• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 68 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 174-178.

В рецензии содержится аналитическая оценка объемного учебного пособия для вузов по принципиально инновационной дисциплине — социальной возрастной психологии, дается развернутая характеристика содержательной наполненности каждой из частей книги, выстроенной в логике последовательного прослеживания социально-личностного развития человека на протяжении всего его жизненного пути.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Гулевич О. А., Шевелева И. А., Фомичев А. А. Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 5-18.

В статье рассматриваются современные психологические исследования волонтерской деятельности. Особое внимание уделяется эгоистической и альтруистической мотивации волонтерства, а также факторам, оказывающим влияние на интенсивность волонтерской активности. В заключении описаны ограничения существующих исследований.  

Добавлено: 9 июля 2013
Статья
Батхина А. А., Лебедева Н. М. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 70-91.

В статье описываются основные результаты исследования предикторов выбора стратегии поведения у русских в воображаемом конфликте с представителями народов Северного Кавказа. Теоретико-методологическую основу исследования составили модель двойной заинтересованности Томаса-Килманна, уточненная теория базовых ценностей Ш. Шварца и концепция межгрупповой тревожности У. Стефана и К. Стефан. В качестве предикторов выбора стратегии поведения в конфликте рассматривались индивидуальные ценности: Открытость изменениям, Сохранение, Самоутверждение и Самопреодоление. Роль межгрупповой тревожности тестировалась в качестве модератора, влияющего на связь между ценностями и поведением в конфликте. Гражданская идентичность и самоуважение рассматривались как контрольные переменные. В исследовании приняло участие 214 этнических русских, проживающих на территории России (73 мужчины, 141 женщина, возраст M = 31.96, SD = 10.21). Методом исследования являлся социально-психологический опрос, респонденты привлекались к участию при помощи метода «снежного кома». В качестве основного инструментария исследования использовались опросник организационного конфликта М. Рэхима в модификации Дж. Оэтцеля, опросник индивидуальных ценностей Ш. Шварца PVQ-R, шкала опасения межкультурной коммуникации Дж. Нойлипа и Д. МакКроски, отдельные шкалы из опросника MIRIPS. Результаты путевого анализа показали, что выбор стратегии доминирования положительно связан с ценностями Самоутверждения и отрицательно с ценностями Самопреодоления. Выбор стратегии сотрудничества имеет положительную связь с ценностями Самопреодоления и Открытости изменениям. Выбор стратегии ухода положительно связан с ценностями Сохранения и межгрупповая тревожность. На выбор стратегии уступок не было обнаружено значимого влияния ценностей, при этом данная стратегия находится в положительной связи с гражданской идентичностью и в отрицательной связи с самоуважением. Межгрупповая тревожность является модератором связи между ценностью Открытости изменениям и стратегией сотрудничества. Полученные результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций в сфере межкультурной коммуникации и при урегулировании межкультурных конфликтов.

Добавлено: 6 октября 2018
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 142-144.

В статье анализируется учебное пособие, представляющее методы исследования в социологии, высказываются рекомендации об использовании исследовательского социологического инструментария социальными психологами.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Нартова-Бочавер С. К. Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 42-50.

Исследуется связь психологической суверенности и особенностей межличностного общения. Гипотеза состоит в том, что суверенность положительно связана с гармоничным межличностным взаимодействием. Общая выборка составила 399 человек, 102 мужчины, 297 женщин, Mвозраст=23 года. Использовались шкалы: Суверенность психологического пространства – 2010, Шкала Привязанность-обособленность Пятифакторного личностного опросника А.Б.Хромова, Шкала близких отношений M.Вей. Проведено две серии эмпирических исследований. В соответствии с гипотезой, обнаружено, что суверенность положительно связана с разными аспектами привязанности (уважением к другим, доверчивостью, теплотой), отрицательно – с тревожностью и избеганием близких отношений. Обнаруженные связи сильнее выражены в женской подвыборке.

Добавлено: 1 ноября 2015
Статья
Агадуллина Е. Р., Чумакова М. А. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 147-162.

В статье представлены результаты разработки и апробации шкалы оценки психологического эссенциализма как веры во врожденность и неизменность принадлежности к группе. Результаты конфирматорного факторного анализа, проведенного на восьми разных выборках (этнические группы (русские/таджики/евреи), гендерные группы (мужчины/женщины), гомосексуалы (геи/лесбиянки) и религиозные группы (православные/мусульмане)) (n = 897), продемонстрировали хорошие показатели соответствия эмпирическим данным. Данные мультигруппового конфирматорного факторного анализа позволяют говорить о возможности сравнения различных групп внутри одной категории. Предложенная шкала обладает конвергентной и дискриминантной валидностью, с одной стороны, демонстрируя связь с оценкой целостности группы, идентификацией, правосторонним авторитаризмом, оправданием социальной системы и стремлением к социальному доминированию, с другой — отсутствие связи со шкалами открытости опыту и отношения к новизне. 

