• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 52 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2016. № 09.11.2016. С. 1-10.

Когда говорят об оценке Степуном творчества Достоевского, то обращаются прежде всего к двум его последним статьям («“Бесы” и большевистская революция», 1957, и «Миросозерцание Достоевского», 1962) либо к рассуждениям в его мемуарах. Между тем первый текст Степуна о Достоевском («О “Бесах” Достоевского и письмах Максима Горького», 1913) вышел в удивительное, я бы сказал, ключевое время (накануне войны, когда Достоевский был прочитан заново, на фоне надвигавшейся мировой катастрофы), когда вдруг стало понятно, что именно Достоевский, более чем любой другой русский писатель, связан с сущностью и судьбой России. Когда вдруг осознали специфику его таланта, его творчество было выведено из контекста реалистического бытового романа и поставлено в один ряд с древнегреческими трагедиями и трагедиями шекспировской эпохи.

Добавлено: 24 ноября 2016
Статья
Афанасьев А. Н. Гефтер. 2016.

В статье демонстрируется систематический характер исторического метода Александра Викторовича Михайлова на материале его теории барокко. Творчество А. В. Михайлова анализируется в контексте направления в рамках историографии и философии гуманитарных наук, отличительной особенностью которого является специфический способ работы с историческим знанием, которое приобретает здесь статус основы и субстрата теоретизирования. Автор утверждает, что ключевой особенностью исследовательского проекта А. В. Михайлова является историзация гуманитарного знания а теория барокко - важным элементом этого проекта.

Добавлено: 6 декабря 2016
Статья
Дмитриев А. Н. Гефтер. 2014.

В центре внимания автора - научная и политическая карьера выдающегося украинского историка Михаила Грушевского. Рассматриваются факторы и обстоятельства его выбора в 1914 и 1923 годах - возвращения на Украину и финал его "спокойной" научной кареры летом 1930 года из-за вмешательства советских официальных инстанций. Анализируются осбтоятельства того, почему воспитанник киевской исторической школы В.Б. Антоновича сосредоточил свои дальнейшие научные и организационные усилия вне Киевского университета

Добавлено: 14 мая 2014
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2014. С. 1-17.

Фагот из Большого и философ из «Вопросов философии»: кто кого. Воспоминания сотрудника ведущего философского журнала СССР о буднях редакторской жизни и особенностях советской коррупции.

Добавлено: 15 февраля 2014
Статья
Гасан Гусейнов Гефтер. 2015.

Начиная со второй половины 1930-х годов фашизм перестали изучать как специфическую идеологию. В 1936 году в московском издательстве «Соцэкгиз» вышла книга под названием «Против фашистского мракобесия и демагогии» [1]. С одной стороны, сама эта книга представляла собой продукт демагогии. Достаточно сказать, что в предисловии к ней агентами фашизма и просто фашистами названы Троцкий, Зиновьев и другие советские противники Сталина.

Добавлено: 17 марта 2016
Статья

В статье анализируются  теоретические следствия рецепции в разных дисциплинах - истории, филологии, политической теории, истории и теории эстетики - одного из наиболее изученных и в то же время наиболее дискуссионных произведений ренессансной литературы, "Диалогов к Петру Павлу Гистру" Леонардо Бруни Аретино. Центральным объектом рассмотрения в статье становится полемика вокруг восходящей к Х. Барону категории "гражданского гуманизма". Двумя экстремумами этой полемики стали позиция историков, рассматривающих возникновение "гражданского гуманизма" как эпифеномен социально-политических событий в Италии начала XV столетия, и точка зрения филологов, усматривающих в "протолиберальных" декларациях протагонистов диалога эффект риторической стратегии imitatio (по этой версии, "Диалоги..." Бруни - не что иное как подражание диалогу "Об ораторе" Цицерона). Автор статьи ставит себе целью показать, что апория "гражданского гуманизма", возникающая в результате коллизии разных дисциплинарных языков, обосновывает необходимость исторической релятивизации методологического инструментария гуманитарных дисциплин.   

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Гасан Гусейнов Гефтер. 2013.

Лекция многим кажется жанром устаревшим. Ведь что она вообще такое, этаlectio? Просто чтение. А сейчас все грамотные. К тому же книгу или статью читаешь один, а на лекции рядом с тобой сидят еще люди. Иногда — десятки людей. Не сосредоточишься, то и дело отвлекаешься. И все-таки лекции читают всем студентам повсюду в мире. Почему? Ответить на этот впрос нам помогает Майкл Фарадей.

Добавлено: 25 марта 2014
Статья
Гасан Гусейнов Гефтер. 2013.

60-летие со дня смерти этого исторического деятеля миллионы людей в России отметили водкой и слезами. Почему?

Общий ответ прост и очевиден: да потому что Россия до сих пор говорит на языке Сталина, мыслит в его политических категориях. Простонародная, низовая Россия — еще большая сталинистка, чем ее несостоятельная морально, хотя и более чем состоятельная материально верхушка. Но на языке Сталина говорит и образованная часть общества, и значительная часть тех, кто называет себя «протестным движением», «рассерженными горожанами», «оппозицией».

Почему же язык Сталина, речевой габитус этого человека, его, если воспользоваться популярной в России и отдающей эзотерикой лингвистической теорией, «языковая личность» так вирулентны? Что заставляет сегодняшних 20–30-летних людей не просто считать себя сталинистами, но и быть ими — по-настоящему, со всеми последствиями?

Добавлено: 24 марта 2014
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2016. № 16.09.2016.

Тема теодицеи после Достоевского стала одной из ключевых тем русской мысли. В его романах мы находим спор человеческого сегодня с временем Бога, которое, строго говоря, и не совсем вечность, но длящееся сегодня, вбирающее в себя все времена, прошедшее и будущее. Отсюда, полагал Камю, идет бунт Достоевского. Бунт героя в романе — не призыв к тотальному разрушению. Это бунт непонимания и человеческой свободной совести. "Философией отчаяния" называет Шестов мировоззрение героев Достоевского, пытавшихся примирить желание свободы для человека с Высшей Силой. Поэтому и бросается он от одного философа к другому, пытаясь найти решение этой контроверзы.

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2017. № 27.02.2017. С. 1-8.

Одним из наиболее глубоко и страстно разрабатывавших тему космической обреченности человека был Федор Иванович Тютчев, любимый поэт как Толстого, так и Достоевского. Вряд ли найдется другой поэт, который в такой мере, как Тютчев, направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия. По Тютчеву, человек всегда находится над бездной, перед пропастью, более того, он носит эту бездну в себе — это его родовое и роковое наследие. Однако этот ужас этого можно преодолеть Божьей милостью — благодатью, обещающей нам по ту сторону вечную жизнь.

Добавлено: 5 марта 2017