• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 144 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Нартова-Бочавер С. К. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. Т. 102. № 2. С. 190-201.

В статье представлено эмпирическое корреляционное исследование связи между привязанностью к растениям и содержанием базисных убеждений личности. Выборка составила 299 респондентов, московских студентов (219 девушек, 79 юношей, Mвозраст = 18,9 лет, SDвозраст = 1,8 лет). Использовались опросники: Люди и растения (пять субшкал – Радость, Эстетика, Практика, Близость природе, Экология) и Шкала базисных убеждений (пять субшкал – Доброжелательность мира, Справедливость, Образ Я, Удача, Убеждения о контроле). Использование разнообразных статистических приемов подтвердило, что все составляющие позитивного отношения к миру флоры (за исключением Практики) значимо положительно связаны со всеми базисными установками (за исключением Образа Я); эти связи модерированы полом – они сильнее у девушек. Результаты подводят доказательную базу под использование разных видов экотерапии и могут быть использованы в решении прикладных задач создания «зеленых» сред. Ограничения исследования заданы спецификой выборки (студенты-горожане) и методов (только стандартизированные опросники).

Добавлено: 30 марта 2020
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 55-69.

Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 1. С. 157-172.

Статья посвящена обоснованию нового направления в психологии личности, исследующего проблемы индивидуальной жизни, ее пространственно-временного протекания, внутренней архитектоники и личностных оснований ее воссоздания и обновления. Представлена интегральная теоретико-методологическая модель «персонологии жизни», ориентированная на практическую герменевтику индивидуальных случаев.

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Станковская Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 112-119.

Статья посвящена психологическому раскрытию категории «отношение женщины к себе в аспекте телесности», а также анализу отчужденного отношения к телу как особой форме самоотношения современных женщин. Исследуются конкретные феномены отчуждения женщины от тела, рассматриваются их последствия для ее индивидуальной жизни. Обосновывается понимание отчуждения от собственного тела как утраты личностью субъективной ценности своей телесной сферы.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Петровский В. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2008. № 3. С. 10-26.

Сопоставляя конструкты «интринсивная мотивация» и «надситуативная активность», автор очерчивает круг феноменов «активной неадаптивности» - постановки целей, мотивирования непредсказуемостью результатов их достижения. Среди этих феноменов - стремление к риску, влечение к запретной черте, к границе (эти тенденции не являются инструментами достижения внешних целей, они «бескорыстны»). Граница интерпретируется как особый знак, побуждающий неадаптивные действия.

Добавлено: 5 октября 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. Т. 57. № 1. С. 260-271.

Статья посвящена исследованию мыслительных установок личности, способной к культурным новациям. Рассматриваются установки на познание, понимание, интерпретацию, диалог, рефлексию, остроумие, творчество. Обосновывается, что в своем гармоничном развитии, взаимовлиянии и интегрирующей роли установки на творчество придают личности творческое качество и статус неординарного мыслителя. Подчеркивается, что система зрелых мыслительных установок позволяет личности раскрывать потенциал культуры и индивидуально определять культурную динамику.

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 17-32.

Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на две категории: обеспечивающие психическую деятельность содержанием и выступающие как механизм работы с этим содержанием. Рассматривается связь мышления и ума и на этой основе  дается содержательное психологическое толкование операциям: суждения, умозаключения, рассуждения.

Добавлено: 13 декабря 2013
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. № 3. С. 139-149.

В работе показывается внутренняя связь между мыслью, образом и словом. Раскрывается роль психических функций в порождении мыслей, устанавливается активная роль наблюдателя в формировании мыслей, раскрывается структура мысли и образа, показывается, что процесс мышления есть процесс порождения мыслей и использование их при решении задач, стоящих перед субъектом. Сказанное позволяет дать содержательную характеристику ума, которая заключается в способности порождать мысли, тем самым открываются новые пути диагностики ума и интеллекта человека

Добавлено: 19 ноября 2013
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 4. С. 279-300.