Добавлено: 5 сентября 2017
Статья
Волкова Н. В., Чикер В. А., Почебут Л. Г. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 127-145.

В статье рассматриваются особенности консолидации социального капитала двух государственных организаций в контексте различий трудового поведения представителей трех поколений (беби-бумеры, поколения X и Y). Авторы вводят понятие «консолидация социального капитала», которая возникает на основе единого смыслового пространства, включающего в себя оценку организационной культуры, приверженности сотрудников целям и ценностям организации, а также их устойчивой организационной идентификации. В значительной степени консолидация социального капитала персонала определяется организационными, поколенческими и субкультурными особенностями. Были обследованы 250 человек с применением комплекса из трех методик по оценке организационной культуры, приверженности и четырех типов идентификации. Материалы, полученные на двух выборках (90 и 160 человек) в г. Санкт- Петербурге и г. Петрозаводске, показали различия между поколениями как внутри организаций, так и между ними. Наибольшие трудности в консолидации социального капитала испытывает поколение Х, формировавшееся в нашей стране в годы перестройки и социальных изменений, что отражается в уровне идентификации представителей данного поколения и противоречиях в восприятии реальной и предпочитаемой организационной культуры

Добавлено: 26 июня 2019
Статья
Агадуллина Е. Р., Горемыко М. В. Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 30-40.

 

В статье обсуждается влияние самокатегоризации на конформное поведение и сопротивление ему. В представленном эксперименте принял участие 61 человек, и были проверены гипотезы о том, что уровень конформности поведения по отношению к членам ингруппы выше, чем по отношению к членам аутгруппы, и восприятие себя как члена ингруппы приводит к увеличению случаев внутренней конформности, а восприятие себя как члена аутгруппы приводит к увеличению случаев внешней конформности. Результаты эксперимента показали, что идентификация с ингруппой приводит к устойчивому изменению форм поведения (внутреннему конформизму), а отнесение себя к категории аутгруппы позволяет испытуемым сопротивляться влиянию группы, что приводит к уменьшению случаев конформного поведения. 

Добавлено: 17 марта 2013
Статья
Гулевич О. А., Ермолаева Н. Н. Социальная психология и общество. 2014. № 1. С. 31-42.

В статье рассматривается связь между множественной самокатегоризацией и отношением к «чужим». Мы предположили, что чем больше социальных категорий люди используют при самокатегоризации, тем более негативно они относятся к представителям этнической аутгруппы. Однако эта связь опосредуется социальными верованиями: чем больше человек верит в опасный и конкурентный мир, тем сильнее связь между количеством категорий и предрассудками. Для проверки этого предположения было проведено исследование (N=91), участники которого заполняли методики для измерения сложности системы социальных категорий, которые они используют при самокатегоризации, веры в опасный и конкурентный мир, этнических предрассудков. Полученные результаты показали, что чем больше социальных категорий человек использует при самокатегоризации, тем негативнее его отношение к этнической аутгруппе. Однако эта связь опосредуется верой в опасный мир: она сильнее выражена у людей, верящих в то, что окружающий мир опасен и непредсказуем.

Добавлено: 28 марта 2014
Статья
Нартова-Бочавер С. К. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 100-114.

Изучалась связь между психологической суверенностью и социальными верованиями: верой в справедливый мир, религиозностью, ожиданием вознаграждения за усилия, контролем над судьбой. Обследовано 288 респондентов (Mвозраст=23,7) 66 мужского пола. Использовались опросники: Суверенность психологического пространства – 2010 (Нартова-Бочавер, 2014), шкалы Вера в справедливый мир и Вера в личную справедливость (Dalbert, 1999) и Шкала социальных Аксиом (Leung et al., 2002; Татарко, Лебедева, 2008). Обнаружено, что социальные верования различаются в зависимости от уровня суверенности. Кроме того, обнаружено, что в группе депривированных основные предикторы верований – это суверенность тела и территории, в группе сверхсуверенных – суверенность территории и временных привычек, а в группе умеренно суверенных значимых связей не обнаружено. Делается вывод, что умеренно суверенные, представляющие собой наиболее адаптированную группу, свободны от типичных верований как формы социальных стереотипов. 

