• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 54 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Комиссаров Д. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 3. С. 68-81.

Согласно древним жизнеописаниям Будды, Майя, мать "наставника богов и людей", умерла на седьмой день после рождения сына. В данной статье речь идет о том, как авторы буддийских текстов пытались объяснить это печальное событие, и о том, что связывает этот эпизод с некоторыми типовыми сюжетами и персонажами древнеиндийского эпоса и брахманической литературы.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Кнорре Б. К. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. Т. 21. № 12. С. 89-114.

Статья посвящена осмыслению процесса постсоветского возрождения алтайского шаманизма как формы народной алтайской веры, отвечающей национальным устремлениям алтайцев. Автор анализирует различные модификации восстанавливаемых в последние 25 лет форм шаманизма, особенности современной «шаманистской теологии», отвечающей во многом традициям тюркских народов, а также показывает борьбу интер- претаций современных шаманистских лидеров, отражающих воздействие различных культурных, цивилизационных факторов. Внимание также уделено бурханизму – религиозному синкретическому течению, возникшему в начале XX в., которое в постсоветское время оказалось на острие споров между представителями шаманизма и буддистами

Добавлено: 15 марта 2017
Статья
Саламова З. К. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. Т. 31. № 10-2. С. 289-305.

Статья рассматривает воплощение жанра «реальное преступление» (англ. true crime) в цифровых медиа на материале развлекательного аудио-подкаста «Мое любимое убийство» (США, 2016 – наст. вр.). В тексте представлен анализ подхода авторов подкаста к повествованию о реальных преступлениях, проведенный с целью ответить на вопрос: какие возможности предоставляют аудио-подкасты для взаимодействия авторов нарративов в жанре «реальное преступление» и их аудитории? Исследование опирается на теорию Генри Дженкинса об партиципаторной культуре (или «культуре соучастия»). Независимый статус ведущих подкаста и их саморепрезентация как фанатов жанра «реальное преступление» позволяют им участвовать в циркуляции и производстве популярной культуры, строить виртуальное сообщество единомышленников.

Добавлено: 21 января 2018
Статья
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2020. Т. 1. № 1. С. 76-100.

Исследователь, да и просто заинтересованный читатель, обращающийся к истории культуры Древней Руси X–XIII вв., неизбеж-но сталкивается со своеобразным парадоксом – с одной стороны, роль выходцев из Скандинавии в русской политической и церковной жизни домонгольской поры трудно переоценить; с другой стороны, известия собственно русских письменных источников об этих переселенцах не слишком обильны и весьма фрагментарны. На таком фоне тем более цен-ны любые отрезки связности и сочленения элементов, обнаруживаемые непосредственно в самих древнерусских источниках. На всем простран-стве повествования о X–XII вв., если не считать рода Рюриковичей, здесь можно обнаружить, как ни странно, одну-единственную семью, для которой эксплицитно указывается ее варяжское происхождение, отмеча-ется тесная близость со Скандинавией, и при этом сообщаются сведения о трех поколениях ее представителей. Речь идет о варяге Якуне, его племяннике, Шимоне, и сыне Шимона по имени Георгий. Понадобилось весьма причудливое сплетение обстоятельств для того, чтобы на стра-ницах древнерусских памятников появились представители по меньшей мере трех поколений скандинавского рода, да еще и с недвусмысленным указанием на их варяжское происхождение. Этот неисчезающий пун-ктир варяжского родословия, как кажется, укрепляет предположение о том, что часть нетривиальных рассказов летописи – это не что иное, как отголоски родовых преданий знатных семей, чьи потомки так или иначе лично соприкасались с книжниками, причастными к созданию письмен-ной истории Древней Руси

Добавлено: 8 ноября 2020
Статья
Андреев М. Л. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 6 (15). С. 120-135.

Стаья посвящена исследованию сюжетики фарса в литературе.

Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Минина Ю. Д. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 3 (12). С. 82-92.

За последние 30-40 лет костюм ао зай утвердился в качестве одного из самых узнаваемых элементов вьетнамской материальной культуры и стал позиционироваться как олицетворение женской красоты, изящества и верности традициям. Изучение истории ао зая и анализ его конструкции позволяют говорить о том, что этот костюм органично соединил в себе черты и китайской, и вьетнамской традиционной одежды, а окончательное его оформление стало результатом авторского творчества. Ао зай в разные периоды вьетнамской истории отображал определенные социальные, культурные и иные процессы, происходившие в обществе.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Пожидаева А. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2020. № 5. С. 87-95.

