточно дифференцированное теоретическое направление и практику эмпирических исследований, использующих в качестве данных визуальные материалы (фото и видео главным образом). Необходимость заново переосмыслить исследовательскую идеологию визуальных исследований и выработать нарративные средства, позволяющие сделать эти исследования продуктивными, оказывается все более настоятельной. Комплементарность нарратологии и визуальной социологии представляет не только многообещающие исследовательские перспективы, но и осо- бую проблему на методологическом и методическом уровнях; именно эта проблема (равно как и различные подходы к ее постановке) и рассматривается в данной статье. Среди теоретических интерпретаций данной проблемы специально рассматривается «теория не-репрезентации», а методологические вопросы анализируются в контексте комплементарности.

Добавлено: 1 июля 2016
Статья
Ясавеев И. Г. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 3. С. 49-76.

В статье рассматривается конструирование социальной проблемы ВИЧ/СПИДа властями и ВИЧ-активистами в России. Работа основывается на изучении риторики российских властей, включенном наблюдении и интервью с ВИЧ-активистами. Конструкции ВИЧ/СПИДа, создаваемые властями и ВИЧ-активистами, значительно отличаются. Российские президент и премьер-министр конструируют ВИЧ/СПИД не как эпидемию в стране, а как «глобальную проблему», представляя Россию участником международных усилий по борьбе со СПИДом. Власти проблематизируют распространение вируса посредством риторики опасности, используя вместе с тем депроблематизирующую стратегию натурализации («это проблема, с которой сталкиваются все страны»). ВИЧ-активисты со своей стороны проблематизируют нарушения прав людей с ВИЧ в государственных учреждениях здравоохранения, низкое качество антиретровирусной терапии, практику позднего назначения терапии, отсутствие профилактики распространения ВИЧ и сексуального образования в школах, репрессивную наркополитику. В отличие от властной конструкции, в конструкции, создаваемой ВИЧ-активистами, отсутствует риторика моральных ценностей. Основным способом проблематизации, используемым ими, является антидискриминационная риторика наделения правом. Вместе с тем ВИЧ как угроза и основание для страха депроблематизируется активистами посредством стратегии опровергающих историй: ВИЧ-активисты рассказывают о себе и непосредственно взаимодействуют с людьми для устранения их страха перед вирусом.

Добавлено: 2 октября 2019
Статья
Марей А. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 126-135.

В статье отражены основные положения теории церковной власти, разработанной Фр. де Виторией. Начиная с понятия «теория власти», Витория рассматривает понятие «Церковь» и далее обращается к вопросу о «власти, присущей Церкви». В статье разбирается активно обосновываемая Виторией идея разделения Церкви и государства и существования двух раздельных юрисдикций. Вместе с тем в случае форс-мажорных обстоятельств и паралича государственной власти именно Церковь должна выступать в роли реаниматора государства и осуществлять все действия, необходимые для управления последним вплоть до возвращения к власти легитимного правителя. Государство, в свою очередь, подчиняя себе клириков как часть своих подданных, не может посягать на них как на служителей Церкви. Вторая идея Витории, освещаемая в статье, — его понимание государства как целостной, самодостаточной и совершенной в себе структуры, обладающей безусловным суверенитетом и в силу этого имеющей право устанавливать свои законы, судить, и при необходимости вести военные действия.

Добавлено: 13 января 2015
Статья
Кантор В. К. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 223-225.

Склонность великого философа к построению мифов достаточно известна. Но вместе с тем миф всегда дает материал к размышлению. Расширительный смысл этого мифа применительно к России очевиден. Поначалу Атлантидой называли Московскую Русь, загубленную Петром, позже истинной Атлантидой стал в восприятии публики Петербург, проклятый еще царицей Авдотьей. Город, интеллектуальный уровень которого не уступал европейскому. Русские философы переписывались с Шеллингом, Шпенглером, Тиллихом, Хайдеггером, Бинсвангером и многими другими. Причем это не были письма учеников, а контакт равноправных, говоря словами Бабефа, «заговор равных». Напомню, что Риккерт публично назвал Федора Степуна надеждой европейской философии. Жизнь в Европе и России в те годы пахла серой. Но жизнь на вулкане, как ни странно, обостряла мысль. Гибель Петербурга и его высокой культуры в результате Октябрьской катастрофы описал Бунин, что очень похоже на гибель русской Атлантиды.

Добавлено: 2 июля 2018
Статья
Титков А. С. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 208-233.