Добавлено: 31 июля 2017
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 126-141.

В данной статьей на основе социальных представлений реконструируется символическая карта опасных и страшных мест города. Системой координат «символической карты страхов и рисков» становятся два конструкта: «город – не город» и «Я – Другой». Доказывается, что места страха горожан связаны преимущественно с Другими в городе.

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Реан А. А., Коновалов И. А. Социальная психология и общество. 2018. № 2. С. 60-80.

В статье приводятся результаты исследования, целью которого являлось изучение социально-перцептивных представлений подростков о таких социальных группах, как родители, одноклассники, учителя, полицейские и чиновники. В исследовании приняли участие 7000 старшеклассников из различных городов и сел Российской федерации в возрасте от 14 до 18 лет. Отдельно рассматриваются представления подростков, обучающихся в школах для лиц с девиант- ным поведением (127 человек), данные сопоставляются с общей выборкой. Для составления социально-перцептивных образов различных социальных групп была использована методика «80 прилагательных» А.А. Реана. Для оценки связи предпочтений в выборе дескрипторов и специфики группы испытуемых были использованы таблицы сопряженности, статистическая значимость оценивалась с помощью критерия Хи-квадрат. На основании полученных результатов можно сделать вывод о преобладании положительных характеристик при описании родителей, негативных характеристик при описании полицейских и чиновников, при описании одноклассников и учителей использовались как поло- жительные, так и отрицательные характеристики. Выявлены статистически значимые связи предпочтений в частоте выбора различных характеристик при описании представителей социальных групп и специфики испытуемых.  

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2016. № 1. С. 45-58.

В статье представлена логика развития исследований феномена «закрытости» от малой группы до «закрытого общества». Работы М.Ю.Кондратьева, посвященные закрытым группам, рассматриваются в контексте изучения сиротских интернатных учреждений, а также как определяющие психологическое содержание феномена «социальной закрытости». В качестве примера переноса ключевых идей М.Ю. Кондратьева о закрытой группе представлено эмпирическое исследование «закрытого общества». Доказывается, что все основные социально-психологические закономерности, открытые М.Ю.Кондратьевым на малой закрытой группе, релевантны социально-психологическим закономерностям, выявленным на большой закрытой группе – «закрытом обществе».

Добавлено: 6 мая 2016
Статья
Гулевич О. А., Сариева И. Р. Социальная психология и общество. 2020.

В данном исследовании изучается связь между социальными верованиями, политическим доверием и готовностью участвовать в политической активности. Российская выборка включала в себя 440 жителей России (76,4% мужчин, 23,4% женщин), возраст от 23 до 77 лет (M =38,99; SD = 11,62). Украинская выборка состояла из 249 жителей Украины (59,8% мужчин и 40,2% женщин), возраст от 23 до 65 лет (M = 35,55; SD = 10,76). Данные собирались в ходе онлайн опроса в декабре 2015 года, при формировании опросника была использована шкала веры в справедливый мир К.Далберта, шкала веры в опасный мир Дж.Даккита, а также авторские методики измерения политического доверия и готовности участвовать в политической активности. Политическое доверие представляло собой шкалу, включающую в себя доверие к армии, судебной системе, политическим партиям, правительству, Парламенту и Президенту. Готовность участвовать в политической активности измерялось с учетом различных форм активности: нормативных и ненормативных. В результате вера в справедливый мир увеличивает политическое доверие, а вера в опасный мир его уменьшает. Политическое доверие в свое очередь позитивно предсказывает готовность к разным формам нормативной политической активности. Однако, российская и украинская выборка отличалась по характеристикам моделей и особенностям связи между политическим доверием и ненормативными формами политической активности.

Добавлено: 14 октября 2019
Статья
Припорова Е. А., Агадуллина Е. Р. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 96-111.

В статье описаны различные социальные мотивы использования социальных сетей (поддержание и развитие отношений, принадлежность к группе и самопрезентация). Результаты исследования показали, что пользователи социальных сетей (n = 579) могут быть разделены на четыре различных профиля в зависимости от выраженности у них той или иной мотивации использования социальных сетей (1 – умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию; 2 – ориентация на поддержание социальных отношений; 3 – низкая социальная мотивация; 4 – высокая социальная мотивация. Сравнение пользователей из разных профилей по их личностных чертам и поведению в сети показало, что пользователи с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее высокий уровень экстраверсии, доброжелательности и открытости опыту по сравнению с индивидами из других профилей. Пользователи из профиля «ориентация на поддержание социальных отношений» не отличаются от пользователей с низкой социальной мотивацией по уровню Доброжелательности и Открытости опыту, а пользователи из профиля «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» от пользователей с высокой мотивацией по уровню Нейротизма и Открытости опыту.