В статье с позиций рефлексивно-культурологического науковедения обобщается история предметно-институционального развития советской психологии во взаимодействии с другими науками о человеке. Анализируются и обсуждаются историко-методологические проблемы науковедческого определения понятия «советская психология», выстраивается и обосновывается социокультурная периодизация основных этапов ее векового (досоветского, советского и постсоветского) развития, показаны предпосылки ее зарождения в дореволюционном человекознании Серебряного века русской культуры и перспективное влияние на современное психологическое познание.

Добавлено: 15 февраля 2019
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 3(87). С. 284-296.

В статье анализируется научная деятельность одного из крупнейших российских психологов ХХ в. — создателя двух научных школ: психологии способностей и дифференциальной психофизиологии. Предлагается периодизация его жизнетворчества, характеризуется его фундаментальный вклад в развитие общей, инженерной, педагогической психологии и психофизиологии. Показаны связи с другими научными школами и междисципли-научной, инженерно-технической и гуманитарно-культурологической ориентации современного человекознания.

Добавлено: 5 октября 2016
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 15-22.

В работе рассматривается генезис понятия «индивидуальность», раскрывается сущность индивидуальности человека, дается характеристика сущностных качеств, приводится их сопоставление с личностными качествами «Большой пятерки», вводятся три методологических принципа описания индивидуальности, приводится пример развития индивидуальности на основе базовых качеств.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. Т. 71. № 3. С. 59-71.

В статье обосновывается подход к развитию персонологии как  интегральной науки о личности, имеющей богатый историко-культурный контекст, а также предполагающей синтез различных теорий личности, единство фундаментальных и практико-ориентированных исследований личности,  строгую систему парадигм, акценты не только на познаваемую личность, но и личность исследователя, консультанта, психотерапевта. С целью разработки теоретико-методологической парадигмы культуры, предлагается «метод персонологической интеграции культурного опыта» и демонстрируются конкретные способы его применения.

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 2. С. 80-87.

В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в слово и понимание слова как перевод его в субъективный образ-субстанцию. Рассматривается отношение образа и слова в культурно-историческом аспекте. Анализируется наука как символическое описание реальности, в котором образ и слово соотносятся через мысли.

Добавлено: 10 сентября 2014
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 2 (90). С. 44-53.
В статье рассматривается процесс формирования образа мира с позиции его отражения в содержании образования. При этом формирование образа мира рассматривается на основе чувственного восприятия и в процессе освоения системы научного знания, индивидуальной и совместной деятельности, в процессе познания внешнего мира, самого себя и других. В качестве отдельной стороны познания мира и бытия субъекта в нем выделяется освоение духовной культуры. При освоении основ наук обращается внимание на необходимость формирования личностного смысла осваиваемых знаний и особенности освоения научных знаний как развивающейся системы. Рассматриваются сложности представления системы научных знаний в содержании школьного образования.
Добавлено: 22 августа 2017
Статья
Уколова Е. М., Шумский В. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 100-112.

В статье обосновывается понимание совести как внутренней точки опоры при соотнесении с самим собой в процессе самодетерминации человека. На основании историко-культурного анализа и представлений современной экзистенциальной психологии показано, что могут быть выделены не только ретроспективно-укоряющая и проспективно-предостерегающая функции совести, но и функция, состоящая в участии совести в формировании стратегии конкретных поступков. Понимание голоса совести как звучащего на этапе принятия решений позволило предложить методические шаги для нахождения аутентичной позиции, которые могут быть использованы в практике повседневности и в психологическом консультировании.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. Т. 76. № 4. С. 204-213.