Статья посвящена эволюции комплекса культовых зданий, сформировавшегося в Больсене (Лаций) первоначально вокруг могилы раннехристианской мученицы Кристины, а со второй половины XIII в. – вокруг места евхаристического чуда 1263 г., и связанной с ней эволюцией форм почитания сакральных локусов и связанных с ними реликвий. Начиная с середины III в. в Новых Вольсиниях местом при- тяжения паломников становится нижний катакомбный комплекс, где находится почитаемая гробница. Центр застройки постепенно смещается вниз, к югу, и уже к VII в. первая христианская церковь Новых Воль- синий в здании форумской базилики оказывается заброшена в пользу нынешней так называемой «Малой церкви», высеченной в скале вокруг гробницы Кристины. Базилика св. Кристины упоминается как одна из 79 остановок на пути в Рим по Виа Францигена в «итинерарии» епископа Кентерберийского Сигерика в 990 г. В 1077 г. в связи с большим притоком паломников отстраивается так называемая «Большая церковь», а к началу XII в. оформляется переход от Малой к Большой церкви в виде крытого коридора. Однако предполагаемая кража мощей Кристины франками-па- ломниками на пути в святую землю в 1099 г. оставляет Больсену без чти- мой реликвии. Ситуация меняется в конце лета 1263 г., когда в Больсене происходит евхаристическое чудо с кровоточащей гостией и запятнанным корпоралом. Однако совершившийся за полтора столетия до этого пере- ход Больсены в ведение епископа Орвьето предопределяет и судьбу этой реликвии – она немедля перенесена в столицу диоцеза. Дальнейшая судь- ба комплекса базилики св. Кристины в конце XV – XVIII в. заключается в постепенном возвращении базилике утраченного статуса несколькими способами: топографическим разделением почитания двух святых локу- сов (гробницы святой и алтаря Чуда) и их новым обустройством, предло- жением паломникам «альтернативных» корпоралу святынь-свидетелей Чуда (эволюция экспонирования мраморных плит, обагренных кровью из гостии) и, наконец, получением в 1815 г. разрешения на ношение одной из плит в процессии Corpus Domini по образцу аналогичного ношения корпорала в Орвьето.

Добавлено: 22 августа 2020
Статья
Александрова Н. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 45. № 12-2. С. 193-211.

Статья посвящена анализу сюжета о просветлении в «Сутре о благом появлении царевича», переведенной на китайский язык Чжи-цянем в III в. и не сохранившейся в индийском оригинале. Рассмот- рение данного сюжета в изложении этого памятника показывает иную интерпретацию просветления Будды, чем в позднейшей агиографической литературе. Сравнение этой версии с отдельными фрагментами из «Лали- тавистары» и текстов Палийского канона, сохранивших следы архаичных пластов предания, указывает на то, что вариант предания, сохранившийся в сутре Чжи-цяня, является исходным. Версия сюжета о просветлении Будды в «Сутре о благом появлении царевича» не только дает иные логические связи в житийном повествовании, но и предполагает другие доктринальные основы, чем в более поздней традиции.

Добавлено: 23 декабря 2019
Статья
Брагинская Н. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 4 (25). С. 11-38.

Эссе посвящено научной судьбе Ольги Фрейденберг (1890–1955), тому, в какой мере она была принуждена подчиняться идеологическому диктату, и тому, как она избежала общей участи советского ученого: погибнуть или быть порабощенным. В ее научной судьбе большую роль сыграли два человека – академик Н.Я. Марр и поэт Б.Л. Пастернак: первый поддерживал ее в начале ее пути и скомпрометировал посмертно репутацией его последовательницы; второй ничем не мог помочь сестре при жизни, но в 1970-е, особенно после публикации их переписки, определил интерес к ее трудам у российских гуманитариев. Публикации и переводы сотен работ Фрейденберг на иностранные языки, исследования и диссертации, посвященные ее творчеству через десятилетия после ее смерти, свидетельствуют о том, что в русской науке Фрейденберг играет ту же роль, какую русская наука – в мировой: «отсталость» и маргинальность могут таить в себе потенциал новизны и оригинальности.

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Пожидаева А. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2019. Т. 1. С. 70-82.

Западнохристианская иконография Сотворения мира в XI-XIII вв. предоставляет множество возможностей проследить логику взаимодействия нескольких раннехристианских традиций в рамках одной композиции и на уровне отдельных ее деталей. На примере взаимодействия памятников «римского типа» (фресок и миниатюры Рима и Лация) с традицией Генезиса лорда Коттона прослеживается  процесс «эмансипации» отдельного элемента и его перемещение в чужеродную схему и наделение новым смыслом. Речь идет об изображениях предстоящих Творца ангелов, заменяющих или дублирующих персонификации Света и Тьмы в сцене Первого дня Творения в миниатюрах римских «атлантовских» библий. Благодаря недавнему открытию фресок лангобардской школы VIII в. в «Крипте Грехопадения» близ Матеры можно предположить, что уже к этому времени персонификации ангелов-дней в композиции коттоновского типа могли выступать в роли персонификаций Света в сцене Первого дня Творения. Это дает возможность иконографически объяснить появление столетием позже ангелов-орантов в сцене Сотворения Адама в миниатюрах каролингских Турских библий, а также позволяет иконографически связать разнообразие поз и жестов предстоящих ангелов в миниатюрах Творения «атлантовских» библий с ангелами-днями Творения коттоновской традиции.

Добавлено: 16 августа 2019
Статья
Сидорович О. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 14. С. 121-140.

В статье исследуются особенности анналистического метода изложения в I декаде «Истории» Тита Ливия. Анналистический метод изложения в классической форме реализован в III и IV декадах. В I декаде есть немало примеров, свидетельствующих о том, что анналистическая форма изложения не наполняется содержанием, характерным для нее в III и IV декадах. Сравнение этих частей текста Ливия с соответствующими местами из «Римских древностей» Дионисия Галикарнасского позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях Ливий сознательно «сжимает» повествование. Это можно объяснить той задачей, которую поставил перед собой историк - показать постепенный рост могущества римского государства. Причиной своеобразного использования Ливием анналистической схемы в I декаде мы считаем тот факт, что в эпоху Ранней Республики еще не сложилась административная практика, которая позволила бы историку наполнить консульский год достаточной информацией о внутригородских делах и передвижениях консулов между Римом и местами проведения военных кампаний.

Добавлено: 4 ноября 2017
Статья
Орехов Б. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 4. С. 89-98.

Статья о теории графов в приложении к терминологии

Добавлено: 7 ноября 2017