• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 62 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 1990. № 53. С. 252-254.
Добавлено: 13 ноября 2011
Статья
Яцык С. А. Средние века. 2014. № 74 (3-4). С. 444-447.

Статья представляет собой рецензию на книгу английского медиевиста Дэвида Л. д’Аврэ "Модели средневековой религиозной рациональности: веберианский анализ", в которой историк использует четыре типа рациональности, выделенные Вебером (инструментальную, ценностную, формальную и субстантивную) для анализа средневековой религиозности.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Марей Е. С. Средние века. 2017. Т. 78. № 4. С. 183-187.

Рецензия на недавновышедшую книгу французского медиевиста Ф. Мазеля, посвященную эволюции механизмов епископской власти.

Добавлено: 7 сентября 2018
Статья
Александрова М. А. Средние века. 2015. № 76 (1-2). С. 418-425.

Рецензия на книгу: Drelichman M., Voth H.-J. Lending to the Borrower from Hell: Debt, Taxes, and Default in the Age of Philip II. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2014. 

Добавлено: 30 декабря 2015
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 1996. № 58. С. 149-155.
Добавлено: 13 ноября 2011
Статья
Серебренников А. В. Средние века. 2019. Т. 80. № 2. С. 187-224.

Статья сопровождается комментированным переводом относящихся к России глав книги «Паломничество вокруг света» (1680) испанского миссионера и путешественника Педро Куберо Себастьяна, в 1671 – 1679 гг. совершившего кругосветное путешествие, часть которого пролегла через Русское государство. В них содержатся редкие свидетельства очевидца о дипломатическом церемониале, быте русских крестьян, жизни нерусских народов Поволжья, плаваниях по Каспийскому морю, торговле с западными странами, жизни иностранцев-католиков в Москве и Астрахани и многом другом. 

Добавлено: 12 января 2020
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 2014. Т. 75. № 3-4. С. 66-78.

В центре амбициозной концепции «монархии с сословным представительством», разработанной советскими медиевистами и сохраняющей влиятельность и сегодня, стоит, как известно, понятие «органов сословного представительства». Однако никто до сих пор не задавался вопросом, при каких исторических обстоятельствах появилось и развивалась концепция «монархии с сословным представительством», какого рода терминология использовалась для ее выстраивания, и какие смыслы были заключены в самой этой терминологии. В данной статье высказывается гипотеза, что как вся концепция в целом, так и ее специфическая терминология сложились поэтапно в двух совершенно различных политических ситуациях. С одной стороны, она отразила ожидания прозападных либералов рубежа XIX и XX вв., надеявшихся на скорое введение ограниченной монархии в России. С другой, ее более поздний семантический слой был задан политико-историческими учениями сталинской эпохи. Хотя большинство терминов изначально представляли собой переводы с западноевропейских языков, со временем они обрели совершенно новое — сугубо отечественное — смысловое наполнение. В итоге такие понятия, как «монархия с сословным представительством», или «органы сословного представительства» оказались к настоящему времени до такой степени обременены сомнительными политическими и идеологическими коннотациями, что вряд ли могут вообще быть применимы.

Добавлено: 29 ноября 2014
Статья
Уваров П. Ю. Средние века. 2015. Т. 68. № 3-4. С. 459-473.

В статье представлен подробный анализ материалов тематического выпуска журнала "Анналы", посвященного социальным статусам. 

Добавлено: 26 ноября 2015
Статья
Земляков М. В. Средние века. 2015. № 76 (3-4). С. 76-100.

Настоящая статья посвящена одной из ключевых проблем социальной истории государства Меровингов - формированию лично зависимой прослойки населения на землях восточнофранкского королевства (Австразии) в VII в. Связанные с этим процессы прослеживаются автором на материалах свода правовых установлений племенного союза рипуарских франков (Рипуарская правда), социально-правовые категории которого остаются недостаточно изученными в западноевропейской и отечественной медиевистике до наших дней. Обращаясь к анализу лично зависимого населения, сидевшего на землях королевских и монастырских поместий, прочих крупных землевладельцев VII в. («люди короля», «люди церкви», «римляне»), автор анализирует его социальное происхождение, статус в восточнофранкском обществе и степень правоспособности в рамках судебной системы рипуаров.

Добавлено: 24 марта 2018
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 2009. Т. 70. № 1-2. С. 61-69.

Автор размышляет о содержании понятия "Средние века".

Добавлено: 26 октября 2013
Статья
Мастяева И. Н. Средние века. 2018. № 79(2). С. 199-205.

Средневековые картинки со смешными подписями или все же нечто большее? "Страдающее средневековье" - проект, давно переросший изначальный формат паблика в социальной сети "ВКонтакте". История его возникновения, причины успеха и возможные перспективы в центре внимания автора статьи.

Добавлено: 31 декабря 2018
Статья
Александрова М. А. Средние века. 2018. Т. 79. № 4. С. 93-111.