В статье намечены пути и способы получения и интеграции персонологического знания об оппозициях как феномене индивидуальной жизни и ее познания. В качестве источников герменевтического поиска выступают мифология, литература, философия, теоретическая и экспериментальная психология. Феномен оппозиций раскрывается как бытийная и культурная универсалия: предметная, лингвистическая, семантическая, психическая. Описаны аспекты отношений личности к оппозициям, принадлежащим различным «средам» жизни человека. Представлены модели конструктивного и деструктивного генеза оппозиций сознательного и бессознательного, реконструированные из теории психологических типов К.Г. Юнга.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 1 (101). С. 151-160.

В статье дается понимание того, что такое духовные способности. На основе анализа Библии, раскрытия смысла выделенных в ней духовных качеств человека, изучения представленности личностных качеств в трудах философов и ученых в различные исторические периоды дается определение духовных способностей. Устанавливается связь между духовными способностями и нравственными качествами личности. Исходя из авторского подхода к пониманию общих когнитивных способностей человека показывается место нравственных способностей в структуре общих способностей. В структуре трех измерений способностей (природного, субъектно-деятельностного и личностного) духовные способности относятся к личностному измерению, тесно связанному с мотивацией, личностными смыслами и эмоциональным состоянием

Добавлено: 22 октября 2020
Статья
Белоусова В. В. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 3. С. 154-167.

Статья посвящена актуальной и вместе с тем слабоизученной проблеме профессионального самоопределения в сфере информационных технологий (ИТ). Предложена модель, отражающая систему взаимодействия факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения. Представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения студентов и школьников в области профессий сферы информационных технологий.

 

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Станковская Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. Т. 80. № 4. С. 97-106.

В статье предпринята попытка осмысления феномена «взгляда» в контексте новой персонологии (В.А. Петровский, Е. Б. Старовойтенко). Показано, что взгляд является одновременно выражением отношения и формой присутствия Другого в жизненном мире личности. На основе работ Ж.-П. Сартра, В.А. Петровского, М.М. Бахтина, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, М. Уайта осуществлена реконструкция «любящего» и «деструктивного» взглядов;  описана соответствующая им динамика субъектности, разворачивающаяся в пространстве межиндивидуального взаимодействия. Намечены приемы утверждения личностью субъектности в аспекте ее «бытия-рассматриваемой» (Ж.-П. Сартр).

Добавлено: 9 марта 2015
Статья
Исаева А. Н., Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 97. № 1. С. 78-98.

В статье представлены результаты исследований авторов, посвященных проблеме психологического осмысления неизученного феномена «отношение личности к жизненным оппозициям». Решается задача разработки концептуальной модели данного отношения, а также методики определения его форм и индивидуальной специфики. Построенная в широком междисциплинарном контексте, концептуальная модель обобщает положения о жизненной значимости, психофункциональной архитектонике, операциях с противоположностями, продуктивности отношения к оппозициям. Методика основывается на идеях о доминанте мышления, поддерживающих психических функциях, рефлексивном развитии отношения к оппозициям и строится по«задачному принципу». Стимульным материалом 11 задач выступают материалы интеллектуальной и художественной культуры. В целях качественного и количественного анализа отношения к оппозициям и выявления его форм предлагаются 50 критериев. Методика позволяет выявить доминирующее отношение личности к оппозициям и его жизненную эффективность при проведении эмпирических исследований и в консультативной практике.

Добавлено: 28 августа 2019
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 2 (102). С. 57-65.

В статье рассматриваются методологические вопросы, связанные с отношением понятий «жизнь», «поведение», «деятельность». Показывается ограниченность деятельностного подхода, обосновывается необходимость введения в диаду «поведение — деятельность» понятия «жизнь» как исходного при рассмотрении активности человека. Дается определение всех трех понятий, обосновывается, что человек прежде всего выступает как субъект жизни, а затем как субъект поведения и деятельности. На примере диагностики личностных качеств показывается, что наиболее полно личностные качества представлены при изучении человека как субъекта жизни по сравнению с изучением его качеств как субъекта поведения и деятельности.

Добавлено: 22 октября 2020