В целом респонденты из профиля с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее интенсивное использование С С по всем параметрам поведения. Меньше всего различий в поведении в С С наблюдается между респондентами из профилей «ориентация на поддержание социальных отношений» и «низкая социальная мотивация», а также «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» и «высокая социальная мотивация».  

Добавлено: 27 апреля 2019
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Адамян А. А. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 1-20.

Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в развитии личностных качеств, необходимых для межличностного взаимодействия. Повседневное общение часто связано с распределением разного рода ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, не только способствующих восприимчивости к справедливости, но также стимулирующих толерантное отношение к ее нарушениям. В связи с характеристиками дружественной домашней среды рассматривается способность к прощению. Выборка включала 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей). Использовались многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому. Была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной шкалы Способность к прощению Хартланд, в результате адаптации и проверки факторной структуры включающая две субшкалы (Готовность к прощению и Отсутствие руминаций) и обладающая хорошей надежностью. Результаты продемонстрировали высокую гендерную сензитивность. Обнаружено, что в группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей – отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома, а в группе юношей – также привязанностью к дому. Констатируется, что в отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек – облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Делается вывод о том, что вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека. И прощение и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения межличностных и социальных задач, содержание которых задано полом респондентов. Результаты согласуются с концепциями морального развития Л. Кольберга и К. Гиллиган.Статья продолжает цикл работ, посвященных роли домашней среды в развитии личностных качеств, необходимых для межличностного взаимодействия. Повседневное общение часто связано с распределением разного рода ресурсов; этот процесс требует личностных качеств, не только способствующих восприимчивости к справедливости, но также стимулирующих толерантное отношение к ее нарушениям. В связи с характеристиками дружественной домашней среды рассматривается способность к прощению. Выборка включала 590 студентов (M=18,7, SD=1,1, 477 девушек и 113 юношей). Использовались многошкальные опросники Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому. Была осуществлена психометрическая подготовка русскоязычной шкалы Способность к прощению Хартланд, в результате адаптации и проверки факторной структуры включающая две субшкалы (Готовность к прощению и Отсутствие руминаций) и обладающая хорошей надежностью. Результаты продемонстрировали высокую гендерную сензитивность. Обнаружено, что в группе девушек характеристики дружественного дома положительно связаны со способностью прощать, а в группе юношей – отрицательно. Наибольшее количество связей образовано функциональными характеристиками дома, а в группе юношей – также привязанностью к дому. Констатируется, что в отношении юношей дом реализует усиливающую функцию, а в отношении девушек – облагораживающую; для развития способности прощать юношам показана сепарация от дома. Делается вывод о том, что вклад домашней среды в развитие способности прощать обусловлен контекстом развития человека. И прощение и непрощение представляют собой адаптивные феномены, важные для решения межличностных и социальных задач, содержание которых задано полом респондентов. Результаты согласуются с концепциями морального развития Л. Кольберга и К. Гиллиган.

Добавлено: 16 апреля 2019
Статья
Гулевич О. А. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 130-143.

В настоящей статье излагаются данные, раскрывающие характер взаимосвязи оценки справедливости учебного взаимодействия и мотивации обучения. В описываемом исследовании приняли участие 895 студентов 1х и 4х курсов четырех московских университетов (54 % женщин Mвозраст = 19 SDвозраст = 1.64), которые были обследованы с помощью методик для оценки справедливости сдачи трудного зачета/экзамена и мотивации обучения в университете. Результаты показали, что чем выше студенты оценивают справедливость учебного взаимодействия, тем слабее у них амотивация и тем сильнее внутренняя мотивация обучения. Показано, что основную роль в данном случае играют процессуальные компоненты справедливости, однако важность разных компонентов изменяется в зависимости от курса и конкретного университета, что свидетельствует о том, что понимание организационной справедливости зависит от социального контекста.

Добавлено: 23 сентября 2013
Статья
Зверев Д. А., Штроо В. А. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 182-198.