В статье рассматриваются особенности подчинённого положения короны по отношению к купцам антверпенской биржи, где английские монархи брали займы с 1544 по 1574 г. Источником для исследования стала деловая переписка английского королевского финансового агента в Нидерландах, купца Томаса Грэшема (1519?–1579) с государственными деятелями. Он служил Эдуарду VI, Марии Тюдор и Елизавете Тюдор. Корреспонденция позволяет оценить какие идеологические мотивы формировали отношение английских правителей к практике иностранных займов. Т. Грэшем стремился убедить английских правителей в том, что для получения доступа к неограниченным кредитным ресурсам необходимо было поддерживать положительную финансовую репутацию в глазах иностранных кредиторов. Отчасти ему это удалось. Однако, по всей видимости, в XVI в. английские монархи не были готовы даже ради неограниченных финансовых ресурсов поступиться королевской прерогативой и начать играть в репутационные игры –– и предпочли эту практику прекратить.

Добавлено: 28 ноября 2018
Статья
Никольский И. М. Средние века. 2018. Т. 79. № 1. С. 192-196.

Рецензия на книгу "Теология и политика: власть, церковь и текст в королевствах вестготов", вышедшую в 2017 г. под общей редакцией О. В. Аурова и Е. С. Марей и посвященную политической истории вестготского королевства.  

Добавлено: 29 сентября 2019
Статья
Уваров П. Ю. Средние века. 2018. Т. 79. № 3. С. 50-73.

Во Франции больше, чем в любой другой стране, крепки дисциплинарные связи между географией и историей. Но каждое поколение исследователей реализует их по-своему. Сегодня «пространственный поворот» во французской медиевистике проявляется в интересе к «процессу территориализации» важнейших структур средневекового общества — прихода и диоцеза. В XI–XIII вв. христианский мир оказывается плотно опутанным сетью приходов, которые стали базовой ячейкой социально-политической системы.

Поселение, сконцентрированное вокруг церкви и кладбища, было незнакомо античному миру. Такая структура складывалась на протяжении веков. Завершение этого процесса Мишель Лауэрс обозначил термином inecclesiamento, в какой-то мере дополняющим, а в какой-то оспаривающим понятие incastellamento, введенное в 70-х гг. XX в. Пьером Тубером. Если приходы были структурами, которые заведомо возникли только в Средние века, то диоцез долгое время рассматривался историками как наследник античной эпохи, порождение ее территориальной организации. Исследования, осуществлявшиеся в последние годы по инициативе Флориана Мазеля, опровергают это убеждение. Для раннесредневекового общества был характерен разрыв с античной системой территориальной организации и восприятия пространства. Заметные усилия для церковного освоения территорий были предприняты в каролингскую эпоху, но они не привели формированию новой системы. Диоцезы получили устойчивый вид лишь после григорианской реформы.

Изменение форм церковного (а, следовательно, и социального) освоения пространства представляется настолько важным процессом, что может быть положено в основу новой периодизации Средневековья.

Добавлено: 7 декабря 2018
Статья
Воскобойников О. С. Средние века. 2012. № 73 (1-2). С. 264-277.

Возрождение тяги к эмпирическим знаниям и различным наукам, дававшим интеллектуальной элите Запада новый ключ к постижению действительности, не могло не вызвать интереса и у властей предержащих. Великая эпоха переводов с арабского, еврейского и греческого, за два века (XII-XIII вв.) до неузнаваемости изменившая облик и структуру латиноязычной христианской науки, непонятна без учета взаимосвязей между политикой и знаниями. Именно эту большую историческую проблему и освещает данная работа, на примере одной конкретной «новой» науки того времени – физиогномики.

Добавлено: 19 ноября 2012
Статья
Яцык С. А. Средние века. 2016. Т. 77. № 1-2. С. 89-118.

Цель данной статьи – проследить за формированием исключительного права римских понтификов на канонизацию святых. Рассматривая процессы канонизации Ульриха Аугсбургского, Гомобона Кремонского и некоторых других святых, создавшие прецеденты, впоследствии зафиксированные в «Декреталиях» Григория IX, автор предпринял попытку проанализировать формальное, юридическое выражение попыток Святого Престола подчинить своему контролю уже существующие и зарождающиеся культы и сконструировать наиболее точно отвечающий задачам Церкви образ святого.

Добавлено: 18 июня 2016
Статья
Полдников Д. Ю. Средние века. 2015. Т. 76. № 3-4. С. 274-290.

Статья посвящена характеристике специальных приемов толкования (экзегезы) авторитетных правовых текстов цивильного и канонического права юристами ius commune в Западной Европе XIII–XV вв. Раскрывается понятие и содержание данной юридической техники как части юридической науки и искусства толкования авторитетных текстов, устранения видимых противоречий и решения юридических споров, отмечается историческая обусловленность ее появления в XIII в. и упадка после XVI в., выявляются отличия от казуистики древнеримских знатоков права, анализируются основные приемы текстологической экзегезы (определение, деление, индукция, иллюстрация примерами).

Добавлено: 8 марта 2016