Роль механизмов культуры в социальных изменениях — одна из ключевых тем куль-турсоциологии — анализируется в «Антропологии протеста», сборнике работ куль-турных антропологов и филологов о массовых протестах 󰀲󰀰󰀱󰀱–󰀲󰀰󰀱󰀳 годов в России. Авторы «Антропологии протеста» рассматривают протестные митинги как комму-никацию между протестующими и властью (макрокоммуникация), между участника-ми протестов (локальная коммуникация) и фокусируются на анализе высказываний, представленных на митинговых плакатах. Описываются роль и характер языковых игр в протестных высказываниях, влияние локального контекста небольших протест-ных акций («наномитинги», «Оккупай Абай» и др.) на форму и содержание политиче-ских высказываний. Работы сборника могут побудить культурсоциологов задуматься по крайней мере о двух проблемах: сложном нелинейном характере (со сгущениями, замещениями и т. д.) моральных классификаций, определяющих «социальное бессоз-нательное», а также о роли медийной среды, в которой создаются идеи и лозунги про-тестных движений, и механизмах ее воздействия. В работах Йельской школы культур-социологии моральные классификации представлены наборами бинарных оппозиций в стиле классического структурализма. Языковые игры, на которые обращают внима-ние авторы «Антропологии протеста», предполагают более сложную модель. Роль ме-диа в социальных и культурных изменениях описывалась Дж. Александером (анализ Уотергейтского скандала) с помощью модели коллективного ритуала, в рамках дюрк-геймовской традиции. Анализ циркуляции протестных текстов в социальных сетях побуждает обратить внимание на давнюю альтернативу дюркгеймовской программе, теорию Тарда о диффузии идей в межличностном взаимодействии

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 3. С. 178-184.

Рецензия на книгу: Bruisch K. (2014). Als das Dorf noch Zukunft war: Agrarismus und Expertise zwischen Zarenreich und Sowjetunion. Köln: Böhlau. 394 S. (Beiträge zur Geschichte Osteuropas, 47). ISBN 978-3-412-22385-4

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Афанасов Н. Б. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 1. С. 256-265.

Под знаменем постмодернизма прошли последние несколько десятилетий философской истории, когда ведущие интеллектуалы и деятели искусства сталкивались с необходимостью сформулировать свою позицию в отношении его идейного содержания. Отечественная философия не оставалась в стороне и в 1990-е годы пережила особое увлечение постмодернистской критикой культуры и тем, что считала «постмодернизмом» в философии. Интерес к явлению мысли, впрочем, не остался в прошлом, а продолжает задавать интеллектуальную моду во многих областях социально-гуманитарного знания. Но был ли понят постмодернизм?

Добавлено: 28 марта 2019
Статья
Симонова О. А. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 250-258.

Рецензия посвящена сборнику статей А. Б. Гофмана "Традиция, солидарность и социологическая теория: избранные тексты" (2015), в который вошли работы прошлых лет и интервью. Книга связана с главными проблемами современного общества и одновременно касается главных проблем социологической теории; социальной солидарности и интеграции, социального неравенства, модернизации, роли традиций и инноваций, профессиональной этики и профессионализма в социологии. Работы сборника представляют собой образцы историко-социологического исследования, методологически и исторически выверенные эссе и этюды, имеющие непосредственное отношение к происходящему в России. Автор рецензии рассматривает композицию книги и группы работ Гофмана с тем, чтобы показать актуализацию историко-социологического знания и основные особенности творчества известного российского социолога.

Добавлено: 1 июля 2016
Статья
Павленко Е. С. Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 62-66.

Данный текст представляет собой реферативное изложение статьи Рами Нашашиби «Гетто-космополитизм. Создавая теории на границах», вышедшей в сборнике под редакцией Саскии Сассен «Расшифровывая глобальное». В ней автор показывает, на примере гетто американских постиндустриальных  трущоб, как, через распространение в этой среде ислама и с активным участием хип-хоп культуры, гетто становятся космополитичными.

 

 

Добавлено: 1 апреля 2013
Статья
Коротаев А. В., Васькин И. А., Билюга С. Э. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 1. С. 9-47.

Наши эмпирические тесты подтверждают обоснованность гипотезы Олсона—Хантингтона о наличии криволинейной перевернутой U-образной зависимости между уровнем экономического развития и уровнем социально-политической нестабильности. Согласно этой гипотезе, вплоть до определенного значения величины средних подушевых доходов экономический рост усиливает риски социально-политической дестабилизации и лишь при его относительно высоких значениях дальнейший рост этого показателя ведет к уменьшению таких рисков. Вместе с тем наш анализ показал, что для разных индексов социально-политической дестабилизации данная криволинейная зависимость имеет разный характер. При этом выяснилось и наличие одного очень важного исключения. Мы показали, что между подушевым ВВП и интенсивностью переворотов и попыток переворотов наблюдается не криволинейная, а явно выраженная отрицательная корреляция. Данное обстоятельство делает вышеуказанную криволинейную зависимость применительно к интегральному индексу заметно менее выразительной и вносит очень заметный вклад в формирование ее асимметричности (когда отрицательная корреляция между подушевым ВВП и социально-политической нестабильностью среди более богатых стран выглядит заметно более сильной, чем положительная корреляция для стран более бедных). Вместе с тем анализ продемонстрировал, что для всех остальных индексов социально-политической дестабилизации наблюдается именно постулируемая гипотезой Олсона—Хантингтона криволинейная перевернутая U-образная зависимость. Применительно к таким индексам, как политические забастовки, массовые беспорядки и антиправительственные демонстрации, мы имеем дело с асимметрией, прямо противоположной той, что упоминалась выше, — с такой асимметрией, когда положительная корреляция между ВВП и нестабильностью для более бедных стран оказывается заметно более сильной, чем отрицательная корреляция для более богатых стран.

Добавлено: 25 мая 2017