В статье описываются результаты прикладного эмпирического исследования, направленного на изучение представлений о содержании услуги по командообразованию и особенностей спроса на эту услугу со стороны современных российских организаций. Исследование было проведено в рамках общего исследовательского проекта по разработке модели оценки эффективности социально-психологического тренинга формирования рабочих групп (команд). По итогам проведенного опроса экспертов – директоров по управлению персоналом и руководителей отделов обучения и развития персонала двухсот российских организаций – были выделены и охарактеризованы четыре основных запрашиваемых вида тренинга командообразования. Как показал последующий более глубокий анализ, каждый из выделенных видов социально-психологического тренинга может быть охарактеризован с точки зрения актуализации определенных процессов групповой динамики. Исследование позволило сформулировать предположения о взаимосвязях процессов групповой динамики и социально-психологической эффективности рабочих групп различного типа, которые стали гипотезами основного этапа исследовательского проекта. Полученные в нашем прикладном исследовании результаты могут быть расценены как уникальные и пригодны для использования в практических целях эффективного формирования рабочих групп (команд) в организациях. Кроме того, результаты имеют методическую ценность для подготовки специалистов в области управления персоналом и организационной психологии.

Добавлено: 18 февраля 2019
Статья
Крайнова П. О., Обухов А. С. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 134-151.

В социуме меняется отношение к детству, усиливается ценность индивидуального развития ребенка. Повышается запрос на построение и сопровожде¬ние индивидуальной образовательной траектории. Это формирует запрос на новые профессиональные функции, в том числе сопровождение индивидуального образовательного маршрута, делегированного профессии тьютора. Исследова¬ние направлено на выявление социальных ролей тьютора на первом году фор¬мирования образовательного сообщества частной школы. Гипотеза исследова¬ния: в ситуации процесса активного формирования социальной общности новой школы тьютор, через интеракции с родителями, учителями и администраци¬ей, принимает на себя ряд неформальных функций, связанных с индивидуальной работой с учеником сверх образовательных задач. Применялась качественная стратегия исследования, обусловленная необходимостью глубинного анализа и выявления причинно-следственных связей и скрытых смыслов в системе социальный интеракций. В выборку (21 человек) вошли представители различных социальных ролей: тьюторы — 8 человек; родители учеников — 5 человек; представители администрации — 3 человека; руководители потока/учителя предметники — 3 человека; психологи — 2 человека. Сбор данных осуществлялся методом глубинного полуформализованного интервью по разработанной исследовательской программе (40 изначальных вопросов). Выявлено, что ролевой набор и функционал тьютора в новой школе не является данностью, свойственной рассматриваемой профессии, а выступает продуктом контекстов и интеракций, формирующих содержание уникального института в условиях формирующихся коммуникаций, событий и жизненного уклада школы. На конец первого цикла жизни образовательного сообщества школы сформировался целый спектр ролей у тьютора, что актуализирует задачу профессионального самоопределения тьютора в системе социальных интеракций.

Добавлено: 31 марта 2019
Статья
Батхина А. А. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 45-62.

В статье представлен аналитический обзор зарубежных психологических исследований поведения в межкультурном конфликте. Межкультурный кон- фликт понимается как межличностный конфликт между представителями различных культур. Анализируются основные модели, описывающие стратегии поведения в межкультурном конфликте: модель двойной заинтересованности, модель стилей межкультурного конфликта, модель идентичности в перегово- рах. Приводится краткий обзор результатов современных исследований пре- дикторов поведения в межкультурном конфликте, особое внимание уделено анализу влияния культуры и особенностей ситуации межкультурного взаи- модействия на выбор стратегии поведения. Описываются наиболее распро- страненные в зарубежных исследованиях методы изучения выбора стратегии поведения в конфликте. Отмечается важность оценки эффективности исполь- зуемых стратегий конфликтного поведения в ситуации межкультурного взаи- модействия. В заключении обозначаются нерешенные проблемы и актуальные направления в области изучения поведения в межкультурном конфликте.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Кривошеина И. В., Котов А. А. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 5-18.

Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа часто упоминается в англоязычных источниках по социальной психологии. При этом она используется для объяснения различных феноменов и в когнитивных исследованиях памяти, восприятия и категоризации. В статье описываются основные постулаты теории, касающиеся связи психологическоий дистанции и уровня конструкта. Представлены краткие описания и основные результаты ключевых исследований разных тематик в рамках теории. Подчеркивается важность теории конструктов разного уровня для области социального познания. Основные понятия теории служат удобными средствами для описания и объяснения разных феноменов социального познания. Описываются ключевые исследования в рамках теории, посвященные таким феноменам, как фундаментальная ошибка атрибуции, предсказание социальных событий, поведенческие намерения, самоконтроль, цели и средства осуществления действия. В заключение обсуждаются вопросы, остающиеся открытыми на современном этапе развития теории.

Добавлено: 4 марта 2017